Меню

Проблемы психофизического здоровья ребенка

Проблемы сохранения психического здоровья детей дошкольного возраста

Гудкова Наталья Сергеевна
Проблемы сохранения психического здоровья детей дошкольного возраста

Проблема здоровья детей, особенно психического, является наиболее актуальной на сегодняшний день. С каждым годом число таких детей увеличивается.Причин много: паталогические беременности, родовые травмы, увеличение операций Кесарево сечения, генные особенности, негативные факторы окружающей среды и т. д.

Сам термин «психическое здоровье» введен Всемирной организацией здравоохранения в 1979 году в докладе Комитета экспертов «Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей». В нем говорится, что нарушения психического здоровья связаны не только с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, но и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, которые воздействуют на психику и связанны с социальными условиями. [1].

В «Новейшем психологическом словаре» дается следующее определение «здоровью психическому» — состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности [4].

На сегодняшний день существуют большое количество факторов негативно влияющих на психическое здоровье детей,к ним относят:

1. Ускорение темпа современной жизни, дефицитом времени, недостаточными условиями для снятия эмоционального напряжения и для расслабления. Следствием этого являются чрезмерная загруженность родителей, их невротизация, появление множества личностных проблем в сочетании с недостаточной осведомленностью о путях решения внутри личностных конфликтов и о возможностях психологической и психотерапевтической помощи. Подобная личностная дисгармония родителей находит свое отражение в развитии детей и оказывает негативное влияние на их психику.

2. Неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, занятость родителей, ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли. Помещение детей в раннем возрасте (до 3-х лет) в детские дошкольные учреждения или привлечение няни для их воспитания является сильным психотравмирующим событием, поскольку такие дети еще не готовы к разлуке с матерью.

3. Дисгармония семейных отношений, частые конфликты, громкие ссоры между родителями вызывают у детей-дошкольников постоянное чувство беспокойства неуверенности в себе, эмоционального напряжения и могут стать источником их психологического нездоровья.

4. Стиль родительского воспитания, большинство психологов считает, что психологическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связаны с воспитанием ребенка. Так при авторитарном стиле дети замкнуты, раздражительны, боязливы, агрессивны. При непоследовательном руководстве, индифферентном стиле приводит к гневу, раздражению, тревожности, чувства вины у детей. Основным условием нормального психосоциального развития ребёнка признается спокойная и доброжелательная обстановка в семье, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей.

5. Недостаток движений, гиподинамия также негативно сказывается на психическом развитие ребенка. Все виды движения — одна из важнейших потребностей растущего организма, которая снижает нервное напряжение, ослабляет воздействие отрицательных эмоций. Большинство современных детей в силу занятости родителей, чаще проводят время за телевизором и планшетом, реже гуляют и занимаются спортом. А это в дальнейшем приводит к развитию заболеваний сердечнососудистой и нервной системы.

6. Раннее приобщение ребенка к телевиденью и компьютерным играм влияет не только на физическое, интеллектуальное, но и на психическое развитие. Самое явное свидетельство негативного влияния это нарастания внутренней пустоты — это детская жестокость и агрессивность. Постоянный просмотр сцен насилия притупляет эмоциональные чувства детей, они привыкают к жестокости, становятся равнодушными к человеческой боли. У них формируется эталон эмоционального реагирования. Также за последние годы резко увеличилось количество детей, которые умеют воспринимать только зрительную информацию. Слова проходят мимо них. Кроме того, длительное пребывание перед монитором негативно сказывается на многих функциях организма — зрении, костно-мышечном аппарате, высшей нервной деятельности и т. д.

Читайте также:  Порядок выплаты страхового возмещения за вред здоровью

Все это приводит к аномалиям психологического здоровья, а именно к поведенческим нарушениям и эмоциональным расстройствам. Необходимо помнить, что детский возраст это период наиболее интенсивного становления внутреннего мира, формирования личности, которая находится в руках взрослого. Родители и педагоги должы создавать максимально благоприятные условия для её здорового формирования.

1. Практическая психология образования / Под ред. И. В.Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. — М. : ТЦ «Сфера». 2000.

2. Психология здоровья / Под редакцией Г. С. Никифорова. — СПб. : Питер, 2003. — (Учебник для вузов).

3. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной. — 4-е изд.-Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

4. Шапарь В. Б. Новейший психологический словарь / В. Б. Шапарь, В. Е. Россоха, О. В. Шапарь; под. ред. В. Б. Шапаря. — изд. 2-е — Ростов н/Д. : Феникс, 2006.

Игры и упражнения на повышение самооценки и сохранения психического здоровья ребёнка «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» Участники игры по очереди заканчивают кг из предложений: Я хочу. Я умею. Я смогу. Я добьюсь. Можно попросить.

Музыкальное воспитание как эффективное средство укрепления психического здоровья детей дошкольного возраста Алгоритм проведения музыкального занятия с использованием здоровьесберегающих технологий: 1. Приветствие. Психогимнастическое упражнение.

Презентация «Особенности педагогического взаимодействия для сохранения психического здоровья ребенка» Особенности педагогического взаимодействия для сохранения психического здоровья ребенка В дошкольном воспитании решению проблем, связанных.

Прогулка как одна из форм сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста Прогулка — как одна из форм сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста. В. В. Дмитриева, руководитель физического воспитания.

Развивающая предметно-пространственная среда как условие сохранения физического и психического здоровья детей Влияние предметно – развивающей среды на развитие личности ребёнка Правильно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении.

Развивающая предметно-пространственная среда — условие сохранения и укрепления физического и психического здоровья ребенка Развивающая предметно — пространственная среда – условие сохранения и укрепления физического и психического здоровья ребенка» «Забота о.

Сообщение из опыта работы: «Сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей дошкольного возраста» Подготовил: инструктор по физической культуре МДОАУ д/с «Родничок» г. Пыть-Ях Щербакова Н. Н. г. Пыть-Ях, 2017 «Сохранение и укрепление.

Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей Семинар-практикум для педагогов ДОУ тема: «Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей» Цель: познакомить педагогов.

Условия сохранения психологического здоровья детей в детском саду и семье «Условия сохранения психологического здоровья детей в детском саду и семье» Проблема психического здоровья дошкольника и его сохранения.

Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей. «Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение.

Источник

Психофизическая безопасность здоровья детей в ДОУ

«У кого есть здоровье – у того есть надежда,
у кого есть надежда — у того есть всё!»
(Восточная мудрость)

Эта восточная мудрость определяет два самых главных принципа, на которых строится основа человеческого бытия. Первый – здоровье было, есть и будет значимой ценностью вне зависимости от времени, места и общественного уклада жизни, души и тела. Второй – здоровье является высшей ценностью общества, поскольку качество человеческой жизни и состояний человека есть достояние не только отдельно взятой личности, но и общества в целом.

Читайте также:  Образовательные учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста

Однако результаты многолетних исследований состояния здоровья детей показывают, что отчётливой положительной динамики в состоянии здоровья российских детей, к сожалению, не наблюдается. За последние 10-15 лет этот факт становится предметом острой общественной тревоги.

На сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют 3-4%. Рождение здорового ребёнка стало редкостью. Более 20 % детей старшего дошкольного возраста имеют 3 группу здоровья.

Данная проблема (особенности психофизического развития детей дошкольного возраста) находит отражение в исследования ученых Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Л.А. Венгера, Т.И. Осокиной, Е.А. Тимофеевой, А.В. Кенемана, Э.Я. Степаненковой, М.А. Руновой,

Актуальность исследования обусловлена необходимостью создания эффективной здоровьесберегающей педагогической системы в дошкольных учреждениях разного вида, которая позволит своевременно преодолеть нарушения в состоянии здоровья и развитии ребенка.

Обеспечение психологической безопасности личности ребёнка – это:

психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических, эмоциональных и интеллектуальных нагрузок, доброжелательный стиль общения с детьми, доверительно-партнёрское взаимодействия с родителями через творческий союз (клубы, посиделки за чашкой чая, конкурсы, тематические вечера, детско-родительские тренинги; походы в лес, библиотеку, музыкальную школу, общеобразовательную школу; посещение выставок народного творчества; совместная организация праздников и др.)

Основная цель: показать важность и необходимость комплексного подхода к проблеме охраны и укрепления психического и психоэмоционального здоровья воспитанников, психологической безопасности личности.

Задачи:

  • развитие мотивационных устремлений ребёнка на исправление негативных поведенческих проявлений через специально организованные занятия, упражнения, тренинги;
  • расширении коммуникативного потенциала детей, способов общения друг с другом;
  • создание предметно-развивающего пространства;
  • развивать и воспитывать чувства эмпатии и доверительности, развитие этических способностей;
  • совершенствовать работу по профилактике и развитию физического здоровья воспитанников;
  • мотивировать педагогов и родителей в необходимости сотрудничества с ДОУ по укреплению психофизического здоровья детей;
  • профилактика и коррекция профессиональных и личностных затруднений педагогов ДОУ.

Здоровьесберегающие образовательные технологии:

  • Технологии обеспечения гигиенически оптимальных условий проведения воспитательно-образовательного процесса;
  • Технологии правильной организации воспитательно-образовательного процесса;
  • Психолого-педагогические технологии.

Мероприятия в период адаптации детей к детскому саду:

  • посещение детского сада неполный день, начиная с одного часа;
  • посещение занятий, игр, зарядки по желанию ребенка;
  • нельзя кормить насильно;
  • закаливающие и водные процедуры дома.

Основной принцип в работе: создание и закрепление целостного и позитивного психосоматического состояния ребёнка в различных видах деятельности.

Внешние и внутренние источники угрозы психологической безопасности ребёнка:

  1. Плохая экология,
  2. Снижение двигательной активности,
  3. Информационные и нейропсихические перегрузки,
  4. Недостаточное питание,
  5. Плохая гигиена.
  1. Манипулирование детьми: неправильная организация общения
  2. Межличностные отношения с другими детьми,
  3. Психоэмоциональные перегрузки из-за нерационального режима жизнедеятельности детей,
  4. Отсутствие понятных ребёнку правил, регулирующих его поведение в детском коллективе
    1. Сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения,
    2. Осознание ребёнком на фоне других детей своей неуспешности (низкая самооценка),
    3. Отсутствие автономности (зависимость от взрослых)
    4. Индивидуально-личностные особенности ребёнка,
    5. Патология физического развития и др.
Читайте также:  Факторы физического здоровья кратко

Дошкольный возраст – это критический период в жизни ребёнка.

Риски дошкольного возраста:

  • формируется высшая нервная деятельности,
  • нервные процессы у детей отличаются быстрой истощаемостью,
  • происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов,
  • дети часто эмоционально перегружены,
  • наблюдается рост невротических реакций.

Здоровье дошкольника = психическая + физическая гармонически и всесторонне развитая социально-адаптированная личность ребёнка.

Направления работы ДОУ по формированию психофизической

безопасности здоровья:

  1. Проанализировать возрастное психофизическое развитие ребенка и его особенности.
  2. Определение диагностической батареи методик для выявления уровня физического и психоэмоционального развития.
  3. Определение системы дозирования интеллектуальных, эмоциональных,физических нагрузок.
  4. Формирование основ здорового образа жизни через занятия.
  5. Совершенствование системы закаливающих и других оздоровительных мероприятий в ДОУ.
  6. Планирование и организация психологической и развивающей работы по коррекции эмоциональных нарушений.
  7. Повышение профессионального уровня педагогов и родителей по проблеме психофизической безопасности здоровья детей.
  8. Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребёнка.
  9. Работа с семьями воспитанников, психолого-педагогическая поддержка «трудных» семей.

Формы и средства работы:

Физкультурные занятия, досуги, утренняя и бодрящая гимнастики; физминутки или «минутки здоровья» на занятиях; организация совместных праздников, других мероприятий с родителями; психогимнастика; музыкальная и танцевальная гимнастика; логоритмика; пальчиковая гимнастика, самомассаж; психотехнические, релаксационные упражнения, аутотренинг; дыхательная и зрительная гимнастики; групповые, игровые тренинги; серия занятий по теме: Уроки «Добра» (на развитие эмпатии); индивидуальные коррекционно-развивающие занятия (коррекция по виду риска); сюжетно-ролевые и творческие игры; мимическая и пантомимическая гимнастики; смехотерапия; элементы арт-терапии и сказкотерапии; личный пример и обаяние воспитателя, улыбка окружающих; доверительный, демократический стиль общения взрослых с детьми; упражнения для снятия эмоциональных и мышечных зажимов; коммуникативные игры.

Стратегии успеха у ребёнка:

Стимуляция чувства удивления; стратегия на отрицательное подкрепление; стимуляция чувства прекрасного, чувства юмора, телесного контакта; стратегии на стимулирование гуманных чувств, на провокацию и преодоление негативного состояния, на переключение ребёнка на иное состояние, на стимуляцию положительных эмоций.

Позитивные контакты:

  • Взять ребёнка за руку, погладить по голове, прижать к себе.
  • Безусловно принимать ребёнка.
  • Активно «слушать» его переживания и потребности.
  • Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.
  • Помогать, когда просит, поддерживать успехи.
  • Делиться своими чувствами (значит доверять).
  • Конструктивно решать конфликты.
  • Обнимать, если дозволяет.
  • Использовать приветливые фразы: хорошо, что ты пришёл; мне нравится, как ты …; я по тебе соскучилась; давай вместе…; ты, конечно, справишься; как хорошо, что ты есть у нас.
  • Не «замечайте» мелких шалостей гиперактивных и расторможенных детей.
  • Сдерживать раздражение, не кричать на ребёнка (от крика возбуждение усиливается и энергия общения разрушается).

Памятка для родителей:

  • Помните: Не бывает плохих детей, бывают плохие поступки.
  • Личный пример ЗОЖ – лучше всякой морали.
  • Простая домашняя пища полезнее для здоровья, чем искусные яства.
  • Лучший вид отдыха – прогулка с семьей на свежем воздухе, лучшее развлечение для ребенка — совместная игра с родителями.

Результаты работы:

  • снизилась заболеваемость,
  • дети стали более доверительно общаться, расширились коммуникативные контакты,
  • конфликтные ситуации стали разрешаться социально-приемлемыми способами,
  • у педагогов, родителей изменился стиль общения, он стал более демократичным, партнёрским,
  • значительно снизился общий процент тревожности, агрессивности среди детей.

Источник

Adblock
detector