Психологическое здоровье дошкольника на современном этапе
консультация на тему
Информация для педагогов и родителей о состоянии психологического здоровья, факторах риска психологическое здоровье дошкольника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskoe_zdorove_na_sovremennom_etape.docx | 21.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическое здоровье дошкольника на современном этапе
На сегодняшний день очень важно знать, что такое психологическое здоровье. О поддержании и формировании психологического здоровья рассуждают педагоги дошкольного образования – люди, которые окружают ребенка с первых его шагов. Через нас – взрослых, ребенок постигает мир, от нас зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный взрослый мир. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности.
Сегодня не вызывает сомнения тот факт. Что практически все дети требуют той или иной психологической поддержки, поскольку находятся под воздействием рядом неблагоприятных факторов. В современной российской действительности мы живем в условиях недостатка, а иногда отсутствия материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания, полноценного развития и социализации детей. Это может приводить к ухудшению здоровья детей – психологического, физического и социального.
Термин «психологическое здоровье» был введён в научный лексикон не так давно автором Дубровиной, которая считает, что психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности.
Психологическое здоровье – это оптимальное функционирование всех психических структур, необходимых для текущей жизнедеятельности. Это не только душевное, но и личностное здоровье. Это состояние, когда душевое здоровье сочетается с личностным, у человека всё светло и хорошо, и при этом он в состоянии личностного роста и готовности к такому росту.
Отличие психологического здоровья от психического, главным образом, заключается в том, что психическое здоровье имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, позволяющим человеку быть адекватным и успешно адаптироваться к среде, а психологическое здоровье – относится к личности в целом.
Для психологически здорового человека характерны следующие качества:
- оптимизм
- разумность
- эмоциональное спокойствие
- открытость
- способность радоваться
- самодостаточность
- умение адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам
Если составить обобщенный портрет психологически здорового человека, то мы увидим жизнерадостного, творческого, весёлого, открытого, познающего себя и окружающий мир человека не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает себя и при этом признаёт ценность и уникальность окружающих его людей. Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь. Прежде всего, на себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь полна смыслом. Это человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающим миром.
Таким образом, можно сказать, что ключевым словом для описания психологического здоровья является слово «гармония». Это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими.
Специфика психологического здоровья ребёнка
Состояние психологического здоровья ребенка можно разделить на 3 уровня:
К высокому уровню – креативному – можно отнести детей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности.
К среднему уровню – адаптивному – относятся дети в целом адаптированные к социуму, однако, имеющие некоторую повышенную тревожность.
К низкому уровню – дезадаптивному – относятся дети, чей стиль поведения характеризуется, прежде всего, стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям или возможностям, или, наоборот, используя активную наступательную позицию, подчинить окружение своим потребностям.
К данному уровню относятся дети с невротическими заболеваниями, психопаты, социопаты, а так же, имеющие ряд внутренних личностных проблем: агрессивность, повышенная демонстративность, сильная психотравма и страх, любители жить в позиции жертвы.
Существуют факторы риска психологического здоровья детей:
Их можно разделить на 2 основные группы: средовые и субъективные
К средовым факторам можно отнести всё, что окружает ребёнка: неблагоприятные семейные условия, неблагоприятное общество, телепередачи и компьютерные игры, способствующие появлению агрессии и других личностных отклонений, учреждения, при посещении которых ребёнок испытывает сильную тревогу и страх.
К субъективным, то есть внутриличностным факторам относятся характер, темперамент, самооценка.
Можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов. Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признаётся спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или воспитателей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребёнка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение за ребёнком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема нравственно – патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Идеи патриотизма возвышены; задачи, сформулированные в различных нормативных и методических источниках, звучат .
В статье освещена необходимость воспитания патриотизма у молодого поколения.
Материал описывает практическое применение процесса эстетического воспитания в формировании личности ребенка в МКДОУ «Ласточка».
Вся жизнь ребенка — дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя.
Методические рекомендации для воспитателей и родителей на тему: » Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе».
Психическое здоровье – это состояние, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятел.
Термин «психическое здоровье» был введен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Термин неоднозначен, он связывает собою две науки и две области практики .
Источник
VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014
ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Проблема здоровья детей, особенно психического, является наиболее актуальной на сегодняшний день. Конечно, этот вопрос привлек внимание ученых многих отраслей не сегодня и не вчера. Здоровье – это приоритетная ценность человека, ему отводится первоочередное значение. Актуальность обсуждения данного вопроса связана с ухудшением здоровья детского населения Российской Федерации. Ухудшению состояния здоровья способствует рост заболеваемости, изменение структуры и увеличение частоты хронических заболеваний.
Многие авторы, которые пишут о проблеме детского здоровья, пытаются дать определение понятию «здоровье», ссылаются на работу П.И. Калью «Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация». В этой работе приводится 79 определений здоровья, которые были сформулированы представителями различных научных дисциплин из разных стран мира в различное время [2]. В настоящее время выделяют следующие компоненты здоровья:
соматическое — текущее состояние органов и систем организма человека;
физическое — уровень роста и развития органов и систем организма;
психическое — состояние психической сферы, душевного комфорта;
нравственное — комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности [4, c. 42].
Для нас особый интерес представляет такой компонент здоровья, как «психическое здоровье». Сам термин «психическое здоровье» введен Всемирной организацией здравоохранения в 1979 году в докладе Комитета экспертов «Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей». В нем говорится, что нарушения психического здоровья связаны не только с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, но и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, которые воздействуют на психику и связанны с социальными условиями [3].
В «Новейшем психологическом словаре» дается следующее определение «здоровью психическому» — состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности [6, с. 148]. Авторами выделены критерии психического здоровья: 1) состояние субъективных образов отражаемым объектам действительности и характера реакций — внешним раздражителям, значению жизненных событий; 2) адекватный возрасту уровень зрелости личностных эмоционально-волевой и познавательной сфер; 3) адаптивность в микросоциальных отношениях; 4) способность к самоуправлению поведением, разумному планированию жизненных целей и поддержанию активности в их достижении.
Дошкольный возраст — это один из самых интереснейших возрастных периодов в развитии человека. В период дошкольного детства происходит интенсивное формирование всех психических процессов и личности ребенка, закладывается основа перехода его к не менее важному и сложному возрастному периоду — младшему школьному. Именно подготовка к школьному обучению включает такой компонент как психологическая готовность ребенка.
Именно в детстве проблемы психического здоровья имеют более прямую связь с окружающей обстановкой, чем в другие возрастные периоды. Условием нормального психосоциального развития ребенка (кроме здоровой нервной системы) является спокойная и доброжелательная атмосфера, создаваемая постоянным присутствием родителей или лиц, их замещающих, которые внимательно относятся к эмоциональному благополучию ребенка, беседуют с ним, играют, поддерживают дисциплину, наблюдают за ним, обеспечивают семью необходимыми материальными средствами. Подчеркивается также, что ребенку необходимо предоставлять больше самостоятельности и независимости, возможность общаться с другими детьми и взрослыми вне дома и обеспечивать соответствующие условия для обучения. В докладе отдельно подчеркивается, что многие дети не имеют таких условий.
Большинство психологов считает, что психическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связаны со стилем родительского воспитания, зависят от характера взаимоотношений родителей и детей.
Сделано множество попыток выделить и описать стили воспитания. Так, например, А. Болдуин выделяет два стиля родительского воспитания: демократический и контролирующий.
Демократический стиль характеризуется высокой степенью вербального общения между родителями и детьми, включенностью детей в обсуждение семейных проблем, успешностью ребенка при готовности родителей всегда прийти на помощь, стремлением к снижению субъективности в видении ребенка.
Контролирующий стиль характеризуется существенными ограничениями поведения ребенка, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер, четкого понимания ребенком смысла ограничений. Постоянство и последовательность предъявления требований и запретов признаются ребенком как справедливые и обоснованные.
Некоторые авторы добавляют еще смешанный тип воспитания. Дети, испытывающие такой тип воспитания, характеризуются как послушные, внушаемые, неагрессивные, нелюбопытные с бедной фантазией.
В.И. Гарбузов, А.И. Захаров отмечают, что от воспитательных воздействий, от особенностей взаимодействия родителей с ребенком зависит формирование характерологических особенностей ребенка. Даже если ребенок находится под пристальным вниманием родных и близких, окружен их заботой, встречается не малый процент психических заболеваний, неврозов, причиной которых являются особенности взаимоотношений. И в связи с этим В.И. Гарбузов выделяет четыре типа неправильного воспитания [1, c. 19].
Первый тип — неприятие — характеризуется отсутствием любви к ребенку, неприятием индивидуальных его особенностей, жестким контролем, суровыми наказаниями, строгим режимом, навязыванием ему типов поведения. Данный тип воспитания может сочетаться с недостатком внимания, контроля со стороны взрослых. При таком типе воспитания в итоге возникает взаимное отчуждение, взаимное неприятие. Это самый драматичный тип воспитания.
Второй тип — гиперсоциальное воспитание. Ребенок появляется в семье, так как дети должны быть у всех. Успехи ребенка являются самоцелью для родителей, неудачи воспринимаются как трагедия, катастрофа. В ребенке культивируется педантизм, чрезмерная пунктуальность, сдержанность эмоций как проявление интеллигентности, ориентация на оценку окружающих. Такое отношение к ребенку в итоге приводит к психосоматическим заболеваниям, возникновению неврозов.
Третий тип — тревожно-мнительное отношение родителей — постоянная тревога за здоровье ребенка, его благополучие, забота о социальном статусе, успехах в учебной и профессиональной деятельности. Ребенок становится нерешительным, несамостоятельным, робким и обидчивым, малейшие трудности вызывают у него панику, нервность и мнительность.
Четвертый тип — эгоцентрическое воспитание — предполагает чрезмерное внимание всех членов семьи к ребенку, культивирование сверхъестественности, «кумира семьи». Малейшие прихоти и желания ребенка выполняются немедленно. При общении со сверстниками такой ребенок сталкивается с неудачами, претензии его претерпевают отпор, неприятие. Ребенок становится агрессивным, истероидным, тревожным, мнительным, замкнутым. Ребенок-эгоист обречен на крах и одиночество.
Обобщая детерминанты родительского отношения в различных концепциях, Б.Ю. Шапиро выделил следующие [7, c. 160]:
особенности личности родителя (концепция А. Адлера, Дж. Боулби, Л. Лоевингер);
личностные и клинико-психологические особенности (работы М.И. Лисиной, Н. Ньюсона);
этологические факторы (С. Лейбовичи);
социокультурные детерминанты (X. Харлоу, М. Лаоса);
особенности внутрисемейных отношений (А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер).
Если родители действительно заботятся о психическом здоровье своих детей, им необходимо соблюдать следующие рекомендации [5, с. 22]:
— Поверьте в уникальность своего ребенка, в то, что Ваш ребенок — единственный в своем роде, не похож ни на одного соседского ребенка и не является точной копией Вас самих. Предоставьте ему право прожить жизнь самому.
— Позвольте ребенку быть самим собой, со своими недостатками, слабостями и достоинствами. Принимайте его таким, какой он есть. Опирайтесь на сильные стороны ребенка.
— Не стесняйтесь демонстрировать ему свою любовь, дайте ему понять, что будете любить его всегда и при любых обстоятельствах.
— Не бойтесь «залюбить» ребенка, берите его на колени, смотрите ему в глаза, обнимайте и целуйте его тогда, когда ему этого хочется.
— В качестве воспитательного воздействия чаще используйте ласку и поощрение, чем наказание и порицание.
— Установите четкие рамки и запреты и позвольте ребенку свободно действовать в этих рамках. Строго придерживайтесь установленных запретов и разрешений.
— Не спешите прибегать к наказаниям. Постарайтесь воздействовать на ребенка просьбами — это самый эффективный способ давать ему инструкции.
— Не забывайте, что ключ к сердцу ребенка лежит через игру. Именно в процессе игры Вы сможете передать ему необходимые навыки и знания, понятия о жизненных правилах и ценностях, лучше понять друг друга.
— Чаще разговаривайте с ребенком, объясняйте ему непонятные явления и ситуации, суть запретов и ограничений. Помогите ребенку научиться вербально выражать свои желания, чувства и переживания, научиться интерпретировать свое поведение и поведение других людей.
В ряде психологических работ понятие психическое здоровье связывается с созданием психологического комфорта. Огромная роль в создании благоприятного психологического комфорта отводится не только родителям, но и воспитателю, педагогу. Работая с детьми, общаясь с ними, взрослый должен обязательно знать закономерности и особенности такого общения и взаимодействия. Обучая и воспитывая, воспитатель, педагог является центральной фигурой, авторитетом для детей, предметом подражания, носителем жизненных ценностей. Поэтому педагогу и воспитателю необходимо следить за своими эмоциями, поведенческими реакциями, приемами и способами общения с детьми дошкольного возраста. Благодаря взрослому ребенок на данном возрастном этапе учится диалогу с обществом.
Список литературы:
Гарбузов В.И. Нервные дети: Советы врача. — Л.: Медицина, 1990.
Калью П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация. — М.: Медицина, 1988.
Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера». 2000.
Психология здоровья / Под редакцией Г.С. Никифорова. — СПб.: Питер, 2003. — (Учебник для вузов).
Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. — 4-е изд. -Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь; под. ред. В.Б. Шапаря. — изд. 2-е — Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
Шнейдер Л. Б.Психология семенных отношении, Курс лекции. — М.: Апрель-Пресс, Изд-вo ЭКСМО-Пресс, 2000.
Источник