Проблема профессиональной ориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья
Главной тенденцией в развитии системы образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья в РФ становится ее сближение с системой реабилитации инвалидов. Сам термин «реабилитация» происходит от позднелатинского rehabilitatio (re — вновь, снова, habilitas — способность, годность) и обозначает восстановление способности, годности.
В России имеется достаточно научных теоретических и прикладных исследований по проблеме реабилитации. Так, Е.И. Холостова предлагает программу социальной реабилитации инвалидов, состоящую из социально-средовой ориентации, социально-бытовой адаптации, социокультурной реабилитации, социально-педагогической и социально-психологической реабилитации, — эти элементы программы создают и обеспечивают условия для социальной интеграции инвалида, способствуют восстановлению его социального статуса, его способности к самостоятельной общественной, семейной и бытовой деятельности. В данной программе результатом социально-психологической реабилитации инвалидов является развитие у них умений ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей.
Однако мало работ, в которых бы системно решались взаимосвязанные психологические и педагогические проблемы профессионального ориентирования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Важным направлением социализации инвалидов является профессиональное ориентирование. Комплекс мероприятий по профессиональному ориентированию предполагает широкий спектр мер по оказанию им помощи в выборе будущей профессии. Профессиональная ориентация молодежи — проблема не новая: теория и практика профессиональной ориентации уже имеют почти столетнюю историю. Классические отечественные исследования в области профориентации принадлежат Е.А.Климову, И.С.Кону, Е.С.Романовой, Н.С.Пряжникову, Е.Ю.Пряжниковой, М.С.Савиной, Н.С.Чистяковой, А.Е.Голомштоку и др.
Обучение студентов с ОВЗ относительно новая образовательная практика. Наблюдения показывают, что студенты с ОВЗ больше нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении по сравнению с их здоровыми сверстниками.
Проблема научных исследований по данной теме сталкивается с рядом противоречий между необходимостью психолого-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ и недостаточной проработанностью этой тематики в отечественной психологии и педагогике.
Современный подход к профессиональному ориентированию должен подразумевать комплексный подход к решению данной проблемы. Необходимым в программе сопровождения является сочетание работы различных социальных институтов и различных психологических центров (центры занятости, центры профориентации, различные общественные организации); проведение комплексной профориентационной работы; использование различных возможностей передачи информации, относящейся к профессиональному выбору инвалидов; применение методического инструментария по выявлению типологических особенностей при выборе профессии людьми, имеющими ограниченные возможности.
Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения — постепенно сформировать у студента с ОВЗ внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного).
Особенности профессионального самоопределения студентов с ОВЗ заключаются в следующем:
· профессиональное самоопределение является фрагментарным, неполным, характеризуется отсутствием учебной и профессиональной мотивации;
· характеризуется отсутствием осознанного выбора, скудностью представлений о мире профессий и отсутствием возможностей сделать социально и экономически обоснованный выбор;
· отличается неадекватным отношением к жизненным реалиям и ценностям, неумением планировать профессиональные и жизненные перспективы.
Можно выделить следующие факторы, которые необходимо учитывать в разработке системы психолого-педагогического сопровождения при профессиональном самоопределении и трудоустройстве лиц с ограниченными возможностями здоровья на этапе обучения в вузе:
· влияние референтной группы;
· учет состояния здоровья, соотнесение его с требованиями профессии;
· поддержка со стороны педагогов;
· знание студентом своих личностных особенностей, возможностей и способностей;
· информированность о видах профессиональной деятельности для дальнейшего выбора той профессии, которая соответствует индивидуальным способностям.
Следует отметить, что длительное время вопросы содействия профессиональному самоопределению лиц с ОВЗ ограничивались лишь их обучением трудовым операциям в рамках определенной профессии. Не уделялось должного внимания созданию условий для сознательного выбора и освоения той или иной профессии студентом с ОВЗ. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального и личностного развития выступает как важнейший фактор формирования личности будущего профессионала.
Выпускник университета, вступающий в договорные отношения с работодателем, должен обладать компетенциями, которые позволят полноценно включиться в трудовую деятельность и эффективно выполнять должностные обязанности. Современный работодатель имеет возможность выбирать претендентов на вакантные должности, поэтому образовательная, профориентационная программа и программа трудоустройства призваны обеспечить будущим выпускникам с ОВЗ конкурентные преимущества.
На сегодняшний день можно отметить ряд научных школ и направлений, рассматривающих проблематику профессиональной подготовки и трудоустройства молодых людей с ОВЗ:
· изучение типологических особенностей при выборе профессии людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, отражены в работах Е.В.Свистуновой, Е.В.Ананьева, А.А.Дыскина, Е.М.Старобина;
· аспекты, связанные с социальной помощью, теорией и технологиями социальной работы в области профессиональной реабилитации и профессионального становления, трудоустройства инвалидов, нашли отражение в трудах О.М.Виноградовой, А.А.Дыскина, А.А.Кузнецовой, Д.И.Лавровой, А.И.Осадчих, С.Н.Лузина, Л.И.Савинова, Л.В.Федотовой, Е.И.Холостовой и др.;
· рассмотрением проблем трудоустройства, возникающих у людей с ограниченными возможностями здоровья занимались Е.Ш.Гонтмахер, Т.В.Зозуля, Э.К.Наберушкина, Е.Г.Свистунов, А.С.Сорвина, Е.В.Холостова, Е. Р.Ярская-Смирнова и др.;
· современное состояние клинического и психолого-педагогического изучения разных групп детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается в работах Н.А.Александровой, Г.П.Бертынь, Т.А.Басиловой, Е.Л.Гончаровой, С.Д.Забрамной, М.М.Либлинг, Н.Н.Малофеевой, Л.М.Шипицыной;
· государственная политика содействия занятости лиц с ограниченной трудоспособностью исследована в работах Т.М.Исаченко, Е.Д.Катульского, А.И.Осадчих, П.В.Романова, Э.Н.Фарберовой, Е.И.Холостовой, М.Е.Цыганова, Е.Р.Ярской-Смирновой и др.
Теоретическая значимость представленных материалов заключается в обобщении и систематизации научных представлений о взаимосвязанных психологических и педагогических аспектах профессионального ориентирования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), проблем трудоустройства выпускников с ОВЗ с учетом психофизиологических и личностных особенностей.
Источник
Статья «ПРОБЛЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ»
специалист в области арт-терапии
ПРОБЛЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
ГКОУ СО «Каменск-Уральская школа №1, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», г.Каменск-Уральский
Тема профессиональной ориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья весьма актуальна для психологии, социальной педагогики и практики социального обслуживания. Проблемой профориентации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья занимались такие ученые, как А.А .Дыскин, В.В. Коркунов, И.И. Мамайчук, С.Л. Мирский, Е.М. Старобина, А.М. Щербакова, Л.М. Шпицина.[3]
Выбор профессии – важный этап в жизни каждого человека. Ведь не даром говорится: «Выбирая профессию, выбираешь судьбу». Поэтому выбор профессии весьма не простой процесс.
Профессиональное самоопределение детей с ограниченными возможностями здоровья становится проблемой не только для них самих, но и для их родных и близких, педагогов, особенно родителей, что порой значительно усложняет ситуацию.
Дети с ограниченными возможностями здоровья– это дети от 0 до 18 лет, имеющие временные или постоянные нарушения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для получения образования, трудовой деятельности и социализации в целом.
Специальные условия – это необходимые для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья реабилитационных услуг приспособления, технологии, способы, методы, программы, учебники пособия и другие средства, обеспечивающие реализацию их конституционных прав и свобод.[2]
Социальный маршрут ребенка с ограниченными возможностями здоровья имеет свои особенности:
1. Выбор образовательного учреждения.
2. Подбор образовательных программ и методик.
3. Личностно-ориентированный процесс обучения.
4. Психолого-медико-социальное сопровождение.
5. Предпрофессиональное и профессиональное самоопределение в целях социальной интеграции и самореализации личности.
Для того, чтобы выпускник профессионального учебного заведения, имеющий ограничения здоровья, был успешен в жизни и конкурентоспособен, необходимо уже в раннем возрасте формировать профессиональную мотивацию посредством эффективной системы предпрофессионального ориентирования, которая может проходить в форме викторин, экскурсий, сюжетно-ролевых игр, выполнения простых трудовых операций, выступления ребенка в роли помощника взрослых специалистов – дворников, сантехников, вахтеров, санитарок и других.
Эффективность профориентации, зависит от правильной работы специалистов, в ходе которой учитывается не только нозология , но и возраст ребенка с ограниченными возможностями и формы взаимодействия с родителями, профессиональные предпочтения которых в отношении к ребенку не всегда сходятся с интересами самого ребенка.
Специалисты сходятся в том, что профориентационная подготовка является одним из важнейших средств интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество. Это сложная, многогранная работа. Ее следует начинать как можно раньше, как только положение человека позволяет думать о выборе профессии. В отношении детей с ограниченными возможностями здоровья она должна охватывать учеников во всех типах учебных заведений. Задача профориентации – установить наиболее подходящие для лиц с ограниченными возможностями здоровья виды работы и позволить им выполнять работу в соответствии с их знаниями и умениями. В ходе профориентационной работы необходимо учитывать личные желания каждого человека и основываться на наиболее тщательной оценке профессиональных склонностей и конечно же медицинском диагнозе субъекта профессионального выбора.
Для этого специалисты ГКОУ СО «Каменск-Уральская школа №1» определяют следующие этапы:
1. Предварительный – решаются следующие задачи:
— формирование установок на труд и позитивное отношение к труду;
— развитие общетрудовых и предпрофессиональных качеств и навыков;
— формирование базовых ценностей, норм и правил профессионального поведения;
— формирование адекватной самоидентификации, адекватного уровня притязаний и самооценки относительно выбираемой профессии с учетом медицинских показаний и противопоказаний в отношении предварительно сделанному профессиональному выбору.
Данный этап начинается в дошкольном возрасте и заканчивается в подростковом, то есть, когда у ребенка завершается процесс развития рефлексии. Для реализации данного этапа подключаются все педагоги школы: классные руководители, воспитатели, учителя технологии.
2. Диагностический – включает в себя задачу по выявлению индивидуальных особенностей и возможностей конкретного ребенка к освоению тех или иных видов трудовой и/или профессиональной деятельности с учетом характера его индивидуальных особенностей . Реализует данный этап педагог-психолог нашей школы, она подбирает адекватные, адаптированные для детей с ОВЗ методики и опросники.
3. Третьим этапом является формирующий , на котором происходит:
— развитие установок и мотиваций к рекомендуемым с медицинской точки зрения видам трудовой деятельности;
— развитие качеств, имеющих важное значение для успешности в показанных видах деятельности;
— сглаживание и ликвидация неадекватных установок на освоение не рекомендованных с психологической и/или медицинской точки зрения профессий и специальностей (что требует совместных усилий родителей, воспитателей, психологов и других специалистов и проявления особого такта в беседах, затрагивающих эту, порой болезненную для ребенка тему). На протяжении нескольких лет на этом этапе подключаем медицинский персонал, специалистов Городского Центра занятости: психологи, социологи.
В рамках Программы воспитания и социализации в ОУ реализуется социальный проект.
Соц. проект «Мой выбор»
Участники проекта: обучающиеся 9 класса
Цель проекта: Включение обучающихся в процесс прогнозирования и планирования своего профессионального будущего таким образом, чтобы этот процесс был личностно значимым для подростка.
Обогащение представлений детей о мире профессий;
Выявление интересов, склонностей, способностей;
Развитие свойств личности, необходимых для самостоятельной трудовой деятельности;
Стимулирование размышления детей о перспективах личностного и профессионального самоопределения;
Формирование представлений о реальном применении полученных знаний, умений, навыков;
Развитие трудовой дисциплины и профессиональной зрелости.
У обучающихся должны быть сформированы следующие знания:
— о видах профессий;
— о медицинских и профессиональных требованиях;
— о повышении квалификации и профессионального роста;
— о состоянии рынка труда.
В течение учебного года 9 классники посещали Городской Центр занятости. Специалисты Центра социологи и психологи проводили с обучающимися анкетирование, тестирование, компьютерную диагностику, были организованы встречи с людьми востребованных рабочих специальностей.
Элективный курс « Я и моя профессия», автор Г.В.Резапкина
Актуальность курса определяется значимостью формирования у обучающихся профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, проектирование, обдумывание профессионального жизненного пути, «профессионального старта». Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности.
• Сформировать психологическую готовность к совершению осознанного профессионального выбора с учётом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся с ОВЗ;
• Повысить компетентность обучающихся в области планирования карьеры;
• Развить у обучающихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
1. Аверчиев, Ю. П. О совершенствовании трудового обучения воспитания и профориентации школьников Текст. / Ю. П. Аверчиев // Школа и производство. 1978. -№ 5. — С. 16-21.
2. вместе-для-детей.рф/ tinybrowser / files / biblioteka / met . / prof — samoopredelenie . doc Проблемы профориетации детей с ОВЗ
3. Мирский С. Л. Особенности профессионального обучения во
вспомогательной школе. — М.: Просвещение, 1966.
4. Мирский С. Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. — М.: Педагогика, 1990.
5. Поставская В. А. Воспитание самостоятельности на уроках
естествознания. Учпедгиз. 1953.
6. Психологические проблемы коррекционной работы во вспомог.школе / Под ред. Шиф Ж.И., Петровой В.Г., Головиной Т.Н.; Науч.-исслед.ин-т дефектологии Акад.пед.наук СССР.-М. :Педагогика, 1979.-176с.
7. Федосов С. Г. Трудовое обучение в 9 классе вспомогательной школы с учетом технологии базового предприятия. //Дефектология. 1987. N4.
Источник