Меню

Проблемы охраны здоровья казахстан

Проблемы охраны здоровья казахстан

Доскеева Гулашар Жармагамбетовна,

Проблемы системы здравоохранения Казахстана и пути их решения

Состояние здоровья населения является интегральным показателем социальной ориентированности общества, социальных гарантий, характеризующих степень ответственности государства перед своими гражданами.
Казахстан, испытав в период становления государственности значительный экономический спад, провел серьезную оптимизацию в социальной сфере, в том числе и в системе здравоохранения, где созданная в советское время громоздкая сеть медицинских организаций была в основном ориентирована на количественные показатели работы.
В последние годы страна добилась значительного экономического роста, в результате чего было существенно увеличено финансирование отрасли здравоохранения (в два раза за последние три года), а также созданы перспективы ее дальнейшего развития. Будучи социально ориентированным, государство и дальше намерено уделять серьезное внимание развитию отрасли.
Несмотря на то, что по данным Всемирной организации здравоохранения (далее — ВОЗ) здоровье граждан только на 8-10% зависит от работы системы здравоохранения, усилия государства по сохранению общественного здоровья должны возрастать по мере экономического и социального прогресса.
В этой связи важно привлечь к охране здоровья самих граждан, работодателей и усилить межсекторальную координацию проводимых в сфере здравоохранения мероприятий.
Основные программные документы, по которым сегодня развивается отрасль, были адекватны требованиям на момент их разработки, однако в настоящее время они отстают от темпов перемен как в экономике, так и в других секторах. Отдельные мероприятия, обозначенные в этих документах, не были ориентированы на конечный результат, а структурные преобразования, в том числе изменения системы финансирования, не всегда носили последовательный характер. Сегодня нельзя утверждать, что состояние системы здравоохранения удовлетворяет в полной мере общество, государство и саму отрасль.
Накопившиеся проблемы требуют радикального пересмотра подходов к управлению отраслью здравоохранения. В Послании Главы государства указано, что в отрасли необходимо произвести серьезные изменения в части совершенствования систем управления, финансирования здравоохранения, организации предоставления медицинской помощи, нормативной базы системы здравоохранения, статистики и информатизации отрасли, оптимизации отчетности, а также эффективности использования финансовых ресурсов и обязательной децентрализации закупок.
В качестве первоочередных задач обозначены:
— реальный перенос центра тяжести на первичную медико-санитарную помощь, перенос акцента со стационарного на амбулаторное лечение;

— системный переход на международные стандарты, новые технологии, современные методики лечения и медицинского обслуживания;

— укрепление здоровья матери и ребенка;

— создание системы независимой экспертизы с привлечением независимых экспертов;

— подготовка менеджеров систем здравоохранения, управления ресурсами и финансирования отрасли;

— профилактика, диагностика и лечение социально значимых заболеваний;

— укрепление материально-технической базы организаций здравоохранения.

Проблемой остается то, что взятые на себя государством обязательства по предоставлению гражданам гарантированного объема бесплатной медицинской помощи не имеют адекватной финансовой обеспеченности. Присутствует замещение бесплатной медицинской помощи платными услугами. Из-за отсутствия четкого разграничения между гарантированным объемом и медицинскими услугами, оказываемыми на платной основе, сохраняется высокий уровень неформальных платежей со стороны населения в пользу медицинских работников. Не налажен должным образом учет потребления медицинской помощи, предоставляемой в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, что способствует росту теневой экономики.
Отсутствует комплексная отраслевая политика ресурсосбережения.
Разделение на покупателей и поставщиков медицинских услуг, существующее сегодня, — условное, так как практически все поставщики являются государственными организациями, административно и экономически подчиненными органам здравоохранения. В регионах развитие здравоохранения не является приоритетом в социально-экономической политике.
Таким образом, в отрасли можно выделить ряд негативных тенденций, требующих принятия управленческих решений.
Во-первых, нарушается важнейший принцип организации системы здравоохранения — этапность оказания медицинской помощи.
Во-вторых, наблюдается неравенство между территориями в пределах области по объему и качеству оказания медицинской помощи, показателям развития здравоохранения в целом.
В-третьих, недостаточно сформированы обязательные компоненты системы управления — мониторинг и оценка деятельности организаций и системы здравоохранения в целом. Отсутствие скоординированной политики в области информационного обеспечения здравоохранения приводит к снижению достоверности собираемой в отрасли информации, несвоевременному поступлению информации с мест на областной и республиканский уровень, невозможности сопоставления данных, поступающих из отдельных подсистем. Это, в конечном счете, приводит к снижению эффективности принимаемых на основе этой информации решений и нерациональному использованию ресурсов здравоохранения.
В-четвертых, отсутствие единых подходов и стандартов при закупках лекарственных средств приводит к удорожанию закупаемой продукции и проблемам с ее качеством.
В-пятых, слабая координация деятельности органов управления здравоохранением с другими субъектами государственного управления, прямо или косвенно влияющими на уровень состояния здоровья населения (органами труда и социальной защиты, экологии, образования, культуры и другими). Эта координация является важным инструментом формирования здорового образа жизни и, в конечном счете, ведет к снижению потребности в оказании медицинских услуг.
В-шестых, первичная медико-санитарная помощь (ПСМП), являясь центральным звеном системы здравоохранения, должна осуществлять главную функцию качественного улучшения показателей здоровья населения. От ее состояния зависят эффективность и качество деятельности всей системы здравоохранения, сохранение трудового потенциала страны, а также решение большинства медико-социальных проблем, возникающих на уровне семьи и у социально не защищенных групп населения: детей, инвалидов и лиц пожилого возраста. Сегодня у врача первичной медико-санитарной помощи стали преобладать «диспетчерские функции»: частота направлений амбулаторных больных на консультации к узким специалистам чрезмерно высока.
В-седьмых, виден существенный перекос в объемах финансирования амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи в сторону последней, что не позволяет внедрить современные ресурсосберегающие технологии оказания медицинской помощи на до- и постгоспитальном этапах. Это приводит к расширению показаний к стационарному лечению, ежегодному росту количества коек, а следовательно, удорожанию медицинской помощи.
В-восьмых, государственная система здравоохранения пространственно не отделена от частной: на площадях государственных организаций здравоохранения размещаются частные структуры, оказывающие медицинскую помощь на платной основе.
В-девятых, отсутствие подготовленных, квалифицированных менеджеров в отрасли привело к снижению управляемости и неэффективному использованию выделяемых ресурсов. Сегодня руководитель медицинской организации является управленцем, администратором, главным врачом, заведующим хозяйством, практикующим клиницистом и так далее.
В-десятых, деятельность системы здравоохранения в современных условиях не может ограничиваться только лишь внутриотраслевыми проблемами. Интегральный характер состояния здоровья населения требует усиления межотраслевой координации, особенно в вопросах формирования здорового образа жизни и улучшения качества социальной, психологической и экологической среды. При этом население недостаточно информировано и не принимает активного участия в управлении системой здравоохранения.
В связи с этим необходим выбор ясной, понятной для населения, управляемой, эффективной модели оказания медицинской помощи. Для реализации такой модели необходимо решение следующих задач:

Читайте также:  Как состояние здоровья евгения петросяна

— разделение солидарной ответственности государства и граждан за охрану здоровья;
— установление минимальных стандартов по гарантированному объему бесплатной медицинской помощи;
— работа с населением по формированию здорового образа жизни;
— перенос акцента со стационарной на первичную медико-санитарную помощь;
— финансово-административное отделение ПМСП от стационаров;
— укрепление материально-технической базы организаций здравоохранения, в первую очередь ПМСП;
— рационализация службы стационарной и скорой медицинской помощи;
— проведение мероприятий по укреплению здоровья матери и ребенка;
— усиление профилактических, диагностических и лечебно-реабилитационных мероприятий в области социально значимых заболеваний;
— обеспечение качества медицинских услуг путем создания системы независимой медицинской экспертизы;
— внедрение экономических отношений между медицинскими организациями;
— подготовка менеджеров и совершенствование управления ресурсами системы здравоохранения;
— качественное изменение системы подготовки и переподготовки медицинских и фармацевтических кадров для работы в новой системе ПМСП;
— совершенствование нормативной правовой базы системы здравоохранения;
— осуществление мероприятий по переходу к международным стандартам в здравоохранении;
— разработка и внедрение современных информационных технологий.

— преобразование ПМСП путем системного поэтапного укрепления и развития института врача общей практики;

— реорганизация и укрепление стационарной и скорой медицинской помощи, усиление преемственности на этапах оказания медицинской помощи;

— повышение качества оказываемых медицинских услуг путем внедрения международных стандартов и создания конкуренции между медицинскими организациями;

— коренное реформирование медицинского образования;

— реальное смещение акцента от лечения сформировавшихся болезней к профилактическим мероприятиям и укреплению здоровья «здоровых»;

— обеспечение солидарной ответственности граждан, работодателей и государства за охрану и укрепление индивидуального и общественного здоровья.

1. Указ Президента Республики Казахстан «О Государственной программе реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы»

Источник

Читайте также:  Реестре системы добровольной сертификации органов по оценке риска здоровью населения

Здоровье казахстанцев, или Что происходит в стране с медициной

09.08.2020, 19:37 | 21 943.

Феерические провалы отечественной медицины в борьбе с коронавирусом в Казахстане видны уже невооруженным глазом. Сейчас, когда лечение для населения буквально стало вопросом жизни и смерти, существующую систему здравоохранения не критикует только ленивый. Но почему-то мало кто задумывается, а каким образом казахстанская медицина дошла до такого состояния.

Напомним ход событий. В 90-е годы после распада СССР страна оказалась в тяжелейшем кризисе. Медицину тогда, как и все остальное в республике, попытались поставить на рыночные рельсы. Слепо копируя западные методики, у нас создали Фонд медицинского страхования (ФОМС). Закончилось это печально: в конце 90-х руководитель ФОМСа Талапкер Иманбаев сбежал с деньгами вкладчиков в США, получил там статус беженца, заочно был осужден на родине за хищения… и все. Казахстанская медицина осталась без денег.
Дабы решить проблему финансирования здравоохранения страны, Минздрав подвергли ряду реорганизаций, пытаясь «пристегнуть» к тому или иному ведомству. И, наконец, в 2001 году, когда ситуация в стране несколько улучшилась, Министерство здравоохранения РК стало отдельным госорганом под руководством практикующего врача Жаксылыка Доскалиева. Примерно тогда же страной были закуплены некачественные вакцины, в том числе и печально известная сербская вакцина БЦЖ, от которой пострадали более 1000 казахстанских детей. Этим скандалом больше всего и запомнилось то время.
В 2004 году Минздрав возглавил Ерболат Досаев – экономист, администратор, эффективный менеджер, правда, не имеющий медицинского образования. Это назначение всячески приветствовалось, ведь от здравоохранения страны по-прежнему требовали рыночного подхода и рентабельности.
И именно Е.Досаев представил Правительству проект Государственной программы реформирования и развития здравоохранения страны на 2005-2010 годы. Главным здесь был переход на международные принципы организации оказания медицинской помощи. «Центр тяжести» переносился на первичную медико-санитарную помощь. Медикам пообещали поднять зарплату, сделать профессию престижной и улучшить образование.
Однако началось все традиционно – с оптимизации отрасли. В селах закрывались ФАПы, в городах сокращались стационары, больных следовало лечить амбулаторно. Печальная судьба постигла также СЭС и противочумную службу, которая была исключена из системы национальной безопасности и потеряла финансирование.

– Я хочу подчеркнуть, что первичная медико-санитарная помощь – это главный приоритет наших реформ, – заявил Е.Досаев в интервью газете «Мегаполис». – С экономической точки зрения, это наиболее выгодно, так как госпитализация больного обходится государству в 3,5-4 раза дороже, чем его лечение на первичном уровне.

Медицинская карьера эффективного менеджера закончилась печально. После скандала с массовым заражением детей ВИЧ в Шымкенте в 2006 году он ушел с поста.

Куда уходят деньги?

Министром здравоохранения стал Анатолий Дерновой. Он тоже принялся за реформы. В частности, из медицинских вузов Казахстана исчезли факультеты педиатрии, а педиатры стали врачами общей практики.

– С этого года мы перешли на новые стандарты подготовки специалистов медицинского профиля, которые соответствуют международному уровню, – объяснил данный феномен А.Дерновой в интервью программе «Жеті күн», – и которые будут способствовать подготовке конкурентоспособных медицинских кадров.

Через несколько лет, когда кадровая «дыра» в педиатрии достигла невероятных размеров, факультеты тихо вернули на место. Вот только реформатор А.Дерновой министром уже перестал быть. Президент раскритиковал его работу, за этим последовало увольнение. А на пост главы Минздрава в 2008 году вернулся Жаксылык Доскалиев.

Однако реформаторский зуд оказался заразен. Ж.Доскалиев предложил внедрить в стране Единую национальную систему здравоохранения. Одним из главных нововведений стало то, что теоретически любой гражданин Казахстана получал возможность лечиться в любой больнице страны по желанию, вне зависимости от прописки и местонахождения медицинского учреждения. Да-да, так и появились зачатки пресловутой системы, согласно которой, «деньги идут за пациентом». Не пользующиеся спросом у населения больницы решено было оптимизировать. Министр заверил Правительство, что Казахстану вообще не нужно такое количество медучреждений, имевшихся в стране на тот момент.

– Поэтому нам и не надо строить столько больниц, – заявил Ж.Доскалиев в ходе обсуждения вопроса на заседании Правительства. – Идёт финансирование коек – пустых мест, где больные могут и не лечиться, а просто находиться.

После коррупционного скандала Жаксылык Доскалиев был уволен, несмотря на попытки симулировать инсульт, арестован, отдан под суд, осужден, а потом помилован.

Читайте также:  Почему осанка важна для здоровья

Доктор сказал: «Резать»

Знамя реформирования подхватила Салидат Каирбекова, ставшая министром здравоохранения в 2010 году. Сокращение койко-мест активно продолжилось. С.Каирбекова стала идейным вдохновителем пресловутой программы «Саламатты Қазақстан», обещавшей каждому казахстанцу к 2020 году электронные паспорта здоровья, которых никто так и не увидел. Хотя деньги на модернизацию выделялись, и немалые.
На смену С.Каирбековой в 2014 году пришла Тамара Дуйсенова – идеологическая вдохновительница второй волны системы ОСМС и новой госпрограммы «Денсаулық».

– Когда заработает Фонд медицинского страхования, будет применяться другой принцип финансирования, – заявила Т.Дуйсенова в ходе одного из семинаров. – Деньги будут забирать хорошие государственные либо частные клиники, которые предоставляют точную диагностику и лучшее лечение.

Что будет с «плохими» клиниками, догадаться несложно. Оптимизация и ещё раз оптимизация.

Елжан Биртанов возглавил многострадальный Минздрав в 2017 году. Память о его «подвигах» на посту министра ещё жива. Так же, как и о скандалах в этот период: от приватизации больниц, смертей в стоматологических кабинетах и продажи лекарств из ГОМБ за рубеж до истории с «замороженным» младенцем и массовым заражением врачей коронавирусом. Зато, как и его предшественники, Е.Биртанов объявил войну стационарам и койко-местам.

– Во всем мире стационарная помощь крайне непопулярна, – сообщил он в интервью газете «Курсив». – А если больные задерживаются в больничных палатах, то только по двум причинам. При серьезной операции пациент находится в больнице 3-4 дня, второй повод для госпитализации – когда нужна реанимационная система, то есть больной нуждается в интенсивной терапии. Нам нужно сменить прежние приоритеты и очень большую поддержку оказывать развитию амбулаторно-поликлинической помощи, уделить серьезное внимание профилактическим услугам и обследованиям.

К чему привело 20-летнее реформирование системы здравоохранения, каждый казахстанец может лично увидеть уже сейчас, в период пандемии.

Как отметил нынешний глава Минздрава Alexey Tsoy (пока еще не прославившийся никакими реформами), сейчас каждый регион нуждается в дополнительных койко-местах для больных коронавирусом. Под стационары идут отели, стадионы и санатории.

– У нас есть дополнительная потребность в койках в каждом регионе, – заявил А.Цой на недавнем онлайн-брифинге. – В том числе в тех городах, в которых были построены новые модульные больницы. Сейчас они полные, и мы дополнительно разворачиваем в других медицинских учреждениях новые койко-места.

Так что же было изначально не так в наших реформах? Почему вся их эффективность, направленная на повышение качества обслуживания и престижа работы врачей, в итоге свелась только к «оптимизации затрат»? Точнее, если быть честными, ликвидации медицинского наследства, доставшегося нам от СССР. Почему медицинская сфера погрязла в коррупционных и этических скандалах? Почему перед лицом пандемии все либеральные реформы наглядно продемонстрировали свой окончательный провал? Причем последний вопрос касается не только Казахстана, но и множества других стран, стремившихся и работавших «по мировым и рыночным стандартам».
А вот в странах, даже самых небогатых, где сохранилась затратная «советская» система, ситуация намного более благополучна. Китай успешно купирует вспышки заболевания в стране, Вьетнам вполне справился с эпидемией, а медики Кубы не только сумели победить вирус у себя на родине, но и помогают лечить людей по всему миру.
Может быть, дело в том, что нам наконец-то пора понять, что СССР был прав. Что медицина – это не бизнес, как нам внушали последние 30 лет, а несколько другая сфера. И что она не может выполнять сразу две задачи: получать прибыль и спасать жизни граждан. Медицина может быть или выгодной, или результативной. Так что, либо наши медики будут «крутить» пациента, либо лечить. Третьего не дано.

Источник

Adblock
detector