Меню

Проблемы охраны здоровья детей россии

Проблемы охраны здоровья детей россии

Основная стратегическая цель реформы в сфере здравоохранения – повышение доступности, качества и эффективности медицинской помощи населению. Приоритетными являются профилактические меры по улучшению здоровья [12; 26].

В Федеральном законе № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» статьей 12 «Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья», законодательно закреплено, что приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем: 1) разработки и реализации программ формирования здорового образа жизни, в том числе программ снижения потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ; 2) осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; 3) осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними; 4) проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации [18].

В связи с этим особую актуальность приобретает диспансерный метод как основа медико-социальной профилактики [4; 5; 14; 20]. Диспансерный метод получил наиболее широкое применение именно в отечественной педиатрической практике. Особенно развитие широко он применяется в области охраны здоровья детей раннего возраста, на которое влияют практически все социальные и биологические характеристики семьи, окружающей среды, медпомощи в период беременности, родов и в последующие годы [1; 23; 25; 29].

В период 80-х – начала 90-х гг. в СССР получила официальный статус социальная педиатрия как новое направление науки и практики, при котором акцент с клинической патологии ребенка сместился на проблемы семей, рождение и воспитание здорового ребенка, решаемых в первую очередь, на уровне первичного звена службы – поликлиник и амбулаторий. Теоретической основой этого направления были исследования профессоров Н.Г. Веселова (г. Ленинград), В.Ю. Альбицкого (г. Горький), Е.А. Лепарского, И.П. Катковой (г. Москва). При участии сотрудников Национального НИИ общественного здоровья РАМН на модели детских городских поликлиник отработаны технологии деятельности специально создаваемых отделений медико-социальной помощи [29].

Однако, по мнению Л.П. Чичерина, А.А. Согияйнен [28], на практике редко что получается. Основные трудности связаны с подготовкой необходимых специалистов для работы в специфических условиях детского амбулаторно-поликлинического учреждения и укомплектованием их должностей физическими лицами.

Федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет качество медицинской помощи – как совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата [18]. Однако огромное значение имеет и субъективная оценка населением (в данном случае родителями детей) оказываемой медицинской помощи. Результаты опроса родителей показывают, что в детских поликлиниках имеют место следующие факторы: очереди, отсутствие необходимых врачей-специалистов, низкий уровень квалификации врачей, недостаточность внимания к ребенку [9; 17; 22]. Вместе с тем больше всего внимания (среди показателей качества медицинской помощи) родители обращают на отношение к детям медицинского персонала [4; 17].

Значительную часть рабочего времени участковая служба вынуждена затрачивать на медицинское обслуживание детей, больных острыми заболеваниями. Практически не остается возможности для проведения качественного наблюдения за детьми, имеющими отклонения в здоровье. Не выполняется рекомендуемая кратность профилактических посещений детьми участкового врача, патронажных посещений медицинской сестрой на дому, отмечается низкий уровень охвата детей осмотрами врачами-специалистами, невыполнение требуемого объема лабораторных исследований и т.д. [3; 7]. При поступлении новорожденных под наблюдение в детскую поликлинику в первые три дня после выписки их из родильного дома были посещены врачом-педиатром 77,9 % детей. Отсутствовали записи о первичном патронаже соответственно в 6,3 % историй развития детей. Медицинская сестра посетила в первые три дня после выписки из родильного дома 80,5 % детей. Отсутствовали сведения о посещениях соответственно в 4,4 % историй развития детей [17]. Более того, установлено снижение уровня охвата детей профилактическим наблюдением [31]. Иными словами, традиционная система амбулаторно-поликлинической помощи детям не отвечает современным требованиям и не обеспечивает полноценного наблюдения, особенно детей раннего возраста, страдающих частыми заболеваниями.

С другой стороны, эффективность профилактической деятельности здравоохранения в значительной мере определяется тем, насколько общество в целом и каждый человек в отдельности готовы и способны к ее восприятию [16]. Отмечено несоответствие между потребностью человека в здоровье и его усилиями, направленными на сохранение и укрепление своего физического и психического благополучия [4]. Результат сопоставления оценок здоровья детей родителями и педиатрами показал, что родители в 2–2,5 раза чаще, чем педиатры, оценивают здоровье детей как «хорошее». В то же время «плохим» здоровье ребенка родители называют в 2,5 раза реже, чем педиатры. Родители явно не считают дефицит массы тела недостатком физического развития. При этом родители чаще, чем педиатры, озабочены частыми острыми заболеваниями у детей. Это обусловлено тем, что не всегда при их возникновении родители обращаются за медицинской помощью в поликлинику и часть простудных заболеваний остается неучтенной. Более того, в части семей медицинская активность родителей может иметь отрицательную направленность и неблагоприятно сказываться на здоровье детей из-за несоблюдения самими родителями здорового образа жизни (курение, алкоголизм и т.д.), их низкой медицинской грамотности, недоверия к рекомендациям врача и субъективной оценки состояния здоровья детей [9; 17].

По данным Н.А. Садовниковой с соавторами [27], 16 % семей лечат ребенка самостоятельно, к врачу обращаются только при тяжелых состояниях ребенка, не обращались за профилактической помощью 41 % матерей детей в возрасте до трех лет, 27,6 % – с трех до семи лет, 20,3 % – старше 7 лет.

Читайте также:  Конкурс копилка семейного здоровья

Таким образом, отсутствие экономических и правовых механизмов, стимулирующих интерес к сохранению здоровья, здоровому образу жизни, а также регламентирующих мер по реализации прав детей на охрану здоровья способствует ухудшению здоровья детского населения [5; 12]. В связи с этим особое значение приобретает всестороннее использование системой здравоохранения такого мощного соци­ально-медицинского компонента, как участие гра­ждан и всего населения в сохранении и укреплении общественного здоровья, в формировании здорового образа жизни [6]. То есть профилактический подход в здравоохранении предполагает повышение уровня санитарно-гигиенических знаний населения, формирование у граждан ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих [3; 10]. Именно поэтому роль врача заключается не только в лечении больных, но и в выделении системы социальных причин, обуславливающих заболевания, разработке рекомендаций по здоровому образу жизни [7; 11]. В то же время более 20–25 % родителей признались, что не всегда выполняют рекомендации, данные педиатром [17; 30]. Среди причин невыполнения назначений врача наиболее значащими являлись нехватка финансовых средств, нечеткость данных врачом рекомендаций, недоверие всем врачам вообще [17]. Однако по результатам опроса населения, роль врача-педиатра как источника повышения медицинской грамотности родителей невелика [22].

В этих условиях основная роль возлагается на реализацию медицинской функции семьи, под которой понимают комплекс действий семьи, направленных на поддержание здоровья, профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни. Медицинская функция семьи соотносится с понятием медицинской активности, но охватывает более широкий и разносторонний круг вопросов по отношению к здоровью. Характеристика медицинской функции семьи включает информацию о медицинской грамотности, обусловленную образовательным и культурным уровнем родителей, их поведения по отношению к состоянию здоровья ребенка и взаимосвязь с медицинскими учреждениями. Она включает в себя стремление семьи к выполнению роли помощника медицинского персонала и соблюдение требований здорового образа жизни [21; 30].

В условиях проблемы доступности превентивных мер необходим новый подход, учитывающий, прежде всего, потребности групп лиц, подвергающихся действию факторов риска. Из факторов «риска» все большую значимость приобретают такие социальные характеристики, как возраст, пол, род занятий, этническая принадлежность, образование, доход, семейное положение, жилищные условия и другие, без учета которых трудно определить группы населения, наиболее нуждающиеся в социальной поддержке и оздоровлении [3; 14; 19; 24; 30; 32]. Так, до 50 % детей из бедных семей отставали в физическом развитии от нормы. Более 30 % таких детей имели хроническую патологию [8; 15; 31]. В неполных и многодетных семьях, а также в семьях, где матери были моложе 18 лет, свыше 50 % женщин не выполняли рекомендации врачей в период беременности, имели высокую распространенность вредных привычек и отягощенный акушерский анамнез, высокий удельный вес анемии беременных и осложнений в родах, ранний перевод детей на искусственное вскармливание и значительные недостатки в соблюдении правил ухода за детьми, что предопределило в 36,0−43,7 % случаев наличие детей с низким ростом и дефицитом массы тела, более высокую (в 1,3−1,8 раза) заболеваемость детей раннего возраста, чем в полных семьях [17].

Одним из ведущих факторов хронизации патологии являются частые заболевания. В отечественной педиатрической практике таких детей принято называть часто болеющими (ЧБД). Составляя в зависимости от возраста 12–25 % детского населения, они обусловливают половину детской заболеваемости и значительную долю потерь рабочего времени в связи с уходом за больными детьми. Наиболее высокий удельный вес ЧБД отмечается среди организованных детей дошкольного возраста, особенно в первый год посещения детских коллективов, в ряде случаев в ясельных и младших группах, достигая 50 % и более [1].

Кроме того, установлено, что в подавляющем большинстве частые ОРЗ у детей обусловлены транзиторными эндогенными и/или корригируемыми экзогенными факторами риска. В этой ситуации необходимо провести анализ индивидуальных особенностей состояния здоровья ребенка, детализировать факторы риска и оценить их негативное влияние. Верификация факторов риска имеет четкую практическую направленность, поскольку они определяют тактику наблюдения за ребенком. Однако ЧБД – это не нозологическая форма и не диагноз, а группа диспансерного наблюдения. Между тем без устранения или уменьшения неблагоприятного воздействия провоцирующих факторов крайне трудно добиться эффективного оздоровления таких детей [13; 25]. В то же время существующая система оказания медицинской помощи на участке не дает возможности педиатру в полном объеме проводить работу с контингентами группы риска [1].

Таким образом, система медицинского обслуживания детей не отвечает современным требованиям и не обеспечивает полноценного наблюдения, особенно детей, страдающих заболеваниями. Не выполняется рекомендуемая кратность профилактических посещений детьми участкового врача, патронажных посещений медицинской сестрой на дому и т.д. Наблюдается несоответствие уровня и качества медицинской помощи потребностям населения в ней: имеют место очереди, отсутствие необходимых врачей-специалистов, низкий уровень квалификации врачей, недостаточное внимание к ребенку. Низкая медицинская активность способствует не выполнению родителями рекомендации врачей, приверженности к самолечению детей, что препятствует своевременному и качественному оказанию медицинской помощи и неблагоприятно отражается на здоровье детей.

Дальнейшее совершенствование системы охраны здоровья детей требует разработки нового подхода, учитывающего, прежде всего, потребности групп лиц, подвергающихся действию факторов риска. Особенно важно, чтобы эти меры проводились до того, как влияние подобных факторов выйдет за пределы начальных доклинических проявлений болезненных состояний.

Читайте также:  Что случилось со здоровьем носкова

Источник

Проблемы охраны здоровья детей россии

Федеральные и региональные программы охраны здоровья матери и ребенка: (1)

Эпидемиология инфекционно-воспалительных заболеваний и роль грибов рода Candida у новорожденных детей: ЛИТЕРАТУРА

Состояние здоровья детей Российской Федерации (по данным Государственного доклада о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 1998 г.): (1)

«>Федеральные и региональные программы охраны здоровья матери и ребенка:

Четвертый международный молодежный научный форум стран Балтийского региона «ЭКОБАЛТИКА’2002»

Организация питания детей в Российской Федерации: проблемы и пути решения: (1)

Организация питания детей в Российской Федерации: проблемы и пути решения: tabfirst

К 125-летию со дня рождения Г.Н. Сперанского: (1)

ДНК-диагностика наследственных заболеваний у детей в Российской Федерации: состояние и проблемы: tabfirst

Законодательное обеспечение предупреждения распространения ВИЧ-инфекции в контексте вопросов планирования семьи: ВИЧ-инфекция

Премия Правительства РФ в области науки и техники за 2001 год

Значение компьютерных технологий в профилактической педиатрии: профилактическая педиатрия

Эффективность новой организационной формы преемственного лечения и реабилитации детей с тяжелой перинатальной патологией: дети, организация медицинской помощи, перинатальная патология, катамнестическое наблюдение.

Отраслевая научно-исследовательская программа Новые технологии в превентивной, клинической педиатрии и детской хирургии в 1998 году: Отраслевая научно-исследовательская программа в 1998 году

I Всероссийский съезд детских врачей (1912): I Всероссийский съезд детских врачей, смертность, уход, инфекция, сыворотка.

Ольга, Лена, Наташа и другие. тигры

Софронова Е.И. Где ты моя Родина?

Проблемы охраны здоровья детей России

Доклад на Конгрессе педиатров России. Февраль 1999 г.

дети, укрепление здоровья, педиатрия.

Низкие показатели рождаемости, относительно высокая младенческая и детская смертность, рост распространенности хронических болезней у детей и детской инвалидности в России в значительной степени определяют величину репродуктивных потерь, негативно влияющих на развитие общества.

По данным Госкомстата в 1998 г. в России насчитывалось около 36 млн детей до 18 лет, при этом из года в год общий коэффициент рождаемости неуклонно снижался — с 17,2 на 1000 жителей в 1987 г. до 8,6:1000 в 1997 г. В 1990 г. в России родилось 2 млн 200 тыс. детей, а в 1998 г. — 1 млн 200 тыс. Такой уровень рождаемости не обеспечивает простого воспроизводства населения. Детское население России за этот период сократилось на 3,7 млн.

Тот факт, что такое падение рождаемости не сопровождалось значительным снижением младенческой смертности, свидетельствует об отсутствии в системе охраны здоровья матери и ребенка материальных и кадровых резервов, позволяющих повысить выживаемость новорожденных и детей первого года жизни.

Показатель младенческой смертности составил в 1991 г. 17,8 на 1000 родившихся живыми, в 1997 г. — 17,2 и несколько снизился в 1998 г. В структуре причин ведущую роль стабильно играют патологические состояния перинатального периода и врожденные пороки развития.

Замедление темпов снижения показателей младенческой смертности началось еще в 60-е годы, когда волевым решением была введена система и ликвидированы детские консультации. По выражению академика Г.Н. Сперанского, тем самым был нанесен удар по раннему детству, включая и период новорожденности.

Благодаря усилиям Министерства здравоохранения РФ получила развитие сеть перинатальных центров (их насчитывается более 60). Но, во-первых, эта сеть создается в городах и мало доступна жителям села, во-вторых, она ориентирована главным образом на реанимацию и интенсивную терапию новорожденных, что, конечно, очень важно, но недостаточно с позиций превентивной медицины. Превентивная перинатология еще не сформировалась как научно-практическое направление.

В то же время подавляющее большинство заболеваний в раннем неонатальном периоде и многие болезни в грудном и даже в более старшем возрасте представляют собой пролонгированную патологию эмбриона и плода, что требует значительного усиления профилактической ориентации акушеров на рождение здорового ребенка, введения современных программ контроля за течением беременности. Предупреждение подавляющего большинства жизнеугрожаемых патологических состояний и заболеваний новорожденных должно начинаться во внутриутробном периоде развития. Пока же в центре внимания акушеров находится состояние и здоровье беременной женщины, а не исход беременности. Педиатры, как правило, мало знакомы с современными программами превентивного обследования беременных.

В последние годы наиболее существенные негативные тенденции в состоянии здоровья детей включают:

— прогрессирующий рост распространенности хронических форм соматической патологии у детей;

— повышение частоты и распространенности нервно-психических болезней у детей;

— повышение частоты врожденных пороков. В ряде регионов врожденные пороки вышли на первое место в структуре причин неонатальной и младенческой смертности;

— старых инфекций ( туберкулез , сифилис ) и распространение новых ( ВИЧ-инфекция );

— нарастание частоты и распространенности экологически детерминированных синдромов и заболеваний (синдрома экологической дезадаптации, синдромов химической и радиационной гиперчувствительности, проявлений экогенной интоксикации, хронических заболеваний полигенной природы), рост распространенности наркоманий среди школьников;

— обострение и утяжеление проблемы охраны здоровья детей в чрезвычайных ситуациях — в условиях локальных войн, нарастающее число детей — социальных сирот;

— повышение числа детей-инвалидов в стране.

Итак, главной особенностью современной патологии детского возраста является рост распространенности хронических соматических и нервно-психических болезней.

К сожалению, статистические данные о распространенности хронических форм патологии у детей не отличаются достаточной точностью или вообще не анализируются. Не всегда эти данные выделены среди отдельных классов заболеваний. Поэтому, например, в рубрике оказываются учтенными и кариес зубов, и кишечные инфекции, и язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки.

Читайте также:  Фикус опасны для здоровья

Задержка нервно-психического развития ребенка относится к болезням психической сферы, что совершенно неправильно — это должно быть самостоятельной рубрикой в классификации.

В последние годы возросла заболеваемость детей психопатиями и реактивными психозами . Несмотря на крайнюю актуальность и высочайшую общественную значимость охраны нервно-психического здоровья детей, она отнесена к разряду второстепенных задач, между тем даже в развитых странах мира распространенность заболеваний нервно-психической сферы среди детей и подростков достигает 10%.

Энцефалопатии и минимальные мозговые дисфункции >, причиной которых служат ишемически-гипоксические поражения мозга плода и новорожденного, продолжают занимать ведущее место среди болезней нервно-психической сферы. Важное место принадлежит умственной отсталости. Частота глубокой задержки нервно-психического развития составляет 2-3:1000, но данных о среднетяжелых и легких формах этих состояний нет.

У подростков отмечен прирост показателей заболеваемости анемией , болезнями эндокринной системы, новообразованиями, хотя не регистрируется существенного повышения частоты злокачественных опухолей (кроме рака щитовидной железы ).

Значительно повысилась заболеваемость туберкулезом и особенно заболеваемость детей сифилисом .

В то же время некоторые показатели заболеваемости детей требуют уточнений.

Во всем мире отмечено прогрессирующее нарастание распространенности болезней аллергической природы, но по приводимым в литературе сведениям в России она ниже, чем в США и странах Западной Европы. Так, распространенность бронхиальной астмы в этих странах превышает 3%, в России — 0,3% (десятикратная разница). Трудно объяснить этот парадокс.

По данным Госкомстата РФ, средняя частота врожденных пороков в России составляет 1,1%, но в западных странах, по данным Европейского каталога, — 1,5-3,5%. Вероятно, в России имеет место гиподиагностика врожденных аномалий развития.

Распространенность детской инвалидности в 1990 г. составляла 43 на 10 000 детей, в 1997 г. она увеличилась практически в 4 раза: 160:10 000 (Д.И. Зелинская, 1998). Однако и этот показатель ниже, чем в странах Запада. Дети-инвалиды составляют 1,3% всего детского населения России, в то же время в Великобритании — 2,6%, в США — 4%.

Кстати, в нашей стране до 1979 г. в статистике здравоохранения дети-инвалиды вообще не учитывались. До этого периода педиатрия считала внимание к таким детям — делом службы социального обеспечения и педагогов. В принципе это глубоко ошибочная позиция с неверной ориентацией врачей в плане превентивной педиатрии, медицинской абилитации и реабилитации больных детей. Такой подход сохраняется в известной степени и поныне.

У значительного числа детей инвалидность остается незарегистрированной, на это указывается в монографии [1]. Особенно часто не оформлена инвалидность у детей с болезнями кожи и подкожной клетчатки, хроническими заболеваниями органов пищеварения, болезнями костно-мышечной системы и соединительной ткани.

Приведенные выше данные свидетельствуют о снижении качества медицинского обеспечения детей и подростков в последние годы. Большинство хронических болезней у подростков и у многих лиц молодого возраста формируется на более ранних этапах развития — в дошкольном возрасте или в первые годы обучения в школе. При этом предрасположение к хроническим болезням, их ранние признаки не были учтены.

Один из серьезнейших факторов неблагополучия в состоянии здоровья детей — ухудшение здоровья женщин репродуктивного возраста. Многие беременные страдают хроническими заболеваниями. Сформировался замкнутый круг: больная мать — больной ребенок — больной подросток — больная мать или отец.

Несомненно, основой профилактики серьезных болезней ребенка должны быть планирование беременности, современный медицинский контроль за ее течением и родами. У нас успешно действует подпрограмма в рамках программы . Планирование семьи было предложено ВОЗ для развивающихся стран с целью снижения высоких показателей рождаемости. Эту же цель оно преследует и в России, где рождаемость и без специальной программы резко упала. Более того, никакого отношения к охране здоровья и укреплению семьи эта подпрограмма не имеет.

Основная причина серьезного неблагополучия в состоянии здоровья детей — это затяжной экономический кризис.

Медицинские его следствия сводятся к следующему:

— резкое ограничение государственных ассигнований на здравоохранение;

— введение платной медицинской помощи в государственных учреждениях, что в принципе — неправомерно. Множатся разного рода коммерческие учреждения, но закон о частной медицине не принят. Необъяснима деятельность парамедицинских специалистов (экстрасенсов и тому подобных);

— попытка свернуть специальную подготовку кадров педиатров в медицинских вузах, однако благодаря противостоянию Министерства здравоохранения РФ разрушение педиатрических факультетов не произошло;

— ослабление профилактической направленности педиатрии, ее отсутствие в современных программах обучения студентов, практически полное игнорирование в системе обязательного медицинского страхования;

— обострилась проблема социального неблагополучия детей как основы формирования хронических заболеваний, в особенности нервно-психических болезней.

Статистические данные о частоте и распространенности хронических болезней у детей не отличаются высокой достоверностью. Не менее расплывчаты сведения о том, сколько здоровых детей в российской популяции. Профессор И.М. Воронцов считает, что в Санкт-Петербурге к категории здоровых можно отнести всего 4% детей [3]. По данным отечественной литературы, число здоровых детей может колебаться от 2 до 80% [6].

Такой колоссальный разброс данных говорит о том, что у нас нет единого определения и критериев индивидуального и коллективного здоровья детей.

Источник

Adblock
detector