Меню

Проблемы нарушения психического здоровья детей

Проблемы сохранения психического здоровья детей дошкольного возраста

Гудкова Наталья Сергеевна
Проблемы сохранения психического здоровья детей дошкольного возраста

Проблема здоровья детей, особенно психического, является наиболее актуальной на сегодняшний день. С каждым годом число таких детей увеличивается.Причин много: паталогические беременности, родовые травмы, увеличение операций Кесарево сечения, генные особенности, негативные факторы окружающей среды и т. д.

Сам термин «психическое здоровье» введен Всемирной организацией здравоохранения в 1979 году в докладе Комитета экспертов «Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей». В нем говорится, что нарушения психического здоровья связаны не только с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, но и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, которые воздействуют на психику и связанны с социальными условиями. [1].

В «Новейшем психологическом словаре» дается следующее определение «здоровью психическому» — состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности [4].

На сегодняшний день существуют большое количество факторов негативно влияющих на психическое здоровье детей,к ним относят:

1. Ускорение темпа современной жизни, дефицитом времени, недостаточными условиями для снятия эмоционального напряжения и для расслабления. Следствием этого являются чрезмерная загруженность родителей, их невротизация, появление множества личностных проблем в сочетании с недостаточной осведомленностью о путях решения внутри личностных конфликтов и о возможностях психологической и психотерапевтической помощи. Подобная личностная дисгармония родителей находит свое отражение в развитии детей и оказывает негативное влияние на их психику.

2. Неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, занятость родителей, ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли. Помещение детей в раннем возрасте (до 3-х лет) в детские дошкольные учреждения или привлечение няни для их воспитания является сильным психотравмирующим событием, поскольку такие дети еще не готовы к разлуке с матерью.

3. Дисгармония семейных отношений, частые конфликты, громкие ссоры между родителями вызывают у детей-дошкольников постоянное чувство беспокойства неуверенности в себе, эмоционального напряжения и могут стать источником их психологического нездоровья.

4. Стиль родительского воспитания, большинство психологов считает, что психологическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связаны с воспитанием ребенка. Так при авторитарном стиле дети замкнуты, раздражительны, боязливы, агрессивны. При непоследовательном руководстве, индифферентном стиле приводит к гневу, раздражению, тревожности, чувства вины у детей. Основным условием нормального психосоциального развития ребёнка признается спокойная и доброжелательная обстановка в семье, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей.

5. Недостаток движений, гиподинамия также негативно сказывается на психическом развитие ребенка. Все виды движения — одна из важнейших потребностей растущего организма, которая снижает нервное напряжение, ослабляет воздействие отрицательных эмоций. Большинство современных детей в силу занятости родителей, чаще проводят время за телевизором и планшетом, реже гуляют и занимаются спортом. А это в дальнейшем приводит к развитию заболеваний сердечнососудистой и нервной системы.

6. Раннее приобщение ребенка к телевиденью и компьютерным играм влияет не только на физическое, интеллектуальное, но и на психическое развитие. Самое явное свидетельство негативного влияния это нарастания внутренней пустоты — это детская жестокость и агрессивность. Постоянный просмотр сцен насилия притупляет эмоциональные чувства детей, они привыкают к жестокости, становятся равнодушными к человеческой боли. У них формируется эталон эмоционального реагирования. Также за последние годы резко увеличилось количество детей, которые умеют воспринимать только зрительную информацию. Слова проходят мимо них. Кроме того, длительное пребывание перед монитором негативно сказывается на многих функциях организма — зрении, костно-мышечном аппарате, высшей нервной деятельности и т. д.

Все это приводит к аномалиям психологического здоровья, а именно к поведенческим нарушениям и эмоциональным расстройствам. Необходимо помнить, что детский возраст это период наиболее интенсивного становления внутреннего мира, формирования личности, которая находится в руках взрослого. Родители и педагоги должы создавать максимально благоприятные условия для её здорового формирования.

1. Практическая психология образования / Под ред. И. В.Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. — М. : ТЦ «Сфера». 2000.

2. Психология здоровья / Под редакцией Г. С. Никифорова. — СПб. : Питер, 2003. — (Учебник для вузов).

3. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной. — 4-е изд.-Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

Читайте также:  Как похудеть перед беременностью без вреда для здоровья

4. Шапарь В. Б. Новейший психологический словарь / В. Б. Шапарь, В. Е. Россоха, О. В. Шапарь; под. ред. В. Б. Шапаря. — изд. 2-е — Ростов н/Д. : Феникс, 2006.

Игры и упражнения на повышение самооценки и сохранения психического здоровья ребёнка «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» Участники игры по очереди заканчивают кг из предложений: Я хочу. Я умею. Я смогу. Я добьюсь. Можно попросить.

Музыкальное воспитание как эффективное средство укрепления психического здоровья детей дошкольного возраста Алгоритм проведения музыкального занятия с использованием здоровьесберегающих технологий: 1. Приветствие. Психогимнастическое упражнение.

Презентация «Особенности педагогического взаимодействия для сохранения психического здоровья ребенка» Особенности педагогического взаимодействия для сохранения психического здоровья ребенка В дошкольном воспитании решению проблем, связанных.

Прогулка как одна из форм сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста Прогулка — как одна из форм сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста. В. В. Дмитриева, руководитель физического воспитания.

Развивающая предметно-пространственная среда как условие сохранения физического и психического здоровья детей Влияние предметно – развивающей среды на развитие личности ребёнка Правильно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении.

Развивающая предметно-пространственная среда — условие сохранения и укрепления физического и психического здоровья ребенка Развивающая предметно — пространственная среда – условие сохранения и укрепления физического и психического здоровья ребенка» «Забота о.

Сообщение из опыта работы: «Сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей дошкольного возраста» Подготовил: инструктор по физической культуре МДОАУ д/с «Родничок» г. Пыть-Ях Щербакова Н. Н. г. Пыть-Ях, 2017 «Сохранение и укрепление.

Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей Семинар-практикум для педагогов ДОУ тема: «Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей» Цель: познакомить педагогов.

Условия сохранения психологического здоровья детей в детском саду и семье «Условия сохранения психологического здоровья детей в детском саду и семье» Проблема психического здоровья дошкольника и его сохранения.

Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей. «Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение.

Источник

Классификация нарушений психологического здоровья детей
консультация по психологии на тему

Материалы для педагогов-психологов

Скачать:

Вложение Размер
klassifikatsiya_narusheniy_psihologicheskogo_zdorovya_detey.doc 52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классификация нарушений психологического здоровья детей

Преобладание ассимилятивного поведения

Преобладание аккомодативного поведения

Ч У В С Т В О Н Е З А Щ И Щ Е Н Н О С Т И

Основная причина – нарушение развития в младенчестве, закрепленное актуальной семейной ситуацией. Основная функция агрессии – защита от внешнего мира.

Поведенческие проявления: часто конфликтует, дерется; громко говорит; на занятиях выкрикивает; проявляет обостренную тенденцию к лидерству.

Преобладают пассивные формы реагирования на окружающую действительность.

Характерные проявления: дети заявляют о большом количестве источников страха; многие страхи имеют постоянный характер; реакции страха несоразмерны ситуациям, в которых они возникают; у ребенка отсутствует возможность для преодоления и ослабления страха; страх наносит ущерб качеству жизни.

Ч У В С Т В О Н Е С В О Б О Д Ы, З А В И С И М О С Т И

Основная причина – отсутствие в раннем возрасте автономности, способности к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам; подавление своих эмоций.

Поведенческие проявления: склонны к проявлению косвенной агрессии (насмешки, внезапные вспышки ярости, воровство, действия исподтишка); присутствует стремление ломать; проявляют радость при разрушении чего – либо; испытывают стремление к употреблению слов анальной проблематики; в общепринятом смысле почти неагрессивны; в ситуациях проверки знаний проявляют неуверенность, сверхконтроль.

Причина – та же. Поведенческие проявления: дети стремятся соответствовать установленным нормам, образцам поведения, готовы жертвовать своими интересами; очень стремятся к поощрениям; присутствует страх ошибок; обладают высокой эмоциональной чувствительностью; все эмоции переживают внутри; не могут проявить чувство гнева; остро реагируют на неуспех; имеют склонность к психосоматическому реагированию (заболевают в эмоционально напряженных ситуациях); при выполнении учебных заданий часто задают вопросы типа «А можно так?», «А как надо?»; трудности вызывают творческие и незнакомые задания; испытывают трудности в планировании своих действий (слабая ориентация в реальной ситуации).

Ч У В С Т В О О Д И Н О Ч Е С Т В А, П О К И Н У Т О С Т И

Основная причина – депривация потребностей в безопасности, в любви и принятии.

Цель – привлечь к себе внимание.

Поведенческие проявления: стараются привлечь к себе внимание социально неодобряемыми способами; проявляют преимущественно вербальную агрессию; могут прибегать к лживости или воровству; проявляют большое внимание к своей одежде, внешнему виду.

Замкнутость, уход в себя

Поведенческие проявления: на занятиях мечтают о чем – либо; снижено внимание;

в поведении отсутствует спонтанность, живость; невелико количество контактов со сверстниками; отказываются говорить со взрослыми о своих проблемах.

Если следствием резонанса проблем развития в младенчестве и актуальной тревожности родителей является закрепление у ребёнка страха перед окружающим миром, то при наличии активной позиции (преобладании ассимиляции), в поведении ребёнка отчётливо проявится защитная агрессивность.

Прежде всего, стоит отметить, что агрессия традиционно рассматривается как состояние, поведение или черта личности. Агрессивное поведение присуще всем людям и является необходимым условием жизнедеятельности.

В некоторые возрастные периоды – раннем и подростковом возрасте – агрессивные действия считаются не только нормальными, но и в определённой степени необходимыми для становления самостоятельности, автономности. Полное отсутствие агрессивности в эти периоды может быть следствием тех или иных нарушений развития. Например, вытеснения агрессивности или формирования реактивных образований. Агрессивность, необходимую для развития ребёнка, принято называть нормативной.

Ненормативная агрессивность, то есть склонность к частому проявлению агрессивного поведения, как черта личности формируется по разным причинам.

Защитной назовём агрессивность, основной причиной которой является нарушение развития в младенческом возрасте, закреплённое актуальной семейной ситуацией. Основная функция агрессии в этом случае – защита от внешнего мира, который представляется ребёнку небезопасным. Поэтому у таких детей в той или иной форме присутствует страх смерти, который они, как правило, отрицают.

Приведём поведенческие проявления защитной агрессивности ребёнка :

— часто конфликтует, дерётся;

— на занятиях и уроках выкрикивает;

— может проявлять обострённую тенденцию к лидерству.

Защитную агрессивность следует отличать от агрессивности, вызванной гиперактивностью. В последнем случае у ребёнка также бывает нарушено внимание, он постоянно отвлекается.

Если же у ребёнка преобладают пассивные формы реагирования на окружающую действительность (аккомодативное поведение в конфликте), то у него возникают различные страхи.

Маскировочную функцию детских страхов подробно описывает Р. Мэй.

Он полагает, что рациональный и непредсказуемый характер детских страхов можно объяснить, если допустить, что многие из так называемых страхов представляют собой скрытую тревогу.

Становится понятным, почему снятие одного страха может привести к появлению другого: устранение объекта не ведёт за собой устранения причины тревоги.

Как мы уже говорили, усугублению ситуации содействует наличие у самих родителей повышенного уровня тревоги и страхов. Более всего подвержены влиянию родительских страхов дети, находящиеся с ними в симбиотических отношениях (в полной эмоциональной слитности). В этом случае ребёнок играет роль «эмоционального костыля матери», то есть помогает ей компенсировать её собственные внутренние конфликты. Симбиотические отношения, как правило, достаточно устойчивы и могут сохраняться, когда ребёнок вырастет.

Приведём характеристику детей со страхами:

— заявляют о большом количестве источников страха;

— многие страхи имеют постоянный характер;

— реакции страха несоразмерны ситуациям, в которых они возникают;

— у ребёнка отсутствует возможность для преодоления и ослабления страха;

— страх наносит ущерб качеству жизни.

Если у ребёнка в раннем возрасте отсутствует автономность, способность к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, то в активном варианте у него появляется деструктивная агрессивность.

Как известно, в раннем возрасте агрессивные действия являются для ребёнка не просто нормальной, но особенно важной формой активности, являющейся предпосылкой его последующей успешной социализации.

Агрессивные действия ребёнка – это сообщение о своих потребностях, заявление о себе, установление своего места в мире. Однако сложность состоит в том. что первые агрессивные действия направляются на мать и близких людей, которые нередко из самых лучших побуждений не допускают их проявления. И если ребёнок столкнётся с неодобрением проявлений своего гнева, он будет делать всё, чтобы избежать проявления гнева открыто. В этом случае невыраженная эмоция, как пишет В. Оклендер, остаётся внутри ребёнка, мешая здоровому росту.

Ребёнок привыкает жить, систематически подавляя свои эмоции. При этом его собственное «Я» может стать настолько слабым и диффузным, что ему будет требоваться постоянное подтверждение собственного существования.

Однако дети с активным стилем поведения находят способы проявления агрессии – косвенные – с тем, чтобы всё-таки заявить о своей силе и индивидуальности. Это могут быть насмешки над окружающими, побуждение к агрессивным действиям других, воровство или внезапные вспышки ярости на фоне общего хорошего поведения. Основная функция агрессии здесь – это стремление заявить о своих желаниях, потребностях, выйти из-под опеки социального окружения. А основная форма – разрушение, что позволяет назвать такую агрессивность деструктивной.

Поведенческие признаки детей с деструктивной агрессивностью:

— испытывают стремление к употреблению слов анальной проблематики («туалетных»);

— присутствует стремление ломать (рвать, резать);

— склонны к проявлению косвенной агрессии (например, ябедничают или действуют исподтишка);

— проявляют радость при разрушении чего-либо (например, при виде бьющейся посуды);

— в общепринятом смысле почти неагрессивны (редко дерутся);

— в ситуациях проверки знаний проявляют неуверенность, сверхконтроль.

Если у ребёнка отсутствует автономность, способность к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, то в пассивном варианте у него возникают различные социальные страхи: он боится не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения, становится неуверенным.

И это понятно. Дети с пассивным стилем поведения в конфликте не имеют возможности проявить чувство гнева. Чтобы защититься от него, они отрицают даже наличие у себя этого чувства. Но таким образом они как бы отрицают часть самих себя. Дети становятся робкими, осторожными, угождают окружающим, чтобы услышать слова поощрения. Более того, у малышей пропадает способность различать истинные мотивы своего поведения. В некоторых случаях исчезает сама возможность хотеть чего-либо, действовать по собственному желанию.

Поведенческие признаки детей с социальными страхами:

— стремятся соответствовать установленным нормам, образцам поведения, готовы жертвовать своими интересами;

— очень стремятся к поощрениям:

— при выполнении учебных заданий часто задают вопросы типа «А можно так?», «А как надо?», «А это – правильно?»;

— творческие или незнакомые задания выполнят хуже, чем задания по образцу или хорошо знакомые:

— присутствует страх ошибок (в частности, сильно беспокоятся на контрольных);

— не способны к агрессивным действиям;

— могут появляться расстройства речи (запинки);

— имеют развитое чувство долга, ответственности;

— обладают высокой эмоциональной чувствительностью;

— все эмоции переживают внутри;

— остро реагируют на неуспех;

— имеют склонность к психосоматическому реагированию (заболевают в

эмоционально напряжённых ситуациях);

— на уроках в значимых ситуациях могут действовать хаотично, испытывать трудности в планировании своих действий (слабая ориентация в реальной ситуации).

Как мы уже говорили, в дошкольном возрасте для благополучного развития ребёнка особенно важны стабильные внутрисемейные отношения. Конфликты супругов, развод или уход из жизни одного из родителей могут привести к депривации потребностей в безопасности, в любви и принятии.

Дети с активным стилем реагирования могут использовать различные способы получения негативного внимания. Иногда для этого они прибегают к агрессивным действиям. Но цель их, в отличие от уже описанных нами вариантов, — не защита от окружающего мира и не причинение вреда кому-то, а привлечение внимания к себе. Поэтому такую агрессивность можно назвать демонстративной.

Иногда дети привлекают к себе внимание и без агрессивности. Это может быть стремление нарядно одеться, ответить первым у доски или даже использовать такие социально неодобряемые действия, как воровство и лживость.

Поведенческие признаки детей с демонстративной агрессивностью:

— стараются привлечь к себе внимание социально неодобряемыми способами;

— проявляют преимущественно вербальную агрессию;

— могут прибегать к лживости или воровству;

— проявляют большое внимание к своей одежде, внешнему виду (девочки).

В этой же ситуации дети с пассивным стилем поведения в конфликте действуют противоположным способом. Они замыкаются в себе, отказываются говорить со взрослыми о своих проблемах.

При внимательном наблюдении за ними можно заметить существенные изменения в их поведении. Родители обращаются за помощью к психологу только в том случае, если у ребёнка возникают уже те или иные невротические или психосоматические проявления или ухудшается успеваемость в школе.

Поведенческие признаки замкнутых детей:

— на занятиях или уроках мечтают о чём-то, часто не слышать вопросов взрослых;

— в поведении отсутствует спонтанность, живость;

— невелико количество контактов со сверстниками.

Источник

Adblock
detector