XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2019
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.
В постиндустриальном обществе остро встает вопрос здорового образа жизни молодежи, в частности подросткового и юношеского периода. В данном контексте будем опираться на педагогическую возрастную периодизацию детства по И.В. Ульяновой [3, С. 103], в период от средний школьный (9-15 лет) до студенческий (16-17 лет).
На основании Главного информационно-аналитического центра Министерства внутренних дел Российской Федерации (Далее – ГИАЦ МВД России) за употребление алкогольных и спиртосодержащих напитков в подразделения по делам несовершеннолетних У(О) МВД России в 2017 году поставлено на учет 171080 несовершеннолетних [6].
В настоящее время пропаганде «ЗОЖ» среди молодежи не уделяется должного внимания. Возникает необходимость в разграничении понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни».
По мнению Генри Сигериста «Здоровым может считаться человек, который отмечается гармоничным физическим и умственным развитием и хорошо адаптирована к окружающему ее физической и социальной среды. Она полностью реализует свои физические и умственные способности, может приспособиться к изменениям окружающей среды, если они не выходят за пределы нормы, и делает свой посильный взнос в благополучие общества, соизмеримый с его способностями. Здоровье потому не означает просто отсутствие заболеваний: это что-то позитивное, это жизнерадостное и желающее выполнение обязанностей, что их жизнь возлагает на человека». [2, С. 47].
Б.А. Воскресенский полагает, что понятие ЗОЖ включает в себя «правильно организованный физиологически оптимальный труд, нравственно – гигиеническое воспитание, психогигиену, физкультуру, закаливание, активный двигательный режим, продуманную организацию досуга, отказ от вредных привычек и экологическое воспитание». [4]
«ЗОЖ» утрачивает свою значимость в среде школьного и студенческого возраста, основная причина данного недостатка в системе образования. Отсутствие «физической минутки» во время уроков сказывается на скелетной мускулатуре молодежи. Недостаток света и частота взаимодействия с «гаджетами» во время занятий зачастую приводит к резкому ухудшению зрения. Дефицит свежего воздуха, в связи с отступлением от правил СанПиНа часто приводит к мигреням и вирусным заболеваниям несовершеннолетних (например, по графику СанПиНа следует проветривать помещения не менее одного раза в 1 час, при условии, что в помещении отсутствуют обучающиеся). На основании проведенного социологического исследования в Министерстве здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации (Минздравмедпром РФ) и отчета заместителя главного нарколога г. Москвы Е.А. Брюна [1] в Москве насчитывается от 600 000 до 1 000 000 наркоманов, количество несовершеннолетних, употребляющих наркотические, токсические, алкогольные и спиртосодержащие напитки и вещества указано в Таблице 1.
Таблица 1. Потребление наркотических, токсических, алкогольных и спиртосодержащих веществ несовершеннолетними.
В возрасте от 14 до 18
Употребляли хоть раз в жизни
Алкогольные и спиртосодержащие вещества
69% мальчиков и 52% девочек
88% мальчиков и 93% девочек
68% мальчиков и 44% девочек
Наркотические и токсические вещества
39% мальчиков и 23% девочек
39% мальчиков и 28% девочек
56% мальчиков и 20% девочек
Для решения сложившихся проблем, необходим комплекс мероприятий, направленных на сохранение и пропаганду «ЗОЖ» среди молодежи, как одним из направлений профилактики заболеваний у детей школьного возраста.
Здоровое поколение – залог будущего нашей страны. В соответствии с указом резидента РФ «О Десятилетии детства» [7] образ жизни детей – является главной задачей государства, а, следовательно, требует разработки технологий по реализации и внедрению данного направления со стороны социума в целом, и подразделений по делам несовершеннолетних – в частности.
Широкомасштабной проблемой для подразделений по делам несовершеннолетних (и других субъектов взаимодействия по предупреждению правонарушений несовершеннолетних) выступает профилактика потребления несовершеннолетними наркотических, токсических и алкогольных веществ.
В данном случае выступают волевые качества несовершеннолетнего по отношению к алкогольным и наркотическим веществам. Первые посылы в данном направлении подростки получают в семье, а также посредством массовых телекоммуникаций. При просмотре фильмов (видеорекламы) несовершеннолетний обращает внимание на «образ», что зачастую связано с сигаретой или алкоголем. Взрослея, ребенок берет пример и пытается быть похожим на этот атрибут «благополучной личности». Путем употребления алкоголя, навязывается идея расслабления человека от неких проблем его состояния души.
На основе изучения педагогической и медицинской литературы, и аккумулирования материалы считаем, что алкоголь — это винный или этиловый спирт, который разрушает клетки человека в секунды после его употребления, быстрее обычного он сжигает все полезные вещества, органы и ткани, затрудняет деятельность клеток и кровяных сосудов. Умственная и физическая способность снижается на 2 суток.
На основе педагогического опроса инспекторов по делам несовершеннолетних УМВД России по району Свиблово г. Москвы, в количестве 10 человек мы выяснили «причины потребления алкогольных напитков несовершеннолетними»:
1)доступность алкоголя и сигарет;
2) потеря нравственных ценностей и смысла жизни;
4) родители не интересуются воспитанием своих детей;
Большое внимание уделяется воспитанию и пропаганде «ЗОЖ» в семье. Курение матери и/или отца вызывает интерес у подростка и чувство дозволенности. Семья – это важный социальный институт в жизни ребенка, в которой он получает первые азы своего обучения, воспитания и развития. Именно в семье формируется понимание о внешнем мире и правилах поведения в социуме.
Основная задача инспектора по делам несовершеннолетних – проведение профилактических мероприятий в школах, в частности о не целесообразности и вреде потребления алкогольных, наркотических и токсических веществ. данные профилактические мероприятия являются одним из ключевых звеньев в цепочке пропаганды «ЗОЖ» у молодежи.
Список использованной литературы:
Брюн Е.А., Сорокин В.С. Профилактика наркомании: стратегии и методы [Текст] / Е.А. Брюн, В.С. Сорокин // 2-я международная научно-практическая конференция «ВИЧ/СПИД в развитых странах», 4-5 декабря 2018 г. Москва (Электронный доступ: http :// www . ecad . ru / moskow / g — moskow _06. html (дата обращения: 27.02.2019 г.)
Пискунов В.А. Здоровый образ жизни: учебное пособие / В.А. Пискунов, М.Р. Максиняева, Л.П. Тупицына // М.: МПГУ, 2012. – 86 с.
Ульянова И.В. Педагогика XXI века: монография / И.В. Ульянова. – М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2017. – 296 с.
Электронный ресурс / URL :
https://med-books.info/valeologiya_739/rezyume22335.html (дата обращения: 27.02.2019 г.)
https://med-books.info/valeologiya_739/rezyume22335.html (дата обращения: 27.02.2019 г.)
Электронный ресурс / URL : МВД России (дата обращения: 27.02.2019 г.)
Источник
Социальное здоровье современной молодежи российского общества
Дата публикации: 19.03.2019 2019-03-19
Статья просмотрена: 7299 раз
Библиографическое описание:
Тер-Геворкова, Н. К. Социальное здоровье современной молодежи российского общества / Н. К. Тер-Геворкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 12 (250). — С. 237-241. — URL: https://moluch.ru/archive/250/57339/ (дата обращения: 08.06.2021).
На основе статистического анализа выявлена основная тенденция относительно социального здоровья молодежи. Подробно продемонстрированы факторы, влияющие на молодежь в российском обществе на современном этапе.
Ключевые слова: социальное здоровье, факторы социального здоровья, молодежь российского общества, современные ценности молодежи.
Эффективное социально-экономическое развитие общества определяется идеальным функционированием и поведением индивидов. Таким идеальным элементом, обеспечивающим развитие общества, является человеческая личность, которая обладает высоким потенциалом своего здоровья. Социальное здоровье — это внутреннее состояние индивида, которое определяет способность человека контактировать с социумом. Социальное здоровье представляется сложным социальным феноменом, возникающим в процессе взаимодействия индивида с социальной средой и отражающим уровень этого взаимодействия. Само по себе социальное здоровье формируется под влиянием родителей, друзей, близких людей, коллег, соседей и так далее — то есть социальное здоровье напрямую связано с социализацией индивида. Принято выделять следующие компоненты социального здоровья:
- Нравственность индивида — это набор совокупность этических и моральных идеалов человека, которые представляются ему истинными, на основе которых он формирует собственные установки и следует им на протяжении жизни. Данный компонент проявляется в способности человека к самооценке, способности предвидеть возможную ситуацию и оценить ее, способности определять разницу между добром и злом, а также в способности испытывать чувства веры, любви, стыда и так далее.
- Социальная адаптация — это способность индивида приспосабливаться к тем или иным постоянно изменяющимся условиями среды его жизнедеятельности. Зарождается социальная адаптация в процессе социализации, а проявляется она в эффективном социальном взаимодействии индивида с социумом.
В настоящее время представляется необходимым оценить социальное здоровье молодежи. Молодежь — это социально-демографическая группа, имеющая социальные и психологические черты, обусловленные возрастными особенностями молодых людей, процессом становления их духовного мира, спецификой положения в социальной структуре общества. Диапазоном возраста, относительно которого ту или иную социальную группу можно назвать молодежью, принято считать от 14–15 лет до 29–30 лет. В данный интервал в настоящее время в России входит примерно 25 миллионов человек, что составляет примерно 17 % всего населения [1]. Несмотря на то, что именно молодежь считается наиболее перспективной с точки зрения развития общества социальной группой, ее место в социальной структуре весьма трудно определить. В связи с этим, например, академик Е. М. Бабосов, обуславливал своеобразие молодежи следующими признаками:
– отсутствие собственного социального положения в обществе, из-за чего некоторые эксперты даже склонны считать, что молодежь относится к маргинализованным слоям населения;
– включенность в молодёжные движения и группировки;
– незавершенность процесса формирования социальных качеств;
– многоступенчатость, возрастная предопределённость процесса становления и развития социального потенциала молодых людей.
Действительно есть повод считать, что молодежь относится скорее всего к маргинализованным слоям населения, поскольку большинство молодых людей -в первую очередь студенты и учащиеся — не имеет собственного профессионального социального статуса, и их место в статусной структуре общества определяется социальным положением их семей или своим будущим статусом, который связан с получаемой профессией. Также трудно отнести молодежь к тому или иному современному слою населения, поскольку большинство людей данной группы еще не имеют своего дохода, какого-либо уровня власти, престижа, молодежь можно оценивать только по уровню получения образования. Кроме того, усложняет определение места молодежи тот факт, что для молодых людей намного важнее оценивать свои неформальные социальные роли, связанные с включенностью в различные молодежные группировки, нежели формальные социальные роли. Однако некоторую информацию о состоянии нынешней молодежи позволяет нам узнать масштабное социологическое исследование института социологии РАН под названием «Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты» [2]. Исследование разбивает молодежь на группы относительно их жизненных установок (рис. 1).
Рис. 1. Жизненные устремления российской молодежи
Данное исследование позволяет нам понять, что, несмотря на тот факт, что место молодежи достаточно трудно определить в социальной структуре, данная социальная группа в любом случае является самой перспективной в дальнейшем развитии общества, особенно учитывая то, что среди молодежи преобладают «предприимчивые», «труженики» и «максималисты». Молодежь является, таким образом, как самым динамичным и подвижным элементом социума, так и самым уязвимым.
Хотелось бы обратить внимание на современные ценности всего российского общества. Последнее исследование, проведенное ВЦИОМ в 2017 году, показывает следующие результаты (рис. 2) [3].
Рис. 2. Диаграмма ценностей граждан РФ за 2017 год
Первые три лидирующие ценности являются таковыми уже несколько лет. Однако остальные ценности претерпевали изменения. Например, такие ценности, как социальная инфраструктура, состояние экологии, политическая и экономическая ситуация в стране, возможность достижения целей и творческая реализация стали наиболее важными для россиян с 2014 г., поднявшись с прежних позиций в среднем на 6 п. Однако некоторые ценности — социальный статус, досуговая деятельность, значимость климатических показателей и карьерный рост — снизились с 2014 года. Мы видим, что в большинстве своем для населения РФ стабильно важными являются взаимосвязанные здоровье, безопасность и отношения в семье. Кроме того, исходя из показателей, в последние годы для россиян намного важнее внешняя ситуация в стране в целом в связи с политической и экономической нестабильностью, чем их внутреннее состояние, связанное со своей профессией и досугом. В то же время можно выделить некоторые аспекты относительно ценностей молодежи с помощью сравнения исследований 2014 и 2017 годов [4]:
Рис. 3. Диаграмма ценностей молодежи РФ за 2014 и 2017 год
Стоит отметить, что множество ценностей молодежи совпадают со среднестатистическими ценностями любого гражданина РФ, что может свидетельствовать о существовании некоторой связи данной социальной группы к единым национальным интересам. Кроме того, люди склонны считать, что молодежь нашего времени более открыта, общительна и амбициозна. Возможно, именно данная социальная группа, в настоящее время являясь молодежью, сможет повысить статистику относительно интереса к карьерному росту. На данный момент можно сказать одно точно: межпоколенный конфликт, существовавший в 1990-х годах, ушел в прошлое. Старшее поколение лучше оценивает молодежь, а сама социальная группа внимательнее относится к своему внутреннему и внешнему состоянию.
В процессе включения молодежи в жизнь социума стоит отметить те факторы, которые могут негативно на это влиять. Данные факторы можно классифицировать следующим образом [5]:
1) Социальные. Сюда относятся на макроуровне материальное расслоение общества и дифференциация, которые закономерно приводят к конфликту между интересами молодежи и социальной мобильностью, а впоследствии это ведет к десоциализации молодежи. На микроуровне негативные социальные факторы могут проявляться в семье (отсутствие денежных средств, крушение надежд, навязывание своего мнения одного поколения другому).
2) Информационные. В данном аспекте большую роль играет СМИ, а именно их коммерциализация и негативное влияние на молодежь в тот период, когда данная группа находится на стадии мировоззренческой неопределенности. Насаждение различных стандартов и психологии потребительского общества пагубно влияет на самоидентификацию человека в столь раннем возрасте. Проблема состоит не только в том, что влияние информационных социальных институтов слишком сильно давит на молодежь, но и в том, что в наиболее важных отраслях ее недостаточно, например, в сексуальном воспитании молодых людей.
3) Духовные. Данные факторы характеризуются тем, что большая часть молодежи, формируя в своем мировоззрении потребительский образ жизни на данный момент, добровольно идет на различные риски (распитие алкоголя, употребление табака, неправильное питание, неподвижный образ жизни). Мы видим низкий уровень культуры самосохранения и ответственности. Это все приводит не только к проблемам с социальным здоровьем, но вредит и физическому здоровью.
Исходя из фактов о месте молодежи в социальной структуре и различных факторов, влияющих на данную группу, можно оценить степень включенности молодежи в социальную жизнь. Стоит отметить, что современный мир находится на этапе активной информатизации, происходит разделение по сферам знания, и далеко не все члены общества оказываются востребованы в формируемой социальной пирамиде, особенно легко проследить «невостребованность» молодежи. Она наиболее четко выражена в молодежной безработице и сложностях получения желаемого рабочего места, типа и учреждения образования, что часто затруднено вступительными конкурсами или более высокой оплатой в университетах, чем для мало престижных специальностей. Несомненно, есть специальности, где требуются исключительно молодые люди, но заранее предполагается, что молодой человек — в большинстве случаев студент — не задержится долго на данной вакансии, в таких местах работ обычно наблюдается высокая текучесть кадров. Что касается институтов государства и власти, молодежь проявляет свою инициативу в данном аспекте лишь в том случае, если эти институты непосредственно касаются их получаемой специальности. Институт семьи для молодежи представляет в настоящее время все меньшую ценность, что зачастую вызвано нестабильной социально-экономической ситуацией в стране. Из этого всего достаточно легко сделать вывод о том, что об активной включенности молодежи в социальную жизнь не может быть речи, поскольку некоторые социальные институты напрямую отвергают востребованность молодежи, а другие в настоящее время не имеют для них ценности. Максимум включенности молодежи в социальную жизнь можно наблюдать разве что по их взаимодействию с малыми социальными группами и собственными неформальными группировками. То есть, несмотря на всю открытость и амбициозность молодежи в РФ, на данную социальную группу давит большое количество внешних факторов, не позволяющих им реализоваться в полной мере.
Таким образом, можно оценить социальное здоровье молодежи на двух уровнях:
- Индивидуально-личностное здоровье. Данный уровень здоровья формируется в процессе первичной и вторичной социализации личности. Судить о полноценном социальном здоровье личности весьма сложно, поскольку, говоря о первичной социализации, стоит упомянуть, что из 100 % заключенных семейных браков, 58 % в дальнейшем заканчиваются разводом. Несмотря на это, на мой взгляд, даже у неполноценных семей есть возможность грамотно воспитать поколение молодежи при условии отсутствия навязывания своего мнения и опыта.
- Групповое здоровье. На данном уровне в совокупности с низкой эффективностью социальной политики государства в области сохранения здоровья нации, прежде всего молодого поколения, усиливается опасность дальнейшего снижения показателей социального здоровья российского общества и сокращение его человеческого ресурса. Множество факторов давят на молодежь, из-за чего теряют свою ценность институты семьи, образования, государства и религии.
Исходя из всего вышесказанного, хотелось бы отметить, что социальное здоровье молодежи на данный момент в российском обществе является нестабильным. Несмотря на то, что нет уникального критерия определения уровня социального здоровья, мы можем оценить факторы, влияющие на молодежь, и связанные с ними изменения в сознании молодых людей, которые на данный момент не представляется возможным оценить положительно.
Источник