Сибирский психологический журнал
«Сибирский психологический журнал» является научно-практическим периодическим изданием, публикует оригинальные статьи по различным отраслям психологии. Адресован профессионалам в области психологии, педагогики и других наук о человеке.
Тематика журнала:
« Сибирский психологический журнал» публикует теоретические и экспериментальные работы по общей психологии, психологии личности, истории психологии, педагогической психологии, психологии индивидуальных различий, клинической психологии и социальной психологии.
О трасли науки и/или группы специальностей научных работников в соответствии с Номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени
19.00.01 — Общая психология, психология личности, история психологии
19.00.07 — Педагогическая психология
19.00.04 — Медицинская психология
19.00.05 — Социальная психология
19.00.13 — Психология развития, акмеология
Журнал зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций ( Свидетельство ПИ N 77-12789 от 31 мая 2002 г. ). Международным центром ISSN (Париж, Франция) 04 января 2003 года журналу присвоен международный стандартный номер для сериальных изданий (International Standard Serial Number): ISSN 2411-0809 (Online) , ISSN 1726-7080 (Print)
Наш журнал входит в «Перечень российских рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук». (По состоянию на 26.12.2019 г.)perechen-vak_na-26-dekabrya-2019-g.pdf
« Сибирский пси хологический журнал » (SIBERIAN JOURNAL OF PSYCHOLOGY) индексируется в БД Web of Science Core Collection’s Emerging Sources Citation Index, Scopus.
Сибирский психологический журнал включён в международную базу данных ERICH PLUS (The European Reference Index for the Humanities and the Social Sciences).
Журнал включен в систему Российского индекса научного цитирования (РИНЦ). Информация о публикациях в журнале регулярно по установленной форме поставляется в систему РИНЦ.
Официальные языки журнала: русский и английский.
Все публикации осуществляются на некоммерческой основе, т.е. авторы не платят за публикацию.
Сибирский психологический журнал распространяется только по подписке, его подписной индекс 54242 в объединённом каталоге «Пресса России». Полнотекстовые версии вышедших номеров можно посмотреть в разделе «Архив»
634050, г. Томск, пр. Ленина, 36, «Томский государственный университет»,
Факультет психологии
Главный редактор:
Залевский Генрих Владиславович, член-корр. РАО, д-р психол. наук., профессор
Заместитель главного редактора:
Лукьянов Олег Валерьевич, д-р психол. наук, профессор.
Ответственный секретарь редакции журнала:
Алексеевская Екатерина Олеговна
Источник
XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2019
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ В ИССЛЕДОВАНИЯХ РАЗНЫХ АВТОРОВ
В настоящее время возникла проблема с обозначением понятия психологическое здоровье. Это обусловлено тем, что сталкиваются утверждения от необходимости и продуктивности использования данного понятия до полного отрицания его правомерности. Главным дискуссионным вопросом выступает отделение психологического здоровья от психического, с выделением компонентов, критериев, характеристик, объекта и предмета исследования, анализа функциональной стороны в контексте личности и ее развития в онтогенезе.
Впервые термин психологическое здоровье встречается в работах И.В. Дубровиной (1987). Пытаясь разобраться в сути психологической службы, автор отметила необходимость выделения нового термина, в основе которого будет заложена личность в целом, находясь в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа [6, c . 52]. Это вызвано ограниченным пониманием термина психическое здоровье, направленного на изучение отдельных психических процессов и механизмов. Главная цель психологического здоровья заключается в нахождение индивидом удовлетворяющее его места в познаваемом, переживаемом им мире, отношения с которым гармонизируются на каждой возрастной ступени. По мнению автора, область психологического здоровья затрагивает такие направления в формировании личности, как поведение, основывающееся не только на внешних, но и на внутренних ориентирах, свободу мысли и инициативность, увлеченность той или иной сферой деятельности, активность и самостоятельность, ответственность и способность к риску, веру в себя и уважение другого, разборчивость в средствах достижения цели, способность к сильным чувствам и переживаниям [6, c . 58].
Наиболее полной и структурированной гуманистической концепцией здоровья считается концепция А. Маслоу о «психически здоровом индивиде». В работах А. Маслоу в основном описываются две составляющие психологического здоровья, к которым относятся самоактуализация (самореализация) и стремление к гуманистическим ценностям. По мнению автора, необходимым условием самоактуализации является нахождение человеком верного представления о самом себе, при этом самоактуализирующей личности присуще умение принять других людей, автономия, спонтанность, чувствительность к прекрасному, чувство юмора, альтруизм, желание улучшить человечество и склонность к творчеству [5, c . 30]. Люди, которые достигли вершин самоактуализации, могут расцениваться как живые эталоны психического здоровья. Так же одним из условий формирования психологически здоровой личности, по мнению А. Маслоу, является стремление к гуманистическим ценностям, которые формируются через самоактуализацию [;30].
О. В. Хухлаева (2001) описывает психологическое здоровье, как необходимое условие полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. С одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни. психологическое здоровье – это прижизненное образование, хотя, безусловно, его предпосылки создаются еще в пренатальном периоде [7]. Определение, выделенное автором, носит широкий смысл, затрагивая весь онтогенез человека.
Большое внимание анализу понятия психологическое здоровье уделил В.А. Ананьев (2006). По мнению автора, одни исследователи рассматривают психологическое здоровье как процесс жизни личности, в котором сбалансированы рефлексивные, эмоциональные, интеллектуальные, коммуникативные, поведенческие аспекты (Н. Г. Гаранян, А. Б. Холмогорова), другие, как баланс между различными аспектами личности человека (Р. Ассаджиоли), между потребностями индивида и общества, который поддерживается постоянными усилиями (С. Фрайберг), третьи акцентируют внимание на функциях психологического здоровья, а именно, на поддержании равновесия между личностью и средой, адекватной регуляции поведения и деятельности человека, способности противостоять жизненным трудностям без отрицательных последствий для здоровья (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, П. Бейкер) [2, c .39]. Разнообразие в трактовка позволяют предположить, что психологическое здоровье затрагивает разные области личностного развития человека. Так потребности между индивидом и обществом могут включать в себя коммуникативную, экономическую, социальную, бытовую, профессиональную или духовную сферы. Под различными аспектами личности также подразумевается множество понятий от развития высших психических процессов до социализации индивидуума. Н. Г. Гаранян, А. Б. Холмогорова задают определяющие направления, но также не раскрывают их.
В.А. Ананьев полагает, что психологическое здоровье необходимо раскрывать через зрелую личность. Но зрелая личность многолика, что также не позволяет конкретизировать понятие психологическое здоровье. Автор считает, что психологическое здоровье ребенка отличается от психологического здоровья взрослого совокупностью личностных новообразований [2, c .42].
По мнению О. В. Лебедева (2013), термин «психологическое здоровье» связывает две науки, психологию и медицину, так как любое соматическое нарушение всегда так или иначе связано с изменениями в психическом состоянии человека [4, c. 33]. Медицина отслеживает изменения на уровне физиологических показателей, психология – психологических.
Л. Р. Кашкарева (2013) под психологическим здоровьем понимает оптимальное функционирование всех психических структур человека, необходимых для текущей жизнедеятельности, динамической гармонии человека, подразделяющуюся на внешнюю (между человеком и окружающими его людьми, природой, космосом) и внутреннюю (физическое тело, его мысли и чувства), обеспечивающую активный динамический баланс между человеком и окружающей средой [3, c. 425].
Наличие разнообразных трактовок термина психологическое здоровье показывает необходимость конкретизации данного определения. Можно отметить сходство в характеристиках психологического здоровья некоторых авторов. И. В. Дубровина и О. В. Хухлаева подчеркивают значимость духовно-нравственной стороны, указывают на важность гармоничного развития возрастных и индивидуальных особенностей, а также новообразований и успешное прохождение кризисных периодов.
Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с.
Дубровина И.В. Психологическое здоровье личности в контексте возрастного развития // Развитие личности. – 2015. – № 2. – С. 67-95.
Кашкарева Л.Р. Диалектическая взаимосвязь между психическим и психологическим здоровьем человека как условиями его самореализации субъекта жизни // Человек, субъект, личность в современной психологии. Материалы Международной конференции, посвященной 80-летию А. В. Брушлинского. Том 2 / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. – С. 424-428.
Лебедева О.В. Проблема соотношения понятий «психическое здоровье» и «психологическое здоровье» // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2013. – № 3-1. – С. 33-37.
Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. – СПб.: Издат. группа «Евразия» , 1997. – 430 с.
Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 176 с.
Хухлаева О.В. Формирование психологического здоровья младших школьников: дисс. . д-ра. пед. наук. – Москва, 2001. – 299 с.
Работа выполнена при финансовой поддержке гранта Российского фонда гуманитарных исследований (проект №17-06-00967 ОГН «Психологическое здоровье и когнитивная деятельность младших школьников с факторами риска дизонтогенеза в условиях современной образовательной среды»).
Источник
Проблема психического здоровья современного человека
В настоящее время особую актуальность приобрели вопросы психического здоровья и здорового образа жизни. Исторический опыт показывает, что в Античное время многие ученые (Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, стоики) изучали проблему нравственного поведения, предупреждали об угрозе падения нравственных устоев жизни. Ими констатировались факты преобладания в жизни общества удовлетворения биологических потребностей в ущерб духовным. Результатом игнорирования нравственных концепций стал, на наш взгляд, рассвет эпохи Средних веков с жестким регламентом и контролем жизни человека, нередко силой объяснявшей законы Добра [1].
Современное общество демонстрирует схожую с Античным временем ситуацию безнравственного отношения человека к здоровью своего тела и души. Согласно исследованиям Центра психологической поддержки «Развитие» СВФУ им. М.К. Аммосова личностных особенностей у 200 студентов-первокурсников: 2% составили гармоничный тип (уверены в себе, не боятся риска); 11 % — условную норму (могут работать в традиционных условиях, но растеряться в условиях инновационного развития); 57% составили пограничный тип (дезадаптивны, склонны к девиантному и асоциальному поведению); 27% составили инфантильный тип (отсутствие ответственности, в будущем предпочтут исполнительскую работу в госучреждении); 4% первокурсников испытывают стресс, им требуется специальная психотерапевтическая и психиатрическая помощь. При этом, дальнейшие исследования показывают рост количества студентов последней категории за счет уменьшения числа других типов [3. C.11-12].
Выше приведенные результаты оптимизма и уверенности за подрастающее поколение не внушают. В связи с этим мы считаем необходимым изучить природу заявленного вопроса и показать возможные пути его достижения.
Под психическим здоровьем мы подразумеваем наличие нормы в интеллектуальном развитии человека, реалистичность восприятия и способность к саморегуляции, коммуникативную культуру и нравственное поведение [2]. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это активное участие в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности человека. В узко биологическом смысле речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды. Базовыми элементами ЗОЖ являются: воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков; окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания; отказ от вредных привычек: самоотравления легальными наркотиками (алкоядом, табакоядом) и нелегальными; питание: умеренное, информированность о качестве употребляемых продуктов; движение: физически активная жизнь, гимнастика; гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи; закаливание.
На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает неразрывное с ним психоэмоциональное состояние, которое зависит от его умственных установок: эмоциональное самочувствие: умение справляться с собственными эмоциями; интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах; духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним, оптимизм.
К данной характеристике с уверенностью можно отнести гармоничный тип, составивший меньшинство из приведенной выше выборки.
Малоподвижный образ жизни всюду преследует современного человека, в том числе и студенческую молодежь. Современная молодежь много сидит в университетской аудитории, в читальном зале библиотеки, за компьютером и телевизором, а дома или в общежитии, уже обессилившая после продолжительного сидения, предпочитает лежать. Статистика показывает: спортивная подготовка старшеклассников выше, чем у студентов. Значит, юноши и девушки из года в год физически слабеют. И не удивительно, что первые признаки старости наступают уже к 30 годам. Важнейшей причиной гиподинамии среди нашей молодежи являются и суровые климатические условия Якутии, препятствующие свободной игровой и трудовой деятельности на воздухе, общению с природой. Вместе с тем резко-континентальный климат – это и благоприятная среда для психической депривации, результаты которой без компетентного вмешательства специалистов могут создать определенные трудности для нормального развития личности.
Прекрасным средством профилактики физического и психологического здоровья являются, например, физические упражнения и йога. В России до недавнего времени пропагандировались лишь занятия физкультурой и спортом. Существенная разница между этими подходами к активизации жизненных ресурсов заключается в том, что после занятий физкультурой или спортом человек ощущает усталость и недостаток энергии, а упражнения йогой способствуют не только аккумулированию энергии, но и улучшению мыслительной деятельности, снятию стрессов и гармонизации внутренних процессов в организме. В настоящее время в нашей стране все больше и увереннее звучат предложения занятия йогой – результат многовекового опыта человечества в формировании гармонии духа и тела [2].
Другие техники телесноориентированной психологии, также развивающие идеи единства физического и психического, могут способствовать профилактике психологического здоровья. Это психосоматический массаж и упражнения, разработанные В. Райхом, А. Лоуеном, И. Рольф, Ф.М. Александером, М. Фельденкрайзом [4]. Ф. Матиас Александер считает, что люди в основном неправильно и неэффективно пользуются своими телами. Это привычки в держании и движении тела, привычки, которые непосредственно влияют на то, как мы функционируем физически, умственно и эмоционально. Им разработана оригинальная техника, показывающая способ преодоления сложившихся «неправильностей» в действии и покое. Ф.М. Александер полагал, что предпосылкой свободных и естественных движений является наибольшее возможное растяжение позвоночника, его естественное вытягивание вверх. Работа Моше Фельденкрайза направлена на восстановление связей между двигательными участками коры головного мозга и мускулатурой, которые напряжены или испорчены дурными привычками. Цель состоит в том, чтобы создать в теле способность двигаться с минимумом усилий и максимумом эффективности, посредством не увеличения мускульной силы, возрастающего понимания того, как тело работает. Работу тела возглавляет ум.
Развивая и воспитывая свое тело, человек развивает и воспитывает свою психику. Раскрой прежде такие способности своего тела, как терпеливость, выносливость, умеренность, накопление, бережливость и, со временем, они проявятся на психическом уровне. Так, научи свое тело копить продукцию организма, то есть не позволяй себе плеваться, соблюдай культуру туалета и тебе станут доступны такие качества как чистоплотность, бережное отношение к богатству своей семьи и других людей, стремление сохранить доверенные тебе истории и мысли.
В заключение отметим, что международная группа врачей разработала рекомендации, составившие базовую основу здорового образа жизни [5].
1. Решение кроссвордов, изучение иностранных языков и счет в уме, способствуют тренировке головного мозга и замедлению процессов возрастной деградации умственных способностей.
2. Работа – важный элемент здорового образа жизни. Найдите подходящую для себя работу, которая будет вам в радость.
3. Питание должно быть умеренным. Вместо привычных 2.500 калорий обходитесь 1.500. Также не следует впадать в крайность и есть слишком мало.
4. Меню должно соответствовать возрасту. Печень и орехи помогут 30-летним женщинам замедлить старение кожи. Содержащийся в почках и сыре селен, полезен мужчинам после 40 лет, он способствует разряжению стресса. После 50 лет необходим магний, который держит в форме сердце и полезный для костей кальций, а рыба поможет защитить сердце и кровеносные сосуды.
5. Важно иметь собственное мнение. Осознанная жизнь поможет реже впадать в депрессию и подавленное состояние.
6. Сохранить молодость помогут любовь и нежность. Эти чувства связаны с выработкой гормона счастья – эндорфина, который укрепляет иммунитет.
7. Спать лучше в прохладной комнате, при температуре 17-18 градусов. От температуры окружающей среды зависят обмен веществ в организме и проявление возрастных особенностей.
8. Двигайтесь, даже восемь минут спорта в день продлевают жизнь.
9. Периодически балуйте себя, иногда позволяйте себе «вкусненькое».
10. Не подавляйте в себе гнев. Различным заболеваниям, даже онкологии, более подвержены люди, которые «вечно недовольны собой и окружающими». Лучше выговориться и поспорить.
Таким образом, осознание и развитие в себе физического и психического здоровья, переживание удовольствия духовной реализации, занятия научными исследованиями и практической психологией являют собой здоровый образ жизни и прекрасно способствуют гармоничному развитию личности.
1. Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов мира. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 320 с.
2. Михалева А.Б. Здоровый образ жизни – здоровье психики / Приоритетные направления развития бокса в начале XXI в.: опыт, проблемы и перспективы. – Якутск, 2007. – С. 52-55.
3. Психологическая профилактика дезадаптации студентов вуза: методическое пособие для кураторов. – Якутск: Издательский дом СВФУ, 2011. – 92 с.
4. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. Выпуск 2. – М.: изд. Российского открытого университета, 1992. – 136 с.
Источник