Проблемы инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
Автор: Корзина Оксана Игоревна
Организация: МБОУ «СШ 64»
Населенный пункт: г. Иваново
В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья одна из актуальных и дискуссионных проблем современного образования.
На сегодняшний день в России более 13 миллионов инвалидов, из них – 540 тысяч детей, около 100 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья обучаются в инклюзивных школах. Термин «инклюзивное образование» пришел к нам из Европы, в переводе с французского он означает «включающий в себя». Основная идея включения – это обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, не в отдельных специализированных учреждениях, а в обычных общеобразовательных школах, то есть это включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду с той помощью, которая ему необходима.
Принципы инклюзивного образования:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
- Каждый человек способен чувствовать и думать.
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
- Все люди нуждаются друг в друге.
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Важный момент инклюзивного образования это доступность. В законе об инклюзивном образовании есть пункт, который дает право ребенку с ограниченными возможностями здоровья пойти в школу по месту жительства. Это принцип территориальной доступности, когда родителям уже не придется возить своего ребенка в школу, преодолевая огромные расстояния, затрачивая много сил и времени на дорогу.
Именно родители «особых» детей настаивают на их включение в обычное детское сообщество. Прежде всего, это связано с тем, что в налаженной системе коррекционного (специального) образования с хорошо отработанной десятилетиями методикой обучения детей с проблемами в развитии, слабо развита социальная адаптация «особого» ребенка в реальном мире – он находится в изоляции от социума. Разумеется, что дети с особыми потребностями адаптируются к жизни в общеобразовательных школах лучше, чем в специализированных учреждениях. Особенно заметна разница в приобретении социального опыта. У здоровых же детей улучшаются учебные возможности, развивается толерантность, активность и самостоятельность. Но до сих пор открытым остается вопрос об организации процесса развития и обучения «особых» детей в массовой школе. Это связано со спецификой методик, неподготовленностью кадров, нехваткой специалистов и пр.
На сегодняшний день проблема развития инклюзивного образования в России находится под пристальным вниманием не только родителей и педагогических сообществ, но и всей общественности.
Процесс внедрения инклюзивного образования на данный момент сталкивается с рядом трудностей и проблем, связанных как с трудностями организации школы, так и с препятствиями социального свойства, заключающимися в распространенных стереотипах и предрассудках, в том числе, в готовности или отказе учителей, школьников и их родителей принять рассматриваемую форму образования.
Рассмотрим основные проблемы, которые возникают при введении инклюзивного образования:
Психологические проблемы учителей.
Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей-инвалидов в процесс обучения в классах. Опыт внедрения инклюзивного образования показывает, что учителя и другие специалисты не сразу начинают соответствовать тем профессиональным ролям, которые требуются для данной формы обучения. Прежде всего, они испытывают страх: «Смогу ли я сделать это?» Они боятся не справиться, боятся ответственности, боятся рисковать. Страх и неуверенность также связаны с тем, что специалисты боятся, что не будут полностью контролировать происходящее, что им придется просить о помощи учеников, родителей или педагогов, тем самым, признав, что они не имеют ответов на абсолютно все вопросы. Советы, которые дают в таких случаях, просты: нужно делать свое дело, несмотря ни на что. Те учителя, которые уже имеют опыт работы на принципах инклюзивного образования, разработали следующие способы включения:
- принимать учеников с инвалидностью «как любых других детей в классе»,
- включать их в одинаковые виды деятельности, но ставить разные задачи,
- вовлекать учеников в коллективные формы обучения и групповое решение задач,
- использовать и другие стратегии коллективного участия — игры, совместные проекты, лабораторные, проектные исследования и т.д.
Проблемы, которые возникают у «обычных»
детей и их родителей.
Родители детей, которые развиваются типичным образом, иногда высказывают опасение, что присутствие в классе детей, которые требуют особой поддержки, может задерживать развитие их собственного ребенка. Однако же, опыт показывает обратное. Успеваемость детей, которые развиваются типичным образом, не падает, а часто их оценки оказываются даже выше в условиях инклюзивного образования, чем в обычном классе массовой школы.
Имеются свидетельства, согласно которым школы, наиболее успешно включающие и обучающие детей с ограниченными возможностями, в то же время оказываются самыми лучшими для всех остальных детей. И наоборот, самые лучшие школы для всех детей являются лучшими и для детей с ограниченными возможностями. В отношении поведения, социального развития и успехов в учебе, особенно в разговорной речи, достижения детей, обучающихся в школе, придерживающейся инклюзивной формы образования, значительно выше. А отношение сверстников к нетипичным детям напрямую зависит от наличия твердой позиции взрослых и климата в классе в целом.
Наблюдения американских специалистов показывают, что те, кто, до школы посещал детские сады вместе с детьми с ограниченными возможностями, относились к ним спокойнее и с большим пониманием, чем даже учителя, впервые начавшие работать с ними.
Проблемы, которые возникают у детей
с ОВЗ и их родителей.
Суть личностной проблемы ребенка-инвалида заключается в его изолированности от общества, в котором ему предстоит жить и расти. С раннего детства дети с отклонениями в развитии сталкиваются с оценкой их внешности другими людьми. Часто здоровые дети с детской непосредственностью и жестокостью оценивают внешние дефекты детей-инвалидов в их присутствии. В результате у детей-инвалидов формируются замкнутость, избегание широкого круга общения, замыкание “в четырех стенах”, замаскированная (скрытая) депрессия (сниженный фон настроения, негативная оценка себя, собственных перспектив и других людей, часто замедленный темп мышления, скованность и пассивность). По мере взросления дети с ограниченными возможностями начинают осознавать, что уровень их жизненных возможностей по сравнению с “обычными” детьми снижен. При этом у них формируется заниженная самооценка, что в свою очередь приводит к чрезмерному снижению уровня притязаний. Следствием этих процессов становится социальная пассивность и сужение активного жизненного пространства. Кроме того, родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки.
Проблема организации «безбарьерной» среды.
На недостаточном уровне находится и оборудование социально значимых объектов техническими средствами, обеспечивающих беспрепятственное перемещение детей с ограниченными физическими возможностями. В первую очередь, следует оснастить пандусами школы.
Также серьезной проблемой является предвзятое отношение к инклюзивному образованию в современном обществе. В связи с этим необходимо проведение значительного объема работ в данном направлении с широким привлечением средств массовой информации, педагогов и общественности.
Для преодоления этих трудностей общеобразовательная школа уже сейчас должна решать следующие задачи:
- обеспечить нормативно-правовую базу процесса инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в системе общего образования;
- обеспечить образовательный процесс профессионально подготовленными педагогами общего образования и специалистами сопровождения, способными реализовать инклюзивный подход;
- создать комплексную модель деятельности специалистов различного профиля, обеспечивающих процесс сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования;
- разработать программно-методическое обеспечение инклюзивного образования (учебные планы, учебные программы (их варианты), при необходимости — специальные учебники и рабочие тетради, учебные пособия для самого ученика);
- активно использовать возможности дистанционного образования, как эффективного инструмента реализации компетентностного подхода в образовании;
- обеспечить организацию взаимодействия учреждения с семьей воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
В принятии идеи инклюзивного образования помогло бы тьюторское сопровождение ребенка, которое в России недостаточно развито. Тьютор – это специалист, который помогает ребенку с особенностями развития адаптироваться в школьной среде и проявить свои способности. Тьютор находится рядом с ребенком в течении всего учебного дня, сидит с ним за одной партой, способствует включению ребенка в учебный процесс помогая ребенку раскрыться и освоить учебный материал, отводит ребенка на обед, занимается физической культурой и т.д. Тьютор не вмешивается в работу ребенка, а только направляет его если нужно. Кроме того, он помогает выстраивать отношения школьника с другими детьми, что немаловажно.
В ноябре 2011 года на заседании научно-экспертного совета в рамках Форума педагогических инноваций МБОУ СОШ № 64 г. Иванова был присвоен статус муниципальной экспериментальной площадки по инклюзивному образованию. На данный момент в школе 3 ученика с ОВЗ (синдром Дауна).
Работа школы в направлении реализации инклюзивного обучения заключается в следующем:
— Создание Адаптированных основных образовательных программ начального и основного общего образования для детей с умственной отсталостью.
— Проведение диагностики; выявление зоны ближайшего и актуального развития ребенка.
— Осуществление коррекционно-развивающей деятельности (индивидуальные занятия с психологом).
— Посещение учениками сенсорной комнаты.
— Тьюторское сопровождение учащихся на уроках.
— Создание «безбарьерной» среды.
— Социализация в совместных мероприятиях: (проведение внеклассных мероприятий, экскурсии, участие в проектах. Все это создает условия для формирования исследовательских умений, способствующих развитию творческих способностей и логического мышления, развитию познавательных способностей, повышению мотивации к обучению, развитию умения ориентироваться в информационном пространстве и выделять главное.
— Реализация программ творческого развития детей (игротерапия, пескотерапия, музыкально-ритмические занятия, участие в творческих конкурсах, игровая деятельность).
— Три раза в год проводится мониторинг освоения адаптированной образовательной программы ребенком. Если учащийся с ОВЗ не усваивает программный материал, для него разрабатывается новая индивидуальная программа или корректируется прошлая. Активное участие в мониторинге и разработке индивидуального маршрута принимает психолого-медико-педагогическая комиссия.
— Для повышения своего профессионального мастерства всеми педагогами были пройдены курсы повышения квалификации. Изучались различные программы и технологии работы с детьми с ОВЗ, чтобы создать индивидуальную программу развития ребенка.
— Мониторинг толерантного отношения обычных детей к учащимся с ОВЗ.
— Консультации для родителей.
Благодаря проделанной работе социализация у наших особенных деток проходит успешно.
Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики России. Переход к нему предопределен уже тем, что наша страна ратифицировала Конвенцию ООН в области прав детей, прав инвалидов. Но, чтобы такой переход совершился, нужны не только соответствующие правовые акты, но и необходимые условия, благоприятное общественное мнение.
В заключение хочется привести слова Министра образования и занятости британского правительства Дэвида Бланкетта, который не понаслышке знаком с проблемами детей-инвалидов, т.к. сам от рождения был слепой: «Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом».
Источник
«Проблемы инклюзивного образования в России»
специалист в области арт-терапии
Проблемы инклюзивного образования в России
Одной из самых тревожных тенденций XXI века стало неуклонно увеличивающееся число детей с проблемами здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями. Проблемы образования этих детей в нашей стране весьма актуальны. В настоящее время ведущим направлением в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья является инклюзивное образование. Модель инклюзивного образования предполагает создание для детей с особыми потребностями безбарьерной среды обучения, приспособление образовательной среды к их нуждам и оказание необходимой поддержки в процессе совместного обучения со здоровыми сверстниками.
Инклюзивное (франц. Inclusive – включающий в себя, от лат.Include – заключаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных (массовых) школах.
Понятие «включающее образование» представляет собой такую форму обучения, при которой учащиеся с особыми потребностями:
а) посещают те же школы, что их братья, сестры и соседи;
б) находятся в классах вместе с детьми одного с ними возраста;
в) имеют индивидуальные, соответствующие их потребностям и возможностям учебные цели;
г) обеспечиваются необходимой поддержкой.
Выделяют восемь принципов инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Зарубежный опыт и российская практика последних лет убедительно свидетельствуют об эффективности совместного обучения детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей, однако на сегодняшний день можно выделить ряд проблем инклюзивного образования:
1. Отсутствие нормативных документов регламентирующих инклюзивное обучение. Правовой основой инклюзивного образования являются документы, в которых определены международные нормы в области образования детей-инвалидов, такие как «Конвенция о правах ребенка» (1989), «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1990), «Стандартные правила по созданию равных возможностей для людей с инвалидностью» (1993), «Декларация о развитии включающего образования» (1994) и другие. Однако на федеральном уровне пока не принят закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья», нет положения об инклюзивном обучении, где были бы определены права и обязанности образовательного учреждения и родителей.
2. Недостаточная подготовленность педагогических кадров, работающих по модели инклюзивного образования. Учителя в массовой школе, которые никогда не сталкивались с особенностями обучения детей с различными проблемами здоровья, часто не владеют необходимыми знаниями, приемами и методиками специального образовательного процесса, даже несмотря на то, что прошли курсы повышения квалификации. Учителя не имеют необходимой квалификации как для коррекции имеющихся у ребенка нарушений, так и для вовлечения его в образовательный процесс. Кроме того, некоторые педагоги являются противниками инклюзии потому, что это доставляет им дополнительные трудности, но не приносит существенного материального вознаграждения [3]. Следовательно, инклюзивное образование должно сопровождаться специальной поддержкой педагогов, которая может оказываться как внутри самой школы, так и вне ее. Она может быть организована: — тьютерами по инклюзивному образованию (освобожденным от уроков учителем со специальным образованием); — организацией профессионального диалога между специалистами, имеющими специальные знания и педагогами, работающими с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья; — проведением педагогических советов; — консультированием внешних специалистов (из центров реабилитации, логопедических служб, специальных школ и др.); — повышение квалификации педагогов (проведением лекций, семинаров, тренингов, конференций и т.д.).
3. Неготовность общества к принятию детей с ограниченными возможностями здоровья, проявляющаяся в наличии отрицательных социальных установок по отношению к детям с проблемами в развитии. В частности в нежелании родителей здоровых детей обучать их совместно с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, у родителей здоровых детей возникают опасения, что инклюзия понизит качество обучения их детей и забота о детях с ограниченными возможностями здоровья будет осуществляться в ущерб заботе об остальных детях. Все это свидетельствует о необходимости медико-психолого-педагогического просвещения всего населения и специального обучения родителей, здоровых школьников, педагогов, направленного на изменение у всех участников учебно-воспитательного процесса школ стереотипов по отношению к детям с ограниченными возможностями.
4. Недостаточное финансирование инклюзивных образовательных учреждений. Не хватает особых технических средств обучения для детей с особыми образовательными потребностями. При включении детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное учреждение необходимо обеспечение специальными техническими средствами и оборудованием, в частности, глухих и слабослышащих детей – качественной электро-акустической аппаратурой; детей с нарушением опорно-двигательного аппарата – инвалидными колясками, пандусами, лифтами; детей с нарушениями зрения – специальными инновационными техническими средствами. Необходимо оборудовать медицинские кабинеты, кабинет лечебной физкультуры, сенсорные комнаты, помещения для логопедических и коррекционных занятий с дефектологами и психологами, работающими по модели инклюзивного образования.
5. Отсутствие системы медико-психолого-педагогического и социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в школе. Включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общие образовательные учреждения предполагает постоянное сопровождение образовательного процесса в условиях инклюзии. Это означает, что без специальных педагогов, работающих непосредственно в школе массового типа, инклюзия невозможна. Образовательный процесс с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, предполагает постоянное и целенаправленное сопровождение психологами, социальными педагогами, логопедами, специалистами-дефектологами с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Это сопровождение включает не только специальную коррекционно-развивающую работу с детьми в индивидуальной и групповой форме, но обязательно и работу с администрацией образовательного учреждения, педагогическим и детским коллективом, родителями. Для решения обозначенных актуальных проблем развития инклюзивного образования необходимо принятие комплексной программы по развитию инклюзивного обучения в России. Дальнейшее развитие инклюзивного образования связано с совершенствованием нормативно-правовой базы, финансового, материально-технического и кадрового обеспечения данного процесса. Эффективность инклюзивного образования зависит от возможностей ребенка, желания и помощи родителей, а также наличия на всех этапах обучения квалифицированного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения.
1) Моральная неготовность общества к инклюзии. Если обратиться к истории России, то мы можем смело сказать, что отношение к людям с ОВЗ в современном обществе стало намного лучше по сравнению с предыдущими годами. Но, стараясь перенять инклюзивное образование у зарубежных стран, Россия не учитывала тот факт, что зарубежное общество развивалось быстрее нашего и доросло до инклюзии благодаря собственным пробам и ошибкам. Следовательно, зарубежное общество по сравнению с нашим находится на более высокой ступени понимания инклюзии. Нельзя утверждать, что инклюзия не имеет будущего в России. Это не так! Просто для внедрения в сознание россиян самой сути инклюзии понадобится определенный, довольно долгий период времени.
2) Нехватка компетентных специалистов, способных реализовать инклюзивную программу образования. На сегодняшний день в школах созданы только отдельные условия для адаптации детей с ОВЗ. Анализ эмпирических данных демонстрирует знания и умения в инклюзивного воспитания и обучения, которые находятся на невысоком уровне. Если делить учителей по уровням сформированной инклюзивной компетентности, то в исследованиях Шмачилиной-Цибенко С.В. [5] приведены следующие данные:
С нулевым уровнем 45,5%;
· С низким уровнем 44%;
· С средним уровнем 5%;
· С высоким уровнем 0%.
Инклюзивное образование подразумевает не только обучение детей с ОВЗ, это могут быть дети верующие, мигранты, сироты и т.д. Именно поэтому принципы инклюзивного образования должны помочь каждому учителю создать в школе сообщество, открытое для любого ребенка, такое сообщество, в котором он сможет быть услышанным и понятым . Также необходимо обратить внимание на технический аспект инклюзивного образования. Ведь создание необходимых условий заключается не только в организации образовательной стороны обучения. Для реализации инклюзии также необходимо создания определенного уровня комфорта, техническое оснащение:
1) Для лиц с нарушенным слухом: FM-системы индивидуального и коллективного использования. · Они передают звук (голос преподавателя) с микрофона напрямую на слуховые аппараты или звуковые процессоры кохлеарных имплантов учеников, это позволяет учителю донести информацию до ученика отчетливо и без искажений. Акустические системы (дополнительный элемент FM-системы, · который создает комфортные условия для всех групп учащихся). Информационные (индукционные) системы, которые · обеспечивают качественную передачу аудиосигнала, когда применение FMсистем не является оптимальным. Слухоречевой тренажер. Предназначен для проведения · индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия и отработке ритмико-интонационной речи при работе с детьми и подростками, которые имеют потерю слуха или дефекты речи.
2) Для лиц с нарушенным зрением: Компьютерный комплекс для слабовидящих: персональный
· компьютер с программным обеспечением экранного доступа и видеоувеличителя; Электронные видеоувеличителя: позволяют читать литературу,
· рассматривать иллюстрации и графики; Учебные пособия и письменные принадлежности; · Устройство для прослушивания обучающих аудио-пособий. ·
3) Для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата: Специальная мебель; · Специальные клавиатуры. ·
4) Универсальные решения для лиц с различными видами ограниченности физических возможностей: Интерактивная компьютерная доска с проектором; · Сенсорные комнаты; · Развивающие комплексы и тренажеры. · Таким образом, мы приходим к выводу, что внедрение инклюзивного образования в систему российского образования сталкивается с рядом препятствий, причинами которых служат различные аспекты как российской системы образования, так и социума в целом. На наш взгляд целесообразно выделить следующие задачи, решение которых приблизит Россию к качественному повсеместному внедрению инклюзивного образования не только в форме документального закрепления, но и в виде реального внедрения понимания, в сознания людей, необходимости и всей важности подобных преобразований. К таким задачам следует отнести, во-первых, полное обеспечение школ всеми вышеупомянутыми техническими средствами; во-вторых, усиленно реализовывать программы по подготовке и переподготовке специалистов, для обеспечения школ учителями, которые имеют необходимый уровень инклюзивной компетентности; в-третьих, ознакомить общество с понятием инклюзии в целом.
Источник