Меню

Проблемы формирования социального здоровья человека

Статья :ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

специалист в области арт-терапии

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ

Проблема здоровья человека является актуальной во все времена, а в XXI веке она имеет наибольшее значение. По оценке специалистов здоровье школьников с каждым годом ухудшается. На состояние здоровья ребёнка влияют, такие факторы, как: экологические, социальные и наследственный. Также формированию заболевания способствует большое психоэмоциональное напряжение, которое связано с условиями жизни и обучения.

Учитель должен реализовать целый ряд задач, направленных на сохранение здоровья учащихся в процессе обучения в школе: научить детей определять свое состояние и ощущение; сформировать активную жизненную позицию, сформировать представление о своем теле и организме; учить укреплять и сохранять свое здоровье; понимать необходимость и роль двигательной активности; обучать правилам безопасности при выполнение различных видов деятельности; уметь оказывать элементарную помощь при травмах.

Можно сделать вывод, что педагог имеет возможность сделать для здоровья ребёнка больше, чем врач. Но это не значит, что педагог должен заменить медицинского работника, а построить образовательный процесс таким образом, чтобы не навредить здоровью школьников.

По мнению С. В. Попова «понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды; состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов» [17]. Он же выделяет несколько компонентов здоровья:

1. Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем человека, – основу которого состав-

ляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития.

2. Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма, – основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

3. Психическое здоровье – состояние психической сферы, – основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию.

4. Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, – основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов

поведения индивида в обществе.

В соответствии с данным определением, только при условии нормального функционирования всех

четырех компонентов можно говорить о хорошем здоровье человека. Кроме того, здесь выделяются факторы, влияющие на состояние здоровья: внешние (природные и социальные) и внутренние (наследственность, возраст и т. д.), но не раскрывается механизм их влияния.

В нашей работе мы будем придерживаться мнения, что здоровье человека – это совокупность трех компонентов: физического, психического и социального, которые находятся в относительном благополучии. Можно предположить, что под физическим благополучием подразумевается благополучие тела, под душевным – благополучие души. Труднее всего, на наш взгляд, дать определение социальному благополучию или «социальному здоровью человека, хотя наличие данного компонента является для современного человека не менее важным, чем здоровье тела и

души. Поэтому мы убеждены, что понятие «социальное здоровье» требует к себе пристального внимания.

Ранее понятие «социальное здоровье» в качестве самостоятельного показателя наряду с физическим и

психическим здоровьем выделяется только в социологической литературе [7, 23]. Ученые-социологи чаще определяют социальное здоровье как здоровье общества, здоровье населения. Примером такого подхода является определение, предложенное А. Б. Соколовым, который рассматривает социальное здоровье как социально-политическую категорию, которая характеризуется «статистическими показателями воспроизводства населения, его физического и духовного развития, сохранностью потенциала и активности жизни популяции, обусловленными уровнем воспроизводства общественных ресурсов, качества окружающей среды и качества жизни» [22]

Термин «индивидуальное социальное здоровье» не так давно появился в педагогической науке. Его

предлагает использовать Е. Н . Приступа. По ее мнению,«индивидуальное социальное здоровье» представляет собой сформированность социально приемлемого,нравственно нормативного опыта взаимодействия ребенка с социумом, проявляющегося в саморегуляции поведения в изменяющихся условиях, направленной на согласие с самим собой, а также способность к удов-

летворению социальных интересов и потребностей, к интеграции в социум [18].

Е. Н . Приступа считает, что в связи с тем, что в процессе становления личности школьника возможно

возникновение отклонений в индивидуальном социальном здоровье. По ее мнению, феномен социального здоровья ребенка связан с нравственными нормами, поскольку они выступают регулирующим механизмом, помогающим построить гармоничные отношения между формирующейся личностью ребенка и его изменяющимся социальным окружением на разных возрастных этапах. Большое внимание она уделяет созданию модели социально-педагогической профилактики девиаций социального здоровья школьника в условиях общеобразовательного учреждения.

Читайте также:  Какие проблемы здоровья у вислоухих кошек

Некоторые исследователи подчеркивают связь социального здоровья с психологическими особенно-

Так, понятие «социальное здоровье» определяется как количество и качество межлич-

ностных связей индивидуума и степень его участия в жизни общества и находит отражение в следующих характеристиках: адекватное восприятие социальной действительности, интерес к окружающему миру, адаптация (равновесие) к физической и общественной среде; направленность на общественно полезное дело, культура потребления; альтруизм, эмпатия, ответственность перед другими; бескорыстие, демократизм в поведении [19].

Социальное здоровье имеет психологическую основу и может проявляться не только внешне, т. е. в

отношениях человека с окружающими людьми, но и внутренне, т. е. в отношениях с самим собой [3]. По-

этому для того, чтобы определить, каковы особенности социального здоровья ребенка младшего школьного возраста, необходимо рассмотреть основные психологические характеристики этого периода.

Младший школьный возраст как конкретная, относительно ограниченная во времени ступень физи-

ческого и психического развития индивида и его развития как личности, характеризуется совокупностью

объективно существующих физиологических, психологических и социальных изменений [9]. К физиоло-

гическим изменениям, происходящим в данный возрастной период, относятся: значительное укрепление скелетно-мышечной системы, появление относительно устойчивой сердечно-сосудистой деятельности, увеличение веса лобных долей мозга, играющих большую роль в формировании высших и наиболее сложных функций психической деятельности человека, в связи с чем процессы нервного возбуждения и торможения приобретают большее равновесие [6].

К психологическим изменениям на этом этапе относится появление у ребенка нового вида ведущей деятельности – учению, которое существенно изменяет мотивы его поведения, способствует развитию

его познавательных и нравственных возможностей.

Усвоение ребенком основ наук расширяет их кругозор, развивает мышление, изменяет характер всех психических процессов – восприятия, памяти, внимания, делая их более сознательными и управляемыми [5].

Особое внимание нам хотелось бы уделить социальным изменениям личности младшего школьника,так как личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые являются устойчивыми, социально обусловлены и проявляются в общественных по природе связях и отношениях [14].

Поступление ребенка в школу коренным образом меняет его социальное положение: если раньше у него не было серьезных и ответственных постоянных обязанностей, то теперь, с приобретением новой позиции – школьника и новым ведущим видом деятельности — учением, требуется много времени, сил, старания, необходимо усвоить новые требования, касающиеся правил поведения в классе, норм отношений с товарищами, распорядка дня. Ребенок впервые начинает заниматься общественно значимой деятельностью, от уровня выполнения которой зависит его место среди окружающих и его взаимоотношения с ними. Эта новая социальная ситуация обусловливает формиро вание особенностей личности детей школьного возрас-

Изменяются его отношения со взрослыми, прежде всего, с родителями. Младший школьник может

претендовать на их серьезное отношение к своему учебному труду, получая хорошую оценку, он может

ждать по отношению к себе не только похвалы, но и уважения.

Огромное влияние на развитие личности ребенка оказывает вступление в школьный коллектив. Под

влиянием коллектива сверстников у ребенка постепенно формируется более высокий тип социальной

направленности личности, а общение с товарищами приобретает все большее значение. В младшем школьном возрасте ребенок начинает особенно активно стремиться к обществу других детей, начинает интересоваться общественными делами, хочет сам определить свое место в коллективе сверстников [5].

К концу младшего школьного возраста стремление к одобрению товарищей иногда выражено даже более сильно, чем стремление к одобрению взрослых, дети больше считаются с мнением и оценкой сверстников, чем учителей и родителей.

Это говорит о том, что у ребенка младшего школьного возраста формируется новая

общественная направленность личности, которая выражается в его отношении к окружающим людям.

Читайте также:  Основные понятия показатели факторы формирующие здоровье населения

К семи годам ребенок становится способным осознавать себя и свое положение в окружающем его

мире. В сознании ребенка происходит субъективное отражение его нового положения в обществе, он

начинает воспринимать и переживать себя в качестве «социального индивида», что приводит к осознанию ребенком своего социального «Я» и возникновению на этой основе внутренней позиции, т. е. некоторого целостного отношения к окружающему миру и самому себе [5]. Таким образом, к психологическим характеристикам младшего школьного возраста относится появление таких личностных новообразований, как определенный уровень самосознания и внутренняя

Анализ различных подходов к определению понятия «социальное здоровье», требований ФГОС к

организации образовательно-воспитательного процесса, психологических особенностей ребенка младшего школьного возраста позволяет нам рассматривать социальное здоровье младшего школьника как интегративное качество личности, которое характеризуется внутренними и внешними проявлениями.

К внешним относится наличие гармоничных взаимосвязей с окружающими людьми (семья, школьный коллектив, сверстники), к внутренним – наличие устойчивого желания приобретать новый социальный опыт, т. е. овладение новыми социальными ролями, появление самосознания и внутренней позиции, приобретение новых способов деятельности и общения.

Исходя из данного определения, показателями социального здоровья будут являться:

• адаптированность к социальной среде, которая проявляется в гармоничных взаимоотношениях ребенка с семьей, школьным коллективом и сверстниками;

оторая проявляется в стремлении занять определенное место в обществе, коллективе;

• осознание ребенком своего социального «Я»,которое проявляется в способности понимать самого

себя и свое место в окружающем мире;

• сформированность внутренней позиции ребенка, которая проявляется в положительном отношении к учению, проявлении особого интереса к новым знаниям, предпочтении коллективных занятий индивидуальным.

Успешное развитие личности ребенка невозможно без знания основных характеристик социального здоровья, закономерностей и условий его формирования, что требует глубокого теоретико-методологического обоснования и практической реализации модели формирования социального здоровья младших школьников.

Источник

Статья по теме «Социальное здоровье»

специалист в области арт-терапии

Тема выступления «Социальное здоровье».

Социальное здоровье подразумевает социальное поведение человека, его социальную активность, деятельное отношение к миру.

Социальное здоровье школьника – это определяющееся процессом социализации устойчивое сочетание его качеств и характеристик, обусловленное социальным самочувствием и сознательным поведением, направленным на сохранение собственного здоровья, достижение гармонии во взаимоотношениях с социальной средой.

Проблема социального здоровья подрастающего поколения — это отражение политических, социально-экономических и духовно-нравственных кризисов, переживаемых обществом. Детство не просто возрастной этап развития индивида, но и особое социальное явление, суть и содержание которого определяются спецификой той общественной системы, в которую детство интегрировано. Между тем, сегодняшнее состояние российского общества влияет на положение детей самым болезненным образом, часто выдвигая на первый план проблему сохранения психофизиологического, нравственного, социального здоровья несовершеннолетних. Социальное здоровье личности на одной из всероссийских научно-практических конференций, состоявшихся в 2014 году было провозглашено как национальная идея современной России.

Однако социальное нездоровье с каждым годом поражает все больше детей и подростков. Это выражается в росте числа детских и подростковых правонарушений, а порой и преступлений против общественной морали и общечеловеческой нравственности. Современное состояние детства характеризуется такой тенденцией, как социальная деградация: появилась детская наркомания и проституция, растет число правонарушений, а также увеличивается количество безнадзорников, беспризорников при живых родителях. С другой стороны, происходящая коммерциализация инфраструктуры детского досуга резко дифференцирует детей, приводит к падению «качества» детства, оставляет значительную часть детей предоставленными самим себе.

Проблема формирования социального здоровья об учающихся является приоритетной и актуальной в работе образовательных учреждений.

Новые вызовы времени вынуждают отвечать на них преобразованием всей школьной жизни. Социальный заказ, зафиксированный в стандартах второго поколения, ставит задачу личностного, социального и общекультурного развития школьника. Ядром школьной системы при этом выступают основные социальные нормы жизни. Школа должна стать институтом социального оздоровления подрастающих поколений.

И поэтому педагогический коллектив школы должен определить для себя такие базовые приоритеты социального здоровья школьников как:

— создание условий для совершенствования качества образовательной деятельности,

Читайте также:  Таблица здоровья по знакам зодиака

— создание положительного эмоционального настроя школьников,

— формирование позитивной системы ценностей и установок обучающихся,

— развитие их социальной активности, гражданско-правовой нравственной и информационно-коммуникационной культуры,

— а также профессиональное самоопределение обучающихся.

Таким образом, возникает своего рода модель развития социального здоровья ребенка, качество реализации, которой можно оценить с помощью таких показателей, как:

позитивное взаимодействие с окружающими людьми,

работоспособность на уроке и дома, участие в жизни класса, школы, города,

активная жизненная позиция,

позиция гражданина, ученика, сына (дочери), друга, мальчика (девочки).

Задачу формирования социального здоровья школьника должен, прежде всего, решать современный урок. Урок в жизни ребенка – это урок жизни для него: он учится работать, он учится анализировать явления, он вступает во взаимоотношения с людьми, с коллективом, он утверждает свое «Я», обретая самооценку и способность к саморегулированию поведения и деятельности, он с разных сторон изучает этот прекрасный и сложный мир, прикасаясь к источникам духовности – науке, искусству, морали. Педагог средствами своего предмета вводит школьника в этот мир и как носитель культуры раскрывает ребенку современное видение жизни и человека в ней как строителя этой жизни. Однако путь к такому уроку непрост.

Необходимо перестроить социальный статус самого учителя, усилить его значимость при выполнении социальной функции. При этом роль учителя в социализации учащихся определится в таких позициях, как:

— защита прав детей,

— содействие сохранению общей культуры,

— содействие прогрессу общества, передача лучших традиций и опыта,

— связь поколений и времен.

Особую роль в формировании социального здоровья детей в школе играет и воспитательная работа, в которой предусмотрены:

система формирования ведущих качеств личности (в учебной и досуговой деятельности);

просвещение в области этической и эстетической культуры,

практическая деятельность учащихся в системе тра­диций школы,

оптимальное сочетание индивидуального воспитания, вос­питания в коллективе и самовоспитания,

непрерывная педагогическая диагностика и постепенное обучение детей приемам самодиагностики.

Содержание внеклассной, внеурочной деятельности обучающихся имеет в школе особый смысл, оно призвано:

сделать досуговую деятельность второй половины дня управляемой и подчиненной целям воспитания;

удовлетворить дополнительные разнообразные интересы детей, лежащие вне учебной деятельности,

предоставить детям дополнительные возможности для социокультурной интеграции и адаптации в обществе,

обеспечить проведение оздоровительной работы.

Процесс формирования социального здоровья обучающихся должен носить комплексный характер, побуждать их к активным и сознательным действиям в настоящем и будущем, быть направленными на:

— улучшение собственного психического и физического состояния,

— отказ в образе жизни от поведения, наносящему вред своему здоровью и здоровью окружающих,

— нетерпимое отношение к неправильному гигиеническому поведению других людей и к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью,

— сознательное участие в охране здоровья и в формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда и быта,

— адекватное поведение (в случае болезни), направленное на выздоровление,

— практическое овладение здоровьесберегающими технологиями в сфере самообразования, труда и отдыха.

Одним из направлений педагогической деятельности в сфере формирования социального здоровья обучающихся является работа по развитию умений несовершеннолетних преодолевать ситуации социального риска . Понятие социального риска употребляют в разных контекстах в зависимости от предмета разговора. Например, в Законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» дается такое определение: «группа социального риска — любое социальное сообщество, способствующее возникновению, развитию и реализации антиобщественного поведения несовершеннолетних».

Отмечается, что в группе социального риска чаще оказываются дети с неблагоприятной семейной ситуацией, что не всегда связано с тяжелым материальным положением. Социальный риск имеется в семье, где дети подвергаются насилию, жестокому обращению со стороны родителей, опекунов. С социальным риском связывают алкоголизм, наркоманию, антиобщественное поведение. Основные социальные риски имеют сложную структуру, простираются от временной нетрудоспособности, заболеваний, несчастных случаев, приведших к инвалидности, до потери кормильца.

Вашему вниманию предлагается краткий социальный паспорт за последние два учебных года:

Источник

Adblock
detector