Меню

Проблемы формирования культуры здоровья студентов

Проблемы формирования культуры здоровья студентов

Вузовское обучение определяет направления развития будущего учителя, способствующие его продуктивной самоактуализации и, как следствие формированию здорового образа жизни и безопасного поведения, которое ожидаемо для трансляции будущим ученикам.

Образовательные учреждения ставят цель – создать условия формирования здорового образа жизни как обеспечение качественного образования валеологически грамотной личности на каждом возрастном этапе. А ведущим направлением признано считать ориентацию студентов на такие ценности как здоровье и здоровый образ жизни. Методологический взгляд позволяет обосновать комплекс знаний о природе учебного процесса как диалектике экзистенциальной школы, как формы организации учебного процесса [ 2, с.31 ].

Следует отметить также роль семьи, которая, безусловно, является участником образовательного процесса, именно в ней закладываются условия, от которых в последующем зависит направленность личности студента, его выбор образа жизни, сформированность культуры здоровья.

В БГПУ им. М.Акмуллы проблеме сохранения и укрепления здоровья, воспитанию у обучающихся здорового стиля поведения уделяется достаточно большое внимание, о чем свидетельствуют результаты достижения наших студентов, профессионально занимающихся спортом.

С целью разработки оптимальной модели профессионального взаимодействия преподавателей со студенческой молодежью в условиях педагогического вуза по формированию культуры здоровья, определения проблем и противоречий, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса, мы провели опытно-экспериментальную работу в условиях педагогического университета.

На первом этапе, путем выборочного опроса, проведенного в виде анкетирования, была получена первичная информация. Принимая во внимание многофакторность компонентов культуры здоровья, мы постарались систематизировать вопросы, касающиеся формирования культуры здоровья и образа жизни респондентов и их семей. Структурированные анкеты содержали вопросы открытого и закрытого типа. Анкетирование и студентов, и преподавателей проводилось анонимно, на добровольной основе.

На втором этапе, на основе анализа фактов, выявленных теоретическими и эмпирическими методами, были получены данные о сформированности культуры здоровья студентов и преподавателей высшего профессионального образования. Это позволило определить проблему исследования, сформулировать гипотезу и разработать системный подход к качеству культуры здоровья участников образовательного процесса. В результате проведенных исследований была разработана экспериментальная модель формирования профессиональной культуры здоровья студентов и преподавателей высшей школы с учетом адекватной коррекции образа жизни и профилактики имеющихся заболеваний и выполнена опытно-экспериментальная работа, в ходе которой исследована эффективность авторской структурной модели с применением адекватных критериев и методик.

На завершающем этапе научного исследования, проанализировав полученные результаты, мы уточнили теоретические выводы, составили научно-методические рекомендации по изученной теме.

Мы распределили студентов на три группы по уровню культуры здоровья: с высоким уровнем (41,1%), средним (20,7%), низким (38,2%).

По данным проведенного нами исследования, больше половины опрошенных респондентов (61,8%) из числа студентов ориентированы на ведение здорового образа жизни. По результатам опроса 58% студентов, из группы с высоким, и частично средним уровнем культуры здоровья, не отмечают у себя режимных нарушений: у них достаточный по продолжительности ночной сон, отход ко сну до 24 часов, они регулярно, дробно питаются, стараются соблюдать питьевой режим на протяжении дня [ 6, с. 663 ], сформировано негативное отношение к вредным привычкам и зависимостям, адекватная возрасту двигательная активность, они активно участвуют в соревнованиях и тренировках, совершают пешеходные, велосипедные прогулки, посещают спортивные секции, бассейны, тренажерные залы, фитнес клубы, занимаются танцами или аэробикой. Показатель ИМТ (индекса массы тела) этой группы студентов в большинстве случаев (87,9%) соответствовал норме. Обследуемых, которые вошли в группу с высоким уровнем культуры здоровья, отличает высокая медицинская активность, они обладают знаниями в области профилактики инфекционных и соматических заболеваний, умеют противостоять стрессам, соблюдают санитарно-гигиенические нормы и правила. У них стойкие мотивационные установки на ведение здорового образа жизни, они задумываются о дальнейших перспективах, считают себя успешными личностями.

Будущий учитель ОБЖ – это образованный человек, являющийся носителем общечеловеческих ценностей, способный определять приоритеты, находить и реализовывать жизненные и профессиональные смыслы в существующей действительности. Сформировать эти ценности поможет преподаватель высшей школы, умеющий не только обеспечить целостность педагогического процесса, но и спрогнозировать его результативность на уровне учета психосоматического состояния субъекта. Она определяется направленностью преподавателя на исследование педагогического процесса по критерию его качественно новой функции — обеспечения безопасного стиля поведения и сохранности здоровья всех субъектов образовательной среды [ 3, с. 114 ].

Читайте также:  Неделя детского здоровья 2021

Для реализации концепции знаний, позволяющих осуществлять учебное двудоминантное взаимодействие в образовательном процессе высшей школы без ущерба для здоровья его субъектов, было проведено анкетирование преподавателей с позиции системного подхода в процессе его профессиональной деятельности. Это позволило выделить вопросы анкеты, фиксирующие самооценку индивидом своего здоровья, получить ответы преподавателей, в частности, от их педагогического стажа.

Рис. 1. Показатели средних арифметических значений параметра оценки своего здоровья в зависимости от педагогического стажа

По рисунку видно, что с возрастом значительно снижается оценка преподавателями своего здоровья. Так, у преподавателей со стажем работы до 1 года показатель оценки своего здоровья колеблется от 4,5 до 7,5, средний арифметический равен 5,9. Данные преподаватели считают, что их образ жизни в основном соответствует критериям здравотворчества, в основном проходят медицинские осмотры, но не всегда регулярно, курят лишь 6%, употребляют спиртные напитки лишь в редких случаях 88% [ 5, c. 144 ].

У преподавателей со стажем от 1 до 9 лет значительно снижается средний арифметический показатель до 4,99 и значимость этого снижения однопроцентная (t= 3,496 при t0,05=1,990; t0,01=2,639). Показатель оценки своего здоровья колеблется от 2 до 7,5. Данная группа оценивает климат коллектива в школе благоприятно, но уже 22% преподавателей считают, что климат неблагоприятен. Считают, что их образ жизни в основном соответствует критериям здравотворчества, хотя 18% отметили, что не соответствует; в основном проходят медицинские осмотры, но не всегда регулярно, курят 15% педагогов и употребляют спиртные напитки лишь в редких случаях 92%.

У преподавателей со стажем от 10 до 19 лет продолжает снижаться средний арифметический показатель (4,1) и значимость этого снижения пятипроцентная (t = 2,417 при t0,05 =1,984; t0,01=2,626). Показатель оценки своего здоровья колеблется от 0,5 до 7. Данные преподаватели еще в основном оценивают климат коллектива в школе благоприятно, но уже 30% педагогов считают, что климат неблагоприятен; считают, что их образ жизни в основном соответствует критериям здравотворчества, хотя 43% отметили, что не соответствует; в основном проходят медицинские осмотры, но не всегда регулярно.

У преподавателей со стажем от 20 до 29 лет еще более значительно снижается средний арифметический показатель до 2,5 и значимость этого снижения однопроцентная (t= 3,085 при t0,05=2,021; t0,01=2,704). Показатель оценки своего здоровья колеблется от 1,5 до 3,5. Данные преподаватели оценивают климат коллектива в вузе 50% благоприятно и 50% неблагоприятно; считают, что их образ жизни частично соответствует критериям здравотворчества, так 50% отметили, что не соответствует; в основном проходят медицинские осмотры, но не всегда регулярно.

В числе управляемых факторов есть те, которые требуют своего решения со стороны администрации и профсоюзных организаций, например, улучшение организации труда, оздоровление морального – психологического микроклимата в трудовом коллективе [ 7, c. 106].

Далее рассмотрим результаты исследования показателей здоровья, характер измерения среднего арифметического представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Показатели средних арифметических значений параметра показателей здоровья в зависимости от педагогического стажа

По рисунку видно, что с возрастом ухудшается данный показатель, хотя и незначительно, что доказывается с помощью критерия Стьюдента. Так, между преподавателями со стажем до 1 года и 1-9 лет t=1,838, между преподавателями со стажем 1-9 лет и 10-19 лет t=0,543, между преподавателями со стажем 10-19 лет и 20-29 лет t=1,209. Можно отметить, что хроническими заболеваниями более 23% всех обследуемых преподавателей и принимают лекарства 81% преподавателей, режим питания требует отдельного внимания и более ответственного отношения у данной группы [ 5, c. 146].

Наиболее точно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии «здоровый образ жизни».

Следовательно, практика показывает ряд несогласованностей, которые в традициях формирования отношения к здоровому образу жизни оказываются труднопреодолимы. Это, прежде всего, разобщение между ростом знаний в следовании традициям ЗОЖ и слабым применением полученных знаний на практике, это доказывает отсутствие мотивационной заинтересованности, как у студентов, так и у преподавателей. То есть, наличие знаний, еще не значит наличие проявления убеждений в необходимости здорового образа жизни.

Читайте также:  Молитва матери за здоровье дочери после операции

С возрастом у преподавателей обнаруживается тенденция к незначительному изменению валеологических знаний, умений и навыков, но при этом у преподавателей со стажем 20-29 лет наблюдается явное понижение данных показателей. Это отражено на рисунке 3.

Рис. 3. Показатели средних арифметических значений параметра показателей валеологических знаний, умений и навыков в зависимости от педагогического стажа

По рисунку видно, что валеологические знания с увеличением педагогического стажа не изменяются, но у преподавателей со стажем 20-29 лет данный показатель статистически значимо на 1% уровне снижается (t=5,425). Та же тенденция наблюдается и с показателем валеологических умений (t=6,313). По навыкам, хотя и аналогичная тенденция проявляется, но снижение статистически не значимо (t=1,655) [5, с. 147].

Низкий уровень качества культуры здоровья объясняется тем, что в большинстве случаев преподаватели не ставят здоровье на первое место в системе приоритетов. Здоровый образ жизни воспринимают как систему мер, призванных искоренить устоявшиеся вредные привычки и избавить человека от уже приобретенных недугов, а не как мотивационная заинтересованность в качестве культуры здоровья и формировании ценностных ориентаций в области здорового образа жизни.

Следует также учитывать гендерные особенности в отношении к здоровому образу жизни, физической культуре, укрепления и сохранения здоровья. Как показывают данные статистических исследований более внимательно относятся к собственному здоровью педагоги женского пола. Между тем, мужчины чаще считают себя здоровыми, чем женщины.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что необходимо дифференцировать влияние отдельных элементов образа жизни на показатели состояния здоровья студентов, преподавателей и всего педагогического корпуса. Поскольку не все факторы, лимитирующие здоровье человека, могут быть изменены (например, наследственность и окружающая среда) [ 1, с. 5.] и управляемы, что в свою очередь требует разработки новых медицинских, педагогических и социальных технологий, внедрения принципов и методов лечебной педагогики, гигиенического обучения основам здорового образа жизни при активном вовлечении в этот процесс семьи, студентов и педагогов. Необходимо и далее развивать на региональном уровне Программу ВОЗ/ЮНИСЕФ «Клиники, дружественные к молодежи» по созданию Центров здоровья, как важного звена в технологии социального сопровождения студентов.

Рецензенты:

Коган О.С., д.м.н., профессор, профессор кафедры «Защиты окружающей среды» ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», г. Уфа;

Костарев А.Ю., д.п.н., профессор, декан факультета физической культуры ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», г. Уфа.

Источник

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У СТУДЕНТОВ

Выдвижение проблемы здоровья в число важнейших задач общественного развития обусловливает актуальность теоретической и практической ее разработки, необходимость проведения соответствующих научных исследований и выработку организационных и методических подходов к сохранению индивидуального здоровья, воспитанию потребности в здоровом образе жизни и ответственного отношения не только к собственному здоровью, но и к здоровью других людей, т.е. необходимость в формировании культуры здоровья такой категории населения, как студенческая молодежь. Одной из приоритетных задач образования должно стать сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса, формирование у них ценностей здоровья и здорового образа жизни [6]. Весь период обучения в вузе должен быть пополнен активным формированием у молодёжи культуры здорового образа жизни и самосохраняющих стратегий поведения.

Культура здоровья – это комплексное понятие, которое включает теоретические знания о факторах, благоприятствующих здоровью, а также грамотное применение в повседневной жизни принципов активной стабилизации здоровья, то есть оздоровления. Культура здоровья человека отражает его гармоничность и целостность как личности, адекватность взаимодействия с окружающим миром и людьми, а также способность человека к творческому самовыражению и активной жизнедеятельности [4].

По утверждению ряда учёных, сохранение здоровья всецело зависит от отношения самого человека к этому драгоценному дару природы, от его образа жизни, поведения. Никто и ничто не сможет помочь сохранить здоровье, приумножить его или, наоборот, потерять его, как это делают сами люди. Поэтому актуальной задачей государства, и в том числе учебных заведений, является сохранение, укрепление здоровья молодёжи, формирование идеологии здоровья как важнейшей жизненной ценности.

Читайте также:  Что такое группа здоровья ребенка при выписке

Физическая культура занимает ведущее место в решении проблемы формирования, сохранения и укрепления здоровья студентов. Современному студенту очень тяжело сохранить здоровье в условиях, где он ежедневно подвергается воздействию множества негативных для организма факторов, влияющих как на его физическое, так и психическое здоровье.

Мы полагаем, что решению проблемы сохранения здоровья студентов будут содействовать следующие условия: создание в учебных заведениях образовательной среды, прививающей валеологическую грамотность; физическое воспитание, направленное на повышение культуры здоровья и обучению навыкам самоконтроля; формирование активной позиции к своему здоровью и устойчивого интереса к здоровому образу жизни.

Важным моментом в формировании культуры здоровья студента является приобщение его к занятиям активной физической культурой. И именно физическая активность должна рассматриваться как важное средство формирования у студентов здорового стиля жизни, организации отдыха и досуга, восстановления телесных и духовных сил [5]. Это означает, что наряду с занятиями, проводимыми по учебной программе, необходима разработка и совершенствование организационных форм оздоровительной физической культуры вне учебного процесса. Ведь именно такие формы занятий призваны дополнительно решать задачу повышения физической активности студентов. И наиболее доступные в этом плане формы занятий – это самостоятельные занятия различными видами физических упражнений и спорта. Безусловно, привлечение студентов к самостоятельным занятиям вне рамок программы является повышением их образовательного уровня в вопросах оздоровительной физической культуры. Реализация этих потребностей обеспечит нормальный рост и жизнедеятельность организма студента и будет способствовать привлечению его к систематическим занятиям физической культурой [1].

В целях развития и совершенствования оздоровительной культуры студентам необходимо приобрести знания, умения и навыки для формирования устойчивой мотивации на здоровье, здоровый образ и спортивный стиль жизни. Учитывая высокую заболеваемость студентов, особое значение приобретает обучение их умениям и навыкам проведения самостоятельных занятий по улучшению здоровья доступными средствами физической культуры. Самостоятельные занятия, проводимые вне учебного процесса, сделают возможным сохранение и укрепление здоровья студентов средствами физической культуры на основе естественных факторов природы.

Решающим в воспитании культуры здоровья студентов должно стать целенаправленное формирование и закрепление осознанной, основанной на глубоких знаниях и убеждениях мотивации и потребности постоянно самостоятельно заботиться о своём здоровье, вооружение знаниями и способностями составлять спортивно-оздоровительные программы.

Сохранение и укрепление здоровья студента – это дело рук самого студента. Образ жизни студента есть не что иное, как определённый способ интеграции его потребностей, соответствующей им деятельности и сопровождающих её переживаний. Улучшение здоровья каждого человека ведет к улучшению здоровья общества в целом, повышению уровня жизни и культуры. И об этом надо задумываться даже не в студенческие годы, а намного раньше [2].

Литература:

1. Егорычева, Е.В. Важные моменты формирования культуры здоровья студентов / Е.В. Егорычева, И.В. Чернышева, Э.Е. Любавичева, Д.И. Мазина // Восток – Россия – Запад. Современные проблемы и инновационные технологии в развитии физической культуры и спорта: матер. междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 350-летию города Иркутска (13-14 сент. 2011 г.) / Иркутский филиал Рос. гос. ун-та физической культуры, спорта, молодёжи и туризма [и др.]. – Иркутск, 2011. – Т. 3. – C. 164-167.

2. Деменко, А.В. Значение и роль физической культуры в жизни студента / А.В. Деменко, Е.В. Егорычева, И.В. Чернышева // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10. – C. 205.

3. Культура здоровья [электронный ресурс] – Режим доступа. — URL: http://www.tolokonin.ru/library/my_monography/kultura_zdorovia

4. Разумов, А. Н. Здоровье здорового человека / А. Н. Разумов. – М.: Медицина, 1996. – 413 с.

5. Струначева, Л.Р. Физическая активность – базовое условие формирования и осуществления здорового образа жизни студентов / Л.Р. Струначева, Е.В. Егорычева, И.В. Чернышева // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7 (часть 2). – C. 102.

6. Егорычева, Е.В. Физическая культура – неотъемлемая часть формирования культуры здоровья студентов / Е.В. Егорычева, И.В. Чернышева, С.В. Мусина, М.В. Шлемова // Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики: матер. VIII междунар. науч.-практ. конф. (1 июля 2011 г.) / ФГБОУ ВПО «Ставропольский гос. ун-т». – Ставрополь, 2011. – C. 49-51.

Источник

Adblock
detector