Меню

Проблемы физического здоровья школьников

Проблемы физического здоровья современных школьников и пути их решения в ходе реализации ФГОС общего образования в условиях общеобразовательной школы
статья по биологии (10 класс)

В разработке отраженые практические приемы проектирования здоровьесберегающей образовательной среды на уроке в сельской школе в условиях реализации инклюзтвного образования

Скачать:

Вложение Размер
statya-zdorovesberezhenie_so_spiskom_literatury.docx 47.28 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы физического здоровья современных школьников и пути их решения в ходе реализации ФГОС общего образования в условиях общеобразовательной школы

учитель биологии и химии МБОУ Багаевской СОШ №2

В течение жизни организм человека постоянно подвержен влиянию различных факторов риска, имеющих как экзогенную, так и эндогенную природу. Среди эндогенных факторов риска ведущая роль принадлежит тем колоссальным нагрузкам, которые испытывает человеческий организм в момент рождения, затем это период поступления в школу и, в заключении, период полового созревания (пубертата). Тот факт, что период поступления в школу и последующего школьного обучения, является очень мощным стрессором для организма школьника, широко известен в отечественной физиологии, педагогике и психологии (1, 2, 3, 4, 5)

Современный этап биологической эволюции биосферы и связанная с ней этнокультурная эволюция человеческого общества порождает пренебрежение к ценностям человеческой жизни, что неизбежно приводит к повышению уровня стрессов современного человека, и, как следствие этого, нарастания уровня несостоятельности механизмов адаптации современного человека к природной и социальной среде (6).

Нарушения механизмов саморегуляции обменных процессов от молекулярного до организменного в целом, объясняются неспособностью современного человека адаптироваться к всевозрастающему уровню стрессоров реального мира (7,8), что в свою очередь, существенно снижает качество жизни человека и ее продолжительность.

Пожалуй, что только Homo sapiens sapiens тот уникальный вид (9,10), который смог в достаточно короткие эволюционные сроки обратить свои огромные биологические и социальные возможности на саморазрушение.

Очевидно, что сложившаяся современная реальность настойчиво диктуют необходимость изменения приоритетов в образовании, когда задача качества образования является не менее актуальной, чем проблема адаптации современных школьников в окружающем социуме их интеллектуально-нравственное развитие, деятельное приобщение нынешних школьников к ценностям национальной гражданской идентичности и патриотизма (11, 12, 13).

Учитывая, что ноосфе́рное поведение человека, обоснованное в учении В.И. Вернадского (14), понимается как многогранное взаимодействие общества и природы, в котором разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития человеческого общества, сегодня одним из актуальных и востребованных направлений является создание здоровьесберегающей образовательной среды в современной школе. Использование здровьесберегающих технологий и методик в педагогическом процессе, уроки здоровья, мониторинг психофизиологического состояния школьников, инструментальные методики скрининговых обследований, гуманный тон и здоровьетворящий стиль работы школьного учителя – это основные компоненты, направленные на создание здоровьесберегаюший среды в нашей школе и элементы системного подхода в реализации ноосферной парадигмы современного образования.

Анализируя данные скрининговых обследований учеников нашей школы на аппаратно-системном комплексе «АРМИС» по показателю «зрительная система» в течение двух учебных годов (2013-2014, 2014-2015 у. г.), мы пришли к выводу, что около 14% обучающихся имеют отклонения от нормы (диаграмма №1)

Диаграмма №1. Результаты скринингового обследования обучающихся по показателю «Зрительная система»

На основании анализа результатов данного исследования было принято решение о необходимости использования методики В.Ф. Базарного (15) при проведении уроков и в организации внеурочной деятельности. С этой целью учебные занятия проводятся в режиме смены динамических поз. Такая смена способствует снижению у обучающихся мышечного напряжения отсутствие напряжения, улучшает трофику головного мозга, снижает общую утомляемость, обеспечивает более оптимальную зрительную сенсорику.

Большую часть всей информации об окружающем мире человек получает с помощью зрительной рецепции, вследствие этого зрительные нагрузки на глаза у современных школьников велики, вследствие чего использование офтальмотренажеров на уроке весьма уместно и оправдано. Движения глазных яблок в сочетании с движениями головой и туловищем, выполняемые нашими учениками в ходе таких «офтальмотренингов» — не только прекрасное средство профилактики близорукости и усталости, повышения сопротивляемости организма к инфекционным заболеваниям, возможность оптимизировать функциональное состояние физиологических систем организма, уравновешивания процессы возбуждения и торможения в ЦНС, но и замечательный прием для смены видов деятельности во время урока, а кроме того, это нередко и определённый заряд положительных эмоций, с учетом того, что зачастую свои «офтальмотренинги» мы сопровождаем звучанием прекрасной мелодичной музыки.

Так как развитие тонкой моторики рук неразрывно связано с развитием зрения, осязания, кинестетического чувства (17, 18), считаем очень важным и необходимым включение в учебно-воспитательный процесс для младших школьников заданий для развития тонкой моторики кистей рук – техника граттаж, рисование по точкам, по контурам, графические диктанты, работа с картоном, пластилином и т.д.

Проектирование и организация учебных занятий для старшеклассников предполагает применение несколько иных подходов и методик, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Определенное влияние оказывает в данном случае и выбор будущей профессии. С учетом этого, одним из эффективных способов нравственного, интеллектуального и эмоционального развития школьников, индивидуализации, гуманизации учебно-воспитательного процесса, возможности вести обучение в максимально комфортном ритме и режиме для каждого школьника мы считаем применение технологии модульного обучения.

Сущность системы модульного обучения, его структуризация, психолого-педагогические особенности (динамичность, гибкость, осознанность перспективы, разносторонность методического консультирования, паритетность и т.д.) были показаны П.А. Юцявичене (19)

Применение коллективных способов обучения (КСО), которые предусматривает технологии модульного обучения, дают также возможность индивидуализировать и дифференцировать обучение, и что, не мало важно, это прекрасная возможность смоделировать здоровьетворящую образовательную среду для участников учебного процесса.

Коллективный способ обучения основан на педагогике сотрудничества по линии учитель-ученик и, что самое главное, ученик-ученик. Каждый ученик активно действует в процессе всего занятия, в классе создается творческая атмосфера, доброжелательные отношения между учащимися, а также между учащимися и учителем. Организует, воспитывает, обучает сама среда. Ребята учатся без стрессов, без давления, с удовольствием. Активно формируется литературная речь, в том числе и специальная – предметная. Коллективный способ обучения, по мнению Дьяченко В.К. (20) – новая педагогическая технология, направленная на развитие всех компонентов личности.

Технология модульного обучения позволяет превратить учение в межличностный процесс на основе диалога и полилога, причем, отношения между участниками образовательного процесса устанавливаются на личностно-значимом уровне.

Модульное обучение направлено на развитие личности, таких ее качеств как самосознание, самоопределение, самовыражение, самореализация, формирование коммуникативных навыков, умение отстаивать свою точку зрения, развитие способностей к самообразованию и способностей к самоорганизации, самоценной воспитательной работе. В зависимости от структуры общения определяются и структурные формы организации обучения: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.

В качестве конечных результатов учебно-воспитательного процесса модульная система предполагает развитие познавательных, социальных, коммуникативных и профессионально направленных способностей личности, сформированность у каждого выпускника школы необходимых общеучебных умений и навыков самообразования, а также сформированность функциональной грамотности.

Положительный эффект, достигаемый в результате такого обучения, связан с его динамичностью, которая заключается в вариативности элементов, модулей, содержании элементов и модулей.

Работа над блоком обучающих модулей осуществляется, как правило, в три этапа.

Первый этап – ввод. Это информационный или организационный ввод. Информационный ввод представляет собой школьную лекцию, построенную с учетом возрастных особенностей учащихся того или иного класса. Лекция содержит изложение предмета изучения, метод и порядок учебных действий в виде блоков. Главная задача информационного ввода – вызвать интерес к предмету изучения, возбудить творческую мысль, а не свести все к сообщению готовых научных истин, которые следует знать и запомнить. Артамонова Г.А., Сачкова В.Н. (21) отмечают еще одну сторону информационного ввода – создать у ребенка общее представление о теме, дать возможность ориентироваться в учебном материале, а затем уметь находить место для вновь полученной информации. Организационный ввод помогает ответить учащемуся на ряд вопросов: что надо знать и уметь? Как лучше достичь этого?

Второй этап – полностью посвящен самостоятельной учебной деятельности учащихся в различных формах. В начале второго этапа проводится диагностика уровня усвоения теоретических понятий, заложенных в предшествующей лекции. Далее организуется работа в парах переменного состава (ППС). Наиболее рациональным звеном второго этапа является глубокое и корректное усвоение учащимися теоретических понятий в процессе выполнения достаточного числа повторительных упражнений без перегрузки учащихся домашним заданием (22).

Работа в парах сменяется третьим структурным звеном – осмыслением, рефлексией, в результате чего происходит обобщение и систематизация знаний умений, навыков. Это достигается проведением уроков-практикумов, уроков творчества, уроков-семинаров и т.д.

Третий этап предполагает предварительный контроль, коррекцию выявленных недочетов и пробелов и итоговый (выходной) контроль.

Как показала практика, коллективный способ обучения создает творческую атмосферу, доброжелательные отношения между учениками, а также между учениками и учителем. Организует, обучает и воспитывает сама среда. Учащиеся учатся без стрессов, без давления, с удовольствием. Активно формируется литературная речь, в том числе и специальная – предметная.

Кроме того, выяснилось, что учащиеся, работающие по данной технологии, отличаются большей трудоспособностью, в какой-то мере они более уверенны в себе, практически всегда готовы аргументированно высказывают свою точку зрения по той или иной проблеме, и что не менее важно, готовы выслушивать, оппонировать высказывающемуся или поддерживать его, цивилизованно вести как диалог, так и полилог.

Подобная организация учебно-воспитательного процесса в нашей школе дает определенные положительные результаты. Так, например, применение методики В.Ф.Базарного в течение двух предшествующих учебных годов (2015-16 у.г., 2016-17 у.г.) показывает определённую положительную динамику:

1.существенно снизилась заболеваемость ОРИ среди наших учеников в среднем на 25%;

2.отмечается положительная динамика в состоянии зрительной системы у наших учеников – в среднем отмечается улучшение в состоянии зрительной системы у ранее обследованных школьников в среднем на 3-6%;

3. применение принципов КСО учебного процесса показывает, что ученики нашей школы более социально активны (результативность участия в внешкольных мероприятиях различного уровня), работоспособны, лучше усваивают учебный материал и по результатам ЕГЭ (биология и химия в том числе) показывают результаты выше среднего по району в среднем от 3% до 16%.

«Искусство воспитания – одно из самых древних и сложных – но начитается оно с простого: принять и полюбить ученика, какой он есть» — слова замечательного педагога-новатора Е.Н Ильина (23). Организуя учебно-воспитательный процесс в нашей школе, в том числе и в здоровьесберегающей парадигме, мы стремимся к тому, чтобы наши ученики стали не только образованными, но и успешно социализированными, а это, на наш взгляд, невозможном в том случае, когда человеку не « свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но полное физическое, душевное и социальное благополучие» (определение ВОЗ здоровья человека)

Список использованной литературы:

  1. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая пирода и возрастная динамика. М., издательство НПО «МОДЭК», 2006.
  2. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства и современные социальные проблемы. Ростов-на-Дону, издательство мед. литературы, 1996 .
  3. Выготский Л.С. Проблемы обучения и умственного развития в школе. М., издательство Академии педагогических наук, 1956.
  4. Холостова Е.И. Социальная работа. М., издательство «Дашков и К0», 2012
  5. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы. М., издательство «Дашков и К0», 2012
  6. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. Санкт-Петербург, издательство «Речь», 2004.
  7. Орис О.В. Ииссиидиология. Бессмертие доступно каждому. Казань, ПИК «Идел-Пресс», 2011.
  8. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М., Наука, 1983.
  9. Фоули Р. Еще один неповторимый вид. Экологические аспекты эволюции человека. М., Мир, 1990 .
  10. Роуз С. Современное недочеловечество. О смысле нашего существования. Данилов Благовестник, 2008.
  11. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.. издательство политической литературы, 1952.
  12. Иванова С.Ю. Российская идентичность и гражданственность как условие на пути становления духовного единства // Актуальные проблемы социогуманитарного знания: сборник научных трудов. Выпуск 19. Ставрополь. Кавказский край, 2009.
  13. Караковский В.А. Воспитание для всех. М., ТЦ Сфера, 2008.
  14. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., Айрис Пресс, 2004.
  15. Базарный В.Ф. Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса. М., Пульс, 2009.
  16. Щелованов Н.М., Кистяковская М.Ю. Развитие и воспитание ребенка от рождения до трех лет. М., Просвещение, 1996.
  17. Денисова М.П., Фигурин Н.Л. Этапы развития поведения детей. М,. Медгиз, 1949.
  18. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас, Швиеса, 1989.
  19. Дьяченко В.В. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы. М., Просвещение, 1991.
  20. Артамонова Г.А., Сачкова В.Н. Коллективный способ обучения – новая педагогическая технология. // Биология в школе-1995-№6- с.25-31.
  21. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Модульное обучение в школе. Практикориентированная монография. М., Новая школа¸2001.
  22. Ильин Е.Н. Искусство общения. М., Педагогика, 1990.

Источник

Читайте также:  Все про здоровье отношения
Adblock
detector