Проблемы психического здоровья детей и подростков. Влияние детско-родительских отношений.
презентация к уроку по психологии по теме
Презентация раскрывает понятие «психическое здоровье», факторы влияющие на психическое здоровье, распространённость и типы психических расстройств, признаки поведения ребёнка на которые необходимо обратить внимание, признаки суицидального поведения, памятка родителям — советы психолога «Как сохранить психическое здоровье ребёнка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihicheskoe_zdorove_obshcheshkolnoe_roditelskoe_sobranie.ppt | 455 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Проблемы психического здоровья детей и подростков. Влияние детско-родительских отношений» Педагог-психолог МОУ ТСОШ №1 Есина Ольга Давыдовна
Психическое здоровье психическое здоровье — определенный резерв сил человека, благодаря которому он может преодолевать неожиданные стрессы или затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах. психическое здоровье — состояние, способствующее наиболее полному физическому, умственному и эмоциональному развитию человека.
высокое сознание, развитое мышление, большую внутреннюю моральную силу, побуждающую к созидательной деятельности Психическое здоровье включает в себя:
Факторы влияющие на психическое здоровье:
Дисгармония в сфере детско-родительских отношений, выражающаяся:
Детские психиатрические стационарные отделения развернуты в городах:
Распространённость психических расстройств: 97,5 на 10 тыс. населения (38,4 РФ)- дети 488 на 10тыс. населения (324,9 РФ)- всего от 0 до 3 лет до 15% детей Дошкольники – 55% детей Дети–инвалиды -25% Детей с аутизмом — 0.5% детского населения. Призывники — 29,2 %, из них 24,4% — психические расстройства. Подростки – правонарушители — более чем в 64%
Социально-психологические факторы. сиротство, нищета и беспризорность, явное и скрытое насилие, педагогическая запущенность, общая и учебная невротизация, избыток негативной информации в СМИ, миграция населения, равнодушие и низкая ответственность за психическое здоровье ребенка в семье, идеологический вакуум и разобщенность поколений, расслоение общества.
Последствиями социальных процессов увеличение острых реактивных состояний и посттравматических стрессовых расстройств, патологическая агрессивность и вандализм, рост личностной незрелости (инфантилизма) и многочисленных форм школьной дезадаптации, речевых нарушений, аутизма, развитие различных зависимостей (алкоголизм, наркомания) и их психологических аналогов – компьютерного синдрома.
Стадии развития От рождения до 3 лет. Помимо элементарных навыков произвольного движения и самоконтроля, вербальных и невербальных средств выражения, ребенок должен научиться доверять миру взрослых, осознать непрерывность существования предметов и людей даже в периоды их отсутствия. От 3 до 6 лет. В этот период возрастающей самостоятельности и инициативы ребенка формируется его способность устанавливать взаимоотношения, делиться тем, что имеет, выносить элементарные нравственные суждения, а также отождествлять себя и других с мужским или женским полом. От 6 до 13 лет. Это относительно свободный от кризисов период, в течение которого у ребенка закрепляются ранее приобретенные навыки, начинает развиваться нравственное чувство в ходе игр и иного участия в групповой активности, возникает адаптация ко внесемейному окружению. От 13 до 19 лет. Обычно это трудный период (в западном мире). Он сопровождается резким скачком в физическом (преимущественно половом) развитии и конфликтом, связанным с будущими ролевыми ожиданиями. Как правило, этот период начинается с почти безоговорочного следования установкам сверстников, затем переходит в фазу исследования и экспериментирования и завершается отходом от родителей и развитием собственных стиля, целей и установок. Зрелость. В большинстве сообществ она предполагает наличие планов, связанных с браком, детьми и работой, приобретение рациональных, реалистичных установок и целей, способность отличать мысль от действия, умение заботиться о других. В инволюционном периоде, который обычно начинается с шестого десятилетия, утрата друзей и сужение возможностей может вызывать эпизоды депрессии. Однако и в этом периоде существуют источники удовлетворенности, особенно если есть внуки или стареющий человек пользуется уважением в своей среде.
ТИПЫ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ Типы психических расстройств Психотические Непсихотические Психозы — нарушается восприятие реальности, возникает бред и галлюцинации. Типичный пример психоза – шизофрения Неврозы, личностные расстройства, расстройства поведения у детей и подростков и некоторые синдромы органических нарушений мозга.
Признаки поведения ребенка, на которые необходимо обратить внимание: проявление необычайно частых для своего возраста вспышек гнева; частые споры со взрослыми; активный отказ выполнять требования взрослых или нарушение правил поведения; совершение таких поступков, которые досаждают другим людям; обвинение других в своих ошибках или неправильном поведении; задержка в развитии речи, интеллектуальных умений; обидчивость; проявление частого негодования; частые обманы или нарушения обещаний; частые проявления злобы и мстительности; драчливость; использование оружия, способного причинить вред другим (клюшка, кирпич и т.п.); несмотря на запреты родителей, часто допоздна остается на улице; проявление физической жестокости к людям и животным; преднамеренное разрушение чужой собственности; разведение огня; кража вещей; пропуски школьных занятий; трудности в усвоении школьной программы побеги из дома; совершение преступлений на виду у жертвы (выхватывание кошельков, сумок); принуждение к половым отношениям; частое проявление задиристого поведения.
Признаки суицидального поведения: 1. Приведение своих дел в порядок — раздача ценных вещей, упаковывание. Человек мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить все в порядок. Делает последние приготовления. 2. Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни. 3. Внешняя удовлетворенность — прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, появляется избыток энергии. Внешне расслабляется — может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве. Состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия. 4. Письменные указания (в письмах, записках, дневнике). 5. Словесные указания или угрозы. 6. Вспышки гнева у импульсивных подростков. 7. Потеря близкого человека, за которой следуют вышеперечисленные признаки. Потеря дома. 8. Бессонница.
Памятка для родителей: Уважаемые родители! Помогите ребёнку найти компромисс души и тела Все замечания делайте в доброжелательном, спокойном тоне, без ярлыков. Подробно познакомьте ребёнка с устройством и функционированием организма. Помните, что пока развивается тело ребёнка, болит и ждёт помощи его душа. Подростковую психику иногда называют периодом «гормональной дури». Поиск и становление с высвобождением от влияния взрослых и общение со сверстниками – ключевые потребности подростка. Правила, ограничения, требования, запреты обязательно должны быть в жизни каждого подростка. Это особенно полезно помнить родителям, желающим как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В результате они идут на поводу у собственного ребенка. Это попустительский стиль воспитания. Правил, ограничений, требований, запретов не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Это правило предостерегает от другой крайности — воспитания в духе «закручивания гаек», авторитарного стиля общения. Родительские установки не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка (в движении, познании, упражнении, общении со сверстниками, мнение которых они уважают больше, чем мнение взрослых). Правила, ограничения, требования должны быть согласованы взрослыми между собой. В противном случае дети предпочитают настаивать, ныть, вымогать. Тон, которым сообщены требование и запрет, должен быть дружественным, разъяснительным, а не повелительным. О наказаниях. От недоразумений никто не застрахован, и настанет момент, когда вам нужно будет отреагировать на явно плохое поведение подростка. Наказывая подростка, правильнее лишать его хорошего, чем делать ему плохо. Важно помнить, что гораздо легче предупредить появление трудностей, чем потом преодолевать их.
Куда родители могут обратиться за консультацией? В первую очередь необходим разговор с педагогом-психологом образовательного учреждения, он сможет квалифицировать проблему и по мере необходимости направить к другим специалистам. Если в вашем городе или поселке есть центр психолого-медико-социального сопровождения, то там вы сможете получить комплексную помощь сразу нескольких специалистов по детскому развитию, в том числе и детского врача-психиатра. Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения: 660043 г. Красноярск ул. Гагарина, 48 а Телефон: 8 (391) 227 – 68 – 34 krdkrk @ krasmail . ru Центр – это своеобразная стартовая площадка, помогающая ребенку, его родным и близким преодолеть трудности, отчуждение, поверить в свои силы, научиться полноценно жить в социуме и достичь возможного образовательного уровня: поступить в детский сад или школу, освоить навыки самостоятельной деятельности, научиться испытывать чувства радости, удовольствия от совместной деятельности. Наша миссия заключается в профессиональной деятельности, направленной на формирование у общества культуры социальной субъектности по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям, помощь в преодолении трудностей в развитии, определение оптимальных образовательных условий и максимальное развитие способностей детей и их родителей в совместной деятельности.
По материалам методических рекомендаций по организации и проведению родительских собраний в рамках Дней психического здоровья МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ КРАЕВОЙ ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ 2010 г.
Источник
Проблемы формирования здоровья современных подростков. — презентация
Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемИван Кузьмин
Похожие презентации
Презентация на тему: » Проблемы формирования здоровья современных подростков.» — Транскрипт:
1 Проблемы формирования здоровья современных подростков
2 здоровье любовь богатство
3 Хотим быть здоровы По данным Института возрастной физиологии РАО и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков
4 Здоровье — это наша жизнь! Здоровье – это состояние организма, когда человек может нормально жить, его не беспокоят болезни Здоровье – это незаменимая часть жизни человека, без которой он не может существовать Здоровье – это когда ты редко болеешь, не пьёшь, не куришь и не принимаешь наркотики Здоровье – это то, что надо беречь в своей жизни, потому, что это сама жизнь
5 «Здоровье – это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» В 1946 году Всемирной организацией здравоохранения принято единое определение термина здоровье:
6 Измерение здоровья комплексная оценка индивидуального здоровья. наследственность Анте-интранатальные факторы Факторы окружающей среды здоровье
7 Концепция спиралеобразного, поступательного формирования здоровья (А.Ф. Виноградов,1990). «Тверская спираль»
8 Результаты диспансерного осмотра детского населения Тверской области
9 Динамика смертности подростков лет (на 100 тыс., стандартизованный коэффициент)
10 Распределение старшеклассников по группам здоровья в динамике за 40 лет, % (по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН) Группа здоровья Период наблюдений Начало 60-х Начало 70-х Начало 80-х Начало 90-х Здоровые дети 36,521,822,610,68,6 2,3 Здоровые дети 23,323,725,436,136,028,7 Дети с хронической патологией 40,244,552,053,355,4 69,0
11 Особенности подросткового возраста Подростковым периодом называется этап развития человека от 10 до лет, в течение которого… завершается половое развитие от появления вторичных половых признаков до наступления половой зрелости; психологические детские процессы сменяются поведением, характерным для взрослых; происходит переход от полной социально- экономической зависимости от взрослых к относительной независимости.
12 Интенсивность роста подростков Длина тела увеличивается на 5-8 см в год Усиленный рост мальчиков в лет, после 15 лет обгоняют девочек в росте активный рост девочек в лет, рост может увеличиться на 10 см в год
13 Изменения в опорно-двигательном аппарате подростка мышцы подростка
14 Грудная клетка подростка
15 Особенности сердца и сосудов подростков Интенсивность роста сердца превосходит Интенсивность роста сердца превосходит объём сердца увеличивается на 25% объём сердца увеличивается на 25% юношеская гипертония юношеская гипертония
16 Состояние нервной системы подростка
17 Считают ли подростки себя здоровыми?
18 Проблемы здорового питания Мальчики едят втрое больше девочек, потребляют на 55,5 % калорий больше Мальчики едят втрое больше девочек, потребляют на 55,5 % калорий больше 20% мальчиков во всём мире обладают избыточным весом 20% мальчиков во всём мире обладают избыточным весом
19 Проблемы здорового питания 73 % девочек заявляют, что последние 12 месяцев сидели на диете 73 % девочек заявляют, что последние 12 месяцев сидели на диете Лишний вес приобретают дети, которые реже едят вместе с родителями и чаще смотрят телевизор Лишний вес приобретают дети, которые реже едят вместе с родителями и чаще смотрят телевизор Следите за тем, что едят ваши дети Следите за тем, что едят ваши дети
20 Гиподинамия подростков 15 минут активных игр в день снижают риск развития ожирения на 50 %
21 Подростковые стрессы Стресс затрагивает здоровье и благополучие
22 Вредные привычки подростков
23 Режим дня подростков Режим строится с учётом биоритма ребёнка Режим строится с учётом биоритма ребёнка Игра за компьютером, интернет – НЕ отдых! Игра за компьютером, интернет – НЕ отдых! Сон – важнейший фактор здоровья Сон – важнейший фактор здоровья Потребность во сне: Потребность во сне: 7-12 лет – до 10 часов 7-12 лет – до 10 часов лет – до 9-9,5 часов лет – до 9-9,5 часов лет – 8,5 -9 часов лет – 8,5 -9 часов
24 Янош Корчак — польский педагог, писатель, врач «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своём здоровье… Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им и они будут беречься.» «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своём здоровье… Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им и они будут беречься.»
25 Правила здорового образа жизни. Правила здорового образа жизни. Заниматься физкультурой 3-5 раз в неделю Заниматься физкультурой 3-5 раз в неделю Не переедать и не голодать Не переедать и не голодать Не переутомляться умственной работой Не переутомляться умственной работой Доброжелательно относиться к людям Доброжелательно относиться к людям Выработать способ отхода ко сну, позволяющий быстро заснуть и восстановить свои силы. Выработать способ отхода ко сну, позволяющий быстро заснуть и восстановить свои силы. Заниматься ежедневным закаливанием организма Заниматься ежедневным закаливанием организма Учиться не поддаваться, когда тебе предложат попробовать сигарету, спиртное или наркотик Учиться не поддаваться, когда тебе предложат попробовать сигарету, спиртное или наркотик
Источник