Меню

Проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья проект

Проблемы развития и обучения детей с ОВЗ

Ирина Емелина
Проблемы развития и обучения детей с ОВЗ

Дети с ограниченными возможностями здоровья— это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

Дети с ОВЗ отличаются наличием физических и психических отклонений, которые способствуют формированию нарушений общего развития. Это общепринятая позиция. Если говорить о ребенке с незначительными ОВЗ, то необходимо отметить, что при создании благоприятных условий, можно избежать большей части проблем с развитием. Многие нарушения не являются ограничителями между ребенком и окружающим миром. Грамотное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ позволит им овладеть программным материалом и обучаться вместе со всеми и посещать обычный детский сад. Они могут свободно общаться со своими ровесниками. Однако, дети-инвалиды с серьезными нарушениями нуждаются в специальных условиях, в особом образовании, воспитании и лечении.

В России в последние годы разрабатываются определенные направления социальной политики, которые связаны с увеличением количества детей с ОВЗ. Несмотря на прилагаемые усилия и прогрессивное развитие медицины, количество детей с ограниченными возможностями стабильно растет. Поэтому основные направления социальной политики направлены на решение проблем их обучения и пребывания в дошкольном учреждения.

Обучение детей с ОВЗ должно быть направлено на то, чтобы создавать благоприятные условия для реализации равных возможностей с ровесниками, получения образования и обеспечения достойной жизни в современном обществе.

Базовая проблема инклюзивного образования — создать «безбарьерную» образовательную среду. Основное правило — доступность ее для детей с ОВЗ, решение проблем и трудностей социализации. В образовательных учреждениях, которые обеспечивают их сопровождение, необходимо соблюдение общепедагогических требований к техническому оснащению и оборудованию. Особенно это касается осуществления бытовых нужд, формирования компетентности и социальной активности. Помимо этого, особое внимание должно уделяться воспитанию и обучению таких детей. Проблемы и трудности инклюзивного образования Несмотря на проводимую работу, при обучении и воспитании детей с ОВЗ не все так просто. Существующие проблемы и трудности инклюзивного образования сводятся к следующим позициям.

Во-первых, коллектив детей не всегда принимает ребенка с ОВЗ за «своего».

Во-вторых, педагоги не могут освоить идеологию инклюзивного образования, и существуют трудности при реализации методов обучения.

В-третьих, многие родители не хотят, чтобы их нормально развивающиеся дети ходили в один класс с «особенным» ребенком.

В-четвертых, не все инвалиды способны адаптироваться к условиям обычной жизни, не требуя к себе дополнительного внимания и условий.

Дети с ОВЗ в ДОУ — это одна из основных проблем неспециализированного детского сада. Поскольку процесс взаимоадаптации очень сложен для ребенка, родителей и педагогов.

Приоритетной целью интегрированной группы является социализация детей с ОВЗ. Для них дошкольное учреждение становится начальной ступенью. Дети, имеющие разные возможности и нарушения развития, должны научиться взаимодействовать и общаться в одной группе, развивать свой потенциал (интеллектуальный и личностный). Это становится одинаково важным для всех детей, так как позволит каждому из них максимально раздвинуть существующие границы окружающего мира.

Приоритетная задача современного инклюзивного образования — усилить внимание к социализации детей-инвалидов. Необходима утвержденная адаптированная программа для детей с ОВЗ. Однако имеющиеся в настоящее время материалы разрознены и не объединены в систему. С одной стороны, инклюзивное образование в ДОУ начинает появляться, с другой стороны, усиливается неоднородность состава воспитывающихся в ДОУ с учетом уровня их речевого, умственного и психического развития. Подобный подход приводит к тому, что существенно затрудняется адаптация как условно здоровых детей, так и детей с ОВЗ. Это приводит к дополнительным, нередко непреодолимым трудностям при реализации индивидуального подхода педагога. Поэтому дети с ОВЗ не могут просто обучаться наравне с другими. Для благоприятного результата необходимо создание определенных условий. Основные направления работы в системе инклюзивного образования

Для полноценного развития ребенка с ОВЗ в ДОУ необходимо работать по следующим направлениям:

Во-первых, для того, чтобы решить проблемы, рекомендуется в образовательном учреждении создать группу психолого-педагогического сопровождения. Ее деятельность будет заключаться в следующем: изучать особенности развития детей с ОВЗ и их особых потребностей, составлять индивидуальные образовательные программы, разрабатывать формы сопровождения. Данные положения должны фиксироваться в специальном документе. Это — индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с ОВЗ.

Во-вторых, необходима постоянная корректировка приемов и методов обучения и воспитания.

В-третьих, группой сопровождения должен инициироваться пересмотр учебной программы, с учетом оценки состояния ребенка и динамики его развития. В результате создается адаптированный ее вариант для детей с ОВЗ.

В-четвертых, необходимо регулярное проведение коррекционно-развивающих занятий, нацеленных на повышение мотивации, развитие познавательной деятельности, памяти и мышления, познание своих личностных характеристик.

В-пятых, одна из необходимых форм работы — работа с семьей ребенка-инвалида. Основной целью ее является организация помощи родителям в процессе усвоения практических знаний и умений, необходимых при воспитании и обучении детей с ОВЗ. Помимо этого, рекомендуется: активно вовлечь семью в работу образовательного учреждения, обеспечивая психолого-педагогическое сопровождение; проводить консультирование родителей; обучить семью доступным им приемам и методам оказания помощи; организовать обратную связь родителей с образовательным учреждением и др.

Читайте также:  Формирование ууд у детей с ограниченными возможностями здоровья

Целью специального образования является введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из нее. Преодолеть «социальный вывих» и ввести ребенка в культуру можно, используя «обходные пути» особым образом построенного образования, выделяющего специальные задачи, разделы содержания обучения, а также методы, приемы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.

Основная задача воспитания и образования ребенка-инвалида — подготовка его к жизни в обществе в процессе взросления, да так, чтобы жизнь эта была в целом счастливой и человек не чувствовал себя в обществе лишним. В результате решения такой задачи человек оказывается интегрированным в социуме. Движение к этой цели — серьезный и нелегкий труд родителей и педагогов. Важно помнить, что для особого ребёнка должно быть особое образование.

Формы и методы организации образовательного процесса для детей с ОВЗ

— гибкая организация занятий, многоуровневая подача материала (с учетом индивидуальных особенностей)

— организация деятельности и сотрудничества в малых группах

— обеспечение выбора (целей, уровня, средств, форм работы, материала)

— организация самостоятельной деятельности на своем уровне, в своем диапазоне возможностей, что позволяет ребенку быть успешным

— обязательная организация игровых ситуаций, где есть возможность попробовать себя в разных ролях и позициях

— организация гибкого временного режима обучения

— использование технических средств обучения для каждой категории детей с ОВЗ

Общие принципы и правила коррекционной работы:

1. Индивидуальный подход к каждому ученику.

2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.

3. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:

• дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;

• игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;

• психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

Отклонения в развитии ребенка ведут к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства, а значит затруднен сам процесс передачи социального и культурного опыта.

Дети — инвалиды, обучающиеся в образовательных учреждениях, находятся зачастую не в одинаковых условиях с остальными детьми. Плохое зрение, сниженный слух, проблемы с опорно- двигательным аппаратом оказывают негативное влияние на обучение. Быстрая утомляемость, пропуски занятий по болезни- всё это наносит ущерб системе знаний ребёнка. Поэтому педагогу важно правильно организовать работу, сделать её максимально адаптированной к ученику с ограниченными возможностями.

Обучение ребёнка необходимо проводить в соответствии с его физиологическими способностями, психологическим состоянием, с опорой на темперамент ребёнка. Для того чтобы ребёнок научился грамотно писать и правильно читать, необходима длительная практика, требующая от ребёнка с ограниченными возможностями максимального напряжения.

У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально- экономического развития Российской Федерации.

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.

Дидактические игры своими руками как средство обучения детей с ОВЗ Дидактическая игра — одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким.

Читайте также:  Как сохранить психическое здоровье больного

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Главной потребностью и функцией – является.

Актуальные проблемы развития речи детей дошкольного возраста Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество.

Консультация «Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов на тему: «Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста». Ребенок с.

Принципы обучения детей с ОВЗ На уроке максимально загружать умственной работой (дома могут не выполнить, помогать во время урока, оказывать поддержку, внимание. Учить.

Консультация «Проблемы в работе с детьми с ОВЗ — ответ найден!» Уважаемые коллеги, спасибо за отзывы к моей публикации. Спешу поделиться с вами результатом своего «расследования». Мне выпал случай задать.

Проблемы в работе с детьми с ОВЗ в детском саду В настоящее время у педагогов-психологов ДОУ сложилась сложная ситуация. С вступлением в силу ФГОС в детских садах стали открываться инклюзивные.

Программа дистанционного обучения детей с ОВЗ «Шаг навстречу» МУНИЦИПАТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ___«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙРАБОТЫ»___ 155800 Ивановская.

Опыт работы «Создание специальных условий для обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ и детей-инвалидов» Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды нуждаются в специальных условиях для получения полноценного дошкольного образования.

Нормативная основа обучения детей с ОВЗ в свете реализации ФГОС до (выступление на педсовете) Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с Вами будем говорить об организации работы коллектива детского сада.

Источник

Проект по социализации ребёнка с ОВЗ «Мы вместе»

Разделы: Логопедия

Актуальность проблемы

Современное общество характеризуется разворачивающимися инновационными преобразованиями различных сфер жизнедеятельности человека, в том числе и в социальной. Главным ориентиром в новой социально-экономической ситуации стали интересы ребёнка, создание наиболее адекватных педагогических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья. Ребёнку с особенностями в развитии необходима целенаправленная помощь в построении эффективных поведенческих стратегий. Правильно организованная среда в дошкольном учреждении способствует накоплению у ребёнка конструктивного опыта коммуникативного взаимодействия, учит его отстаивать свои интересы, не нарушая при этом интересов и потребностей окружающих, учит социально-приемлемыми способами выражать своё несогласие, свои возражения, своё негодование по поводу ущемлений его желаний.

Перед педагогами нашего образовательного учреждения встала задача помочь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья освоить социальный опыт, включить его в существующую систему межличностных отношений. Неправильно выстроенные отношения в группе между детьми и ребёнком-инвалидом, ослабляет его социальную значимость, обособляет его от нормального здорового детского сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекая на признания своего неравенства, неконкурентноспособности по сравнению с другими детьми. Главная проблема ребенка с ОВЗ состоит в том, что нарушена его связь с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и со взрослыми, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.

Свою задачу мы видим в том, чтобы создать благоприятную социально-педагогическую развивающую среду, включающую организованное предметно-игровое пространство, обеспечение условий для эмоционального, познавательного коммуникативного развития, для развития всех видов деятельности.

Цель проекта: создать условия для социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья через построение социально-педагогической развивающей среды.

Задачи проекта:

  • Вовлечение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в образовательный и воспитательный процесс.
  • Выявление особенностей межличностных отношений ребёнка с особенностями в развитии с детьми группы
  • Повышение уровня социальной активности, активной жизненной позиции ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
  • Внедрение современных образовательных технологий

Ожидаемые результаты

Участники проекта

Ожидаемый результат

Расширение круга познавательных интересов ребёнка с ОВЗ. Повышение качества обучения ребёнка с ОВЗ

Снижение коммуникативных барьеров и как следствие повышение социальной активности ребёнка с ОВЗ

Уменьшение факторов социально-психологической напряженности в семье, имеющей ребенка с особенностями развития

3. Ребёнок, педагоги Формирование навыков общения с ребёнком с ОВЗ. Развитие толерантного отношения к ребёнку с особенностями развития.

Адаптация образовательной программы, методических рекомендаций, разработка сценариев мероприятий.

Показатели результативности и эффективности проекта

  • Создание социально-педагогической развивающей среды, включающей организованное предметно-игровое пространство
  • Активность участников взаимодействия — родителей, педагогов и ребёнка, предполагающая интерес, желание участвовать в совместной деятельности, способность ее инициировать, поддерживать и развивать.
  • Участие ребенка с ОВЗ в различных мероприятиях, конкурсах.
  • Повышение показателей качества обученности ребёнка.
  • Познавательная активность ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
  • Привитие толерантного отношения детей группы к ребёнку с ограниченными возможностями здоровья.

Описание основных мероприятий проекта

  • Подготовительный этап.
  • Формирование группы участников проекта, направленного на социализацию ребёнка с ОВЗ.
  • Сбор информации (рекомендации ЦМППК, опрос родителей).
  • Логопедическое обследование ребенка с нарушением слуха.
  • Консультация психолога по адаптационному периоду ребёнка с нарушением слуха.
  • Изучение методической литературы по работе с детьми, имеющими нарушение слуха.
  • Работа с родителями ребёнка по выявлению запроса в образовательном процессе и социализации ребёнка в среде слышащих сверстников.
  • Диагностика возможной коммуникативной деятельности.
  • Прогнозирование результатов.
Читайте также:  У здоровья красивое лицо

Разработка методов реализации проекта

  • Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с нарушением слуха учителем-логопедом, воспитателем, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем.
  • Составление плана мероприятий по социализации ребёнка с ОВЗ.
  • Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов в вопросе знаний об особенностях образовательного процесса с детьми с нарушением слуха.
  • Изменение неверного представления у детей группы по отношению к ребёнку с ОВЗ.
  • Разработка игровых тренингов, сценариев, мероприятий, ролевых игр, направленных на интеграцию ребёнка с ОВЗ в коллектив слышащих сверстников.

Календарный план по реализации проекта

Направления работы

Пути реализации

Сроки

1. Сбор информации Учёт рекомендаций ЦМППК, опрос родителей Сентябрь 2. Логопедическое обследование ребёнка с ОВЗ Диагностика состояния речи ребёнка Сентябрь 3. Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с нарушением слуха Составление плана работы с учётом возможностей ребенка Сентябрь 4.

Организация адаптационного периода

Логопедическое обследование ребёнка с ОВЗ

Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребёнка.

Учёт рекомендаций ЦМППК, опрос родителей

Диагностика состояния речи ребёнка

Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с нарушением слуха

Составление плана работы с учётом возможностей ребенка Организация адаптационного периода

Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребёнка.
Создание условий для общения со знакомыми вещами и игрушками

Развитие коммуникативных навыков Организация ежедневного «Утра радостных встреч».
Цикл бесед «Добро живёт рядом»
Индивидуальные фотовыставки «Я – маленький». «Моя семья»
Поощрение общения детей с Максимом.
Конструктивная помощь в решении возникающих конфликтов, предложение друг другу альтернативы, обучение договариваться, извиняться и прощать друг друга.
Поощрение вежливого обращения ребёнка к детям и взрослым, пресечение деструктивного поведения по отношению к детям. В течение года 6. Формирование игровой деятельности

Обучение обращаться с просьбой, просить о помощи, принимать ее и предлагать другим свою помощь,
Коммуникативные игры «Зеркало», «Потерялась …девочка», «Ожившие игрушки», «Солнечные зайчики»
Дидактические игры «Что правильно — что неправильно»
Творческий познавательный проект «Волшебство новогодних игрушек»
Помощь в налаживании совместной игровой деятельности.
Перевод самой игровой деятельности на более высокую ступень: от игры «рядом» к игре «вместе»;
Обучение делать что-то по очереди или согласно принятой на себя роли, следовать правилам.

«Уроки по безопасности жизнедеятельности»

Краткосрочный проект (декабрь-январь)

Участие в праздновании «Дня именинника» (своего и других детей)

Участие в театрализации, утренниках, экскурсиях, детско-родительских гостиных.

Обучение различным формам социально-приемлемого поведения в разных ситуациях: в гостях, при вручении подарков, в магазине и т.п. (театрализация или ролевые игры на различных мероприятиях),

Учить в приемлемых формах выражать свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, сочувствовать и поддерживать других в их переживаниях

Формирование правильной самооценки и сбалансированности эмоциональных состояний.

октябрь — экскурсия в пожарную часть

Ноябрь — гостиная «День матери»

Декабрь, февраль, март, апрель – тематические утренники

8. Привитие культурно-гигиенических навыков и трудового воспитания

Обучение взаимодействию со сверстниками и взрослыми;
формирование приемлемых норм поведения в общении со сверстниками.
Формирование представлений об окружающем мире и о себе. Повышение уровня познавательной активности (любознательность, готовность к преодолению трудностей и т.д.)
Оформление фотовыставки о совместном мероприятии (лепка снежной бабы)

Участие в акции «Покорми птиц»
Обучение оказанию помощи при осознании необходимости в ней других людей, животных, птиц.

Работа с родителями

Обучение оказанию помощи при осознании необходимости в ней других людей, животных, птиц.

Методы организации работы с родителями по социальному воспитанию ребёнка:
беседы, консультации, показ занятия; включение родителей в совместное выполнение упражнений в ходе занятий; подбор дидактических материалов, практические консультации по подбору дидактических игрушек, игр и заданий, направленных на социальное развитие; помощь в подборе литературы, освещающей вопросы воспитания, обучения и развития детей-инвалидов.

Консультации:
«Возрастные особенности и проблемы социального развития ребенка с нарушенным слухом»; «Эффективные приемы воспитания и развития ребенка дошкольного возраста»;
«Требования к ребенку и его обязанности в семье» «Значение игры в познавательном и социальном развитии ребенка»

Литература.

  1. Сборник научно-методических материалов под ред. А.Ю.Белогурова, О.Е.Булановой, Н.В.Поликашевой «социализация детей с ОВЗ на современном этапе» М.: Издательство «Спутник», 2014.
  2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребёнком. – СПб, 2002.
  3. Ковалёва Е.М. Дети-инвалиды в современном обществе. – М.: Лист-Нью. -2005.
  4. Солодянкина О.В. Воспитание ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ. 2007.

Источник

Adblock
detector