Проблемы адаптации первокурсников
статья на тему
Введение
Экономические И социальные изменения, происходящие в обществе, ухудшение качества профессионального образования, размытость социокультурных ориентиров, уменьшение воспитательных возможностей семьи, приводит к разнонаправленной активности подростков, их психоэмоциональной неустойчивости, падению успеваемости и воспитанности, следствием чего является низкая социальная адаптивность выпускников СПО, неадекватная приспособленность к учебному процессу. Эти процессы непосредственно затрагивают систему среднего профессионального образования. Как показывают опыт, одна из ключевых причин низкой профессиональной подготовки — слабая адаптация студентов к учебному процессу в техникуме. Адаптация студентов в образовательном учреждении является одной из неотъемлемых частей процесса адаптации личности в социуме.
Совершенствование системы среднего специального образования требует внедрения в практику работы данных образовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому вчерашнему школьнику-студенту нового набора в соответствии с его возрастом и индивидуальными особенностями условий развития, формирования полноценной, адаптированной личности, получение профессионального образования. Это требует серьезного подхода к организации педагогическим работникомтехникума периода адаптации первокурсников и психолого-педагогического сопровождения студентов в этот период.
Цель: создание условий для первокурсников в процессе обучения, создание наиболее оптимальных условий, для безболезненного вхождения студентов в учебную жизнь.
Задачи:
• проведение воспитательно-информационных мероприятий для студентов;
• оказание индивидуальной помощи каждому нуждающемуся студенту и его родителям;
• координация, действий всех сотрудников для решения задач адаптации первокурсников.
Студенческая жизнь начинается с первого курса и поэтому успешная адаптация первокурсника к жизни и учебе в колледже является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста.
К чему надо адаптироваться студентам?
• Во-первых, к учебному процессу в колледже, который во многом отличается от школьного процесса. Успех повышения успеваемости первокурсников заключается в чередовании дидактических методов и приемов учебной работы, особенно индивидуальной работы со слабоуспевающими студентами, проведении консультаций по предмету для такого рода студентов.
· Во-вторых, студенты адаптируются к новому коллективу. Проблемы межличностных отношений в коллективе помогают разрешить классные руководители.
• В-третьих, студенты адаптируются к новым условиям жизни: самостоятельная организация учебы, организация быта и своего свободного времени.
• В-четвертых, студенты также адаптируются и к новым отношениям с родителями, ибо они начинают выполнять роль автономной личности.
Классные руководители решают многие задачи, связанные с процессом адаптации студентов:
• Выявили и уточнили списки студентов, требующих особого внимания: сироты, студенты из неблагополучных и малообеспеченных семей.
· Создали социальный паспорт студентов первокурсников.
• Создали в группе атмосферу для развития личностных качеств студентов путем создания оптимальных условий для самореализации личности каждого студента.
• Организовали совместную внеурочную деятельность для сплочения группы: коллективные походы в ледовый дворец, туристическая поездка в г. Смоленск, коллективная экскурсия в музей города, участие в спортивном празднике «День здоровья».
• Осуществляют постоянный контроль за посещаемостью и успеваемостью студентов.
• Поддерживают постоянную связь с родителями.
Это необходимо, прежде всего, потому, что взрослый этап жизни — окончание школы, начало самостоятельной жизни и обучение в среднем специальном учебном заведении, требует от подрастающего поколения внимательного отношения к своему здоровью и способности сказать «Нет» пагубным привычкам.
Почему вопрос адаптации первокурсников достаточно важен на сегодняшнийдень?
Ведь многие считают, что в современном мире есть проблемы и поважнее. Многие думают: «Какие проблемы могут быть, у юноши или девушки, только что поступивших в техникум. Это чистая и беззаботная пора. У них вся жизнь впереди!».
И правда, это, только начало жизни и важно, чтобы оно было светлым и прекрасным! Но ведь никто не задумывается о том, что у того же юноши или девушки, могут возникнуть сложные проблемы с адаптацией к новой обстановке в учебном заведении.
Процесс адаптации длительный и не всегда успешный, и у значительной части студентов первого года обучения возникают проблемы с адаптацией, что связано с личностными качествами самих студентов, отсутствием навыков к самостоятельной учебной деятельности, неготовностью профессионального самоопределения. В понятие адаптации входит мотивация учения и профессионального самоопределения, самостоятельность умственного труда, ценностные предпочтения, отношения с преподавателями и однокурсниками.
Адаптация – это приспособление самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям среды.
Мы знаем, что социализация длится всю жизнь. Юность завершает активный период социализации. Этот этап влечёт за собой психофизиологические изменения. Этот период называют «трудным возрастом», «переломным периодом». Его содержание заключается в изменении поведения: от почти полного послушания юноши переходят к сдержанному непослушанию – скрытому или открытому неповиновению родителям. У личностей этого возраста выстраивается параллельная система ценностей и взглядов на мир.
В этот период заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются её верхние – мировоззренческие этажи. Осознание своего «Я» происходит как осмысление своего места в окружающем социуме. Одновременно наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни.
Трудности социализации в этот период связаны с тремя главными обстоятельствами:
· Несовпадением высокого уровня притязаний и, как правило, низким социальным статусом, который задан возрастом;
· Несовпадением старого стиля родительства, и новых потенциальных возможностей этого возраста;
· Противоречием между усилившейся ориентацией на самостоятельность и зависимость от мнения сверстников;
В своих наблюдениях за студентами можно самостоятельно определить уровень адаптации первокурсника, если знать три формы:
1) адаптация формальная — познавательно-информационное приспособление студентов к новому окружению, к структуре техникума, к содержанию профессионального обучения в нем, к требованиям и своим обязанностям;
2) социальная адаптация – «вхождение» во внутреннее пространство группы и объединение этих групп со студенческим коллективом в целом;
3) дидактическая адаптация – приспособление к новым формам и методам учебной деятельности, имеющей профессиональную направленность.
Успешность процесса адаптации можно оценить по двум критериям:
1) объективному: успеваемость и посещаемость;
2) субъективному: степень удовлетворенности личности коллективом, самим собой и качеством выполняемой работы.
Основными проблемами адаптации студентов являются:
1) неопределённость мотивации выбора профессии, недостаточная подготовка к ней;
2) готовность компонентов профессионально-личностной перспективы;
3) неумение осуществлять психологическое регулирование своего поведения и деятельности самостоятельно;
4) недостаточная готовность навыков самостоятельной деятельности;
5) организация оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;
6) коммуникативные барьеры.
Основные причины, вызывающие трудности адаптации к обучению:
• Специфическое отношение к себе, к своим возможностям и способностям, к своей деятельности и ее результатам.
• Учебная деятельность предполагает высокий уровень контроля, который должен базироваться на адекватной оценке своих действий и возможностей. Для того, чтобы студент был способен лучше адаптироваться к изменившимся условиям его жизни, ему необходимо иметь положительное представление о себе.
• Студенты с заниженной самооценкой склонны в каждом деле находить непреодолимые препятствия, у них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к учебной жизни, трудно сходятся со сверстниками, учатся с явным напряжением, испытывают трудности в овладении знаниями.
Трудности адаптации к учебе могут быть обусловлены недостаточно развитой способностью к взаимодействию с другими людьми: со сверстниками и педагогами. Студент вынужден подчиняться новым правилам учебной жизни, новым требованиям. Они порой идут вразрез с его непосредственными желаниями и побуждениями.
Техникум и студент взаимно адаптируются друг к другу. Поэтому педагоги и классные руководители Рославльского многопрофильного колледжа создают условия для последующего полноценного развития студента – первокурсника. Они решают проблему сплочения в единый коллектив разнородной группы студентов, пришедших на первый курс из разных школ, проживающих в разных городах, районах. За короткий срок они должны найти к каждому индивидуальный подход, добиваться не только сплочения новичков в коллектив, но и довести сам коллектив до высшей стадии его развития, раскрыть перед ним перспективы будущей профессиональной деятельности.
Источник
Проблемы адаптации в высших учебных заведениях
специалист в области арт-терапии
Глава 1. Теоретическое исследование адаптации студентов
1.1 Понятия адаптивности и адаптации в психологии
1.2 Понятие и значение адаптации студентов первого курса
Глава 2. Процесс успешной адаптация студента-первокурсника
2.1 Факторы адаптации студентов младших курсов к обучению в вузе
2.2 Условия успешной адаптации студента-первокурсника
Актуальность темы исследования
Кардинальное реформирование российского общества породило новые требования к человеку. Современному обществу необходимы люди, способные реализовать свой внутренний потенциал. Индивидуальный подход к личности в системе образования сегодня диктует необходимость поиска оптимальных путей адаптации человека к изменяющимся условиям социальной действительности. Для обучения нового поколения специалистов нужны действенные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса, способные раскрывать потенциальные возможности студентов.
Степень разработанности темы . Различные аспекты проблемы адаптации студентов в вузе исследовали В.Н. Грибов, О.Н. Казакова, Т.И. Каткова, Г.П. Кузина, С.А. Рунова, Ю.В. Стафеева и др. Например, Г.П. Кузина и С.А. Рунова изучали, как проходила адаптация студентов, с которыми в старших классах проводилась профориентационная работа. В работах Т.И. Катковой, Ю.В. Стафеевой рассматривается процесс адаптации студентов в вузах конкретного типа (экономических, педагогических). В.Н. Грибов рассматривал адаптацию молодежи малого города на этапе обучения в филиале вуза и при переходе студентов на учебу в базовый вуз. Изучением вопросов развития личности в процессе освоения математических и естественно-научных дисциплин занимались А.Н. Колмогоров, В.А. Крутецкий, Л.Д. Кудрявцев, Д. Пойя, А.Я. Хинчин. Однако не в полной мере исследовано то, как проходит учебная адаптация студентов в условиях, когда по объективным причинам существуют серьезные различия в уровне подготовки и мотивации первокурсников.
Целью данной курсовой работы является выявление процесса адаптации у студентов первого курса
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи :
Изучить и проанализировать понятия адаптации и адаптивности;
Исследовать особенности адаптации студентов-первокурсников;
Выявить факторы, влияющие на адаптацию студентов-первокурсников;
Определить условия успешной адаптации студента-первокурсника.
Объект исследования — вуз как среда адаптации студентов.
Предмет исследования — студент первого курса.
Методологическая основа работы предполагает единство культурологического и психолого-педагогического подходов к решению обозначенных проблем. Интердисциплинарный характер исследования потребовал обращения к достижениям в различных отраслях гуманитарного знания, учета концептуальных идей социологии, психологии, педагогики. Студенческая молодежь рассматривается не только как объект воспитания и субъект социально-культурной деятельности, но и как важнейший ресурс развития общества. Важнейшим средством оптимизации процесса социальной адаптации студентов выступает социально-культурная деятельность в вузе.
Теоретической основой исследования послужили работы исследователей, посвященные рассматриваемой тематике.
Практическая значимость исследования. Разработаны практические рекомендации по организации обучения, ориентированного на адаптацию студентов младших курсов к обучению в вузе.
Структура работы . Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Глава 1. Теоретическое исследование адаптации студентов.
Понятия адаптивности и адаптации в психологии
Понятие адаптации — одно из основных в биологии. Это результат (и процесс) взаимодействия живых организмов и окружающей среды, которые приводят к оптимальному их приспособлению к жизни и деятельности. Понятие адаптации возникло в XIX веке и использовалось вначале главным образом в биологии. Затем это понятие стали применять не только к различным сторонам жизнедеятельности организмов, но и к личности человека и даже коллективному поведению.
Понятие «адаптация» происходит от латинского слова adaptatio — приспособление. Важнейшая задача адаптационного процесса — это проблема выживания человека, через приспособление потенций организма индивида с процессами природной и социальной среды. Необходимо изучение адаптации как сложного механизма социализации личности, включающего, в частности, освоение людьми новых социальных ролей, формирование мотивационной сферы, восприятие индивидами себя, своего окружения и многие другие психологические явления, состояния и образования.
Адаптация как вид взаимодействия личности (либо группы) с общественной средой, в ходе, которого согласовываются требования и ожидания его участников, во многом зависит от определяемого индивидом первоначального, самоидентифицированного положения в системе общественной иерархии. Процесс самоидентификации личности осуществляется в соответствии с ее самоопределением, с сопоставлением себя и изменившейся социальной среды.
Под адаптацией понимают процесс и результат взаимодействия индивида (группы) с кардинально меняющейся средой, в ходе которого постепенно согласуются требования и ожидания обеих сторон, так что индивид получает возможность выживания (и не только, но еще и процветания), а макросреда — воспроизведения и вступления в иную, восходящую стадию. Адаптация предстает многообразным, комплексным явлением в жизни социальных субъектов.
Адаптация как общественный феномен выступает сложным по структуре духовно-практическим образованием, проявляющимся на всех уровнях социальной жизни людей. Благодаря этому адаптация становится одним из важнейших универсальных способов преодоления негативных кризисных общественных явлений и подготовки людей к включению в инновационные социальные системы. Тем самым, адаптация обеспечивает последовательность и закономерность эволюционной трансформации общества, снижение риска проявления деструктивных тенденций и гармонизацию складывающихся социальных отношений.
Адаптация к социальным изменениям в обществе связана, прежде всего, с существованием нормативно регулируемой в исторически определенный период времени социальной системы. Ее важнейшими компонентами выступают экономические, социальные, политические и идеологические структуры. Социокультурные системы составляют «ядро» содержания форм адаптации населения к социальным изменениям. Это происходит в связи с тем, что они непосредственно воздействуют на характер восприятия такого рода изменений, поскольку в их основе можно выделить определенный вид культуры.
Адаптация компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях. Благодаря ей, создаются возможности ускорения оптимального функционирования организма, личности в необычной обстановке. Если адаптация не наступает, возникают дополнительные затруднения в освоении предмета деятельности, вплоть до нарушений ее регуляции. Различают следующие два вида адаптации: биофизиологическую и социально-психологическую.
Биофизиологическая адаптация – приспособление организма к устойчивым и меняющимся условиям среды (температуре, атмосферному давлению, влажности, освещению и другим внешним физическим условиям и воздействиям), а также к изменениям и в самом себе. Характерным для биофизиологической адаптации человека является то, что он может использовать разнообразные вспомогательные средства, являющиеся продуктами его деятельности (например, теплую одежду, жилье и т.д.). У человека обнаруживаются способности и к произвольной психической регуляции некоторых биологических процессов и состояний, что расширяет его адаптационные возможности.
Социально-психологическая адаптация — привыкание индивида к новым условиям среды с затратой определенных сил, влияние самого субъекта на среду, взаимное приспособление индивида и среды.
Адаптация проявляется сразу же с момента возникновения организма и не прекращается ни на секунду. Она существует как на молекулярном уровне, так и на уровне человеческого поведения. Считается, что любая адаптация расходует структурные, генетически детерминированные ресурсы организма, следовательно, чересчур активная, даже успешная, адаптация «съедает» жизненные запасы человека.
Социальная адаптация — процесс управляемый. Управление им может осуществляться не только в русле воздействия социальных институтов на личность в ходе ее производственной, внепроизводственной, допроизводственной, постпроизводственной жизнедеятельности, но и в русле самоуправления. Последнее предполагает требовательное, самокритичное отношение человека к самому себе, к своим мыслям и поступкам. Главное в адаптации — степень приспособления организма к условиям среды, а также возможности, которые у него имеются для того, чтобы поддерживать функционирование на нужном уровне, то есть так называемая адаптированность.
Референтными показателями адаптированности личности являются эмоциональные состояния. Положительные эмоции, которые человек испытывает в отношениях с друзьями, в бытовой сфере, удовлетворительное самочувствие, ощущение душевного комфорта — все это факторы адаптированности личности.
В процессе социально-психологической адаптации изменяется внутренний мир человека: появляются новые представления, знания о деятельности, которой он занимается, в результате чего происходит самокоррекция и самоопределение личности.
Происходит изменение и самооценки личности, которая связана с новой деятельностью субъекта, ее целями и задачами, трудностями и требованиями; уровень притязаний, образ «Я», рефлексия, «Я-концепция», оценка себя в сравнении с другими. Исходя из данных оснований, происходит изменение установки на самоутверждение, индивид приобретает необходимые знания, умения и навыки. Все это и определяет сущность его социально-психологической адаптации к социуму, успешность ее протекания.
Интересна позиция А.В.Петровского определяющего процесс социально-психологической адаптации как вид взаимодействия личности с окружающей средой, в ходе которого согласовываются и ожидания его участников. При этом автор подчеркивает, что важнейшим компонентом адаптации является согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и реальностью социальной среды, включающее в себя как реальный уровень, так и потенциальные возможности развития среды и субъекта, выделение индивидуальности личности в процессе его индивидуализации и интеграции в данной конкретной социальной среде через обретение социального статуса и способности индивида приспособиться к данной среде.
Существуют значительные достижения в исследовании профессиональной адаптации, которые получили отражение в научно-методической литературе. Однако эти результаты зачастую не востребованы и не используются практическими работниками в решении рассматриваемой проблемы. Возрастает интерес к явлению упреждающей адаптации (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, и др.).
Вместе с тем авторы не связывают его с кризисным характером адаптации на этапе, предшествующем профессиональной реальности. Ни один из рассмотренных подходов, составляющих теоретико-методологические основы исследования названной проблемы, не отражает специфику модели упреждающей адаптации к педагогической деятельности. Более того, в психологической науке проблема упреждающей адаптации студентов к педагогической деятельности не изучалась.
Так, при представленности в научной литературе описания разных видов кризисов: возрастных (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.), биографических (Р.А. Ахмеров), профессиональных (Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк), кризисов в адаптации студентов вуза (Б.А. Бараш, О. Кольвах) результаты исследования характерных черт кризисов в процессе вхождения студентов в учебную деятельность, их специфики, обусловленной реализуемыми моделями профессиональной подготовки специалиста, отсутствуют, не прошли экспериментальной проверки средства их полного или частичного упреждения.
В соответствии с существующей теорией, у каждого человека есть концептуальная модель внешнего мира, по которой формируется план и программа поведения. У людей с высоким уровнем тревожности эта модель является неустойчивой, что в экстремальной ситуации может приводить к отказу от деятельности.
К факторам, ухудшающим адаптацию в экстремальной или сложной ситуации, относится недостаток информации. Этот фактор считается основной причиной дезадаптации. Именно из-за недостатка информации могут включаться эмоции и начинаться стрессовые состояния. Наоборот, облегчает адаптацию опыт человека, особенно в преодолении трудностей, хорошее здоровье и волевые качества.
Адаптивность — способность к адаптации, приспособлению человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценки за счет присвоения норм и ценностей данного общества. Поскольку адаптация – процесс взаимопроникающий, значит, изменяться может не только личность, но и среда, в которой он существует. Адаптивность не стоит путать со способностью социализироваться. Сумев приноровиться к обществу, человек может так и не адаптироваться в нем. Это значит, что нравственные установки и личные принципы совершенно расходятся с теми, что существуют в окружающей среде – культурной, социальной, коммуникативной. В таком случае человеку самому необходимо решать, что стоит изменить, чтобы не находиться в подавленном эмоциональном состоянии. Поэтому адаптивность стоит определять не только как способность адаптироваться к переменам, но и как желание приспособиться к ним.
Адаптивность прежде всего заключается в анализе и адекватном восприятии окружающей среды, вследствие чего вырабатывается умение оставаться целостной личностью. Кроме того адаптивность выражается в способности преобразовывать окружающую индивидуума действительность сообразно своим этическим и моральным представлениям. Если человек обладает адаптивностью, то он намного легче переносит перемены в жизни, имеет возможность адекватно сориентироваться в любой (особенно неприятной) ситуации, обладает более высокой эмоциональной устойчивостью, а также способен меняться, что не пугает, а только вдохновляет его.
Итак, адаптивность — это выносливость, высокая работоспособность, устойчивость к болезням и другим факторам внешней среды. Адаптивность зависит от уровня здоровья, но может рассматриваться и как мера здоровья, как мера резервных возможностей организма. Это свойство организма, вероятно, не имеет специфичности, т.е. мало зависит от действующего фактора. Под адаптацией в широком смысле понимается процесс приспособления организма к новым для него условиям функционирования. Это явление естественно для живых систем.
1.2 Понятие и значение адаптации студентов первого курса
В настоящее время чрезвычайно актуальной является проблема адаптации личности. Несмотря на многообразие трактовок понятия «адаптация», будем исходить из традиционного понимания адаптации как процесса приспособления к изменениям окружающей среды. Неумение справиться с новой жизненной ситуацией влечет за собой неуспешность деятельности, эмоциональный дискомфорт.
Процесс адаптации происходит постоянно. В первую очередь, потому, что психическое развитие — процесс непрерывный, продолжающийся всю жизнь, поэтому, переходя от одной точки развития к другой, мы автоматически переходим от одного фрагмента адаптации к другому, и личностное развитие можно рассматривать как череду адаптаций. Во-вторых, изменения окружающей среды так стремительны, что человек вынужден постоянно искать новые возможности для приспособления к среде.
Некоторые моменты возрастного развития являются особенно сложными в плане осуществления адаптации. Это, в первую очередь, моменты освоения новых видов деятельности и включения в иную социальную среду. Начало обучения в вузе — один из таких периодов.
Адаптация — процесс, в котором организация учебно-познавательной деятельности студента должна способствовать наиболее полной реализации личностного потенциала. Несмотря на безусловную сложность базовых дисциплин, когда студенты младших курсов испытывают особые проблемы в освоении именно их, раскрытие и использование их развивающего потенциала с целью учебной адаптации обусловливают формирование, стимулируют развитие, обеспечивают устойчивое функционирование связей, определяющих место обучающихся в образовательной среде вуза.
Адаптация студента в новом учебном заведении — постоянный, динамичный многоуровневый и многосторонний процесс перестройки потребностно-мотивационной сферы, комплекса имеющихся навыков, умений и привычек в соответствии с новыми задачами, целями, перспективами и условиями их реализации, в ходе которого происходит не только интеграция личности студента в социум (новое для него социальное окружение, новые условия жизнедеятельности), но и его личностное, профессиональное развитие и самореализация.
Целенаправленный, спланированный и организованный процесс адаптации как специфический момент в развитии и становлении личности студента имеет особое первоочередное значение, и в первую очередь сохранение психологического здоровья, а это значит, сохранение здоровья вообще. Психологическое здоровье — одна из наиболее остро обсуждаемых проблем:
Во-первых, потому, что в ходе процесса адаптации, на его начальном этапе, важно дать правильную ориентацию в системе поведения, так как подобная ориентация надолго определяет «характер» студента, путь его развития.
Во-вторых, потому, что в ходе этого процесса совершается важнейшее событие: формируется социальная общность студенческого коллектива, т.е. наиболее значимого и влиятельного окружения студента на протяжении всего периода обучения. На этом этапе вхождения в новую среду общение с окружающими людьми становится особенно значимым фактором социальной адаптации студентов, что является немаловажным в психоэмоциональном состоянии студента-первокурсника.
В-третьих, значительная часть адаптивных ситуаций возникает вследствие изменений условий обучения при поступлении в среднеспециальное учебное заведение в противовес школьным условиям, ставшими за девять или одиннадцать лет привычными и неизменными .
Эффективной адаптации студентов первого курса к новой воспитательно-образовательной среде является той целью, которая определяет содержание соответствующих педагогических задач. Выделим систему последовательных и взаимосвязанных шагов Седин В.И., Леонова Е.В. Адаптация студента к обучению в вузе:
· изучение личностных особенностей первокурсников;
· выявление трудностей адаптационного периода и особенностей «вхождения» обучающихся в студенческую жизнь;
· анализ и обобщение полученных данных;
· подготовка на основе данных исследований рекомендаций для кураторов и преподавателей, работающих со студентами первых курсов, направленных на оптимизацию адаптационного периода;
· включение в учебное расписание студентов первого курса кураторского часа, в рамках которого проводятся разномасштабные мероприятия по различным тематическим программам;
· разработка и постоянное совершенствование тематических образовательных программ для студентов первых курсов;
· организация и проведение цикла практических занятий со студенческими активами и старостами первых курсов, направленных на повышение уровня осознания трудностей адаптационного периода, освоение способов их преодоления и развитие навыков конструктивного общения;
· разработка цикла практических занятий для студенческих групп первого курса, которые в дальнейшем будут рекомендованы для проведения в рамках кураторского часа;
· организация и проведение методических семинаров с кураторами первых курсов по освоению ими методики проведения практических занятий в студенческих группах в рамках кураторского часа;
· социально-психологическое и научно-методическое сопровождение деятельности кураторов в процессе освоения ими предложенной методики проведения групповых занятий с первокурсниками;
· индивидуальное и групповое консультирование студентов и преподавателей;
· совместное подведение итогов, анализ результатов проделанной работы и планирование работы на будущее.
Для успешной адаптации студента-первокурсника необходим индивидуальный подход к каждому. Это должен быть основной принцип работы. Актуально проведение различных мероприятий, на которых ребята ближе знакомились бы друг с другом, учились общаться, находить общий язык с однокурсниками и с ребятами постарше.
Адаптация студентов к обучению в вузе — это системный, двусторонний, поэтапный процесс активного приспособления обучающегося к условиям образовательной среды, выражающийся в формировании и развитии когнитивных, мотивационно-волевых, социально-коммуникативных связей. Эти связи характеризуют субъектные отношения студента к основным видам его деятельности в образовательной среде вуза. Выделение связей разного типа помогает глубже понять суть явления, но при этом адаптация протекает системно, как единый процесс. Процесс адаптации имеет временную динамику, его этапы связаны с изменениями, происходящими как в характере учебно-познавательной деятельности, так и на уровне личностных свойств.
Обучение в Вузе, особенно в условиях внедрения инновационных технологий, требует от вчерашних школьников высокой активации психофизиологических процессов и сопровождается психоэмоциональным напряжением. Умственная деятельность становиться более интенсивной, чем в школе и требует освоения культуры умственного труда. Недостаточность навыков умственной работы является одной из ведущих проблем адаптации студентов, наиболее выраженной на начальных этапах обучения в виде дефицита времени. Между тем, поступление в высшее учебное заведение служит доказательством социально-положительной направленности личности. Поэтому снижение эффективности обучения, связанного с физиологическими особенностями .
Глава 2. Процесс успешной адаптации у студента-первокурсника
2.1. Факторы адаптации студентов младших курсов к обучению в вузе.
Общеизвестно, что одной из важнейших педагогических задач любого вуза является работа со студентами первого курса, направленная на более быструю и успешную их адаптацию к новой системе обучения, к новой системе социальных отношений, на освоение ими новой роли студентов. Первые месяцы учебы на новом месте – самые сложные: стресс, неуверенность, боязнь ошибиться. Какие шаги следует предпринять студенту, чтобы влиться в коллектив и в учебу? Как сделать процесс адаптации студентов-первокурсников плавным и менее болезненным? Какие факторы нужно учитывать? В своем исследовании мы сделали попытку выявить особенности приспособления первокурсников к новым условиям жизнедеятельности и факторы, влияющие на адаптацию студентов к вузу.
Анализ психолого-педагогической источников отечественных авторов позволяет сделать выводы о том, что проблема адаптации первокурсников в процессе вузовского обучения представлена отдельными исследованиями, практическими рекомендациями, методиками проведения психологических тренингов, где подчеркивается, что адаптация первокурсников к вузу является важным, многофакторным процессом включения студентов в новые условия жизнедеятельности, новый коллектив, систему требований с одновременным развитием адаптивных способностей. В психологической науке понятие «адаптация» рассматривается как сложный активный процесс приспособления к новым условиям деятельности и общения, творческого взаимодействия с окружающей предметной и социальной средой. Он может быть «стихийным», неуправляемым и управляемым, целенаправленным и спонтанным. В первом случае первокурсник неосознанно усваивает чужой опыт, который может быть как позитивным, так и негативным. Во втором – активная адаптация личности осуществляется под руководством организаторов учебной и внеучебной работы в вузе.
Выделяется три аспекта адаптации студентов-первокурсников:
— адаптация к учебной деятельности;
— адаптация к новой учебной группе;
— адаптация к новым условиям жизни.
Для адаптации в группе важно развивать у студентов умения и навыки межличностного общения, умение работать в коллективе. Неудачи в новом коллективе приводят первокурсника к разочарованию, вызывают неуверенность в себе, желание расстаться с новым коллективом. Неудовлетворенность жизненными условиями влечет за собой снижение настроения ребят, элементы депрессии.
Вопросами адаптации и факторов, влияющих на неё, занимались Г.А.Балл (дал понятие адаптации и обосновал ее значение для психологии личности), Е.В.Витенберг (выделил социально-психологические факторы адаптации), П.И.Ронгинская. (выявила изменение системы личностных характеристик в процессе адаптации студентов), Г.С.Абрамова (изучала стадии процесса адаптации). В своем исследовании мы будем опираться на определение адаптации, данное Г.С.Абрамовой. Она понимает под адаптацией процесс и результат взаимодействия индивида (группы) с кардинально меняющейся средой, в ходе которых постепенно согласуются требования и ожидания обеих сторон, так что индивид получает возможность выживания, либо процветания, а макросреда – воспроизведение и вступление в иную, восходящую стадию. Большинство психологов выделяют две группы факторов, влияющих на адаптацию начинающих студентов: социально-педагогические и индивидуально-личностные.
Процесс привыкания студентов к условиям обучения в вузе затрагивает практически все уровни их жизнедеятельности, общения и учебной деятельности. По мнению Е.В.Витенберга, на его эффективность оказывают влияние целый комплекс факторов: специфика учебной деятельности студентов, новые условия жизнедеятельности, личностные особенности (механизмы психологической защиты, черты характера), фактор адаптированности к педагогической системе (адаптация к новой системе образования, контроля, требований). Студент, находясь в новой социальной среде и уже имея определенный социальный опыт, чувствует влияние двух групп социальных факторов: те, которые влияют вне вуза, и те, которые влияют в системе вуза. К группе факторов, влияющих вне вуза, можно отнести макросоциальные факторы (экономическое развитие страны, от которого зависит удовлетворение значимых социальных потребностей; социокультурные условия, которые отражаются на формах досуга молодежи) и микросоциальные факторы (состав семьи, особенности воспитания в семье, влияющие на формирование социальной и коммуникативной компетентности, личностно- активной позиции). Мы остановили свой выбор только на тех факторах, которые отражаются на протекании процесса привыкания студентов к новым социальным условиям.
Во-первых, факторы, связанные с семьей студента. Это материальное положение семьи, социальное происхождение студента, уклад семьи, взаимоотношения в семье, трудности связанные с переездом, с самостоятельной жизнью вне семьи.
Во-вторых, контакт со школьными приятелями.
В-третьих, новая дидактичная ситуация, предполагающая иные формы и методы жизнедеятельности в высшей школе, такие как:
а) личность преподавателя;
б) общение в студенческой группе;
в) уровень развития студенческого коллектива.
В-четвертых: индивидуально — личностные факторы:
а) индивидуально-типологические особенности личности студента (тип нервной системы, особенности темперамента). О.С.Муравьева, Г.В.Ткачева определили, что лица со слабой нервной системой более тревожны, не уверены в себе, характеризуются сниженной самооценкой, большей направленностью на задания и взаимные действия. Лица с сильной нервной системой характеризуются повышенной самооценкой, большей направленностью на себя, уверенностью в себе. У менее тревожных преобладает стремление к личному престижу, первенству, к удовлетворению своих притязаний. Нервно-психическое напряжение может характеризоваться особым психическим состоянием, выступать как системная реакция адаптации, которая гибко изменяет активность человека в соответствии с изменениями в окружающей среде. Сбалансированный уровень нервно-психического напряжения является одним из факторов высокоэффективной деятельности и сохранения нервно-психического здоровья человека;
б) интеллектуальное развитие.
У студентов с высоким уровнем интеллекта, как отмечается исследователями, процесс адаптации протекает более трудно по сравнению со студентами, которые имеют средний и низкий уровни интеллекта. Результаты нашего исследования показывают, что у студентов младших курсов с высоким уровнем интеллекта отмечаются трудности, связанные с самоорганизацией, эмоциональной нестабильностью, повышенной тревожностью. Все это влияет на процесс адаптации.
Для выявления особенностей адаптации к обучению в вузе студентов-первокурсников физико-математического факультета педагогических специальностей, был проведен анкетный опрос. Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что студенты, которые поступали на факультет с целью получения желанной профессии и намерением после окончания университета работать по специальности, быстрее адаптируются к новым для них условиям вузовской жизни. Легче проходит процесс адаптации у тех первокурсников, которые хорошо понимают преподаваемый материал, справляются с учебными нагрузками, не имеют задолженностей. Адаптационный период проходит тяжело в том случае, если человек поступил учиться на тот факультет, где был меньше конкурс, или куда посоветовали родители, приятели, либо за компанию с лучшим другом. Есть ребята, у которых не сложились отношения с одногруппниками, с соседями по комнате в общежитии. Для них адаптационный период растягивается на очень долгое время, идет тяжело и напряженно.
Наше исследование показало, что привыкание начинающих студентов к новым условиям жизнедеятельности, связанное с переходом в другой социальный статус, является непростым процессом, который существенно определяет в дальнейшем морально-психическое самочувствие первокурсников, их дисциплинированность, отношение к учебе, активность жизненной позиции. Успешность адаптации первокурсников в вузе является одновременно и условием развития адаптационных способностей будущего специалиста, что в дальнейшем поможет справиться начинающему учителю с трудностями первоначального этапа профессиональной деятельности. Важным фактором успешной учебной деятельности первокурсников является мотивация к будущей профессии, которую необходимо в процессе проведения занятий формировать, закреплять и развивать. Одним из условий формирования устойчивой мотивации к педагогической профессии является создание ситуации успеха в процессе включения первокурсников в различные виды деятельности, что обеспечивает положительный эмоциональный фон их студенческой жизни. Поэтому необходимо сделать процесс адаптации целенаправленным, управляемым организаторами учебной и внеучебной работы в вузе.
2.2. Условия успешной адаптации студента-первокурсника
На наш взгляд, ведущим условием эффективности процесса адаптации, как показывает теоретический анализ материалов, является целенаправленное педагогическое управление этим процессом. Управлять адаптивным процессом обучения на младших курсах вуза – значит сознательно и последовательно обеспечить переход от одной стадии развития личностных отношений и ценностей к другой, более совершенной. Поэтому педагогически целесообразно определить критерии и показатели, с помощью которых можно было бы замерять успешность процесса личностной адаптации в условиях обучения в вузе. Для более успешной адаптации первокурсников, на наш взгляд, необходимо:
1. учитывать трудности адаптации первокурсников при построении учебных планов;
2. использовать различные методы обучения, ориентированные не на зазубривание изучаемых дисциплин, а, в первую очередь, на обучение студентов умению выявлять главные и второстепенные причины, следствия и другие стороны изучаемых проблем;
3. проведение курса «Введение в специальность», в рамках которого студенты первого курса должны получить чѐткое представление о выбранной специальности, методах и формах обучения, видах, представляемых формах отчѐтных документов, организации их содержания, периодах сдачи текущего и итогового контроля знаний и др.;
4. использовать у студентов первого курса системы адаптационных тренингов;
5. проведение спецкурса «Психология делового общения» на первом курсе обучения, который может способствовать формированию устойчивых навыков конструктивного обучения, развитию социальной компетентности;
6. проведение курса «Учись учиться», предназначенного для формирования навыков самостоятельной работы студентов в процессе изучения ими программного материала;
7. повышение роли куратора в адаптации студентов к условиям обучения в вузе.
Некоторые проблемы адаптации в образовательном процессе помогло бы решить использование компьютерных информационных технологий на лекциях, практических занятиях, семинарах и т.п. Наличие электронных учебников, пособий, электронных библиотек, тестов, выхода в глобальную сеть облегчают процесс активной учебной деятельности студентов. Работа студента с электронными ресурсами, самостоятельный поиск информации способствует совершенствованию умений отбирать и структурировать необходимый для изучаемой дисциплины материал, логично излагать и аргументировать различные, современные теоретические подходы к психолого-педагогическим проблемам. Использование новых информационных технологий помогает студенту стать активным в учебной деятельности и повышает его самостоятельность, что является одним из важнейших факторов успешной социальной адаптации.
Конечно, главным в адаптации остается личность студента, его способности, умение и желание приспосабливаться к новым условиям. И здесь большую роль будет играть самостоятельная, творческая работа студента.
Задачей учебного заведения является, прежде всего, не только дать профессиональные знания и сформировать умения, но и научить «вжиться», полюбить выбранную профессию, помочь будущему специалисту «войти» в реальные производственные условия. Поэтому и помощь должна осуществляться всеми подразделениями вуза (учебными, научными, общественными) на основе их взаимодействия.
Таким образом, выявление трудностей у студентов и определение путей их преодоления позволит повысить академическую активность студентов, успеваемость и качество знаний. В результате реализации личностного адаптационного потенциала в процессе адаптации достигается определенное состояние личности – адаптированность, как результат, итог процесса адаптации.
Источник