Меню

Проблема здоровья нации детские болезни

Проблема здоровья детей дошкольного возраста
статья

Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, родителей. Интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных социальных институтов на цели и содержание физического и психического развития ребенка дошкольного возраста. В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей.

Скачать:

Вложение Размер
statya.docx 15.29 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, родителей. Интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных социальных институтов на цели и содержание физического и психического развития ребенка дошкольного возраста. В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Не секрет, что уже при поступлении в детский сад дети дошкольного возраста имеют очень слабое физическое развитие, поскольку испытывают «двигательный дефицит»: дети стали вести малоподвижный образ жизни, практически не играют во дворах в подвижные и спортивные игры, много времени проводят у компьютера, телевизора. Ухудшение здоровья населения страны и особенно детей становится национальной проблемой. Подписанное президентом России В.В. Путиным постановление «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения» показывает беспокойство государства за будущее нашей страны. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни.

Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение одной из задач — «формирования общей культуры личности, в том числе ценностей здорового образа жизни…». Образовательная область «Физическое развитие» включает становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, при формировании полезных привычек и др.). Успешное формирование представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников во многом зависит от согласованного взаимодействия в триаде ребѐнок-педагог-родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения. Актуальность опыта определяется следующими противоречиями между:

∙ объективной необходимостью в организации эффективного взаимодействия педагогов ДОУ и семьи в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни и недостаточной методической разработанностью этой проблемы;

∙ необходимостью единства педагогов и родителей во взаимодействии и непрерывности воспитательного воздействия на ребенка и формализмом и авторитаризмом их отношений, отсутствием гармоничного сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм работы с родителями.

Разрешение этих противоречий требует максимального сближения семьи и дошкольного учреждения, так как их объединяет общие цели, развитие личности ребѐнка через обеспечение гармонии индивидуального и коллективного, поскольку каждый ребѐнок одновременно является объектом и субъектом разнообразных социальных отношений. Развивая в каждом ребѐнке индивидуальное, семья и ДОУ подготавливают его к жизни в обществе и сотрудничеству с членами общества. Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психическом благополучии. В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии (В.Н. Дубровский, Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков), психологии (О.С. Осадчук), экологии (З.И. Тюмасева, А.Ф. Аменд), педагогики (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин В.Г. Алямовская, Г.К.Зайцев, Ю.Ф. Змановский, М. Лазарев, О.В. Морозова, Т.В. Поштарева, Л.Г. Татарникова, О.Ю. Толстова, О.С. Шнейдер и др.), области взаимодействия семьи и ДОУ (В.П. Петленко, Н.Г. Веселова, Т. А. Куликова и др.) В работах психологов А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина отмечено, что детство является ключевым периодом жизни, когда формируются все морфологические и функциональные структуры, определяющие потенциальные возможности взрослого человека. Всем ясно: ребенок не может развиваться, не зная цели и смысла своего существования, не имея представления о себе и своих возможностях. Поэтому формирование у детей ответственности за индивидуальное здоровье — это педагогическая проблема, и только медицинскими средствами ее не решить. Как отмечает ряд авторов С.Ф. Васильев, М.Л. Лазарев, О.В.Морозова, О.Ю. Толстова — правильно организованная воспитательно- образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни. По словам физиолога Б. Н. Чумакова, купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Здоровый образ жизни он характеризует, как «активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом должно учитываться то, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирование здорового образа жизни является главным звеном первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями» [3, стр.23]. Формирование здорового образа жизни во многом обусловлено процессом социализации индивида. Социальное направление в решении проблемы здорового образа жизни прослеживается в работах В.П. Петленко и Н.Г. Веселова.

Таким образом, здоровый образ жизни в данном опыте рассматривается как активная форма поведения детей, обеспечивающая сохранение психического и физического здоровья, повышение адаптационных возможностей организма, его максимальной дееспособности. Это достигается через активное взаимодействие педагогов ДОУ и семьи, повышением педагогической компетенции родителей в вопросах формирования здорового образа жизни, созданием благоприятного эмоционального климата в семье, отрицательным отношением к вредным привычкам

Источник

Здоровье детей — залог будущего нации.
статья по зож на тему

Статья о правильном и здоровом питании школьников.

Скачать:

Вложение Размер
za_frazoy.docx 20.28 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровье детей — залог будущего нации.

Не секрет, что за фразой «школьное питание» стоит здоровье наших детей. По данным валеологов, болезни органов пищеварения у детей и подростков занимают 3-е место. Поэтому важным фактором сохранения здоровья учеников является организация правильного питания не только дома, но и в школе. Специалисты считают, что ухудшение здоровья детей связано с неполноценным питанием, гиповитаминозами, химическими загрязнениями окружающей среды, отсутствием навыков и привычек здорового образа жизни.

Чтобы вырастить здорового ребенка необходимо создать условия для его полноценного воспитания и развития. Очевидно, что состояние здоровья детей напрямую зависит от питания. Особенно важно это учитывать в период активного роста и их развития .

Пропаганда здорового питания важна не только для привлечения родительских средств на питание, но и потому, что привычки питания, полученные человеком в детстве, сохраняются человеком до старости. Формируются эти привычки в семье и системе организованного детского питания. Прямо повлиять на семейный уклад практически невозможно, поэтому школьная столовая – главное место, где растущий человек приучается к здоровому питанию.

Горячее питание детей во время пребывания в школе является одним из важных условий поддержания их здоровья и способности к эффективному обучению. Хорошая организация школьного питания ведёт к улучшению показателей уровня здоровья детей, учитывая, что в школе они проводят большую часть своего времени. Поэтому питание является одним из важных факторов, определяющих здоровье подрастающего поколения.

Финансовое обеспечение организации школьного питания в нашей школе в настоящее время осуществляется за счет родительских средств и средств районного и областного бюджета (дети льготной категории).

На сегодняшний день в нашей школе горячим питанием охвачены 63 учащихся (100%), из них 36 учащихся ( 57%) – это дети льготной категории

питание осуществляется на основании 10-дневного меню ,утвержденного Роспотребнадзором по Саратовской области в Пугачевском районе

Школьная столовая частично работает на собственном сырье. В целях удешевления питания, бесперебойного обеспечения детей овощами в зимне-весенний период на пришкольном участке выращиваются и закладываются на хранение овощи.

Меню разнообразное и полезное. В основном используются такие методы готовки как варка, тушение и запекание. Для приготовления горячих блюд используют мясо птицы и говядину, а также рыбу. Гарниры разнообразны- крупы, макаронные изделия и овощи, поставляемые предпринимателями г.Пугачева. На поставляемую продукцию с поставщиками имеются договора,каждый продукт сертифицирован. Продукты,которыми обеспечивают в школьную столовую, идут без наценки.

Блюда в меню комплектуются с соблюдением требований: вкусовой сочетаемости, разнообразия (неповторяемости по дням), соответствия среднедневной стоимости питания нормативу стоимости, соответствия пищевой ценности нормам по пищевой ценности, соответствия среднедневного продуктового набора натуральным нормам потребления. Блюда для меню взяты из специального набора рецептур, применимых для школьного питания, выходы блюд соответствуют возрасту питающихся.

Организованное горячее школьное питание соответствует санитарным правилам и нормам и в значительной степени удовлетворяет принципам рационального питания. Для формирования правильного пищевого поведения, воспитания культуры питания и ответственности за свое здоровье у учащихся, в школе реализуется программа «Разговор о правильном питании» с учащимися 1 – 4 классов.

Основное направление в организации питания учащихся школы — это обеспечение всех школьников горячими завтраками. Ежедневно его получают более 50% учащихся, в основном это ребята с 1 по 8 класс.

Стоимость школьного завтрака в день на человека — 10 руб.

Стоимость полноценного комплексного обеда – от 39 до 42 рублей

Стоимость полдника в ГПД в день на человека — 6 руб.

С уверенностью утверждаю, что несмотря на то, что по сравнению с прошлым годом цены на продукты питания вразы возросли, стоимость на завтраки, обеды и полдники осталась прежней (как в прошлом году).

В школе организовано питание для учителей, оно не отличается от принципов здорового питания для школьников: то же типовое меню, соответствующее нормативу цены и потребительской ценности. Оплата питания организуется так же, как и у учеников. Ведь наличие в школе официально организованного питания педагогов и администрации является косвенным признаком развитости системы школьного питания. А степень охвата педагогов питанием – явный индикатор качества питания и приемлемости цены.

В нашем образовательном учреждении организован питьевой режим. Каждый класс обеспечен бутилированной водой. Реализуется программа «Школьное молоко» для учащихся начальных классов.

Существует профилактика йододефицита. Наиболее простым способом устранения дефицита йода является приготовлении блюд с применением йодированной соли.

В перспективе организация рационального питания школьников может позволить достичь следующих основных целей:

— улучшение состояния здоровья школьников,

— уменьшение случаев ожирения, дистрофии и других заболеваний, связанных с питанием, а в перспективе — улучшение репродуктивного здоровья;

— снижение риска развития сердечно-сосудистых, эндокринных, желудочно-кишечных заболеваний в период обучения в школе и в течение дальнейшей жизни;

— рост учебного потенциала детей и подростков;

— улучшение успеваемости школьников;

— повышение их общего культурного уровня.

В заключении хотелось бы напомнить ,что Здоровье детей — это важнейший вопрос обеспечения будущего нации. Сбалансированное правильное питание детей и подростков способствует повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию, увеличивает адаптационные возможности организма, оказывает существенное влияние на формирование и состояние здоровья человека на протяжении всей последующей жизни.

Не зря в народе говорят: « Пища – строительный материал. Человек голодный – ни на что не годный.» Будьте сытыми , счастливыми и здоровыми. Ведь по определению Всемирной организации здравоохранения — «. здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного физического, духовного и социального благополучия».

Источник

«Здоровые дети-здоровая нация»

Работа «Здоровые дети-здоровая нация» раскрывает проблемы здоровья детей и влияние вредных привычек на формирование организма подростка. Может быть использована в качестве материала для проведения классных часов и внеклассных мероприятий.

Скачать:

Вложение Размер
zdorovye_deti-zdorovaya_naciya..doc 907 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ГОРОД ЛЮБЕРЦЫ.

КОНКУРСНАЯ РАБОТА «Здоровые дети — здоровая нация».

РУКОВОДИТЕЛЬ: Монжале Наталья Вячеславовна ( УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ КАДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ).

1. Вступление. «Исторический прогноз».

2. Основная часть:

а) основные заболевания школьников

б) питание детей

в) детский алкоголизм

г) курение-форма наркотической зависимости

е) здоровье школьников

ж) меры и способы улучшения здоровья детей

3. Заключение. «Будем здоровы».

В 1800 году в России проживало 50 миллионов человек, в 1850 – 75 миллионов, в 1900 году 130 миллионов. По оценкам русского ученого Д.И.Менделеева, к 1985 году в России должно было проживать 400 миллионов человек. 60-х годов ХХ века прекратилось простое воспроизводство русской нации ,а с 90-х смертность превысила рождаемость. По прогнозам специалистов к 2015 году по сравнению с 1995 годом (148млн.) численность населения России сократиться на 20%, а в последующем будет сокращаться вдвое каждые 25 лет.

По прогнозам зарубежных специалистов, в России к концу ХХI века, если ничего не изменится, будет проживать всего 10 миллионов русских. По другим прогнозам, к концу ХХI века русские как этнос исчезнут с лица земли.

Ни для кого не является секретом, что основой процветания любого государства является здоровье населения. Демографические показатели нашей страны за последние 15 лет красноречиво говорят о том, что вопрос о здоровье населения России стоит как никогда остро.

Из данной диаграммы следует, что на период с 1996 по 2009 год численность населения России уменьшилось почти на 7 млн. человек. Если ничего не изменится то через 20 лет, по оценкам демографов, мы состаримся, через 30 лет нас некому будет кормить, через 40 лет вымрем как нация.

Впервые за столько лет этот процесс прекратился в 2009 году (141,9 млн. человек) и наметился незначительный прирост населения в 2010 году (141,93 млн. человек).

По данным Всероссийского Центра изучения общественного мнения причинами демографического кризиса в Росси были названы : низкий уровень жизни, маленькие детские пособия, нехватка детских дошкольных учреждений, плохое медицинское обслуживание, проблемы с жильем, безработица, детская беспризорность, алкоголизм, растет число психических отклонений у подростков.

В последние несколько лет правительство и президент России озаботились здоровьем нации и демографической ситуацией в стране. В результате осуществления ряда целевых государственных программ в нашей стране, за последние годы многие из этих причин удалось снизить и устранить. Результаты не заставили себя долго ждать. По данным Росстата на 1 января 2010 года по сравнению с 1 января 2009 года население нашей страны увеличилось на несколько десятков тысяч человек.

Совершенно очевидно, что основой здоровой нации в недалеком будущем станут сегодняшние российские школьники. По данным Минздрава наиболее значимое ухудшение здоровья детей происходит в возрасте от 7 до 17 лет, то есть в период обучения в различных образовательных учреждениях. Именно в школе формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя статистика школьного здоровья вызывает у всех озабоченность. За последние 10 лет увеличилась распространенность функциональных нарушений и хронических заболеваний среди учащихся школ. Среди этих заболеваний ведущее место занимают следующие виды патологий : заболевания костно-мышечной системы, нарушение зрения, заболевание органов пищеварения, органов дыхания и нервной системы.

Массовые обследования, проводимые регулярно Институтом питания Российской академии медицинских наук, свидетельствуют, что количество россиян, более или менее регулярно принимающих витамины и минералы в

таблетках, не превышает 3-5%.По мнению профессора А. Скального, сегодня подростки употребляют пустую пищу, в составе которой витамины и микроэлементы заменены эмульгаторами и консервантами. Третье место по заболеваемости среди школьников прочно занимают заболевания органов пищеварения, в частности симптомы гастрита наблюдаются почти у 60% опрошенных…(+привести данные анкетирования по симптомам: боль в животе, дискомфорт, вздутие, изжога, отрыжка, тошнота, неприятный запах изо рта, нарушение опорожнения кишечника). Причинами этих нарушений являются нарушение режима питания, неправильно сбалансированное питание, злоупотребление фаст-фудом, сухоедение, злоупотребление углеводами, сладкими газированными напитками, отсутствие в пище достаточного количества витаминов, минеральных веществ, растительной клетчатки, недостаток в рационе питания молочно-кислых продуктов.

Учителя школы, в которой я учусь, помогли мне провести анкетирование среди учащихся разных классов. Я составил анкету, в которой были следующие вопросы:

1 .) Укажи слой возраст.

2 .) Пробовал ли ты курить.

3 .) Пробовал ли ты алкоголь.

4 .) В каком возрасте первый раз попробовал алкоголь.

5 .) Сколько времени ты сидишь за компьютером.

1.) 20мин. 2). 1час. 3). более 1 часа

6 .) Как часто у тебя болит голова.

1). часто. 2). не болит. 3).редко

7 .) Как часто ты питаешься фаст-фудом (чипсы, пицца, пища из «Макдонольдса».)

1). каждый день. 2). раз в неделю. 3). иногда. 4). не питаюсь.

8 .) Занимаешься ли ты спортом, каким?

Из 200 опрошенных учеников школы все ответили, что хоть раз в неделю, а то и чаще, питаются фаст — фудом (чипсы, пицца, пища из «Макдонольдса».) А это приводит к заболеваниям желудочного – кишечного тракта. Это видно по школьной статистике вопросов, касающихся здоровья школьников.

Из научной литературы я узнал, что растет число психических отклонений у подростков и процветает детский алкоголизм. Дети пьющих родителей спиваются на 7-12 лет быстрее своих родителей . И в подростково- юношеском возрасте алкоголизм формируется в течение 2-4 лет. 32% пьяниц приобщались к вину в возрасте до 10 лет, 64%- от 11 до 15 лет. От употребления алкоголя подросток «тупеет» и интеллектуально, и эмоционально и, нравственно.

По показателям Россия уже семь лет безусловный лидер и занимает первое место по количеству больных алкоголизмом детей. Из трех российских детей в возрасте от 13 до 16 лет двое регулярно выпивают. Ученые доказали , что у пьющих родителей рождаются дети, обреченные стать алкоголиком, если вовремя не обратиться к докторам. Советский человек пил в три раза меньше, чем англичанин, в семь раз меньше, чем американец. А детского алкоголизма не существовало вовсе. В России по причине употребления алкогольного наркотика ежегодно умирает около 900 тыс. человек. Более 60% алкоголиков в России – люди в возрасте от 24 до 30 лет. В России сейчас более 20 млн. алкоголиков. Почти каждый седьмой житель страны! Согласно исследованиям, из общего числа употребляющих алкоголь 96,2% приобщились к спиртному в возрасте до 15 лет, а около трети – до 10 лет. Употребление алкогольных изделий в подростковом возрасте нередко способствует появлению или заострению таких черт характера, как раздражительность, агрессивность, замкнутость, отчужденность. При неустойчивой нервной системе, еще не сформировавшихся жизненных взглядах и убеждениях подросток под влиянием алкоголя становится более восприимчивым к воздействию примеров негативного поведения.

Меня заинтересовала проблема: а почему подростки употребляют алкоголь? Выяснилось, что мотивы употребления алкоголя следующие:

а) нравится, приятно -45,1- 60,6%

б) влияние компании ровесников – 11 – 22,5%

в) снятие напряжения -12 – 15,4%

В анкетировании, которое я провел среди 200 учеников в возрасте с 10 до 16 лет, на вопрос

«Пробовал ли ты алкоголь?» Ответили:

а) да – 72,9% б) нет- 27,1%.

Удивляет, что большинство ребят впервые пробуют спиртное дома, с родителями. Родители приобщают детей к выпивке в 60,5% случаев, преимущественно в возрасте до 10 лет, приобщение к алкоголю в кругу друзей происходит в более старшем возрасте. В семьях, употребляющих алкоголь, смертность детей в первые месяцы жизни в 5 раз выше, и в 5 раз чаще рождаются физически и психически неполноценные дети, чем в трезвых семьях. У «культурно пьющих» дети с аномалиями рождаются в 4-5раз, а у алкоголиков в 37 раз чаще, чем в трезвых семьях. У матерей-пьяниц 60% детей не доживают до одного года. При этом пьющие дети сегодня – это не только малолетние бродяги, живущие без присмотра и опеки. Это обычные мальчики и девочки из благополучных семей. Как показало исследование, недостаток цинка, вызванный неполноценным питанием, обуславливает неестественный интерес ребенка к алкоголю, а, в свою очередь, потребление алкоголя влияет на снижение уровня цинка в организме, делая его неспособным сопротивляться разрушающему действию спиртного. Дефицит цинка легко формирует табачную и наркотическую зависимость. Хронический приобретенный дефицит цинка наблюдается у 20 – 30 % детей. Таким детям до 21 года даже пиво нюхать нельзя.

Нация, хронически недополучающая цинк, перестает воспроизводиться и рано или поздно вырождается. Скрытый синдром иммунодефицита, ранняя смертность, уродства, онкология – это следствия хронической нехватки витаминов. По данным научных исследований; употребление алкоголя оказывает буквально опустошающее воздействие на психику подростка. При этом не только задерживается развитие высших форм мышления, выработка этических и нравственных категорий, эстетических понятий, но и утрачиваются уже развившиеся способности.

Следующей фактор, влияющий на здоровья нации — курение .

По заявлению Роспотребнадзора, за последние 20 лет число курильщиков в России увеличилось на 450 тысяч человек. Так, в возрасте 15 -19 лет курят 7% девушек и 40% юношей. Статистика курения выглядит так – в России курят более 3 миллионов подростков: 0,5 миллионов девушек и 2,5 миллионов юношей.

Курение – это не просто привычка, а форма наркотической зависимости. Курение, согласно статистике, является гораздо более серьезным злом по сравнению с несчастными случаями. 1 -2 пачки сигарет содержат смертельную дозу никотина. Состояние легких курильщика с 25 – летним стажем не лучше, чем у ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС, вздыхавших радиоактивную пыль. Курение приводит к развитию трех заболеваний со смертельным исходом: рак легкого, хронический бронхит, ишемическая болезнь сердца.

По статистике по причине курения в России преждевременно умрет 25% курильщиков. В среднем они потеряют 10 -15 лет жизни.

«Пробовал ли ты курить?» — спросил я ребят из нашей школы. Ответ был такой:

да — 30,7% нет – 69,3%.

Еще один враг нашего здоровья – наркомания. Сегодня в России регулярно употребляют наркотики 5,99 миллионов человек.

От общего числа наркоманов в России по статистике –

20% — это школьники

60% — молодежь в возрасте 16 -30 лет

20% — люди более старшего возраста.

Средний возраст приобщения к наркотикам в России составляет по статистике 15 -17 лет, резко увеличивается процент употребления наркотиков детьми 9 – 13 лет. Замечены и случаи употребления наркотиков детьми 6 – 7 лет – к наркомании их приобщают родители – наркоманы.

Основными очагами распространения наркотиков в городах России являются места развлечения молодежи – дискотеки и клубы. 70% из опрошенных первый раз попробовали наркотики именно здесь.

Число смертей от употребления наркотиков за последние годы выросло в 12 раз, а среди детей – в 42 раза.

Приблизительная продолжительность жизни наркоманов с момента начала употребления наркотиков составляет в среднем -4 -5 лет.

В последние годы наркоманы становятся основной причиной роста заболеваемости СПИДом. Ежегодно от наркотиков гибнут 70 тысяч россиян.

По оценкам специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в России на середину 90-х годов ХХ века до 30% населения имели умственные дефекты(!). Из общего числа детей 13% отставали в интеллектуальном развитии от среднего уровня, еще примерно 25% испытывали различные затруднения в учебе, не могли полностью усвоить программу общеобразовательной школы. Сегодня в стране практически здоровых детей в возрасте до 7 лет всего 23%, школьников старших классов менее 10%, среди учащихся общеобразовательных школ более 53% имеют ослабленное здоровье.

Я провел анализ здоровья учащихся своей школы за три года (2003,2005,2010г.) Выводы свидетельствуют о том, что немалое количество подростков страдают серьезными заболеваниями. Я составил таблицу по результатам исследований.

Источник

Читайте также:  Понятие психического здоровья дошкольников
Adblock
detector