Меню

Проблема здоровье следующих поколений

Проблема здоровье следующих поколений

Грищенко Ольга Михайловна, тренер-преподаватель государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный институт менеджмента»,

Бошенятов Григорий Владимирович, студент государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный институт менеджмента»

Бесценным богатством современного общества является здоровое поколение, способное в полной мере воплотить в жизнь все задачи связанные с развитием нашей огромной страны, продвижением и формированием ее статуса «Великой державы» на мировой арене. Для этого необходимо, чтобы каждый молодой человек осознавал свою причастность к развитию потребности к здоровому образу жизни и в целом за будущее всего человечества. Поэтому он должен быть активен, крепок, подвижен и жизнерадостен, а значит иметь крепкое здоровье и хороший иммунитет. Все это обеспечивается в том случае, если человек живет по принципу здорового образа жизни.

Говоря о здоровом образе жизни, каждый человек подразумевает что-то свое: кто-то считает, что это отсутствие вредных привычек, кто-то — особое питание или диета, а для кого-то — это двигательная активность. И каждый из них по-своему прав.

Что же такое здоровый образ жизни?

Понятие «Здоровый образ жизни» (ЗОЖ) появилось совсем недавно, в 70-е годы прошлого века. Интерес к этой теме связан с существенным увеличением продолжительности жизни, изменением среды обитания и самого человека. Современный человек стал меньше двигаться, потреблять большее количество пищи, подвергаться постоянным стрессам и иметь больше свободного времени. Количество заболеваний, предрасположенность к которым передаётся по наследству, с каждым годом выявляется всё больше и больше. Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Поэтому каждому человеку необходимо осознавать, что здоровый образ жизни — это целый комплекс мероприятий, направленных на укрепление здоровья человека. Давайте узнаем о них больше:

— занятия спортом улучшают общее состояние организма и работу лимфатической системы, выводящей токсины из организма;

— здоровое питание, витамины заряжают иммунную систему;

— закаливание обеспечивает укрепление нервной системы, благоприятно влияет на сердце и сосуды, нормализуя артериальное давление и обмен веществ;

— медитация улучшает физическое и эмоциональное здоровье. Занятия медитацией позволяют иммунной системе функционировать с меньшими помехами, помогают успокоить нервную систему;

— отказ от вредных привычек, таких как курение, употребление алкоголя и наркотических веществ, т.к. они несовместимы со здоровым образом жизни;

— крепкий сон укрепляет иммунную систему, т.к. во время ночного сна уровень мелатонина увеличивается, а это способствует улучшению работы иммунной системы;

— личная гигиена обеспечивает чистоту и отсутствие микроорганизмов, вызывающих инфекционные и вирусные заболевания.

Все перечисленные мероприятия, безусловно, оказывают положительное влияние на здоровье человека. При этом хотелось бы отметить огромную роль спорта в этом вопросе, ведь именно спортивные занятия развивают в людях выносливость, ловкость, реакцию, координацию, терпение и силу.

Физическая активность, включая специальные физические упражнения (например, фитнес), с учётом возрастных и физиологических особенностей помогает сбалансировать поступление и расход энергетических ресурсов в организм, повышает тренированность сердечно-сосудистой системы, повышает устойчивость к стрессам, улучшает липидный спектр крови и препятствует развитию таких заболеваний, как сахарный диабет, остеопороз, злокачественные новообразования, ожирение. Физическая активность повышает устойчивость к стрессу и улучшает настроение.

Занятия спортом необходимы для каждого человека. Важно уже с детских лет приобщать ребенка к этой деятельности, ведь спорт будет способствовать укреплению его здоровья и обеспечит развитие физических данных, воспитает характер и укрепит силу воли.

Люди, занимающиеся спортом, меньше болеют, всегда выделяются среди других подтянутостью и красивой осанкой.

Спорт помогает человеку противостоять негативным факторам внешней среды. Спортивные игры, общение с новыми людьми, посещение секций, спорт-клубов, стадионов приносят людям много положительных эмоций и радости.

В решении задач формирования здорового образа жизни подрастающего поколения приоритетной должна стать роль образовательных программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья молодёжи, формирование активной мотивации заботы о собственном здоровье и здоровье окружающих. В настоящие время ведется активная пропаганда среди детей и подростков в дошкольных и образовательных учреждениях, разъяснительная работа о пользе здорового образа жизни, занятий спортом. Также широко используются различные формы работы в рамках здоровьесберегающих технологий (спортивные состязания, эстафеты, соревнования, туризм и т.д.).

Таким образом, мы видим, что здоровый образ жизни – это определенный стиль жизни человека, где он определяет для себя приоритеты и выстраивает свою линию существования. Каждый молодой человек должен помнить, что здоровье – это не только его бесценное достояние, но и всего общества в целом.

Только здоровый образ жизни и стремление к чему-то высокому и хорошему позволят молодым людям добиться жизненных целей, ведь молодежь является важнейшим стратегическим ресурсом развития и процветания любой страны, любого общества. Поэтому важно, чтобы подрастающее поколение было ориентированно на самосовершенствование и развитие современного общества в рамках здорового образа жизни, что в дальнейшем обеспечит светлое будущее новым поколениям страны.

1. Артемьева, Т. Вне зависимости / Т. Артемьева // Будь здоров. – 2010. – № 2. – С. 64-71.

2. Васильева, Д. Вредным привычкам места нет / Д. Васильева // Пока не поздно. – 2010. – № 11. – С. 3.

3. Генеральная уборка организма // Будь здоров. – 2010. – № 2. – С. 20-24.

4. Гликман, И. З. Наша школа: от старой к новой / И. З. Гликман // Народное образование. – 2010. – № 1. – С. 32-38.

Читайте также:  Как вредит здоровью чрезмерное употребление пива

5. Горохова, Н. А. Организация здоровьесбережения в школе / Н. А. Горохова // ОБЖ. – 2010. – № 7. – С. 33-38.

Чтобы оставить комментарий, необходимо зайти на сайт или зарегистрироваться

Источник

Тенденции состояния здоровья подрастающего поколения.
статья по физкультуре

Статья о проблемах сохранения здоровья у детей.

Скачать:

Вложение Размер
statya._tendentsii_sostoyaniya_zdorovya_podrostayushchego_pokoleniya.docx 21.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тенденции состояния здоровья подрастающего поколения.

Кочкина Вера Евгеньевна – учитель физкультуры ГБОУ НОШ № 615 Адмиралтейского р-на г. Санкт-Петербурга.

Охрана здоровья подрастающего поколения — наша важнейшая задача. К сожалению, в последние годы отмечаются негативные тенденции, обусловленные резким увеличением хронических заболеваний у детей и подростков.

В начале третьего тысячелетия человеческое общество столкнулось с рядом глобальных проблем, обусловленных изменением ритма и образа жизни современного человека, информационными и психо-эмоциональными перегрузками, разрушением гармонической связи человека с Природой, нарастанием экологической загрязненности, изменением характера питания и т.д.

На состояние здоровья детей оказывают существенное влияние такие факторы как неблагоприятные социальные и экологические условия. Резко отрицательная экологическая обстановка в районах проживания и обучения детей и подростков существенно повышает их заболеваемость и снижает потенциальные возможности образовательного процесса.

В результате исследования здоровья школьников, проведенного министерством здравоохранения всероссийскую диспансеризацию. Из полученных данных следует, что за последние 10 лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет выросла в 1,4 раза. Самые высокие темпы роста наблюдаются у болезней костно-мышечной системы (в 2,6 раза), системы кровообращения (в 2,5 раза), эндокринной и мочеполовой систем. В структуре заболеваемости ведущие места принадлежат болезням органов дыхания, инфекционным и паразитарным заболеваниям. Тенденцией к росту отличаются и показатели заболеваемости подростков 15-17 лет [40].

Самую большую группу составляют дети, находящиеся «между здоровьем и болезнью» — в третьем состоянии. Это разнообразные функциональные нарушения, не достигшие уровня болезни, но свидетельствующие о напряжении адаптационных ресурсов организма (дезадаптационных нарушениях), повышенном риске возникновения клинически выраженной патологии. Их нельзя отнести к здоровым, но и диагноза хронического заболевания врачи им не выставили. Однако отсутствие медицинского диагноза — еще не свидетельство здоровья [40].

Согласно усредненным данным, полученным разными специалистами в последние годы, практически здоровыми можно признать не более 10% нынешних школьников. Врачи-педиатры, родители, учителя и воспитатели, каждодневно сталкиваясь с проблемами неблагополучия детского здоровья, не всегда грамотно действуют, помогая ребенку справиться с его болезненным состоянием. Сами же дети, подростки, юноши и девушки пытаются привыкнуть жить в условиях ограничения свободы и очень нуждаются в понимании и конструктивной помощи со стороны взрослых.

Выявлена ежегодная тенденция роста хронической заболеваемости школьников со среднегодовым темпом 5,84%. За время обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускному с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами — с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки — с 1,9 до 16,8%. 

По данным специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков [6], в последние годы наметились следующие негативные тенденции:

  • значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их остается не более 10-12%);
  • стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, которые регистрируются более чем у 50-60% школьников;
  • резкое увеличение доли патологии органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, почек и мочевыводящих путей;
  • увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов.

Нужно отметить, что у подростков с различными зрительными нарушениями довольно часто наблюдаются болезни сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата. По данным обследования врачей-ортопедов у 92% незрячих детей наблюдаются различного вида расстройства, чаще всего, различной степени скалеозы, при этом неправильная осанка встречается в 67% случаев, а плоскостопие в 35% случаях.

Комплексные обследования, проведенные сотрудниками Санкт-Петербургского педиатрического медицинского института, показывают, что в структуре патологической пораженности современных школьников, наряду с такими соматическими заболеваниями, как болезни позвоночника и органов зрения, ведущее место занимают психические расстройства (за счет невротических расстройств) и имеется выраженная тенденция их роста к моменту окончания школы. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи ГКСЭН РФ [19], в настоящее время нервно-психические отклонения диагностируются у 17% школьников. Можно ли что-то изменить? Можно, если формирование здорового образа жизни возвести в ранг государственной политики. Такую политику, безусловно, поддержит подавляющее большинство общества. Тем более, если она не ограничится борьбой с курением и призывами заниматься физкультурой. Ведь понятие «здоровый образ жизни» подразумевает не только отсутствие у человека вредных привычек, наличие гигиенических навыков, но и безопасные для здоровья условия жизни и работы. Понятно, что формирование таких условий — дело не одного дня, особенно с учетом реального положения дел в России.

Потеря системы массового участия подрастающего поколения в подвижных и спортивных играх на воздухе, «перекочевав» к компьютерам с играми сомнительного качества. Отрицательное воздействие этих игр на интеллектуально-нравственную составляющую детей, вред гиподинамии, создающей благоприятные условия для развития хронических заболеваний физического тела.

Все это волнует сегодня общество и стало предметом беспокойства и президента России Путина В.В, выступившего инициатором нового Закона о физической культуре и принятия других мер по оздоровлению подрастающего поколения. Благодаря чему в школе введен 3 урок физкультуры.

Все дети распределены в 3 группы по состоянию здоровья: основную, подготовительную и специальную. Контроль распределения на физкультурные группы несет врач врачебно-физкультурного диспансера.

Ребята основной группы проходят программу в полном объеме, учителя физкультуры стараются привлечь их к занятиям в спортивных секциях, к подготовке и участию в соревнованиях.

Школьники подготовительной группы занимаются по основной программе, но с меньшей нагрузкой и с исключением тех упражнений, которые им противопоказаны. Кроме урочных занятий им предлагаются дополнительные занятия, где они могут позаниматься в тренажерном зале, поиграть в бамбинтон, н.теннис.

Дети специальной группы тоже должны работать над своей физической подготовкой.

Для них врачебно-физкультурный диспансер разработал ЛФК, который регулярно должен выполняться. Преподаватели физкультуры предлагают занятия ходьбой, дыхательной гимнастикой, игру н.теннис, дарц.

В заключении хочется пожелать всем родителям и детям учителям сил и здоровья, успехов в учебе и формировании здорового образа жизни.

Источник

Влияние образа жизни на подростающее поколение в ХХI веке
статья на тему

Качество здоровья подрастающего поколения – важный показатель качества жизни общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и формирующий прогноз на ее развитие в будущем. Сегодня безопасность страны, политическая стабильность и экономическое благополучие находятся в тесной связи с суммарным потенциалом здоровья детей, подростков, молодежи. По мнению большинства исследователей данной проблемы именно в этом отношении ситуация в современной России вызывает наибольшие тревоги и опасения.

Скачать:

Вложение Размер
vlianie_zozh_na_podrostkov_.doc 57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние образа жизни на подрастающее поколение в XXI веке.

«Если не бегаешь пока здоров,

придётся побегать когда заболеешь!»

Качество здоровья подрастающего поколения – важный показатель качества жизни общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и формирующий прогноз на ее развитие в будущем. Сегодня безопасность страны, политическая стабильность и экономическое благополучие находятся в тесной связи с суммарным потенциалом здоровья детей, подростков, молодежи. По мнению большинства исследователей данной проблемы именно в этом отношении ситуация в современной России вызывает наибольшие тревоги и опасения.

Проблема здоровья учащихся является одной из актуальных проблем современной школы. Сегодняшние дети имеют худшие показатели, чем их сверстники 10-15 лет назад в росте, окружности грудной клетки, а также возросло количество детей с хроническими заболеваниями. Это говорит о заметной физической деградации юного поколения.

По данным педиатров, лишь 14% детей сейчас рождается без патологий. Уже в первый класс каждый ребёнок приходит с хронической патологией, а среди выпускников школы не более 10% могут считаться относительно здоровыми. До 60-70% учащихся к выпускному классу имеют нарушенную структуру зрения, 30 % — хронические заболевания, 60% — нарушенную осанку.

К сожалению, у многих из нас сложилось твердое убеждение, что вопрос здоровья или нездоровья целиком и полностью зависит от детских врачей. Другими словами, многие из нас – детей, как и многие взрослые, считают, что насколько хорошо лечит врач, настолько и зависит наше здоровье. «Однако, в последнее время, ученые доказали, что здоровее человека только на 10% зависит от системы здравоохранение, в то же время более чем наполовину – от его образа жизни».

«Здоровье – это не все, но все без здоровья – это ничто». Эта мудрость Сократа помогает лучше понять отношение здоровья и других целей человеческой жизни. Современному человеку нужно в жизни гораздо больше, чем просто чувствовать себя здоровым. Вместе с тем, здоровье является важнейшим условием и средством достижения других целей жизни. А значит, нужно заботиться о своем здоровье прежде, чем его утратишь и постоянно накапливать и поддерживать его резервы. Эта мысль ясно отражена в современном определении здоровья, данном ВОЗ в 1986 году: « Здоровье не является целью жизни. Но это важнейший ресурс для повседневной жизнедеятельности, позитивная жизненная концепция, объединяющая социальные, психические и физические возможности человека».

Под здоровым образом жизни понимаются «…типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности конкретного человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций, независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций».

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, насколько важно, начиная с самого раннего возраста воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.

Основными параметрами образа жизни для подрастающего поколения является учеба, быт, культурная деятельность, а также различные поведенческие привычки и проявления.

Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни. Уровень жизни – это в первую очередь экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека.

Под качеством жизни понимают степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей.

Стиль жизни характеризует поведенческие особенности жизни человека, то есть определенный стандарт под который подстраивается психология личности.

Здоровье человека будет в первую очередь зависеть от стиля жизни. Поведение человека направлено на удовлетворение потребностей. При более или менее одинаковом уровне потребностей, каждая личность характеризуется своим, индивидуальным способом их удовлетворения, поэтому поведение людей разное и зависит в первую очередь от воспитания. Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни.

По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:

— отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);

— оптимальный двигательный режим;

Что касается табакокурения, то подавляющее большинство школьников впервые знакомятся с сигаретой в младших классах, и движет ими прежде всего любопытство. Убедившись в том, что курение сопровождается неприятными ощущениями (горечь во рту, обильное слюнотечение, кашель, головная боль, тошнота), дети к табаку больше не тянуться, а вот в более старшем возрасте число курящих школьников начинает расти, и причины этого уже иные, нежели любопытство. Согласно исследованиям социологов, чаще всего это подражание старшим товарищам, особенно тем, на кого хотелось бы походить (в том числе и родителям), желание казаться взрослым, независимым, желание “быть как все” в курящей компании. Причиной курения подростков в ряде случаев является и строгий запрет родителей, особенно в тех случаях, когда сами родители курят.

Употребление школьниками спиртных напитков – вещь, к сожалению часто встречающая- ся. Социологические опросы показывают, что это чаще всего происходит с ведома и согласия родителей: в честь дня рождения или другого торжества. Получается так, что прием алкоголя для ребенка практически всегда связан с атмосферой праздника и на первый взгляд особой опасности здесь нет. Однако такое приобщение детей к вину представляет определенную опасность, ибо снимает психологический барьер, и школьник чувствует себя вправе выпить. Следует подчеркнуть, что табак и алкоголь, в большинстве случаев используются для снятия стресса, и надо знать, что значительно более успешно стресс снимается при помощи физической активности и она может служить здоровой альтернативной курению и алкоголю.

Следующий фактор здорового образа жизни – двигательный режим. Жизнь современного человека, особенно в городах, характеризуется высоким уровнем гиподинамии. Особенно страдают от гиподинамии школьники. Больше времени своего бодрствования старшеклассники вынуждены проводить сидя за рабочим столом, просмотр телепередач, компьютерные игры усугубили обездвиженность детей и подростков. Уроки физкультуры не компенсируют недостаток двигательной активности.

Перейдем к следующему фактору здорового образа жизни, влияющему на здоровье человека, к проблеме питания. В условиях школы питание наравне с оздоровительным фактором, имеет большое воспитательное значение. Именно в школьном возрасте, когда активно формируются привычки, наибольшее значение имеет воспитание навыков рационального питания.

Вопросы организации школьного питания в последние годы вызывают повышенный интерес. Их решению посвящена подпрограмма «Питание» программы «Индустрия образования», принятой Министерством Образования России. Поэтому сегодня уделяется большое внимание вопросам жизни и здоровья детей и подростков. Особенно сейчас остро встал вопрос об организации правильного школьного питания. Питание должно быть сбалансированным, то есть, чтобы полноценно развиваться, в течение дня ребенок должен получать необходимый для этого минимум пищевых и минеральных веществ. Если учесть, что большую часть времени дети проводят в школах, то и полноценно питаться они должны здесь же.

Следующий фактор здорового образа жизни – закаливание. Практически всем известно изречение «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». И действительно, использование этих естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды – в первую очередь переохлаждению и перегреву. Закаливание – эффективное средство укрепления здоровья человека.

Ещё один фактор здорового образа жизни – это личная гигиена. Сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной гигиены – комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой и обувью. Уход за кожей тела (мытье рук перед едой, после прогулок, при утреннем и вечернем туалете, ежедневный теплый душ перед сном или теплая ванна) должны стать естественной и неотъемлемой процедурой.

За последние годы в России обострилась проблема с состоянием здоровья населения, увеличилось количество людей, употребляющих наркотики, злоупотребляющих алкоголем и пристрастившихся к курению. К основным причинам, негативно влияющим на состояние здоровья населения, следует отнести снижение уровня жизни, ухудшение условий учебы, труда, отдыха и состояния окружающей среды, качества и структуры питания, увеличение чрезмерных стрессовых нагрузок, в том числе снижение уровня физической подготовленности и физического развития практически всех социально-демографических групп населения..

Молодому поколению, грозит опасность малоподвижности, поэтому необходимо найти возможность для занятий физической культурой, повышение двигательной активности, создать все необходимые условия для того, чтобы мы росли физически здоровыми, крепкими. Поэтому правильно поставленной воспитательной работой может считаться только та, в рамках которой большое место занимает физическое воспитание детей.

Физическая культура должна стать образом жизни детей!

  1. Видякин М.В. Начинающему учителю физкультуры. Волгоград, 2002
  2. Гордияш Е.Л. Физическое воспитание в школе, Волгоград, 2008
  3. Конеева Е.В. Физическая культура. Ростов-на-Дону, Феникс, 2006
  4. Физическая культура в школе №3 «День здоровья – общий праздник» 2008
  5. Физическая культура в школе №1 «Здоровый образ жизни детей — задача родителей» 2009
  6. Интернет – ресурсы

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся – это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих с.

В данной исследовательской работе отражено влияние здоровьесберегающей технологии на формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни. Работа сопровождается следующими приложениями: к.

В данной исследовательской работе отражено влияние здоровьесберегающей технологии на формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни. Работа сопровождается следующими приложениями: конспе.

презентация для проведения родительского собрания.

Выступление на конференции.

Выступление по теме: «Влияние современных информационно-коммуникационных технологий на образ жизни, воспитание и становление подрастающего поколения&quot.

Занятия физкультурой — одна из основных составляющих здорового образа жизниЗдоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активно.

Источник

Adblock
detector