§31. Проблема взросления и культура здоровья
1) К какому типу секреции (внешней, внутренней, смешанной) относят половые железы?
Свой ответ обоснуйте.
Половые железы кекреции относятся к железам Смешанной секреции, так как они выделяют гормоны в организм и наружу
2) Перечислите вторичные половые признаки
Юношей: низкий голос, «адамово яблоко», растительность на лице, специфическая фигура;
девушек: высокий голос, молочные железы, большой газ.
3) Опишите влияние одного фактора (по выбору) на репродуктивную систему.
Систематичемкое наблюдение у врача (для девочек-гинеколог, для мальчиков- уролог), предупреждает заболевания половых органов
4) Почему в законодательстве многих стран, в том числе и Российской Федерации, имеются возрастные ограничения на ранние сексуальные отношения?
Сексуальные отношения представляют болюшую нагрузку для неокрепшего организма, что тормозит его дальнейшее развитие, ведет к преждевременному увяданию
5) Какие морально-этические и здоровьесберегающие аспекты существуют, на ваш взгляд, в проблеме искусственного прерывания беременности?
Жизнь будущего человека, оказывает вредные воздействия на женский организм, так как резко обрывает обрывает процессы физиологической перестройки, связанные с беременностью
Источник
Проблемы взросления и култура здоровя
Проблемы взросления и культура здоровья
Период полового созревания характеризуется не только анатомической и физиологической перестройкой, но и появлением новых эмоций, ощущений и влечений. Сексуальное влечение, интерес к противоположному полу возможны, а половая жизнь в подростковом и юношеском возрасте нежелательна. Сексуальные отношения представляют большую нагрузку для неокрепшего организма, что тормозит его дальнейшее развитие, ведет к преждевременному увяданию.
Иногда раннюю половую жизнь оправдывают тем, что якобы этого требует природа, что воздержание вредно для здоровья. Это неверно! Не существует заболеваний или расстройств, которые возникли бы в результате полового воздержания.
Ранние сексуальные отношения могут привести к нежелательной беременности.
Споры по поводу искусственного прерывания беременности продолжаются до сих пор. Некоторые общественные организации, представители религиозных вероучений выступают против искусственных абортов. В нашей стране такое прерывание беременности разрешено только в медицинских учреждениях.
Искусственный аборт как в ранние (до 12 недель), так и в поздние сроки беременности оказывает вредное воздействие на женский организм, так как резко обрывает процессы физиологической перестройки, связанные с беременностью. У 20 % женщин после прерывания первой беременности наступает бесплодие. Последствиями аборта являются травмы и воспаления половых органов и возникновение рака молочных желёз. Сейчас существуют различные способы предупреждения беременности, о которых можно узнать в медико-биологических консультациях.
Проблема прерывания беременности имеет и серьезные морально-этические проблемы. Ведь речь идет о жизни будущего человека. Только разумное отношение к половой жизни, построение прочной семьи и планирование количества детей способствуют сохранению здоровья и созданию благоприятного психологического климата.
15
problemy_vzrosleniya_i_kultura_zdorovya
Размер файла: 48 kB Загрузок: 12
Источник
Проблемы формирования здоровья современных подростков. — презентация
Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемИван Кузьмин
Похожие презентации
Презентация на тему: » Проблемы формирования здоровья современных подростков.» — Транскрипт:
1 Проблемы формирования здоровья современных подростков
2 здоровье любовь богатство
3 Хотим быть здоровы По данным Института возрастной физиологии РАО и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков
4 Здоровье — это наша жизнь! Здоровье – это состояние организма, когда человек может нормально жить, его не беспокоят болезни Здоровье – это незаменимая часть жизни человека, без которой он не может существовать Здоровье – это когда ты редко болеешь, не пьёшь, не куришь и не принимаешь наркотики Здоровье – это то, что надо беречь в своей жизни, потому, что это сама жизнь
5 «Здоровье – это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» В 1946 году Всемирной организацией здравоохранения принято единое определение термина здоровье:
6 Измерение здоровья комплексная оценка индивидуального здоровья. наследственность Анте-интранатальные факторы Факторы окружающей среды здоровье
7 Концепция спиралеобразного, поступательного формирования здоровья (А.Ф. Виноградов,1990). «Тверская спираль»
8 Результаты диспансерного осмотра детского населения Тверской области
9 Динамика смертности подростков лет (на 100 тыс., стандартизованный коэффициент)
10 Распределение старшеклассников по группам здоровья в динамике за 40 лет, % (по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН) Группа здоровья Период наблюдений Начало 60-х Начало 70-х Начало 80-х Начало 90-х Здоровые дети 36,521,822,610,68,6 2,3 Здоровые дети 23,323,725,436,136,028,7 Дети с хронической патологией 40,244,552,053,355,4 69,0
11 Особенности подросткового возраста Подростковым периодом называется этап развития человека от 10 до лет, в течение которого… завершается половое развитие от появления вторичных половых признаков до наступления половой зрелости; психологические детские процессы сменяются поведением, характерным для взрослых; происходит переход от полной социально- экономической зависимости от взрослых к относительной независимости.
12 Интенсивность роста подростков Длина тела увеличивается на 5-8 см в год Усиленный рост мальчиков в лет, после 15 лет обгоняют девочек в росте активный рост девочек в лет, рост может увеличиться на 10 см в год
13 Изменения в опорно-двигательном аппарате подростка мышцы подростка
14 Грудная клетка подростка
15 Особенности сердца и сосудов подростков Интенсивность роста сердца превосходит Интенсивность роста сердца превосходит объём сердца увеличивается на 25% объём сердца увеличивается на 25% юношеская гипертония юношеская гипертония
16 Состояние нервной системы подростка
17 Считают ли подростки себя здоровыми?
18 Проблемы здорового питания Мальчики едят втрое больше девочек, потребляют на 55,5 % калорий больше Мальчики едят втрое больше девочек, потребляют на 55,5 % калорий больше 20% мальчиков во всём мире обладают избыточным весом 20% мальчиков во всём мире обладают избыточным весом
19 Проблемы здорового питания 73 % девочек заявляют, что последние 12 месяцев сидели на диете 73 % девочек заявляют, что последние 12 месяцев сидели на диете Лишний вес приобретают дети, которые реже едят вместе с родителями и чаще смотрят телевизор Лишний вес приобретают дети, которые реже едят вместе с родителями и чаще смотрят телевизор Следите за тем, что едят ваши дети Следите за тем, что едят ваши дети
20 Гиподинамия подростков 15 минут активных игр в день снижают риск развития ожирения на 50 %
21 Подростковые стрессы Стресс затрагивает здоровье и благополучие
22 Вредные привычки подростков
23 Режим дня подростков Режим строится с учётом биоритма ребёнка Режим строится с учётом биоритма ребёнка Игра за компьютером, интернет – НЕ отдых! Игра за компьютером, интернет – НЕ отдых! Сон – важнейший фактор здоровья Сон – важнейший фактор здоровья Потребность во сне: Потребность во сне: 7-12 лет – до 10 часов 7-12 лет – до 10 часов лет – до 9-9,5 часов лет – до 9-9,5 часов лет – 8,5 -9 часов лет – 8,5 -9 часов
24 Янош Корчак — польский педагог, писатель, врач «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своём здоровье… Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им и они будут беречься.» «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своём здоровье… Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им и они будут беречься.»
25 Правила здорового образа жизни. Правила здорового образа жизни. Заниматься физкультурой 3-5 раз в неделю Заниматься физкультурой 3-5 раз в неделю Не переедать и не голодать Не переедать и не голодать Не переутомляться умственной работой Не переутомляться умственной работой Доброжелательно относиться к людям Доброжелательно относиться к людям Выработать способ отхода ко сну, позволяющий быстро заснуть и восстановить свои силы. Выработать способ отхода ко сну, позволяющий быстро заснуть и восстановить свои силы. Заниматься ежедневным закаливанием организма Заниматься ежедневным закаливанием организма Учиться не поддаваться, когда тебе предложат попробовать сигарету, спиртное или наркотик Учиться не поддаваться, когда тебе предложат попробовать сигарету, спиртное или наркотик
Источник
Конспект урока по биологии 8 класс «Культура здоровья — основы полноценной жизни»
специалист в области арт-терапии
Пирогова Светлана Александровна
Тема: Культура здоровья – основа полноценной жизни.
Тип урока: комбинированный.
Цель: убеждать учащихся в необходимости наблюдать и анализировать своё состояние здоровья и вести здоровый образ жизни.
познакомить с историей развития представлений о здоровье, с понятием «культура здоровья»;
сформировать знания о типах здоровья, о взаимосвязи культуры поведения и состояние здоровья человека.
продолжить формирование умений анализировать и делать выводы по результатам самонаблюдений, самостоятельно добывать знания, делать выводы, умения выделять главное;
воспитывать познавательную активность, самостоятельность во время проведения самонаблюдения, чувство ответственности за своё здоровье и других.
называть основные типы здоровья человека;
определять понятия по теме урока;
описывать принципы поведения, направленные на сохранение и поддержание здоровья человека.
Основные термины и понятия: здоровье: физическое, психическое, репродуктивное, социальное и духовное.
Методы: словесный (рассказ, беседа)
наглядный (демонстрация слайдов, таблиц, рисунков)
Оборудование: мультимедийный комплекс, учебник Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Т.А. Цехмистренко. Биология. Человек. Культура здоровья. 8 класс, с приложением на электронном носителе (диск).
Приветствие, проверка готовности детей к уроку, проверка отсутствующих.
Проверка домашнего задания
Диктант «Закончи предложение»:
Наука о тканях… (Гистология)
Наука о клетке… (Цитология)
Наука о функциях отдельных органов, их систем и организма в целом… (Физиология)
Наука, изучающая влияние факторов среды на организм… (Экология)
Наука о наследственности и изменчивости организма… (Генетика)
Наука о формах и строении отдельных органов, систем органов и организма в целом… (Анатомия)
Способность органа или системы органов выполнять определённую деятельность… (Функция)
Система научных знаний и практических мер, направленных на распознавание, лечение и предупреждение заболеваний… (Медицина)
Длина ладони равна длине… (Лица)
Длина стопы равна длине… (Окружности кулака)
Актуализация опорных знаний, мотивация.
— Посмотрите, пожалуйста, на продолжительность жизни мужчин и женщин в разных странах. Как вы считаете, почему она такая разная? От чего зависит продолжительность жизни человека? (Используем таблицу на диске к учебнику).
— Что такое здоровье? ( Это гармоничное состояние организма, когда все органы и системы органов работают и функционируют нормально )
— От каких факторов зависит здоровье? ( Экология, гены организма, эмоциональное состояние).
4. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока.
— Согласно самому всеобъемлющему определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Установлено, что здоровье людей только на 20-25% зависит от индивидуальных генетических факторов, а на 75-80% — от природно-социальных и экономических условий существования (образа жизни, состояние среды, уровня здравоохранения).
В наших силах сохранить наше здоровье, а вместе с тем и «здоровье» окружающей среды. Факторы ОС, которые улучшают или, напротив, ухудшают здоровье человека, в значительной мере могут быть сознательно скорректированы человечеством в целом. Но для этого необходимо соблюдение правил поведения в окружающей среде.
Учащиеся пытаются сформулировать тему и цели урока.
5. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы, запись в тетрадь числа и темы урока.
2. Постановка учащимися целей урока, формирование «дерева целей».
3. Беседа. Здоровье человека – важнейшая жизненная ценность, общественное достояние, необходимое условие развития личности.
Однажды Сократа спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни – богатство или слава?». Великий мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают еще человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля!».
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровый человек живет полноценной жизнью и приносит пользу обществу. Хорошее здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
Проблема сохранения и укрепления здоровья населения страны сегодня актуальна и глобальна. Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья подрастающего поколения. В этом возрасте формируется репродуктивный, интеллектуальный, трудовой, военный потенциал страны. Поэтому знание основ ЗОЖ, воспитание ценностного отношения к своему здоровью – наиболее верный путь решения проблемы здоровья всего населения. Здоровье закладывается с детства, любое отклонение в развитии организма, любая болезнь сказывается в дальнейшем на состоянии здоровья взрослого человека.
Поэтому цель нашего урока- не только получить представление о том, что такое ЗОЖ, но и задуматься о необходимости быть здоровым.
Рассказ учителя о развитии представлений о культуре здоровья.
В античную эпоху о происхождении болезней сформировались следующие концепции: реалистические (стихийно-материалисти-ческие), онтологические, анемические и божественные (демонические). Реалистические концепции причины заболеваний искали в природных факторах. В рамках онтологических представлений болезнь считалась внешним и враждебным человеку конкретным материальным живым существом, которое проникает, внедряется в тело человека извне и тем самым вызывает болезненное состояние. Суть анемических воззрений на происходящие заболевания состоит в представлении о духах, заселяющихся в тело больного, и связанных с этим способах исцеления. Идея божественного (демонического) происхождения болезней рассматривала их как следствие гнева богов, результат злых духов. Следовательно, излечение от болезней зависело лишь от сверхъестественных сил; отсюда распространение амулетов, заклинаний и заговоров, предохраняющих от злых сил.
Размышляли о здоровье и болезни уже в Древней Индии представители школы веданты. «Веданта» означает «окончание Вед», а «Веды» (конец II – начало I тыс. до н. э.) – собрание гимнов на религиозные темы. Основателем школы веданты считается древнеиндийский мыслитель Бадараяна, составитель «Брама-сутры». Он и представители других философских школ заметили, что здоровье зависит от образа жизни человека. В Древней Индии здоровье считалось результатом нормального состояния трех начал организма: воздушного, слизи и желчи. Три органических начала связывались с системами организма: рлунг (нервная), мкрихс и бадкан (гуморальная).
В Древнем Китае организм уподобляли миру в миниатюре, а все процессы в нем – взаимоотношению пяти первоэлементов: огня, земли, воды, дерева и металла. В организме, как и во внешнем мире, предполагалась борьба двух полярных сил: Инь (женское) и Ян (мужское), здоровье и болезнь определялись их соотношением. Возникла чжень-цзю терапия – иглоукалывание и прижигание активных точек, которые облегчают передвижение особой жизненной энергии в организме и тем самым устраняют причину заболевания.
В ассиро-вавилонской медицине считали, что здоровье и болезнь зависят от злых и добрых духов, богов и дьяволов и могут направляться в своем течении влиянием небесных светил.
В Древнем Египте существовали представления о четырех основных элементах мира: воде, земле, огне и воздухе. В связи с этим возникли зачатки гуморального учения о четырех основных соках, носителях этих элементов, составляющих человеческий организм и определяющих его здоровье и болезнь. Было создано учение о пневме – особом содержащемся в воздухе невидимом и невесомом веществе, при вдохе поступающем в легкие, оттуда проникающем в сердце и далее по артериям расходящемся по всему телу.
Философы Древней Греции и Древнего Рима, размышляя о здоровье и болезнях человека, сформулировали большое количество жизненных правил и полезных истин, касающихся практик здорового образа жизни.
Здоровье как состояние организма.
З доровье есть состояние организма , все части которого нормально развиты и правильно функционируют . Такое состояние абсолютного здоровья едва ли существует , так как трудно найти организм , все части которого имели бы нормальные величину , силу , форму и структуру и все отправления которых совершались бы вполне правильно . В жизни довольствуются не идеальным , но относительным здоровьем , при котором развитие и отправление одних частей хотя и бывает сильнее других , но недостатки последних не отзываются вредно на всем организме .
Работа учащихся в группах по заданию: пользуясь учебником (стр. 10-11) и приложением к учебнику на электронном носителе (интерактивные схемы, видеоматериал, рубрика «Это интересно», словарь) подготовьте выступления:
1 группа – физическое здоровье;
2 группа – психическое здоровье;
3 группа — репродуктивное здоровье;
4 группа – социальное и духовное здоровье.
Культура поведения – один из путей сохранения здоровья.
Путь для сохранения здоровья – выработка соответствующей культуры поведения. Это предполагает совершенствование всех сторон жизни.
— разумное удовлетворение материальных потребностей;
— знание меры своих возможностей;
— бережное отношение к природе, окружающим людям.
1. Выполнение практикума «Мониторинг физического развития учащегося» (используем диск).
2. Проведение самонаблюдения «Наблюдение за ногтями рук».
Ребята внимательно рассматривают свои ногти, отмечают есть ли какие-то отклонения, заносят результаты в таблицу:
Кровообращение – определяется по цвету ногтей. Если цвет не ровный или отдает синеву, обратите на это внимание.
Инфекционные болезни – определяются по поперечным бороздкам на ногтях.
Питание – если есть продольные рубцы, то есть смысл сделать свое питание сбалансированным, узнайте каких компонентов не хватает.
Резкие перемены в диете – отмечаются на ногтях в виде горизонтальных вмятин.
Обмен веществ – приводит к ломкости ногтей, но это м.б. связано с использованием в быту агрессивных моющих средств.
Диабет – множество белых пятнышек на ногтях символизирует о переизбытке сахара в крови.
Дыхательные пути и жировой обмен – нарушения проявляются в пожелтении ногтевой пластины, полностью или частично.
Вирусное заболевание – можно определить по выпуклым зернистым шарикам на пластинке ногтя.
Анемия, или недостаток железа – приводит к вогнутости ногтя, как ложечка.
Женская система (яичники) – ногти слоятся или расщепляются.
3. Формулирование выводов.
7. Подведение итогов урока (Работа с «деревом целей»). Оцениваю учащихся во время урока, комментирую оценки.
— Что нового вы узнали на уроке?
— Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?
9. Домашнее задание: изучить § 2, выполнить задания в тетради.
Источник