Проблемы воспитания ценностного отношения у учащихся к здоровому образу жизни
материал на тему
Проблемы воспитания ценностного отношения у учащихся к здоровому образу жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 24.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы воспитания ценностного отношения у учащихся к здоровому образу жизни
Определение здоровья, сформулированное Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), звучит так: «Здоровье – это не просто отсутствие болезней, а состояние физического, психического и социального благополучия». «Здоровый образ жизни – это поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья» [ Р.Г. Оганов, Р.А. Халатов, Г.С. Жуковский и др. «К здоровой России. Политика укрепления здоровья и профилактики заболеваний»] . Укрепление же здоровья – «мероприятия по сохранению и увеличению уровня здоровья населения для обеспечения его полного физического, духовного и социального благополучия».
Таким образом, здоровье рассматривается как интегративная характеристика духовного, физиологического и социально-психологического благополучия личности.
Сегодня общеобразовательная школа не может самостоятельно решить все вопросы по формированию базовых ценностных понятий у школьников относительно здоровья и здорового образа жизни. Поэтому важным компонентом успешной работы в данном направлении является согласованные действия школы, медицинских учреждений, священнослужителей как в вопросах просветительского плана, так и в организации социальных практик для того, чтобы знания о ценностях перешли в мотивы действий и поступков подростков и молодежи.
Именно в школе должны решаться задачи формирования ответственного отношения к своему здоровью в совокупности процессов обучения, воспитания и развития личности. И самая трудная, важная задача педагога – создание условий, при которых ребенок заинтересуется тем, как нужно заботиться о своем здоровье. Прямые призывы к ведению здорового образа жизни и запреты так называемых вредных привычек, угрозы и запугивание не только безрезультативны, но и вредны, так как вызывают скрытые противодействия у детей.
Формирование ценностных ориентаций, убеждений, активной жизненной позиции возможно при использовании педагогом таких методов и приемов, которые способствуют вовлечению учеников в активный процесс получения и переработки знаний. Происходить это должно в обстановке доверительных отношений между участниками образовательного процесса, в атмосфере сотрудничества и сотворчества.
Данные требования возможно реализовывать на уроках, в моей практике преподавания используются как традиционные (классно-урочные и лекционные), так и более креативные (игровые, сюжетно-ролевые игры, спектакли), тренинговые, художественные (конкурсы рисунков), прозаические (эссе, сочинения) и поэтические (стихи) формы работы с детьми, требующие от школьников активного участия в совместной деятельности и способствующие более эффективному усвоению знаний.
Важную роль в формировании у школьников индивидуальной системы ценностей играют представления педагога о правилах и способах воспитательной деятельности, формах и приемах работы с детьми. Определяемая ими система ценностей будет составлять для детей основу их индивидуально-личностной культуры.
Творческий подход к решению проблемы воспитания ценностного отношения к здоровью у школьников – имеет особую значимость в передаче от учителя учащимся системы жизненных ценностей, одобряемых обществом. Выдающийся педагог-гуманист В.А. Сухомлинский отмечал, что «забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка, – …это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» [1] . Процессу творчества он придавал статус «важнейшего источника» познания.
Цель уроков по формированию здорового образа жизни – актуализировать тему здоровья, здорового образа жизни, ответственного поведения к своему здоровью.
Задачи уроков по формированию здорового образа жизни:
- актуализировать и развить знания учащихся о здоровье и здоровом образе жизни;
- формировать навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации;
- воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью;
- профилактика развития вредных привычек.
В содержание уроков необходимо включать такие элементы, как:
- обсуждение выполненного домашнего задания;
- провоцирование в начале занятия интереса к новой теме с помощью загадок, вопросов, примеров, проблемных ситуаций и т.д.;
- сюжетно-ролевые игры;
- активные паузы с проведением физкультминуток;
- домашнее задание, направленное на общение ребенка с родителями.
На занятиях необходимо давать возможность высказаться всем желающим учащимся и поощрять любую активность. Именно подобные возможности приводят к искоренению у школьников тревоги по поводу проблем, связанных с самораскрытием и публичными выступлениями.
Умение вести здоровый образ жизни – признак высокой культуры человека, его образованности, настойчивости, воли.
Ученикам 6 класса, классным руководителем которого я являюсь, в силу их психофизиологических особенностей очень непросто произвольно внимать и запоминать то, что им рассказывают взрослые, в связи с монотонностью и длительностью проводимых мероприятий.
Как же рассказать ребенку в наиболее доступной и интересной для него форме о вреде курения и употребления алкоголя, о правилах приема пищи, о важности двигательной активности человека, о необходимости соблюдения правил гигиены, пользе гимнастики или закаливания?
Внеклассные мероприятия играют большую роль в пропаганде здорового образа жизни подростков. Формы внеклассных мероприятий могут быть разнообразны, это беседы, конкурсы, викторины, диспуты и т.д.
Методика проведения внеклассных мероприятий, в общем, такая же, как и на уроках.
Во-первых, необходимо сформулировать развивающие и воспитательные цели.
Во-вторых большую роль в проведении мероприятий играет подготовительный этап. Готовясь к мероприятию, можно подготовить фотовыставку «В здоровом теле – здоровый дух», «Мир моих увлечений», «Здоровые дети должны быть на планете», а также предложить учащимся ответить на вопросы анонимной анкеты, которые помогут учителю определить их отношение к обсуждаемой проблеме. Напротив утверждения, с которым ученики согласны, необходимо поставить знак «+», не согласны – знак «–». Можно провести тесты, например, «Ваш образ жизни», попросить учащихся сделать презентацию Microsoft Office PowerPoint, можно оформить класс русскими народными пословицами . Например:
- Любой жует, да не любой живет.
- Здоровье – всему голова.
- Здоровая душа в здоровом теле.
- Здоровье дороже денег.
- Здоровье не купишь.
Изречениями великих людей:
Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе. (П. Фосс – нем. профессор – валеолог.)
Здоровое тело – продукт здорового рассудка. (Б. Шоу.)
Главное, от чего зависит физическое здоровье, – здоровье нравственное…, чтобы сохранить свое здоровье, думай о здоровье других. (Д.С. Лихачев.)
У нас не может быть другой национальной идеи кроме народосбережения. (А.И. Солженицын.)
Человек, двигаясь и при этом развиваясь, сам заводит часы своей жизни. (И. Аршавский)
Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам.
(И. Брехман – основатель валеологии.)
В-третьих, само мероприятие. Внеклассное занятия по формированию здорового образа жизни с детьми данного возраста должно носить активный характер с привлечением всех членов класса. Каждый ребенок имеет право высказать собственную мысль относительно того или иного вопроса или утверждения. Мнения могут обсуждаться, уточняться и дополняться другими участниками занятия, а затем их обобщает учитель. Педагог при этом играет роль ведущего, эксперта – человека, способного выделить главное, подвести итог обсуждению, оценить качество знаний, полученных учащимися в процессе их совместной творческой деятельности.
В конце мероприятия необходимо подвести итоги, сформулировать выводы.
Внеклассная работа по формированию здорового образа жизни имеет огромное воспитательное и развивающее значение. В ходе мероприятий дети узнают новое, систематизируют свои знания, проявляют свои творческие и познавательные способности. В ходе внеклассных мероприятий дети учатся работать в коллективе, у них формируется мотивация и выработка практических навыков безопасного поведения и ведения здорового образа жизни.
Ведущими причинами, неблагоприятно влияющими не только на физическое, но и психическое здоровье учащихся в школе, являются гипокинезия, неспособность справиться с учебной нагрузкой, неправильное питание, нарушение режима труда и отдыха, невыполнение ряда гигиенических требований, отсутствие знаний о здоровье и здоровом образе жизни у педагогов, родителей и детей.
Система педагогического образования не может считаться гуманной, если ценности здоровья не нашли в ней должного места.
Для обеспечения готовности школьников к долголетней жизни и деятельности необходимо в каждом возрастном периоде их развития целенаправленно формировать потребности и мотивы, стимулирующие овладение знаниями, умениями и навыками, которые позволят самостоятельно пользоваться технологиями здорового образа жизни.
Одним из важных направлений психолого-педагогического сопровождения развития учащихся является формирование у них установок на здоровый образ жизни, развитие навыков саморегуляции и управления стрессом в жизненных различных ситуациях.
Сегодня уходит в небытие единообразие школы. Появляется изрядное количество разных типов и видов образовательных учреждений, разных образовательных программ, технологий и методик. И выбирая для них пути движения, каждая школа должна осознать важность одной из основных задач – нести радость здорового образа жизни, закреплять ценность здоровья как важнейшего условия благополучной жизни человека.
Таким образом, формирование ценностного отношения к здоровью и
здоровому образу жизни определяют следующие педагогические условия:
1) готовность педагога к осуществлению соответствующей деятельности в системе образования, осознание им социальной и личностной значимости работы по сохранению и укреплению здоровья, в интересе к ней, в желании и потребности воспринять и использовать необходимые для этого знания. Чтобы добиться успеха, педагог должен прежде всего приобрести авторитет у учащихся, понимать их, жить их интересами;
2) следование технологическому циклу организации воспитательного
взаимодействия в ходе освоения ценности здорового образа жизни;
3) использование воспитательного потенциала элективных курсов, вариативных форм внеучебной работы на основе системного и деятельностного подходов;
4) создание ситуаций нравственного выбора (ведущий фактор в процессе воспитательного взаимодействия);
5) применение системы отслеживания интересов, установок, ценностных ориентаций школьников на каждом этапе формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
6) моральное и материальное стимулирование учащихся – приверженцев здорового образа жизни.
Выстроенная определенным образом система формирования ценностного отношения к здоровью школьника обладает явным преимуществом перед воспитательной работой, осуществляемой стихийно или в виде «набора» мероприятий, поскольку последовательно, неуклонно приобщает учащегося к определенным жизненным ценностям, в том числе к здоровому образу жизни.
Источник
Проблемы воспитания ценностного отношения у учащихся к здоровью.
методическая разработка (7 класс) по теме
Проблемы воспитания ценностного отношения у учащихся к здоровью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_problemy_vospitaniya_cennostnogo_otnosheniya_u_uchashchihsya_k_zdorovyu.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Проблемы воспитания ценностного отношения у учащихся к здоровью.
Размышляя над этой темой и работая с литературой, я пришла к выводу, что
здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья и благополучия человека. Проблема сохранения и укрепления здоровья человека в наши дни является одной из актуальных не только в России, но и во всем мире. Повсеместное прогрессирующее ухудшение показателей здоровья подрастающего поколения ставит проблему поиска новых, более совершенных доступных и эффективных форм и методов работы, при которых образование будет способствовать формированию здоровья, а не его потере.
Формированию ЗОЖ и ответственного отношения к своему здоровью способствует:
-формирование позитивной внутренней мотивации ребенка к обучению, уверенность в своих силах;
-формирование положительного настроя к здоровому образу жизни.
Развивающая предметная среда, обеспечивающая полноценное развитие личности и рационально организованный режим дня с чередованием различных видов деятельности (учебной, игровой, трудовой) способствуют развитию интеллектуальных способностей, воспитанию физических и нравственно-волевых качеств школьников. Поэтому основой данной системы является рационально организованный режим дня. Применение этого режима повышает активность и работоспособность учащихся. Это объясняется улучшением внимания, памяти, повышением интереса школьников к учебным занятиям.
Рационально организованный режим дня включает в себя:
1. Двигательную активность учащихся.
Увеличение ежедневной двигательной активности учащихся положительно сказывается на предотвращении утомления и сохранения у них умственной работоспособностей. Для этого используются физкультурные паузы, зрительные гимнастики.
2. Личную и санитарно- бытовую гигиену.
Личная гигиена – это те действия, которые человек выполняет, чтобы поддерживать свое тело в чистоте, быть здоровым. Выполнение правил личной гигиены способствует сопротивляемости заболеваний, утомляемости, вялости. В рамках реализации данного направления основой является контроль за выполнением простейших санитарно-гигиенических требований, от мытья рук до проветривания помещения и переодевания в сухую и чистую одежду после уроков физической культуры.
3. Организацию рационального питания.
Для нормального развития организма ребенка и поддержания его работоспособности на высоком уровне требуется полноценное питание, которое содержит белки, жиры, углеводы, минеральные соли и витамины. Интервал между приемами пищи не должен превышать 3 часов. Для реализации данного направления в МОУ должны быть созданы все условия для организации рационального питания.
4. Профилактико – оздоровительную работу.
Когда ребенок здоров – он бодр, активен, в хорошем настроении, тем самым у него возрастает интерес к обучению. Для учителя очень важно, в каком эмоциональном состоянии находится его ученик и поэтому необходимо вести профилактико – оздоровительную работу. Это особый график витаминизации, профилактика простудных заболеваний, совместные походы, выезды на природу, ежедневные прогулки, беседы, классные часы и др.
Для эффективности реализации данных мероприятий в школе необходимо обеспечить создание комплекса психолого-педагогических условий, главными из которых выступают:
— повышение компетентности педагогов в вопросах обучения школьников здоровью и формирование у них ценностного и ответственного отношения к нему;
— вовлечение учащихся в процесс здоровьесберегающей среды;
-психологическое сопровождение междисциплинарной образовательной программы «Обучение здоровью».
Практическая значимость реализации данных мероприятий заключается в разработке научно-методического инструментария, обеспечивающего организацию целенаправленной деятельности педагогического коллектива по обучению школьников здоровью и развитие компетентности учителя в вопросах формирования у них в образовательном процессе ценностного и ответственного отношения к здоровью.
Сам процесс формирования ценностного отношения к здоровью происходит через самопознание, самосохранение, саморазвитие личности, через гармонизацию отношений человека с самим собой, с окружающими людьми, с природой, через постоянный духовно-нравственный поиск, обращенный и к себе, и к миру. Для того чтобы управлять своим здоровьем человеку, прежде всего, необходимо изменить свое ценностное к нему отношение, взять на себя ответственность за свое здоровье, получить необходимую сумму знаний.
. Эмоционально-чувственное отношение создает тот фон, на базе которого формируются потребности и мотивы, предопределяющие психологическую готовность к здоровьеформирующему типу деятельности, развивается способность личности к анализу собственного поведения в социоприродной среде к объективной самооценке, происходит экстериоризация знания и его практическая реализация, следовательно, идет созидание здоровьетворящего мышления. В этой связи значительно возрастает роль педагога – классного рководителя, как центральной фигуры в воспитании нового человека, носителя и проводника социальных ценностей, поскольку именно педагогическими средствами возможно формирование у учащейся молодежи ценностного отношения к здоровью, мотивации на здоровый образ жизни.
I. Основная литература
Андреев В.И. Здоровьесберегающее обучение и воспитание. — Казань, 2000.
Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде: истоки, подходы к профилактике. — Сергиев Посад, 2004.
Белов В.И. Психология здоровья. – М.: КПС; Спб.: Респекс, 2000.
Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа.- М.: Моск. психолого-социальный институт, 2004.
Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПБ.: Изд. Питер, 2000.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. – М., «ВАКО», 2004.
Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М., Московский психолого-социальный институт. Издательство «Флинта», 2003.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы.- М.: АРКТИ, 2003.
Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие. /под общ. Ред. Сократова Н.В. — М.: ТЦ Сфера, 2005.
Талызина Н.Ф. Диагностика развивающего эффекта использования здоровьесеберегающей деятельностной технологии усвоения. – М., 2003. Хакен Г. Синергетика. – М.: Мир, 1980.
Школа и психическое здоровье учащихся. //Под ред. С.М.Громбаха. — М., 2002.
Шепель В.М. Как жить долго и радостно. – М.: Антиква, 2006.
Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. Второе издание, дополненное. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. И нем. /Общ. Ред. Л.Я. Гозман Д.А. Леонтьева; вст. ст. Д.А. Леонтьева. – М. Прогресс 2000.
II. Дополнительная литература
1. Ананьев Н.И., Блинова Е.Г. Модернизация обучения, здоровье и некоторые вопросы адаптации школьников. Актуальные проблемы адаптации человека. Выпуск № 2. – Сургут, 2002.
2. Амосов Н.И. Раздумья о здоровье. 3-е изд. доп. и перераб. — М.: Физкультура и спорт, 2003.
3. Бондарева С.К., Колесов Д.В. Выживание. Факторы и механизмы. – М. – Воронеж, 2005.
4. Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок щкольников. – М.: Просвещение, 2001.
5. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кн. Для учителя и родителей. – М.: Просвещение 2002.
6. Зарецкая И.И. Профессиональная культура педагога: Учебное пособие. – М.: АПКиПРО, 2005..
7. Кулева С.В. Проблемы создания школы здоровья в условиях инновационного лечебного заведения. //Завуч. –2001. № 3.
8. Ксензова Г. Ю Как обеспечить ситуацию успеха учителю и ученику: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России. 2005.
9. Лоранский Д.Н., Лукьянова В.Г. Азбука здоровья. — М., 2004.
10. Наумова Н.Ю. О некоторых способах устранения перегрузок обучающихся в учебно-воспитательном процессе. Эксперимент по совершенствованию структуры и содержания образования в Московской области: из опыта работы. Выпуск 2. //Сборник статей. Отв. Ред. Олиференко Л.Я. — М.: ИПК и ПРНО МО.-2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мысли классного руководителя о здоровом образе жизни.
Здоровый образ жизни — это способ бытия индивида во внешнем и внутреннем мире, как и система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды, где система вз.
Мы боремся. За здоровье. За здоровый образ жизни. Вернее, большая часть населения делает вид, что борется. Поэтому, к великому сожалению, статистика наличия хронических заболеваний, количества курящих.
Воспитание ценностного отношения к своему здоровью.
Проблемы воспитания ценностного отношения у учащихся к здоровому образу жизни.
Социально-экономическая нестабильность, обнищание большей части населения ослабили интерес родителей ко многому из происходящего в обществе, а самое главное – к здоровью и воспитанию подрастающего пок.
Цели и задачи:1.развитие спортивно-массовой работы в школе-интернате, пропаганда здорового образа жизни;2.повышение интереса к физическому совершенствованию своего организма;3.всестороннее развитие уч.
Источник