Проблема воспитания культуры здоровья образовательного процесса в ДОУ
учебно-методическое пособие по физкультуре (подготовительная группа) на тему
Здоровье – это один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problema_vospitaniya_kultury_zdorovya_obrazovatelnogo_protsessa_v_dou.docx | 19.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема воспитания культуры здоровья образовательного процесса в ДОУ
Здоровье – это один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.
В настоящее время в нормативных документах Министерства образования и науки и Министерства здравоохранения и социального развития России активно используется понятие «культура здоровья» как целевая установка в образовательных и оздоровительных программах для детей. Невозможно обойти вниманием такие важные проблемы, связанные со здоровьем подростков, как курение, злоупотребление алкоголем, употребление наркотических средств. Эти явления, получившие название «вредные привычки» , широко распространены сегодня в молодежной среде и оказывают огромное влияние на жизнь подростков любой возрастной группы. Управление здоровьем должно стать главным рычагом профилактики. Человек должен не только знать о болезнях и причинах их появления, он должен с раннего детства приобретать практические навыки саморегуляции состояния и функций своего организма.
Порой спрашивают, а с какого возраста следует вести пропаганду ЗОЖ? Первые же понятия по ЗОЖ к ребенку необходимо прививать с возраста, когда он начинает активно познавать мир, т. е. с 2—3 лет. И этот процесс должен непрерывно продолжаться всю человеческую жизнь. Именно в дошкольном учреждении должен закладываться фундамент трезвого поколения. Ухудшение здоровья детей дошкольного возраста в России стало не только медицинской, но и педагогической проблемой. Одной из причин этого является образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети. В большинстве семей можно обнаружить так называемые факторы риска : хронические инфекционные заболевания, низкая физическая активность, курение, злоупотребление алкоголем, наркотиками и т. д. При этом часто в семье присутствуют не один, а нескольких факторов.
Что же такое культура здоровья? Многие специалисты, давая определение культуры здоровья, на первый план выдвигают её физическую составляющую, забывая при этом о социально-психологической и духовно-нравственной составляющих этого понятия. Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ является особенно актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста. Сущностью культуры здоровья является умелое управление человеком своими жизненными силами даже тогда, когда отсутствует прямая вероятность болезни. Процесс формирования культуры здоровья связан с процессами воспитания и обучения.
Приоритетом дошкольного учреждения является физическое развитие ребёнка, сохранение его здоровья. На базе детского сада созданы все условия для полноценного физического развития и оздоровления детей. Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в каждой группе должны быть оборудованы физкультурные уголки: в них все необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна, оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми. В дошкольных группах детского сада созданы «уголки здоровья» , где дети получают знания валеологического характера.
Формирование у детей стойких стереотипов здорового поведения определено участниками образовательной среды в качестве стратегической задачи. Для её решения разработан своеобразный Кодекс Здоровья – свод правил здорового поведения и культуры здоровья в организованной детской среде. Среди них наиболее популярные, которые пользуются спросом в детском сообществе :
• Люби много двигаться, занимайся спортом.
• С охотой выполняй физические упражнения, ощущай радость от движений.
• Будь всегда в хорошем настроении, чаще улыбайся.
• Учись и люби закаляться.
• Занимайся ежедневно физическими упражнениями.
• Помогай своим лёгким дышать свежим воздухом : гуляй на участке, во дворе своего дома.
• Употребляй овощи и фрукты.
• Выполняй режим просмотра телепередач, занятий на компьютере.
• Своевременно ложись спать, пробуждай свой организм зарядкой, повышай физическую силу, бодрость духа.
• Соблюдай чистоту и порядок там, где играешь, где занимаешься, где отдыхаешь.
Как показывает педагогическая практика, подобная программа здорового поведения способствует появлению положительной динамики сохранения и укрепления здоровья каждого воспитанника. Более того, ребёнок охотно включается в полезные дела, рационализирует свою деятельность, проявляет ответственность к своему здоровью и здоровью других, стремится поддерживать и сохранять здоровье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Понятие «здоровье», «здоровый образ жизни», «культура здоровья». Критерии культуры здоровья старшего дошкольника.
Воспитание культуры здоровья в условиях ДОУ Современная наука доказывает, что проблемы здоровья и оздоровления населения выходят за границы здравоохранения. Получены новые научные ма.
Взаимодействие педагогов и родителей в решении проблемы формирования культуры здоровья дошкольников.
Консультация для воспитателей.
Выступление на педагогическом совете по теме.
laquo;Взаимодействие педагогов и родителей в решении проблемы формирования культуры здоровья дошкольников».
Источник
Проблема раннего формирования культуры здоровья
Надежда Рыжова
Проблема раннего формирования культуры здоровья
Проблема раннего формирования культуры здоровья
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей, каким образом способствовать формированию физ. культуры ребенка, как привить навыки здорового образа жизни, когда это надо начинать. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического развития. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. На этом этапе нам необходимо сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Сегодня к актуальным проблемам детского здоровья относятся: гиподинамия, детские стрессы, тревожность, агрессия, и др. Движение необходимо ребенку, т. к. способствует развитию его физиологических систем, следовательно, определяют темы и характер нормального функционирования растущего организма.
Современные дети в большинстве своем испытывают «Двигательный дефицит», т. е. количество движений, производимых ими в течение дня ниже возрастной нормы. Не секрет, что в детском саду и дома дети большую часть проводят в сташеечном положении. Это увеличивает сташеечную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает и утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.
Дети, поступившие в нашу группу, имеют отклонения в здоровье – нарушение осанки, плоскостопие. Вся наша работа непосредственно направлена на приобщение детей к нормам здорового образа жизни, на обогащение представлений о здоровье, об организме, его потребностях, о способах предупреждения травматизма, о закаливании, на беседы и пояснении о пользе и влиянии на организм физических упражнений.
В нашей группе созданы следующие условия для оздоровительно-коррекционной работой с детьми,а именно:
• Имеется мини-центр для подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий с детьми,который оборудован необходимым инвентарем: резиновыми и массажными ковриками, массажерами для стоп, нестандартным оборудованием для игровых дорожек, мячами, обручами, мешочками с песком, кеглями, лентами и т. д.
• Имеется картотека для развития основных движений, картотека физкультурных минуток и пальчиковых игр, дыхательных гимнастик, гимнастики для глаз, психомоторных упражнений.
Наш рабочий день в детском саду начинается с корригирующей гимнастики, которая проводится по подгруппам из 8 детей. В упражнения, которые меняются каждый квартал, включены упражнения на согласованность работы правой и левой половин тела (перекрестные движения – касание в ходьбе с высоким подниманием бедра правой и левой стороны тела противоположной рукой, на согласованность работы верхней и нижней части тела (растягивание икроножной мышцы, на согласованность работы передней и задней части тела (наклоны головы вперед, назад, наклоняясь, при наклоне назад должны достать пятку правой ноги левой рукой и наоборот.) Эти упражнения помогают детям работать на преодоление тяжести своего тела, сочетать работу правой и левой рук, ног, уметь производить движение с сопротивлением, координировать работу передней и задней половин тела.
В основной части включены упражнения для опорно-двигательного аппарата, развивающие силу мышц спины, силу мышц брюшного пресса, мышцы рук и ног.
В заключительной части комплекса используются различные виды ходьбы, бега и, конечно же, веселые игры, упражнения на расслабление мышц и снятие мышечных блоков.
В течение дня мы стараемся использовать каждую свободную минутку, где только можно использовать различные элементы здоровьесберегающих технологий:
• Физ. минутки на всех занятиях с использованием мышечного расслабления.
• Музыкальной терапии, сказкотерапия используется нами для нормализации эмоционального состояния и других методов психокорекции.
• Всевозможные пальчиковые гимнастики с проговариванием стихов, гимнастика для глаз, массаж и самомассаж рук, лица, головы.
• Смехотерапия и аутотренинг для расслабления мышечных блоков.
• В группе имеется уголок «уединения», где ребенок может побыть сам с собой, отдохнуть, помечтать и т. д.
• Элементы пантомимы для создания эмоционального образа при показе характеров людей и животных.
Наша работа по коррекции нарушения осанки продолжается на прогулке, где мы имеем возможность позаниматься с детьми индивидуально. Кроме основных движений мы упражняем детей в равновесии, в ползании, предлагаем детям выполнять некоторые упражнения с закрытыми глазами, используя при этом различное физ. оборудование, продолжаем обучение правильному дыханию. Где, как не на прогулке, есть возможность обучать детей различным приемам лазания, прыжкам, различным видам бега. В процессе множества подвижных игр дети с легкостью усваивают эти движения.
После дневного сна дети с удовольствием выполняют гимнастику по профилактике плоскостопия, которая проводится в игровой форме с использованием различных атрибутов. Гимнастика проводится в комплексе с дыхательной гимнастикой, упражнениями на расслабление мышечных блоков и моментов закаливания.
Множество различных развлечений, дней здоровья, где активное участие принимают родители, спартакиады, спортивные игры, эстафеты – все это очень благотворно влияет на физическое здоровье наших воспитанников.
Неотъемлемой частью нашей работы по этому вопросу является конечно же работа с родителями. На первом родительском собрании мы познакомили родителей с планом нашей оздоровительно-коррекционной работы, предложили им комплексы лечебных упражнений, как для профилактики нарушения осанки, так и плоскостопия, нацелили их на продолжение этой работы в выходные дни. Каждый родитель получил индивидуальный совет, касающийся их ребенка.
В течение трех месяцев все родители посетили открытые уроки, посмотрели как занимаются их дети, побеседовали с инструктором ЛФК.
И в заключении хочется сказать: Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровое поколение, то должны решать эту проблему всем миром – семья, МБДОУ, общественность.
Мозг шестилетнего ребенка незрел, и поэтому его восприятие, мышление, память, эмоции организуются по другим законам, иначе чем у взрослых. Мы по-разному чувствуем, видим, слышим, осязаем. Многие сравнивают ребенка с собой. Мы (воспитатели, родители)говорим ребенку:»Вот когда мне было 6 лет», но ведь это Вы, а не он, а ребенок особенный, совсем другой (и тем более имеющий отклонение в здоровье) и с этим нужно считаться.Да и мир изменился вокруг нас: он скоростной, больше информации – телевидение, радио, интернет. Как же ребенку приспособиться к такому потоку информации?
Ребенку очень нужно, чтобы воспитатели и родители его любили, понимали, защищали. Мы, воспитатели, видим с какой любовью родители провожают детей в детский сад, а дети в ответ машут родителям в окно, посылают воздушные поцелуи, и родители спокойно идут на работу зная, что детям уютно и комфортно в нашей группе, что здесь их тоже любят. это важно для их здоровья, и физического, и психического.
«Учитель Здоровья 2014». Инновационные подходы и здоровьесберегающие технологии для обеспечения здоровья воспитанников ДОУ Сегодня очень актуальна проблема здоровья детей. Поэтому в первый раз прошел конкурс «Учитель Здоровья 2014» среди педагогов образовательных.
Проект в средней группе «Дети и спорт» Несомненно, проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Следовательно, нашим детям нужна.
Источник
Воспитание культуры здоровья и основ здорового образа жизни детей в ДОУ
Светлана Маркитанова
Воспитание культуры здоровья и основ здорового образа жизни детей в ДОУ
Бесспорно, что здоровье – одно из основных составляющих счастья и благополучия человека. Даже в Конвенции прав ребёнка указано, что он имеет право на здоровый рост и развитие.
Следовательно, проблема воспитания культуры здоровья детей в ДОУ является наиболее востребованной на современном этапе развития. Сегодняшняя обстановка предъявляет высокие требования к состоянию здоровья, в особенности для детей дошкольного возраста. Изменение системы здравоохранения, низкий уровень профилактической работы, неграмотность родителей не способствуют повышению культуры здоровья у детей.
Главным условием в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом можно выделить учет индивидуальных особенностей и потребностей, состояния здоровья каждого ребенка.
Проведя анкетирование, мы выяснили, что родители заинтересованы в организации мероприятий, связанных с укреплением и сохранением здоровья у детей и готовы сотрудничать с ДОУ в этом процессе. Из этого следует, что у родителей также есть потребность в обеспечении хорошего здоровья детей, в развитии здорового образа жизни.
Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создать предметно-развивающую среду, в которой должны быть атрибуты, символика валеологического характера. Это ведет к формированию потребности вести здоровый образ жизни, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями. В нашем детском саду созданы физкультурные уголки и оборудован спортзал. Ведётся строгий подбор мебели, соответствующий всем санитарным нормам. Учитываются тепловые и световые режимы.
Формирование культуры здоровья достигается в режимных процессах, через воспитание культурно-гигиенических навыков, а также средствами рационального питания.
Особое внимание уделяем физическому воспитанию детей и комплексному подходу, который включает разнообразные компоненты здорового образа жизни, такие как утренняя гимнастика и гимнастика после сна, спортивные праздники, подвижные игры, физкультминутки, дозированная ходьба и т. п. Также используем такие формы работы с семьями детей как совместные дни здоровья, весёлые старты, соревнования.
Главным условием сохранения и укрепления здоровья дошкольника является его физическое воспитание, основная задача которого – улучшить физическое развитие и состояние здоровья, повысить работоспособность и сформировать двигательные навыки. В ДОУ используются следующие формы двигательной деятельности детей:
• Физкультурные занятия
• Утренняя гимнастика и гимнастика после сна
• Физкультминутки
• Подвижные и малоподвижные игры
Такая форма привлечения детей к здоровому образу жизни как физкультурные занятия развивают интерес детей к физическим упражнениям. Цель физических упражнений — обучать детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности. Занятия проводятся в специальном зале, сопровождаются музыкой.
Утренняя гимнастика служит вводной деятельностью, которая помогает детям в организации хорошего начала дня, развитию силы и ловкости, а также координации движений. В гимнастику включаем различные виды ходьбы, бег, самомассаж, упражнения. Также все эти движения сопровождаются стихотворным текстом. Утреннюю гимнастику проводим с такими атрибутами как погремушки, флажки, мячи, обручи, веревки, кубики, скакалки. Они повышают интерес, улучшают качество движений.
Но нельзя забывать и про дневной сон, который является важным компонентом здоровьесберегающих технологий. Для быстрого засыпания детейиспользуем следующие методические методы: колыбельные, прослушивание классической музыки, сказки. По окончанию дневного сна организуем гимнастику пробуждения. Гимнастика после сна проводится ежедневно с применением воздушных ванн, самомассажем и комплексов несложных упражнений в кроватках. Используются приёмы игрового самомассажа не только с целью профилактики заболеваемости, но и формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и развития навыков собственного оздоровления. Например, такой вид самомассажа стоп как – «Дотянись до ножки» является результативным видом закаливания, основанным на стимуляции активных точек на подошвах ног. С помощью данных процедур выполняется улучшение органов дыхания и защиты от простудных заболеваний. Следует регулярно проводить массаж пальцев с использованием разнообразных предметов: шишек, орехов, карандаша, бумаги и других.Также применять массаж спины: дети гладят спину друг другу и постукивают пальчиками, ладошками.
В работе с детьми применяется активный отдых. Но и к нему можно привязать подвижные игры, игры с правилами или спортивные. Важный результат игры – радость и эмоциональный подъём. Игры развивают физически, умственно, воспитывают нравственно, воздействуют на все психические процессы, воспитывают эстетику, трудовые навыки, имеют большое оздоровительное значение.
В работу с дошкольниками включаются занятия по познавательному развитию, которые влияют на формирование здорового образа жизни. Занятия организуются в игровой форме,например: «В гостях у доктора Айболита», «Путешествие с Мойдодыром». Занятие – это театрально-игровое действие, заряжающее ребёнка положительными эмоциями. В процессе занятий используем разнообразные виды массажей, пальчиковые игры, а также динамические и оздоровительные паузы.
Ещё одно важное направление в детском саду – лечебно-оздоровительное. Есть такие виды лечебно-оздоровительных мероприятий, которые проводятся на общих основаниях: дыхательная гимнастика, контрастное закаливание, ходьба по массажным дорожкам, водные процедуры, полоскание рта, обширное умывание, точечный массаж, релаксация, ароматерапия, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика.Также вводятся коррекционные технологии: арт-терапия, технологии музыкального развития, психогимнастика, сказкотерапия.Важно на протяжении всех процедур придерживаться следующих принципов:
• Положительного эмоционального отношения к закаливанию
Одним из важнейших приоритетов в работе является организация питания детей. В детском возрасте ценно сбалансировать питание. Сочетание разной пищи способствует насыщению организма ребёнка необходимыми веществами для его роста.
Основным условием в воспитании культуры здоровья ребёнка становится культура здоровья семьи. Ведь без участия родителей мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей. В процессе развития потребности в здоровом образе жизни детей используем как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями.Например: дни открытых дверей, родительские собрания, рекламные буклеты, индивидуальные и педагогические беседы, информационные бюллетени, тематические выставки, уголки здоровья и другие.
Необходимо с ранних лет прививать у ребёнка в семейном и общественном воспитании культуру здоровья, формировать у малыша бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Нужно выработать у детей привычку к здоровому образу жизни. Поэтому детский сад и семья должны ещё в дошкольном детстве заложить основы здорового образа жизни, помочь ребенку, как можно раньше понять ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить ребёнка самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
1. Здоровый дошкольник: социально оздоровительная технология 21 века/ сост. Ю. Е. Антонов, М. Н. Кузнецова и др. — М. : Гардарики, 2008.- 164с.
2. Карманова, Л. В. Занятия по физической культурев старшей группе детского сада: методическое пособие/ Л. В. Карманова — М. : Нар Асвета, 1980.- 162с.
3. Воробьева, М. Воспитание здорового жизни у дошкольников/ М. Воробьева // Дошкольное воспитание. — 1998. — №7.- 7с.
4. Нежина Н. В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста / Н. В. Нежина // Дошкольное воспитание. — 2004.- №4 — 14с.
Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через использование игровых обучающих ситуаций Самый драгоценный дар, который человек получил от природы — это здоровье. Какой совершенной ни была бы медицина, она не может избавить каждого.
«Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» (обобщение опыта работы) МБДОУ детский сад «Березка» воспитатель: Бекренева Валентина Ивановна 1 слайд «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного.
Актуальность формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Здоровье – основное и истинное достояние человека. Местом формирования здоровья ребенка сегодня является, к сожалению, не семья, где опыт.
Консультация «Воспитание у дошкольников основ здорового образа жизни» Воспитание у дошкольников основ здорового образа жизни В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является.
Консультация «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей?.
Конспект беседы по формированию основ здорового образа жизни с детьми раннего возраста Конспект беседы по формированию основ здорового образа жизни с детьми раннего возраста. Задачи: Уточнить знания детей о том, что такое.
Консультация «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей?.
Памятка для родителей «Формирование основ здорового образа жизни» Здоровый образ жизни- это индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение, укрепление и поддержание своего здоровья.
Воспитание здорового образа жизни у школьников средствами физической культуры Здоровье – это главная ценность жизни. Так же это здоровый образ жизни, который является наиболее эффективным средством и методом его обеспечения.
Опыт работы «Взаимодействие ДОУ и семьи как условие формирования у дошкольников основ здорового образа жизни» Состояние здоровья детей дошкольного возраста является гарантом благополучия общества. По этим причинам проблема сохранения и укрепления.
Источник