Меню

Проблема сохранения здоровья молодым

Пути решения проблемы сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни молодежи

Дата публикации: 03.12.2013 2013-12-03

Статья просмотрена: 6222 раза

Библиографическое описание:

Афонюшкин, О. С. Пути решения проблемы сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни молодежи / О. С. Афонюшкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 12 (59). — С. 397-398. — URL: https://moluch.ru/archive/59/8362/ (дата обращения: 08.06.2021).

Анализируя в данной статье основные пути решения проблемы сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни молодежи в системе современного высшего образования мы установили, что в условиях развития гуманистического общества первостепенную роль играет принцип гуманизации образовательного процесса, ориентированный на обязательный учет состояния здоровья, индивидуальных особенностей каждого подростка и развитие творческой самостоятельности личности. Делается акцент на разработку и развитие комплексных программ, призванных преодолевать определенное отчуждение образования от личности подростка. Ставится задача поворота всей системы образования к уважению личности, принятию и пониманию жизненных интересов и мотивов человека. Следуя этому, в рассмотрении основных идей педагогики и психологии находит отражение гуманистическая модель здоровой личности, подчеркивающая ценность и уникальность человеческой жизни и смысла его существования. Поэтому, раскрывая понятия и категории здорового образа жизни необходимо характеризовать сущность человека как носителя здоровья. Это важно потому, что именно человек, его здоровье, его образ жизни представляет собой особое явление, обладающее рядом специфических черт.

Сама сущность здоровья характеризуется биологически направленным потенциалом (наследственными возможностями), физиологическими резервами повседневной жизнедеятельности, нормальным психо-физиологическим состоянием и социально-направленными возможностями реализации человеком всех задатков (генетически детерминируемых). [1, С. 56]

Термин «психологическое здоровье» был включен в лексикон научной жизни И. В. Дубровиной. Рассматриваемый термин отмечает неразделимость телесного и психофизического в человеке. Всеобъемлющий портрет психологически настроенного здорового человека — это творческий, жизнерадостный, веселый, открытый человек, который познает себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Подобного рода человек берет на себя ответственность за свою жизнь, находится в постояннейшем развивающемся процессе.

Основываясь на мнении И. В. Дубровиной можно сказать, что основу социально-психологического здоровья сопоставляется полноценное психологическое развитие ребенка на всех этапах. Многие авторы имеют мнение о том, что социально-психологическое здоровье необходимо рассматривать с точки зрения духовно-нравственного богатства самой личности, ориентации на абсолютные ценности (доброту, красоту, истину).

В заключении рассматриваемого положения скажем, если личность не имеет этическо рассматриваемой базы, то невозможно говорить о его психолого-социальном здоровье. [5, С. 110]

В настоящее время становятся популярны теории использования внутреннего потенциала личности, делающие акцент, прежде всего на психосоматической обусловленности многих заболеваний и возможности с помощью психических механизмов личности быть здоровым. Так, М. С. Норбеков считает, что люди сами, собственной волей могут избавиться от болезней. По его мнению, люди теряют здоровье вследствие того, что они не ценят собственную жизнь. В этом определении важнейшим условием здоровья называется способность человека контролировать собственные психические процессы и вырабатывать волевые качества. Однако, на наш взгляд, в определении не учитываются объективные, не зависящие от человека обстоятельства.

Специфическим подходом к пониманию здоровью человека можно назвать аксиологичность в которой выделяют две тенденции. Первая из них характеризует то место, которое здоровье занимает в системе ценностей индивида, социальной групп и общества в целом (здоровье как ценность), вторая — степень осознания здоровья как ценности (ценность здоровья). Значимость аксиологического подхода для педагогики состоит в том, что он позволяет среди гуманистических ценностей выделить ценности педагогические, которые в современной педагогической науке рассматриваются как нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие в роли познавательно-действующей системы, служащей опосредствующим и связывающим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. [3, С. 90]

Читайте также:  Пример плана индивидуального развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья

Положения формирования ЗОЖ находят отражение в социологических исследованиях, согласно которым значительная роль принадлежит социогенезу. Предполагается, что условия развития общества (научно-технический прогресс: модернизация и глобализация, информатизация и технологизация), воздействие социальной среды в связи с биологическими особенностями индивидуума («своеобразие его телесной и психической организации, темперамента, интеллектуального потенциала, его потребностей, задатков, способностей, специфической организации и одаренности») оказывают влияние на формирование навыка ЗОЖ.

Главным методом исследования в проводимой работе выбрана анкетная форма опроса. Она является более удобной при обрабатывании и анализе данных, и также позволяет в значительной степени сократить время сбора информации, чего бы не произошло при методе беседы или интервьюирования. Опрос был произведен в очной форме в местах потенциальной локализации молодых людей (университет, общежитие, наркоцентры). Практически все вопросы анкеты были направлены на самоощущение, самооценку здоровья респондентов и образа жизни самими учащимися. Количество опрашиваемых по анкете — 59 человек, среди них 19 юношей (30 % от общего количества респондентов) и 40 девушек (71 % соответственно).

В соответствии с конституциональными (морфофизиологическими и психофизиологическими) характеристиками, возрастом, полом, профессией, местом проживания и так далее, создается типология здорового образа жизни, то есть для каждого конкретного человека подбираются общие принципы и модели.

На соблюдение принципов здорового образа жизни оказывают влияние как субъективные, так и объективные факторы.

К субъективным факторам относится соблюдение на практике принципов здорового образа жизни отдельным человеком, семьей, группой людей, что немыслимо без физической культуры и массового спорта. [2, С. 128]

Посреди объективных факторов здорового образа жизни выделяются следующие:

— «качество окружающей среды (состояние воздуха, воды, почвы), продуктов питания, жилища, одежды;

— доступность физкультурных и спортивных комплексов и сооружений (стадионов, бассейнов, оздоровительных центров и т. д.), спортивного инвентаря и так далее».

Задачи и содержание воспитательного процесса учащейся молодежи многогранными. Главное место посреди них занимают проблемы охраны здоровья подростков и их физического воспитания, так как от эффектности разрешения указанных проблем зависит полноценное развитие подростка.

У учащейся молодежи есть всего несколько предпосылок для устойчивого формирования представлений о здоровом образе жизни:

— активным способом развиваются психические процессы, растет самооценка, чувство ответственности;

— заметными становятся положительного характера изменения в физическом и функциональном развитии; молодежь умеет сохранять и грамотно демонстрировать правильную осанку;

— подростки способны самостоятельным образом выполнять бытовые поручения, владеют необходимыми навыками самообслуживания, прилагают волевые усилия для достижения поставленной цели в игре, в проявлении физической активности.

На физиологическое состояние учащейся молодежи значительное влияние оказывает их психологическое и эмоциональное состояние, зависящее, в свою очередь, от ментальных установок.

Поэтому автор выделяет следующие аспекты здорового образа жизни учащейся молодежи:

— аспект эмоционального самочувствия: психогигиены, умения справляться с собственными эмоциями;

— аспект интеллектуального самочувствия: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в совершенно новых обстоятельствах;

— аспект духовного самочувствия: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные конкретные жизненные цели и стремиться к ним, оптимистичный настрой.

При анализе всех рассмотренных программ воспитания и развития учащейся молодежи было показано, что главенствующее место в учебно-воспитательном процессе занимает физическое воспитание в отличие от формирования представлений учащейся молодежи о здоровом образе жизни.

1. Митина Е. П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра / Е. П. Митина // Начальная школа.-2006.- № 6. — С.56.

2. Ньюсом Даг.А, Терк Джуди ВанСлайк., Крукеберг Дин. Все о PR. Теория и практика паблик рилейшнз/Пер. с нгл.-М.: Консалтинговая группа «ИМИДЖ-Контакт»: ИНФРА-М, 2001.- 628 с.

3. Ощепкова Т. Л. Воспитание потребности в ЗОЖ у детей младшего школьного возраста / Т. Л. Ощепкова // Начальная школа.-2006, -№ 8.- С.90.

4. Чернецкий А. Г. Воронежские врачи пиарят прививки. — Режим доступа: http://www. pr-life. Ru

Читайте также:  Как здоровье алены косторной

5. Яковлева Н. В. — Анализ подходов к изучению здоровья в психологии // Психология и практика. Ежегодник Российского психологического общества. Ярославль, 2011. С. 110.

Источник

Естествознание. 11 класс

Конспект урока

Естествознание, 11 класс

Урок 33. «Проблемы сохранения здоровья человека»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

— Какие существуют сегодня проблемы сохранения здоровья человека?

— Каковы основные факторы, негативно воздействующие на здоровье человека?

— Какие существуют методы и средства сохранения и укрепления здоровья человека?

— В чем сложность сохранения здоровья человека?

Глоссарий по теме:

Здоровье – это такое состояние психического, физического и социального благополучия человека, в котором отсутствуют расстройства органов, функций и систем организма, и обеспечена максимальная адаптивность.

Биологические угрозы здоровью человека – это условия природной среды, которые создают повышенную вероятность либо опасность возникновения заболеваний, например, высокий уровень радиации, рост числа болезнетворных микроорганизмов.

Социальные угрозы здоровью человека – это условия социальной среды, которые создают повышенную вероятность либо опасность возникновения заболеваний, например, пропаганда «антиздорового» образа жизни – жизни одним днем, малоподвижный образ жизни современных людей и т.д.

Экономические угрозы здоровью человека – это условия экономической системы, которые создают повышенную вероятность либо опасность возникновения заболеваний, например, низкий уровень производства в развивающихся странах и недостаток ресурсов, ведущий к распространению голода и нищеты.

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):

1. Естествознание. 11 класс [Текст]: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / И.Ю. Алексашина, К.В. Галактионов, И.С. Дмитриев, А.В. Ляпцев и др. / под ред. И.Ю. Алексашиной. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2017. : с 59-63.

2. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека. – 2-е изд. – Ростов-на-Дону «Феникс» 2003 г. с. 67-89.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии);

Информационный портал. Раздел: проблемы здоровья человека / URL: http://biofile.ru/bio/21493.html

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Сложность сохранения здоровья человека обусловлена тем, что многие современные заболевания имеют не столько биологическую природу (например, невозможность вылечить ту или иную болезнь или возникновение эпидемий), сколько социальную. В частности, такие современные проблемы, как алкоголизм, наркомания, заражение ВИЧ, возникают не столько из-за несовершенства науки и медицины, сколько из-за деструктивного поведения людей. Данный факт обуславливает необходимость комплексного подхода при решении проблем сохранения здоровья людей – как с биологической, медицинской, так и с социальной точки зрения.

Угрозы здоровью человека – негативные биологические, антропогенные, социальные и иные факторы, принято классифицировать по особенностям происхождения таких угроз. По данному признаку выделяют биологические угрозы – например, не поддающиеся лечению заболевания, вспышки численности болезнетворных микроорганизмов и т.д., социальные угрозы – например, рост «социально обусловленных» заболеваний, таких как алкоголизм, наркомания и др., экономические – бедность и голод.

Биологические угрозы здоровью человека – это условия природной среды, которые создают повышенную вероятность либо опасность возникновения заболеваний, например, высокий уровень радиации, рост числа болезнетворных микроорганизмов.

Социальные угрозы здоровью человека – это условия социальной среды, которые создают повышенную вероятность либо опасность возникновения заболеваний, например, пропаганда «антиздорового» образа жизни – жизни одним днем, малоподвижный образ жизни современных людей и т.д.

Экономические угрозы здоровью человека – это условия экономической системы, которые создают повышенную вероятность либо опасность возникновения заболеваний, например, низкий уровень производства и недостаток ресурсов, ведущий к распространению голода и нищеты.

Среди современных биологических угроз здоровью человека можно назвать следующие:

1. Распространение опасных вирусов – например, ВИЧ, или быстро меняющийся вирус гриппа.

2. Рост антропогенной нагрузки на природные системы – загрязнение биологических ресурсов. Например, загрязнение природной среды влечет за собой ухудшение экологической обстановки – снижение качества воздуха и воды, вызванный ими рост заболеваний дыхательной системы и желудочно-кишечного тракта.

Читайте также:  Болховская общеобразовательная школа интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

3. Истощение природных ресурсов – в первую очередь, пищевых.

4. Снижение иммунитета человека, рост аутоиммунных заболеваний, при которых иммунная система атакует клетки своего организма. С другой стороны, в результате использования антибактериальных чистящих и моющих средств иммунная система человека «не научается» противостоять даже сравнительно неопасным биологическим агентам.

К числу социальных угроз здоровью человека относятся:

1. Распространение алкоголизма, наркомании.

2. Распространение игромании, которая не так давно была официально признана болезнью, а также снижение социальной адаптации вследствие бегства в виртуальную реальность.

3. Малоподвижный образ жизни (сидячая работа, пассивный отдых и т.д.).

К числу экономических угроз здоровью человека относят:

1. Голод в развивающихся странах.

2. Бедность населения, невозможность вести полноценную, в том числе и с точки зрения сохранения здоровья, жизнь.

Можно выделить и иные угрозы здоровью человека, которых распределятся по основным категориям.

Перечисленные факторы негативно влияют на состояние здоровья человека. Исходя из многообразия существующих угроз, проблема сохранения здоровья человека требует комплексного подхода. Если человек избавляется от основных факторов риска развития многих заболеваний, то он сохраняет и укрепляет здоровье.

Методы охраны здоровья – это комплексы мер, которые способствуют снижению уровня воздействия факторов, негативно влияющих на состояние здоровья человека.

Наиболее доступные способы укрепления и сохранения здоровья человека включают в себя:

1. Подвижный образ жизни (привычка к физическим упражнениям на регулярной основе – например, утренняя зарядка, занятия спортом и т.д.).

2. Закаливание организма, что повышает устойчивость организма к переохлаждению или перегреванию, снижает риск развития простудных заболеваний.

3. Отказ от излишнего приема лекарств и иных химических препаратов (кроме тех, которые назначены врачом по состоянию здоровья).

4. Формирование оптимального режима труда и отдыха – например, чередование физических и умственных нагрузок, отдых в местах с благоприятной экологической обстановкой и т.д.

5. Рациональное питание – отслеживание объема потребления белков, жиров, углеводов, витаминов в оптимальном соотношении, исходя из возраста, образа жизни, уровня нагрузок и т.д.

6. Развитие навыка контроля негативных эмоций, позитивного мышления и взгляда на мир.

7. Отказ от вредных привычек – употребления алкоголя, наркотиков, курения.

Перечисленные методы и принципы сохранения и укрепления здоровья предполагают, что каждый человек должен сознательно применять их, стремясь сохранить хорошее состояние здоровья. Ввиду этого, на современном этапе говорят об ответственности каждого человека за сохранение и укрепление своего здоровья.

Здоровье – это такое состояние психического, физического и социального благополучия человека, в котором отсутствуют расстройства органов, функций и систем организма, и обеспечена максимальная адаптивность. Из данного определения следует, что хорошее состояние здоровья предполагает способность человека противостоять основным факторам нарушения здоровья.

Угрозы здоровью человека – негативные биологические, антропогенные, социальные и иные факторы, принято классифицировать по особенностям происхождения таких угроз. По данному признаку выделяют биологические угрозы – например, не поддающиеся лечению заболевания, вспышки численности болезнетворных микроорганизмов и т.д., социальные угрозы – например, рост «социально обусловленных» заболеваний, таких как алкоголизм, наркомания и др., экономические – бедность и голод.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:

1. Состояние психического, физического и социального благополучия человека, в котором отсутствуют расстройства органов, функций и систем организма, и обеспечена максимальная адаптивность называют:

Правильный ответ: 2) Здоровье.

2. Что из перечисленного не относится к методам сохранения здоровья:

1. Подвижный образ жизни.

2. Закаливание организма.

4. Формирование оптимального режима труда и отдыха.

5. Формирование адаптаций.

6. Отказ от вредных привычек.

Правильный ответ: 5. Формирование адаптаций.

Источник

Adblock
detector