Сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС.
учебно-методический материал
Данное выступление можно использовать на метод.объединении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_seminare.docx | 19.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Куликова С.Е. учитель
Сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС.
Всемирная организация здравоохранения определила, что здоровье- это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Личная культура здоровья- это часть культуры личности, включающая в себя сформированное ценностное отношение к себе и своему здоровью, мотивы к сохранению и укреплению здоровья, потребность быть здоровым, используя для сохранения и укрепления здоровья, накопленные обществом знания и оздоровительные практики.
Проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения уже не один год является предметом обсуждения. Сегодня детский сад и школа сталкиваются с двумя серьезными проблемами: трудности в обучении детей, связанные с повышением требований образовательных программ, и постоянно ухудшающееся состояние здоровья детей, препятствующее овладению образовательными компетенциями в различных областях научного знания.
Практика показывает, что традиционные медико-профилактические подходы к сохранению и укреплению здоровья детей не дают желаемого результата. По данным Министерства здравоохранения и социального развития, только 10% детей относится к числу здоровых, 40%- к группе риска, а 50% имеют патологию развития.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), как правило, отличаются от своих сверстников по показателям психического и физического развития. Им свойственны: эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость
И истощаемость нервных процессов, и т.д. Поэтому так необходим комплексный подход организации здоровье сберегающего пространства для детей с ОВЗ.
Обязательной является и определенная в примерной образовательной программе структура системной работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования.
Система работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в стандарте в виде пяти взаимосвязанных блоков:
— создание здоровье сберегающей инфраструктуры;
— рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся;
— эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы;
— реализация образовательной программы и просветительской работы с родителями.
Здоровье сберегающая инфраструктура образовательного учреждения включает :
— соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам , нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда воспитанников;
— наличие и необходимое оснащение помещение для питания воспитанников, а так же для хранения и приготовления пищи;
— организация качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков;
— оснащенность комнат, коридоров, игровых комнат;
— наличие помещений для медицинского персонала;
— наличие необходимого (В расчете на количество воспитанников)квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу (учителя физкультуры, тренера, психолога, воспитателей).
Ответственность и контроль за реализацию этого блока возлагается на администрацию образовательного учреждения.
Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности воспитанников , направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления.
Создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:
— соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) воспитанников на всех этапах обучения;
— введение любых инноваций в воспитательный процесс только под контролем специалистов;
— строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;
— ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ОВЗ, посещающими специальные группы под наблюдением медицинских работников.
Эффективная организация оздоровительной работы , направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима воспитанников, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья и формирование культуры здоровья, включает:
— полноценную и эффективную работу с воспитанниками всех групп здоровья (на спортивных мероприятиях, в секциях и т.п.);
— организацию динамических перемен, физкультминуток на занятиях, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
— регулярное проведение спортивно- оздоровительных мероприятий ( дней здоровья, соревнований, походов).
Реализация этого направления зависит от администрации образовательного учреждения, воспитателей, медицинских работников, а также всех педагогов.
Рекомендации для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ
Для детей с ОВЗ необходимы изменения способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения образовательной программы. Необходимо предоставление особых условий:
Изменение сроков сдачи , формы выполнения задания, его организации, способов представления результатов. Необходимые изменения способов подачи информации и модификации должны быть включены в индивидуальный образовательный план ребенка. Эти изменения следует применять так, чтобы они отражали индивидуальные нужды детей с особыми потребностями, причем очень важно также узнавать мнение самих учащихся о том, в чем именно они нуждаются.
Активная поддержка ребенка с пониманием его трудностей, но без проявления жалости и поблажек. Определение планки развития должно выполняться не только специалистами, но и родителями. Постоянный контакт с педагогами, особенно с «сопровождающим» ребенка тьютором. Требования всех членов семьи должны быть одинаковыми. Любой ребенок учится только в «состоянии успеха», а значит, ему должна быть оказана вся помощь и поддержка, которую в состоянии дать родители.
Следует знать об этом и следить, чтобы права детей с ОВЗ соблюдались во всех образовательных учреждениях.
Источник
Современные подходы в работе с детьми ОВЗ по сохранению и укреплению физического и психического здоровья
Ольга Силонова
Современные подходы в работе с детьми ОВЗ по сохранению и укреплению физического и психического здоровья
В современном обществе сохранение и укрепление здоровья человека является актуальной проблемой. В последнее время все чаще отмечается рост числа дошкольников с нарушениями в психическом и соматическом развитии, требующих к себе пристального внимания специалистов. Одну из таких групп составляют наши дети с задержкой психического развития. Любое нарушение в ходе развития ребёнка отрицательно отражается на его деятельности и поведении, а значит, на формировании личности в целом. Задача сохранения и укрепления здоровья особенно важно для детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку они соматически ослаблены, многие имеют хронические заболевания, кроме того, по сравнению со сверстниками, испытывают повышенную интеллектуальную нагрузку. Вся работа в нашей группе имеет оздоровительно-коррекционную направленность и способствует общему физическому и психическому развитию детей с ограниченными возможностями здоровья. Которая ведется совместно с медицинскими работниками, узкими специалистами ДОУ и родителями.
Утро с детьми в нашей группе начинается с добрых слов приветствия «Доброе утро», «Здравствуйте». Каждый ребенок определяет свое настроение в группе (стараемся чтобы оно было позитивным) стенд «Наши гномики».
Прикреплённые файлы:
prezentacija-sovremenye-podhody_q6smg.ppt | 4156 Кб |
Инновационные подходы в работе с родителями к решению проблем духовно-нравственного и физического здоровья Сегодня, как и раньше, взрослые нуждаются в знаниях, позволяющих им справиться с возникающими проблемами в воспитании детей. Так как мы.
Комплексная система работы по сохранению и укреплению здоровья детей на 2017–2018 учебный год Общие положения В процессе оздоровления детей необходимо формировать у них осознанное отношение к своему здоровью, учить их понимать значение.
Отчет о работе по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей в ДОУ Основная цель разработки: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование их физического развития,.
Педсовет «Современные подходы к обеспечению физического развития ребенка» Педсовет на тему: «Современные подходы к обеспечению физического развития ребенка» Цель: поиск путей оптимизации создания условий для.
План по самообразованию «Современные формы работы с детьми по укреплению и сохранению здоровья в ДОУ» на 2017–2018 гг Актуальность темы: внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную.
План программы «Здоровье» по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста План программы «Здоровье» по сохранению и укреплению здоровья детей Цель программы: Формирование основ здорового образа жизни. Задачи.
Проект «Формы взаимодействия детского сада и семьи по сохранению и укреплению здоровья детей» Актуальность. Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека стала занимать во всём мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны.
Семинар для старших воспитателей Решение задач по охране и укреплению физического и психического здоровья детей Семинар для старших воспитателей «Решение задач по охране и укреплению физического и психического здоровья детей через создание эмоционального.
Фотоотчет о работе по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста 1 слайд «Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста через организацию дополнительных услуг физкультурно-оздоровительной.
Программа по сохранению и укреплению здоровья дошкольников «Здоровый дошколёнок» Программа по сохранению и укреплению здоровья дошкольников «Здоровый дошколёнок» Актуальность программы Здоровье – необходимое.
Источник
Формы работы по сохранению и укреплению психологического здоровья детей с ОВЗ (опыт работы)
статья по коррекционной педагогике на тему
Основная цель деятельности современного педагога — психолога ДОУ — это охрана психологического здоровья детей на основе создания условий , способствующих эмоциональному благополучию и развитию каждого воспитанника дошкольного учреждения. Опыт работы основан на выполнении требований ФГОС ДО.
Ключевые слова: реализация ФГОС ДО, психическое и психологическое здоровье детей, предметно-пространственная среда, психологический комфорт, эмоциональное благополучие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskoe_zdorove_detey_s_ovz_opyt_raboty.docx | 55.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 21»
по сохранению и укреплению
психологического здоровья детей с ОВЗ»
Педагог – психолог Радионова Е.И.
г. Биробиджан, 2018г
Основная цель деятельности современного педагога-психолога ДОУ – это охрана психологического здоровья детей на основе создания условий, способствующих эмоциональному благополучию и развитию каждого ребенка.
В опыте работы отмечается, что построение коррекционно — развивающей деятельности с детьми с учетом требований ФГОС ДО повышает роль педагога-психолога в решении задач развития дошкольного образования.
Ключевые слова: реализации ФГОС ДО, психическое и психологическое здоровье детей, развивающая среда, территория психологической безопасности и комфорта, создание оптимальных условий, психологический комфорт, формы работы, мониторинговое обследование.
«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В современных дошкольных образовательных учреждениях актуализировалась проблема здоровья подрастающего поколения — создание оптимальных условий, обеспечивающих охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, сохранение их индивидуальности, приобщение детей к ценностям здорового образа жизни.
Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 предъявляет требования к условиям, которые необходимы для создания социальной ситуации развития детей, способствующей обеспечению эмоционального благополучия соответственно специфике дошкольного возраста [п. 3.2.5.].
На сегодняшний день, соответственно требованиям ФГОС ДО, главная цель психологической службы Д0У это:
-создание условий для обеспечения полноценного психического и личностного развития детей дошкольного возраста в процессе их воспитания, образования и социализации на базе дошкольного образовательного учреждения.
Следует разграничивать термины: «психическое здоровье» и «психологическое здоровье».
Для психического здоровья норма – это отсутствие патологии, симптомов, мешающих адаптации человека в обществе. Заботой медицинских работников здесь является избавление от патологических факторов.
Термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом. Он связывает собою две науки и две области практики – медицинскую и психологическую. И направление действий педагогов-психологов идет в сторону оказания помощи в приобретении ребенком полезных свойств, способствующих успешной адаптации ребенка к социуму.
В своей практике, в соответствии с принятой классификацией, я выделяю несколько уровней психологического здоровья детей. Эти уровни условные, но необходимы для организации практической работы с детьми, и позволяют дифференцировать психолого-педагогическую помощь детям. Условно состояние психологического здоровья ребенка можно разделить на три уровня:
- К первому уровню относятся дети, которые не нуждаются и не требуют психологическую помощь. Это высокий креативный уровень, выражающий совершенную степень психологического здоровья
- Ко второму адаптивному уровню относится большинство детей. Эта группа довольно многочисленна и представляет средний уровень психологического здоровья. Дети адаптированы к социуму, но нуждаются в целенаправленной психопрофилактической помощи с использованием групповой работы.
- К третьему — низкому уровню психологического здоровья относятся дети, которые требуют индивидуальную психологическую помощь
Основное направление опыта уделено сохранению и укреплению психологического здоровья детей с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения, обращено внимание на взаимосвязь всех участников образовательного процесса.
Соответственно специфике дошкольного учреждения основным условием нормального психосоциального развития признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая педагогами и родителями, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение.
Очень важно сохранять эмоциональное психологическое здоровье детей с ОВЗ именно в дошкольном учреждении, потому что ребёнок, находясь в детском саду, испытывает на себе множество стрессовых факторов. Для дошкольника важно, чтобы распорядок жизни был стабильным. Ребенок, который привык к определенному порядку, более уравновешен. Он представляет себе последовательность занятий, смену видов деятельности в течение дня и заранее настраивается на них. Обстановка спокойной жизни, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов педагога— это необходимые условия нормальной жизни и развития детей. Собственную активность ребёнка обеспечивает комфортность предметно-развивающей среды.
В Стандарте зафиксированы критерии к развивающей предметно-пространственной среде, которая должна быть [ФГОС ДО3.3.4.]:
Предметно – пространственная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Рассматривание вопроса по созданию и обогащению предметно – пространственной психологически комфортной среды помогло определить основные направления игровой деятельности с детьми по теме и включило в себя:
1.организацию зоны для психологической разгрузки
2.обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме
3.обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции
4.обучение детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр
5.повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей
6.обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.
Таким образом, психологическая комфортность образовательной среды:
-это состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на чувства радости и удовлетворения, испытываемые детьми, находящимися в образовательном учреждении;
-это условия, при которых они чувствуют себя спокойно, когда нет необходимости от кого-либо защищаться.
В целях сохранения и укрепления психологического здоровья в развития личности ребёнка важным являются взаимоотношения между сотрудниками учреждения, от умения и согласованности их действий. В ДОУ такая работа отмечена положительной и благоприятной.
Для определения уровня психологической атмосферы в коллективе использовала диагностическую методику «Оценка психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф.Фидлеру).
Основным условием нормального психосоциального развития ребёнка признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря правильно организованному режиму дня дошкольника, благоприятному стилю общения с ним. В общепринятой классификации выделяются стили отношений: демократический, авторитарный и либеральный. Для выявления стилей общения использовала диагностическую анкету «Стиль педагогического общения ».
Для перехода всего коллектива педагогов к применению демократического стиля общения с детьми организовала и провела консультации:
- Психологический климат в коллективе как составляющая психологического здоровья детей и взрослых
- Благоприятный психологический микроклимат – условие повышения эффективности образовательного процесса
- Профилактика и коррекция психоэмоционального напряжения у дошкольников
- Психогимнастические игры и упражнения для детей на коррекцию эмоционально-личностной сферы детей
- Психоэмоциональный комфорт воспитанников, как одно из важнейших условий обеспечения здоровьесберегающего образовательного процесса и др.
Для собственной психологической разгрузки педагогам были предложены:
- Приемы психологической защиты
- Тренинговые упражнения на снятие эмоционального напряжения.
Основные компоненты системной работы по сохранению и укреплению психологического здоровья детей в ДОУ:
1. Организация успешной адаптации дошкольников к условиям дошкольного учреждения 2. Использование игровой деятельности с детьми разного возраста.
3. Успешно помогает созданию психологического комфорта у детей психомышечная гимнастика
4. Организация предметно – развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Результат проведенной работы по обеспечению психологического здоровья, психологической комфортности пребывания детей в группах детского сада отразился в результатах мониторинга.
Эмоционально – психологический комфорт детей в дошкольном учреждении
5. Учитывание роли семьи в сохранении психологического здоровья ребенка.
Решение проблемы мы находим в использовании разнообразных форм и методов работы с родителями.
В работе с родителями я основываюсь на их ознакомлении с нормативными правовыми документами:
-Конвенцией о правах ребёнка
-Семейным кодексом РФ
-Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
-Федеральным законом «Об образовании», где прописано, что приоритет по воспитанию детей остаётся за семьёй.
-Федеральным Государственным Образовательным Стандартом
ФГОС ДО каждого участника образовательного процесса призывает к поиску, апробированию разных методов и форм работы с детьми. Не просто давать знания и прививать навыки, не наталкивать, не давить своим авторитетом, а пробуждать активное мышление, любознательность, воображение, активизировать речь, растить личность, создавая для нее психологически комфортную обстановку: не дети для нас, а мы для детей.
Ребенку дошкольного возраста психологически комфортно, если он здоров, не обременен внутренними психологическими проблемами, может быть самим собой, если его окружают приятные для него взрослые и дети, принимающие его таким, каков он есть, если ребенок занят увлекательным делом.
Организация работы по сохранению психологического здоровья детей ОВЗ исходит из принципа «не навреди» и способствует эмоциональному благополучию и развитию каждого ребенка.
Положительная динамика в работе всех участников образовательного процесса по сохранению и укреплению психологического здоровья детей с ОВЗ, а также создание в ДОО психологически комфортной образовательной среды, способствовало улучшению эмоционального благополучия воспитанников, а также охране и сбережению их психологического здоровья.
- Федеральный государственный образовательный стандарт Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155
- Афонькина Ю.А. Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. — Волгоград: Учитель, 2015
- Вежновец И. Развитие эмоциональной сферы. Дошкольный психолог, М, 2003.
- Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений с семьей (формы работы с родителями в ДОУ). — Уфа: НИМЦ при ГУНО, 2005. – 44с.
- Иванова Г.М., Краснова С.П. В детском саду – как дома // Управление ДОУ. – 2003. — №4. – с.112-115.
- Лапина И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад. – Волгоград, 2010. – 127 с.
- Практические семинары и тренинги для педагогов. – Вып. 1. воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие/ авт.-сост. Е.В. Шитова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 171 с.
Источник