Меню

Проблема реализации культуры здоровья

Проблема формирования культуры здоровья у студентов-первокурсников

Рубрика: Физическая культура и спорт

Дата публикации: 15.12.2015 2015-12-15

Статья просмотрена: 539 раз

Библиографическое описание:

Любаев, А. В. Проблема формирования культуры здоровья у студентов-первокурсников / А. В. Любаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 675-677. — URL: https://moluch.ru/archive/104/24248/ (дата обращения: 08.06.2021).

В данной статье на основе практического материала рассматриваются проблемы формирования культуры здоровья у студентов. Здоровье человека обладает сложной взаимосвязанной системой, образованной психическими, физическими и духовными компонентами. Поэтому остро стоит проблема формирования культуры здоровья у студентов и в то же время важной задачей многих общественных наук, в том числе и педагогики.

Ключевые слова: здоровье студентов, физические нагрузки, вредные привычки, мотивация.

In this article, based on the practical material problems of formation of culture of health of students. Human health has a complex interconnected system formed mental, physical and spiritual components. Therefore, the acute problem of formation of culture of health of students and at the same time, an important task of many of the social sciences, including pedagogy.

Keywords:health students, exercise, bad habits, motivation.

Сегодня во главу ценностей развития в Российской Федерации ставится не только общее благосостояние общества и уровень жизни, но и задачи по сохранению здоровья населения. Данное суждение так же можно заметить в ряде нормативных правовых актах Правительства РФ. Например, концепция демографической ситуации страны на период до 2020 года. Кроме того, укрепление населения граждан, формирование стимулов для ведения здорового образа жизни и другие постулаты находят свое отражение в Национальной доктрине образования России [5].

Таким образом, можно видеть, что и в сфере образования говорится о мероприятиях по сохранению и улучшению здоровья обучающихся граждан. Так же можно отметить одни из ключевых задач образования, которые находят тесное отражение в вопросах совершенствования российского общества. Основная их суть заключается в создании стратегически важных условий для развития социально-экономической ситуации России, возможностей для развития духовности, создание факторов национальной безопасности и высокого качества жизни граждан. Все эти тезисы дают наглядное понимание актуальности и важности исследуемой темы, что, несомненно, имеет огромное значение в современном мире. Кроме того, это создает ряд проблемных вопросов, которые мы и попробуем исследовать.

Исходя из сложившейся тенденции, можно наблюдать происходящие изменения и в системе высшего профессионального образования. Сегодня не малое внимание уделяется не просто образованию учащихся, но и повышению морального уровня граждан, вопросам их воспитания. Как утверждает ученый Н. В. Кузьмина, будущий высококвалифицированный просто обязан обладать помимо базового уровня научно-педагогического образования еще и достаточным уровнем физического и психического здоровья [1, с. 86].

Проводится довольно большое количество исследований в области здоровья молодых специалистов. Такие труды представлены целым рядом трудов ученых, например, О. В. Куделин, Л. Ф. Тихомирова, А. А. Дубровский, В. П. Казначеев и т. п. Выводы говорят о том, что уровень здоровья неумолимо снижается из года в год [3, c. 109].

Студенчество по существу представляет собой группу людей общества, которые наиболее подвержены рискам. Говоря о факторах возможных угроз, можно выделять нервные перегрузки студентов, несоблюдение режима сна и отдыха, а так же питания, чрезмерная страсть к видео играм и сети Интернет [2, c. 104]. Наличие вредных привычек особенно, гораздо больший вред, оказывает на молодых людей. Кроме того, только в последний год отмечается рост активности студентов.

Было проведено ряд исследований на протяжении 2007–2015 года, которые говорят о том, что рост студентов, которые были освобождены от физических нагрузок в учебных заведениях, вырос с 12 % до 42 % в зависимости от исследуемого региона. В 2013 году средний показатель по стране был на уровне 20–25 % [4].

Если рассматривать эти пропуски в разрезе видов заболеваний, то можно увидеть такую картину. На долю вегетососудистой дистонии в 2014 году приходилось 68 % от общего объема пропусков. 4,89 % составляли справки о хроническом пиелонефрите, а вот заболевания опорно-двигательного аппарата составили лишь 3,16 % [6, c. 242]. Данные анализы дают понимание, что тенденция идет не в лучшую сторону. И лишь в последнее время наметились тенденции улучшения.

Читайте также:  Здоровье для рождения детей

Кроме того, для большего понимания ситуации нами был проведен социологический опрос, в котором приняло участие порядка 70 человек 1–2-го курса. Респондентам следовало бы дать ответ лишь на один единственный вопрос — “что по вашему мнению оказывает наибольшее влияние на состояние здоровья учащегося и человека?” Данные исследования были проведены на кафедре медицинской подготовки и безопасности жизнедеятельности. Данные исследования условно были отображены в таблице 1.

Факторы, влияющие на здоровье человека (констатирующий эксперимент)

Источник

Проблема культуры здорового образа жизни в научных исследованиях.

специалист в области арт-терапии

Проблема культуры здорового образа жизни в научных исследованиях.

Одной из перманентных и приоритетных задач развития общества является обеспечение здоровья людей и в первую очередь подрастающего поколения. Статистика говорит о том, что в настоящее время произошло резкое ухудшение здоровья населения, в том числе детей. В среднем по России только 10% выпускников школ могут считаться практически здоровыми. Решить проблему сохранения и укрепления здоровья невозможно только с помощью медицины. Здоровье человека, по данным Всемирной организации здравоохранения, на 70-80% определяется собственным отношением человека к нему, а также желанием и возможностью влиять на факторы, способствующие его улучшить.

Преодоление кризиса в охране здоровья зависит от многих факторов: отношения к нему государства, общества, каждого конкретного человека. Сохранение и укрепление здоровья народа должно стать национальной целью. В этой связи необходимостью становится создание государственной системы всеобщего обязательного обучения основам охраны здоровья подрастающего поколения.

Как справедливо отмечает М.Н.Амосов в мировой практике существует множество определений понятия «здоровье». Каждое из них высвечивает наиболее значимые с точки зрения представляемой авторами позиции грани этого явления. Психолого-педагогический словарь принимает во внимание сообразность здоровья окружающей среде: «состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений». Другие авторы придают здоровью фундаментальное значение философской категории и условия успешности жизни: «здоровье означает свободу деятельности, обязательное условие полноценного участия в физическом и умственном труде, в общественной и личной жизни», «процесс сохранения и развития физических, биологических и психических функций, оптимальной трудовой и социальной активности при максимальной продолжительности активной творческой жизни [1, с. 57].

Н.М. Амосов полагает, что здоровье организма определяется его количеством, которое можно оценить максимальной производительностью органов при сохранении качественных пределов их функций [1, с. 58].

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье представляет собой не только биологическую, но и социальную категорию, т.е. здоровье — это состояние телесного, душевного и социального благополучия.

По мнению К.Р.Корольков а, психическому здоровью можно дать три определения: во-первых, это отсутствие выраженных психических расстройств; во-вторых, определенный резерв сил человека, благодаря которому он может преодолеть неожиданные стрессы или затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах; в-третьих, состояние равновесия между человеком и окружающим миром, гармонии между ним и обществом, сосуществование представлений отдельного человека с представлениями других людей об объективной реальности [12, с. 41].

Из приведенных определений видно, что понятие «здоровье» отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания: само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (духовность, наследственность, пол, возраст) факторов.

Так или иначе, ученые выходят на проблему зависимости всех видов здоровья от того, как человек относится к дарованной ему жизни. От того, какой приоритет он выбирает в приспособлении к жизни — биологический или духовный, какие ценности становятся для него главными в реализации избранного пути — позитивные или негативные. Чем избранные ценности, в свою очередь, определяются — обыденным мнением толпы, ориентированной на животные инстинкты или нравственным императивом, исходящим от высших сил природы. Иными словами, проблема образа жизни становится ведущей в решении задач сохранения и приумножения здоровья.

Читайте также:  Статус воспитанника с ограниченными возможностями здоровья присваивается

Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье — важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма.

Ряд философов (Дж.Локк, А.Смит, К.Гельвеций, М.В.Ломоносов, К.Маркс и другие), психологов (Л.С.Выготский, В.М.Бехтерев и другие), ученых-медиков (Н.М.Амосов, В.П.Казначеев, Ю.П.Лисицын, М.М.Буянов, И.И.Брехман, Б.Н.Чумаков и другие), педагогов (Л.Г.Татарникова, В.В.Колбанов, В.К.Зайцев, С.В.Попов и другие) пытались решить проблему здоровья, формирование здорового образа жизни у детей. Они разработали и оставили многочисленные труды о сохранении здоровья, продления жизненного потенциала и долголетия.

Как отмечает В.П.Петленко , великие философы — мыслители утверждали, что сам человек главным образом должен думать, заботиться о своем здоровье, о благосостоянии и стремиться поддержать его. От этого зависит человеческое счастье. Ученые С.П. Боткин, П.Ф. Лесгафт заложили основы современной нам валеологии. С.С. Боткин видел здоровье человека, прежде всего, как функцию приспособления и эволюции, функцию воспроизводства, продолжения рода и гарантию здоровья потомства. Нарушение, недостаточность этой функции он рассматривает как важнейшую основу патологии [24, с. 30].

В.М. Бехтерев много сил отдал в борьбе за оздоровление общества. С охраной здоровья населения, улучшения условий его жизни, повышением благосостояния, ростом культуры он связал перспективы развития личности и общества. Особое внимание он уделяет сохранению и укреплению детского здоровья. Статья «Охрана детского здоровья» отражает комплексную программу решения указанной задачи, включающую систему гигиенических, медико-биологических, социальных и психологических мероприятий. Проблемы физического и психического здоровья человека рассматривались Бехтеревым в контексте осуществляемой им антиалкогольной компании. Он один из тех, кто активно боролся против алкоголизма [4].

В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения определение понятия здоровье — это состояние полного, физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Если вдуматься в это определение, то можно сделать вывод, что абсолютное здоровье является абстракцией и, кроме того, что это определение изначально исключает людей, имеющих какие-либо (врожденные или приобретенные) физические дефекты, даже в стадии компенсации.

Академик Н.М.Амосов полагает, что здоровье организма определяется количеством его, которое можно оценить максимальной продолжительностью органов при сохранении качественных пределов их функций [1, с. 5].

Таким образом, из приведенных определений видно, что понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

В настоящее время принято выделить несколько компонентов (видов) здоровья:

1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, — основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма, — основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, — основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, в также возможностями их удовлетворения.

4. Нравственное здоровье — комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, — основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.

Признаками здоровья являются: специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов; показатели роста и развития; функциональное состояние и резервные возможности организма; наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития; уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

А.А. Ошкина отмечает что, согласно заключению экспертов ВОЗ, если принять уровень здоровья за 100%, то состояние здоровья, лишь на 10% зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20% — от наследственных факторов, на 20% — от состояния окружающей среды. А остальные 50% зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет [23, с.34].

Читайте также:  Еда с пользой для здоровья

Образ жизни — тип жизнедеятельности людей, обусловленный особенностями общественно-экономической формации. Основными параметрами образа жизни являются труд (учеба для подрастающего поколения), быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления. Если их организация и содержание способствуют укреплению здоровья, то есть основание говорить о реализации здорового образа жизни, который можно рассматривать как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие индивида с окружающей средой.

Говоря об образе жизни, К.Р.Корольков утверждал, что следует помнить о том, что хотя он в значительной степени обусловлен социально-экономическими условиями, в то же время во многом зависит от мотивов деятельности конкретного человека, от особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей. Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни [12, с. 59].

Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни; это понятие положено в основу валеологии. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

Т.П. Васильева характеризует здоровый образ жизни, как активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом должно учитываться то, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями [6, с.4].

Таким образом, из приведенных определений видно, что понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. В настоящее время принято выделить несколько компонентов (видов) здоровья: соматическое здоровье; физическое здоровье, психическое здоровье, нравственное здоровье. Важно, начинать работу по формированию здорового образа жизни с самого раннего возраста. Необходимо воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье — самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.

Список использованной литературы

Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье /Н.М. Амосов. — Кемерово, 2001. – 198 с.

Акимов, В.А. Педагогические условия формирования основ здорового образа жизни детей 9-10 лет на занятиях по физической культуре : авто-реф. дис. . канд. пед . наук / В.А. Акименко. — Тула, 2003. — 22 с.

Выгодский, Л. С. Мышление и речь/Л.С.Выготский. — М. : Лань, 2013. – 368 с.

Васильева, Т.П. Воспитание здорового образа жизни у младших школьников : автореф. дис. . канд. пед. наук / Т.П. Васильева ; Гос . НИИ семьи и воспитания РАО и Минтруда России. М., 2000. — 21 с.

Горбаткина Е.Ю. Гигиеническое воспитание младших школьников в образовательном процессе : Медико-педагогические условия : дис. канд. пед. наук / Е.Ю. Горбаткина; Башкирский государственный педагогический институт. – Уфа., 1999. – 177 с.

Гринин, Л.Е. Спортивные занятия на открытом воздухе для детей 3-7 лет / авт.-сост. Е. И. Подольская. – 3-е изд. – Волгоград : Учитель : ИП Гринин Л. Е., 2014. – 183 с.

Гуслова, М. Н. Инновационные педагогические технологии : учеб. пособие для СПО / М. Н. Гуслова. – М. : Академия, 2010. – 288 с.

Источник

Adblock
detector