Исследовательская работа по биологии по теме «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ»
специалист в области арт-терапии
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7
ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ И.В.ТКАЧЕНКО»
Г.ТЫНДА АМУРСКАЯ ОБЛАСТЬ
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ
« ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ »
Выполнил: Ануфриев Максим,
ученик 9 б класса
Руководитель: Сидоренко Тамара Константиновна,
2017/2018 уч. год
Работа содержит 21 страниц печатного текста, 16 источников, 3 анкеты, 4 диаграммы, 3 рисунка.
Суть исследовательской работы состоит в изучении психологического здоровья школьника.
Зная индивидуальные особенности психики данного ученика, можно построить образовательный и воспитательные процессы, чтобы не только обеспечить высокий уровень психического здоровья, но и дать возможность школьнику осуществлять здоровый и целенаправленно организованный контроль над своей психической деятельностью, развивать ее в нужном, наиболее интересном направлении, добиваться на этой основе выдающихся достижений.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
2.ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ 8
2.1. Описания психического здоровья школьников 8
2.2. Описание методики исследования
Термин «психологическое здоровье» был введен 1979 г. Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Психологическое здоровье рассматривается как состояние душевного благополучия, отсутствие болезненных психических явлений. Но здоровье – это не просто отсутствие болезни. Психологическое здоровье – неотъемлемая составляющая здоровья, благодаря которому человек реализует свои познавательные, эмоциональные и коммуникативные способности.
В детском возрасте закладывается фундамент личности, формируются ее основные качества: физическое и психическое здоровье, культурный, нравственный и интеллектуальный потенциал. Качества, которыми наделен ребенок, особенно в самом начальном периоде жизни, являются наиболее важными и прочными; позже изменить их достаточно сложно, а в ряде случаев – практически невозможно.
Современная школа должна всерьез и по-настоящему становится не только местом, где детей учат, но и пространством их полноценного взросления, питательной средой становления успешных, счастливых и здоровых людей. Это возможно только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении, поддерживающего и даже инициирующего процессы развития личности и ее психологических потенциалов. А для этого, образовательное учреждение должно быть территорией безусловной психологической безопасности. Именно поэтому в последние годы обострился интерес к определению этого важного социально-психологического феномена, разворачиваются исследования, позволяющие измерять психологическую безопасность образовательной среды, проектируются условия, при которых она обеспечивается. [3, С. 201]
Поскольку психологическое здоровье — условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в детстве. Сегодня, в условиях реализации комплексного проекта модернизации образования Амурской области, забота о психологической безопасности и здоровье школьников становится обязательным целевым ориентиром в работе каждого образовательного учреждения. Переход к подростковому возрасту школьника характеризуется возникновением различных форм отстаивания собственной самостоятельности, независимости. Причем чаще всего это проявляется в известных и ярко выраженных трудностях поведения – негативизме, упрямстве, открытом непослушании, конфликтах с взрослыми, стремлении всегда настоять на своем. Изучение данной темы дает возможность сравнить особенности физического развития учащихся среднего и старшего школьного возраста, дает сравнительный анализ нервно-психической и познавательной сфер учащихся различных возрастов и показывает их влияние на организацию учебной деятельности. Обоснованы ли опасения, что порой образовательная среда может являться источником психологических угроз, провоцирующих тревожность, агрессию, асоциальное поведение, снижение интереса к процессу познания, неадекватную самооценку и другие проявления психологического нездоровья детей и подростков?
Меня беспокоит, с остояние психического здоровья школьника, которое может отклоняться в силу различных причин в течение всего учебного года: начало и окончание года, увеличение учебной нагрузки, смена школьного коллектива, враждебное отношение к учителю и др. Школьные неврозы увеличиваются от начальных классов к старшим, причем у мальчиков меньше, чем у девочек. Для меня проблема, как сохранить психическое здоровье школьников? И поэтому я считаю выбранную мною тему актуальной.
Цель: Изучение психологического здоровья современных школьников в образовательной среде
1. Провести теоретический анализ психологической безопасности школьников;
2. Провести тестирование среди школьников МОБУ СОШ №7, для определения уровня психологической безопасности.
Гипотеза: если создать нормальные психологические условия для современных школьников, то уровень психологической безопасности возрастет.
Объект исследования: психологическое здоровье учащихся МОБУ СОШ № 7 города Тынды. В исследовании приняли участие 98 человек.
Предмет исследования: Психологическое здоровье современных школьников в учебном процессе.
Методы исследования : наблюдения, анкетирование.
Методики исследования: «Какое у тебя настроение в школе?» . «Конфликтность». « Симптомы, указывающие на возможность заболеть неврозом»
Практический выход исследования: практические советы родителям, учителям, школьникам.
Источник
XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2019
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
В настоящее время происходят значительные изменения, практически во всех сферах нашей жизни, что существенно отражается на психологическом здоровье детей. Всем известно, что комплекс школьной нагруки увеличивается и является своеобразным «провокатором» к проявлению скрытых эмоциональных отклонений. На данный период времени предьявляются завышенные требования, как к образовательному процессу, так и в целом к личности ребенка у родителей и педагогов. Сохранение и укрепление психологического здоровья детей в образовательной организации становится первостепенной задачей для педагогов-психологов [4].
И. В. Дубровина рассматривает «психологическое здоровье как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствуем болезненных психических явления и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию повдения и деятельности». Психологическое здоровье соотносится с переживанием психологического комфорта и психологического дискомфорта [3].
Очевидно, что уровень психологического здоровья ребенка определяется как совокупностью индивидуальных особенностей личности и внутренним состоянием организма, так и складывается из взаимодействия биологических, психологических и социальных факторов, а также средой, в которой он проживает. К таким факторам можно отнести пол, возраст, тип характера, наследственность, условия воспитания, перенесенные болезни, травмы и т. д.
Безусловно, необходимо также учитывать и индивидуальные особенности каждого ребенка. Какой-либо фактор для одного ребенка может стать причиной развития невроза, тогда как для другого, может остаться незаметным.
Задача современной школы заключается не столько в том, чтобы предоставить учащимся весь набор знаний по учебным предметам, но прежде всего в том, чтобы в процессе совместной деятельности (учитель – ученик) сформировать его социальность – культуру мышления, культуру чувств, культуру духовной жизни и культуру поведения.
В старшем школьном возрасте непросто сохранить у всех детей психологическое здоровье, это связано и с физиологией подростка, и с его желанием утвердиться в обществе ему подобных любой ценой.
В настоящее время сохранение психологического здоровья старшеклассников является важнейшей задачей, как современной школы, так и родителей [2]:
во-первых, по данным ВОЗ, 70% числа школьников нуждаются в коррекционной помощи;
во-вторых, постоянно возрастает школьная нагрузка, которая пагубно сказывается на здоровье девочек — 75% из них имеют хронические заболевания (среди мальчиков 35%);
в-третьих, из-за постоянной занятости родителей и жесткого ритма жизни исчезла размеренность семейного общения, беседы за ужином, прогулки с разговорами обо всем.
Вместо этого — педагогическое давление на подростка и стрессовая тактика воспитательных воздействий [1].
Современным подросткам 15-летнего возраста свойственны «выученная» беспомощность, кардинальная смена настроений, рафинированный инфантилизм, нежелание взрослеть, т.к. у них формируется подспудное недоверие к окружающему миру, миру взрослых и родителей. Образованность в понимании детей, их настойчивость, решительность, ориентация на высокий уровень достижения, а также хорошее здоровье, презентабельная внешность становятся особенно значимыми качествами. Но при этом эмоциональные и нравственные ценности занимают последние места в этой иерархии [2].
Проблема психологического сохранения здоровья всеобщая, она требует комплексного подхода и совместной работы всех участников образовательного пространства: самих учащихся, педагогов, медиков, психолога, родителей. Если бы каждый старшеклассник видел и понимал свои психологические проблемы и мог бы заботиться о сохранении своего психологического здоровья, у него была бы возможность расширить границы своего дальнейшего жизненного пути.
Состояние психологического здоровья учащихся старших классов требует разработки и осуществления комплексных, межотраслевых мероприятий по его укреплению на макросоциальном, микросоциальном и личностном уровнях в зависимости от профилизации обучения. Для этого требуется разработка и внедрение в программы подготовки врачей, педагогов, психологов, социологов расширенных разделов по особенностям проявления, профилактики и коррекции различных форм психической дезадаптации детей и подростков.
Сохранения психологического здоровья старшеклассников важна, как для старшеклассников, так для их родителей и учителей, которые находятся в постоянном контакте с ними. Она важна, потому что, так или иначе, с этой проблемой сталкивается каждый: и взрослый, и ребенок, но далеко не каждый знает, как с этим справиться.
1. Бобошко И.Е., Жданова Л.А., Епифанова О.С. Новые формы медикосоциального сопровождения детей разных типов психосоматической конституции // Материалы 3-го Всероссийского конгресса с международным участием по школьной и университетской медицине. М., 2012. С. 67-69.
2. Зарытовская Н.В., Калмыкова А.С., Федько Н.А. Психологическое здоровье школьников старших классов // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6.
3. Лебедева О.В. Проблема соотношения понятий «Психическое здоровье» и «Психологическое здоровье» в отечественной и зарубежной психолого-педагогическое литературе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013. № 3(1). С. 33-37
4. Цурова Г. М. Релаксация в школе как неотъемлемая часть сохранения и укрепления психологического здоровья детей // Молодой ученый. 2018. № 37. С. 141-142.
Источник
Психологическое здоровье учащихся
материал по психологии по теме
Выступление на педагогическом совете «Психологичевкое здоровье учащихся»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskoe_zdorove_uchashchihsya_aa.pptx | 2.16 МБ |
psihologicheskoe_zdorove_detey_kak_tsel_i_kriteriy_uspeshnosti_raboty_doshkolnogo_uchrezhdeniya.docx | 23.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Психологическое здоровье учащихся Подготовили: Забродина Ю.А. Педагог-психолог Степанова Е.А. Педагог-психолог
Психологическое здоровье – это: это здоровое развитие личности; это адекватная реакция человека на те или иные события; это здоровое мироощущение и мировосприятие.
Дошкольник. Развитая активность и любознательность, открытость миру взрослых, доверчивость и подражательность наряду со стремлением к самостоятельности и игровым отношением к миру. Младший школьник . Наличие широкой учебной установки, любовь к учению, вера в собственные возможности, уважение к общественному взрослому, учителю. Старшеклассник. Устремленность в будущее, поиски смысла жизни, построение целей и планов будущего. Подросток. Стремление к самопониманию , самовыражению и самоутверждению, утверждение ценностных ориентаций . Проявления психологического здоровья:
Психологическое здоровье-это Г армония человека внутренняя (физического тела, его мыслей и чувств) и внешняя (между человеком и окружающими его людьми, природой)
Уровни психологического здоровья: Высший (креативный) Средний (адаптивный) Низкий (дезадаптивный)
Что влияет? Средовые факторы Личностные особенности
Профилактика и коррекция: Диагностика Коррекционная работа
Наблюдения, беседы с родителями и педагогами. Определение уровня эмоционального состояния в детском саду «Разноцветные странички» Проводимые диагностические методики с дошкольниками:
Результаты диагностики «Разноцветные странички»
Проводимые диагностические методики с учащимися 2-3 класса: диагностика внутрисемейных отношений «Рисунок семьи » выявление уровня тревожности Теммл-Дорки проективная методика «Несуществующее животное» диагностика школьной адаптации «Школа зверей» диагностика коммуникативности «Рукавички » определение самооценки «Лесенка» наблюдения, беседы с педагогами и родителями.
Уровень адаптированности 16
Уровень коммуникабельности 4
Состояние эмоциональной сферы
Внутрисемейные отношения 17
Коррекция: Коррекционные групповые и индивидуальные занятия. Занятия в комнате психологической разгрузки. Песочная терапия.
В начале 2016 – 2017 году было обследовано 52 учащихся Диагностика школьной тревожности
Диагностика школьной тревожности
Диагностика школьной тревожности
Диагностика самооценк и
Исследование школьной мотиваци и
Для решения возникающих проблем можно выделить следующие модели взаимодействия их участников Ученик-учитель; Ученик – учитель – психолог; Ученик – психолог; Ученик – учитель – психолог – родители ; Ученик – учитель – психолог – родитель — …
Как создать условия для создания психологически здоровой личности: Просьба вместо требования и приказа Убеждение вместо агрессивного словесного воздействия Организация вместо жесткой дисциплины Компромисс вместо конфронтации Доброжелательное прикосновение Подбадривание Снятие напряженного состояния
Советы педагогам: Создавайте в учреждении спокойную, жизнерадостную обстановку. Проявляйте искренний интерес к личности каждого ребенка, его состоянию, настроению. Организовывайте жизнедеятельность детей таким образом, чтоб у них накапливался положительный опыт добрых чувств .
Советы педагогам: Собственным поведением демонстрируйте уважительное отношение ко всем детям. Создавайте условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, привязанности и доверия ко взрослым
Советы педагогам: Учите детей осознавать свои эмоциональные состояния, настроения и чувства окружающих людей. Учите детей устанавливать связь между поступками, событиями, настроением и самочувствием людей. В ходе обучающих занятий учитывайте возрастные особенности и интересы детей.
Советы педагогам: При организации взаимодействия чаще пользуйтесь поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением. Создавайте условия для эффективного доверительного сотрудничества с родителями воспитанников.
Советы педагогам: При работе с неуверенными в себе и застенчивыми детьми необходимо помнить, что любой ответ у доски, повышенное внимание, приводит таких детей в состояние стресса. Поэтому нужно стараться создать на уроке максимально безопасную с психологической точки зрения атмосферу взаимоуважения: пресекать попытки унижения, давления, насмешек со стороны детей, способствовать повышению самооценки и уверенности в себе путём поощрения и подчёркивания положительных моментов в работе. Очень важно наладить доверительные отношения с такими детьми, использовать индивидуальные беседы с целью коррекции излишней тревожности и страха самовыражения.
Советы педагогам: При работе с детьми, испытывающими социальный стресс, детьми – аутсайдерами, детьми, негативно относящимися к школе, необходимо в первую очередь наладить контакт с ними и установить доверительные отношения. Нужно постараться выяснить, какие проблемы тревожат ребёнка, предложить свою помощь. Для улучшения психологического климата в классе необходимо проводить внешкольные мероприятия, наладить работу с лидерами и предпочитаемыми, использовать их помощь в руководстве классом, привлекать детей группы риска к участию в жизни класса, школы, выполнению поручений, способствовать самораскрытию, самоутверждению, повышению авторитета детей группы риска среди одноклассников.
Ребёнок нуждается в вашей любви именно тогда, когда меньше всего этого заслуживает . ( Э. Бомбен ) Помните!
Предварительный просмотр:
Психологическое здоровье детей как цель и критерий успешности работы образовательного учреждения.
Основная задача работы школьного психолога – сохранение и коррекция нарушений психологического здоровья детей.
Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что практически все дети требуют той или иной психологической поддержки, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов. Наши дети, в большинстве своем, живут в условиях недостатка (а иногда отсутствия) материальных и духовных ресурсов, необходимых для их полноценного развития. Это может приводить к ухудшению здоровья детей – психического, физического и психологического.
Что же такое психологическое здоровье?
-Это здоровое развитие личности.
-Это адекватная реакция человека на те или иные события.
-Это здоровое мироощущение и мировосприятие.
Отличие психологического здоровья от психического, заключается в том, что психическое здоровье имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, а психологическое – относится к личности в целом, это неразделимость телесного и психического в человеке.
Как же мы можем определить, что ребенок психологически здоров?
Для каждого возраста существуют свои проявления психологического здоровья.
Здоровый дошкольник активный и любознательный, доверяет взрослым, подражает им, но вместе с этим стремится к самостоятельности, проявляет интерес к новым игрушкам, веселый и подвижный.
У младшего школьника должна преобладать высокая учебная мотивация, интерес ко всему новому, он верит в свои силы и возможности, уважает взрослых.
Старшеклассник устремлен в будущее, он ищет смысл в жизни, ставит перед собой цели, строит планы на будущее.
Подросток стремится к самопониманию, самовыражению и самоутверждению.
Таким образом, можно сказать, что ключевым словом для описания психологического здоровья является слово «гармония». Это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими.
Выделяют три уровня психологического здоровья:
Творческое отношение к жизни, умеют принять проблему и самостоятельно справляться с трудностями.
Несколько повышенная тревожность.
Приспосабливается к внешним условиям в ущерб себе. Нуждается в индивидуальной коррекционной помощи.
Мы, педагоги дошкольного образования, окружаем ребенка с первых его шагов. Через нас, взрослых, ребенок постигает мир, от нас зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный взрослый мир. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности.
Что влияет на психологическое здоровье?
К неблагоприятным средовым факторам в первую очередь можно отнести неблагоприятные семейные условия. Семья-это главное в формировании личности. Во-вторых это неблагоприятные условия, связанные с детским учреждением. В детском учреждении психотравмирующей может стать ситуация первой встречи с воспитателем, которая во многом определит последующее взаимодействие ребенка со взрослыми. Для примера: проведенные исследования показали, что педагог обычно не замечает 50 % направленных к нему обращений детей. С одной стороны, это может привести к росту самостоятельности ребенка, снижению его эгоцентризма. С другой к развитию тревожности, психосоматизации ребенка. Кроме того, в детском саду ребенок получает возможность появления конфликтных отношений со сверстниками, что нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование его личности.
К внутриличностным (субъективным) факторам относятся характер, темперамент, самооценка.
В целом можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов.
Какая же работа проводится нами в нашем учреждении?
Это проведение диагностических методик и по их результатам построение коррекционной работы. Это системетические индивидульные и групповые занятия.
Диагностика у дошкольников:
Многие разработанные диагностические методики не приемлемы для наших детей дошкольного отделения. Самое элементарное для них – восприятие цвета, поэтому использую цветовые методики. Ребенку предлагается закрасить разными карандашами фрагменты его дня. По характеру цветовыбора определяю трудности, с которыми сталкивается ребенок или же его благополучие.
По результатам диагностики «Разноцветные странички» чаще всего дети испытывают небольшое тревожное состояние, когда расстаются с мамой (7чел.), трое испытывают состояние крайней неудовлетворенности на занятиях, у двоих состояние легкой тревоги вызывает посещение столовой, у двоих других детей – дневной сон. Но в целом день раскрашивался в спокойные, ровные цвета.
У учащихся 2-3 классов выявляла состояние эмоциональной сферы, смотрела адаптацию к школе, проводила диагностику внутрисемейных отношений, оценивала уровень коммуникабельности, определяла самооценку,
Если у нормального человека поведенческие реакции и эмоциональные проявления регулируются интеллектом, то при умственной отсталости поступки часто совершаются под влиянием эмоциональных импульсов.
Наши дети не всегда способны управлять своими эмоциями, понимать эмоциональные состояния других.
У большинства детей наблюдаются проявления агрессии, они импульсивны, раздражительны, вспыльчивы.
По результатам диагностики адаптации учащихся в школе из 20-ти обследуемых детей только 4 чел. показали низкий уровень адаптированности.
Уровень коммуникабельности достаточно высокий.
В 3 классе из 12 обследуемых детей — 10 показали высокий уровень коммуникабельности. Во 2 классе из 10 обследуемых 6 человек – средний уровень, 4 чел. –высокий.
По результатам обследования эмоциональной сферы из 24 человек 12 чел. показали стремление к домашней защите, 4 чел.- стремление к одиночеству, у 7 чел. наблюдаются явные черты агрессии.
Самооценка высокая у 22 учащихся (что является нормой в данном возрасте) и лишь у двоих она заниженная.
По результатам диагностики внутрисемейных отношений у 4 детей из 24 на рисунке семьи не изобразили себя, что позволяет нам предположить, что ребенок не отождествляет себя со своей семьей. У троих чувствуется отчужденность и напряженность в отношениях.
По результатам проведенного обследования выстраивается программа коррекционной работы, проводятся беседы с педагогами и родителями.
Проводим занятия в комнате психологической разгрузки, которые позволяют почувствовать себя в спокойной, доброжелательной, безопасной и комфортной обстановке без вербальных оценок и критики. Сенсорная комната как профилактическое средство способствует снятию психоэмоционального напряжения, снимает нервное возбуждение и тревожность, снижает беспокойство и агрессивность, повышает уровень стрессоустойчивости .
Использую песочную терапию. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. Песок как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.
В конце учебного года проводится заключительное обследование, которое помогает выявить эффективность занятий по формированию психологического здоровья.
Как создать условия для создания психологически здоровой личности
- Просьба вместо требования и приказа
- Убеждение вместо агрессивного словесного воздействия
- Организация вместо жесткой дисциплины
- Компромисс вместо конфронтации
- Доброжелательное прикосновение
- Подбадривание
- Снятие напряженного состояния
- Создавайте в учреждении спокойную, жизнерадостную обстановку.
- Проявляйте искренний интерес к личности каждого ребенка, его состоянию, настроению.
- Организовывайте жизнедеятельность детей таким образом, чтоб у них накапливался положительный опыт добрых чувств.
- Собственным поведением демонстрируйте уважительное отношение ко всем детям.
- В ходе обучающих занятий учитывайте возрастные особенности и интересы детей.
- Создавайте условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, привязанности и доверия ко взрослым
- Учите детей осознавать свои эмоциональные состояния, настроения и чувства окружающих людей.
- Учите детей устанавливать связь между поступками, событиями, настроением и самочувствием людей.
- При организации взаимодействия чаще пользуйтесь поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением.
- Создавайте условия для эффективного доверительного сотрудничества с родителями воспитанников.
Уважаемые коллеги! Будьте внимательны к психическому здоровью детей. Правильное поведение педагога – его терпение и доброжелательность, уважительное отношение к детям, использование здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе – это залог психологически здоровых учеников.
Традиционными методами изучения эмоциональных состояний детей являются наблюдение, опросники, анкетирование, беседы с родителями и педагогами. Но часто для наших дошкольников тестирование и анкетирование являются неприемлемыми. В таких случаях в детской психологии часто используют цветовые диагностические методики Это оправданно, так как у детей более непосредственно проявляется психофизическая связь выбора определённого цвета с соответствующим эмоциональным состоянием и отношением к конкретной эмоциональной ситуации. Восприятие цвета — самое элементарное для них.
Методика «Паровозик » основана на цветовом тесте Люшера. Она направлена на определение степени позитивного и негативного психического состояния. В качестве стимульного материала используются белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зелёный, синий, фиолетовый, серый, коричневый, чёрный). Ребенку предлагается построить необычный поезд. В зависимости от места вагончика в составе поезда ему присваивается определённое количество баллов. Сумма баллов определяет
степень выраженности эмоционального состояния ребёнка в данный момент.
Источник