Вопрос 4. Проблема психического развития детей и их сверстников с ограниченными возможностями здоровья.
Ответы к экзамену
Вопрос 1. Предмет «Основы специальной детской психологии». Основные категории. Значение специальной детской психологии.
Детская психология — наука о факторах, закономерностях и условиях психического развития ребенка. Важными задачами детской психологии являются: — раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе; — установление возрастных периодов этого развития; — выяснение причин перехода от одного периода к другому. — научное обоснование норм проявления различных психических функций во всех возрастах; — определение эталонов зрелости индивида, личности; — выявление актуальных и потенциальных возможностей человека в различные периоды жизни; — прогнозирование развития, в том числе роль ранних периодов, изучение психических ресурсов. Важнейшая задача детской психологии – выяснение условий психического развития.
Детская психология тесно связана с педагогикой вообще и с дошкольной педагогикой в частности. К. Д. Ушинскии, подчеркивая значение психологических знаний для педагогической теории и практики, писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Детская психология тесно связана с анатомией, физиологией и гигиеной, поскольку развитие психики ребенка неразрывно с созреванием коры больших полушарий головного мозга, развитием его нервной системы и органов чувств.
Вопрос 2. Отрасли специальной детской психологии. Ее связь с другими науками. Исторический анализ понятия «детства».
3. Задачи, принципы специальной детской психологии.
Основные разделы специальной дошкольной психологии: психология умственно отсталого ребёнка (олигофренопсихология); психология детей с задержкой психического развития; психология лиц с нарушениями слуха (сурдопсихология); психология лиц с нарушениями зрения (тифлопсихология); психология детей с нарушениями речи (логопсихология); психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; психология детей с синдромом раннего детского аутизма; психология детей с дисгармоническим складом личности, психология детей со сложными нарушениями развития.
1.Предмет, задачи и принципы дет.псих. Интересует как ребенок становится взрослым, умеющим обучаться, учиться трудиться и т.д. Предметом дет.псих, является изучение фактов, закономерностей и механизмов развития психики. В период от рождения до 7 лет. Выяснение закономерностей развития и объяснение его причин важнейшая задача дет. Психологии. Несмотря на различие между детьми одного и того же возраста каждый этап детства имеет свои специфические особенности: 1.описание фактов дет.развития 2.изучение вопросов воспитания ребенка 3.изучение генезиса каждой псих. Функции ребенка 4.выявление закономерностей детского развития 5.изучение новообразований ребенка на каждом возрастном этапе. Принципы: принцип детерминизма (псих. Определяется образом жизни и изменяется с изменением внешних условий) принцип развития (психика может быть правильно понята, если она рассматривается в непрерывном развитии как процесс и результат развития) принцип единства сознания и деят-ти (сознание и деятельность находятся в неразрывном единстве. Сознание образует внутренний план деят-ти человека)
2.краткий очерк истории развития дет.психологии. Детская психология относительно молодая наука. Её становление приходится на конец 19 нач.20 века. 50-60 года нач 20 века много открытий. Моментом выделения дет.психологии в самостоятельную науку считается выход книги в свет Фрейда «душа ребенка»
Исторический анализ понятия «Детства». Исторически понятие девства связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности.
Детство- это термин обозначающий начальный период онтогенеза, от рождения до подросткового возраста. Детство охватывает младенчество, раннее детство, дошкольный возраст и младший школьный возраст, т.е. длится от рождения до 11 лет.
Вопрос 4. Проблема психического развития детей и их сверстников с ограниченными возможностями здоровья.
Общие проблемы для детей с ОВЗ
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или затрудняет его вне специальных условий обучения и воспитания. Это дети – инвалиды либо другие дети в возрасте от 8 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми – инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Диапозон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжёлым поражением центральной нервной системы; от ребёнка, способного при специальной поддержки на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования.
Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна.
В неё входят дети с разными нарушения развития:
опорно – двигательного аппарата;
с выраженными расстройствами эмоционально – волевой сферы(включая аутистические нарушения) ;
с задержкой психического развития;
с комплексными нарушения развития.
Дети с нарушением слуха.
Психологически глухие и слабослышащие дети отличаются от сверстников с нормальным слухом, они более замкнуты и обидчивы. У детей с нарушением слуха происходит нарушение познавательных функций, т. е. внимания, восприятия, речи, памяти, мышления. У таких детей понижена инициатива общения с окружающим миром. Страдают ориентация в пространстве, координация движений.
Дети с задержкой психического развития.
Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы – органической или функциональной. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно – двигательного аппарата, тяжёлых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми.
Задержки развития могут быть вызваны разными причинами: негрубым внутриутробным поражением ЦНС, нетяжёлыми родовыми травмами, недоношенностью, близнецовостью, инфекционными и хроническими соматическими заболеваниями.
Итак, дети с ЗПР- это преимущественно дети с нормальным интеллектом, у которых отсутствует мотивация к учебе, либо имеется отставание в овладении школьными навыками (чтения, письма, счёта).
Дети с нарушением зрения.
Нарушение функций зрительного анализатора вызывает ряд отклонений в физическом и психическом развитии ребёнка с нарушением зрения. Нарушение зрения затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков,
ведёт к значительному снижению двигательной и познавательной активности . У некоторых детей отмечается значительное отставание в физическом развитии, нарушается правильная поза при ходьбе, беге, нарушается координация и точность движений, нарушается осанка.
общие проблемы у детей с ОВЗ
1. Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;
2. Темп выполнения заданий очень низкий;
3. Нуждается в постоянной помощи взрослого;
4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);
5. Низкий уровень развития речи, мышления;
6. Трудности в понимании инструкций;
8. Нарушение координации движений;
9. Низкая самооценка;
10. Повышенная тревожность, Многие дети с ОВЗ отмечаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении;
11. Высокий уровень психомышечного напряжения;
12. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;
13. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство;
14. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.
Источник
Особенности психического развития учащихся с ОВЗ
статья на тему
Теоретические сведения о психическом разитии учащихся коррекционной школы, трудности обучения и особенности познавательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
os.psih_.razv_.uch_.s_ovz.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности психического развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья
- Типология интеллектуальной недостаточности.
Ограниченные возможности здоровья – это нарушения крайне неоднородной группы различных по этиологии, степени выраженности, характеру психических проявлений и способности к адаптации в обществе состояний. Среди интеллектуальных нарушений выделяют две основные группы: умственную отсталость и задержанное психическое развитие . Подробнее остановимся на первой группе – умственной отсталости, к которой мы имеет непосредственное отношение в нашей работе.
Умственная отсталость — это стойкая (необратимая) недостаточность интеллектуальной сферы и личности в целом, которое является следствием органического поражения (или недоразвития) головного мозга.
Международная классификация болезней, травм и причин смерти 10-го пересмотра ( МКБ – 10 ) понятие «умственная отсталость» рассматривает как снижение интеллекта, недостаточная социализация, время возникновения – до 18 лет.
- Систематизация учащихся с ОВЗ.
По степени тяжести состояния в соответствии с МКБ – 10 принято выделять следующие формы:
Легкая умственная отсталость определяется при наличии легкой степени снижения интеллекта (55 – 69 IQ), способности к обучению по специальной программе, возможности получения несложной профессии и адаптации в обществе.
Умеренная умственная отсталость характеризуется более выраженной степенью снижения интеллекта (40 – 54 IQ), способностью к общению с окружающими, но значительными трудностями в обучении, что приводит к возникновению серьёзных проблем в социальной адаптации.
Тяжелая умственная отсталость определяется при наличии грубых нарушений интеллекта (25 – 39 IQ) и характеризуется отсутствием способности к обучению, даже в специально организованных условиях, серьёзными затруднениями в общении при сохранении способности к усвоению элементарных навыков самообслуживания.
Глубокая умственная отсталость определяется при наличии крайне тяжелых нарушений интеллекта ( ниже 25 IQ) и характеризуется как неспособностью к обучению, так и усвоению элементарных навыков самообслуживания.
В отечественной специальной психологии наибольшее распространение получила классификация М.С. Певзнер , основанная на клинико-этоипатогенетическом принципе, которая широко используется на практике не только специальными психологами, но и педагогами при осуществлении индивидуально-дифференцированного подхода в обучении детей с ОВЗ.
Автор выделяет две основные формы – неосложненную и осложненную олигофрению.
Неосложненная форма определяется диффузным недоразвитием головного мозга без выраженных локальных нарушений. Она характеризуется недоразвитием сложных форм познавательной деятельности в сочетании с относительной первичной сохранностью эмоционально-волевой сферы, возможностью целенаправленной деятельности и контроля своего поведения. Эта форма является наиболее распространенной и имеет более высокие потенциальные возможности социальной адаптации.
Осложненная форма включает еще 4 вида:
- Олигофрения, осложненная нарушениями нейродинамики. Характеризуется сочетанием диффузного поражения головного мозга, компенсированной гидроцефалией, которая вызывает нарушения взаимодействия процессов возбуждения и торможения. По соотношению нарушений нейродинамики можно выделить два варианта: возбудимый и тормозной. При тормозном варианте дети отличаются вялостью, адинамией, общей заторможенностью. При возбудимом варианте наблюдается двигательная расторможенность, импульсивность и эмоциональная лабильность.
- Олигофрения с выраженной лобной недостаточностью характеризуется диффузным недоразвитием коры больших полушарий и сочетается с недоразвитием познавательной деятельности с изменением личности по лобному типу и специфическими нарушениями моторики. Дети этой группы вялые, безынициативные и беспомощные. Их речь многословна, бессодержательна, имеет подражательный характер. Они не способны к психическому напряжению, целенаправленной деятельности, слабо учитывают ситуацию.
- Олигофрения, осложненная психопатоподобным поведением . Характеризуется сочетанием недоразвитием познавательной сферы с грубыми нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения. Характерным для таких детей является выраженное недоразвитие личностных компонентов, значительное снижение критического отношения к себе и окружающим в сочетании с грубыми нарушениями поведения и расторможенностью влечений. Наиболее типичными оказываются проявления выраженной агрессивности, драчливости и склонности к неоправданным аффектам. Обучение и социальная адаптация детей данной формы крайне затруднено.
- Олигофрения, осложненная нарушениями анализаторов . Характеризуется сочетанием диффузного поражения коры головного мозга и глубокими нарушениями той или иной анализаторной системы. Эти дети имеют локальные дефекты слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата в сочетании с более сложным неравномерным недоразвитием познавательной деятельности.
- Особенности ощущений и восприятия у учащихся с ОВЗ.
Сенсорная сфера имеет большое значение в познании ребенком окружающего мира. Она создает базу для развития всей психической деятельности. Недостатки в деятельности ЦНС у детей с ОВЗ приводят к нарушению сенсорно-перцептивной организации деятельности. В результате у детей данной категории чаще, чем у нормально развивающихся сверстников, встречаются нарушения слуха и зрения. Их ощущения замедленные, недостаточно дифференцированные, отмечается снижение порога чувствительности, что в свою очередь приводит к недостаточности ориентировочной деятельности в целом и оказывает значительные трудности на усвоение школьных навыков.
- Особенности мнестической деятельности учащихся с ОВЗ.
Нарушения памяти детей с ОВЗ сразу бросаются учителю в глаза, которые чаще всего обусловлены слабостью мышления. Нарушается в первую очередь точность и прочность запоминания смыслового словесного материала. Воспроизводя информацию, они многое путают, пропускают, переставляют местами, нарушая логику, часто привносят новые элементы. Механическая память может быть относительно сохранной.
- Особенности мыслительной деятельности учащихся с ОВЗ.
Мышление – это наиболее высокоорганизованная психическая функция и является важнейшей формой познания окружающего мира.
Среди типичных особенностей мышления детей с ОВЗ является всеобщее недоразвитие всех его форм и уровней. Тугоподвижность, инертность, недостаточная гибкость и конкретность мышления приводит к тому, что даже при незначительном изменении условия задачи воспринимают её как новую, а усвоенный опыт затрудняются использовать в новых условиях. Ведущим видом мышления долгое время, на протяжении школьного обучения, остается наглядно-действенное мышление. Это приводит к тому, что в учебной деятельности дети долго заменяют умственные действия на более простые предметные и мнестические. Дети довольно долгое время делают грубые ошибки при установлении причинно-следственных связей, путают причину и следствие и в результате испытывают значительные затруднения в осмыслении логических рассказов, установлении последовательности событий и проч.
Неполноценной оказывается и операционная сторона мыслительной деятельности. Анализ зрительно воспринимаемых объектов осуществляется чаще по внешним несущественным признакам. Мышление детей с ОВЗ отличается конкретностью, это приводит к затруднению понимания переносного смысла пословиц, метафор, поговорок, осуществлять счетные операции в уме и проч.
6. Особенности внимания учащихся с ОВЗ.
В современной психологии установлено, что внимание связано с динамикой работоспособности. Известно, что даже минимальная органическая недостаточность ЦНС ведет к нарушению работоспособности.
Общей особенностью детей с ОВЗ является преобладание непроизвольного внимания. Они затрудняются сосредоточить внимание, часто отвлекаются на несущественные детали, им трудно сосредоточиться при выполнении различных заданий. Особенно много ошибок допускают при необходимости распределения и переключения внимания. Также отличительной особенностью внимания таких детей является его низкая продуктивность в любом возрасте. Особенно страдает произвольное внимание, которое на протяжении всего школьного обучения остается несовершенным.
- Особенности эмоционально-волевой сферы учащихся с ОВЗ.
Общей характерной особенностью является ее незрелость. Их эмоции недостаточно дифференцированы, а настроение неустойчивое. Они малоинициативны, затрудняются самостоятельно поставить цель и добиться ее реализации.
У учащихся с ОВЗ наблюдаются ярко выраженные специфические особенности эмоциональных проявлений – их неадекватность. Их чувства часто бывают не связаны с определенным контекстом. Длительное время они испытывают только удовлетворение или неудовлетворение, а тонкие оттенки чувств им недоступны. Это приводит к тому, что высшие эмоции, такие как чувство долга, ответственности и проч. Формируются длительное время и с трудом.
Учащиеся затрудняются узнавать эмоциональное состояние людей, если они не видели ситуацию, вызвавшую переживания. При определении таких эмоций, как радость, гнев, удивление, страдание и страх часто называют их все одним определением – злостью.
Еще большие трудности вызывает определение чувств людей, изображенных на картине или фотографии, это приводит к тому, что они не понимают смысла изображенного. Особенно трудно детям понимать, какое эмоциональное состояние переживают герои рассказов.
- Особенности формирования личности у учащихся с ОВЗ.
Развитие личности у детей данной категории характеризуется целым рядом особенностей, обусловленных, прежде всего тотальным недоразвитием их познавательной деятельности. Это приводит к тому, что они долго не разбираются в понятиях морали и нравственности. Их представления о моральных способах поведения поверхностны и конкретны. Дети данной категории часто поддаются дурному влиянию, что обусловлено их повышенной внушаемостью и подражательностью. Однако этому способствует не сама болезнь, а то социальное окружение, в которое попадает ребенок.
Недоразвитие мотивов определяет недостаточность потребностной сферы и интересов. Мотивы неустойчивы и недостаточно осознаны и в значительной степени зависят от ситуации. В связи с этим физиологические потребности длительное время преобладают над духовными и затрудняют формирование культурных и общественных потребностей. Отмечается растормаживание элементарных влечений: увеличение аппетита, неуемная жажда, преждевременные сексуальные потребности.
Формирование самооценки также складывается с большим опозданием. У младших школьников встречается и завышенная и заниженная самооценка. В среднем возрасте чаще всего формируется относительно адекватная, а в старшем – преимущественно завышенная, что связано со стремлением компенсировать свой дефект.
Уровень притязаний находится в зависимости от самооценки, поэтому можно наблюдать как завышенный, так и заниженный уровень притязаний.
Мировоззрение развивается с большим опозданием, по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Они затрудняются высказать свой взгляд на то или иное явление; они не могут оценить последствий собственного поведения, своих отрицательных поступков, что обуславливает примитивности, ситуативность идеалов.
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ
(КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII ВИДА № 27
г. БРАТСКА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Тема: «Особенности психического развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья»
Источник