План воспитательных мероприятий по сохранению и укреплению здоровья
рабочая программа (6 класс) по теме
План воспитательных мероприятий по сохранению и укреплению здоровья обучающихся 6 а класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_meropriyatiy_po_ukrepleniyu_zdorovya_vospitannikov.docx | 27.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное казенное общеобразовательное учреждение для детей, нуждающихся в длительном лечении «Клюквинская санаторная школа-интернат»
Курского района Курской области
ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 6А КЛАССА
ОКОУ КЛЮКВИНСКОЙ ШКОЛЫ — ИНТЕРНАТ КУРСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД.
В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. Лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем заниматься производительно-полезным трудом. Профилактика же детских заболеваний является хорошо окупаемым национальным вложением, более экономичным и результативным, чем дорогостоящее лечение. Поэтому проблема сохранения здоровья учащихся и привития им навыков здорового образа жизни, сегодня очень актуальны. Модернизация системы образования требует внедрения кардинально нового подхода в обучении, который должен органично войти в повседневную деятельность школы и лежать в основе всего образовательного процесса.
План мероприятий разработан с целью оптимального использования здоровьесберегающих технологий в процессе образования учащихся и ориентирована на охрану и укрепление их здоровья, получение полноценного образования. Путем реализации плана раскрываются возможности образовательного учреждения в осуществлении здоровьесберегающей деятельности, в пропаганде здорового образа жизни, в формировании культуры здоровья воспитанников.
Выделяют несколько компонентов здоровья:
- Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека.
- Физическое здоровье – уровень роста и развитие органов и систем организма.
- Психическое здоровье – состояние психической сферы, душевного комфорта.
- Социальное здоровье – это моральное самообладание, адекватная оценка своего «Я», самоопределение личности в семье, школе, социальной группе.
- Нравственное здоровье – это система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.
Основная задача школы – создание необходимых условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья школьника. Иными словами, если задача медицины – воздействовать на причины болезни, то задача педагогики – воздействовать на причины здоровья. Школа может и должна заниматься изучением таких причин.
Причины здоровья – это категория, характеризующая условия формирования конкретного человека, становления и развития его психических и духовных качеств, физического совершенства, целевой жизненной установки.
Факторы, влияющие на причины здоровья ученика:
- Уровень учебной нагрузки на организм учащихся.
- Состояние лечебно-оздоровительной работы в школе.
- Состояние внеурочной воспитательной работы в школе.
- Уровень психологической помощи учащимся.
- Состояние микроклимата в школе и дома.
Таким образом, создание активной среды, в которой обучение ребенка происходит не за счет ресурсов его здоровья, а вследствие специально организованной системы развития внутреннего потенциала школьника, становится актуальной задачей школы.
Реализуя программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни ОКОУ «Клюквинской школы-интерната» Курского района Курской области, опираясь на данные углубленного медицинского осмотра воспитанников школы силами специалистов ОБУЗ ОДКБ, (в 6А классе была выявлена проблема: воспитанники имеют отклонения в состоянии здоровья), воспитателем был разработан план мероприятий по сохранению и укреплению здоровья воспитанников 6А класса.
Диагностическое обследование воспитанников нашего класса было произведено с тем, чтобы дать объективную оценку физическому развитию и состоянию здоровья каждого. У ребят были выявлены такие заболевания, как: нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата, расстройство поведения, хронический гастродуоденит и часто болеющие.
Наше учреждение активно работает по сохранению и укреплению здоровья воспитанников и обучающихся. Потому что здоровый ребенок с удовольствием и радостью включается во все виды деятельности: он мотивирован и успешен. И только при взаимодействии педагогов, специалистов, родителей и детей можно добиться положительного результата.
Методы и механизмы реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в ОКОУ «Клюквинской школе-интернате»
Источник
Проблемы сохранения здоровья учащихся в сельской местности
опыты и эксперименты по физкультуре (5, 6, 7 класс) на тему
Исследовательская работа учителя физической культуры, проведенная на базе МБОУ «Чернёвская СОШ» в ходе педагогического наблюдения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_sohraneniya_zdorovya_uchashchihsya_selskih_shkol.docx | 46.82 КБ |
Предварительный просмотр:
© Болушева Е Н МОУ «Чернёвская средняя общеобразовательная школа»
АДМИНИСТРАЦИЯ ГДОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЧЕРНЁВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
181623, Гдовский район, с. Чернёво, ул. Молодёжная д. 6 тел. (811-31) 35-232
Болушева Елена Николаевна
учитель физической культуры.
Ребёнок – наше продолжение, наша любовь, вера и надежда, наш повседневный труд и тяжёлая работа, да, именно работа, ибо для здоровья ребёнка надо потрудиться.
Здоровье:
- состояние полного физического, психического и социального благополучия.
- динамично меняющееся состояние, характеризующееся высокими адаптационными возможностями организма, оптимальным функционированием систем и органов, а так же гармоничными взаимоотношениями с природной средой и социумом.
Что может быть важнее здоровья? Вопрос риторический, а ответы на него – в многообразии рекламных блоков на радио, телевидении, в газетах. В океане предложений медицинских услуг и чудодейственных препаратов. В том очевидном факте, что фармацевтический бизнес оказался одним из самых прибыльных. Это свидетельство того, что в нашей забытой Богом стране важнее здоровья оказался бизнес, определяющий объём материальных благ. Ради него жертвуют здоровьем, ставят на карту жизнь, делают карьеру, продают честь, покупают должности, дают и берут взятки, отказываются от детей и родителей. Всё это факторы, определяющие неблагополучие состояния здоровья населения России, в первую очередь – неблагополучия психологического, душевного. И что самое огорчительное – эта душевная короста разъедает необратимо здоровье подрастающего поколения. И школа в этом процессе играет, увы, не самую лучшую роль. Появились факторы, которые раньше не составляли проблем для педагогов, врачей, родителей. Оценки в аттестате всё меньше отражают уровень и качество образования. Действительно, зачем хорошо учиться, если поступление в Вуз зависит от финансовой возможностей семьи. Год от года возрастают учебные нагрузки, достигая уровня перегрузок.
Досуг подростков всё чаще отдаётся просмотру видеофильмов, Интернету и компьютерным играм. А это путь к гиподинамии, нарушениям осанки и зрения. О росте числа юных курильщиков, массовом потреблении подростками пива, проблеме токсикомании и наркомании и говорить не приходится. Это приобретает массовый характер. На опасный уровень вышла проблема сексуального поведения подростков, адекватно разрешить которую воспитательные программы школы не в состоянии.
Но есть положительные моменты. О неблагополучии здоровья подрастающего поколения стали говорить открыто и на всех уровнях, вплоть до Президента. Ответственность за то, что лишь менее 10% школьников можно признать здоровыми, что от первого к выпускному классу их здоровье ухудшается, взяла на себя школа. Именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. Но, к сожалению динамика позитивных процессов, отстаёт от роста нарастающих проблем.
Прежде чем говорить о сохранении здоровья, мы должны знать о факторах, влияющих на состояние здоровья нашего и наших учеников.
Факторы, влияющие на здоровье детского населения
По мнению Г. И. Царегородцева (1987) здоровье человека более чем на 50% зависит от образа жизни, на 15-20% от окружающей среды и на столько же – от наследственности и системы здравоохранения. Можно спорить и не соглашаться с цифрами, но отрицать воздействие социальных условий нельзя.
Главными чертами неблагополучия социальной действительности являются:
- материальное неблагополучие большей части населения страны –сельских тружеников, пенсионеров, работников бюджетной сферы;
- развал жизни на селе: безработица, нищета, повальное пьянство;
- недопустимо высокий уровень беспризорных, брошенных детей;
- социальное неравенство, разрыв между доходами «самых богатых» и «самых бедных»;
- высокая зависимость доступа к качественным медицинским и образовательным услугам от финансовых возможностей человека;
- морально-нравственная коррозия населения, пренебрежение к закону;
- духовно-культурная деградация общества;
- безответственность на всех уровнях.
Эта социально-психологическая атмосфера неблагоприятно отражается на психологическом здоровье, в первую очередь – подрастающего поколения. Поэтому актуальной задачей педагогических коллективов школ является помощь подросткам – особенно из проблемных семей.
Физкультурно-оздоровительное воспитание в муниципальном образовательном учреждении «Чернёвская средняя общеобразовательная школа»
Одной из приоритетных форм, решающей проблему сохранения и укрепления здоровья сельской местности является физкультурно-оздоровительная. Важно понимание того, что физическое воспитание – залог развития здорового всесторонне развитого ребёнка.
Поколение которое мы воспитываем, это будущее государства, и от того какое оно будет зависит судьба России. Поэтому такие качества, как самостоятельность, самовоспитание, самосознание, инициативность, чувство долга, организованность, трудолюбие, дисциплинированность, потребность в здоровье и есть составляющие, которые определяют программу жизненного пути человека, способного преобразовывать, изменять и строить достойное будущее.
Одиннадцать школьных лет – такой гигантский путь проходит за это время ребёнок. Он растёт, развивается, достигает зрелого типа функционирования его организм, формируется интеллект и взаимоотношение с окружающим миром. Всё это протекает по закону развития организма. В эти годы особенно необходима двигательная активность, которая способствует не только более мягкому протеканию переходных процессов, но и правильному формированию двигательных качеств. Итак, физкультурно-оздоровительное направление:
- Создаёт фундамент гармонического физического развития, укрепления здоровья.
- Позволяет накапливать предпосылки для эффективного овладения трудовыми и военно-прикладными навыками и умениями.
- Поддерживает высокий уровень физической и умственной работоспособности, являющейся основой хорошей успеваемости и высокой эффективности общественно-полезной деятельности.
- Формирует физически культурную личность, организует культурный и полезный досуг детей.
Цель: способствовать всестороннему гармоническому развитию детей, формировать культурную личность.
- укреплять здоровье, накапливать и повышать общую работоспособность;
- формировать жизненно-необходимые знания, двигательные умения и навыки;
- совершенствовать двигательные психологические и интеллектуальные качества детей. Приучить их к эффективному распределению сил с условиями двигательной деятельности.
- Воспитывать потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями, а так же умение самостоятельного использования средств физического воспитания;
- Воспитывать высокие нравственные качества, дисциплинированность.
Оздоровительная направленность предусматривает:
- Совершенствовать функциональные возможности организма.
- Повышать работоспособность.
- Адаптировать организм человека к воздействиям неблагоприятных факторов внешней среды.
- Компенсировать дефицит двигательной активности, возникающей в условиях современной жизни.
Для выполнения намеченных задач наша школа располагает хорошей спортивной базой: спортзал размером 20х40м., где размещены площадки для спортивн6ых игр, тренажёры, имеется необходимый инвентарь. Спорткомплекс «Здоровье», где я работаю учителем физической культуры, имеет методический кабинет, зал ритмики. Возле спортзала имеются стандартные площадки: волейбольная, баскетбольная, сектора для прыжков в длину, высоту, сектор для толкания ядра, гимнастический городок, футбольное поле. За два года построена полоса препятствий для допризывников, ещё одна волейбольная площадка, навес с теннисным столом, перекладины для подтягивания.
Спортивная база позволяет укреплять здоровье и детям и взрослым, в течение всего года. Авторская программа, по которой я работаю, предусматривает дифференцированный подход. Программа рассчитана на 12-летнее образование с учётом 3-х уроков физкультуры в неделю. Третий урок взят за счёт школьного компонента. Спортзал начинает работать в 7.30 утра с утренней зарядки, которая проводится для детей интерната и детей с. Чернёво. Основной формой физкультурно-оздоровительного направления является урок, на котором в подготовительной и заключительной части даётся акцент на упражнения направленные на профилактику нарушения осанки, плоскостопия, упражнения для улучшения зрения ит.д. Внеурочные формы занятий включают занятия в секциях по волейболу, баскетболу, футболу. Всего в спортивных секциях занимается 50 детей.
Проводим спортивные конференции, беседы по темам, касающихся укрепления здоровья. Дежурные классы проводят подвижные переменки с детьми начальной школы. Учащиеся 5-11 классов играют в настольный теннис, учителя проводят физкультминутки на уроках. Два раза в неделю на занятия в спортзал приходят дети подготовительной группы детского садика. В каникулярное время дети играют в футбол. Хоккей, много плавают, ходят с родителями в турпоходы. Мы вовлекаем в совместные занятия детей и родителей. Проводим матчевые встречи по волейболу, соревнование «Папа, мама, я – спортивная семья». Семьи участвуют успешно в областных семейных пробегах. Так 4 октября этого года семья Паклиных из 4-х человек заняла 1-е место в беге на 1км и была награждена ценным подарком.
В начале учебного года мы планируем спортивно-массовые мероприятия. Многие из них стали традиционными: Зарница, «Тропа здоровья», спортивная неделя, «К строевой годен». Наши дети успешно участвуют в районных и областных соревнованиях, занимая первые и призовые места. Физкультурно-оздоровительное воспитание подрастающего поколения имеет своё продолжение и по окончании школы. Наши выпускники успешно сдают экзамены и учатся в спортивных, военных и военно-спортивных Вузах, достойно несут службу в рядах вооружённых сил. Каждый год мы проводим мониторинг состояния физического здоровья и развития детей и подростков нашей школы, а так же каждый месяц ведём учёт и анализ пропущенных по болезни дней. В течение года я прослеживаю рост результатов наших учащихся. В основе моей работы лежит тестирование, во время проведения которого ребёнок стремится к улучшению своего результата. Рост результатов прослеживается в экспериментальной работе «Президентские тесты», где тестирование проводилось в третьей четверти каждую неделю. Особенностью моей работы является изучение здоровья ребёнка с момента его рождения. В этом мне помогают родители и фельдшер. Как итог этих наблюдений написана работа «Здоровье и наши дети», где на основе педагогических наблюдений, беседы с родителями, врачами, мною дана характеристика детей по их заболеваниям и состоянию семей. Анализ обследования семей, где воспитываются дети нашей школы, показал, что за последние пять лет интеллектуальный уровень родителей снизился. Увеличилось количество родителей с основным и средним образованием. Это говорит о педагогической безграмотности. Всего единицы родителей с высшим образованием. Это тревожит…
Родители, не владея в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, зачастую осуществляют воспитание вслепую, интуитивно, особенно осложнён процесс воспитания в тех семьях, где пьянство, иждивенчество родителей, оказывает негативное воздействие на ребёнка. В сельских школах этот факт очевиден и является одной из проблем сохранения здоровья ребёнка. Даже в благополучных семьях дети испытывают психологическую безнадзорность, так как растёт число родителей, считающих, что их главная задача – материально обеспечить ребёнка, а воспитательная функция – прерогатива школы. Поэтому вопрос, который стоит в центре внимания – это работа с родителями по осознанию ими ответственности за воспитание и здоровье своих детей, созданию комфортной обстановки в семье, привлечение внимания к формированию здорового образа жизни. С целью решения данного вопроса на родительские собрания школы приглашается психолог. В беседах на родительских собраниях уделяется большое внимание возрастной психологии, профилактике алкоголизма и курения, здоровому питанию, навыкам семейного общения. Единицы родителей которых беспокоит здоровье своих детей, постоянно консультируются с учителем физкультуры или врачом по вопросам оздоровления организма ребёнка. Десять детей нашей школы прошли обследование в областном детском диагностическом центре. У троих детей выявлена врождённая патология. В 2005 году специалистами областного центра лечебной физкультуры проведён осмотр детей нашей школы с 1-го по 11-й классы. В ходе обследования выявлены следующие заболевания у детей: сколиозы, желудочно-кишечные заболевания, нарушение зрения, осанки, плоскостопие, ожирение, заболевание сердечнососудистой системы. Врачами ЛФК даны полезные рекомендации для родителей и учителей в работе с детьми, имеющими перечисленные заболевания.
Немаловажной проблемой сохранения здоровья детей сельских школ нашего района считаю отсутствие врачебной диагностики в дошкольных учреждениях. В школу приходят дети уже с каким-либо недугом. В поликлинике нет полной информации заболевания детей в районе. Высокая деторождаемость в нашем районе от родителей – инвалидов, родителей с психическими расстройствами. Отсюда и дети с отставанием в физическом и умственном развитии. Разбросанность деревень и подвоз детей так же не даёт возможности посещать этим детям дополнительные занятия, секции, кружки. Отсутствие классов коррекции также является проблемой сохранения здоровья в сельской школе, т.е. в одном классе находятся дети, которые учатся по основной и специальной программам, что создаёт дискомфорт и для учителя, и для ребёнка. И, чего греха таить, сельские малокомплектные школы, отдалённые от центра финансируются по остаточному принципу. К этому хочу добавить, что в техническом плане мы шагнули вперёд, а мебель, в частности парты и стулья стоят десятилетиями, не меняясь. Кроме того, как показывает статистика, у трети учителей России, не исключение и сельский учитель, характерны «кризисы», «Истощения», «Сгорания». Показатель социальной адаптации не выше, чем у больных неврозами. Учителю нужно самому следить за своим здоровьем психическим и физическим. Это и будет успешным залогом здоровья его учащихся. Нельзя упускать и тот факт, что с введением подушевого финансирования в сельской школе остались работать только энтузиасты, т.к. из-за малокомплектности зарплата мизерная, жилья нет. А уж о психологе, логопеде, валеологе, медработнике сельская школа может и не мечтать.
Появившееся в повседневном лексиконе около десяти лет назад понятие здоровьесберегающие технологии предполагает консолидацию всех усилий школы, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья учащихся. В какой-то мере направление пришло на смену валеологии, привлекая внимание педагогов и общественности к проблеме детского здоровья. Десять лет назад мы образно определяли валеологию как «науку о том, как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра». По аналогии, использование здоровьесберегающих технологий в школе решает задачу сохранения и укрепления здоровья учащихся, позволяя им в полной мере реализовать свои возможности быть благополучными и счастливыми и вырастить такими же своих собственных детей.
Задача педагогов школы – не дотянуть ребёнка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы она сложилась счастливо. Я хочу предложить схему реализации здоровьесберегающих технологий в нашей малокомплектной сельской школе. Реализация представленных здоровьесберегающих технологий позволяет подойти к решению важнейшей задачи воспитанию культуры здоровья школьников. Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровье сберегающей педагогики – одного из самых актуальных образовательных подходов, и как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию её воздействия на здоровье учащихся и педагогов.
В заключении я хочу сказать, что каждый педагог должен следовать, принципу «не навреди»! Поэтому важно не путать инновационную работу с экспериментами на детях. Первое необходимо, а второе недопустимо! Наш дружный педагогический коллектив, работая в унисон и надеясь только на себя, свои возможности, прилагает максимум усилий для решения проблемы сохранения здоровья подрастающего поколения.
- Баль Л.В. Педагогу о здоровом образе жизни детей: кн. для учителя. М., Просвещение, 2005 год.
- Безруких М.М. и проф. Сонькина В.Д. Организация и оценка здоровье зберегающей деятельности образовательных учреждений М., 2004 год.
- Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы, -М ., ВАКО, 2004 год.
- Ковалько В.И. Здоровье сберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы, — М., ВАКО, 2004 год.
- Косаткина В.Н., ЩеплягинаЛ.А. Здоровье: Учебно-методическое пособие для учителей 1-11 классов. М. 2005 год
- Люсько Е.М., Лежнева Ю. А. Школа здоровья Минск ,«Красико-Принт» , 2006 год
- Смирнов Н.К. Здоровье сберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – 2-е изд., АРКТИ -2006 год.
- Смирнов Н.К. Руководство по здоровье сберегающей педагогике. Технологии здоровье сберегающего образования. – М., АРКТИ, 2008 год.
- Цыбин С.А. Здоровье сберегающие технологии в образовательном процессе. Волгоград: Учитель,2009 год.
- Шанцева Н.Н. Наш выбор – здоровье. Волгоград: Учитель,2009 год.
Реализация здоровьесберегающих технологий в сельской малокомплектной школе.
Цель: сохранение здоровья учащихся в период обучения в школе, сформировать необходимые навыки и умения ЗОЖ, использовать полученные знания в жизни.
Источник