Проблема одаренности детей с ограниченными возможностями здоровья
Ключевые слова: ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ; ДЕТИ С ОВЗ; ОДАРЕННОСТЬ; ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ; ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ С ОВЗ; ОГРАНИЧЕННЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ; INCLUSIVE EDUCATION; CHILDREN WITH DISABILITIES; GIFTEDNESS; TYPES OF GIFTEDNESS; GIFTED CHILDREN WITH DISABILITIES; PHYSICAL DISABILITIES.
Проблема одаренности детей с ограниченными возможностями здоровья в современном мире становится все более актуальной. В стратегии развития российского образования одним из приоритетных направлений является поддержка одарённых и талантливых детей. Проблематика работы с талантливыми детьми со статусом ОВЗ заключается в обеспечении системного подхода в использовании образовательных технологий и методов работы с одаренными детьми.
В современной психологии используются два термина на основе слова «одаренность» – «одаренные дети» и «детская одаренность». Термином «одаренные дети» обычно обозначают особую группу детей, опережающих своих сверстников в развитии. Второй же термин – «детская одаренность», напротив, не предполагает никакой селекции, а указывает на то, что каждый ребенок имеет определенный интеллектуально-творческий потенциал.
По виду деятельности могут быть выделены следующие виды одаренности:
1. Интеллектуальная одаренность. Это дети с врожденными высокими интеллектуальными способностями, для которых стандартная общеобразовательная программа чаще всего не интересна.
2. Академическая одаренность. Дети способные к обучению в широком смысле слова.
3. Лидерская одаренность (коммуникативная одаренность). Это дети с лидерским поведением.
Критерии, отличающие детей с лидерским поведением: в окружении посторонних людей и в любой нестандартной ситуации ребенок сохраняет уверенность в себе; легко приспосабливается к новым ситуациям; генерирует идеи и легко решает социально-лидерские задачи; принимает на себя ответственность, характерную для его возраста.
4. Художественно-эстетическая одаренность. Данный вид одаренности заметен в высоких достижениях художественной деятельности: в музыке, в танце, в скульптуре и т.п.
5. Творческая одаренность. Она проявляется в нестандартном видении мира, в нешаблонном мышлении. Творческие способности детей прямо и непосредственно не связаны с их способностью к обучению.
6. Спортивная одаренность (психомоторная одарённость). Современные исследования доказали, что если у школьников, которые увлекаются спортом, создать соответствующую мотивацию, то они могут превосходно учиться.
7. Духовно-ценностная одаренность. Одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов, служение людям.
Дети вместе с одаренностью могут обладать и некоторыми нарушениями здоровья. Дж. Галехер таких детей назвал «дважды особенными». Он считает, что приблизительно 2% детей инвалидов являются одаренными детьми. Это дети – инвалиды с трудностями в обучении, с нарушениями слуха и речи, дети с физическими увечьями, с проблемами с речью и проблемами в эмоциональном плане.
Наиболее часто встречающиеся одаренные и талантливые дети среди «дважды особенных детей» это: дети — аутисты; дети с симптомом Аспергера; дети с признаками гипрелексии; дети с социальными, эмоциональными и проблемами в поведении; дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью; дети неспособные к чтению; дети с синдромом диспраксии.
Очень часто ребенок имеет способности в одной или нескольких областях, и им же необходима помощь в других областях. Инвалидность может скрывать одаренность ребенка и наоборот. Поскольку одаренность часто связывается с академическими успехами ребенка и школьными достижениями, то детей с ограниченными возможностями зачастую бывает трудно идентифицировать таковыми. У одаренных дошкольников с проблемами в обучении — низкая продуктивность в школе (они не умеют писать, читать, записывать); у детей с церебральным параличом и глухотой — отсутствие навыков коммуникации; у детей с нарушениями двигательных функций – часто замедленное письмо, в результате чего ребенок отвлекается от задания, а учитель считает это невнимательностью; у детей с проблемами эмоционального характера — неуправляемое поведение (агрессивность, замкнутость, вспыльчивость, нежелание общаться).
Трудности возникают также и во время тестирования подобного ребенка, поскольку подобным детям часто невозможно предъявить стандартизированный тест. Поэтому зачастую такие дети не охвачены программами для одаренных и талантливых детей. А если такие дети получают образование в специализированных школах, таких как для глухих или слепых детей, то их одаренность и таланты губятся действующей в этих учреждениях учебной программой. Исследования группы ученых детей с ограниченными возможностями показали характерных особенных черт, которые могут позволить учителям раскрыть одаренность ребенка.
Наиболее общую характеристику одаренных детей с ограниченными физическими возможностями представляет С. Виллард-Холд: развитие у них компенсаторных навыков; творчество в поиске альтернативных способов общения и решения задач; впечатляющий багаж знаний; расширенные академические знания и навыки; отличная память; исключительные навыки в решении проблем; быстрое понимание идеи; стремление к долгосрочным целям; большая зрелость по сравнению с возрастом ровесников; хорошее чувство юмора; упорство, терпение; мотивация в достижении цели; любопытство, погруженность в себя; самокритика и перфекционизм; когнитивное развитие таких детей не может быть основано на их непосредственном опыте; возможные трудности с абстрактным мышлением; возможны ограниченные достижения в связи с темпами работы.
Практика инклюзивного подхода предполагает при планировании своих образовательных программ школой или детским дошкольным учреждением учитывать индивидуальные потребности ребенка, разрабатывая Индивидуальный план образования (ИП) одаренного ребенка. Инклюзивное обучение одаренных детей подразумевает то, что дети будут учиться друг у друга, у окружающих их взрослых. Именно при таком подходе к обучению и может быть распознана одаренность, и дети с ограниченными возможностями смогут стать значимыми членами своего учебного сообщества.
Придём к выводу, что для развития способностей детей необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, разрабатывать и проводить мероприятия, по сохранению и дальнейшему развитию способностей, объединяя усилия всех педагогов ДОУ и родителей.
Источник
«Психологическое сопровождение одарённых детей с ОВЗ»
статья по теме
В данной статье рассматриваются следующие вопросы: особенности одарённых детей с ОВЗ, внутрисемейные отношения одарённого ребёнка-школьника.
Работа педагога с одарёнными детьми с ОВЗ . Инклюзивное образование. Даны методические рекомендации по представлению учебной информации в среде » Интернет для одаренных детей-инвалидов».
А так же представлена Комплексная школьная программа: «Одарённые дети».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odar-invalid.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №31
имени Героев Свири»
«Психологическое сопровождение одарённых детей с ОВЗ»
- Одарённые дети с ОВЗ — стр. 3.
- Особенности одарённых детей с ОВЗ –- стр. 3.
- Внутрисемейные отношения одарённого ребёнка-школьника – стр.4.
- Работа с одарёнными детьми с ОВЗ . Инклюзив ное образование – стр. 5.
5. Методические рекомендации по представлению учебной информации в среде Интернет для одаренных детей-инвалидов – стр. 6.
6. Комплексная программа: «Одарённые дети» — стр. 8.
7. Литература – стр. 11.
1. Одарённые дети с ОВЗ.
Что эта за группа детей, какие они имеют особенности, как с ними работать?
Итак, для начала определимся с терминами. Каких детей называют одаренными детьми с овз? Прежде всего, тех, которые признаны образовательной и медицинской системами превосходящими уровень интеллектуального, творческого развития других детей своего уровня и диагноза. Многое зависит от социальной адаптации, воспитания, темперамента и личности в целом. Одно точно ясно — ребенок, который самостоятельно проявляет не свойственные возрасту, а главное диагнозу способности в одной или нескольких отраслях знания — одарен. Одаренные дети могут достигать необыкновенных успехов в раннем возрасте — они могут поступить в институт, закончить его и защитить диссертацию, когда сверстники еще учатся в школе; одаренные дети с музыкальными способностями пишут оперы; со способностями к шахматам — становятся чемпионами. А могут ничего этого и не делать. Все зависит от среды, в которой растет и воспитывается ребенок и от его желаний, настроений.
Так сколько же одаренных? «Обычные» люди составляют примерно 70 — 80% в обществе, соответственно, около 15% — это те, кто выше «нормы», еще около 15% — ниже «нормы»; сверходаренных — 2,5%.
По оценкам экспертов, только 2-5% детской популяции обладают особенностями интеллектуального и творческого развития, например, IQ (коэффициент интеллектуальности) равен 125 единицам (до конца двадцатого века, широко использовалась система интеллектуального тестирования — так называемый коэффициент IQ, теперь эта методика признана неудовлетворительной и от нее отходят).
Их относят к одаренным детям.
Примерно столько же детей считаются лицами с ограниченными возможностями по здоровью (детей-инвалидов). Ограничение по здоровью тормозит их интеллектуальное развитие, и они оказываются по другую сторону «баррикад» основной (стандартной) группы развития.
В настоящее время обучается более 160 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья, из них около 28 тысяч умственно отсталых детей, более 122 тысяч детей с задержкой психического развития, более 10 тысяч детей с физическими недостатками, но они интеллектуально сохранены. Из этих 10 тысяч только 2-5% являются одарёнными детьми-инвалидами. Это примерно составляет в среднем 300 детей.
Но даже с таким минимальным количеством должна вестись работа. ( О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06.
Во исполнение пункта 5 раздела III протокола заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике Минобрнауки России направляет рекомендации по созданию условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в субъекте Российской Федерации).
2. Особенности одарённых детей с ОВЗ:
К главным особенностям таких детей можно отнести негармоничность их развития. Прежде всего это их физических недостаток, который откладывает свой отпечаток на развитие личности в целом, так и на развитие способностей. Это проявляется в сверхраннем развитии речевых функций и познавательной активности в ущерб эмоциональности и тонкой моторике. Многие дети растут неуклюжими, с трудом осваивали навыки самообслуживания, межличностных отношений. Подавляющее число таких детей с раннего возраста общалось и общается, как правило, только с довольно узким кругом взрослых людей. Их референтная группа часто не превышает 2–3х человек. Эти дети не смогли посещать детский сад. Из-за выше сказанного они имеют трудности адаптации, не имеют опыт самостоятельного социального общения. Половина из этих детей не имела ярко выраженного периода игровой деятельности. Их основные интересы лежали в сохранении здоровья, лечении, реабилитации. Все это делало детей еще в дошкольном возрасте «трудными», а порой и «странными», вынуждало родителей решать особые вопросы их воспитания и здоровья.
Важной отличительной особенностью большинства из этих детей является чрезвычайно выраженная познавательная и учебная мотивация, доминирующая над иными социальными мотивациями. Феноменологический анализ показал, что процесс получения новой информации, связанный с необходимостью решения сложных логических задач, у таких детей сопровождается особым психоэмоциональным подъемом, сходным с переживанием творческого экстаза, описанного Выготским.
И еще один сложный момент: одаренные дети с ОВЗ часто обладают более хрупкой душевной конституцией по сравнению со сверстниками. Они могут быть болезненно самолюбивы, стеснительны и истеричны. Или, наоборот — тихими и скромными. Таких детей отличает склонность к философстванию и сверхтрудолюбие. Они могут быть рассеянными в обыденной жизни, но сверхсконцентрированными в своей работе — решать, например, шахматную задачу в течение нескольких часов, забыв о сне и еде. Талантливые всегда предлагают не одно, а несколько решений задачи или проблемы, причем наиболее красивых и экономичных, но не всегда способны воплотить их в жизнь. Часто физический недостаток таких детей делает индивидуалистами, то есть умеют и любят работать в одиночку. Еще их отличает стремление к совершенству — перфекционизм.
Кроме этого им присущи и особенности одарённых детей не являющимися инвалидами:
— сверхчквствительность к проблемам,
— высокий уровень развития мышления и креативности,
— надситуативная активность (познавательная самостоятельность),
— повышенный интерес к дивергентным задачам,
— гибкость и продуктивность мышления,
— способность к прогнозированию,
— способность к оценке,
— стремление к самоактуализации,
— стремление к самостоятельности,
— повышенная эмоциональная чувствительность,
3. Внутрисемейные отношения одарённого ребёнка с ОВЗ.
Наличие одарённого ребенка с ОВЗ создает в семье особые эмоциональные отношения. В таких семьях они очень насыщены, что достигается за счет проекций родителей своих эмоциональных проблем, связанных со здоровьем ребёнка, на своих детей. Представление родителей о физическом нездоровье детей связано с наличием у последних признаков дизонтогенетического, асинхронного развития. Т.е. интеллектуально ребенок может оказаться очень зрелым, а эмоционально и физиологически пассивным, зависимым и инфантильным. Например, мальчик, почти достигший семилетнего возраста, с легкостью набирает на компьютере удивляющий своей эвристичностью, литературностью и орфографической грамотностью текст, но не в состоянии написать от руки ни одной буквы, не умеет самостоятельно есть ложкой и вступать в социальные контакты без посредничества родителя. И, наконец, в переживаниях родителей можно обнаружить психологический перенос собственных архаических страхов, сублимацию своих агрессивных тенденций в отношении ребенка.
4. Работа с одарёнными детьми с ОВЗ:
В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий, в том числе и одарёнными детьми-инвалидами, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных/коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В результате обучения детей-инвалидов в специальных условиях – конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ.
Альтернатива такой системы является инклюзивное образование.
Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.
Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и т. д.).
Поэтому возможно с некоторыми одарёнными детьми-инвалидами простраивать работу как с детьми нормы.
Различие одаренных детей с ОВЗ, в основном, обеспечивается разными, проявлениями интеллектуальных и творческих талантов, особенности их социализации и адаптации.
Что заставляет выстраивать собственные индивидуальные образовательные траектории, для каждого ребёнка. Адекватное образование является решающим для адаптации этих детей в современное общество. Нужно также отметить, что по мере развития и получения личностно-ориентированного образования, одарённые дети-инвалиды могут переходить к инклюзивному образованию.
На современном этапе особую актуальность приобретает внедрение новых информационных технологий в образование и развитие одаренных школьников с ограниченными возможностями по здоровью в силу их нестандартности и специфической адаптации в общество. Для их успешного обучения может оказаться эффективным создание малых групп с индивидуальной обучающей программой. В соответствии с личностными особенностями одарённые дети-инвалиды нуждаются не только в постоянной педагогической, но и в психологической поддержке. При этом оптимальным может стать трансформация учебной группы в группу учебно-психотерапевтическую, которая могла бы решать ряд задач по психологической и социальной адаптации и реабилитации детей. При этом оптимальной формой работы такой группы может стать система, в которой активную роль, как участники, играют родители.
Один из вариантов поддержки и развития одаренных детей-инвалидов это формирование соответствующих групп. В этих группах возможно психо-эмоциональное раскрепощение, и как следствие, — нормальное и адекватное развитие.
В сознании таких групп усилена роль новых информационных технологий, которые позволяют участникам раскрыть другие грани личности. В частности, взаимодействие по интересам, знакомства, совместное общее дело и так далее. Такие Интернет-группы позволяют более полно реализовывать потребности данной личности. Использование новых информационных технологий, таких как Интернет-технологии, в создании виртуальной Интернет-группы может явиться пусковым механизмом к развитию одаренных детей-инвалидов с целью их адаптации в общество. Это поможет им востребовать во всей полноте свой интеллектуальный и творческий потенциал и сформировать свой положительный жизненный сценарий.
5. Методические рекомендации по представлению учебной информации в среде Интернет для одаренных детей-инвалидов
(Дистанционные школы для одаренных детей и детей инвалидов
Альминдеров В.В., Альминдерова А.В.
Международный Интеллект-клуб «Глюон» , Москва).
В предлагаемом проекте учитываются особенности одаренных детей- инвалидов. В связи с этим разработаны специальные методики, удовлетворяющие адекватному их развитию. Для одаренных детей с повышенными интеллектуальными потребностями сформирован учебный материал, способный востребовать интеллектуальный и творческий потенциал такой личности. Основными требованиями к учебно-методическому курсу для одаренных детей-инвалидов является полнота и глубина изучения учебного материала. Это достигается представлением материала стрех разных сторон: (1) теоретическая компонента, (2) практическая компонента (умение решать задачи, включая творческие), (3) лабораторные работы (показывающие навыки, усвоения теоретического материала на практике).
Внедрение новых информационных технологий, в частности мультимедийных, в образовательный процесс позволяет снять ограничения по восприятию и освоению учебного материала детей-инвалидов и удовлетворить высоким интеллектуальным потребностям одаренных детей.
Более того, наличие «интеллектуальной паутинки» создает все необходимы условия для адекватного развития любой личности в не зависимости его интеллектуального или физического статуса, способствующая его социализации в общество.
Формирование среды в Интернет для организации обучения одаренных детей-инвалидов
Для гармонического и устойчивого развития одаренных детей-инвалидов, особенно в сенситивный период (школьный период), важным является общение со сверстниками, с себя подобными, а это оказывается затруднительным в силу специфики развития таких детей. 2-5 процентная выборка в классе, состоящий из 30-40 человек, «приводит» к появлению одного, в лучшем случае, двух одаренных школьников, которые при этом могут проявлять и различную одаренность, темпы развития и социальную адаптацию. Малочисленность одаренных детей-инвалидов и их индивидуальная эволюция развития не способствуют адекватной социализации и адаптации одаренных детей-инвалидов. Использование Интернет-технологий позволяет «снять» проблему общения и образования одаренных детей и детей-инвалидов.
Речь идет о создании Интернет-сообщества для одаренных детей инвалидов. Предлагается разработать среду под названием «Интеллектуальная паутинка».
«Интеллектуальная паутинка» позволяет одаренным детям-инвалидам, проявляющим интерес к фундаментальным наукам — Физике и Математике — не только общаться со своими сверстниками, но и развиваться и образовываться независимо от их географической принадлежности.
«Интеллектуальная паутинка» — это аналог известной сети World Wide Web, только со своим специфическим наполнением, касающегося содержания. Все системные и технические требования «Интеллектуальной паутинки» удовлетворяют потребности одаренных детей-инвалидов, что позволяет им раскрыть свой интеллектуальный и творческий потенциал и адекватно социально адаптироваться в общество.
Создаваемая «Интеллектуальная паутинка» позволит:
сформировать в процессе эксплуатации базу данных по одаренным детям-инвалидам в географически удаленных районах России;
включить одаренного ребенка-инвалида в работу регионального центра (РЦ), ближайшего от места проживания;
расширить «живое» общение со специалистами РЦ и сверстниками;
организовать индивидуальную траекторию образования и развития, включая оценку его развития кураторами РЦ;
участвовать в программах поддержки одаренных детей-инвалидов как в регионах, так и в России в целом;
организовать временные творческие коллективы, куда помимо школьников входят учителя, студенты, аспиранты и ученые, для решения учебно-исследовательских задач;
Через «Интеллектуальную паутинку» одаренные дети-инвалиды могут участвовать в индивидуальных образовательных программах:
Олимпиады (районные, городские, региональные, российские)
Конференции юных ученых
Мастер-классы и др.
Организованные через «Интеллектуальную паутинку» различные интеллектуальные конкурсы позволяют провести мониторинг одаренности различного вида и сформировать интеллектуальные сообщества по интересам. Например, есть дети, которые охотно участвуют в различных видах интеллектуальных соревнований (олимпиадах, турнирах и др.). Это, условно, «академически» одаренные школьники. Другой тип — «креативные» дети, которые охотно участвуют в исследовательских проектах.
«Интеллектуальная паутинка» позволяет через свою систему сформировать виртуальную социо-культурную среду для образования и развития одаренных детей-инвалидов и находить человеческие контакты. В частности, она может предложить специальные программы для детей-инвалидов — программы для слабослышащих, программы для слабовидящих и др.
Интернет-преподаватель через «Интеллектуальную паутинку» может участвовать в обсуждении проблем одаренных детей-инвалидов через постоянно действующие семинары «Интеллектуальная и творческая одаренность. Междисциплинарный подход» и «Особенности образования детей-инвалидов», включая теле- и видеоконференции, где вместе с педагогами, медиками и учеными разных специальностей обсуждаются и вырабатываются научно-обоснованные методики работы с одаренными детьми-инвалидами. Например, уже разработаны методики, связанные с образованием одаренных школьников-инвалидов.
Также предполагается путем опроса и анализа пользователей методик сформировать рейтинг лучших и результативных методик для последующего их распространения.
«Интеллектуальная паутинка» будет включать собственные научно-образовательный сайты — «Обучение детей-инвалидов» и «Обучение одаренных детей-инвалидов». На этих сайтах, объединенных в единый образовательный портал, ученные и специалисты могут публиковать свои статьи, размышления на актуальные темы науки и жизни. Портал должен использовать интерактивные средства обучения и работы. Он позиционируется для использования как учениками, так и преподавателями. При этом портал обеспечивает не только прямой способ подачи образовательного материала, но и позволяет формировать материал, исходя из полученной информации по обратной связи.
6.Комплексная программа: «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
Цели: анализ и прогнозирование деятельности школы и семьи по выполнению требований Конвенции о правах ребенка и поддержке одаренных детей , создание условий для их самореализации.
Объект исследования – взаимосвязь школы и семьи по обеспечению условий для самореализации одаренных детей.
Предмет исследования – эффективность учебно-воспитательной работы школы и системы дополнительного образования в развитии одаренных детей, роль семьи в поддержке одаренных.
Работа с одаренными детьми требует глубокого понимания природы «одаренности».
Психолог Б.М.Теплов понятие «одаренность» трактует как обеспечение успешности в какой-либо деятельности не отдельной способностью, а своеобразным их сочетанием, которые характеризует личность.
Такое понимание одаренности требует целостного подхода к обучению, воспитанию, развитию, т.к. одарен не сам по себе ум человека, а одарена его личность.
Необходимо учитывать и тот факт, что развитие одаренности происходит не только в системе обучения и воспитания, но имеет свои собственные закономерности, свою внутреннюю логику, определяющие индивидуальность. Одаренная личность наделена собственной познавательной потребностью (характеризуется выраженным чувством удовольствия от умственной или какой-либо творческой деятельности). Отсюда необходимые условия работы с одаренными детьми:
— поддержка собственной познавательной потребности;
— знание психологических особенностей «одаренных».
Программа «Одаренные дети» в школе №31 реализуется в двух направлениях.
1. Создание общих условий для раскрытия задатков и развития способностей всех учащихся в рамках концепции школы (сохранение индивидуальности, личностный подход в образовании, развитие творческих способностей средствами искусства на уроках и внеклассной деятельности).
2. Создание индивидуальных условий для развития способностей детей с выращенной собственной познавательной потребностью в какой-либо области.
Основные направления программы.
У ч а щ и е с я :
1. Психолого-педагогический анализ развития учащихся школы.
2. Выявление одаренных детей:
— диагностика одаренности различных типов и видов;
— анализ результатов одаренности;
— создание школьного банка данных о способных, одаренных, талантливых учащихся.
3. Организация обучения одаренных:
а) внедрение элементов и систем развивающего обучения:
— использование элементов обучения и системы работы Л.Занкова;
— обучение счету и чтению по системе Н.А.Зайцева;
— апробация учебно-методических комплексов (естествознание А.А.Плешаков и др.)
б) дифференцированная и индивидуальная работа с одаренными детьми по общеобразовательному циклу (1 – 11):
— внедрение дифференцированного обучения в школе как системы работы;
— индивидуальная работа с одаренными детьми через систему факультативов и индивидуальных занятий
в) создание профильных классов:
г) дифференцированное обучение;
д) участие детей в городских, региональных, федеральных олимпиадах по предметам.
4. Организация воспитательного процесса и системы дополнительного образования в работе с одаренными детьми:
а) создание условий в школьной системе воспитания для социальной адаптации одаренных детей (Совет старшеклассников, творческие дни, выпуск школьной газеты, внеклассная работа и т.д.);
б) психолого-педагогическая поддержка одаренных детей;
в) создание системы стимулирования учащихся:
— отмечать наиболее интересные работы участников конкурсов, олимпиад, фестивалей (грамоты, премии, награды) ;
— стипендии по линии администрации Железнодорожного района города Ульяновска;
— организация туристических поездок для расширения кругозора одаренных детей (краеведение, работа школьного музея, культура, искусство).
г) активизация разносторонней работы с одаренными детьми через систему дополнительного образования (кружки, секции, творческие кол-вы). Создание научного общества учащихся школы №31 .
д) мероприятия с одаренными детьми:
— выставки детского творчества;
— конкурсы детских коллективов;
— спортивные праздники и школьные олимпиады;
— проведение конкурса «Ученик года»;
— проведение тематических, предметных дней, недель;
— проведение предметных боев, предметных триад, предметных КВН, турниров смекалистых, деловых игр;
— проведение научных конференций;
— участие учащихся в разработке уроков, программ, внеклассных сценариев, внеклассных мероприятий;
— проведение предметных олимпиад очного и заочного типа.
5. Профилактические мероприятия по охране здоровья одаренных детей:
— ежегодная диспансеризация на базе детской городской поликлиники №4;
— организация отдыха в санаториях, базах отдыха,лагерях актива, военно- спортивных лагрях, лагерях для одаренных детей.
1. Постановка проблемы и включение в сознательное участие всех членов коллектива школы в реализацию программы «Одаренные дети»:
— проведение педсовета на тему «Одаренные дети»;
— организация работы школьных структур по реализации программы «Одаренные дети».
2. Работа методических объединений по психолого-педагогической подготовке кадров к работе по выявлению, обучению и воспитанию одаренных детей:
— оценка творческого потенциала педагогического коллектива школы;
— программа творческого роста педагога;
— спецкурс «Психология педагогического творчества»;
— спецсеминары «Творческая одаренность», «Одаренные дети и подростки»,
— изучение и распространение опыта работы с одаренными детьми;
— самообразование и саморазвитие педагога;
3. Создание системы диагностики одаренных:
— разработка критериев, тестирование для выявления одаренных детей в школе №31;
— организация связи с методической и психологической службами города по разработке и применению диагностики одаренности;
— создание школьного банка данных одаренных детей.
4. Связь с Управлением образования, методическими службамигорода по реализации программы «Одаренные дети», установление творческих контактов с коллегами единомышленниками.
1. Оценка и самооценка потенциальных возможностей семей одаренных учащихся.
2. Психолого-педагогический лекторий «Становление и развитие творческой личности в семье»:
а) программа лектория:
— роль семьи в формировании личности одаренного ребенка;
— что надо знать о своем ребенке;
— как любить ребенка;
— наше общение в семье;
— искусство быть родителем;
— домашний эксперимент: «Какая у нас семья?».
б) групповые консультации:
— современная семья: трудности и надежды;
— воспитательный потенциал семьи;
— одаренный ребенок в семье и в школе;
в) индивидуальная работа с родителями (по запросам)
3. Участие в творческих конкурсах вместе с детьми и педагогами.
4. Родительская конференция: создание условий для развития творческих способностей ребенка в семье.
- Лейтес Н.С. «Психология одарённости детей и подростков» М., Academi A, 1996.
- Лейтис Н.С. «Способности и одарённость в детские годы» М., 1984.
- Яковлева Е.Л. « Взаимоотношения умственно одарённых детей в группе»,Вопросы психологии №3, 1998.
- Матюшин А.М., Яковлева Е.Л. «Учитель для одарённых детей»,М., 1991.
- Лосева А.А. « Психологическая диагностика одарённости»: Учебное пособие для вузов. – М., Академический проект 2004. – 176с.
- Савенков А., Беляева Н., « Одарённые дети а обычной школе» Народное образование.!999 — №9.
- Панов В.И. «Одарённые дети: выявление – обучение и развитие. М., Педагогика 2001 №4.
- Савенков А., « Одарённые дети: методики диагностики и стратегии обучения Директор школы «2000 №3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут от.
презентация к выступлению на секции классных руководителей.
На сегодняшний день, самоценность личности, её уникальность и неповторимость должны быть култивированы во всех государственных общественных учреждениях не проходя ступень школьного образования мимо.Од.
В данной статье говорится, что основным средством психолого-педагогического сопровождения одарённых детей в нашей гимназии является построение индивидуального образовательного маршрута для каждого уче.
данный материал позволит точно распределить деятельность педагогов, психологов и родителей в обучении и воспитании одаренных детей.
Педагогическое сопровождение одарённых детей.
Источник