Меню

Проблема исследования психологического здоровья

Проблема исследования психологического здоровья

Здоровье – основа всей нашей жизни, залог успеха и благополучия, условие достижения жизненных целей. Оно является не только главной ценностью человека, но и достоянием общества. В отечественной психологии здоровье рассматривается в двух аспектах: как психологическое и как психическое. С нашей точки зрения, критерии оценки психического здоровья наиболее обобщенно представлены А.А. Крыловым, применительно не только к психическому здоровью, но и к психологическому. Он выделяет их в соответствии с видами проявления психического (свойства, состояния, процессы). По мнению А.А. Крылова, психически здоровая личность характеризуется следующими свойствами: оптимизм, сосредоточенность, уравновешенность, нравственность (честность, совестливость), адекватный уровень притязания, чувство долга; уверенность в себе, необидчивость, неленность, независимость, естественность, ответственность, чувство юмора, доброжелательность, терпеливость, самоуважение, самоконтроль. Опираясь на критерии, выделенные А.А. Крыловым, можно сделать вывод, что психическое здоровье как составной элемент здоровья, включает в себя совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность человеку выполнения социальных функций. Психически здоровый человек адаптирован к социуму и является его активным участником.

Научная категория «психологическое здоровье» была введена и наиболее детально разработана И.В. Дубровиной. По мнению автора, если термин «психическое здоровье» имеет отношение, прежде всего к отдельным психическим процессам и механизмам, то термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить психологический аспект проблемы психического здоровья в отличие от медицинского, социологического, философского. И.В. Дубровина отмечает, что «психологическое здоровье делает личность самодостаточной, оно вооружает ее средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития в контексте взаимодействия с окружающими людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира». Наряду с этим, психологически здоровой личности свойственны: эмоциональная устойчивость, зрелость чувств соответственно возрасту, совладение с негативными эмоциями, естественное проявление чувств и эмоций, способность радоваться, сохранность привычного самочувствия, а также адекватное восприятие самого себя, максимальное приближение субъективных образов к отражаемым объектам действительности, способность концентрации внимания на предмете, удержание информации в памяти, способность к логической обработке информации, критичность мышления, креативность, знание себя, дисциплина ума (управление мыслями).

Таким образом, психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества и являющихся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной задачи. Психическое здоровье традиционно интерпретируется как собственная жизнеспособность индивида, как жизненная сила, обеспеченная полноценным развитием, как умение приспосабливаться и расти в изменяющихся, не всегда благоприятных, но обычных для большинства условиях, что является предпосылкой психологического здоровья.

Источник

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2019

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ В ИССЛЕДОВАНИЯХ РАЗНЫХ АВТОРОВ

В настоящее время возникла проблема с обозначением понятия психологическое здоровье. Это обусловлено тем, что сталкиваются утверждения от необходимости и продуктивности использования данного понятия до полного отрицания его правомерности. Главным дискуссионным вопросом выступает отделение психологического здоровья от психического, с выделением компонентов, критериев, характеристик, объекта и предмета исследования, анализа функциональной стороны в контексте личности и ее развития в онтогенезе.

Впервые термин психологическое здоровье встречается в работах И.В. Дубровиной (1987). Пытаясь разобраться в сути психологической службы, автор отметила необходимость выделения нового термина, в основе которого будет заложена личность в целом, находясь в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа [6, c . 52]. Это вызвано ограниченным пониманием термина психическое здоровье, направленного на изучение отдельных психических процессов и механизмов. Главная цель психологического здоровья заключается в нахождение индивидом удовлетворяющее его места в познаваемом, переживаемом им мире, отношения с которым гармонизируются на каждой возрастной ступени. По мнению автора, область психологического здоровья затрагивает такие направления в формировании личности, как поведение, основывающееся не только на внешних, но и на внутренних ориентирах, свободу мысли и инициативность, увлеченность той или иной сферой деятельности, активность и самостоятельность, ответственность и способность к риску, веру в себя и уважение другого, разборчивость в средствах достижения цели, способность к сильным чувствам и переживаниям [6, c . 58].

Наиболее полной и структурированной гуманистической концепцией здоровья считается концепция А. Маслоу о «психически здоровом индивиде». В работах А. Маслоу в основном описываются две составляющие психологического здоровья, к которым относятся самоактуализация (самореализация) и стремление к гуманистическим ценностям. По мнению автора, необходимым условием самоактуализации является нахождение человеком верного представления о самом себе, при этом самоактуализирующей личности присуще умение принять других людей, автономия, спонтанность, чувствительность к прекрасному, чувство юмора, альтруизм, желание улучшить человечество и склонность к творчеству [5, c . 30]. Люди, которые достигли вершин самоактуализации, могут расцениваться как живые эталоны психического здоровья. Так же одним из условий формирования психологически здоровой личности, по мнению А. Маслоу, является стремление к гуманистическим ценностям, которые формируются через самоактуализацию [;30].

О. В. Хухлаева (2001) описывает психологическое здоровье, как необходимое условие полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. С одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни. психологическое здоровье – это прижизненное образование, хотя, безусловно, его предпосылки создаются еще в пренатальном периоде [7]. Определение, выделенное автором, носит широкий смысл, затрагивая весь онтогенез человека.

Читайте также:  Заговор лишить врага здоровья

Большое внимание анализу понятия психологическое здоровье уделил В.А. Ананьев (2006). По мнению автора, одни исследователи рассматривают психологическое здоровье как процесс жизни личности, в котором сбалансированы рефлексивные, эмоциональные, интеллектуальные, коммуникативные, поведенческие аспекты (Н. Г. Гаранян, А. Б. Холмогорова), другие, как баланс между различными аспектами личности человека (Р. Ассаджиоли), между потребностями индивида и общества, который поддерживается постоянными усилиями (С. Фрайберг), третьи акцентируют внимание на функциях психологического здоровья, а именно, на поддержании равновесия между личностью и средой, адекватной регуляции поведения и деятельности человека, способности противостоять жизненным трудностям без отрицательных последствий для здоровья (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, П. Бейкер) [2, c .39]. Разнообразие в трактовка позволяют предположить, что психологическое здоровье затрагивает разные области личностного развития человека. Так потребности между индивидом и обществом могут включать в себя коммуникативную, экономическую, социальную, бытовую, профессиональную или духовную сферы. Под различными аспектами личности также подразумевается множество понятий от развития высших психических процессов до социализации индивидуума. Н. Г. Гаранян, А. Б. Холмогорова задают определяющие направления, но также не раскрывают их.

В.А. Ананьев полагает, что психологическое здоровье необходимо раскрывать через зрелую личность. Но зрелая личность многолика, что также не позволяет конкретизировать понятие психологическое здоровье. Автор считает, что психологическое здоровье ребенка отличается от психологического здоровья взрослого совокупностью личностных новообразований [2, c .42].

По мнению О. В. Лебедева (2013), термин «психологическое здоровье» связывает две науки, психологию и медицину, так как любое соматическое нарушение всегда так или иначе связано с изменениями в психическом состоянии человека [4, c. 33]. Медицина отслеживает изменения на уровне физиологических показателей, психология – психологических.

Л. Р. Кашкарева (2013) под психологическим здоровьем понимает оптимальное функционирование всех психических структур человека, необходимых для текущей жизнедеятельности, динамической гармонии человека, подразделяющуюся на внешнюю (между человеком и окружающими его людьми, природой, космосом) и внутреннюю (физическое тело, его мысли и чувства), обеспечивающую активный динамический баланс между человеком и окружающей средой [3, c. 425].

Наличие разнообразных трактовок термина психологическое здоровье показывает необходимость конкретизации данного определения. Можно отметить сходство в характеристиках психологического здоровья некоторых авторов. И. В. Дубровина и О. В. Хухлаева подчеркивают значимость духовно-нравственной стороны, указывают на важность гармоничного развития возрастных и индивидуальных особенностей, а также новообразований и успешное прохождение кризисных периодов.

Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с.

Дубровина И.В. Психологическое здоровье личности в контексте возрастного развития // Развитие личности. – 2015. – № 2. – С. 67-95.

Кашкарева Л.Р. Диалектическая взаимосвязь между психическим и психологическим здоровьем человека как условиями его самореализации субъекта жизни // Человек, субъект, личность в современной психологии. Материалы Международной конференции, посвященной 80-летию А. В. Брушлинского. Том 2 / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. – С. 424-428.

Лебедева О.В. Проблема соотношения понятий «психическое здоровье» и «психологическое здоровье» // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2013. – № 3-1. – С. 33-37.

Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. – СПб.: Издат. группа «Евразия» , 1997. – 430 с.

Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 176 с.

Хухлаева О.В. Формирование психологического здоровья младших школьников: дисс. . д-ра. пед. наук. – Москва, 2001. – 299 с.

Работа выполнена при финансовой поддержке гранта Российского фонда гуманитарных исследований (проект №17-06-00967 ОГН «Психологическое здоровье и когнитивная деятельность младших школьников с факторами риска дизонтогенеза в условиях современной образовательной среды»).

Источник

Актуальные проблемы психологии здоровья 1887

Касаткин В.Н.
доктор медицинских наук, зав. лабораторией «Психология здоровья» Управления координации, планирования НИР и подготовки научных кадров МГППУ, Москва, Россия

Бочавер А.А.
кандидат психологических наук, научный сотрудник Центра исследований современного детства, Институт образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Институт образования НИУ ВШЭ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6131-5602
e-mail: abochaver@hse.ru

Владимир Касаткин – в программе «Академия детских наук» на радио Культура. Тема программы: «Профилактика детского курения: как добиться эффективности?»
Ссылка: www.cultradio.ru/doc.html?id=147872&cid=82

Психология здоровья является достаточно новой и активно развивающейся отраслью психологии. В качестве основных теоретических проблем психологии здоровья, вызывающих интерес исследователей на протяжении последних десятилетий, выделяют следующие.

  1. Оценка роли поведения в этиологии болезней (например, многие виды рака связаны с диетами, курением, потреблением алкоголя, пренебрежением к медицинским обследованиям).
  2. Предотвращение нездорового поведения (например, многие не способствующие здоровью способы поведения обусловлены убеждениями, поэтому профилактика может осуществляться посредством воздействия на убеждения).
  3. Изучение взаимосвязи между психологией и физиологией (например, ощущение боли может усиливаться из-за тревоги и ослабевать под влиянием возбуждения или других факторов).
  4. Оценка роли психологии в переживании болезни (понимание психологических последствий болезни может помочь облегчить клинические проявления заболевания, например, боль, и уменьшить психологическую симптоматику).
  5. Изучение роли психологии в лечении болезни (психологические факторы имеют значение как при возникновении болезни, так и при ее лечении: так, изменение поведения и снижение уровня стресса могут снизить риск последующих сердечных приступов).
  6. Изучение мотивов поведения человека, ориентирующих его на поддержание здорового поведения и формирование соответствующих паттернов, повышение возможностей саморегуляции, повышение физической активности и т. п. [20].
  7. Основные мишени работы в области психологии здоровья очевидны с точки зрения здравого смысла и эмпирического опыта:
  • отказ от курения, наркотиков, злоупотребления алкоголем;
  • повышение физической активности;
  • повышение частоты медицинских обследований;
  • снижение рискованного сексуального поведения;
  • улучшение психического здоровья;
  • уменьшение дорожного и бытового травматизма;
  • уменьшение насилия;
  • повышение возможностей саморегуляции;
  • повышение качества жизни больных и престарелых;
  • укрепление здоровья в организованных учебных и производственных коллективах.
Читайте также:  Здоровье того кто переболел сифилисом

По опубликованным данным, в США у половины взрослых людей присутствует, по меньшей мере, одно хроническое заболевание; примерно 75 % ухода за больными составляет помощь хронически больным. Риск многих заболеваний тесно связан с препятствующим здоровью поведением – неправильным питанием, недостатком физической активности и т. п. [18]. Зачастую лечение не дает полного эффекта, так как пациенты не расстаются со своими привычками и тем самым обесценивают предписанное лечение. Политика в отношении здоровья, например, в США, ориентирована скорее на медикаментозное лечение, чем на изменение поведения. Исследования психологических механизмов изменения поведения очень перспективны и значительно дешевле высокотехнологических изысканий, однако зачастую ими пренебрегают. В то же время, например, известно, что при диабете второго типа изменение стиля жизни эффективнее, чем медикаментозное лечение, а снижение веса и физическая активность могут предотвратить диабет у тех, кто находится в группе риска [31]. Р. Каплан называет важнейшими задачами развития психологии здоровья усиление взаимодействия между специалистами в области психологии здоровья и медицины и использование психологических методов для оценки результатов лечения пациентов [15].

Один из главных вопросов прикладной психологии здоровья – как мотивировать людей на сохранение и укрепление собственного здоровья? Даже для тех, кто декларирует здоровье как ценность, ответ на вопрос, как заставить себя быть здоровым, выглядит очень размытым.

Наиболее популярной в психологии здоровья современной теорией, описывающей механизмы мотивации, является теория самодетерминации Э. Деси и Р. Райана. Опираясь на традиционное различение внешней и внутренней мотивации, они полагают, что мотивация человека зависит от того, насколько удовлетворяются в деятельности его базовые потребности в автономии и компетентности. Было показано, что внешние стимулы (угроза наказания, дедлайны) снижают внутреннюю мотивацию, а возможность выбора, напротив, повышает ее [4]. В рамках теории самодетерминации поступки человека понимаются как результат его добровольного решения и совершения выбора. Однако человек может ощущать себя автономным, будучи мотивирован извне: это происходит, если он присваивает внешние ценности и правила, удовлетворяя при этом свои потребности в автономии и компетентности. Рассматривая различные типы мотивации как континуум, Деси и Райан выделяют три формы присвоения внешней мотивации.

  1. Интроекция – наименее эффективная форма: внешние требования принимаются, но не интегрируются личностью, продолжая рассматриваться как нечто чуждое; функция контроля переходит к эго и самооценке, что влечет за собой гордость и самовосхваление в случае успеха и стыд и вину в случае неудачи.
  2. Идентификация: человек принимает ценность определенного поведения и добровольно берет на себя ответственность за его регуляцию; он испытывает более сильное чувство автономии и не ощущает давления или контроля.
  3. Интеграция: человек интегрирует присвоенные ценности со своим чувством аутентичности, создает включающую их новую идентичность, его поведение максимально «приближается» к автономному. Исследования показывают, что автономная мотивация способствует учебным и спортивным успехам [23; 32]; повышению продуктивности и снижению выгорания на работе [7]; здоровому образу жизни и поведения [22]; эффективным результатам при прохождении психотерапии [37]; повышению психологического благополучия [28]. Формирование мотивации, формирование намерения происходит разными способами – с помощью просвещения, рекламы, положительных примеров, тренингов и т. п.

Другой важной проблемой для психологии здоровья является проблема саморегуляции. Даже при наличии у человека намерения сделать свое поведение более ориентированным на здоровье оно зачастую остается нереализованным из-за дефицита функций, позволяющих перейти от намерений к конкретному поведению. За последние десятилетия наблюдается изменение характера заболеваний: меняется соотношение «не зависящих от поведения человека» (пневмония, туберкулез и т. п.) и «поведенчески обусловленных» (рак, ВИЧ/СПИД, зависимости) в сторону увеличения последних. По данным ВОЗ за 2002 год причиной 30 % смертей в России были ишемическая болезнь сердца, на течение которой существенное влияние оказывают поведенческие факторы. Около 48 % всех смертей в США связаны со спектром поведенческих рисков – курением, пищевым поведением, употреблением алкоголя и т. п. Р. Долл и Р. Пето показали, что 70 % заболеваний раком имеют причиной поведенческий фактор [6]. Люди, даже понимая опасность, вред привычных и часто приятных им способов поведения, не находят в себе достаточно сил и навыков, чтобы изменить его. В то же время развитие навыков саморегуляции позитивно сказывается в самых разных областях жизни – совладании со стрессом, восстановлении после интенсивных физических нагрузок, управлении гневом, снижении боли, повышении качества жизни и психологического благополучия в целом.

Читайте также:  Где проверить здоровье глаз

Одним из способов превращения намерения в поступок является метод «реализованного намерения»: чтобы намерение воплотилось в поведении, нужно составить подробный письменный план действий с учетом всевозможных деталей – времени, места, одежды, способов совладания с усталостью, раздражением и скукой и т. п. Таким образом, происходит подготовка, «генеральная репетиция» поступка. Исследования применения реализованного намерения показали положительную динамику, в частности, в связи с регулярностью самообследований молочной железы [21], приемом витаминов [29], повышением физической активности [34]. Другой пример предваряющей стратегии – так называемый «баланс решений» [33]: анализ положительных и отрицательных сторон применительно к определенному явлению. Исследования показали, что, например, при пропаганде занятий фитнесом стали заниматься фитнесом 84 % тех, кто использовал метод баланса решений, и лишь 40 % тех, кто не использовал его [11].

Третьей важной исследовательской проблемой психологии здоровья является вопрос о способах и возможностях взаимодействия личности и болезни (совладание, управление болью и т. п.). Существует большой массив материалов, представляющих разнообразные варианты попыток решения данной проблемы. В частности, исследуются психологические предикторы выздоровления и протекания болезни – например, оптимизм, черты личности, социальная поддержка и др. Было, например, показано, что оптимизм пациентов, проходящих лечение панического расстройства и/или агорафобии, влияет на эффективность лечения, помогает им сопротивляться дистрессу, повышает эмпатию, а также способствует оптимизму врача [10]. Очень популярным сегодня направлением исследовательской и прикладной деятельности является работа с нарративом. Рассказываемые истории служат инструментом осмысления опыта, упорядочения хаотических впечатлений, улучшения самочувствия и выполняют еще множество функций. Один из ключевых авторов этого направления, Дж. Пеннебейкер, говорит о целительной силе письма (‘healing power of writing’) [24]. Им и его коллегами было показано, что описание травматических событий связано с улучшением функционирования иммунной системы [26; 27], оно уменьшает число проблем со здоровьем [8; 25], ослабляет симптоматику астмы и ревматоидного артрита [30]. Описание положительного опыта играет еще большую роль в улучшении состояния здоровья [1; 3]. При серьезных заболеваниях представления о времени и о будущем человека оказываются под угрозой, и использование нарратива помогает справиться с этой угрозой, сформировать представление о болезни и тем самым внести некую определенность. В частности, для людей, которые учатся жить с диагнозом «рак», это концепт «терапевтического сюжета» [5]. Так, в статье М. Кроссли [2] показан способ, которым терапевтический сюжет помогает пациенту с раком ротовой полости концентрироваться на настоящем и находить место вере в эффективность лечения. Создание истории позволяет преодолеть традиционные способы объяснения болезни и придать ей некий смысл, оформить сюжет. Например, истории женщин с хроническими болями неизвестной этиологии направлены на то, чтобы опровергнуть стереотипный дискурс о сумасшедшей, ленивой, слабой и зацикленной на болезни женщине, справиться с недоверием и скепсисом окружающих и сформировать новый образ себя [35].

Одной из главных методологических проблем психологии здоровья является неопределенность теоретических оснований. Психология здоровья определяется как наука о психологических и поведенческих процессах в контексте здоровья, болезни и заботы о здоровье [12, с. 114], однако мало внимания и доверия оказывается действительно психологическому знанию. Исследования и профилактические программы часто не подразумевают никакой теоретической модели [13]. Из-за интуитивного конструирования дизайна исследований при всей эффективности проведенных воздействий невозможно выявить общие факторы влияния, разработать рекомендации по составлению программ изменения поведения [9]: отсутствие единой модели практически исключает накопление знания. Требуется эффективное обращение с теоретическими конструктами, избегание сверхупрощения [36] и создание грамотной теории поведенческих изменений и приводящих к ним процессов [16], однако оказывается, что понятие поведения в психологии здоровья противоречиво. Для объяснения различных феноменов часто используются конструкты эмоций и убеждений [19]; основная масса исследований в области психологии здоровья посвящена частным формам поведения (физические упражнения, прогулки, использование презервативов, принятие лекарств и т. п.) без попыток экстраполяции знания из одной области исследований в другую. Существует по меньшей мере 33 теории поведения, содержащие более чем 130 конструктов [17], и для разных областей изучения выбираются разные теории: профессиональное поведение изучают через навыки и умения, поведение людей с хроническими заболеваниями – через эмоции и веру в контроль, хотя нет никаких обоснованных причин такого разделения; теории не подразумевают узкой специализации [14], напротив, наука подразумевает обобщение, и для дальнейшего прогресса в области психологии здоровья следует опираться на существующие теории поведения и стремиться создавать не эклектичную, а внутренне согласованную науку.

Завершая обсуждение данной темы, отметим, что мы обозначили здесь ряд важных методологических и исследовательские проблем психологии здоровья. Для того чтобы эффективность теоретических и прикладных разработок возросла и стало возможным накопление и обобщение знания из разных областей психологии здоровья, необходимо преодолеть описанные затруднения методологического характера, развить теоретические основания и усилить связь психологии здоровья с медициной.

Источник

Adblock
detector