Актуальность проблемы формирования у дошкольников основ культуры здоровья и начальных представлений о ЗОЖ по ФГОС ДО
статья
Состояние здоровья подрастающего поколения вызывает особую озабоченность государства и общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Состояние здоровья подрастающего поколения вызывает особую озабоченность государства и общества. | 17.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность проблемы формирования у дошкольников основ культуры здоровья и начальных представлений о ЗОЖ по ФГОС ДО
Состояние здоровья подрастающего поколения вызывает особую озабоченность государства и общества. Демографическая ситуация в нашей стране складывается неблагоприятным образом. Важно не только родить ребенка, но и вырастить его здоровым, заложить фундамент здоровья, потому что в будущем этот ребенок тоже станет родителем и генетически передаст своему ребенку свое здоровье. Поэтому проблема укрепления здоровья детского населения и формирования культуры здоровья не может рассматриваться в обществе в свете популярности или не популярности. От ее решения зависит будущее нации и государства, поэтому она актуальна всегда.
Ключевыми принципами « Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» , является реализация основополагающего права каждого ребёнка « жить и воспитываться в семье, сбережение здоровья каждого ребёнка, формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни». В «Стратегии» отмечается, что у значительной части детей дошкольного возраста обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения. В « Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)», большое внимание уделяется задаче развития у детей представлений о здоровье и ЗОЖ, воспитания здоровьесберегающего поведения. Фундамент здоровья человека закладывается в дошкольном возрасте. По данным совместных исследований сотрудников НИИ гигиены и НИИ возрастной физиологии РАО в дошкольном возрасте всего около 5,6 % детей можно назвать абсолютно здоровыми (I группа здоровья), 23-26 % имеют хронические заболевания (III группа здоровья), остальные ослабленное здоровье (II группа здоровья). Исследования М.В.Антроповой показали, что наблюдается достаточно высокий процент детей с функциональными отклонениями, в структуре которых на первом месте по числу случаев и частоте стоят заболевания носоглотки, нарушения осанки и зрения. Выявлена тенденция к увеличению числа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и зрения от младшего к старшему дошкольному возрасту, тогда как считается, что заболеваемость к старшему дошкольному возрасту снижается. По данным Минздрава России нарушение осанки до поступления в ДОУ отмечается у 24,5 % детей; у детей, посещающих ДОУ, дефекты осанки наблюдаются в 6 лет у 66,6 % , а в 7 лет -86,4%. Подчеркивается, что чаще всего это является следствием определенными нарушениями режима дня, негативной практики увеличения умственной и физической нагрузки воспитанников детского сада, учебных занятий, требующих напряжения и относительно малоподвижной позы. Это вызывает у детей переутомление, невротизацию, отражается на состоянии здоровья и эмоциональном благополучии. Продолжительное сидение при слабом опорно-двигательном аппарате приводит к нарушению осанки, а это, в свою очередь, оказывает неблагоприятное влияние на работу сердечно-сосудистой, дыхательной систем, органов зрения. В деле формирования здорового образа жизни дети являются наиболее перспективной возрастной категорией. Именно в этом возрасте происходят усвоение основных объемов информации, выработка фундаментальных жизненных стереотипов. В ДОУ для этой работы складываются исключительно благоприятные условия. Весь уклад жизни ребенка построен правильно, на научных принципах, последовательность режимных процессов, их длительность, рациональное питание, двигательный режим, закаливание – их проведение формирует у ребенка привычки ЗОЖ. Однако необходимо, чтобы ребенок из объекта для проведения оздоровительных мероприятий превратился в активного участника этого процесса, т.е. научился понимать важность этих процедур для здоровья и осознанно и активно их использовал в повседневной жизни не только в ДОУ, но и дома, а в будущем и в период обучения в школе. В программных документах по дошкольному воспитанию, утвержденных Министерством образования («Концепции содержания непрерывного образования дошкольное и начальное звено», «Программе воспитания и обучения в детском саду», программах «Детство», «Радуга»), большое внимание уделяется задаче развития у детей представлений о ЗОЖ и воспитания здоровьесберегающего поведения. Во всех этих документах большое внимание уделяется не только вопросу формирования гигиенической культуры, но и физической культуры, а также обеспечения социально-эмоционального благополучия. Поэтому относительно детей дошкольного возраста посещающих ДОУ можно говорить о формировании у них культуры здоровья. Под «культурой здоровья ребенка» понимается совокупность трех компонентов: осознанного отношения к здоровью и жизни человека; знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его; валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи ЗОЖ и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Таким образом, приобщение дошкольников к ЗОЖ можно представить в следующей последовательности: ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ → ПРАКТИЧЕ-СКИЕ УМЕНИЯ → НАЧАЛЬНАЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
Детство – период познания. Ребёнок в этом возрасте исследователь, первооткрыватель, философ. Он хочет познать всё, он готов учиться всегда. Перед педагогами стоит задача осознать значимость этого периода в жизни человека и понять, что воспитывать ребёнка нужно с учётом закономерностей развития и природной индивидуальности. Первые представления о здоровье формируются уже в дошкольном возрасте. Если учесть, что этот период является основополагающим в становлении личности человека, то становится очевидной актуальность формирования у дошкольников основ культуры здоровья и начальных представлений о ЗОЖ .
Всемирной организацией здравоохранения принято следующее общее определение «здоровье – состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений». В отечественной педиатрии принято определение «здоровье дошкольника» — это не только отсутствие болезней, но и соответствие возрастным нормативам уровня физического и нервно-психического развития. Под «здоровым образом жизни» в медицинской литературе понимают поведение, стиль, способствующий сохранению, укреплению и восстановлению здоровья данной популяции. Здоровый жизни связан с выбором личностью позитивного в отношении здоровья стиля жизни, что предполагает высокий уровень гигиенической культуры отдельных социальных групп и общества в целом. Основные компоненты здорового образа жизни: правильное питание, рациональная двигательная активность, закаливание организма, развитие дыхательного аппарата, сохранение стабильного психоэмоционального состояния.
Под «культурой здоровья ребёнка» понимается совокупность трёх компонентов:
-осознанного отношения к здоровью и жизни человека;
-знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его;
-валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи ЗОЖ и безопасного поведения, задачи связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.Учёный Г.М Соловьёв выделил пять основных направлений воспитания культуры здорового образа жизни:
-формирование знаний и интеллектуальных способностей;
-приобщение к оздоровительной деятельности.
Главным результатом культуры здорового образа жизни является высокий уровень здоровья, умственной и физической работоспособности, психоэмоциональная устойчивость и способность противостоять разнообразным стрессовым факторам, неблагоприятным экологическим и внешним воздействиям. На формирование системы знаний и умений в области познания ребёнком самого себя, своих возможностей и способов их развития наибольшее влияние оказывают образовательные учреждения, на которые и возлагаются задачи по формированию культуры здорового образа жизни у детей. Формируя у дошкольников основы культуры здоровья и начальных представлений о ЗОЖ, позволит воспитать физически развитых, психологически здоровых, социально-благополучных детей.
Исходя из этого, можно предположить, что формирование ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ у детей дошкольного возраста будет успешным, если:
-создать условия в дошкольном учреждении для формирования у детей дошкольного возраста основ ЗОЖ в процессе ежедневной образовательной деятельности .
-использовать разнообразные виды образовательной деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья у детей дошкольного возраста;
— работу по формированию основ ЗОЖ у детей строить таким образом, чтобы ребёнок был не только объектом, но и активным участником образовательного процесса.
Источник
Проблема формирования у дошкольников основ здорового образа жизни
Сулейманова Юлия
Проблема формирования у дошкольников основ здорового образа жизни
Формирование здорового поколения – одна из главных задач развития страны. Сегодня главное направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей стало обеспечиваться рядом нормативно-правовых документов.
На сегодняшний день здоровье рассматривается как состояние полного, физического, душевного и социального благополучия и способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней и окружающей среды и естественному процессу сохранения, а также отсутствие болезней и физических недостатков.
Постоянные исследования убедительно доказали, что здоровье человека, прежде всего, зависит от здорового образа жизни. По данным многих ученных образ жизни формирует здоровье и занимает примерно 50-55% всех факторов, обуславливающих здоровье населения. Исследования показали, что основное воздействие на здоровье оказывают: наследственность – 20,4%,экология – 19,9%, сложившийся образ жизни – 51,2%, медицина и здравоохранение – 8,5%.
У взрослого человека выделяют 8 основных позиций здорового образа жизни: полноценный отдых, правильное питание, высокая медицинская активность, удовлетворенность работой, физический и духовный комфорт, экономическая и материальная независимость, регулярная физическая активность, психофизиологическая удовлетворенность в семье. Возможность вести здоровый образ жизни зависит от пола, состояния здоровья человека, от условий его жизни, от наличия полезных и вредных привычек, возраста. Но, говоря о здоровом образе жизни ребенка дошкольного возраста, нельзя подразумевать под этим ведение здорового образа жизни в полном понимании этого слова. Это зависит, прежде всего, от возрастных и психических особенностей детей. В первую очередь, ребенок дошкольного возраста еще не обладает теми качествами и свойствами личности, которые необходимы для полноценного ведения здорового образа жизни. Поэтому в этом возрасте можно говорить, что дошкольник лишь знакомиться с таким образом жизни. А помогает вести здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста – взрослый. Во-вторых, вся жизнь ребенка, особенно в детском саду строго отрегулирована.
Корни развития здорового образа жизни складываются в детском возрасте, когда ребенок приобретает многие привычки. Для того, чтобы выработалась привычка вести здоровый образ жизни необходимо: сформировать знания и представления о здоровье, способах ведения здорового образа жизни; умения и навыки совершать действия здорового образа жизни; привычку вести здоровый образ жизни; развивать потребность совершать это постоянно и получать от этого удовлетворение.
Ряд медиков и педагогов хотели решать проблему формирования здорового образа жизни человека, начиная с раннего возраста. Они разработали программно-методическое обеспечение для профильных дошкольных учреждений, реализующих оздоровительные программы.
Но здоровый образ жизни не ограничивается лишь физкультурно-оздоровительной работой. Исследование образовательных программ для детских садов показывает, что приобщение к здоровому образу жизни дошкольника (в условиях дошкольных учреждений)предполагает такие виды деятельности: соблюдение режима дня, достаточную двигательную активность, закаливание, рациональное питание, умение снимать напряжение, соблюдение личной гигиены. Большое значение в ведении здорового образа жизнииграет точка зрения человека в этом процессе: его ценностное отношение к здоровью, знания и представления о здоровом образе жизни, активность в ведении здорового образа жизни.
Приобщение детей дошкольного возраста к ЗОЖ и формирование у них устойчивой привычки вести здоровый образ жизни происходят, как правило в процессе воспитания и обучения.
Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором может быть выстроено здание здорового образа жизни. Формирование отношения к здоровью как к величайшей ценности в жизни становится отправной точкой в формировании у детей потребности в здоровом образе жизни. На центральное место ценностного отношения к здоровью указывают многие ученые. В иерархии ценностей дошкольника доминируют игра и общение со сверстниками. В понимании детей роль здоровья и соответствующего здорового образа жизни еще не находит должного места. Формирование эмоционально-положительного отношения к здоровью у ребенка затруднено в силу того обстоятельства, что это понятие абстрактно. Ребенок не замечает своего здоровья и воспринимает его как естественную данность. Он верит в его нерушимость.
Чаще всего дошкольники определяют зависимость своего здоровья от соблюдения гигиенических норм (56%, от занятий физическими упражнениями (68%). Реже выделяют психологический компонент в здоровье и не видят зависимости состояния здоровья от психологических факторов.
Для того, чтобы выработалась привычка вести здоровый образ жизни необходимо приобщить ребенка к ЗОЖ,а именно: сформировать знания и представления о здоровье, способах ведения здорового образа жизни; умения и навыки совершать действия здорового образа жизни; привычку вести здоровый образ жизни; развивать потребность совершать это постоянно и получать от этого удовлетворение.
«Мы здоровыми растём». Занятие по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников Цели и задачи: 1. Закрепить знания детей о влиянии на здоровье двигательной активности, питания, свежего воздуха, настроения. 2. Развивать.
Разработка технологии формирования основ здорового образа жизни в ДОО Тема дня Алгоритм деятельности Понедельник «Мой нос» 1. 2. В группе В физкультурном зале На улице Индивидуальная.
Формирование основ здорового образа жизни (фотоотчёт) Лето ясное пришло, Одеваемся легко. Майка, шорты и сандали, От жары чтоб не страдали. Солнце будет нам светить, И тепло свое дарить.
Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников (из опыта работы) Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников. Из опыта работы Ивановой Надежды Ивановны, воспитателя МБ ДОУ «Детский сад №.
Конспект НОД по формированию основ здорового образа жизни у старших дошкольников «Помощь здоровячкам» Предмет (направленность): познавательное развитие. Программные задачи: Формировать знания детей о том, что здоровье является главной ценностью.
Конспект занятия по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников «Где прячется здоровье?» Конспект занятия по здоровьесбережению в подготовительной к школе группе «Где прячется здоровье» Здоровье – это награда, которую получает.
Консультация для воспитателей «Основы формирования у дошкольников навыков здорового образа жизни» Главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных.
Педсовет по проблеме формирования здорового образа жизни дошкольников Ход педсовета 1. Актуальность: В Национальной доктрине образования (утвержденной Постановлением Правительства РФ от 04.10.00г. № 751) воспитание.
Перспективное планирование занятий по формированию основ здорового образа жизни 1Ноябрь «Советы доктора Воды» Познакомить детей со свойствами воды и необходимости её в жизни человека. Продолжать знакомить детей с правилами.
Программа саморазвития «Формирование основ здорового образа жизни» Программа саморазвития на тему: «Формирование основ здорового образа жизни». Задачи: 1. Систематизировать знания о формах, способах, методах.
Источник