«Семья- как основа духовного здоровья ребёнка».
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
о семейном воспитании | 19.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседы для родителей
«Семья- как основа духовного здоровья ребёнка».
Духовное здоровье человека — это система его мышления и отношение к окружающему миру.
Оно зависит от умения строить свои взаимоотношения с другими людьми
способности анализировать обстановку, прогнозировать развитие различных ситуаций и в соответствии с этим строить модели своего поведения.
Что же такое образ жизни человека? Из чего он складывается? Как формируется? От чего зависит?
Именно духовно-нравственная культура имеет непосредственное отношение к формированию здорового образа жизни. ”Оберегай свой дух покоем, и тело само исправится”. “Питание духа” не менее важно для здоровья, чем питание тела.
Моральные нормы, даже, несмотря на их видимую чуждость индивидуальным склонностям и потребностям человека, не случайно квалифицируются в обществе как культурные ценности. Они являются внебиологическим “кодом”. Абсолютная мера их ценности задана тем, что они — необходимое условие не только социального практического существования человека, но и его жизни.
Каждый человек в обществе – воспитатель. Он воспитывает других своим отношением к ним, своими делами, мыслями, идеями.
Духовно-нравственное воспитание представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего воздействия родителей и педагога на духовно-нравственную сферу учащегося. Духовно-нравственные ценности, прежде всего, прививаются ребенку родителями, и поддерживаются и развиваются школьными педагогами.
Как отмечает Ш.А. Амонашвили: “Теплая, задушевная атмосфера в семье, эмоционально насыщенная жизнь в школе играют огромную роль в воспитании ребенка, создают предпосылки для развития его интеллекта, служат условием гармонизации его душевных сил – чувств, ума и воли”, то есть являются основой психического и физического здоровья школьников.
Поэтому создание условий для благоприятного развития личности в целом, с учетом психологических, физиологических и социально-нравственных особенностей выдвигается на один из первых планов.
Сложившаяся ситуация в современном обществе поставила перед государством задачу вывести семью, как основу государства, на первое место.
И сейчас особенно актуально возродить духовность, нравственные ценности, которые были потеряны в последние годы после многих событий, отрицательно сказавшихся как на уровне жизни, так и на моральных устоях общества.
Семья является основой общества. Семейное воспитание – это сложный процесс, именно в семье начинается формирование человека как личности. На семью поэтому возлагается первоначальная и первостепенная ответственность в том, каким гражданином, патриотом и просто человеком будет их ребенок.
А. С. Макаренко выступал против попыток воспитывать личность по частям, защищал принцип комплексности в воспитании. «Нельзя сначала вести трудовое воспитание, затем эстетическое, потом нравственное и т. д. Также отделять учебу, досуг. Все должно идти в единстве».
Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, проявление любви, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручения, традиции, похвала, сочувствие и т. д. Отбор идет сугубо индивидуальный с учетом конкретных ситуативных условий.
И особенно актуально это в наше время, когда доступ к информации стал больше, жизнь стала сложной, в борьбе за выживание люди начинают терять свою порядочность, постепенно обедняются духовно.
Сейчас не в чести благородство, честь, моральные принципы. И в такой ситуации у родителей очень трудная задача – не допустить омертвления детских душ. Если дома грубость, пьянство, неуважение к старшим, то уже можно не думать ни о каком воспитании: дети уже воспитываются, и воспитываются плохо, и тут уже не помогут никакие советы и методы. Никакие рецепты не помогут, если в самой личности воспитателя есть большие недостатки. Воспитание детей требует самого серьезного тона, самого простого и искреннего. Серьезность, простота и искренность – в этих трех качествах должна заключаться предельная правда жизни. Самое малое прибавление лживости, наигранности, зубоскальства, легкомыслия – и все труды пройдут насмарку.
Содержание семейного воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, видоизменяясь от возраста к возрасту.
Задачи, которые ставит современное общество перед семьей:
- создание максимальных условий для роста и развития ребенка;
- обеспечение социально-экономической и психологической защиты ребенка;
- передача опыта создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
- научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
- воспитание чувства собственного достоинства, ценности собственного «Я»;
Какие задачи определил Макаренко для семейного воспитания?
- родительское требование к себе как к личности, контроль за своим поведением;
- родительское уважение к своей семье;
- простота и искренность в общение с ребенком и между собой;
- чувство меры в любви и строгости;
- участие в жизни ребенка;
- создание условий для разнообразного окружения и увлечений ребенка;
- организация своей семьи, личной жизни и жизни ребенка.
А. С. Макаренко считал, что духовный облик детей, формирование их характера определяются всем строем семейной жизни, который он назвал «общением, тоном семьи», воздействующим на ребенка независимо от субъективных желаний родителей, зачастую даже вопреки этим желаниям. Иногда родители стараются скрыть от детей свои разногласия, ссоры. Но ребенок очень чуток к изменению общего настроя в семье, к малейшему проявлению лжи и обмана. Таким образом, существует закономерная связь между психологическим климатом и результатами воспитания детей: крепкая, истинная, нравственная семья воспитывает прямой и искренний характер. И хочется отметить, что взгляды А. С. Макаренко по вопросам воспитания в семье остаются актуальными и значимыми и в наши дни, когда, наконец, на первое место выходит вопрос о воспитании разностороннее развитой личности, ориентированной на моральные и духовные ценности, основы которых заключаются в семье. Тогда как задачи современной педагогики направлены в основном на выполнение родительских обязанностей. Таким образом, семья становится фундаментом для построения нового более гуманного общества, а приемы и методы А. С Макаренко могут служить основой для воспитания вообще и в семье в частности – вчера, сегодня, завтра.
Идеальные дети и идеальные родители.
(беседа для родителей)
Так какая она, семья 21 века? Какой она может стать? Что она представляет собой сегодня с точки зрения детей и родителей? Совпадает ли мнение взрослых и детей в оценке сегодняшних ситуаций? Какого ребенка можно назвать идеальным ребенком? С точки зрения современных родителей идеальный ребенок – это ребенок, который:
- Слушается во всем своих родителей;
- Выполняет все то, что ему поручают в школе и дома;
- Помогает старшим братьям и сестрам и взрослым, не обижает младших;
- Умеет отвечать за свои поступки;
- Самостоятелен и активен;
- Имеет друзей и дорожит ими;
- В любой ситуации говорит правду;
- Дорожит своей семьей, родными и близкими ему людьми, бережно относится к своим родителям;
- Имеет в доме свои обязанности и ответственно к ним относится;
- Знает материальные возможности семьи и старается их придерживаться;
- Умеет и хочет трудиться, с раннего детства определяет чего он хочет в жизни.
С точки зрения детей идеальные родители – это родители, которые:
- Понимают своих детей;
- Любят своих детей;
- Помогают решать проблемы;
- Не кричат на своих детей;
- Готовы к тому, чтобы всегда выслушать и поддержать своих детей;
- Не читают нотации;
- Не пьют.
Эти данные показывают, что зачастую то, что значимо для взрослых в воспитании их детей, совершенно не значимо в понимании детей. Все это приводит к тому, что взрослые и дети никак не могут понять друг друга, что сказывается на их взаимоотношении в семье. Одной из главных проблем для детей является проблема взаимопонимания. Но и взрослым необходимо, чтобы их не только слушали, но и слышали, не только принимали, но и поддерживали и понимали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ребёнок — индикатор семейных отношений. От того, какие отношения складываются в семье, зависит мировосприятие ребёнка, его отношения с окружающими людьми, личностные особенности.
Данная презентация предназначена для детей начальной школы . Направлена на формирование мотивации ведения здорового образа жизни у ребёнка, роль семьи в образовательном процессе.
Красочная презентация с подсказками для родителей .
Проблема: повышенная заболеваемость среди учеников и родителей нашей школы.Цель:1. Пропаганда здорового образа жизни.2. Развитие потребности ребенка.
1. Психолого-педагогические основы воспитания здорового ребёнка в семье. 2. Обобщение опыта взаимодействия семьи и образовательных учреждений в процессе физического .
материал по основным направлениям воспитательной работы с семьей в рамках духовно-нравственного воспитания.
Источник
«Сохранение духовно-нравственного здоровья детей дошкольного возраста»
статья
Активным и значимым субъектом процесса воспитания, осуществляемого в образовательном учреждении, является не только ребенок, но и семья в целом.
Какую бы сторону развития ребенка дошкольного возраста мы не взяли, всегда решающую роль в его эффективности играет семья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №24 «Берёзка» Старооскольского городского округа
«Сохранение духовно-нравственного здоровья
детей дошкольного возраста»
Без Бога нация — толпа,
Или слепа, или глуха, иль,
что еще страшней, жестока.
И пусть на трон взойдет любой,
глаголящий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
пока не обратиться к Богу.
Активным и значимым субъектом процесса воспитания, осуществляемого в образовательном учреждении, является не только ребенок, но и семья в целом.
Какую бы сторону развития ребенка дошкольного возраста мы не взяли, всегда решающую роль в его эффективности играет семья. Семья дает ребенку главное — то, что не может дать никакой другой социальный институт, — интимно-личностную связь и исходное единство с родными. Но сегодня не секрет, что далеко не все родители имеют достаточный уровень как общей, так и духовной культуры и необходимые педагогические знания.
В современной педагогической науке наметилось освоение святоотече-ского педагогического наследия, которое является драгоценным средством восстановления отечественной педагогической культуры самих педагогов, а через их опыт — детей и родителей.
За последние годы в различных регионах России накапливается конструктивный педагогический опыт возрождения детско-родительской общин-ности и семейной соборности. Этот опыт развивается на принципах духовно-нравственного воспитания. Для себя мы выделили следующие:
- Единство семьи на основе жертвенности и любви.
- Ответственность родителей за воспитание детей перед законом и обществом.
- Стремление семьи к духовному росту, к высшим духовным ценностям.
- Преемственность разных поколений, сохранение семейных традиций и семейных династий.
- Соответствие внутреннего уклада семьи духовным традициям народа.
Возрождению семейной культуры содействует создание семейных клубов, родительских общин и объединений, в которых возможно возрождение элементов традиционного уклада; организация совместных экскурсий, поездок и трудов, введение семейных традиций и праздников в дни памяти святых Кирилла и Марии Радонежских, благоверных Петра и Февронии; привлечение в семейные объединения людей старшего поколения, составление семейных родословных и фотоальбомов, семейных журналов. В нашей группе мы часто проводим различные мероприятия, выставки с обязательным участием всех членов семьи (старших и младших поколений).
Мы придерживаемся следующих стратегических принципов, которые должны быть положены в основу программно-методического обеспечения духовно-нравственного воспитания:
— Принцип возрастного и индивидуального подхода в воспитании детей;
— Принцип системности, где мы опираемся на объединение традиций семейного и общественного воспитания в целостный развивающий процесс на основе единых социокультурных ценностей технологий эффективного взаимодействия, ориентации родителей на обеспечение предпосылок для психофизического развития и духовно-нравственного становления личности ребенка через создание единого воспитательно-образовательного пространства, способствующего гармонизации системы отношений «образовательное учреждение — семья — личность». Принцип интерактивности, предполагающий использование личностно-ориентированных подходов, форм воспитания и образования детей и родителей. Здесь мы учитываем реальное состояние и запросы семей.
— Принцип культуросообразности, в котором мы содействуем обеспечению преемственности отечественных социокультурных традиций, утверждению их в качестве основной духовно-нравственной опоры и главных ценностных ориентиров в перспективе личностного и цивилизационного развития. Принцип освоения педагогами, родителями и детьми ведущих ценностных ориентации, свойственных отечественному образу жизни.
— Также нами реализуется такой принцип, как принцип социо-культурной и психологической адаптивности содержания воспитательных программ взаимодействия образовательных учреждений и семьи.
Эти принципы, с моей точки зрения, являются приоритетными в создании развивающейся системы «ребенок — воспитатель — родитель».
Мы считаем, что сегодня как никогда актуально просвещение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания, начиная с первых лет жизни, а также взаимодействие системы образования и здравоохранения по несущим проблемам молодой семьи, восстановление отечественной культуры пестование малышей, создание приближенной к традиционным устоям воспитания предметно-развивающей среды, возрождение традиций грудного вскармливания детей, использование в воспитании младенцев богатого арсенала фольклорных средств (колыбельные, потешки, пословицы, пальчиковые игры и др.)
На занятиях по духовно-нравственному воспитанию мы развиваем основные нравственные способности: различие добра и зла, эстетические (различие прекрасного и безобразного), что является главным средством преодоления разобщенности между взрослыми и детьми в семье, между детьми в детском социуме, между семьей и образовательным учреждением, между человеком (и маленьким, и взрослым: ребенком, родителем, педагогом и традиционной культурой.
В духовно-нравственном воспитании, как и в воспитании вообще, сегодня уже не срабатывает тот стереотип, в соответствии с которым активизация позиции семьи осуществляется только за счет информирования родителей об успехах и проблемах ребенка, в лучшем случае — за счет психолого-педагогического просвещения родителей силами образовательного учреждения.
Учитывая новую педагогическую парадигму мы перешли от модели воспитания как информационно-назидательного воздействия
- к модели развития активного нравственного сознания, чувств,
поведения ребенка и взрослых; - к модели развития коммуникативной, культурной, нравствен
ной и духовной компетентности детей и родителей; - к модели развития психолого-педагогической компетентности
педагогов и родителей, оснащения их социокультурными тех-
нологиями межличностного, внутрисемейного и межсемейного
взаимодействия, позволяющими решать актуальные задачи
развития и воспитания ребенка, его обучения и социализации.
Взаимодействие образовательных учреждений и семьи нами планируется реализовывать как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в новых формах, совместных детско-родительских семинаров, общих активных занятий по развитию навыков взаимодействия, в формах проектной деятельности и иных вариантах сотрудничества в целях профилактики трудностей и разрешения конфликтов в воспитании.
Эти новые подходы к взаимодействию ДОУ с семьей раскрываются во многих программах воспитания детей и программах педагогического сопровождения семьи в контексте отечественных социокультурных традиций, например в программах семейного клуба «Рождество», «Школа семейной духовной культуры», «Семейная гостиная», «На пороге школы», «Учимся вместе с детьми», «Рождение и воспитание здорового ребенка», «К здоровой семье через детский сад».
Я считаю, что основы духовно-нравственного воспитания закладываются у ребенка с рождения. Если мы обратимся к тому, как воспитывали ребенка в православной России, то увидим, что все нравственное в воспитании шло от дома, от семьи. Особенно дорожили наши предки первыми годами детства. Саму «природу» детей они направляли на достижение благих целей, таких как: ценностное измерение высших начал — добра, любви, истины, правды, красоты, жизни и др., на приоритет таких ценностей, как Родина, семья, дом, подвиг и др. При этом предполагается, что духовно-нравственное воспитание базируется на отечественных культурных традициях.
К сожалению, в ходе нашей работы мы заметили, что многие современные семьи не имеют возможности воспитывать своего ребенка, как это было в прежние времена, на основе преемственных связей с прошлыми поколениями, поскольку переживают период серьезных изменений и состоят всего из двух поколений: родителей и детей. Бабушки и дедушки, как правило, живут отдельно. В результате родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения, да и применимость этого опыта часто проблематична. Как много хороших традиций нами утрачено, и, по-видимому, утраченное не скоро удастся восстановить.
С целью опереться на исторический опыт воспитания в нашей стране, в котором была предельно сконцентрирована опора на духовность и нравственность мы советуем обратиться к замечательному литературно — педагогическому источнику 16в. — книге «Домострой» — своду житейских правил и наставлений, который пользовался особой популярностью в Северо-Западных и центральных землях средневековой Руси.
«Домострой» — своеобразный «учебник» для родителей, педагогов и детей.
По нашему мнению педагогам «Домострой» может быть интересен тем, что отраженные в нем представления о жизни дома, семьи разрабатывались веками и представляют собой мудрость народа. В нем содержаться советы, которые могут помочь в решении наиболее острых проблем, таких как распад семьи, а значит, одиночество и незащищенность детей; трудности взаимоотношений в семье (между супругами, родителями и детьми); отсутствие заинтересованности у взрослых и детей в домашнем труде, неумение передавать свой трудовой опыт и т.д.
Рассматривая всю палитру тем, так или иначе затронутых в «Домострое», мы отобрали наиболее значимые для современного воспитания детей и педагогического просвещения родителей нашей группы. Кратко их можно обозначить в системе следующих понятий.
— Отношение к Богу, святыням и нравственным законам, социальной службе (к работе), патриотизм.
— Отношение к здоровью физическому и душевному, еде, алкоголю, приготовлению яств; годовой круг принятия пищи.
— Отношения внутрисемейные, между старшими и младшими, между мужем и женой, детьми и родителями, главой семьи и домочадцами.
— Отношение к домашнему хозяйству, инструментам, оборудованию и материалам, транспортным средствам; труду и организации обучения.
— Семейный уклад как концентрированное выражение общественного строя и жизненного успеха семьи.
— Порядок посещения храмов.
— Отношение к растлевающим человека утехам.
Работу по воспитанию духовной культуры мы строим на основе приобщения как взрослых, так и детей к доступным пониманию последних главных святынь и духовных ценностей России, подвигов святых и героев своей Земли. Мы воспитываем любовь к Богу. Первоначальные понятия о необходимости следовать лучшим традициям своей семьи, своего народа, этическое отношение к природе, природным богатствам Родины, своим соотечественникам, уважение к другим народам. Здоровье нравственное и духовное можно воспитать лишь на основе уважения к старшим, ко всем членам своей семьи, близким, друзьям, соблюдения и следования установленному порядку в доме, в группе детского сада, бережного отношения к окружающему.
Все эти важные содержательные моменты воспитательного процесса мы нашли в «Домострое». Наряду с этим многие положения мудрого педагогического руководства мы используем в своей группе не схоластически, буквально, но адекватно — с учетом особенностей современного воспитания детей и организации работы с семьей.
Мы стремимся к тому, чтобы взаимодействие образовательных учреждений и семьи носило характер воспитательного союза, в котором обе стороны уважают друг друга, осознают роль каждого и стремятся творчески соединить свои усилия в общем педагогическом процессе.
Содержание духовно — нравственного воспитания и детей и родителей ориентируется на сферу православной культуры, которая не сводится только к вероучительным моментам, но живится подлинно христианским Духом.
Поэтому мы постоянно помним о той личной и профессиональной ответственности, которая ложиться на нас педагогов, инициирующих процессы духовно — нравственного воспитания детей и родителей.
Ответственность эту мы сможем понести лишь при условии постоянного собственного образования в сфере духовной культуры и духовно — нравственного воспитания, при условии собственного духовного укоренения в свя-тоотеческих традициях и непрекращающихся трудов над своей душой. Один из талантливых и глубоких педагогов, представителей педагогики Русского Зарубежья священник Александр Ельчанинов писал: «Нельзя врачевать чужие души («помогать людям»), не излечив себя, приводить в порядок чужое душевное хозяйство с хаосом в собственной душе, нести мир другим, не имея его в себе».
Наша помощь людям заключается не только в системе обдуманных воздействий на их душу, но в невидимом действии на них. (Когда Антоний Великий спросил своего молчаливого посетителя: «Почему ты ничего меня не спросишь?», тот сказал: «Мне достаточно смотреть на тебя, святой отец»,) и в педагогической деятельности могут проявиться дары благодати Божьей,
если мы будем жить в отеческой церковной традиции, будем трудиться и не будем мешать проявлению в нас действия этих даров.
Человек — существо духовное, он стремиться не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное — это естественная потребность человека, призванного в этот мир.
Источник