Меню

Проблема доступности образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ОВЗ И ИНЫХ СОЦИАЛЬНО НЕЗАЩИЩЕННЫХ КАТЕГОРИЙ

специалист в области арт-терапии

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ОВЗ И ИНЫХ СОЦИАЛЬНО НЕЗАЩИЩЕННЫХ КАТЕГОРИЙ

Аннотация: в нашей стране за последние годы наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Такие дети лишены социализации. В связи с тем, что обеспечить оптимальные условия успешной интеграции для детей-инвалидов в среду здоровых сверстников, является очень сложной задачей, которая требует создания специальных условий и комплексного подхода, возникают проблемы образования таких детей. В данной статье рассмотрены проблемы, с которыми сталкиваются дети-инвалиды в сфере образования, и пути их решения.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, социальная адаптация, ограничения в общении, специальное условия, система образования.

Annotation: in our country, in recent years there is a growing trend in the number of children with disabilities. Such children are often limited in communication with peers, which deprives them of socialization. Due to the fact that providing optimal conditions for successful integration for disabled children into the environment of healthy peers is a very difficult task, which requires the creation of special conditions and an integrated approach, problems in the education arise for such children. This article discribes the problems faced by children with disabilities in the field of education, and ways to solve them.

Key words: children with disabilities, social adaptation, communication restrictions, special conditions, education system.

По данным Росстата, на 31 мая 2019 года в России зарегистрировано 73 936 детей, признанных инвалидами (это 5,2% населения России)226.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, которые имеют различные нарушения в развитии: нарушения физических возможностей (слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата), психические расстройства, детский аутизм, задержка и комплексные нарушения развития.

К каждому ребенку, которой имеет ту или иную степень инвалидности, нужен особенный подход, и, в следствие этого, особая система образования. Для того, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья в равной степени с остальными детьми получали образование, предусматривается

226 Показатели инвалидности// URL: https://www.gks.ru/folder/13721

создание для них специальной коррекционно-развивающей среды. Данная среда помогает в лечении и оздоровление детей-инвалидов, воспитании и обучении, коррекции нарушений развития, а также социальной адаптации.

Статья 19 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 18.07.2019) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» гласит о том, что Государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения227.

Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право обучаться:

1. В общеобразовательных школах совместно с другими учащимися.

2. В отдельных классах, группах или в отдельных организациях по специально адаптированным для данной категории детей основным общеобразовательным программам.

3. На дому (семейное, домашнее, дистанционное обучение).

Прием в школу проходит в соответствии с общим порядком поступления. Школы не имеют права отказывать в поступлении детям- инвалидам, но, однако, не обязаны создавать специальные условия для учеников с ограниченными возможностями.

Именно это и является основной проблемой образования детей- инвалидов.

Несмотря на то, что на данный момент государство уделяет особое внимание детям с ограниченными возможностями здоровья, и успешно функционируют медицинские и учебно-воспитательные учреждения, помощи в обслуживании данной категории детей недостаточно. Не решаются такие проблемы как социальная реабилитации и адаптации детей-инвалидов в будущем, взаимоотношения ребенка с ограниченными возможностями здоровья с социумом, нахождение «самого себя» в обществе и т.д. К сожалению, эти проблемы уходят на второй план.

Существует ряд проблем, с которыми приходится сталкиваться детям с ограниченными возможностями здоровья:

1. Отсутствие нормативно-правовой базы образовательно- реабилитационной деятельности для детей-инвалидов.

2. Невозможно получить образование в учреждениях, специально созданных для детей с отклонениями физических возможностей, потому что что количество адаптированных образовательных учреждений для таких детей составляет всего 4% от общего количества общеобразовательных учреждений.

3. Отсутствие особых технических средств реабилитации, которые могут облегчить образовательный процесс.

4. Критическая нехватка специализированных кадров или отсутствие у преподавателей полных специальных сведений, соответствующей подготовки и методик для работы с детьми-инвалидами, имеющим особые образовательные потребности.

227 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»// URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/13306c6d50519d5e25c2bc166983ed44baaa9ac2/

5. Наличие стереотипов и предрассудков по отношению к детям- инвалидам и иным социально незащищенным категориям.

6. Нежелание людей признавать право ребенка с ограниченными возможностями здоровья на получение образования в среде своих сверстников, «обычных» детей.

7. Полное отсутствие или «формальный» характер индивидуальной образовательной программы для ребенка инвалида.

Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что на данный момент система образования детей с ограниченными возможностями здоровья в России неэффективна. Специальные учреждения, направленные на реабилитацию детей-инвалидов и создание коррекционно- развивающей среды, не могут удовлетворить потребности всех детей с ограниченными возможностями здоровья.

По моему мнению, одним из способов решения проблемы образования детей-инвалидов является внедрение инклюзивного (интегрированного) образования.

Читайте также:  Травы для репродуктивного здоровья

Интегративное (инклюзивное) образование – это обеспечение доступности образования, а также организация и поддержание условий для совместного обучения в классе обычных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

В какой-то степени – это процесс реального включения детей-инвалидов в активную общественную жизнь, ведь инвалидность – это не приговор, а лишь определённый образ жизни при сложившихся обстоятельствах. Это значит, что дети имеют полное право на полноценную жизнь и получение образования.

Возможность детей с отклонениями физических возможностей получать более качественное образование увеличит общую долю детей-инвалидов, имеющих общее среднее образование и, как следствие, долю тех, кто сможет претендовать на получение среднего и высшего профессионального образования. Такая ситуация приведет к улучшению шансов инвалидов на рынке труда.

1. Айшервуд, М.М. Полноценная жизнь инвалида. – М.: Педагогика, 2017. – 718 c.

2. Голиков, Н. А. Ребенок-инвалид. Обучение, развитие, оздоровление. – М.: Феникс, 2015. – 428 c.

3. Жигарева, Н. П. Комплексная реабилитация инвалидов. – М.: Дашков и Ко, 2013. – 216 c.

4. Заблоцкис, E.Ю. Особые дети и взрослые в России: закон, правоприменение, взгляд в будущее. Основные проблемы и пути их решения.

– Интермедиатор, 2014. – 316 с.

5. Показатели инвалидности. [Электронный ресурс]. // URL: https://www.gks.ru/folder/13721 (дата обращения 10.09.2019).

6. ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. // URL:

7. Фролов, М.И. Социальная адаптация инвалидов. – М.: Нобель Пресс, 2016. – 236 c.

Источник

Проблемы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в России

Анастия Кочеткова
Проблемы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в России

Кочеткова Анастасия Геннадьевна,

Барыленко Татьяна Сергеевна,

Аннотация: в статье раскрываются основные проблемы образования в контексте инклюзивного подхода, рассматривается влияние современных тенденций на уклад современной образовательной системы в России.

Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, формы обучения.

В наши дни становится все более актуальной тенденция инклюзивного образования детей с особыми потребностями. Само инклюзивное образование подразумевает под собой такое образование, которое направлено на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в социуме, совместно с детьми, имеющих нормальное развитие. Данная программа должна обеспечивать формирование допустимости условий образования для всех, в том числе и обеспечивать доступ к образованию для детей с ограниченными возможностями. Конечно же говорить о том, что все дети инвалиды должны обучаться в равных условиях нельзя, ведь дети индивидуальны и к каждому требуется свой подход.

Все положения об инклюзивном образовании включены в Конвенцию ООН «О правах инвалидов», одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года [2].

В России в настоящее время традиционной формой обучения детей-инвалидов остаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения. Это связанно с тем, что рынок образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья беден и не имеет достаточного финансирования [3].

Для обучения таких детей требуется решение целого ряда проблем, важной из которых, на наш взгляд, является усовершенствование системы образования. На данном этапе развития этой программы существуют явные недостатки в законодательной базе и в системе социальной поддержки. Так же значительная часть трудностей обучения и воспитания детей связана с дефицитом квалифицированных работников в этой области — психологов, социальных педагогов, коррекционных педагогов, воспитателей.

Мы считаем, что можно выделить три основные проблемы,которые возникают при внедрении данной технологии:

1) Неготовность общества к инклюзии. Если рассматривать исторические аспекты, то по сравнению с Европой в Росси процессы принятия людей инвалидов происходило медленнее, а следовательно зарубежное общество и сейчас находится на более высокой ступени развития.

2) Недостаточная подготовка специалистов, их нехватка в системе образования, а так же неспособность реализовать инклюзивную программу.

3) Недостаточное количество технического оснащения для лиц с ограниченными возможностями [1].

Но не смотря на все проблемы с которыми сталкивается развитие инклюзивного образования, мы считаем, что оно должно продолжать свое существование, так как дает особые положительные возможности и навыки, как для детей с ограниченными возможности здоровья, так и для детей с нормальным развитием.

Таким образом, можно говорить о том, что внедрения инклюзивного образования в систему российского образования встречает целый ряд преград, основной причиной которого является неготовность государства к внедрению людей с ограниченными возможностями здоровья в социум.

1) Пугачев А. С. Инклюзивное образование // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 374-377.

2) Конвенция ООН «О правах инвалидов», от 13 декабря 2006 года.

3) Ф. Л. Ратнер, А. Ю. Юсупов. // Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.

Статья «ФГОС дошкольного образования-детям с ограниченными возможностями здоровья» 1 слайд «ФГОС дошкольного образования – детям с ограниченными возможностями здоровья» Наше дошкольное учреждение вот уже много лет открывает.

Развитие речи у детей с ограниченными возможностями здоровья В дошкольном учреждении речевое воспитание начинается с первых детских слов и заканчивается развитием связной речи — умением ребенка свободно.

Читайте также:  Григорий остер вредные советы про здоровье

«Создание условий для коррекционной работы инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями» Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального.

Воспитание толерантности у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования (опыт работы) Так как современный мир порою жесток, жестокими становятся и дети. Проблема воспитания толерантности у детей с ограниченными возможностями.

Методические рекомендации по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья Пояснительная записка Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив. Мир «особого» ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен,добродушен.

Методы поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья В последнее время чрезвычайно актуальными становятся вопросы своевременной и целенаправленной социализации детей с недостатками речи и,.

Проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья Проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Социальная реабилитация получила в последние годы большое.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ Одной из задач нашего детского сада является расширение образовательного пространства за счет включения детей с ограниченными возможностями.

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. Мир «особого» ребенка интересен и пуглив. Мир «особого» ребенка безобразен.

Условия обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья К группе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или.

Источник

Проблемы обеспечения доступности образования лиц с ограниченными возможностями здоровья

Проблема получения образования людьми с ограниченными возможностями на сегодняшний день является острой и актуальной, Министерство образования и науки Российской федерации и системы специальных коррекционных учреждений на сегодняшний день работают с этой проблемой, пытаясь найти способы ее решения.

Наличие такое проблемы связано с ростом количества детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для того, чтобы такие дети могли получить качественное образование, необходимо в должной мере обеспечить образовательный процесс коррекционно-развивающей средой, где создаются адекватные условия и равные с другими детьми возможности для приобретения образования в пределах тех государственных стандартов, которые действуют сейчас в нашей стране. Также, необходимо обеспечивать детей с ОВЗ должным лечением и оздоровлением, воспитанием и обучением, важно непрерывно корректировать нарушения развития, и культивировать социальную адаптацию.

Следует разобраться, кто такие лица с ограниченными возможностями здоровья – это люди, у которых наличествуют какие-либо отклонения в их физическом здоровье, либо в психическом здоровье. Также, существует множество случаев, когда лицо с ОВЗ имеет отклонения в обоих типах развития одновременно, и в психическом и физическом плане. Как правило, такие люди имеют проблемы со слухом, то есть с полной или частичной его потерей, со зрением, также полной или частичной потерей, или другими дисфункциями, с сильными речевыми нарушениями, нарушениями опорно-двигательного аппарата, и другими нарушениями. Инвалид, это человек, у которого прослеживается нарушение здоровья со стойкой дисфункцией организма, детерминированными заболеваниями, вызванных следствием травм или дефектами, которые приводят к ощутимому ограничению жизнеспособности и тем самым конституируя нужду в защите со стороны общества и государства. [2] Современная система образования в прогрессивном демократическом обществе призвана соответствовать индивидуальным образовательным потребностям личности, такими как нужда в индивидуальном, комплексном личностном становлении и прогрессе, с учетом всех частных наклонностей, мотивов, вкусов, возможностей. Нужда в полной социализации индивида и его сопричастности к жизнедеятельности общества. Нужда в развитии у индивида профессиональных навыков и компетенций, необходимых для научения какому-либо делу, профессии, и признании в этом у остального социума. В нашем веке в Российской федерации вопрос о получении должного образования молодому человеку с ОВЗ стоит наиболее остро.

В течение трех последних лет усиливается тенденция, которая ведет к уменьшению процента детей-инвалидов, которые не способны обучаться в принципе в связи со своим состоянием здоровья. Их количество упало с 8% до 5%, но сама проблема никуда не девается. Во время осуществления Государственной целевой программы развития образования на период с 2016 до 2020 года, увеличивается число обучающихся инвалидов прежде всего в высших учебных заведениях. [1] Таким образом, масса людей с ограниченными возможностями здоровья и людей, и часть людей с оформленной инвалидностью, получили должные условия для получения образования, в том числе с использованием образовательных средств, подразумевающих дистанционное обучение. Количество таких учеников выросло с 30 до 71 процента.

Основой получения образования являются федеральные государственные образовательные стандарты начального, среднего, и высшего образования, обязательные для всех учащихся, включая и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Образовательные организации всех ступеней образования должны повысить конкурентоспособность выпускников-инвалидов на рынке труда. Например, создание структурного подразделения на основе образовательной организации высшего образования – регионального центра высшего образования инвалидов – обеспечивает внедрение комплекса форм и методов работы, направленных на адаптацию к условиям высшего учебного заведения, социальную интеграцию, развитие социальной активности, ответственности и мобильности студентов с особыми потребностями. Функционирующие региональные ресурсные центры стараются систематически уделять внимание нуждам людей с ограниченными возможностями, создавая условия для получения ими профессии и полноценной социальной адаптации. Так, например, Государственное бюджетное учреждение «Ресурсный центр для инвалидов» осуществляет следующие направления деятельности: – обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации; – оказание инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности реабилитационные услуги в соответствии с утвержденными стандартами; – определение потребности инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в социальной реабилитации, технических средствах реабилитации, включая протезно-ортопедические изделия; – информационно-методическое и технологическое обеспечение; – участие в разработке мобилизационных мероприятий в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ. В нашей стране интенсивно оформляется проект под названием «Доступная среда», цель которого заключается в помощи пилотным регионам и социальным объединениям в развития образования, адаптированного для людей с ОВЗ. Они формируют необходимую, правильную законодательную базу, подразумевающую модель инклюзивного образования. Также, этот проект обеспечивает подготовку преподавателей в работе с инклюзивными обучающимися. Спецификой проекта является тот факт, что он реализуется на всех уровнях, федеральном, региональном и муниципальном, что должно стимулировать его развитие. Кроме этого, сегодня инклюзивное образование на территории Российской Федерации регулируется главным законодательным актом страны – нашей конституцией. А также рядом других законов, например Федеральным законом «Об образовании в РФ», Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Саламанкской декларацией и другими документами. [4] Системное введение практики инклюзивного образования происходит в России, но крайне медленно и достаточно неравномерно. В контексте изучения инклюзии описаны те обстоятельства, которые обеспечивают методическую подготовку состава преподавателей к работе с учащимися с ОВЗ, в работу которой входят такие аспекты: модернизация среды образования, улучшенная социальная обстановка, структурирование процесса учебы и реабилитации учеников с ОВЗ, вовлечение таких учеников в образовательно-социальный контекст, а также повышение психолого-педагогических навыков самих преподавателей.

Читайте также:  Альянс полис страхование здоровья

Вопрос достаточного уровня компетенций учителей, имеющих дело с лицами с ограниченными возможностями здоровья, как говорит опыт, не всегда достаточен.

О профессиональных требованиях, о необходимости специальной подготовки, сегодня говорят самые авторитетные исследователи данной проблематики.

Преподаватели, учащие учащихся инвалидов в рамках инклюзивного образования, применяя классические способы и методы работы с увеличением учебной мотивации обучаемых и делая упор на навык работы в направленности общественного проектирования, отрабатывая эти нюансы, разрабатывая персональные учебные маршруты и планы, приспосабливая к учащимся с ОВЗ к существующим образовательным программам; организация работы междисциплинарной команды специалистов; создание беспрепятственного доступа к образовательной организации. Несмотря на действующее федеральное законодательство, гарантирующее льготы для абитуриентов с инвалидностью, целый ряд факторов делает поступление инвалидов в вуз проблематичным. Подавляющее большинство учебных заведений Российской Федерации не располагают даже необходимым минимумом, который нужен для того, чтобы инвалиды могли них в комфортно обучаться. Это касается архитектурных моментов оформления зданий, аудиторий и кабинетов, дверных проемов и лестниц, лифтов, мебели и технического оборудования, типа обустроенности столовых, библиотек и туалетов, наличия или отсутствия комнат отдыха и сидячих мест в коридорах учебных заведений, медицинских кабинетов, которые жизненно важны для учащихся с ограниченными возможностями здоровья в контексте их повседневных нужд.

Еще одна проблема – невозможность реконструировать под детей с ОВЗ уже имеющиеся здания и помещения по законам универсального дизайна из средств бюджета, выделенных специально для них. Средства же, которые не относятся к выделенному бюджету, тратятся на базовые нужды и потребности учебных заведений, в то время, когда потребности специфичного характера, связанные с образованием учащихся с ОВЗ, не берутся в расчет.

Инклюзивное образование имеет целый ряд преимуществ, способствующих и намечающих какие-то пути решения проблемы получения образования лицам с ограниченными возможность здоровья. Как минимум, оно подходит абсолютно для всех учащихся, как и тех, у кого имеются ОВЗ, так и для здоровых учеников. За счет этого, каждый обучающийся имеет равные возможности для получения того образования, которое они выбрали.

Преподавателям, в свою очередь, следует использовать такие методики обучения, которые облегчали бы процесс образования людям с ограниченными возможностями. Адаптация и социализация таких учеников не должна быть навязчивой и стереотипной, а максимально органичной, чтобы количество и качество социальных связей, формирующихся у разных учеников, как и с ОВЗ, так и нет, должны покоится на равных основаниях.

Индивидуальная работа с учениками с ограниченными возможностями здоровья должна также обладать спецификой. Так, индивидуальная рабочая коммуникация с такими учениками не должна их изолировать от остального социума, а быть лаконичным дополнением ко всему процессу социализации.

Следует обеспечивать институции необходимым дизайном, для чего следует привлекать профессионалов в этой области. Также, нужно учитывать мнение самих лиц с ограниченными возможностями здоровья, поскольку кроме них не может быть кому-то так известно, что для них будет наиболее хорошим решением для их адаптации в образовательном процессе.

Источник

Adblock
detector