Урок окружающего мира. 3-й класс. Тема «Мы и наше здоровье»
Класс: 3
Цель: Ознакомление учащихся с правилами здорового образа жизни.
Формировать знания детей о здоровом образе жизни.
Развивать самостоятельность, речь, память, мышление.
Воспитывать ответственное отношение к здоровью.
творческие работы детей по составлению режима дня,
плакаты по пропаганде здорового образа жизни.
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей урока.
Что на свете дороже всего? (здоровье).
А что такое здоровье?
(Всегда хорошее настроение, ничего не болит, хочется прыгать, играть и учиться, здоровые люди любят природу, видят мир красивым, не ленятся).
Здоровье – это нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие.
Здоровье – это здоровый образ жизни.
Образ жизни человек строит сам в процессе всей своей жизни. Слово “здоровье” как и слово “любовь”, “красота”, “радость” принадлежат к тем немногим понятиям, значение которых знают все, но понимают по-разному.
Здоровье человека – это главная ценность жизни каждого из нас. Его нельзя купить ни за какие деньги и ценности. Здоровье перевешивает все остальные блага жизни.
Вот сегодня мы с вами и поговорим, как сохранить ваше здоровье и уберечься от вредных привычек.
Сначала о вас заботятся родители, но вы растете и каждый из вас сейчас должен задуматься, как не навредить своему здоровью.
Нужно помнить, что забота о здоровье начинается с утра и продолжается до самого вечера ежедневно.
Итак, тема нашего урока: Мы и наше здоровье.
Презентация – слайд 1.
3. Беседа по результатам опроса.
Готовясь к уроку, мы с вами провели два простых теста о вашем здоровье.
Мы оценили состояние нашего здоровья сначала смайликами. Красным цветом отметили себя те ребята, которые считают, что все делают правильно для сохранения и укрепления своего здоровья. Зеленым цветом отметили себя те ребята, которые считают, что они стараются, но у них не всегда получается уделять внимания своему здоровью. Желтым цветом себя отметили ребята, которые честно признают, что почти не обращают внимание на свое здоровье.
После этого мы провели опрос, где вы честно, не подписывая листочки, отвечали на вопросы.
Давайте посмотрим на диаграмму, какие результаты у нас получились.
Презентация. Слайд 2.
Сегодня на уроке мы будем закладывать кирпичики знаний в фундамент нашего общего дома под названием «Наше здоровье», т.е. наметим пути, которые помогут нам избежать многих неприятностей в жизни.
4. Правила здорового образа жизни.
Как вы думаете, с чего должен начинаться день здорового человека?
(выслушиваются ответы детей, на доску прикрепляются «кирпичики» из бумаги)
1 кирпичик – СОБЛЮДАЙ ЧИСТОТУ И ГИГИЕНУ.
Как вы понимаете это правило?
Отгадайте загадки, какие друзья помогают вам соблюдать чистоту и гигиену.
- Если руки ваши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Чтобы не было беды.
Жить нельзя нам без … (воды) - Вот какой забавный случай!
Поселилась в ванной туча.
Дождик льется с потолка
Мне на спину и бока.
До чего ж приятно это!
Дождик теплый, подогретый.
На полу не видно луж.
Все ребята любят … (душ) - Как купаться мы идем,
Так его с собой берем.
Вафельное, льняное, махровое,
Вытрет ваше тельце,
А называют его … (полотенце) - Волосистою головкой
В рот она влезает ловко
И считает зубы нам
По утрам и вечерам. (зубная щетка) - Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (мыло) - Лег в карман и караулю
Рёву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слез,
Не забуду и про нос. (носовой платок) - Целых двадцать пять зубков
Для кудрей и хохолков.
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком. (расческа) - Очень странное оно,
Когда смотришься в него,
Обнаруживаешь там,
На себя ты смотришь сам! (зеркало) - По плечу мне вся одежда –
Плащ, и куртка, и пальто.
А в одежде я невежду
Не впустила б ни за что. (вешалка) - Вроде ежика на вид,
Но не просит пищи,
По одежде пробежит –
И одежда станет чище. (щетка одежная) - Забралась в прихожую
На ежика похожая.
Но любит не лежать,
А сапоги лизать. (щетка обувная) - Утром рано поднимайся,
Прыгай, бегай, отжимайся.
Для здоровья, для порядка
Людям всем нужна … (зарядка) - Хочешь ты побить рекорд?
Так тебе поможет … (спорт) - Чтоб большим спортсменом стать,
Нужно очень много знать.
Вам поможет здесь сноровка
И, конечно, … (тренировка)
Молодцы, вы хорошо знаете друзей чистоты и гигиены.
Презентация – слайд 3.
Дружите с ними каждый день, чтобы и ваше тело, и ваша одежда всегда были в чистоте и порядке.
2 кирпичик – РЕЖИМ ДНЯ.
Одним из важных правил здорового образа жизни является выполнение режима дня. Режим дня детей и подростков способствует нормальному развитию, укреплению здоровья, воспитанию воли, приучает к дисциплине.
Как научиться соблюдать режим дня?
- Приучайся вставать всегда в одно и тоже время.
- Приготовь с вечера то, что понадобится взять с собой завтра, чтобы утром не тратить время на поиски нужной вещи и не забыть ее.
- Всегда выходи из дома заранее. Лучше прийти на 2-3 минуты раньше, чем опоздать.
Рассмотрим и проанализируем режим дня школьника, который учится в школе в первую смену.
Презентация – слайд 4.
3 кирпичик – ПРАВИЛЬНО ПИТАЙСЯ.
В режиме дня большое место занимает время, отведенное на питание.
Зачем человек ест?
Сколько раз в день нужно питаться?
Какой должна быть пища?
Мы уже поняли, что здоровье ребенка зависит от многих причин, одна из них – полноценное питание. Питательные вещества, содержащиеся в продуктах (белки, жиры, углеводы) – это строительный материал для всех тканей и органов, а также источник энергии для всех функций организма.
Давайте назовем основные правила здорового питания.
На прошлом уроке мы проводили с вами практическую работу, выявляли содержание белков, жиров и углеводов в разных продуктах. Вспомните, какие продукты богаты белками, какие жирами, а какие углеводами?
Презентация – слайд 5.
4 кирпичик – ПОДРУЖИСЬ СО СПОРТОМ.
Выполняется под музыку «Если хочешь быть здоров…»
5 кирпичик – НЕ ЗАВОДИ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК.
Мы назвали наших друзей здоровья. А теперь давайте поговорим о врагах нашего здоровья.
Презентация – слайд 6.
Что вредит, угрожает нашему здоровью? (плохой воздух и вода)
Воду мы можем очистить с помощью фильтра, а вот воздух, к сожалению, мы очистить не можем.
А какие вредные привычки мешают нашему здоровью?
Пришел ученик из школы, раскидал по всей комнате свои вещи. На столе у него беспорядок. Родители расстроены: у сына плохая привычка – не кладет свои вещи на место, все разбрасывает, не аккуратен.
Другой ученик привык постоянно палец во рту держать или грызть ногти, карандаш. Опять же плох: с грязью можно и микробов в рот занести.
Но есть привычки, которые мало назвать плохими, к ним больше подходит другое название – опасные, вредные. Назовите их (табак, алкоголь, наркотики)
Это самые страшные разрушители здоровья, потому что они могут быть смертельными.
5. Подведение итогов урока.
Итак, мы с вами построили Дом здоровья, т.е наметили пути сохранения здоровья. Сделав выбор, что каждый должен заботиться о своем здоровье, мы уже сделали большой шаг к его сохранению. Ведь основой всего является сначала осознание необходимости здорового образа жизни и выполнение самых простых правил.
Давайте их еще раз хором повторим (по «кирпичикам» дети повторяют правила здорового образа жизни).
Проводится игра «Собери пословицу»
Презентация- слайд 7.
Ученики читают стихи – советы как сохранить здоровье.
- Я хочу, друзья, признаться,
Что люблю я по утрам
Физзарядкой заниматься,
Что советую и вам. - Всем зарядку делать надо,
Много пользы от нее.
А здоровье – вот награда
За усердие твое! - Постарайтесь не лениться –
Каждый день перед едой,
Прежде чем за стол садиться,
Руки вымойте водой. - В школе голодным ходить не годится!
Трудно там будет сидеть и учиться.
Будут все мысли твои не о том,
Трудно учиться с пустым животом. - Чтобы зубы не болели,
Вместо пряников, конфет
Ешьте яблоки, морковку –
Вот вам, дети, наш совет.
Репка, яблоки, морковка –
Детским зубкам тренировка.
Чтобы зубы не болели,
Знают дети, знают звери:
Каждый должен дважды в год
Показать врачу свой рот. - Вредно ребятам
Лежачее чтение.
Вредно для книги
И вредно для зрения. - Дружи с водой, купайся, обтирайся,
Зимой и летом спортом занимайся.
Едва ль здоровьем может тот гордиться,
Кто любит кутаться и форточки боится! - Ноги мой водой холодной.
Пятки крепко растирай.
И тогда микроб голодный
Не нагрянет невзначай.
Если к слабым он приходит,
Им не просто защититься,
Он при слякотной погоде
Может в насморк превратиться. - Спасенье в нас самих, ребята!
Скажите никотину: «Нет!».
Вернется чистота и свежесть,
Мы станем лучшей из планет.
Пусть не страдают больше люди
В дыму горящих сигарет.
Науку эту не забудем.
И никотину скажем: «Нет!». - Свежим воздухом дышите
По возможности всегда.
На прогулки в парк ходите,
Он вам силы даст, друзья. - Мы желаем вам, ребята,
Быть здоровыми всегда.
Но добиться результата
Невозможно без труда. - Мы открыли вам секреты,
Как здоровье сохранить,
Выполняйте все советы,
И легко вам будет жить.
Помните, что заботиться о своем здоровье должен каждый сам.
Источник
Окружающий мир. 3 класс
Конспект урока
Окружающий мир, 3 класс
Урок №17. Как предупредить болезни? Здоровый образ жизни.
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
—Как предупредить болезни?
-Что значит быть закалённым?
-Как правильно закаляться?
Глоссарий по теме:
Здоровье- это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.
Гигиена-наука о сохранении и укреплении здоровья.
Аллергия –особая чувствительность к некоторым веществам.
Здоровье; аллергия; вредные привычки; рана; ушиб; ожог; инфекция; закаливание; гигиена.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 кл.: учеб. пособие для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017. С.147-153.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Все на земле и взрослые, и дети хотят остаться здоровыми, красивыми и энергичными много лет. Почему-то не всем это удаётся. Люди, иногда, болеют?
-Как вы думаете, почему?
Предлагаю вам посмотреть фрагмент мультфильма из серий «Смешарики. Азбука здоровья».
Во время просмотра подумайте, в чём причина заболевания Лосяш.
Как вы считаете, это правда, что мы болеем потому, что рождены в неравных условиях? Или нам нужно закаляться, как предлагает Копатыч?
-А какими вы хотите стать? Сильным и здоровыми или слабыми и больными?
Я предлагаю Вам на уроке порассуждать над вопросами:
-Как предупредить болезни?
-Что значит быть закалённым?
— Как правильно закаляться?
Самый великий дар, который получил человек от природы – это здоровье. Подарок бесценный и не хотелось бы его потерять
-Что же нужно делать, чтобы сохранить здоровье и предупреждать болезни?
-Что предлагает наш мультипликационный герой Копатыч?
Закалённому человеку не страшны ни ветер, ни дождь, ни холод и он не болеет простудными заболеваниями.
А что необходимо для того, чтобы правильно закалятся? Отгадайте загадки, и мы сможем это узнать.
Маляр без кистей.
-Догадались? Правильно-это солнце.
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. Что это?
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.
— Кто вспомнил поговорку, в которой есть эти слова.
«Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!»
-А как, спросите вы, солнце, воздух и вода могут помочь нам быть здоровыми?
Загореть и окрепнуть нам поможет Солнце. На солнце находиться нужно в головном уборе. По нескольку часов находиться на солнце, чтобы поскорее загореть, категорически запрещается. Это опасно для здоровья. Время пребывания на солнце увеличивайте постепенно с 5 минут до 30—40 минут. Чтобы защитить кожу от солнечных ожогов, не забывайте пользоваться защитным кремом.
Хорошо закаляет человека вода. Начнём закаливание с прохладного душа, постепенно снижая температуру воды. После водных процедур кожу надо протереть сухим полотенцем. Купание летом в чистом водоёме тоже прекрасно закаляет. Температура воды должна быть не ниже + 20°С. Находиться в воде можно не больше 10 минут и обязательно под наблюдением взрослых.
Если будете делать зарядку при открытой форточке, спать в тёплое время года при открытом окне, чаще играть на свежем воздухе, кататься на велосипедах, коньках и лыжах, то свежий воздух закалит ваш организм.
— Можно ли сказать, что какой-либо из перечисленных друзей закаливания является самым важным?
— Конечно же нет! Чтобы быть здоровыми, нам нужны все друзья – солнце, воздух и вода! Обязательно надо помнить, что закалять свой организм мы должны постепенно и постоянно. Закаляясь мы укрепляем не только здоровье, но и силу воли.
Сформулируем общие правила закаливания
Первое правило — закаливание следует проводить постепенно и постоянно. Вставать надо рано, всегда в одно и то же время. Делайте зарядку. После зарядки приступайте к водным процедурам. Более доступный способ закаливания во все времена года — обтирания.
Контрастный душ -тоже сильное закаливающее средство, когда температура воды непрерывно меняется от горячей до холодной. При этом начинают с минимальной разницы температур, постепенно доводя ее до максимальной.
Чтобы ваши мускулы были упруги и крепки надо заниматься легкой атлетикой, гимнастикой, кататься на коньках, на лыжах.
Старайтесь больше быть на свежем воздухе — в лесу, у реки. Ходите в походы.
-А сейчас послушайте историю девочки Кати и угадайте, о каком «сюрпризе» идет речь.
Катя сегодня из школы пришла,
С книжками вместе «сюрприз» принесла.
Кашель, чихает, слезы текут.
Нос припух, температура —
видно, ей нужна микстура.
Голова у неё очень болит,
И глотать ей тоже больно —очень Катя недовольна.
Надо ей учить уроки — она мается в дремоте,
Надо маме помогать, а она не может встать,
Трудно громко говорить —а ей нужно позвонить.
-Вы по признакам, наверное, догадались, о каком инфекционном заболевании идёт речь?
Конечно же это признаки гриппа.
— Различных инфекционных болезней очень много. В переводе с латинского «инфекция» означает «заражать». Больные люди заражают здоровых инфекционными заболеваниями. Поражать они могут одновременно большое количество людей. Это называется эпидемией.
Ангина, ветрянка, грипп, корь, краснуха, менингит, конъюнктивит, свинка, скарлатина, желтуха – это не весь список инфекционных заболеваний. Профилактические прививки — защита от многих инфекционных заболеваний, поэтому отказываться от них не рекомендуется.
Я предлагаю вам посмотреть в нашу аптечку и определить, что необходимо для индивидуальной защиты от инфекций.
-Как уберечь себя от заражения?
Защитить нас от воздуха, в котором могут быть вирусы, помогает маска
— Чем чаще будем мыть руки с мылом, тем лучше. На поверхностях окружающих предметов может быть инфекция .
-Как и маска, носовой платок помогает фильтровать вдыхаемый воздух, в котором могут быть вирусы. Если рядом оказался больной человек —
-Вовремя сделанная прививка поможет уберечься от заражения инфекционными болезнями. Для этого нам нужен шприц.
Нужны витамины и цитрусовые – в них содержится витамин С, который хорошо помогает организму справляться с инфекцией.
Но будьте осторожны, во всем нужно знать меру!
-Что случиться, если ребенок съест слишком много цитрусовых?
-Правильно! Он заболеет, это приведет к аллергии
-А что такое аллергия?
Особая чувствительность к некоторым веществам называется аллергия.
Людям, страдающим аллергией, нельзя употреблять отдельные продукты, лекарства. Помощь при аллергии оказывает врач.
— Здоровая диета, физические упражнения и здоровый образ жизни – всё это нужно для поддержания здоровья. Быть здоровым не является трудной задачей.
-Я хочу закончить наш урок высказываниями мудрецов:
Когда у мудреца спросили, что для человека важнее – богатство или слава,
он ответил: «Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля.» К великому сожалению, мы замечаем, это только тогда, когда самого ценного — здоровье, у нас уже нет.
-Запомните, что лучше всех о своём здоровье позаботитесь вы сами. Ваше здоровье в ваших руках!
Проявляя заботу и любовь, каждый человек желает добра другому, говоря ему: «Здоровья тебе!»
Разбор типового тренировочного задания
- Текст вопроса: Какие части тела, относятся к внешнему строению человека?
Варианты ответа: руки, ноги, сердце, желудок, голова, печень, ухо, лёгкие
Правильный вариант ответа: руки, ноги, голова, ухо
Разбор типового контрольного задания.
Источник