Меню

Признаки социального здоровья дошкольников

Консультация для воспитателей «Социальное здоровье детей»

Яна Абросимова
Консультация для воспитателей «Социальное здоровье детей»

Дошкольный возраст – один из критических периодов в жизни ребенка. В это время активно формируется высшая нервная деятельность, происходит нарастание подвижности и силы нервных процессов, что способно привести к истощению малыша. Родители и воспитатели часто отмечают смену настроения крохи, повышенную раздражительность, быструю утомляемость и невнимательность.У дошкольников нередко проявляются признаки невротических реакций: они то и дело крутят волосы, грызут ногти, совершают беспорядочные движения – подпрыгивают и покачиваются, долгое время не засыпают. В этом возрасте происходит «глубинная» перестройка обмена веществ, из-за чего малыш чаще подвергается влиянию детских инфекций. Дошкольный период отличается повышенным риском формирования и проявления хронических заболеваний и всевозможных аллергических реакций, особенно у часто болеющих детей. Однако даже здоровый ребенок дошкольного возраста нуждается в заботе и тщательном уходе со стороны взрослых. Поддержание психического и социального здоровья – один из важных моментов в полноценном развитии детей дошкольного возраста. Психическое здоровье малыша формируется под влиянием внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам относятся темперамент, характер и самооценка ребенка. Эффективное созидание психологического комфорта и психическое оздоровление детей возможно только при учете этих индивидуальных особенностей. Внешние факторы, воздействующие на ребенка– это внутрисемейная среда и условия в детском саду.

Социальное здоровье предполагает адекватное восприятие действительности, адаптацию к общественной среде, проявление интереса к окружающему миру. Спокойная доброжелательная обстановка, созданная родителями и воспитателями, – залог нормального психосоциального развития дошкольников. Как правило, если в семье царит взаимоуважение и понимание, а в детском саду малыш чувствует себя уверенно и комфортно, его психосоциальное здоровье находится в полном порядке. При выполнении этих условий исключения встречаются крайне редко.

Через общение у детей закладывается характер, тип поведения в обществе и формируется личность. Именно поэтому социальная адаптация так важна для детей дошкольного возраста. Приходя в любой коллектив, людям необходимо время, чтобы привыкнуть и «раскрыть» себя, дети же учатся в коллективе жить, что непосредственно влияет на их развитие. В процессе социальной адаптации дети учатся жить по определенным правилам и учитывать нормы поведения. В процессе общения ребенок приобретает социальный опыт,который предоставляет ему его ближайшее окружение: родители, воспитатели сада и сверстники. Социальная компетентность достигается благодаря тому, что ребенок активно общается и обменивается информацией. Социально неадаптированные дети чаще всего отвергают опыты других людей и не входят в контакт со взрослыми и сверстниками. Это может привести к асоциальному поведению в будущем ввиду не усвоения культурных навыков и необходимых социальных качеств.

Любая деятельность имеет цель, а способность ребенка добиться цели придает ему уверенности в себе и дает осознание своей компетенции. Чувство значимости напрямую отражает оценку общества и влияет на его самооценку. Самооценка детей напрямую влияет на их социальное здоровье и поведение.

Для того чтобы личность ребенка развивалась гармонично, социальное развитие детей должно опираться на целостную педагогическую систему. К методам, которые влияют на формирование социального статуса ребенка,относят следующие виды деятельности:

1.Игровая деятельность: в игре дети примеряют на себя различные социальные роли, которые дают им чувствовать себя полноправными членами общества.

2.Исследовательская деятельность: обогащает опыт ребенка, позволяя ему находить решения самостоятельно.

3.Предметная деятельность: дает возможность ребенку познавать окружающий мир и удовлетворяет его познавательные интересы.

4.Коммуникативная деятельность: помогает ребенку найти эмоциональный контакт со взрослым, получить его поддержку и оценку.

Таким образом, при создании условий для социального развития детей, необходимо не только передавать им социальный опыт в виде знаний и умений, но и способствовать раскрытию внутреннего потенциала.

При исследовании социального компонента здоровья детей от двух до 18 лет, было отмечено, что в основном трудности социально-психологической адаптации начинают наблюдаться с младшего школьного возраста, усиливаясь в подростковом возрасте, снижаясь в старшем школьном возрасте.

Говоря о социальном здоровье дошкольников,назовем критерии:

1. Принятие социальных правил и норм.

2. Приспособление к требованиям социума и одновременное сохранение своего лица.

3. Знание своих прав и обязанностей.

4. Признание интересов других людей.

5. Проявление толерантности и эмпатии.

6. Налаживание гармоничных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

7. Оптимистическое отношение к трудностям.

8. Способность помогать и поддерживать других.

9. Контроль и регулирование своего поведения.

10. Достойное принятие выигрыша и проигрыша.

11. Владение этикетом.

12. Разделение зла и добра.

13. Человечность и справедливость и т. д.

Если нет тяжелых нарушений в психическом развитии ребенка, необходимо проводить профилактическую работу по формированию социального здоровья, особенно с детьми,входящими в группу риска:

-дети, воспитывающиеся в семье с одним родителем,

-дети из алкоголизированных, наркотизированных семей,

-дети с проблемами в учебной деятельности,

-дети из семей с низким или чрезмерно высоким материально-экономическим достатком,

-дети, проживающие в экономически слабо развитых регионах,

-дети, требующие различного рода формы реабилитации и т. д.

Необходимо отметить, что в механизмах процесса воспитания социально здоровой личности не может быть единообразия. В каждом регионе, образовательном учреждении свои особенности и проблемы, в зависимости от сложившейся социально-педагогической инфраструктуры складывается своя система формирования социального здоровья у детей в сфере образования.

Эффективным средством развития социального здоровья детей дошкольного возраста является игротерапия. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.

Самое главное, для поддержания психологического и социального здоровья это — атмосфера, дух детского сада, обстановка, развивающая среда с её материалами и личность воспитателя.

Особые качества,которые требуются от педагогов:

• Умение видеть, наблюдать детей «изнутри», чувствовать их состояние, настроение;

• Умение понимать, т. е. разбираться в мотивах поведения, потребностях, быть «адвокатом» ребенка;

• Психологическая зрелость и уравновешенность;

• Умение выбирать средства общения;

• Умение играть, сочинять, петь, танцевать, шутить.

Какие же средства можно использовать для сохранения и развития социального здоровья детей?

1. Воспитательное воздействие словом (беседы, разговоры-убеждения, разъяснения). Беседа с коллективом детей объединяет их общими интересами, заставляет ребенка интересоваться не только собственными мыслями, но и высказыванием товарища, приучает его говорить и выслушивать других. А это не всегда умеют делать и взрослые. В детских садах дети всегда любят превращать ковёр на полу в этакий круг, где удобнее и интереснее общаться. Круг – это место гармонизации. В круге проводится коррекция разговорами, играми. Коррекция подразумевает воспитывать, корректировать проблемы ребёнка: его страхи, тревоги, обиды, неумение дружить и устанавливать контакты.

2. Использование сказки. В увлекательной форме и доступными для понимания словами сказка показывает ребёнку окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, показывает, к чему приводит тот или иной поступок героя, даст возможность за 15-20 минут примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Эта уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми

3. Ролевые и подвижные игры. Сюжетно-ролевая игра – идеальное поле для приобретения социальных навыков. Такие игры помогают решить многие воспитательные задачи: дети учатся налаживать общение с людьми, понятно излагать просьбу, у них формируются навыки культурного поведения. Но самое главное – дети приобретают новый социальный опыт взаимодействия с другими людьми, который поможет им и в налаживании контактов со сверстниками, и в игровой деятельности. Кроме того, в процессе сюжетно-ролевой игры можно развивать память, координацию движений, работать со страхами, приобретать новые знания. Игра способствует социальному развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности ребенка в реальной жизни.

4. Детский театр в дошкольном учреждении – это не только естественная среда развития детей, но и эффективное средство психокоррекционного воздействия, успешное средство для работы с проблемными детьми. Необходимо стремиться к тому, чтобы любой недостаток превратить в достоинство, только не переделывать его, а возвышать, возводить в степень достоинства. Например, сверхзастенчивость – явный недостаток. Но ведь его можно поднять до уровня положительного качества – скромности. Драчун может играть в спектакле роль защитника слабых, а жадный – роль бережливого и щедрого персонажа. Примеряя на себя различные образы, ребёнок обретает цельность, неповторимость и индивидуальность.

Читайте также:  Всего самого важного здоровья

5. Ритуалы и традиции группы.

Утреннее приветствие. Формирование положительных эмоций в утренние часы. Утром обсуждайте, какой сегодня день, с каким настроением каждый пришел в д/сад, о чем хочет рассказать друзьям, что ребенок ждет от сегодняшнего дня, с какими материалами хочет поработать.Вечером подводите итоги: чем каждому запомнился и понравился сегодняшний день, чему научился за день, что было особенным в этот день, что бы хотелось изменить, исправить, сделать не так, как поступить по-другому, кого бы хотелось поблагодарить сегодня. Можно составить с детьми календари дел и событий прошедшего дня (краткая схема-запись или рисунок- пиктограмма)

— Традиционные еженедельные ритуалы.

По окончании недели проводите «Пятничный круг», обсуждайте, чем была интересна эта неделя, чему каждый научился, чему радовался. Пересматривайте листочки календаря.

— Традиционные ежемесячные ритуалы.

По окончании месяца устраивайте круг «Прощание с (название месяца). Рассматривайте листочки календаря, рисунки, радуйтесь сделанному. Обсуждайте, каким будет следующий месяц, что в нем принято отмечать, что бы вы хотели сделать в следующем месяце, какие дела надо обязательно выполнить. Рассматривайте календари всех видов. Планируйте совместные дела на месяц и загадывайте желания.

Как укрепить здоровье детей в детском саду. Консультация Дети дома много времени проводят у компьютеров и планшетов, а это отрицательно влияет на физическое развитие. Игра- это весело, неожиданно,.

Консультация для педагогов «Социальное развитие ребенка» В настоящее время проблема социального развития ребенка становится одной из самых актуальных. Педагоги, психологи и родители как никогда.

Консультация для педагогов «Социальное сиротство в семье» Консультация для педагогов Социальное сиротство в семье Факторы риска социального сиротства Образ жизни и культура семьи: •Пренебрежение.

Консультация для родителей «Психологическое здоровье наших детей» Все мы с вами хотим, что бы наши дети выросли жизнерадостными, творческими, умными, открытыми людьми, познающими себя и окружающий мир не.

Консультация для родителей. Здоровье детей, как сберечь? 2–3 лет В современном мире, когда вокруг маленького человека столько соблазнов, только родители способны и должны оградить его от вредных привычек,.

Консультация для воспитателей «Как научить детей здороваться» Как обычно начинается утро ребенка (маленького ребенка -2-4 лет? Не всегда он просыпается в настроении, родители торопятся на работу, ребенок.

Консультация для воспитателей «Виды восприятия у детей 3–5 лет» Восприятие – сложный познавательный процесс, который развивается у ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Виды восприятия определяются.

Консультация для воспитателей «Растим детей здоровыми» Создание здорового образа жизни для ребенка является, прежде всего, основой его полноценного воспитания и развития. Здоровый, нормально.

Консультация для воспитателей «Растите детей чуткими» Поговорим о воспитании эмпатии (сопереживания, сочувствия) и эмпатийном поведении детей. Сопереживание персонажам художественного произведения,.

Мозговой штурм для воспитателей на тему: «От чего зависит здоровье детей». В. а. сухомлинский:»Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей.

Источник

Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни дошкольников в рамках реализации ФГОС дошкольного образования

Содержимое публикации

Формирование культуры здоровья

и здорового образа жизни дошкольников

в рамках реализации ФГОС дошкольного образования

Самое драгоценное у человека – здоровье. Только здоровый, всесторонне развитый, образованный человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы страны. Эта мудрость прошла через века. Многим известна история о том, что ответил мудрец на вопрос: что важнее для человека, богатство или слава? Он утверждал: «Ни то, ни другое, а важнее – здоровье. Здоровый нищий, счастливее больного короля». Другой мудрец предупреждал: «Мы замечаем, что самое ценное для нас – здоровье, только тогда, когда его у нас уже нет». Что же такое здоровье? «Понятие «Здоровье» сформулировано в Уставе Всемирной организации Здравоохранения: «Здоровье – состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов или болезней». Здоровье бесценный дар, который поможет сделать первые шаги в мир, держаться на плаву, достойно сопротивляться невзгодам, строить жизнь по своему желанию и добиваться своих целей. Современные условия развития общества в России, характеризующиеся кризисом в экономике и социальной напряжённостью, резко обозначили проблему сохранения здоровья всего населения страны, а детей в особенности. По результатам статистики здоровье детей дошкольного возраста снизилось на 15 %. У 80% детей этого возраста наблюдаются нарушения физической, психической, эмоциональной, соматической сфер. Эти дети страдают пониженным иммунитетом, и дефицитом движений, так как многие родители больше занимаются интеллектуальным развитием своих детей и меньше уделяют времени двигательному режиму. Причинами снижения здоровья детей являются плохое состояние здоровья матери, социальные потрясения, безграмотность родителей в вопросах формирования и сохранения детей. Статистика и исследования отвечают на вопрос : от чего же зависит здоровье? Оказывается, что если принять условно уровень здоровья за 100% , то — 20% его зависит от наследственных факторов, — 20% от влияния средовых условий (от экологии), — 10% от деятельности системы здравоохранения, — 50% от факторов образа жизни, который ведёт каждый конкретный человек. Что же понимается под здоровым образом жизни? По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие: — отказ от вредных пристрастий (курение, алкоголь, наркотики) — достаточная физическая активность — рациональное питание — закаливающие мероприятия, — личная гигиена, — положительные эмоции. Здоровье детей неразрывно связано с их нервно-психическим развитием, которое во многом определяется созданием атмосферы комфорта: тепла, спокойствия, любви и уважения, доброжелательной требовательности. Здоровье нельзя купить ни за какие деньги. Но сформировать его и сохранить на долгие годы может каждый, ели выберет раз и навсегда здоровый образ жизни, одно из основных условий укрепления физического , психического, духовного и социального здоровья. Каждый человек должен знать замечательные слова М. Л. Лазарева: «Человек является скульптором своего тела, дизайнером своей души, архитектором своей судьбы.» Здоровье подрастающего поколения – это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребёнок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей. Выдающийся академик, врач Н. М. Амосов говорил: «Что бы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем». Великий педагог Сухомлинский не боялся еще и еще раз повторять: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» Приоритетными задачами в программе модернизации российского образования являются сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а осознание взрослыми и детьми правильного отношения к своему здоровью есть системообразующий фактор модернизированной политики в области дошкольного образования. С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Стандарт направлен на формирование общей культуры личности , в том числе ценностей здорового образа жизни , развития социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности. Основные образовательные программы ДОУ должны быть разработаны с учётом ФГОС ДО. Предметом регулирования стандарта являются отношения в сфере образования возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования.

Участниками реализации образовательной программы являются: педагоги, дети, родители. Здоровье детей – в наших руках: в руках педагогов и родителей. КОГДА МЫ ЕДИНЫ — МЫ НЕПОБЕДИМЫ, тогда достижение любых целей нам по плечу. СЕМЬЯ + ДОУ УСПЕХ. Образовательная программа ДОУ, разработанная в соответствии с ФГОС ДО должна обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, формировании культуры и здорового образа жизни. Основная образовательная программа ДОУ направлена — на создание условий для формирования культуры здорового образа жизни, на основе сотрудничества со взрослыми; -на осуществление преемственности дошкольного и начального общего образования; Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни осуществляется при изучении каждой образовательной области в отдельности и благодаря интеграции пяти образовательных областей. Образовательная деятельность ДОУ направленная на становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, формировании полезных привычек), ведущими к здоровому образу жизни осуществляется : — в ходе режимных моментов;

Читайте также:  Понятие здоровье можно классифицировать следующим образом каким

— в организованный детской деятельности;

— в самостоятельной детской деятельности;

— при взаимодействии с семьей.

Дошкольный возраст очень ответственный период в жизни человека, он является решающим в формировании фундамента физического, эмоционального, психического здоровья, а так же в процессе формирования человека как личности. В этот возрастной период у детей формируется характер, отношение к себе и к окружающим, воспитываются личностные, морально-волевые, поведенческие качества. Поэтому очень важно именно на этом этапе сформировать у них базу знаний и практических навыков здорового и безопасного образа жизни. А помогает нам в этом меткое художественное слово, благодаря которому у детей возникают знакомые и понятные образы и они легко запоминают действия, постепенно превращая в необходимость, потребность, навык. Например, мы знакомим детей с пословицами о здоровье и здоровом образе жизни русского и адыгейского народов: — «Утро встречай зарядкой, вечер провожай прогулкой», — «Быстрого и ловкого болезнь не догонит», — «Добрый человек здоровее злого», — «Чистота залог здоровья», — «Если ты весел — ты здоров, если ты хмур – заболел». Каждое утро мы говорим: «Чтоб здоровым быть сполна Физкультура нам нужна. Для начала по порядку. Утром делаем зарядку».

Во время второго завтрака дети с удовольствием пьют сок, съедают яблоки. А вот с молоком сложнее. Помогают слова: «Пью, пью молоко — Поборю я всех легко!» Культурно-гигиенические навыки мытья рук формируются под следующее стихотворение: «Мойте руки и плоды. Чтобы не было беды. Есть такие вирусы, Вирусы – вредирусы. Попадут детишкам в рот. Заболит у них живот». Таким образом, навык доводится до автоматизма. По словам родителей дети дома повторяют стихи, с особым удовольствием, без всякого напоминания моют руки. Убедительные стихотворные строки помогают и в работе с родителями. Агитируя родителей делать детям прививки своевременно, можно употреблять такие строки: «Грачиха говорит грачу — Слетай с грачатами к врачу Прививки делать им пора Для укрепления пера». Конечная цель реализации ООП ДО – достижение ребёнком на этапе завершения дошкольного образования следующих целевых ориентиров: — овладение основами культуры здоровья и ведения здорового образа жизни(соблюдение режима дня, правильного питания, чередования труда и отдыха, закаливания, сохранения психического и физического здоровья); — сформированность установки положительного отношения к занятиям физической культурой и спортом; — осознание того, что полезно, что вредно для здоровья; — овладение навыками личной гигиены; — способность дошкольника к волевым усилиям , умение следовать нормам культуры здоровья и здорового образа жизни, контролировать свои чувства; — овладение начальными знаниями о себе, о своем организме, проявление интереса к причинно-следственным связям, желание самостоятельно вести здоровый образ жизни и соблюдать правила безопасного поведения. Достичь данных целей можно только на основе комплексного подхода предусматривающего формирование — физического, -психического, -социального, -духовного, -интеллектуального , -личностного аспектов здоровья. Только так можно воспитать здоровую во всех отношениях личность. Формировать культуру здоровья и здорового образа жизни необходимо с самого рождения ребёнка. Основы всех аспектов культуры здоровья закладываются в дошкольном образовательном учреждении и послужат фундаментом для гармоничного развития личности в последующем.

Рассмотрим коротко каждый из аспектов здоровья.

1.Формирование социального здоровья представляется особо значимым по нескольким причинам: — здоровье является компонентом, целью — культуры , где личное здоровье – компонент личностной культуры; здоровье нации – компонент национальной культуры; — здоровье – фактор социальной реализации человека. «Человек является архитектором своей судьбы» эти слова М. Л. Лазарева можно взять эпиграфом к понятию важности социального здоровья. Критериями нормативности социального здоровья дошкольников выступают: — адаптивность; — социальная удовлетворенность и пластичность; — нормативность социального развития; — соответствие возрасту и ведущей деятельности; — социальная готовность , знания, опыт, культура, благополучие; — воспитанность, ценностные ориентации и отношения, положительная направленность личности; — поведение, стиль, уклад, здоровый образ жизни, отсутствие поведенческих расстройств. -самоопределение, самоценность, создание «Я образа»; — сформированность социально-значимых личностных качеств, — способность к самоконтролю. Овладение данными критериями социального здоровья очень важны для социализации дошкольников в коллективе, в обществе, в общении со сверстниками и со взрослыми.

2. Основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах детства, т.е. удовлетворение возрастных потребностей ребёнка , успешность овладения им ведущей для своего возраста игровой деятельностью , признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений , поддержка инициативы, творчества, психолого-педагогическая поддержка детей и семьи. Психическое здоровье позволяет личности постепенно стать самодостаточной, регулирующей свои психические процессы, ориентирующейся в поведении и отношениях не только на задаваемые извне нормы, но и на внутренние осознанные ориентиры. Основная задача – научить дошкольника «жить в гармонии с самим собой и окружающими» . Важно научить дошкольника приемам релаксации, саморегуляции, снятия напряжения, поднятия настроения, любить себя и окружающих, завоевывать друзей.

3.Личностное здоровье. Великий философ М.Буфер говорил: «Я личность, и должен довести своё своеобразие до совершенства…»Это перспектива на всю жизнь. В дошкольный же период ребенок должен осознать себя как Личность. Дается осознание того, что он такой один, единственный и неповторимый. Показывается саморазвитие человека: грудной ребёнок, малыш, дошкольник, школьник, старшеклассник, студент, взрослый, буду как мама, буду как папа. Задается программа реализации личности, смысла жизни(для чего я пришёл в этот мир, чего хочу достичь, что понимаю под успехом, что должен сделать чтобы достичь успеха, каким я буду). Ребёнок со сформированным личностным аспектом здоровья сам определяет для себя то, что приносит ему чувство наибольшего удовлетворения, это поможет в будущем хорошо ориентироваться в школе, в информационном пространстве, мыслить творчески, овладеть коммуникативными навыками, быть гибким, быстро обучаемым. 4.Физическое здоровье. Личность, обладающая крепким физическим здоровьем, сможет достичь в жизни поставленных целей, благополучия. Физически здоровый ребёнок характеризуется высокими адаптационными возможностями организма, оптимальным функционированием систем и органов, а также гармоничными взаимоотношениями с природной средой и социумом. Забота о здоровье – постоянный труд, это знание культуры здоровья и ведение здорового образа жизни. Обеспечить физическое здоровье поможет образовательная область «Физическое развитие», которая состоит из 2-х тематических блоков: Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Детям даются — представления о рациональном питании — представления о значении двигательной активности — представления об активном отдыхе — представления о правилах и видах закаливания — представления о роли солнечного света, воздуха и воды Физическая культура: — Осуществляется приобщение к физической культуре:

 развитие основных движений;

 развитие мелких мышц руки, мимики лица;

 спортивные и музыкально-ритмические упражнения;

— Проводится активно оздоровительная работа:

 дыхательная и звуковая гимнастика;

 упражнения для формирования и коррекции осанки;

 упражнения для профилактики плоскостопия;

В основной образовательной программе дошкольного образовании в тематическом блоке «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни» прописаны целевые ориентиры в соответствии с возрастом:

На третьем году жизни необходимо формировать у детей представления о значении разных органов для нормальной жизнедеятельности человека: глаза – смотреть; уши – слышать; нос – нюхать; язык – пробовать(определять) на вкус; руки- хватать, держать, трогать; ноги – стоять, бегать, прыгать, ходить; голова – думать, запоминать.

На четвёртом году жизни развивать умение различать и называть органы чувств(глаза, рот, нос, уши), дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними. Дать представление о полезной и вредной пище, об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека. Формировать представление о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение, с помощью сна восстанавливаются силы. Познакомить детей с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма. Дать представление о необходимости закаливания, о ценности здоровья, формировать желание вести здоровый образ жизни, умение сообщать о своем самочувствии взрослым, осознавать необходимость лечения, потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.

Читайте также:  Здоровье это нам от аллаха

На пятом году жизни продолжать знакомство детей с частями тела и органами чувств человека. Формировать представление о значении частей тела и органов чувств для жизни и здоровья человека (руки делают много полезных дел; ноги помогают двигаться; рот говорит, ест; зубы жуют; язык помогает жевать, говорить; кожа чувствует; нос дышит, улавливает запахи; уши слышат.) Воспитывать потребность в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов. Формировать представление о необходимых человеку веществах и витаминах, о важности для здоровья сна, гигиенических процедур, движений, закаливания. Знакомить детей с понятиями «Здоровье» и «Болезнь». Развивать умение устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствием («Я чищу зубы – значит они будут крепкими и здоровыми», «Я промочил ноги на улице, и у меня начался насморк»). Формировать умение оказывать себе элементарную помощь при ушибах, обращаться за помощью к взрослым при заболевании, травме. Формировать представление о здоровом образе жизни, о значении физических упражнений для организма человека. Продолжать знакомить с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма.

На шестом году жизни расширять представления об особенностях функционирования и целостности человеческого организма. Акцентировать внимание на особенностях организма и здоровья(«Мне нельзя есть апельсины — у меня аллергия», «Мне нужно носить очки»). Расширять представления о составляющих(важных компонентах) здорового образа жизни(правильное питание, движение, сон, солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья) и факторах разрушающих здоровье. Формировать представление о зависимости здоровья человека от правильного питания, умения определять качество продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях. Расширять представления о роли гигиены и режима дня для здоровья человека. Формировать представления о правилах ухода за больным(заботиться о нем, не шуметь, выполнять его просьбы и поручения). Воспитывать сочувствие к болеющим. Формировать умение характеризовать свое самочувствие. Знакомить детей с возможностями здорового человека. Формировать потребность в здоровом образе жизни. Прививать интерес к физической культуре и спорту и желание заниматься физкультурой и спортом. Знакомить с доступными сведениями из истории олимпийского движения. Знакомить с основами техники безопасности и правилами поведения в спортивном зале и на спортивной площадке.

На седьмом году жизни расширять представления о рациональном питании (объем пищи, последовательность её приёма, разнообразие в питании, питьевой режим). Формировать представления о значении двигательной активности в жизни человека; умения использовать специальные физические упражнения для укрепления своих органов и систем. Формировать представления об активном отдыхе. Расширять представления о правилах и видах закаливания, о пользе закаливающих процедур.

Расширять представления о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье.

— Интеллектуальное здоровье. «Высшее благо достигается на основе полного физического и умственного здоровья»,- утверждал Цицерон. Каждый ребёнок – чудо, новое создание в мире и он должен пройти путь к своей интеллектуальной вершине. От формирования интеллектуального аспекта здоровья детей сегодня, зависит какими обучающимися будут они завтра, какими будут интеллектуальные ресурсы России. Под интеллектуальным развитием подразумевается не только сумма знаний, которую ребёнок получает, а знание того, где и как можно получить нужную информацию, как пользоваться ею . Ребёнок уже в дошкольном возрасте учится извлекать знания из самых разнообразных источников, и пользоваться ими с тем, чтобы принимать решение.

— Духовное здоровье. Еще в 18 веке английский философ Джон Локк говорил о важности здорового духа в здоровом теле. Духовное здоровье отождествляется с воспитанием нравственных качеств личности, приобщением к общечеловеческим ценностям. Духовное здоровье является главной предпосылкой , позволяющей ребёнку справиться с социальными, психологическими и физическими трудностями. Нравственным здоровьем опосредована духовность ребёнка, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты. В качестве показателей духового здоровья рассматриваются наличие цели и смысла жизни, надежды ребёнка, его желание жить, его убеждения. Оно характеризуется способностью дошкольника к творчеству, начиная от идей до их реализации, воплощения в материальной форме. «Здоровый дух» — это целевая установка; доминирующие представления о будущем в процессе образования и воспитания, сохранения и укрепления здоровья, систематической работы по формированию в себе самом культуры здоровья и ведения здорового образа жизни. Девизом работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни могут стать слова : «Наше здоровье – в наших руках». Всех активных участников образовательного процесса, реализующих ООП ДО – педагогов, детей и родителей необходимо познакомить с двенадцатью секретами здоровья (автор Л. Хэй) и рекомендовать к использованию. Они позволяют человеку жить в гармонии с самим собой, с окружающими людьми, в гармонии с природой.

Приёмы, которые можно использовать для создания ситуации успеха: — приём снятия страха перед предстоящей деятельностью; — приём скрытой помощи (незаметные подсказки); — приём усиления мотива деятельности, снятие неуверенности в себе, ощущения нереальности, что порученное он сумеет выполнить; — приём «заражение» или где это видано, где это слыхано; — приём персональной исключительности(«Только ты сможешь это сделать», «Никто кроме тебя …Именно ты способен это сделать…») Педагогическое заражение построено на точном расчёте.

Это может быть увлекающийся родитель, коллега, чей-то старший брат или сестра. Воспитатель ближе всех стоит к ребёнку. От его зоркости зависит очень многое, а иногда почти всё. Заметить способности, развернуть из, сделать достоянием других, «заразить» стремлением к самостоятельному действию – этого никто не сможет сделать лучше воспитателя. Заразить детский коллектив радостью можно в том случае, если успех отдельного дошкольника станет стимулом для успеха других, перерастёт в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех. Тогда и ребёнок, послуживший источником «заражения», будет чувствовать как бы умноженную радость не столько за себя, сколько за окружающих.

Эффективность работы зависит от того, насколько взрослые понимают важность формирования культуры здоровья и здорового образа жизни, оздоровительной практики, от инициативы и валеологической грамотности. Дети, владеющие валеологическими знаниями и умениями, усвоившие их с дошкольного возраста, смогут «С флагом «Здоровье» по жизни пройти и за собою людей повести». Архиважность здоровья человека бесспорна. Работа по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни дошкольников, оздоровлению будущего поколения россиян крайне важна. И нам и нашим детям есть с кого брать пример — с первых лиц нашего государства, с президента В. В Путина, с премьер – министра Д. А. Медведева и наших замечательных олимпийцев. «Именно здоровье людей должно служить визитной карточкой социально-экономической зрелости культуры и преуспевания государства». Л. Г. Брекман. Во многом решение проблемы здоровья подрастающего поколения зависит от нас, работников ДОУ, от педагогов. И мы должны работать не покладая рук, «сеять разумное, доброе, вечное», на что и ориентирует нас ФГОС ДО и образовательная программа дошкольного образования.

Конечно, «Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовется,

Посеять в душах благодать

Увы, не всякий раз даётся.

Но мы обязаны мечтать,

О дивном времени, о веке,

Когда цветком прекрасным стать

Сумеет личность человека »

Откуда же взять силы педагогам, для проведения такой работы? Конечно же силы дает осознание ответственности «КТО, ЕСЛИ НЕ МЫ?», а вдохновляют нас результаты проведенной работы, сокращение заболеваемости, наши дети и наши благодарные родители и напутственные слова Ярослава Смеловцева:

Чаще сердце ребёнка слушай

Очень много тебе доверено

Ты характер лепишь и душу

Так работай легко и уверенно!

Уважаемые коллеги! Успехов вам в укреплении вашего здоровья и здоровья детей, формировании культуры здоровья и ведения здорового образа жизни.

Источник

Adblock
detector