16 ПРИЗНАКОВ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПО НЭНСИ МАК-ВИЛЬЯМС
Фрейд считал основными признаками психического здоровья (и основными целями психоанализа) способность любить и способность работать.
Нэнси Мак-Вильямс добавляет: и способность играть. Вообще-то она называет 16 признаков душевного здоровья.
Но эти три включают в себя большую часть остальных – чтобы человек мог любить, работать и играть, получая удовольствие от этих занятий, он так или иначе должен обладать и остальными признаками.
А теперь все 16 признаков по-порядку, из конспекта.
1. Способность любить другого таким, какой он есть, без идеализации, нормальной для влюбленности:
зрелая любовь принимает другого как несовершенную личность с недостатками и слабостями. То есть она способна видеть эти недостатки и не отворачиваться от любимого, а также не нуждается в том, чтобы вытеснять, не замечать недостатков, потому что она способна вынести несовершенство любимого. Также отношения зрелой любви включают в себя искренность и преданность.
2. Способность работать – это не то же самое, что способность найти работу, которая дает возможность обеспечить материальное существование, и ходить на нее.
Речь идет о способности найти и выбрать дело, которому человек посвящает себя, получать удовлетворение от выполнения этой работы, опираться на тот смысл, который в это дело вкладывает человек и который из этого дела извлекает для себя.
3. Способность играть. Игра необходима в развитии детенышей млекопитающих.
Оказывается, одна из систем, отвечающих в мозге за мотивацию, связана с игрой. Также есть четкая связь между игрой и способностью к концентрации, сосредоточенности. Игра развивает способность к символизации и построению метафор.
Отношения игры принципиально отличаются от отношений доминирования, и в совместных играх развивается способность чувствовать другого человека, получать удовольствие, развивается воображение. Взрослым людям также необходимо продолжать играть, чтобы поддерживать эти способности.
4. Способность к безопасной привязанности.
Ребенок, растущий в отношениях безопасной привязанности, вырастает во взрослого, способного строить отношения на основе безопасной привязанности.
С возрастом сам по себе тип привязанности, на котором строит отношения человек, не изменяется. Поэтому, если в детстве он не получил опыта безопасной привязанности, он не способен в дальнейшем построить безопасные отношения. Однако это не безнадежная ситуация. Исследования показывают, что человек может обучиться безопасной привязанности в результате постоянных безопасных отношений, длящихся не менее пяти лет. Любовь действительно лечит, хотя человеку в таком положении крайне трудно завести и сохранить такие отношения. В безопасной эффективной терапии признаки обучения безопасной привязанности появляются к концу второго года работы.
5. Способность к автономии.
Опирается на чувство собственной силы и независимости. Связано с поисковой системой в мозге. На функционирование этой системы влияет в первую очередь допамин. Эта способность разрушается в результате употребления наркотиков.
6. Постоянство “самости”, идентичности, интеграция, постоянство объекта.
Сюда входит и способность выносить разные состояния сознания в одно и то же время, например, амбивалентные чувства к одному человеку, одновременно гнев и любовь, раздражение и нежность. Способность описывать в целостности себя и других. Не “он чудовище” или “я отвратительный”, не “он идеальный” или “я само совершенство”, а во всей полноте качеств, с плюсами и минусами, сильными и слабыми сторонами.
Сюда же относится чувство связанности во времени, ощущение постоянства личности: вот я был ребенком, вот я взрослый тот же человек, и т.п. И здесь же – чувство единства с телом: это часть моей личности, это я, я забочусь о нем.
7. Сила эго.
Это способность преодолевать стресс, отвечать на стресс адекватными способами. К неадекватным реакциям на стресс относятся наркотики, отыгрывание, регресс до беспомощности, ригидность, то есть какой-то единственный механизм защиты на все случаи.
Эта способность пока не слишком хорошо изучена, больше известно о том, как проявляется ее слабость. Предполагается, что если в первые шесть лет условия развития были достаточно хорошими, это служит “прививкой” от неадекватной реакции на стресс и травму в дальнейшем. Эта способность может быть разрушена сильным травматическим опытом, превосходящим “пропускную способность” психики. Так что речь идет о большей или меньшей степени устойчивости, силы эго.
8. Реалистичная надежная и крепкая самооценка.
Такой человек способен видеть свои недостатки, но относится к себе в целом хорошо, он способен учится на ошибках, потому что может признавать их и не подвергать себя жестокой критике, он может требовать от себя работы по самосовершенствованию, но не требует невозможного совершенства, дружелюбен к себе.
9. Ценности, нравственный центр личности.
10. Способность выносить свои эмоции, испытывать весь спектр эмоций.
(Даже люди, принадлежащие к самым разным культурам, опознают друг у друга семь основных эмоций: заинтересованность, удовольствие, стыда, страх, подавленность, пренебрежение, отвращение, а также выражение лица, по которому мы понимаем, что человек врет.
Эксперименты с видеозаписью лиц показали, что примерно каждые 8 секунд выражение лица хоть немного изменяется. Мы довольно чувствительны к этому и замечаем, когда этого не происходит: лицо человека тогда кажется застывшим, мертвым, маской. В контакте с другим человеком мы довольно быстро перенимаем выражение лица другого.)
Способность выносить все свои эмоции опирается на способность отделять мысль и эмоцию от автоматического действия, отличать внешнюю реальность действия от внутренней реальности. Например, если я испытываю гнев – это не равно нападению на другого.
11. Способность различать себя и другого, способность к осознаванию, инсайту.
Проверка реальности. Отражающая функция сознания. Способность взглянуть на свои безумные части. Есть огромная разница между безумным человеком и человеком, отдающим себе отчет в том, что он может обезуметь.
Одним из важных показателей способности осознавать себя является чувство юмора, способность увидеть происходящее как бы со стороны.
12. Чувство отдельности.
Осознание того, что ты это ты, а другой это другой. Что его мотивы могут отличаться от тех, которые ты ему приписываешь, что его действия не обязательно связаны с тобой. Когда чувства отдельности нет, есть иллюзия, что если я чувствую к кому-то какое-то чувство, то это он заставляет меня чувствовать это.
Отдельность позволяет понимать, что у другого есть намерения, исходящие из его собственных контекстов. В норме ребенок около трех лет начинает понимать, что происходящее вокруг не обязательно направлено на него или связано с ним, он начинает замечать, что родители – отдельные люди и имеют между собой отношения, не связанные с ребенком.
13. Гибкость в использовании механизмов психологической защиты в соответствии с обстоятельствами.
Патология заметна, когда на все случаи и в различных ситуациях у человека срабатывает только один тип защиты.
14. Баланс между ориентированностью на себя и ориентированностью на социум, на близких.
Люди, не достигшие равновесия в этом отношении, как в ту, так и в другую сторону, имеют признаки депрессии. В одном случае это будет одиночество и экзистенциальное отчаяние, в другом – “я плохой, со мной что-то не так”.
15. Способность к энтузиазму, к производству смыслов.
Без этой способности человек может быть “нормальным”, но не быть живым.
16. Способность к смирению – способность принять то, что невозможно изменить, пережить скорбь и продолжать жизнь.
Автор: Аше Гарридо
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник
16 условий эмоционального и психического здоровья (по Нэнси Мак-Вильямс)
Н энси Мак-Вильямс и ее подход к психотерапии. Основные элементы и принципы психического и эмоционального здоровья.
Нэнси Мак-Вильямс всемирно известна благодаря своим работам по психодиагностике и созданному ею тесту. Являясь доктором философии и преподавателем психоаналитической теории и терапии в Высшей школе прикладной и профессиональной философии Университета города Руджерс штата Нью-Джерси, Нэнси считается одним из наиболее опытных аналитиков психоанализа и терапии.
Мак-Вильямс ведет частную практику супервизии и психодинамической терапии, написала несколько книг по психодиагностике и психотерапии, публикует статьи о феминизме , альтруизме, сексуальности, половых различиях, психопатологиях и методах их лечения.
«По мнению Нэнси Мак-Вильямс, ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ личности складывается из определенных элементов, условий»
Указанные принципы ориентированы на широкую публику и демонстрируют то, чего хотят добиться терапевты, работая с пациентами. Для получения так называемых ориентиров в психическом здоровье Нэнси изучила и проанализирована накопленные за 100 лет в психологической литературе знания.
Мак-Вильямс утверждает, что в психотерапии существует тенденция считать излечением пациента исчезновение определенного симптома. И очень редко учитывается то, что определенные проявления могут усиливаться или ослабевать в процессе работы – и это тоже результат, пусть не такой очевидный и явный.
«Список является достаточно УСЛОВНЫМ и далеко не все можно оценить самостоятельно – в некоторых случаях нужен взгляд со стороны. »
Но мне кажется, что при должном внимании к себе и определенной доле осознанности вполне реально увидеть собственные проблемы и выстроить путь к психическому благополучию либо обратиться за помощью.
Несмотря на то, что многие считают указанные условия важными для специалистов, я уверена, что информация окажется полезной любому человеку, изучающему свой внутренний мир и желающему найти свой баланс, ощущать гармонию снаружи и внутри.
В лекциях Нэнси нередко апеллирует к распространенным классификациям психических заболеваний (международной МКБ и американской DSM), которые призваны упростить специалистам задачу и сделать как диагностику, так и терапию максимально эффективными. Но очень часто в подобных классификациях игнорируют важные детали, выделяя по большей мере симптомы и выводя за скобки личность пациента.
«По мнению Нэнси Мак-Вильямс, ПСИХОТЕРАПИЯ являет собой нечто большее, чем просто устранение конкретных симптомов»
И автор предлагает рассмотреть целый ряд критериев и признаков, помогающих определить уровень психического благополучия и оценить состояние пациента. Я бы не стала выделять эти критерии как единственно возможные, правильные и четко регламентированные, но это однозначно некие базовые элементы, отсутствие одного или нескольких из которых как минимум должно насторожить, как максимум – отправить на поиски ответов и сложную работу по изучению себя (самостоятельно или с помощью специалиста).
Это не просто очередной список каких-то правил и цитат из глянцевого журнала. Это вполне обоснованные и выделенные в результате множества исследований и анализа огромного опыта критерии, создающие базу психического и эмоционального благополучия. И что с того, что после знакомства с ними появилось еще больше вопросов без ответов?
«Мы ничего не можем сделать с длиной своей жизни. Но мы в силах изменить ее ГЛУБИНУ и ШИРИНУ»
И пусть эта мысль Архимеда станет девизом тех, кто ищет, познает, стремится и находит свое счастье.
16 условий эмоционального и психического здоровья (Нэнси Мак-Вильямс):
1. Способность любить – открываться другим людям и быть вовлеченным в отношения с ними. Любить других, не пытаясь идеализировать или обесценивать. Принимать достоинства и недостатки. Здесь речь идет больше о способности отдавать, чем брать. И неважно, о какой именно любви идет речь: партнерских отношениях между двумя взрослыми людьми или родительских чувствах.
2. Способность работать – творить и создавать, ощущая ценность прикладываемых усилий и результата для себя, семьи, общества. Каждому человеку нужно знать, что он делает что-то значимое, нужное, чем может гордиться. В общем смысле способность работать – это не только умение устроиться на конкретную должность или получать стабильный заработок, но возможность реализовывать творческий потенциал, давать миру что-либо новое.
3. Способность играть – в самом широком смысле этого слова (и в обычные игры, детские, с установленными правилами, и в «игры» в переносном смысле – с символами, метафорами, словами, ассоциациями и т.д.). Нэнси делает ссылку на исследование эстонско-американского психолога Jaak Panksepp, доказавшего огромное значение игры для правильного развития мозга.
Ученый описал игры молодых животных, которые используют телесный контакт в процессе развития. Если не позволить им поиграть один день, на следующий они продолжат с двойным усердием восполнять пробел. Психолог сделал предположение, что гиперактивность у детей может быть связана как раз с недостатком игры.
Также была отмечена общая тенденция современного общества – переход активных игр в разряд пассивных (автор теории обозначает их как «отстраненно-наблюдательные»). Люди все меньше поют, танцуют, занимаются любимыми хобби и спортом, тратя время на наблюдения друг за другом (социальные сети тому в помощь, естественно). Понятно, что для нашего мозга такой стиль жизни – не самый лучший выбор.
4. Безопасные отношения – без насилия эмоционального и физического, деструктивных проявлений, зависимостей и т.д. Неспособность строить здоровые отношения – не приговор, а проблема, с которой поможет справиться психотерапия. Для лучшего понимания вопросА Нэнси вспоминает теорию привязанности Джона Боулби.
3 типа привязанности по Джону Боулби:
- Нормальная привязанность.
- Тревожная – неумение быть в одиночестве, зависимость от другого, «прилипание» к нему.
- Избегающая – тревога внутри живет, даже при наличии способности легко отпускать другого.
- Дезорганизованный (D-тип выделился позже) – когда человек реагирует на другого, воспринимая его одновременно в качестве источника страха и тепла (и «кусает», и «прилипает»): формируется в результате детских травм, наблюдается у людей с пограничным уровнем личностной организации.
Нарушение привязанности очень распространено, но при должном внимании к проблеме и желании ее решить все реально изменить. Как указывает Нэнси, тип привязанности может измениться естественным образом: когда человек минимум в течение 5 лет пребывает в безопасных и стабильных отношениях со здоровым партнером, либо в процессе психотерапии, на что обычно уходит от 2 лет.
5. Автономия – умение слышать себя, выбирать то, что нужно и хочется для себя (а не окружающим, обществу, навязанным стереотипам и т.д.). Часто недостаток автономии проявляется желанием контролировать какую-либо отдельную сферу жизни.
6. Постоянство себя и объекта (концепция интегрированности) – умение принимать и контактировать со всеми сторонами Я (как положительными, так и не очень), ощущать конфликты, не расщепляясь. Контакт между ребенком (в прошлом), текущим Я, будущей личностью. Способность учитывать и интегрировать все данное природой и полученное в результате развития. Частным случаем нарушения данного условия может быть «нападение» на свое тело, бессознательное невосприятие его как части себя (и тогда тело можно резать, истязать голоданием и т.д.).
7. Способность восстанавливаться после стресса – при условии сильного Эго человек в столкновении со стрессовыми ситуациями умеет адаптироваться к текущей действительности наилучшим образом, не уходя в болезни, не срываясь, не используя для выхода из состояния одну ригидную защиту и т.д.
8. Надежная и реалистичная самооценка – не завышенная и не чересчур жесткая, а адекватная. Так, например, родители часто (из лучших побуждений, надеясь вырастить сильную и уверенную в себе личность) хвалят ребенка без причины, выделяют как самого лучшего.
Необоснованное восхваление – не равно искренние любовь и тепло (которые в здоровых отношениях дарятся не только за что-то и хорошие качества, а просто так). В результате ребенок плохо знает и понимает себя, часто ждет особого отношения к себе от людей и мира, что порождает конфликт.
9. Система ценностных ориентаций – человек как член общества должен понимать смысл различных норм, уметь гибко следовать им. Неспособность к осознанию, нечувствительность к разным моральным, этическим, ценностным нормам и принципам – серьезная проблема.
10. Способность выносить накал эмоций – чувствовать и переживать их, не поддаваясь влиянию. Очень важно уметь одновременно чувствовать контакт и с эмоциями, и с мыслями, ничего не подавляя и не игнорируя.
11. Рефлексия – способность смотреть на себя со стороны (оставаться эго-дистонным), замечать и осознавать проблемы, а потом искать пути решения и эффективно себе помогать.
12. Ментализация – принятие того, что другие люди являются отдельными личностями, с уникальной психологической и личностной структурой, особенностями. Это дает широкие возможности в построении межличностной коммуникации и более глубокого понимания сути отношений.
Так, например, не все понимают, что обида – это не результат слов или действий другого человека, а наше их восприятие. Обида чаще всего вызвана нашим персональным опытом, личностными особенностями, внутренними конфликтами, о которых другой человек (как правило) ничего не знает, поэтому даже если и бьет специально, то наобум и ощутить себя обиженными мы можем лишь из-за собственной уязвимости.
Гармоничного и счастливого, здорового эмоционально и психически человека очень трудно обидеть – он, скорее, посочувствует тому, кто пытается сделать больно, и пойдет дальше, не восприняв близко к сердцу слова другого и оставив ему его груз.
13. Широкая вариативность механизмов защиты и гибкость в их использовании.
14. Баланс между усилиями для себя и своего окружения – способность заботиться о себе, не игнорируя интересов партнера, быть собой и заботиться еще о ком-то.
15. Чувство витальности – ощущение себя по-настоящему живым (не только функционирующим организмом, но умеющим чувствовать вкус жизни, находиться в моменте, наполняться и делиться энергией).
16. Принятие всего, что изменить мы не в силах – способность честно и искренне грустить, испытывать скорбь, принимать собственную ограниченность, оплакивать то, чего нет и т.д.
Все 16 элементов могут считаться условиями психического здоровья и представляются высшей целью психотерапии. Количество и комбинации пробелов у каждого человека могут сильно отличаться. Все элементы определенным образом взаимодействуют между собой, при должном внимании можно отыскать закономерности в развитии или отсутствии тех или иных способностей.
Конечно же, все люди разные и не существует универсального рецепта здоровья. Но даже после беглого прочтения этих пунктов, при наличии умения воспринимать себя трезво и реально (видеть себя, а не собственные идеализации) становится ясно, как обстоят дела с эмоционально-психическим состоянием и где стоит покопаться глубже.
«Как минимум, эти условия могут стать определенным КОМПАСОМ, который в случае ощущения пустоты и «поломанности» внутри поможет определить болевые точки, а потом начать сложный путь к себе. »
С некоторыми конфликтами и явлениями можно справиться самостоятельно, с другими лучше идти к опытному психотерапевту. Все всегда индивидуально, но никогда не бывает просто.
Тем более, что так и непонятно – кого считать нормальным и для чего стремиться к этой самой норме? Я бы назвала единственным условием эмоционального и психического здоровья ощущение гармонии и радости внутри, независимо от внешних обстоятельств. Сама же Нэнси Мак-Вильямc на вопрос о том, что является нормой в психотерапии, засмеялась и воскликнула: «Ах, если бы я только знала!». Так и живем:) L
Источник