Индивидуальное здоровье
Индивидуальное здоровье – здоровье отдельного человека. Его оценивают по персональному самочувствию, наличию или отсутствию заболеваний, физическому состоянию и т.д.
В практической медицине для оценки индивидуального здоровья используют понятие нормы. Норма – есть биологический оптимум живой системы. Нормальная система – это всегда оптимально функционирующая система. Нормально для человека то, что является для него оптимальным.
Уровень здоровья индивида не должен сравниваться с уровнем здоровья других людей, а рассматриваться в динамике относительно исходных обследования. Для оценки индивидуального здоровья существует большое количество инструментальных и лабораторных методов. Так, для оценки с.с.с. применяются анализ ЭКГ, УЗИ, пробы с физической нагрузкой. Система дыхания оценивается с помощью дыхательной аппаратуры. Обмен веществ оценивается биохимическими методами. Система крови – приборами для анализа состава крови. Для оценки слуха и зрения используются аудиография и Snellen-карты. Для оценки психического и социального здоровья используются анкеты-опросники.
Показатели индивидуального здоровья
Показатели | |
Генетические | Генотип, отсутствие наследственных дефектов. |
Биохимические | Показатели биологических жидкостей и тканей. |
Метаболические | Уровень обмена веществ в покое и после нагрузки. |
Морфологические | Уровень физического развития, тип конституции. |
Функциональные | Функциональное состояние органов и систем: а) норма покоя; б) норма реакции; в) резервные возможности; г) функциональный тип. |
Психологические | Эмоционально-волевая, мыслительная, интеллектуальная сферы: доминантность полушария, тип темперамента, тип доминирующего инстинкта. |
Социально-духовные | Целевые установки, нравственные ценности, идеалы, уровень притязаний и реализации потребностей, степень признания и т.п. |
Клинические | Отсутствие признаков болезни. |
Самонаблюдение человека за определенными показателями своего организма в процессе жизнедеятельности называется самоконтролем. Эти показатели включают в себя:
1) субъективные данные – настроение, работоспособность, сон, аппетит;
2) объективные данные – рост, масса тела, частота сердечных сокращений и дыхания, некоторые другие величины.
Самоконтроль следует вести регулярно.
Субъективные показатели здоровья – относятся к самооценке человеком своего текущего состояния здоровья. К субъективным показателям относится все то, что определяется как жизненный тонус: самочувствие, сон, аппетит, бодрость, отсутствие или наличие болезненных ощущений, степень желания заниматься повседневной деятельностью и физической культурой, отношение к окружающему, желание работать, усталость и т.д. Субъективные показатели не всегда соответствуют объективному состоянию здоровья человека, т.к. во многом определяются его индивидуальными психофизиологическими качествами и складывающимися в настоящее время жизненными установками и обстоятельствами. Поэтому человек иногда может чувствовать себя хорошо при уже начинающихся болезненных изменениях.
1. Самочувствие, настроение человека – это своеобразный барометр состояния центральной нервной системы и многих функций внутренних органов. Обычное нормальное самочувствие человека – это ощущение бодрости, жизнерадостности, желание работать, учиться, высокая работоспособность.
2. Ночной сон – во время него человек отдыхает, восстанавливаются функции организма, прежде всего центральной нервной системы. Нормальным считается сон длительностью 7-8 часов. Многие отклонения в состоянии здоровья, еще не проявляющиеся другими симптомами, сразу же сказываются на сне. Плохой сон характеризуется длительным периодом засыпания или ранним пробуждением среди ночи.
3. Аппетит – здоровый человек на него не жалуется, потому что при хорошем функционировании всех органов и систем, при адекватных физических нагрузках обмен веществ происходит более активно. Наоборот, чаще даже приходится прибегать к разумному ограничению аппетита. Но аппетит не устойчив, он зависит от качества пищи, легко нарушается при перенапряжении, недомогании, болезнях.
4. Наличие болезненных ощущений – это сигналы предболезни или болезни (головокружение, головные боли, слабость, одышка, боли в мышцах и другие признаки).
Объективные показатели здоровья – выражаются в таких критериях, которые проявляются независимо от воли человека, могут быть определены другим человеком и сравнимы с предыдущим состоянием и с нормативными характеристиками. К объективным показателям относят рост, массу тела, окружности тела и его частей, динамометрию кисти, частоту и ритмичность пульса и дыхания, температуру тела, окраску кожи, характер потоотделения, устойчивость внимания, координацию движений и т.д.
Важным дополнением к объективной самооценке показателей здоровья является реакция и режим восстановления отмеченных показателей. Для этого чаще всего используется частота сердечных сокращений на дозированную физическую нагрузку (например, 20 приседаний за 30 секунд или переход из положения лежа на спине в положение стоя).
1. Длина тела (рост) – важный показатель физического развития человека. Измерение длины тела имеет большое значение для вычисления показателей, характеризующих правильность, пропорциональность телосложения. У мужчин рост продолжается до 25 лет, у женщин до 21-22 лет.
2. Масса тела – может изменяться в течение дня, поэтому желательно определять ее в одно и то же время. При анализе этого показателя имеет значение его соответствие «идеальному весу». Существует несколько способов расчета «идеального веса». Самый распространенный – вычитание из показателей длины тела (в см) условных величин: – при росте меньше 165 см вычитается цифра 100;
– при росте 165-175 см вычитается цифра 105;
– при росте свыше 175 см вычитается цифра 110.
В результате получается «идеальный вес» в килограммах. Превышение идеального веса на 10% говорит об избыточной массе тела, что является фактором риска для развития многих заболеваний. Если вес на 10% и более ниже идеального, говорят о пониженном питании.
3. Функциональные показатели деятельности сердечной и дыхательной систем – измеряются параметры и характеристики деятельности двух основных систем организма в состоянии покоя и после выполнения какой-либо нагрузки:
а) Пульс – важный показатель, отражающий деятельность сердечно-сосудистой системы. Частота пульса у здорового, но не тренированного мужчины равна 70-75 ударам в минуту, у женщин – 57-80 ударам.
У тренированных людей частота пульса в покое реже и составляет 50 ударов в минуту. Во время физической нагрузки частота пульса увеличивается.
б) Проба с 20 приседаниями – является стандартизованной нагрузкой, проста и показательна для определения степени тренированности.
Перед ее выполнением подсчитывается частота пульса в покое. Производятся 20 приседаний за 30 секунд. Определяется частота пульса сразу после нагрузки, через одну, две и три минуты после приседаний. Оценивают пробу по проценту учащения пульса по отношению к исходному и по длительности восстановления частоты пульса до исходной величины.
При учащении пульса на 25% состояние сердечно-сосудистой системы оценивается как хорошее; на 50-75% – удовлетворительное; более чем на 75% – неудовлетворительное.
Восстановление частоты пульса до исходной величины происходит в норме за 1-3 минуты.
в) Проба с задержкой дыхания – сначала подсчитывается число вдохов за 30 сек. и умножается на 2. В норме в состоянии покоя частота дыхания у взрослого человека от 9 до 12-16 вдохов в одну минуту.
Необходимо глубоко вдохнуть, задержать дыхание и заметить время в секундах максимально возможной задержки дыхания. После небольшого отдыха провести то же самое, сделав выдох. Результаты пробы оцениваются по трехбалльной шкале: на вдохе: 39 сек. – неудовлетворительно, 40-49 сек. – удовлетворительно, свыше 50 сек. – хорошо; на выдохе: 34 сек. – неудовлетворительно, 35-39 сек. — удовлетворительно, свыше 40 сек. – хорошо.
После оценки индивидуального здоровья взрослое население распределяется по группам здоровья:
1-я группа – здоровые – это лица, которые не имеют жалоб, хронических заболеваний в анамнезе, функциональных отклонений и органических изменений;
2-я группа – практически здоровые – лица, у которых имеются хронические заболевания в стадии стойкой ремиссии, функциональные изменения в органах и системах, не влияющие на их жизнедеятельность и трудоспособность;
3-я группа – больные хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации и декомпенсации.
Источник
Признаки индивидуального здоровья
Специфическая и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов
Показатели роста и развития
Текущее функциональное состояние и потенциал (возможности) организма и личности
Наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития
Уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок
В связи с этим целостный взгляд на индивидуальное здоровье можно представить в виде четырехкомпонентной модели, в которой выделенывзаимосвязи различных его компонентов и представлена их иерархия:
Соматический компонент— текущее состояние органов и систем организма человека, — основу которого составляет биологическая программаиндивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими па различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.
Физический компонент— уровень роста и развития органов и систем организма, — основу которого составляют морфофизиологические ифункциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
Психический компонент— состояние психической сферы, — основу которого составляет состояние общего душевного комфорта,обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.
Нравственный компонент— комплекс характеристик мотивационной и потребностно — информативной сферы жизнедеятельности, — основукоторого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовностьчеловека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.
Подобное выделение компонентов здоровья, в некоторой степени условно, однако позволяет, с одной стороны, показать многомерностьвзаимовлияний разных проявлений функционирования индивидуума, с другой — более полно охарактеризовать различные стороныжизнедеятельности человека, направленные на организацию индивидуального стиля жизни.
Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Он определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями. Здоровый образ жизниобъединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.
Здоровый образ жизни:
благоприятное социальное окружение;
оптимальный двигательный режим (культура движений);
отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);
Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что культура здорового образа жизни личности— это часть общей культуры человека,которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации исамообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опытаздоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
23. Нравственно-этическое воспитание: определение, содержание, уровни, формы, методы
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Определение, виды и составляющие индивидуального здоровья
Определение здоровья сформулировано Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Здоровье — это состояние сохранения и развития биологических, физических и психических функций человека, оптимальной трудоспособности и социальной активности при наибольшей продолжительности активной жизни. Критерии, по которым оценивается здоровье: отсутствие болезней; нормальная работа организма; равновесие организма в системе «природа-человек» (температура тела, формула крови); полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие; способность приспосабливаться к изменениям в окружающей среде; способность полноценно учиться, трудиться, общаться с людьми; стремление к творчеству. В общем понятии здоровья имеются две равноценные составляющие: духовное здоровье и физическое. Социальная составляющая отражает социальные связи и межличностные контакты и является неотъемлемой частью духовного здоровья человека. Духовное здоровье человека — это здоровье его разума. Оно зависит от системы его мышления, отношения к окружающему миру и ориентации в этом мире. Оно зависит от умения определить свое положение в окружающей среде, свои отношения к людям, вещам, знаниям и прочему и достигается умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и другими людьми, способностью прогнозировать различные ситуации и разрабатывать модели своего поведения с учетом необходимости, возможности и желания.
Физическое здоровье человека — это здоровье его тела. Оно зависит от двигательной активности человека, рационального питания, соблюдения правил личной гигиены и безопасного поведения в повседневной жизни, оптимального сочетания умственного и физического труда, умения отдыхать. Сохранить и укрепить его можно, только отказавшись от чрезмерного употребления алкоголя, от курения, наркотиков и других вредных привычек. Духовное и физическое здоровье должны постоянно находиться в гармоническом единстве, так как это неотъемлемые части индивидуального здоровья человека. Личное здоровье во многом зависит от человека и его поведения.
Индивидуальное здоровье — это личное здоровье человека, которое во многом зависит от него самого, от его мировоззрения, а в конечном счете от его культуры — культуры здоровья. Оно обуславливает сохранение и развитие биологических, физиологических и психофизиологических функций человека, оптимальную трудоспособность и социальную активность при наибольшей продолжительности активной жизни.
Общественное здоровье складывается из состояния здоровья всех членов общества и зависит главным образом от политических, культурных, бытовых, социальных (зарплата, продолжительность рабочего дня, условия труда, уровень питания, жилищные условия), экономических и природных факторов. При неудовлетворительном состоянии здоровья невозможно достичь благополучия в любой из областей жизнедеятельности, и наоборот. Составляющие индивидуального здоровья:
1. оптимальный уровень двигательной активности, обеспечивающий суточную потребность организма в движении;
2. закаливание, способствующее увеличению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды и заболеваниям;
3. рациональное питание: полноценное, сбалансированное по набору жизненно необходимых веществ (белки, жиры, углеводы, витамины и микроэлементы);
4. соблюдение режима труда и отдыха;
5. личная гигиена;
6. экологически грамотное поведение;
7. психическая и эмоциональная устойчивость;
8. сексуальное воспитание, профилактика заболеваний, передающихся половым путем;
9. отказ от вредных привычек: курения, употребления алкоголя и наркотиков;
10. безопасное поведение, позволяющее избежать травм и других повреждений.
2. Утомление — это снижение работоспособности, наступающее в процессе работы. Ощущение усталости является одним из признаков утомления. Если в работе преобладает умственное напряжение, утомление характеризуется снижением внимания, продуктивности умственного труда, увеличением количества допускаемых ошибок, утомлением анализаторов. Если преобладают в работе физические усилия, утомление проявляется в снижении мышечной силы.
Существует ряд теорий утомления: теория истощения в мышцах энергетических запасов, снижение работоспособности периферических нервных аппаратов; накопление молочной кислоты и др. продуктов обмена в мышцах; утомление центрального (коркового) звена нервной системы (согласно этой теории утомление представляет корковую защитную реакцию и означает снижение работоспособности в первую очередь корковых клеток); теория «отравления» организма молочной кислотой и др. Однако, на основании работ И.П. Павлова, Н.Е. Введенского, И.М. Сеченова, А.А. Ухтомского было доказано, что прекращение работы вследствие утомления зависит от состояния центральной нервной системы. При длительном возбуждении определенных участков нервной системы наступает перевозбуждение и торможение условных рефлексов. Торможение позволяет клеткам не реагировать на поступающие импульсы, вследствие чего прекращается активная деятельность; торможение является мерой предупреждения функционального истощения клеток. Утомление может накапливаться изо дня в день и перерасти в переутомление. Утомление –это временное состояние органа или целого организма, характеризующееся снижением его работоспособности в результате длительной или чрезмерной нагрузки. У человека различают физическое и психическое утомление.
При физической работе утомление передается тремя признаками:
1)нарушением автоматичности движения: если в начале работы человек может выполнять и побочную работу (разговор и т.д.), то по мере утомления эта возможность теряется и побочные действия наносят ущерб основной работе.
2)нарушением двигательной координации: при утомлении работа организма становится менее экономной, нарушается координация движений, что ведет к снижению производительности труда, росту брака, несчастных случаев.
3)нарушением вегетативных реакций и вегетативного компонента движений: обильное потоотделение, учащение пульса и т.п. Под вегетативными компонентами понимаются процессы во внутренних органах, регулируемые центральной нервной системой.
При умственной работе утомление появляется после сдвигов в вегетативной системе. Различают три фазы утомления нервной деятельности:
1. Уравнительная гипнотическая фаза — человек одинаково реагирует на существенные и малозначительные события (все равно).
2. При развитии утомления наступает парадоксальная фаза, когда человек на важные для него явления почти не реагирует, а малозначительные явления могут вызвать у него повышенные реакции (раздражение).
Если после первой фазы достаточно небольшого отдыха для восстановления работоспособности, то после второй фазы требуется более продолжительное время отдыха.
При нарушении режима труда и отдыха может возникнуть состояние переутомления, выражающееся в снижении работоспособности в начале работы.
Переутомление — это патологическое состояние, болезнь, которая не исчезает после обычного отдыха, требует специального лечения.
Критериями напряженности труда являются: напряжение внимания (число производственно важных объектов наблюдения, длительность сосредоточенного наблюдения в процентах от общего времени смены, плотность сигналов или сообщений в среднем в 1 час), эмоциональное напряжение, напряжение анализаторов, объем оперативной памяти, интеллектуальное напряжение, монотонность работы.
Источник