Меню

Признак здоровья у младенцев

Группы здоровья у детей: комплексная оценка состояния здоровья

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Комплексную оценку состояния здоровья детей проводят с 3-летнего возраста.

Система комплексной оценки состояния здоровья основана на четырёх притих критериях:

  1. наличие или отсутствие функциональных нарушений и/или хронических заболеваний (с учётом клинического варианта и фазы течения патологического процесса);
  2. уровень функционального состояния основных систем организма;
  3. степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;
  4. уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.

Основной метод получения характеристик, позволяющих комплексно оценить состояние здоровья, — профилактический медицинский осмотр.

Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребёнка или подростка с формализацией результата в виде определения группы здоровья происходит с обязательным учётом всех перечисленных критериев.

[1], [2], [3], [4]

Основные группы здоровья детей

В зависимости от состояния здоровья детей можно отнести к следующим группам:

  • 1-я группа здоровья — здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений;
  • 2-я группа здоровья — дети, у которых нет хронических заболеваний, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения, реконвалесценты, особенно перенёсшие тяжёлые и средней тяжести инфекционные заболевания; дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), дети с дефицитом массы тела (масса менее М-1σ) или избыточной массой тела (масса более М+2σ). Также в данную группу включают детей, часто и/или длительно болеющих острыми респираторными заболеваниями; детей с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранно соответствующих функций;
  • 3-я группа здоровья — дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, сохранёнными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания. Так в эту группу относят детей с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций, причём степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребёнка, в том числе подросткового возраста;
  • 4-я группа здоровья — дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохранёнными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсации функциональных возможностей, с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но ограниченными функциональными возможностями, возможны осложнения основного заболевания, основное заболевание требует поддерживающей терапии. Также в эту группу относят детей с физическими недостатками, последствиями травм операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что в определённой мере ограничивает возможность обучения или труда ребёнка;
  • 5-я группа здоровья — дети, страдающие тяжёлыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличии осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии; дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.

Отнесение больного ребёнка или подростка ко 2-, 3-, 4- или 5-й групп здоровья осуществляет врач с учётом всех приведённых критериев и признаков. Врач-специалист на основании анализа данных, содержащихся в истории развития ребёнка, медицинской карте ребёнка для образовательных учреждений, результатов собственного осмотра, а также инструментальных и лабораторных исследований выносит (по своей специальности) точный клинический диагноз с указанием основного заболевания (функционального нарушения), его стадии, варианта течения, степени сохранности функций, наличия осложнений, сопутствующих заболеваний либо заключение «здоров».

Читайте также:  Лекция ксении кравченко система здоровье

Комплексную оценку состояния здоровья ребёнка на основании заключений специалистов и результатов собственного обследования дает врач-педиатр, возглавляющий работу медицинской бригады, проводящей профилактический осмотр.

Детям с впервые заподозренными в момент осмотра заболеваниями или функциональными нарушениями (а также с подозрением на изменившийся характер течения болезни, уровень функциональных возможностей, (появление осложнений) по результатам профилактического медицинского осмотра комплексную оценку состояния здоровья не дают. В таких случаях необходимо проведение диагностического обследования в полном объёме. После получения результатов обследования выносят уточнённый диагноз и дают комплексную оценку состояния здоровья.

Все дети, независимо от группы здоровья, ежегодно проходят скрининговое исследование, по результатам которого уточняют необходимость дальнейшего педиатрического осмотра.

Дети, отнесённые к 1-й группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в полном объёме в сроки, определённые действующими нормативно-методическими документами.

Контроль состояния здоровья детей, отнесённых ко 2-й группе здоровья, осуществляет врач-педиатр при профилактических медицинских осмотрах и ежегодно.

Дети, отнесённые к 3-4-й группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в соответствующие возрастные периоды. Кроме того, контроль состояния их здоровья и оценку эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий осуществляют на основании результатов диспансерного наблюдения.

Результаты комплексной оценки состояния здоровья в качестве скрининга могут сыграть роль в решении прикладных задач поддержания здоровья детей — отнесение к определённым группам для занятия физической физкультурой, спортивный отбор, решение экспертных вопросов в отношении их профессионального выбора, военной службы и др.

Комплексная оценка состояния здоровья детей до 3 лет жизни происходит в соответствии с приказом М3 СССР № 60 от 19.01.1983 г. и дополнениями 2002-2003 гг. При этом учитывают:

  • особенности онтогенеза (данные генеалогического, биологического.
  • социального анамнеза);
  • физическое развитие;
  • нервно-психическое развитие;
  • уровень резистентности;
  • функциональное состояние организма;
  • аличие или отсутствие хронических заболеваний или врождёнж пороков развития.

Генеалогический метод — сбор родословных, т.е. прослеживание признака или болезни в семье, в роду с указанием типа родственных связей меж членами родословной.

Для скрининговой количественной оценки отягощённости генеалогического анамнеза используют показатель, называемый индексом отягощённости наследственного анамнеза (Jor), который можно рассчитать по формуле Jor = общее число больных родственников (о заболеваниях которых есть сведения, включая пробанда) / общее число родственников (о состоянии здоровья которых есть сведения, включая пробанда).

  • 0-0,2 — отягощённость генеалогического анамнеза низкая;
  • 0.3-0.5 — отягощённость умеренная;
  • 0.6-0.8 — отягощённость выраженная;
  • о 0,9 и выше — отягощённость высокая.

Дети с выраженной и высокой отягощённостью относятся к группе риска по предрасположенности к тем или иным заболеваниям.

Биологический анамнез включает сведения о развитии ребёнка в различные периоды онтогенеза.

  • Антенатальный период (раздельно течение 1-й и 2-й половины беременности):
    • токсикозы 1-й и 2-й половины беременности;
    • угроза выкидыша;
    • экстрагенитальные заболевания у матери;
    • о профессиональные вредности у родителей;
    • отрицательная резус-принадлежность матери с нарастанием титра антител;
    • хирургические вмешательства;
    • вирусные заболевания во время беременности;
    • посещение женщиной школы матерей по психопрофилактике родов.
  • Интранатальный и ранний неонатальный периоды (первая неделя жизни):
    • характер течения родов (длительный безводный период, стремительные роды);
    • пособие в родах;
    • оперативное родоразрешение (кесарево сечение и др.);
    • оценка по шкале Апгар;
    • крик ребёнка;
    • диагноз при рождении и выписке из родильного дома;
    • срок прикладывания к груди и характер лактации у матери;
    • срок вакцинации БЦЖ;
    • время отпадения пуповины;
    • состояние ребёнка при выписке из родильного дома;
    • состояние матери при выписке из родильного дома.
  • Поздний неонатальный период:
    • родовая травма;
    • асфиксия;
    • недоношенность;
    • гемолитическая болезнь новорождённого;
    • острые инфекционные и неинфекционые заболевания;
    • поздний перевод на искусственное вскармливание;
    • пограничные состояния и их длительность.
  • Постнатальный период:
    • повторные острые инфекционные заболевания; наличие рахита;
    • наличие анемии;
    • расстройства питания тканей в виде дистрофии (гипотрофия или паратрофия);
    • наличие диатезов.
Читайте также:  Требования здоровья для авиадиспетчеров

Сведения о биологическом анамнезе участковый врач-педиатр получает из выписок родильного дома и других медицинских учреждений, бесед с родителями.

При наличии одного и более факторов риска в каждом из пяти перечисленных периодов онтогенеза следует говорить о высокой отягощённости биологического анамнеза. Наличие факторов риска в 3-4 периодах свидетельствует о выраженной отягощённости (группа высокого риска по биологическому анамнезу); в двух периодах — об умеренной отягощённости (группа риска по биологическому анамнезу); в одном периоде — о низкой отягощенности (группа внимания по биологическому анамнезу). Если факторы риска отсутствуют во всех периодах развития ребёнка, то биологически анамнез считают неотягощённым.

Степени неблагополучия в периодах внутриутробного развития ребёнка можно косвенно судить по уровню его стигматизации. К стигмам дизэмбриогенеза относятся малые аномалии развития соединительной ткани (МАР), не приводящие к органическим или функциональным нарушениям определенного органа. В норме количество стигм составляет 5-7. Превышение порога стигматизации следует расценивать как фактор риска ещё не проявившейся патологии.

  • полнота семьи;
  • возраст родителей;
  • образование и профессия родителей;
  • психологический микроклимат в семье, в том числе в отношении к ребёнку;
  • наличие или отсутствие в семье вредных привычек и асоциальных форм поведения;
  • жилищно-бытовые условия;
  • материальная обеспеченность семьи;
  • санитарно-гигиенические условия воспитания ребёнка.

Данные параметры могут быть использованы для выделения социально неблагополучных семей и детей групп социального риска.

В форме 112/у в случае благополучного анамнеза следует писать кратко «Социальный анамнез благополучный». В случае неблагополучного aнaмнеза следует указать параметры, имеющие отрицательную характеристику. Неблагополучный социальный анамнез негативно сказывается на нервно-психическом развитии ребёнка, в дальнейшем может привести к неправильному формированию личности человека.

Источник

Новости

Новости о медицине
и здоровом образе жизни

10 самых распространенных симптомов у младенцев и детей

1. Диарея

Инфекции, непереносимость отдельных продуктов или фруктовый сок — только одни из причин. Если у ребенка диарея, останьтесь дома и пейте много воды. Если стул только нормализовался, не давайте продуктов с клетчаткой и жирной еды. Звоните врачу, если через сутки не станет лучше, при этом ребенок младше 6 месяцев, а также если появились другие симптомы: температура 38 и выше, рвота, менее частое мочеиспускание, ускоренное сердцебиение, кровавый или черный понос, боли в животе.

2. Температура

Немедленно звоните врачу, если:

  • у ребенка младше 3 месяцев ректальная температура выше 37,7
  • у ребенка от 3 до 6 месяцев температура выше 38
  • если ребенок плачет и долго не успокаивается.

Наблюдайте, не болят ли уши, нет ли кашля, сыпи, рвоты или диареи, следите за тем, насколько ребенок бодрый.

Поите малыша почаще, искупайте в чуть теплой ванной и оденьте в легкую одежду. Узнайте у врача, как можно сбить температуру.

Читайте также:  Как оценить качество своего здоровья

3. Запор

Одни дети ходят в туалет по несколько раз в день, другие — раз в несколько дней. Запор — это твердый стул, от которого ребенку больно. Врач может предложить добавить несколько лишних ложек воды или немного сливового сока в бутылочку с водой или кашу. Позвоните врачу, если проблема не проходит или у ребенка появились другие симптомы, например, боль в животе или рвота.

4. Сыпь

У детей чувствительная кожа. Сыпь может варьироваться от маленьких прыщиков до белых узелков и красных сухих зудящих бляшек (экзема). Чтобы избежать опрелостей, чаще меняйте подгузники и используйте детский крем. При экземе избегайте жесткого мыла и постоянно увлажняйте кожу ребенка. Большинство сыпей не представляют угрозы. Но стоит позвонить врачу, если у ребенка болезненные и серьезные высыпания, температура и волдыри.

5. Кашель

Прислушайтесь к кашлю. Лающий пронзительный кашель может быть признаком крупа. Кашель и невысокая температура обычно бывают при простуде. Очень высокая температура бывает при пневмонии и гриппе. Хрип во время кашля может быть при астме и инфекции. У больных коклюшем при кашле могут быть спазмы и уханье. Облегчить симптомы помогут увлажнитель воздуха и много жидкости. Не давайте лекарства от простуды и кашля детям до 4 лет.

6. Боль в животе

Если у малыша болит живот, он может громко плакать, выгибать спину и срыгивать. Возможно, все дело в коликах, изжоге, несварении, инфекции или по другим причинам. У некоторых детей возникают проблемы с животом, когда они пробуют новые продукты. Часто боль в животе сама по себе безвредна и быстро проходит, но если улучшения не наступают, у ребенка рвота, диарея, апатия или температура, звоните врачу.

7. Режущиеся зубы

К 6 месяцам начинают резаться первые зубы. Они режут десны и дети из-за этого очень плачут! Дайте ребенку что-нибудь погрызть. Отлично подходят резиновые кольца. Вы можете аккуратно массировать десны пальцем и дать что-нибудь холодное пожевать, например, мокрую ткань. Спросите врача, можно ли дать малышу анальгетик.

8. Газообразование

Это нормально! Чтобы у ребенка не пучило живот, кормите его медленно и помогайте отрыгивать. Перед и после кормления делайте паузы. Если вы используете готовые смеси, не трясите их сильно, чтобы не образовывались пузырьки.

9. Заложенный нос

Малыш не может дышать? Не покупайте лекарства от простуды детям до 4 лет. Вместо этого используйте раствор соли, чтобы слизь в носу размякла, а затем уберите ее с помощью резинового шприца. Для комфортного сна используйте увлажнитель воздуха.

10. Тошнота и рвота

Дети постоянно отрыгивают после еды, это нормально и абсолютно безвредно. У младенцев может быть расстройство желудка. Поите ребенка почаще. Позвоните врачу, если рвота не проходит несколько часов, она бывает при температуре и когда ребенок не может удержать жидкости.

11. Как сохранять спокойствие?

Если ребенку плохо, вы тоже чувствуете себя не очень хорошо. Старайтесь сохранять спокойствие и доверьтесь инстинктам. Следите за симптомами, чтобы вовремя обратиться к врачу или в скорую. К тревожным признакам относятся перемены аппетита, чрезмерная активность, апатия, проблемы с дыханием, сыпь, скованность мышц шеи, судороги и высокая температура, постоянно мокрые или наоборот слишком сухие подгузники.

Источник

Adblock
detector