Меню

Привитие навыков зож у дошкольников

Привитие ценностей здорового образа жизни детям старшего дошкольного возраста

Сидорова Людмила Валерьевна
Привитие ценностей здорового образа жизни детям старшего дошкольного возраста

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Охрана собственного здоровья – непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих.

Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу. Это — не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни.

И первые шаги к здоровью, стремлению к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья начинаются в дошкольном возрасте.

В дошкольном детстве закладывается позитивное отношение к себе и окружающим людям. И именно в этот период важно привить детям культуру здоровья, которая является частью общечеловеческой культуры, позволяющей личности осуществлять любой вид деятельности.

Выдвигаемая в нормативно-правовых документах на передний план категория «качество образования» непосредственно связана с категорией «здоровье» в ее современном понимании, т. е. гармоничное сочетание физического, психического, и социального благополучия. В соответствии с ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в обязательную часть программы введена образовательная область «Физическое развитие». Содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решения следующих задач.

· сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

· формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной им информацией, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму.

Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

•занятия физкультурой, прогулки;

•рациональное питание,соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна;

•дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды;

•бережное отношение к окружающей среде, к природе.

Начиная свою работу мы исходили из того, что успешное формирование представлений о ЗОЖ у дошкольников возможно только при осуществлении целенаправленной, систематической воспитательно — образовательной работы в детском саду и семье, согласованного взаимодействия в триаде ребенок- педагог- родитель.

В целях повышения профессиональной компетентности был разработан план работы с родителями, а затем был разработан план совместной работы всех участников образовательного процесса по формированию представлений о ЗОЖ у детей.

В работе с родителями использовались различные тесты, которые помогли нам определить, умеют ли они заботиться о своем здоровье. Так в тесте «Можно ли Ваш образ жизни назвать здоровым?» было выявлено, что 80% родителей прекрасно знают, что способствует здоровому образу жизни; 20 % — родителям необходимы советы по формированию здорового образа жизни. На индивидуальных беседах мы объясняли родителям, что семья – первое общество, где формируется характер ребёнка, его нравственные качества, привычки, жизненно необходимые навыки. На родительских собраниях рассказывали, какими умениями и навыками должны овладеть дети, какие условия необходимо создать дома.Были проведены ряд консультаций на тему: «Как сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью», разработаны памятки, рекомендации «Режим дня», «Красивая осанка и здоровье», «Витамины- полезные продукты», «Помоги себе сам», «Как заботиться о зубах» и др. Большая работа проводилась по ознакомлению родителей с методиками проведения закаливающих процедур, как в детском саду, так и в семье.Мы разъясняли необходимость соблюдения основных принципов закаливания: постепенность, последовательность, систематичность, индивидуальность. После этого родители сами начали нам помогать. Мы вместе с ними изготовили много пособий, которые используются на занятиях. Детям очень интересно заниматься с пособиями, которые изготовили их папы и мамы.

Вся методика работы с детьми строилась в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ними, с акцентом на их поисковую активность, побуждая детей к творческому отношению при выполнении заданий, самостоятельности и ответственности.

Дети и родители стали активными участниками проектов «Береги здоровье смолоду» и «Я расту здоровым» Вместе создавали центры здоровья обустраивали и озеленяли участок для прогулок, придумывали сказки о полезной еде и вредных микробах, а потом рисовали иллюстрации к ним, соревновались в викторинах, участвовали в спортивных праздниках и олимпиадах, сами проводили для детей мастер-классы по игре в хоккей, футбол, баскетбол. В соответствии с планом регулярно проводились занятия по ОБЖ, в которые входят 4 блока

Читайте также:  Краткая памятка по зож

1. «Ребенок и его здоровье»

2. «Ребенок на улице города»

3. «Безопасность в быту»

4. «Ребенок и другие люди»

В первый блок «Ребенок и его здоровье» входят такие беседы, как «Чтобы быть здоровым, надо быть чистым», «Полезные продукты и витамины», «Здоровые зубы», «Изучаем свой организм», «Болезни и их профилактика» и т. д.

Во второй блок «Ребенок на улице города» детей знакомим с азбукой пешехода и водителя, с работой ГИБДД, изучаем дорожные знаки.

В третий блок входят занятия по безопасности в быту: «В мире опасных предметов», «Как вести себя во время пожара, грозы, на воде, на льду, в лифте, в природе.

В четвертый блок «Ребенок и другие люди» входят такие беседы,как: «Люди знакомые и незнакомые», «Как не потеряться», «Гости званые и незваные», «Когда нельзя слушаться старших» и др.

В своей работе мы использовали такие методы и приемы,как: показ, объяснение, художественное слово, дидактичесике игры и упражнения. Чтобы не только знать, но и применять эти правила в жизни, мы проигрывали различные жизненные ситуации, читали художественные произведения в соответствии с темой.

Дети проводили опыты, ставили эксперименты, а потом делились своим опытом, пусть еще и небольшим, но ценным для них. На всех занятиях вводились элементы психогимнастики, логоритмические упражнения, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки и дыхательные упражнения. Вскоре дети, научившись их выполнять, уже учили своих родителей, младших братьев и сестер.

Необходимость комплексного подхода к организации здоровье сберегающего пространства в дошкольном учреждении не вызывает ни у кого сомнения. Поэтому, понимая государственную значимость работы по формированию, укреплению и сохранению здоровья своих воспитанников мы целенаправленно работаем над созданием благоприятного здоровье сберегающего пространства, ищем новые современные методы и приемы, адекватные возрасту наших детей, используя в работе передовой опыт.

Игра – естественный спутник жизни ребенка, поэтому она отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме малыша. Кроме этого, это наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Благодаря играм обыденное становится необычным и особенно привлекательным, а положительные эмоции, которые ребенок получает во время игр, его творчество – важнейшие факторы выздоровления.

В процессе воспитательной деятельности мы стараемся так строить свою работу так, чтобы дети много двигались.Недаром древнегреческие мудрецы говорили: «Хочешь быть здоровым – бегай».

Созданная нами предметно-пространственная среда по сохранению физического здоровья и формированию здорового образа жизни включает в себя: — зону двигательной активности или как мы ее с детьми называем, центр «Здоровья» — яркий, веселый, с нестандартным дизайнерским решением, лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты, очень пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности.Здесь дети занимаются и закрепляют разные виды движений: прыжки, подлезание под дугу, игры с мячом, метание в цель и т. п. Также для стимулирования самостоятельной двигательной деятельности детей в группе, имеются так называемые полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель и др.).

В центре «Здоровья»имеется следующий спортивный инвентарь: мячи, обручи, кегли, корригирующие дорожки, полусферы, массажные коврики, мячики, скакалки короткие, с грузом, диск «Здоровье» детский, атрибуты к подвижным играм, дуги, корзины, спортивные игры и другое стандартное и нестандартное оборудование.

Весь физкультурный инвентарь и оборудование соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, безопасен для детей, легко моется.

Обеспечено безопасное хранение физкультурного инвентаря, удобство его расстановки.

Физкультурный инвентарь предусматривает удовлетворение потребности детей разного уровня физической подготовленности в движении и их двигательных предпочтений в зависимости от пола.

Нами разработаны картотеки комплексов утренних гимнастик, подвижных игр, пальчиковых гимнастик, упражнений на развитие координации речи с движениями, упражнений на релаксацию, игр – тренингов, корригирующей гимнастики после сна, корригирующей гимнастики для глаз, информация о спорте.

Дети отлично знают, чтобы быть здоровым необходимо не только заниматься физкультурой, но и закаливаться. Мы каждый день проводим утреннюю гимнастику, дети в облегченной одежде или с закрученными рукавами. С удовольствием дети принимают воздушные ванны после дневного сна, ходьба по массажной дорожке, упражнения с массажными мячиками.

Любимое занятие детей полоскание полости рта после еды. Для этого у нас есть специальные стаканчики.

Соблюдаем все виды проветривания и кварцевания,применяем фито-терапию: лук, чеснок.

У детей нашей группы сформирована привычка, следить за чистотой своего тела, опрятностью одежды, прической. Начиная с младшего возраста, мы прививали детям культуру еды, опрятность, содержание в порядке вещей, умение следить за чистотой своего тела. В утреннее и вечернее время мы проводили беседы,ситуативные разговоры: «Культура еды – дело серьезное», «Каждой вещи – свое место», «Расскажем и покажем малышам, как нужно умываться», «Как надо заправлять кровать» и др. Мы использовали народный фольклор, «Водичка – водичка», «Расти коса до пояса», читали художественные произведения в соответствии с темой Н. Литвинова «Королевство столовых приборов», С. Михалков «Я сам», А. Барто «Девочка чумазая», М. Зощенко «Глупая история», Я. Аким «Неумейка», К. Чуковский «Мойдодыр» и многое другое. И благодаря этому, дети получили знания непринуждённо, эмоционально, играя. Мы использовали и жизненные ситуации для того, чтобы показать ребёнку, что «умеют» делать его руки, ноги, зачем нужны глаза, уши и как их беречь. Я сама показывала, как правильно намыливать руки, смывать мыло, вытирать руки насухо. Объясняла детям, что во время мытья рук удаляется не только грязь, но и микробы, которые могут вызвать различные заболевания, контролировала последовательность и качество всех элементов навыков.

Читайте также:  Зож советы как бросить курить

Дети научились самостоятельно выполнять элементарные поручения: стали самостоятельно готовить материал к занятиям, убирать рабочее место после занятия, убирать игрушки, строительный материал. При этом я отмечала, как красиво и уютно стало у нас в группе, потому что все старались, учила детей видеть результат своего труда.

Сохранению психического здоровья способствует центр музицирования и театрализации, мы с детьми назвали его «Играем в театр»

Задачи центра: развитие интонационной выразительности, мимики, жестов и движений, творческой активности, раскрепощённости, слухового восприятия и внимания, ритма, тембра, фонематического слуха. Формирование монологической, диалогической, связной речи.

Для театрализованной и музыкальной деятельности в этом центре имеются: ширмы и наборы для кукольного театра, теневого, пальчикого, бибабо и др., магнитофон с дисками, детские музыкальные инструменты.

Звучащие предметы – заместители, музыкально-дидактические игры.

Эта деятельность способствует поднятию эмоционального тонуса психологического комфорта детей. Для снятия излишнего возбуждения у детей мы используем технологию релаксации, слушаем классическую музыку и звуки природы.

Дети сами выбрали место в группе для уголока уединения.

Задачи уголка: Обеспечить детям возможность отдыха от окружающих, чувство защищённости.

Дети по своему темпераменту разные. Кто-то спокойно переносит шумную обстановку, царящую в группе, а кому-то необходимо отдохнуть от всех, побыть в тишине, уединиться в том месте, где он будет чувствовать себя спокойно и уютно, где он сможет, полистать любимые книжки, рассмотреть семейный альбом, обнять или поиграть со своей любимой игрушкой, просто помечтать, как бы спрятаться «в норку» и восстановить силы, или просто пообщаться друг с другом.

Всю работу в группе по охране психического здоровьямы осуществляем в игровой форме: упражнения на развитие эмоциональной сферы, игры-тренинги на подавление отрицательных эмоций, применяем приёмы релаксации, организуем минуты тишины, музыкальные паузы, психогимнастику, а так же, и другие технологии, обеспечивающие социально-психологическое здоровье, такие как пальчиковую гимнастику, дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, самомассаж, сказкотерапию и музыкотерапию.

Есть у нас в группе «Экран настроения», в котором дети вместе с родителями отмечают, с каким настроением ребенок пришел в детский сад, с каким настроением уходит домой.

Известно, что эффективным средством развития ребенка является активно развивающаяся игровая деятельность.К условиям развития игры относятся три фактора: желание ребенка играть, игровая среда, способствующая созданию игровой воображаемой ситуации, умелое руководство со стороны взрослых.

Центр сюжетной игры также способствует формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Задачи центра: развитие игрового опыта каждого ребенка; воспитание коммуникативных навыков, желания объединиться для совместной игры, соблюдать в игре определенные правила; развитие творческого воображение у детей основ культуры общения через решение проблемных ситуаций, закреплять знания об окружающей действительности и жизни в социуме.

Центр оснащен необходимыми атрибутами. В нем есть всевозможные игрушки, транспортные средства, светофор,, жезл регулировщика, дорожные знаки, макет пожарного щита, огнетушители, пожарные рукава, различные дидактические игры по правилам пожарной безопасности, безопасности поведения на улице и помещениях, тематические папки, наглядный материал. Хорошим дидактическим пособием служит коврик с разметкой улиц и дорог. Все это позволяет нам расширять и закреплять знания по ОБЖ и ЗОЖ, а нашим детям осуществлять игровое действие, реализуя ту или иную роль, построить свой игровой мир, управлять им, т. е. выступать в качестве режиссера.

Большая часть оборудования для сюжетно – ролевых игр хранится на полках – контейнерах, которые хорошо просматриваются и не требуют символических обозначений, легко трансформируются, удобны для перемещения.

В группе есть центр сенсомоторного развития «Мир под рукой»Задачи: развитие мелкой моторики, речевого дыхания. Формирование сенсорных эталонов (цвет, форма, величина, размер).

С развитием мелкой моторики непосредственно связано развитие речи. Поэтому дидактический стол является частью центра развивающих игр. Дети могут поиграть с разноцветными счетами, вкладышами, шнуровками, игрушками для развития пальчиковой моторики, мешочкам с разными наполнителями, разноцветными игрушками из разноцветных прищепок, интересными пособиями для развития дыхания. Здесь так же есть дидактические игры для закрепления цвета, формы, величины, ориентировки в пространстве.Для формирования устойчивых знаний проводятся дидактические игры: «Конструктор тела» — соотнесение частей тела, «Найди полезные продукты — на формирование знаний о полезных и вредных продуктах;на развитие ощущений: «Что для носа хорошо, а что плохо», «Узнай на ощупь», «Угадай, кто позвал», «Что увидели глаза» и др.

Чтобы формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью, своим возможностям и способностям, мы используем различные дидактические игры, пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены, советы по укреплению иммунитета, которые помогают прививать навыки здорового образа жизни, личной гигиены, правильного питания, безопасности жизнедеятельности.

Читайте также:  Основные направления профилактики зож

В книжном уголке есть книги по данной тематике: стихи для малышей Н. Пикулевой и М. Дружининой, «Мойдодыр» К. Чуковского с иллюстрациями В. Конашевича, «Неболейка» И. Соковня и «Румяные щечки» С. Прокофьевой. Художественные образы помогают ребенку осмыслить ценности здорового образа жизни, вызывают живой эмоциональный отклик, желание подражать любимым героям, предотвращать опасные контакты и ситуации, угрожающие безопасности жизнедеятельности. Оформлен альбом с фотографиями детей группы, на которых запечатлены моменты занятий, бесед, физкультурных занятий, санитарно – гигиенических и закаливающих процедур, плакаты. В уголке по ИЗО подобраны книжки – раскраски по данной тематике.

Дети очень любят заниматься физкультурой.

С большим удовольствием дети участвуют в физкультурно-оздоровительных досугах, что способствует развитию психофизических качеств, таких как быстрота, сила, ловкость, выносливость, воспитанию жизнестойкой и волевой личности, а также пониманию того, что только человек живущий в гармонии с собой и миром, будет действительно здоров.

Закреплению и обобщению представлений детей о ЗОЖ,необходимости выполнения спортивных упражнений и соблюдение санитарно-гигиенических правил способствовали развлечения и досуги: «Как стать Неболейкой?», «Волк и козлята», спектакль «Репка на новый лад». Обучая детей, я и сама научилась на многое смотреть их глазами, удивляться и радоваться.

Я надеюсь, что знания, полученныеые детьми в нашем детском саду, позволят сформировать у них правильное отношение к своему здоровью, взаимодействию с окружающей средой и людьми. Дети научаться понимать, при каких условиях среда обитания безопасна для их жизни и здоровья, с малых лет жить в гармонии с собой и окружающим миром.

После проведенных мероприятий большинство детей старшего дошкольного возраста — 92% показали желание заботиться о своем здоровье. Целенаправленная скоординированная работа педагогов, муз. руководителя по формированию ЗОЖ у дошкольников, использование различных форм и инновационных методов работы с детьми и родителями, личностно-ориентированный подход к образованию дошкольников, организация образовательной деятельности в игровой форме, в которой дети чувствуют себя в комфортном психолого-эмоциональном состоянии способствовало положительной динамике в развитии дошкольников и формировании у них навыков здорового образа жизни. Можно с уверенностью сказать, что приняв самое активное участие в формировании ЗОЖ, дети и сами научились заботиться о своем здоровье, и готовы научить других. Это действительно стало их жизненной потребностью.

Перспективы на будущее.

Мы планируем продолжать работу в этом направлении.

Активнее вовлекать родителей, проводить совместные физкультурные занятия, спортивные праздники, олимпиады.

Пополнять предметно пространственную среду.

Планируем организовать выставку нестандартного физкультурного оборудования.

Свое выступление я хочу закончить словами выдающего ученого Н. М.Амосова:

«Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он не болел, то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно».

1. «Система работы по формированию здорового образа жизни» О. И. Бочкарева

2. «Формирование психологического здоровья дошкольников» М. Ю. Стожарова

3. «Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Тренинги. Занятия.» И. И. Крылова

4. «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников» И. М. Новикова

5. «Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении» Н. В. Елжова

Конспект занятия «Школа здорового образа жизни» для детей старшего дошкольного возраста «Школа здорового образа жизни» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Воспитывать у ребенка привычку к соблюдению режима дня, чистоте,.

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста (опыт работы) ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. (опыт работы) Автор работы: Абросова Светлана Дмитриевна.

Формы и методы работы в воспитании у дошкольников понятий и ценностей здорового образа жизни Сегодня в дошкольном образовании особую роль играет формирование культуры здоровья детей. Современное дошкольное образовательное учреждение.

Конспект НОД по формированию здорового образа жизни для детей старшего дошкольного возраста ]Цели и задачи: 1. Образовательные: Дать реальные представления об органе пищеварения — языке 2. Развивающие: развивать умение наблюдать.

Основы формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста Большое значение для здоровья человека имеет его образ жизни. Академик Ю. П. Лисицин определяет образ жизни – как определенный, исторически.

Педагогическая технология воспитания культуры здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Овчинникова В. П. МБДОУ № 10 «Умка» г. Шадринск Педагогическая технология воспитания культуры здорового образа жизни у детей старшего дошкольного.

Педагогический проект формирования ценностей здорового образа жизни у старших дошкольников «ЗОЖ — наш выбор!» Педагогический проект формирования ценностей здорового образа жизни у старших дошкольников «ЗОЖ — наш выбор!» Информационная карта проекта.

Проект в подготовительной группе «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста» Фотоотчёт. Порохненко Татьяна Владимиров Проект долгосрочный, проходил с сентября по декабрь. Целью проекта было формирование у дошкольников.

Совместная деятельность педагога с детьми старшего дошкольного возраста «Пять лучиков здорового образа жизни» Вступительная часть. Дети с воспитателем под музыку входят в зал и исполняют флэшмоб «Зарядка» (А-студио и А. Руденко) Воспитатель: Ребята,.

Становление ценностей здорового образа жизни у дошкольников Задача формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Дошкольный возраст является решающим в формировании.

Источник

Adblock
detector