Статья. Проблема сохранения здоровья обучающихся в условиях модернизации образования
статья на тему
Одно из глобальных проблем современного общества — это проблема влияния образа жизни детей, учащихся на состояние своего здоровья. Среди главных задач модернизации образования особое место занимает создание стройной системы укрепления и сохранения здоровья участников образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problema_sohraneniya_zdorovya_obuchayushchihsya_v_usloviyah_modernizatsii_obrazovaniya.docx | 16.75 КБ |
Предварительный просмотр:
учитель химии и биологии
Проблема сохранения здоровья обучающихся в условиях модернизации образования
Одно из глобальных проблем современного общества — это проблема влияния образа жизни детей, учащихся на состояние своего здоровья. Среди главных задач модернизации образования особое место занимает создание стройной системы укрепления и сохранения здоровья участников образовательного процесса. Проблемы сохранения здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья актуальны сегодня.
Внедрение в образовательный процесс эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение для современной общеобразовательной школы. Установление гармоничной связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса. При этом здоровье рассматривается как состояние физического, психического и социального благополучия. Только здоровый человек, выйдя из стен школы, может стать деятельной личностью, хорошо адаптированной к современной жизни в обществе.
Вместе с тем вызывает тревогу такое понимание результатов обучения, которые не предполагают развития способности заботиться о здоровье и безопасности жизни. По мнению автора, чрезвычайно важно помнить, что человек в процессе получения образования должен научиться заботиться о себе и своих физических, социально-психологических и духовных ресурсах, которые ему будут нужны в течение всей жизни. Иными словами, должны быть сформированы соответствующие компетенции у выпускников, позволяющие им самостоятельного заботиться о безопасности жизни и здоровья.
В настоящее время здоровье можно представить в виде четырехкомпонентной модели: 1. Соматическое ( здоровье тела)- это текущее состояние органов, систем органов человеческого организма и уровень их структурных и функциональных резервов.
2. Психическое здоровье -это состояние психической сферы человека. Основу психического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения.
3. Сексуальное здоровье — это комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность человека и его способность к любви.
4. Нравственное здоровье — это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека. Основу нравственного компонента здоровья человека определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде.
Возникает вопрос: как сохранить здоровье обучающихся в условиях модернизации образования? Здоровье участников образовательного процесса является, с одной стороны, фактором риска реализации реформ (больные дети не могут адаптироваться к изменениям), а с другой – скрытым резервом, дополнительным ресурсом для адаптации к изменениям (здоровые дети легко преодолевают трудности). Следовательно, здоровье должно быть в системе показателей качества образования.
Хорошо известен подход к оценке качества образования, когда устанавливается соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательных учреждений требованиям государственных образовательных стандартов, определяющих минимум содержания, максимальный объем учебной нагрузки и требования к обучающимся по соответствующей образовательной программе.
Оценка качества здоровьесберегающей деятельности учителей и образовательных учреждений также может быть осуществлена путем установления соответствия реальной деятельности образовательного учреждения или учителя Стандарту здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении, обеспечивающему формирование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Формирование, сохранение и укрепление здоровья – ключевые направления управления здоровьем. Формирование здоровья – постоянное направление физического, психо-социального и духовного развития человека по пути обеспечения максимальной гармоничности и энергетической мощности его структуры. Сохранение здоровья – соблюдение принципов здорового образа жизни и возвращение утраченного здоровья на безопасный уровень, оздоровление. Укрепление здоровья – приумножение здоровья за счет тренирующих воздействий – физической и гипоксической тренировки, закаливания и др.
В основе такого стандарта должно быть предусмотрено нормирование здоровьесберегающей деятельности по 4 критериям: цель (ценность), система, процесс и результат здоровьесберегающего образования.
Из дидактических соображений важно и вместе с тем крайне необходимо раскрыть наше понимание этих критериев и, возможно, активизировать дискуссию в педагогическом сообществе. Без единого понимания терминов нам вряд ли удастся согласовывать действия и двигаться к цели – сохранять здоровье участников образовательного процесса в условиях модернизации образования.
- Плясецкая Е.А. Проблемы сохранения психического здоровья учащихся.// «Педагогическое обозрение»,№5,с.6-7.
- Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции.
Источник
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЕМ
Интегративный, или системный, подход,принятый в настоящее время в науке, имеет древнюю «философскую основу — принцип холизма (целостности). Новейшие открытия в области науки, прежде всего квантовой физики, расширили масштаб научных системных представлений о мире и человеке и приблизили нас к пониманию человека как Микрокосма по отношению к Макрокосму. Из представления о человеке как открытой системе пирамидального типа вытекает следующее.
1. Системный принцип организации определяет функционирование человека как единого целого, т. е. его внутреннее единство. При этом центром интеграции является вершина
пирамиды.
2. Как открытая система, постоянно обменивающаяся с окружающим пространством информацией, энергией и веществом, человек един с этим пространством, хотя и неравновесен по отношению к нему.
Таким образом, человек целостен внутри себя и с окружающим миром. Именно такой масштаб представления о человеке, его здоровье и управлении здоровьем принят в классической философии, холистической медицине, современной психологии. Он принят и в валеологии. Если рассмотрение патологического процесса как частичного хаоса» в системе еще в какой-то мере допускает локальный подход, то рассмотрение здоровья как «общего внутрисистемного порядка» возможно только на принципах целостности.
Представление внутреннего аспекта целостности в зависимости от мировоззрения и области исследования может иметь и более мелкий масштаб. Так, в классических областях медицины, ориентированных в основном на изучение тела, предполагается учет внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей в функционировании органов и систем и целостное реагирование организма (единство местного и общего). Учитывается также связь психики и тела, а основным методом и одновременно целью врачебного воздействия является психосоматическая гармонизация.
Управление здоровьем— это управление механизмами валеогенеза, т.е. механизмами самоорганизации живой системы, обеспечивающими ее динамическую устойчивость. При этом выделяются аспекты формирования, сохранения и укрепления здоровья. Процесс формирования здоровья был рассмотрен в лекции 9.
Сохранение здоровья включает в себя соблюдение принципов здорового образа жизни (медицинские аспекты) и возвращение утраченного здоровья (оздоровление), если уровень его приобрел тенденцию к снижению. Под укреплением здоровья понимают приумножение его за счет тренирующих воздействий. Поскольку с возрастом уровень здоровья естественно снижается, поддержание его в прежнем диапазоне требует дополнительной активности. Наиболее универсальными тренирующими воздействиями являются физическая и гипоксическая тренировки, закаливание.
Интегративный подход составляет методологическую основу практики сохранения и укрепления здоровья. Воздействия, используемые при этом, являются преимущественно естественными, немедикаментозными (очищение организма, оздоровительное питание, закаливание, двигательные и гипоксические тренировки, психоразгрузки, мануальные воздействия и др.). Отличия их в использовании при разных валеологических тактиках — формировании, сохранении и укреплении здоровья — носят в основном количественный характер. Рассмотрим подробнее деятельность врача-валеолога на примере процесса оздоровления.
Оздоровление — это возвращение здоровья на безопасный уровень путем активизации его механизмов. Оздоровление можно проводить при любом исходном уровне здоровья. Но обычно деятельность валеолога включает диапазон «предболезнь—здоровье», т.к. больные люди попадают в поле зрения врачей-клиницистов. Вектор воздействия при этом, как уже говорилось, направлен на повышение уровня здоровья, на возвращение его в безопасную зону, что препятствует появлению и проявлению заболеваний.
Первым этапом оздоровления является гармонизация взаимоотношений организма с окружающей средой путем оптимизации этой среды и поиска адекватных форм жизнедеятельности в ней с учетом конституции человека. Более-конкретно — это оценка региона проживания, его экологии, возможностей сохранения здоровья конкретного человека в данном месте; исследование экологии малого жизненного пространства (жилища, места роботы, одежды, питания и пр.) и коррекция отрицательных моментов (биопатогенные зоны, шум, загрязненность среды и др.), анализ и коррекция психо- и биоэнергоинформационных аспектов среды обитания; оценка психосоматической конституции человека и подбор оптимальных для него в данных условиях форм обмена с окружающей средой (характера питания, двигательной активности и отдыха, общения и др.).
Поскольку человек живет не только в пространстве, но и во времени, тактика оздоровления включает организацию жизни человека согласно биологическим ритмам и коррекцию этих ритмов, если их структура нарушена. В природе все находится в ритмически организованном движении. Биоритмы — это временная организация жизни. Нарушение ее свидетельствует о предболезни или болезни.
Следующий аспект оздоровления — это внутренняя гармонизация человека. Она рассматривается как наиболее эффективный подход для возвращения здоровья в его «безопасную зону». Внутренняя гармонизация является основным аспектом работы с механизмами здоровья, аналогом (хотя и более высокого порядка) патогенетического лечения в клинической медицине. При длительно сохраняющихся патологических проявлениях, наряду с этим подходом, возможно использование и других, общих и локальных медицинских воздействий.
Исходя из представлений о человеке как системе пирамидального типа, включающей в качестве подсистем сверхсознание, или духовный элемент (вершина пирамиды), психику (интеллектуально-эмоциональная сфера) и тело, разработана тактика общей гармонизации. Первым этапом, согласно иерархическому принципу, заложенному в пирамиде, должно быть решение высших индивидуальных задач, относящихся к области сверхсознания. Этому аспекту в западной медицине пока еще не уделяется должного внимания. Обычно врач начинает работу с пациентом со следующего по иерархии уровня, определяющего общее здоровье, — с психической сферы.
С состоянием психики, как известно, связано состояние сомы, что иллюстрируется наличием психосоматических болезней, «болезней адаптации» (по Г.Селье) при длительном психическом стрессе, а также отрицательным влиянием психокомплексов на поведенческую адаптацию и жизненный тонус. Формирующиеся при психокомплексах локальные мышечные напряжения («блоки») затрудняют энергообеспечение тканей и предрасполагают тем самым к нарушениям функций и патологическим процессам во внутренних органах. Комплекс оздоровительных методов, первично воздействующих на эмоционально-интеллектуальную сферу, предполагает умение работать как с осознаваемой, так и бессознательной областями психики. Вторично при этом снимаются мышечные блоки. Можно идти обратным путем: первично воздействовать на тело, получая вторичный психический оздоравливающий эффект. При этом могут использоваться особые, специальные приемы работы с телом (так называемая телесно ориентированная психотерапия) либо комплекс общих оздоравливающих воздействий телесной направленности. При таком подходе, называемом психосоматической гармонизацией, человек оздоравливается и психически, и физически. Психосоматическая гармонизация является частным вариантом общей внутренней гармонизации, наиболее доступным врачам в их практической деятельности.
Воздействие на физическое тело — это последний по иерархии уровень оздоровительных мероприятий. Он включает: а) нормализацию трофотропной функции организма («очищение» органов и систем, нормализацию деятельности пищеварительной системы, питания, сна); б) восстановление эрготропной функции за счет назначения тренирующих воздействий (оздоровительная физическая и гипокси-ческая тренировки, закаливание и др.) Последний подход является основным в укреплении здоровья.
Кроме всего названного, существует ряд методов, позволяющих оздоровить, гармонизировать человека в целом или большинство элементов его системы. Сюда можно отнести энергоинформационные воздействия, действие природных факторов, мануальную коррекцию, массаж, цигун терапию, хатха-йогу, неспецифическую адаптивную терапию и др.
Ни одна деятельность человека не будет достаточно эффективной, пока она не осознана и не подкреплена информационно. Поэтому важнейший компонент в практике оздоровления — это просветительская работа и формирование активной позиции по отношению к своему здоровью, мотивации к поддержанию его уровня в «безопасной зоне». При этом человек должен быть вооружен знанием, как ему организовать здоровый образ жизни с учетом индивидуальных биологических и психических особенностей./ .’
Что понимается под медицинскими аспектами здорового образа жизни? Человек имеет множество потребностей на различных уровнях своей организации, удовлетворение которых позволяет сохранять динамическую устойчивость всей системы, сохранять жизнь и здоровье. Эти потребности удовлетворяются информацией, энергией и веществом, поступающими в различных формах из окружающей среды. Основными формами обмена человека с окружающей средой являются питание, дыхание, в определенной степени — движение, психическое взаимодействие (обмен эмоциями и мыслями), биоэнергоинформационный обмен, взаимоотношения мужчины и женщины, имеющие более широкий спектр взаимовлияния, чем однополое общение. Деятельность, направленная на удовлетворение этих форм обмена в различных сочетаниях, обеспечивает разнообразие социальной и биологической жизни человека.
Для сохранения здоровья обмен человека с окружающей средой должен соответствовать определенным требованиям. Система жизни, в которой эти требования удовлетворяются в достаточной степени и в оптимальном режиме, что позволяет сохранить здоровье на безопасном уровне, получила название здорового образа жизни.Поскольку люди различны по своим конституциональным свойствам, то и здоровый образ жизни у каждого человека имеет свои индивидуальные особенности.
Остановимся на некоторых отдельных аспектах управления здоровьем.
Источник