Меню

Приумножение здоровья за счет тренирующих воздействий это

Статья. Проблема сохранения здоровья обучающихся в условиях модернизации образования
статья на тему

Одно из глобальных проблем современного общества — это проблема влияния образа жизни детей, учащихся на состояние своего здоровья. Среди главных задач модернизации образования особое место занимает создание стройной системы укрепления и сохранения здоровья участников образовательного процесса.

Скачать:

Вложение Размер
problema_sohraneniya_zdorovya_obuchayushchihsya_v_usloviyah_modernizatsii_obrazovaniya.docx 16.75 КБ

Предварительный просмотр:

учитель химии и биологии

Проблема сохранения здоровья обучающихся в условиях модернизации образования

Одно из глобальных проблем современного общества — это проблема влияния образа жизни детей, учащихся на состояние своего здоровья. Среди главных задач модернизации образования особое место занимает создание стройной системы укрепления и сохранения здоровья участников образовательного процесса. Проблемы сохранения здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья актуальны сегодня.

Внедрение в образовательный процесс эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение для современной общеобразовательной школы. Установление гармоничной связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса. При этом здоровье рассматривается как состояние физического, психического и социального благополучия. Только здоровый человек, выйдя из стен школы, может стать деятельной личностью, хорошо адаптированной к современной жизни в обществе.

Вместе с тем вызывает тревогу такое понимание результатов обучения, которые не предполагают развития способности заботиться о здоровье и безопасности жизни. По мнению автора, чрезвычайно важно помнить, что человек в процессе получения образования должен научиться заботиться о себе и своих физических, социально-психологических и духовных ресурсах, которые ему будут нужны в течение всей жизни. Иными словами, должны быть сформированы соответствующие компетенции у выпускников, позволяющие им самостоятельного заботиться о безопасности жизни и здоровья.

В настоящее время здоровье можно представить в виде четырехкомпонентной модели: 1. Соматическое ( здоровье тела)- это текущее состояние органов, систем органов человеческого организма и уровень их структурных и функциональных резервов.

2. Психическое здоровье -это состояние психической сферы человека. Основу психического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения.

3. Сексуальное здоровье — это комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность человека и его способность к любви.

4. Нравственное здоровье — это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека. Основу нравственного компонента здоровья человека определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде.

Возникает вопрос: как сохранить здоровье обучающихся в условиях модернизации образования? Здоровье участников образовательного процесса является, с одной стороны, фактором риска реализации реформ (больные дети не могут адаптироваться к изменениям), а с другой – скрытым резервом, дополнительным ресурсом для адаптации к изменениям (здоровые дети легко преодолевают трудности). Следовательно, здоровье должно быть в системе показателей качества образования.

Хорошо известен подход к оценке качества образования, когда устанавливается соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательных учреждений требованиям государственных образовательных стандартов, определяющих минимум содержания, максимальный объем учебной нагрузки и требования к обучающимся по соответствующей образовательной программе.

Оценка качества здоровьесберегающей деятельности учителей и образовательных учреждений также может быть осуществлена путем установления соответствия реальной деятельности образовательного учреждения или учителя Стандарту здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении, обеспечивающему формирование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Формирование, сохранение и укрепление здоровья – ключевые направления управления здоровьем. Формирование здоровья – постоянное направление физического, психо-социального и духовного развития человека по пути обеспечения максимальной гармоничности и энергетической мощности его структуры. Сохранение здоровья – соблюдение принципов здорового образа жизни и возвращение утраченного здоровья на безопасный уровень, оздоровление. Укрепление здоровья – приумножение здоровья за счет тренирующих воздействий – физической и гипоксической тренировки, закаливания и др.

В основе такого стандарта должно быть предусмотрено нормирование здоровьесберегающей деятельности по 4 критериям: цель (ценность), система, процесс и результат здоровьесберегающего образования.

Из дидактических соображений важно и вместе с тем крайне необходимо раскрыть наше понимание этих критериев и, возможно, активизировать дискуссию в педагогическом сообществе. Без единого понимания терминов нам вряд ли удастся согласовывать действия и двигаться к цели – сохранять здоровье участников образовательного процесса в условиях модернизации образования.

  1. Плясецкая Е.А. Проблемы сохранения психического здоровья учащихся.// «Педагогическое обозрение»,№5,с.6-7.
  2. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции.

Источник

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЕМ

Интегративный, или системный, подход,при­нятый в настоящее время в науке, имеет древнюю «фило­софскую основу — принцип холизма (целостности). Новей­шие открытия в области науки, прежде всего квантовой физики, расширили масштаб научных системных представ­лений о мире и человеке и приблизили нас к пониманию человека как Микрокосма по отношению к Макрокосму. Из представления о человеке как открытой системе пирамидаль­ного типа вытекает следующее.

1. Системный принцип организации определяет функци­онирование человека как единого целого, т. е. его внутреннее единство. При этом центром интеграции является вершина
пирамиды.

2. Как открытая система, постоянно обменивающаяся с окружающим пространством информацией, энергией и ве­ществом, человек един с этим пространством, хотя и нерав­новесен по отношению к нему.

Таким образом, человек целостен внутри себя и с окру­жающим миром. Именно такой масштаб представления о че­ловеке, его здоровье и управлении здоровьем принят в клас­сической философии, холистической медицине, современ­ной психологии. Он принят и в валеологии. Если рассмотрение патологического процесса как частичного хаоса» в си­стеме еще в какой-то мере допускает локальный подход, то рассмотрение здоровья как «общего внутрисистемного по­рядка» возможно только на принципах целостности.

Представление внутреннего аспекта целостности в зави­симости от мировоззрения и области исследования может иметь и более мелкий масштаб. Так, в классических областях медицины, ориентированных в основном на изучение тела, предполагается учет внутренних взаимосвязей и взаимозави­симостей в функционировании органов и систем и целост­ное реагирование организма (единство местного и общего). Учитывается также связь психики и тела, а основным мето­дом и одновременно целью врачебного воздействия являет­ся психосоматическая гармонизация.

Управление здоровьем— это управление механизмами валеогенеза, т.е. механизмами самоорганизации живой сис­темы, обеспечивающими ее динамическую устойчивость. При этом выделяются аспекты формирования, сохранения и ук­репления здоровья. Процесс формирования здоровья был рассмотрен в лекции 9.

Сохранение здоровья включает в себя соблюдение прин­ципов здорового образа жизни (медицинские аспекты) и воз­вращение утраченного здоровья (оздоровление), если уро­вень его приобрел тенденцию к снижению. Под укреплени­ем здоровья понимают приумножение его за счет тренирую­щих воздействий. Поскольку с возрастом уровень здоровья естественно снижается, поддержание его в прежнем диапа­зоне требует дополнительной активности. Наиболее универ­сальными тренирующими воздействиями являются физичес­кая и гипоксическая тренировки, закаливание.

Интегративный подход составляет методологическую ос­нову практики сохранения и укрепления здоровья. Воздей­ствия, используемые при этом, являются преимущественно естественными, немедикаментозными (очищение организ­ма, оздоровительное питание, закаливание, двигательные и гипоксические тренировки, психоразгрузки, мануальные воз­действия и др.). Отличия их в использовании при разных валеологических тактиках — формировании, сохранении и укреплении здоровья — носят в основном количественный характер. Рассмотрим подробнее деятельность врача-валеолога на примере процесса оздоровления.

Оздоровление — это возвращение здоровья на безопасный уровень путем активизации его механизмов. Оздоровление можно проводить при любом исходном уровне здоровья. Но обычно деятельность валеолога включает диапазон «предболезнь—здоровье», т.к. больные люди попадают в поле зре­ния врачей-клиницистов. Вектор воздействия при этом, как уже говорилось, направлен на повышение уровня здоровья, на возвращение его в безопасную зону, что препятствует по­явлению и проявлению заболеваний.

Первым этапом оздоровления является гармонизация вза­имоотношений организма с окружающей средой путем оп­тимизации этой среды и поиска адекватных форм жизнедея­тельности в ней с учетом конституции человека. Более-кон­кретно — это оценка региона проживания, его экологии, возможностей сохранения здоровья конкретного человека в данном месте; исследование экологии малого жизненного пространства (жилища, места роботы, одежды, питания и пр.) и коррекция отрицательных моментов (биопатогенные зоны, шум, загрязненность среды и др.), анализ и коррек­ция психо- и биоэнергоинформационных аспектов среды обитания; оценка психосоматической конституции человека и подбор оптимальных для него в данных условиях форм обмена с окружающей средой (характера питания, двига­тельной активности и отдыха, общения и др.).

Поскольку человек живет не только в пространстве, но и во времени, тактика оздоровления включает организацию жизни человека согласно биологическим ритмам и коррек­цию этих ритмов, если их структура нарушена. В природе все находится в ритмически организованном движении. Биорит­мы — это временная организация жизни. Нарушение ее сви­детельствует о предболезни или болезни.

Следующий аспект оздоровления — это внутренняя гар­монизация человека. Она рассматривается как наиболее эф­фективный подход для возвращения здоровья в его «безо­пасную зону». Внутренняя гармонизация является основным аспектом работы с механизмами здоровья, аналогом (хотя и более высокого порядка) патогенетического лечения в кли­нической медицине. При длительно сохраняющихся патоло­гических проявлениях, наряду с этим подходом, возможно использование и других, общих и локальных медицинских воздействий.

Исходя из представлений о человеке как системе пира­мидального типа, включающей в качестве подсистем сверх­сознание, или духовный элемент (вершина пирамиды), пси­хику (интеллектуально-эмоциональная сфера) и тело, раз­работана тактика общей гармонизации. Первым этапом, со­гласно иерархическому принципу, заложенному в пирамиде, должно быть решение высших индивидуальных задач, относя­щихся к области сверхсознания. Этому аспекту в западной медицине пока еще не уделяется должного внимания. Обычно врач начинает работу с пациентом со следующего по иерар­хии уровня, определяющего общее здоровье, — с психиче­ской сферы.

С состоянием психики, как известно, связано состояние сомы, что иллюстрируется наличием психосоматических болезней, «болезней адаптации» (по Г.Селье) при длитель­ном психическом стрессе, а также отрицательным влиянием психокомплексов на поведенческую адаптацию и жизнен­ный тонус. Формирующиеся при психокомплексах локаль­ные мышечные напряжения («блоки») затрудняют энерго­обеспечение тканей и предрасполагают тем самым к нару­шениям функций и патологическим процессам во внутрен­них органах. Комплекс оздоровительных методов, первично воздействующих на эмоционально-интеллектуальную сферу, предполагает умение работать как с осознаваемой, так и бес­сознательной областями психики. Вторично при этом сни­маются мышечные блоки. Можно идти обратным путем: пер­вично воздействовать на тело, получая вторичный психи­ческий оздоравливающий эффект. При этом могут использо­ваться особые, специальные приемы работы с телом (так называемая телесно ориентированная психотерапия) либо комплекс общих оздоравливающих воздействий телесной на­правленности. При таком подходе, называемом психосомати­ческой гармонизацией, человек оздоравливается и психи­чески, и физически. Психосоматическая гармонизация явля­ется частным вариантом общей внутренней гармонизации, наиболее доступным врачам в их практической деятельности.

Воздействие на физическое тело — это последний по иерархии уровень оздоровительных мероприятий. Он вклю­чает: а) нормализацию трофотропной функции организма («очищение» органов и систем, нормализацию деятельнос­ти пищеварительной системы, питания, сна); б) восстанов­ление эрготропной функции за счет назначения тренирую­щих воздействий (оздоровительная физическая и гипокси-ческая тренировки, закаливание и др.) Последний подход является основным в укреплении здоровья.

Кроме всего названного, существует ряд методов, позво­ляющих оздоровить, гармонизировать человека в целом или большинство элементов его системы. Сюда можно отнести энергоинформационные воздействия, действие природных факторов, мануальную коррекцию, массаж, цигун терапию, хатха-йогу, неспецифическую адаптивную терапию и др.

Ни одна деятельность человека не будет достаточно эф­фективной, пока она не осознана и не подкреплена информационно. Поэтому важнейший компонент в практике оздо­ровления — это просветительская работа и формирование активной позиции по отношению к своему здоровью, моти­вации к поддержанию его уровня в «безопасной зоне». При этом человек должен быть вооружен знанием, как ему орга­низовать здоровый образ жизни с учетом индивидуальных биологических и психических особенностей./ .’

Что понимается под медицинскими аспектами здорового образа жизни? Человек имеет множество потребностей на различных уровнях своей организации, удовлетворение ко­торых позволяет сохранять динамическую устойчивость всей системы, сохранять жизнь и здоровье. Эти потребности удов­летворяются информацией, энергией и веществом, посту­пающими в различных формах из окружающей среды. Ос­новными формами обмена человека с окружающей средой являются питание, дыхание, в определенной степени — дви­жение, психическое взаимодействие (обмен эмоциями и мыс­лями), биоэнергоинформационный обмен, взаимоотноше­ния мужчины и женщины, имеющие более широкий спектр взаимовлияния, чем однополое общение. Деятельность, на­правленная на удовлетворение этих форм обмена в различ­ных сочетаниях, обеспечивает разнообразие социальной и биологической жизни человека.

Для сохранения здоровья обмен человека с окружающей средой должен соответствовать определенным требованиям. Система жизни, в которой эти требования удовлетворяются в достаточной степени и в оптимальном режиме, что позво­ляет сохранить здоровье на безопасном уровне, получила на­звание здорового образа жизни.Поскольку люди различны по своим конституциональным свойствам, то и здоровый образ жизни у каждого человека имеет свои индивидуаль­ные особенности.

Остановимся на некоторых отдельных аспектах управле­ния здоровьем.

Источник

Читайте также:  Три принципа социального здоровья
Adblock
detector