Конспект занятия «О витаминах» (5 класс)
план-конспект занятия по биологии (5 класс)
Конспект занятия «О витаминах» (5 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 21.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
специальная (коррекционная) школа-интернат № 1 Купинского района Новосибирской области
(МБОУ Купинская школа-интернат № 1)
Учитель биологии Нестерова Г.
Конспект занятия в 5 классе.
Тема : О витаминах.
Цели: — дать понятие «витамины»
-познакомить со значением витаминов для организма человека;
— обучение выбору самых полезных продуктов для здорового, рационального питания;
— повторить принципы правильного питания;
— формирование мотивации здорового образа жизни;
— развивать операции логического мышления: анализ, синтез, сравнение,
— воспитание привычки следить за своим здоровьем.
Громко прозвенел звонок,
Помни всюду и всегда:
Для нашего здоровья
(записать на доску как девиз урока)
- АОЗ. Проверка домашнего задания.
— Ребята, в нашу школу пришло очень странное письмо. Я хочу вам его прочитать.
Здравствуйте, друзья! Своё письмо я пишу из больницы. У меня ухудшилось здоровье: болит голова, в глазах звёздочки, всё тело вялое. Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться. Я составил себе меню на обед: торт с лимонадом, чипсы, варенье и пепси-кола. Это моя любимая еда. Наверное, я скоро буду здоров. Ваш Карлсон.
— А вы верите, что Карлсон будет здоров?
— Почему? (составил неправильное меню)
— Расскажите, какие вещества необходимы организму для роста и развития?
(белки, жиры, углеводы)
— Для чего нужны организму белки?
Белки — вещества, идущие на постройку клеток организма и дающие ему силу.
— Какие продукты богаты белками?
(молочные прод, рыба, мясо)
-Для чего нужны организму углеводы?
Углеводы — вещества, быстро дающие организму силу и жизненную энергию.
— Какие продукты богаты углеводами?
( хлеб, виноград, злаки)
-Для чего нужны организму жиры?
Жиры дают нам энергию и защищают нас от холода, образуя тонкий слой жира под кожей.
— Какие продукты богаты жирами?
(мясо, масло, колбаса)
III. Сообщение темы и целей урока
— А что ещё нужно организму, кроме питательных веществ, вы узнаете, отгадав загадку
Мы столько радости несём
От болезни и простуды
Всех детей мы бережём.
— Так о чём мы будем говорить на уроке (о витаминах)
— Что вы знаете о витаминах?
-Верно. Обратимся к словарю (Ане было дано задание найти в словаре Ожегова, что обозначает слово витамины.)
— Витамины- это органические вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма.
Витамины оказывают большое влияние на самочувствие человека. Недаром слово витамины происходит от латинского слова «ВИТА», что означает «ЖИЗНЬ».
И обозначаются буквами латинского алфавита.
Витамины бывают разными. Всего их 13.
Но самые распространённые – 4. Это витамины А, В, С, Д.
Каждый витамин имеет свои особенности
- Изучение нового материала
1) Сейчас мы познакомимся подробнее с особенностями этих витаминов.
— Работать вы будете в группах. Каждая группа работает со своим витамином.
— Вы работаете с витамином А……(расставить карточки)
-Откройте учебники на с.48, рассмотрите рисунки и расскажите
в каких продуктах содержатся витамины А, В,С, Д
и почему эти продукты полезны человеку, а так же у вас на столах лежит карточка-помощница, на которой вы тоже найдёте информацию о витаминах.
(отвечают по слайдам)
— В каких продуктах содержится витамин А?
(морковь, свекла, баклажан, сыр, )
— Посмотрите, в каких ещё?
-Почему полезен? (улучшает зрение)
— В каких продуктах содержится витамин В ?
— Посмотрите, в каких ещё?
-Почему полезен? (укрепляет организм, даёт запас энергии)
— В каких продуктах содержится витамин С?
(яблоки, арбуз, капуста, груши, виноград, сливы, вишни)
— Посмотрите, в каких ещё? Назовите на слайде северные ягоды? Оказывается наши северные леса богаты ягодами в которых содержится витамин С.
-Почему полезен? (закаляет организм, помогает бороться с болезнями)
— В каких продуктах содержится витамин Д?
(рыба, растительное масло, сливочное масло, рыбий жир )
— Посмотрите, в каких ещё?
— Почему полезен? (укрепляет костную систему, предупреждает заболевание рахитом)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА для глаз.
2) – Теперь я хочу проверить, как вы запомнили в каких продуктах содержатся какие витамины.
Сыграем в игру «Узнай витамин»
Дети достают из мешочка продукт, называют его и вспоминают, какой витамин в нём есть и чем полезен этот витамин для организма.
В это время учитель вывешивает на доску опорную схему.
— А теперь скажите, какая группа витаминов самая важная?
— Вот такой же спор случился у одной хозяйки? (Ю.Тувим)
— Как бы вы ответили на этот вопрос? (все важны, все нужны)
Вывод: так же и с витаминами: все витамины требуются нашему организму, потому что без них человек слабеет, устаёт, плохо выглядит.
— А теперь я хочу проверить, насколько вы были внимательны и запомнили, какое значение имеют витамины для организма человека (карточка) Работать вы будете по карточкам.
-Каждая группа получает карточку, на которой нарисованы продукты и написано задание.
Вы должны прочитать задание, на место пропуска вписать название витамина, о котором идёт речь, и обвести продукты, в которых этот витамин содержится.
1 гр- витамин Д –рыба, молоко
2 гр – витамин С- арбуз, малина, яблоко
3 гр – витамин А- сыр, картофель, морковь
4 гр – витамин В- мясо, яйцо, хлеб
— Так о чём мы говорили на уроке?
— С какими витаминами познакомились?
— Для чего нужны человеку витамины?
— А теперь вспомните письмо, которое я вам читала в начале урока.
Какие бы вы продукты передали Карлсону в больницу, чтобы он быстрее выздоровел?
— А почему бы вы дали ему все эти продукты? (много витаминов)
VI. Домашнее задание.
Подготовить информацию о витамине, о котором мы на уроке не говорили.
— А теперь я предлагаю вам посмотреть на карточки с витаминчиками и обвести тот, который соответствует вашему настроению на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подробный развернутый конспект урока, с подбором материала для презентации, самостоятельной и проверочной работ, а также с дополнительным материалом к уроку.
Урок посвящен теме «Витамины». В ней рассматриваются вопросы «авитаминоз», «витаминоз», «гипервитаминоз», источники витаминов, физиологическая роль витаминов.
Предложен конспект урока в 8 классе на тему «Витамины». Использована интерактивная технология Smart.
ФИ.О. автора: Налесник Ирина Юрьевна, учитель биологии, Муниципального общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа № 5 города Алексеевка Белгородской области.Название рабо.
Источник
Урок технологии в 5 классе по теме «Роль витаминов и минеральных веществ в жтзнедеятельности организма»
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему
- обучающие цели – ознакомить с понятиями витаминов и минеральных веществ;
- развивающие цели – овладеть полученными знаниями по изучаемой теме;
- воспитывающие цели – применять полученные знания для сохранения своего здоровья.
Оборудование: таблицы по изучаемой теме.
Тип урока: урок – лекция.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mineral.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
по материальной технологии
Тема «Физиология питания.
Роль витаминов и минеральных веществ в жизнедеятельности организма».
- обучающие цели – ознакомить с понятиями витаминов и минеральных веществ;
- развивающие цели – овладеть полученными знаниями по изучаемой теме;
- воспитывающие цели – применять полученные знания для сохранения своего здоровья.
Оборудование: таблицы по изучаемой теме.
Тип урока: урок – лекция.
I. Организация урока.
1.Посещаемость. Проверка готовности учащихся к уроку (наличие дневников, тетрадей по предмету), внешний вид.
2. Сообщение темы и цели урока.
3. Работа в тетради – записать дату, тему урока и домашнее задание.
II. Проверка домашнего задания .
Устный опрос по самостоятельным письменным работам в тетрадях.
- Что вы знаете о витаминах?
- Для чего они нужны человеку?
- Где они находятся?
- Что такое питаться по сезону?
- Кто открыл витамины?
- Соль это враг или друг?
- Могут ли витамины быть вредными?
- Что такое кремний?
- Всегда ли полезно молоко?
- Зависит ли здоровье человека от того, что он ест?
III. Изучение нового материала.
Краткая история открытия витаминов.
Слово «витамины» происходит от двух латинских слов «vita», что означает «жизнь», и химического названия «amini», т.е. азотистые соединения, содержащие аминную группу (NH 2 ) – азот и присоединенные к нему два атома водорода.
Дальнейшими исследованиями было установлено, что только некоторые витамины имеют в своем составе аминогруппы, название «витамины» все же сохранилось, подчеркивая жизненно важное значение этих веществ.
Основоположником учения о витаминах является русский ученый – врач Николай Иванович Лунин. Им была впервые изготовлена искусственная синтетическая смесь, содержащая все пищевые вещества, входящие в состав молока (белки, жиры, углеводы, минеральные соли и вода). Мыши, получавшие такое искусственное «молоко», заболевали и погибали. Результаты этого эксперимента противоречили общепринятой тогда в науке точке зрения, что для нормальной жизнедеятельности организма достаточно, чтобы пища содержала белки, жиры, углеводы и минеральные соли. Тогда Н. И. Лунин продолжил опыты. В тех же самых условиях содержания другая группа мышей получала высушенное на водяной бане натуральное молоко. Эти мыши прибавляли в весе и после 2,5 месяца опыта оказались совершенно здоровыми.
Проведенные исследования позволили Н. И. Лунину сделать вывод о том, что в молоке, кроме белка-казеина, жира, молочного сахара и солей, содержатся еще другие вещества, совершенно необходимые, для питания, обнаружение и изучение которых представляет большой интерес.
Исследования Н. И. Лунина были подтверждены и получили дальнейшее развитие в работах многих отечественных и зарубежных ученых.
Жизненная практика показала, что пища, содержащая белки, жиры, углеводы, минеральные соли и воду в достаточном количестве, может явиться причиной некоторых тяжелых заболеваний. Это было замечено во время продолжительных морских и сухопутных путешествий и экспедиций. Когда люди были вынуждены питаться в основном консервированной пищей, хотя и в достаточном количестве, но без свежих овощей и фруктов.
Такое питание приводило к заболеванию цингой. Цинга предотвращалась или излечивалась, если к пищевому рациону добавляли настой хвои или лимонный сок.
Ряд исследований установил, что такие заболевания у человека как цинга, бери-бери или «ножные кандалы», рахит, ксерофтальмия (заболевание глаз) оказалось возможным предупредить или вылечить, введя в пищевой рацион определенные продукты питания.
В 1912 году ученый К. Функ, сопоставляя эти наблюдения с опытами Н. И. Лунина, сделал вывод, что во всех случаях возникновения упомянутых заболеваний в пище отсутствуют неизвестные вещества, необходимые для питания. В пищевых продуктах, исцеляющих или предупреждающих эти заболевания, такие неизвестные вещества присутствуют. Для их наименования К. Функ впервые употребил слово «витамины». Он обобщил и систематизировал все исследования, проводившиеся до него в указанном направлении, и в этом его главная заслуга.
В 1913 году, Маккеллум и Дэвис, проведенными на крысах опытах установили, что для их нормального роста необходим особый жирорастворимый фактор А, являющийся также витамином. В дальнейшем оказалось, что применение его излечивает человека от заболевания глаз – куриной слепоты.
В 1928 году венгерский ученый Сцент-Джиорджий выделил из надпочечников, а затем из сока апельсина и капусты витамин С.
В 1935 году датский ученый Дам выделил витамин К, способствующий свертыванию крови.
В 1936 году исследователям в разных странах удалось выделить витамин В 6.
В 1939 году из печени млекопитающих выделили пантотеновую кислоту.
В 1941 году из листьев шпината и в 1945 году из печени и дрожжей была выделена фолиевая кислота.
В 1948 году Смис в Англии и Рикс в США выделили из сырой печени антианемическое вещество в виде игольчатых кристаллов темно-красного цвета и назвали его витамином В 12 . Этот витамин излечивает от малокровия – тяжелого заболевания крови.
В 1950 году японский ученый Томияма, а в 1951 ученый Кребс открыли витамин В 15.
Большой вклад в учение о витаминах внесли советские ученые – профессора Л.А. Черкес (Одесса), М. Н. Шатерников (Москва) и академики А. В. Палладин (Харьков), Б.А. Лавров (Москва). Налаженность методики биологического опыта позволила перейти к изучению витаминной активности различных пищевых продуктов.
Значение витаминов в жизнедеятельности организма.
Витамины разносторонне и существенно влияют на всю деятельность организма. Дозы витаминов, необходимых человеку, ничтожно малы по сравнению с другими органическими частями пищи (белками, жирами, углеводами) и выражаются в миллиграммах, а некоторых витаминов в микрограммах или гаммах. Гамма – одна тысячная доля миллиграмма.
Синтез некоторых витаминов осуществляется микрофлорой кишечника, но он незначителен и не покрывает потребность человека в них.
В некоторых случаях витамины образуются в организме человека в процессе обмена веществ из близких по химическому составу органических веществ, называемых провитаминами . Каротин, содержащийся в растительных продуктах, в организме переходит в витамин А. Эргостерин, содержащийся в коже человека, под воздействием ультрафиолетовых лучей солнца превращается в витамин Д
Витамины участвуют в обменных процессах, происходящих в организме.
Поступившие в организм питательные вещества подвергаются сложным изменениям, в результате которых они постепенно превращаются в вещества самого организма, его клеток и тканей, т.е. усваиваются им. Это называется ассимиляцией .
Но наряду с созданием клеток и тканей в организме постоянно происходит частичное их разрушение. Процесс распада веществ, входящих в состав клеток и тканей, носит название диссимиляция. Диссимиляция происходит в результате расхода энергии, затрачиваемой на работу органов тела и на поддержание тепла в организме. Следовательно, ассимиляция ведет к накоплению веществ в организме, диссимиляция – к расходованию веществ и энергии. Оба эти процесса находятся в тесной взаимосвязи. Совокупность их и составляет обмен веществ .
У здорового взрослого человека процессы ассимиляции и диссимиляции находятся примерно в состоянии равновесия.
Преобладание ассимиляционных процессов наблюдается в период роста и развития молодого организма, при выздоровлении после перенесенной болезни.
Витамины играют важную роль в процессах ассимиляции, обеспечивая своевременное восстановление веществ, разрушившихся в процессе диссимиляции.
Пример : при отсутствии витамина С процессы ассимиляции протекают медленно, что отражается на общем состоянии организма. Появляется быстрая утомляемость, слабость, вялость, сонливость.
Нормальный состав тканей и органов предполагает обязательное содержание в них витаминов в определенных количественных соотношениях не только между собой, но и с другими веществами – белками, жирами, углеводами, минеральными веществами и водой. При нарушении поступления в организм витаминов происходит нарушение питания тканей.
Пример : при добавочном включении в рацион питания кормящих женщин витамина С повышается не только его содержание в грудном молоке, но и увеличивается содержание жира. Белки женского молока содержат казеиновую и неказеиновую фракции. Неказеиновая является более ценной для ребенка. При низком уровне витамина С в пище и, следовательно, в материнском молоке качественный состав белка меняется, и казеиновая фракция преобладает над неказеиновой, что приближает женское молоко по своему белковому составу к коровьему. Такое молоко имеет пониженную питательную ценность для ребенка. ( Очень ценно ).
В организме витамины соединяются с другими веществами, например с фосфорной кислотой и некоторыми белковыми веществами. В ряде случаев они входят в состав ферментов.
Ферменты являются ускорителями биохимических реакций в организме. Они содержатся в каждой клетке человеческого организма и участвуют в различных обменных реакциях. В настоящее время известно более 100 ферментов, в составе которых содержатся витамины, и очень большое количество обменных реакций, активизируемых витаминами. Функция каждого витамина может быть многообразной.
Витамины оказывают регулирующее влияние на функциональное состояние различных систем и органов человека.
Витамины существенно влияют на обмен белка в организме. Большее или меньшее содержание белка в рационе питания влияет на усвоение организмом ряда витаминов и на их обмен.
Роль витаминов в жировом и холестериновом обмене многогранна.
Витамины принимают участие в углеводном обмене
Многие микроэлементы активно участвуют в синтезе некоторых витаминов, способствуют использованию организмом витаминов, влияют на его различные функции.
Витамины усиливают различные защитные реакции организма при неблагоприятных воздействиях внешней среды – инфекциях, лучевой интоксикации, высотных полетах, профессиональных вредных условиях труда.
Витамины повышают сопротивляемость человеческого организма к различным вредным воздействиям окружающей среды, а в случае заболевания способствуют более легкому течению болезни и скорейшему выздоровлению.
Витамины необходимо употреблять в установленных дозировках .
Первоначальное количество витаминов исчислялось единицами и для их обозначения хватало первых четырех букв латинского алфавита (А, В, С и D). В дальнейшем по мере открытия новых витаминов пришлось использовать и другие буквы – E, F, M, H, K, P, PP и другие.
В ходе исследований выяснилось, что витамин, обозначенный той или иной буквой, часто существует в виде химических родственных соединений, каждое из которых также обладает свойством данного витамина. Тогда к буквам стали присоединять порядковые номера – К 1, К 2, К 3, D 2, D 3, В 1, В 2, В 6, В 12 и так далее.
Часто витамины обозначаются и буквами латинского алфавита и названиями. Некоторые витамины получили условные названия без буквенных обозначений, например липоевая кислота.
Часто витамины обозначаются и буквами латинского алфавита и названиями , например витамин В 1 (тиамин), витамин В 2 (рибофлавин), витамин С (аскорбиновая кислота), витамин РР (никотиновая кислота) и другие.
Сейчас количество витаминов определяется уже десятками, но не всех из них имеют значение для человека, а только для животных.
Наиболее многочисленна группа витаминов В. Они разные по своему химическому составу и действию на организм человека. Многие из витаминов группы В часто сопутствуют друг другу в пищевых продуктах, что и явилось основанием для их объединения, однако это объединение весьма условно.
Приложение. Таблица о видах и свойствах некоторых витаминов.
Натуральные пищевые продукты и готовая пища при хранении и кулинарной обработке в домашних условиях теряют содержащиеся в них витамины. Неправильная кулинарная обработка может привести к их полному разрушению (об этом поговорим отдельно).
Никакой организм не может существовать без кремния……
В 1924 году американские ученые Ф. У. Кларк и Г. С. Вашингтон оценили среднее содержание элементов в процентах от массы земной коры.
Источник