Урок природоведения на тему «Здоровье человека». 5-й класс
Класс: 5
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (611 кБ)
Цели и задачи урока:
- Сформировать представление о здоровом образе жизни, как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности. Продолжить формирование знаний и представлений о полезных и вредных привычках.
- Способствовать развитию умения анализировать свои привычки.
- Развивать мышление и коммуникативные функции.
- Воспитывать привычку стремления и сохранения собственного здоровья.
Тип: урок формирования новых знаний.
Оборудование урока: мультимедийный проектор для демонстрации материалов урока, плакаты, карточки с пословицами и заданиями, рабочие тетради учащихся, учебник природоведения.
Организационный момент
Контроль посещаемости. Проверка готовности класса к уроку. Учитель нацеливает учащихся на урок:
– Как вы понимаете пословицу «Здоровый нищий счастливее больного короля»?
– Чтобы быть здоровым, необходимо знать правила сохранения и укрепления здоровья и постоянно следовать им. Тогда о тебе скажут: он ведёт здоровый образ жизни.
– Врачи давно заметили, что наше физическое благополучие во многом зависит от нашего отношения к здоровью. Каковы же главные правила здорового образа жизни?
– Ребята, какого человека мы называем здоровым?
Ответы детей: (Того, который: хорошо себя чувствует; сильный, крепкий, ловкий; не болеет и не пропускает занятий и работу; следит за своим здоровьем; не имеет вредных привычек).
– Да, вы, верно, ответили на мой вопрос.
Человек – великое чудо природы. Природа создала человека для долгой и счастливой жизни. Однако ряд привычек, которые человек приобретает ещё в школьные годы и от которых потом не может избавиться в течение всей жизни, серьезно вредят его здоровью. Здоровый человек – это тот, который и психически и физически хорошо развит и хорошо себя чувствует, постоянно следит за своим здоровьем и не имеет вредных привычек. Вы наверное уже догадались о чем пойдет речь на уроке сегодня? (о привычках, влияющих на наше здоровье). Правильно.
– Мы очень часто повторяем слова: привыкать, привычка.
– Что же означает слово «привычка»? (Привычка появляется, когда много раз повторяешь какое-то действие). Это то, над чем особо не задумываешься. Не зря говорят, вошло в привычку.
Устный опрос учащихся
Задание: попробуйте найти определение слова «привычка».Что у нас получилось?
– Привычка – это то, что становится в твоей жизни необходимым.
– Привычка – поведение, образ действий, склонность, ставшие для кого-нибудь в жизни обычными, постоянными.
– Привычка – это то, что мы делаем постоянно. Спасибо вам за помощь. Запишите в рабочую тетрадь тему урока и определение привычка – это….
Основная часть урока
Беседа
– Ребята а у вас есть привычки? Назовите их (чистить после приема пищи зубы, мыть обувь, всегда выключать лишний свет, не в моих привычках опаздывать куда-либо…).
– Рассмотрите слайд. Ребята, а как вы думаете на какие группы можно разделить, изображенные действия детей? Можно ли данные действия назвать привычками? (На полезные и вредные привычки).
– Да, верно, привычки можно разделить на полезные и вредные.
– Итак, наш урок посвящен привычкам. И сегодня, мы с вами попытаемся разобраться в имеющихся у каждого из нас привычках и их влиянии на наше здоровье.
Игра «Выбери привычку». Приглашаю к доске два человека, вот вам задание:
- Прочитай список привычек.
- Выбери из списка полезные привычки и поставь напротив каждой знак «+».
- Выбери из списка вредные привычки и поставь напротив каждой знак «–».
- Если ты не знаешь, какая это привычка, то поставь знак «?».
– спать с отрытой форточкой,
– обманывать,
– умываться,
– чистить зубы,
– грызть ногти,
– сутулиться,
– класть вещи на место,
– выполнять домашнее задание,
– есть много сладкого,
– разговаривать во время еды,
– делать ежедневную зарядку,
– пропускать уроки,
– говорить правду,
– читать лежа,
– мыть за собой посуду,
– драться,
– конфликтовать,
– заниматься спортом,
– подолгу сидеть у компьютера и телевизора,
– курить, употреблять алкоголь, наркотики.
– Ребята, давайте вместе проверим выполнение задания. На нашей доске изображен яркий цветок и цветок-сорняк.
– На изображение, какого цветка, вы поместили бы полезные привычки и вредные привычки? Ответы детей.
Ученик называет привычку и прикрепляет ее к нужному цветку.
После выполнения игры проводится обсуждение.
– Все полезные и вредные привычки человек выращивает в себе сам. Только полезные привычки требуют особого ухода – дело это нелегкое, изо дня в день нужно трудиться, чтобы получить результат, а вредные привычки очень легко пускают корни как сорная трава. Но зато полезные привычки могут сделать из своего хозяина настоящего человека.
Информационный (новый) материал
– Особенностью каждого человека является способность привыкать к каким-либо действиям и ощущениям, например, я привыкла рано ложиться спать, а кто-то наоборот, ложится поздно, кто-то привык терпеть боль, а кто-то нет. Можно привыкнуть к определенному месту, одежде, занятиям.
– Привычки формируются в результате многократных повторений: когда человек совершает одни и те же действия, он привыкает и повторяет их, не задумываясь.
– Многие привычки могут оказывать влияние на здоровье человека.
– Какие привычки сохраняют наше здоровье?
– Давайте приведем примеры:
- Лег вовремя спать – проснулся бодрым и работоспособным.
- Постоянно чистишь зубы – бережешь их от кариеса, хорошо пережевываешь и усваиваешь пищу.
- Занимаешься физкультурой и спортом, закаливанием – меньше болеешь и т.д.
– Зарядка должна стать для вас одной из самых важных и полезных привычек. Предлагаю вам провести физкультминутку под музыку и обязательным условием должна быть улыбка на лице.
Физкультминутка (2 мин.)
Для снятия и предупреждения нарастающего утомления.
Самостоятельная работа (устно)
– Привычки, наносящие вред здоровью называются вредными. У многих из нас их предостаточно. Разберите самостоятельно примеры, называя привычку, поясните, почему она «вредная»: читать лежа в постели или при плохом освещении – портится зрение; подолгу сидеть у компьютера или телевизора – нарушается психика, осанка; разговаривать во время еды – плохо усваивается пища и можно поперхнуться.
– Наиболее опасное влияние на здоровье оказывают употребление табака, алкоголя, наркотиков. По мере их употребления у человека сначала развивается привычка, затем зависимость (болезнь).
Под воздействием табакокурения, алкоголя, наркотиков поражаются внутренние органы (сердце, легкие, желудок), сосуды, головной мозг. Рассмотрите слайд.
Снижается работоспособность человека, ослабевает зрение, слух, память. Меняется и поведение людей: они становятся неуправляемыми и способны совершать поступки, опасные для собственной жизни и жизни окружающих. Жизнь таких людей становится однообразной, они перестают стремиться к цели, их не интересует окружающий мир, они многого могут не успеть узнать в жизни. А почему еще их называют «вредными»?
– Вредными эти привычки называются еще и потому, что от них, как нам уже известно, очень трудно отказаться, так как они постепенно становятся необходимыми человеку. Последствия, которые наступают в результате их ограничения, настолько болезненны, что человек не может справиться с ними сам и в результате погибает.
– Детский организм быстрее попадает в никотиновую, алкогольную, наркотическую зависимость, так как он находится в стадии формирования. Он очень раним и не может оказывать должного сопротивления тем вредным веществам, которые в него попадают. От вредных привычек (если этого захочет взрослый человек) труднее избавиться, если они появились в детском возрасте.
– Ребята, какой вы можете сделать вывод из сказанного? (Лучше с детства привыкать к хорошему. Если будешь вырабатывать у себя хорошие привычки, вырастешь здоровым. Не привыкать с детства делать то, что приведет к появлению вредных для здоровья привычек.
– Ребята, а как вы думаете, от чего же зависит здоровье человека? (от соблюдения здорового образа жизни). Правильно. А что это такое соблюдать ЗОЖ?
– Давайте назовем составляющие здорового образа жизни: отказ от разрушителей здоровья, активный двигательный режим, правильное питание, закаливание организма, личная гигиена, положительные эмоции).
Тренинг для учащихся
– А теперь проведем тренинг «Положительные качества на первую букву».
Назовите как можно больше слов, относящиеся к здоровью человека на каждую букву слова «здоровье».
Например:
З – зубы, закаливание, зарядка, зрение.
Д – детство, движение.
О – отдых, овощи, освещение.
Р – режим, работоспособность, разум.
О – обливание, организм.
В – витамины, вода, воздух, вред.
Ь
Е – еда.
Ответы самых активных детей оцениваются.
Самостоятельная работа (письменно)
– Итак, здоровье человека зависит от того образа жизни, который он ведет.
– Как вы считаете, что можно посоветовать тому, кто хочет избавиться от вредной привычки? (делать зарядку, вести правильный образ жизни и т.д.).
– Выполните это задание письменно в рабочих тетрадях.
– Для начала каждому из вас необходимо определить, от какой привычки вам хотелось бы избавиться и, только затем приступать, к составлению плана избавления от нее. В этом вам помогут зеленые план-карточки.
Мой план избавления от вредной привычки
Вредная привычка, от которой я хочу избавиться ____________________
Время для работы над собой _____________________________________
Укажи срок, время
Мне понадобится помощь _______________________________________
Укажи человека
Я должен (должна) сделать ______________________________________
Укажи что
Избавившись от привычки, я _____________________________________
– Давайте проверим вашу работу. Учитель собирает тетради у учащихся и проверяет выполнение на оценку.
Итог урока
– Подошел к концу наш урок. Давайте подведем итог. Что нам удалось выяснить в течение урока? (мы сегодня выяснили, что привычки бывают вредные и полезные).
– Какие привычки называют вредными? (которые разрушают здоровье человека).
– Может ли человек сам избавиться от вредной привычки? (да, если у него сильный характер и есть сила воли).
– Что для этого нужно? (не проводить свободное время в подозрительных компаниях)
– Какие основные выводы можно сделать?
Выводы:
- Существуют разные привычки: вредные и полезные
- Хорошие привычки можно и нужно в себе развивать.
- Надо вести такой образ жизни, чтобы не приобретать вредных привычек
- Не иметь вредных привычек поможет сила воли.
Заключительное слово учителя.
– Помните, ребята, что здоровье – это главная ценность человека. Здоровье, не купишь ни за какие деньги. Будучи больными, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты.
Домашнее задание
Вам необходимо прочитать текст параграфа . Найдите и запишите в рабочую тетрадь 3 пословицы о вредных привычках.
Выставление оценок учащимся
Учитель выставляет оценки в журнал с комментариями. Выставление оценок в дневник.
Источник
Урок природоведения 5 класс. Тема «Здоровье — это здорово!»
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме
Данный урок является обобщающим уроком в теме: «Человек. Его здоровье и безопасность жизни» из курса природоведения в 5-м классе по программе В.В. Пасечника. Урок проведен 15 мая 2012 года в 5 «В» классе. Урок проводится в игровой форме. Учащиеся данного класса имеют хорошие учебные способности, активные, смышленые ребята, добросовестные в выполнении поручений и подготовке дополнительного материала к уроку. В связи с этим на уроке подобран быстрый темп, чтобы успеть закрепить его практической деятельностью.
Урок проведен с использованием ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-1.doc | 62.5 КБ |
urok_zdorove1.ppt | 1.55 МБ |
marshrut.docx | 16.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ПО БИОЛОГИИ (природоведение) в 5 классе
Глава 11 «Человек. Его здоровье и безопасность жизни»
Тема: Здоровье – это здорово!
Аширбекова Екатерина Ивановна
г. Всеволожск 2012 год.
Аннотация к уроку.
Данный урок является обобщающим уроком в теме: «Человек. Его здоровье и безопасность жизни» из курса природоведения в 5-м классе по программе В.В. Пасечника. Урок проведен 15 мая 2012 года в 5 «В» классе. Урок проводится в игровой форме. Учащиеся данного класса имеют хорошие учебные способности, активные, смышленые ребята, добросовестные в выполнении поручений и подготовке дополнительного материала к уроку. В связи с этим на уроке подобран быстрый темп, чтобы успеть закрепить его практической деятельностью.
Урок проведен с использованием ИКТ.
Эпиграф к уроку.
Здоровый человек, есть самое драгоценное произведение природы.
Цель урока: сформировать у учащихся понятие «здоровый человек», способы сохранения здоровья у человека с младшего возраста.
Закрепить понятие «полезные привычки», от чего зависит здоровье человека;
Охарактеризовать различные виды травм системы опоры и движения, научить учащихся распознавать виды кровотечений, тепловой и солнечный удары;
Отработать с учащимися с основные правила оказания первой доврачебной помощи при различных видах нарушений здоровья человека.
Формировать умение анализировать ситуацию и делать выводы.
Воспитать чувство ответственности за конечный результат при групповой работе.
Основные понятия: здоровый человек, полезные привычки, здоровый образ жизни.
Средства обучения: компьютер, презентация по теме урока, бинты, жгут, йод, перекись водорода, простейшие шины, перевязочный материал.
Внимательно посмотрите фильм «Если хочешь быть здоровым»
Чем закончилось такое закаливание?
Укрепило ли оно здоровье ребят?
В мире есть две абсолютные ценности – это чистая совесть и здоровье.
Давайте поразмышляем вместе.
Что такое здоровье?
Может ли человек планировать уровень своего здоровья?
Можно ли «убежать» от болезней?
Если можно, то откуда берутся больные люди?
Доказано, что примерно 75% болезней взрослых заработано в детские годы, до 16 лет.
Постановка цели урока.
Цель нашего урока: — обобщить знания о способах сохранения здоровья у человека с младшего возраста. (запись личной цели)
Обобщение знаний учащихся по теме.
Здоровье – это, что человеку дается с рождения бесплатно. Но почему же мы часто слышим выражение: «Здоровье дороже золота», или «Здоровье не купишь ни за какие деньги»?
Забота о здоровье требует от нас постоянных усилий.
Сегодня мы совершим восхождение на гору, которая называется Гора Здоровья! ( Приложение )
Как называются люди, которые совершают восхождение на вершины гор? – альпинисты. Человек со слабым здоровьем может покорить вершину гор?
Для восхождения необходим инструктор. Если позволите вашим инструктором, сегодня буду я.
Для того, что бы вести ЗОЖ, необходимо знать свой организм, из каких систем органов он состоит, и как они работают.
О каких системах идет речь?
Что такое система органов?
Задание . Найти соответствие: системы органов – орган – функция. Соединить стрелками.
Пищеварительная легкие выделение
Дыхательная сердце питание
Выделительная скелет движение
Опорно-двигательная желудок газообмен
Нервная почки транспорт
Кровеносная мозг регуляция.
Путешествие в горах опасное дело, где на каждом шагу тебя подстерегают различные неожиданности.
Что может случиться в горах?
Тепловой и солнечный удар,
Помочь пострадавшему может только тот, кто сумеет. Для того чтобы суметь, надо уметь, знать, тренироваться.
Первая медицинская помощь – это всего лишь временная мера при несчастном случае, предпринимаемая для того, чтобы спасти жизнь пострадавшего человека, предотвратить дополнительные травмы и облегчить его страдания до оказания квалифицированной помощи.
Оказание первой доврачебной помощи. Работа в группах
Ф И З М И Н У Т К А (эмоциональная разгрузка) ( урок здоровье3.ppt )
3 привал. Вредные привычки. Из перечисленных понятий вычеркните вредные привычки:
помогать товарищу, употреблять алкоголь, не чистить зубы, разбрасывать вещи, проветривать комнату, гулять на свежем воздухе, лгать, ругаться, мыть руки, употреблять наркотики, заниматься спортом, курить, дружить.
Физминутка для мозгового кровообращения, утомление глаз.
- Я хочу быть здоровым, так как…
- Я буду здоровым потому, что…
- Если я буду здоровым, то я смогу…
1. Рисунок на тему «Здоровье моей семьи»
Составить рассказ на тему «Здоровая семья»
Презентация «Моя семья – выбирает здоровье»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Маршрутный лист Ф.И. ______________________________________ 5-Вкласс.
Тема: Здоровому все здорово!
Внимательно посмотрите фильм « Если хочешь быть здоровым»
Прокомментируйте его, ответив на вопросы:
- Чем закончилось такое закаливание?
- Укрепило ли оно здоровье ребят?
В мире есть две абсолютные ценности – это чистая совесть и здоровье .
Давайте поразмышляем о здоровье, ответив на вопросы:
- Что такое здоровье?
- Может ли человек планировать уровень своего здоровья?
- Можно ли «убежать» от болезней?
- Если можно, то откуда берутся больные люди?
Доказано, что примерно 75% болезней взрослых заработано в детские годы, до 16 лет.
Цель нашего урока: — обобщить знания о способах сохранения здоровья у человека с младшего возраста.
1 Привал. Интеллектуальный.
Задание. Найти соответствие: системы органов – орган – функция. Соединить стрелками. (0,5баллов за 1 правильный ответ, общее- 3балла) Оцените себя.
Пищеварительная легкие выделение
Дыхательная сердце питание
Выделительная скелет движение
Опорно-двигательная желудок газообмен
Нервная почки транспорт
Кровеносная мозг регуляция.
2 Привал. Практический.
Оказание первой помощи. Работа в группах.
(задание на карточках)
3 Привал. Эмоциональная разгрузка.
4 Привал. Вредные привычки. Из перечисленных понятий вычеркните вредные привычки: (3 балла + 2 балла за дополнение)
помогать товарищу, употреблять алкоголь, не чистить зубы, разбрасывать вещи, проветривать комнату, гулять на свежем воздухе, лгать, ругаться, мыть руки, употреблять наркотики, заниматься спортом, курить, дружить (дополните какие еще вредные привычки вам известны)
5 Привал. Активный отдых.
6 Привал. Помоги другу.
Я хочу быть здоровым, так как________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Я буду здоровым, потому что_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Если я буду здоровым, то я смогу_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оцени свое участие в уроке в баллах от 0 -10 баллов. Твой балл ___________.
Твое впечатление от урока — Нарисуй смайлик
- Рисунок на тему «Здоровье моей семьи»
- Составить рассказ на тему «Здоровая семья»
- Презентация «Моя семья – выбирает здоровье»
Источник