«Природа — источник укрепления здоровья детей»
консультация на тему
Человек и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны, т.к. природа является естественной чредой обитания человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 16.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад : «Природа – источник укрепления здоровья детей»
Камаева Наталья Николаевна
Воспитатель МБДОУ д\с «Теремок» комбинированного вида
Г.Ардатов , Республика Мордовия
Человек и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. Природа является естественной средой обитания человека, он не может жить без условий неживой природы (воды,воздуха,земли и др.) «Воздух – наш отец, вода – мать, Земля – дом». Человек использует экосистемы в своей деятельности: растения и животные служат ему пищей, лес – для строительства и т.д.
Пребывание в природных сообществах поддерживает и укрепляет здоровье человека: снимает усталость,поднимает настроение. Люди закаляются с помощью воздуха, солнца и воды. Природные условия помогают человеку выполнять гигиенические правила, используя воду, содержать себя своё жилище и одежду в чистоте, употреблять в пищу чистые продукты. С их помощью человек сохраняет здоровье. Растения задерживают пыль и вредные вещества, приглушают шум, защищают от ветра, очищают и увлажняют воздух. Общение с домашними питомцами – животными и растениями – поднимает человеку настроение, помогает снять усталость. Многие растения и животные имеют лекарственные свойства и используются человеком для лечения (подорожник, мать-и-мачеха, ромашка,муравьи, пчёлы ,пиявки и др.) Прогулки в сосновом бору, купание в морской воде помогают предупредить и излечить болезни человека.
Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, весёлым, хорошо физически развитым. Наряду с совершенно естественной заботой о чистоте его тела, удовлетворении потребностей в пище крайне необходимо обеспечить и потребность в здоровом образе жизни, Здоровый образ жизни – это правильное распределение во времени и правильная последовательность в удовлетворении основных физиологических потребностей организма ребёнка : сна, приёма пищи, бодрствования. Режим – основа формирования биоритмов в деятельности организма. Формирование биоритмов пищевого возбуждения, сна и активного бодрствования способствует нормальному функционированию внутренних органов. В дошкольном учреждении дети получают полноценный уход, рациональное питание, систематический контроль за развитием и здоровьем, теплое, сердечное отношение обслуживающего персонала, обеспечивающее положительную эмоциональную настроенность ребёнка к оздоровительным и воспитательным воздействиям.
Итак, представления о здоровье и здоровом образе жизни детей я включаю в общий образовательный процесс по воспитанию дошкольников. На занятиях по познавательному развитию проводятся занятия о значении гигиенических процедур (для чего необходимо мыть рук, чистить зубы и пр.), закаливания, занятий спорта, утренней гимнастики, о необходимости пребывания на свежем воздухе для укрепления здоровья. Знакомство с правилами безопасного поведения; сведения о некоторых возможных травмирующих ситуациях, о важности охраны органов чувств (зрения,слуха), о некоторых приёмах первой помощи в случае травмы (ушиб, порез, ссадина), о правилах поведения в обществе в случае заболевания (при кашле, чихании прикрывать рот платком, отворачиваться, не пользоваться общей посудой с заболевшим), о некоторых правилах ухода за больным (не шуметь, выполнять просьбы, предложить чай, подать грелку, градусник и пр.) Углубление представлений о правилах гигиены и способах осуществления гигиенических процедур (ухода за телом, волосами, приёмы поддержания опрятности одежды, обуви), о правилах поведения за столом, в общественных местах.
Эффективным средством укрепления здоровья, снижения заболеваемости и повышения уровня работоспособности детей является закаливание организма. Природные факторы, такие как – солнце, воздух и вода – факторы, при систематическом воздействии которых повышается устойчивость организма к меняющимся погодным условиям (холод, жара, дождь и т.д.)
Воздух действует как комплексный раздражитель, усиливая процессы обмена веществ, увеличивая количество гемоглобина и эритроцитов, укрепляя нервную систему. Благоприятное его воздействие проявляется и в настроении ребёнка – он становится бодрым, жизнерадостным . Поэтому, если позволяют погодные условия, мы проветриваем помещение группы утром, днем ( когда уходим на прогулку), и перед сном . Организуем каждодневные прогулки детей на воздухе с обязательной двигательной активной деятельностью, игровыми упражнениями, подвижными играми, труд на прогулке. Движения оказывают всестороннее влияние на организм человека, интенсивная работа большого количества мышц при выполнении движений предъявляет высокие требования к основным функциональным системам организма и в то же время оказывает на них тренирующее влияние. Под воздействием движений улучшается функция сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических процессов. При активных движениях дыхание углубляется, улучшается легочная вентиляция. Активные движения повышают устойчивость ребёнка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма, повышает деятельность лейкоцитов. И напротив, недостаток движений (гиподинамия) вызывает изменения в центральной нервной и эндокринной системе, которые могут привести к эмоциональной напряженности и неустойчивости, к нарушению обмена веществ в организме, а также к уменьшению функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной систем и, следовательно, к снижению работоспособности организма. Для малышей потеря в движениях – это потеря в развитии, здоровье, знаниях. Физические упражнения способствуют развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений.
В ходе физкультурно-оздоровительных мероприятий в нашей группе проводятся физкультурные занятия и спортивные развлечения, так на базе ФОКа — физ.досуг «Папа, мама, я – спортивная семья», где семья Козловых заняла призовое 3-е место; в д/саду с папами соревнование, посвященное празднованию «Дня Российской Армии».
Расширяющий двигательный опыт увеличивает опыт наших детей и самостоятельно организовывать игры и упражнения.
Хорошее средство укрепления здоровья – это и закаливание водой. Умываясь, дети любят играть с нею; такие занятия улучшают настроение, вызывают радостные эмоции. Одним из эффективных способов закаливания является контрастное обливание ног : сначала холодной водой -24-25 градусов, , затем теплой -36 градусов и вновь холодной (перед сном).
Хождение босиком. Это один из древнейших приёмов закаливания. Он ценен ещё и тем, что тренирует мышцы стопы, а это предохраняет ребёнка от плоскостопия. После сна дети нашей группы ходят босиком по дорожке здоровья.
Дыхательно- голосовое упражнение «Цветы». Цель: тренировка удлиненного выдоха с одновременным произнесением фразы. Перед детьми ставится знакомый цветок, например, герань. Дети поочередно нюхают (вдох через нос) и на одном длительном выдохе произносят: «Герань пахнет» или «Герань очень хорошо пахнет» или «Красная герань очень хорошо пахнет».
Хочется сказать и о микроклимате , который создают комнатные растения в нашей группе. Подобраны растения –санитары, обильно выделяющие кислород и поглащающие загрязненный воздух – фикусы Бенджамина, папоротник и др. Растения, поддерживающие относительную влажность воздуха в норме, это –циперус и спатифиллиум. Растения «Врачи», способствующие хорошему самочувствию – это герань, кактусы, традесканция.
Чтобы предотвратить вспышку гриппа , мы применяли народные средства предупреждения заболевания – это лук и чеснок в виде луково-чесночной закуски во время обеда. Перед обедом, в качестве второго завтрака, использовали и фиточаи из лекарственных сборов ( зверобой, шиповник, мать-и-мачеха, душица, липовый цвет, ромашка).
Источник
Консультация «Природная среда, как источник укрепления и сохранения здоровья детей»
консультация (старшая группа) по теме
Консультация «Природная среда, как источник укрепления и сохранения здоровья детей»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_zdorove_i_priroda.docx | 22.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования ЗАТО г. Североморск
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с №12
Консультация на тему:
« Природная среда, как источник укрепления и сохранения здоровья детей»
Подготовил
воспитатель
МБДОУ д/с № 12
Т.Н. Белешева
г. Североморск 2015г.
« Природная среда, как источник укрепления и сохранения
Что такое здоровье?
Здоро́вье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни. (материал из Википедии)
Можно сказать и по другому, что:
Здоровье – наш капитал. Его можно увеличить, а можно и прокутить;
Здоровье – это не только физическая сила, но и душевное равновесие;
Здоровье – это физическая и гигиеническая культура нашего тела;
Здоровье – это любовь и бережное отношение к природе;
Здоровье – это стиль и образ нашей жизни.
А что же влияет на состояние здоровья детей?
На состояние здоровья детей влияют следующие факторы:
10 % -развитие здравоохранения
50 % — образ жизни
Что такое здоровый образ жизни?
Здоровый образ жизни – это правильное распределение во времени и правильная последовательность в удовлетворении основных физиологических потребностей организма ребёнка -это:
Соблюдение режима дня
Здоровая физическая среда
Благоприятная психологическая атмосфера
Это всё то, что мы проводим и соблюдаем в нашем детском саду.
А возможно ли вести здоровый образ жизни без взаимодействия с природой? Нет, потому что ч еловек и природа неотделимы и тесно связаны друг с другом. Природа является естественной средой обитания человека, он не может жить без воды, воздуха, земли и т.д. Потому что ему нужно чем то питаться, во что то одеваться, где то жить и конечно же чем то дышать.
Пребывание человека в природе поддерживает и укрепляет его здоровье: снимает усталость, поднимает настроение. Люди закаляются с помощью воздуха, солнца и воды. Природные условия помогают человеку выполнять гигиенические правила, используя воду, содержать себя своё жилище и одежду в чистоте, употреблять в пищу чистые продукты, которые помогают сохранять здоровье. Растения задерживают пыль и вредные вещества, приглушают шум, защищают от ветра, очищают и увлажняют воздух. Общение с домашними питомцами – животными и растениями – поднимает человеку настроение, помогает снять усталость. Многие растения и животные имеют лекарственные свойства и используются человеком для лечения. Например, прогулки в сосновом бору, купание в морской воде помогают предупредить и излечить некоторые болезни человека.
И сейчас мне бы хотелось показать связь здорового образа жизни детей в детском саду с природной средой и рассказать о её влиянии на укрепление и сохранение здоровья, на примере нашего детского сада и группы.
В нашем дошкольном учреждении соблюдается режим дня. Дети получают рациональное питание, которое включает в себя большое разнообразие овощей, фруктов, молочных продуктов и т.д. , полноценный сон и уход. А также проводится систематический контроль за развитием и здоровьем воспитанников. И конечно же нужно отметить теплое и сердечное отношение сотрудников детского сада, которое обеспечивает положительную эмоциональную настроенность ребёнка к оздоровительным и воспитательным мероприятиям.
Также здоровая физическая среда включает в себя:
физическую культуру, которая проводится в соответствии с сеткой занятий, как в проветренном помещении детского сада, так и на свежем воздухе.
Прогулки- это одна из основных составляющих режима дня, они проводятся два раза в день на свежем воздухе: днём и вечером. И включают в себя разные виды деятельности в том числе: подвижные игры (проводятся также и в других режимных моментах), физические упражнения, которые помогают физически развиваться ребёнку и укреплять его здоровье. Пешеходные прогулки, экскурсии по экологической тропе, позволяют нам подышать свежим сосновым воздухам, полюбоваться черникой и брусникой, которая растёт на нашей сопочке, а также цветами, которые радуют нас своим разнообразием и дают детям положительный эмоциональный заряд. Экскурсии в нашу теплицу и на наш огород, расширяют знания детям о росте овощей и ягод, которые так полезны для нашего организма.
Также нами проводится утренняя и бодрящая гимнастики в проветренном помещении, которая включает в себя разные виды физических упражнений, ходьбу по корригирующим дорожкам, дыхательную гимнастику, которая используется во многих видах деятельности для развития лёгких и всей дыхательной системы. Гимнастику для глаз мы проводим на занятиях и в повседневной жизни, она помогает сохранить, а иногда и улучшить зрение детей, особенно это актуального для нашего региона, т.к. скоро опять наступит полярная ночь, что не очень благоприятно сказывается на зрении детей.
Массаж и закаливание могут проводиться, как в помещении детского сада, так и во время прогулки. Для проведения массажа в группе имеется большое разнообразие специального оборудования, пособий. А на прогулке их могут заменять камешки, песок, трава и т.д. которые также могут выполнять массажные функции. Закаливание в детском саду мы проводим после сна, выходя в проветренное помещение и обширно умываясь прохладной водой. Так же закаливание может проводиться и во время прогулок в разных погодных условиях.
К этой работе мы привлекаем и родителей , которые имеют обязанности по сохранению и укреплению здоровья своих детей. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» Закон РФ « Об образовании» (п1. ст18 )
Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, весёлым, хорошо физически развитым. Поэтому наряду с совершенно естественной заботой о чистоте его тела, удовлетворении потребностей в пище крайне необходимо обеспечить и потребность в здоровом образе жизни. Поэтому напоминаем родителям о необходимости соблюдения режима дня т.к. это является основой формирования биоритмов в деятельности организма. Формирование биоритмов пищевого возбуждения, сна и активного бодрствования способствует нормальному функционированию внутренних органов. На родительских собраниях и с помощью консультаций мы призываем родителей к ведению здорового образа жизни, что может послужить примером и побудить детей к активному отдыху на свежем воздухе.
Таким образом я считаю, что природная среда играет большую роль в укреплении и сохранении здоровья детей.
Источник