Меню

Природа наделила нас здоровьем

7 апреля — Всемирный день здоровья

Здоровье – это та ценность, которой человека наделила природа. Именно от него зависит физическое и моральное состояние, работоспособность и возможность просто радоваться жизни. Но в условиях вечного нехватки времени, стрессов, отсутствия движения, небрежного отношения к своему питанию человек бездумно растрачивает свой потенциал. Добавляет в этот список негативных ноток экологическая обстановка, экономическая нестабильность и проблемы здравоохранения. Для заострения внимания на проблемах здоровья человечества и был создан праздник День здоровья.

Мировое медицинское сообщество приняло решение о ежегодном проведении специального дня, в который будут подниматься наиболее актуальные вопросы охраны здоровья. Всемирный день здоровья проводится каждый год 7 апреля, в день рождения ВОЗ — Всемирной Организации Здравоохранения. Ее устав был принят 7.04.1948 г. Этот праздник отмечают, начиная с 1950 года. Изначально его праздновали 20 июля.

Апрель не зря выбран для проведения праздника. Этот радостный весенний месяц символизирует пробуждение весны, надежду на лучшее, несет светлое и жизнеутверждающее начало. Ежегодное мероприятие каждый раз посвящается какому-либо актуальному вопросу. Заранее выбранная тема праздника еще ни разу не повторилась, хотя проводится Всемирный день здоровья уже свыше 60-ти лет. Последние годы тематикой часто выбирается психическое здоровье человека, а также влияние экологической обстановки на самочувствие.

Праздник направлен на решение основных проблем мирового здравоохранения. Это повод для сплочения всех стран и народов с целью правильного воспитания и пропаганды активного образа жизни. Все проводимые мероприятия посвящаются именно этой проблеме. Согласно выбранной теме, в день здоровья подробно рассматриваются причины того или иного заболевания, методы профилактики и борьбы с недугом. Этот праздник касается не только медицинских работников — врачей и медсестер. В эти дни повышенным вниманием пользуются люди, имеющие тяжелые и неизлечимые заболевания. Им стараются помочь, приободрить их, вселить надежду на лучшее. Здоровье невозможно переоценить. Это достояние общества, основа полноценной счастливой жизни каждого человека, возможность жить и работать, строить планы и добиваться результатов. Практика свидетельствует, что люди часто вспоминает о своем здоровье только тогда, когда оно утрачено, поэтому чрезвычайно важно вести правильный образ жизни для предотвращения всевозможных заболеваний.

В наши дни ситуация начинает меняться. Все больше людей занимаются спортом и туризмом, активны, пристально следят за собственным здоровьем. В то же время существует и другая крайность — многие увлекается самолечением, ведут малоподвижную жизнь. Улучшение материальных условий ведет к перееданию, развитие транспорта, автоматизация производства — к малоподвижности, ослабление физической активности вызывает нарушения жизненно важных функций. Поэтому современному человеку так важно соблюдать хотя бы элементарные навыки — делать утреннюю зарядку, по возможности ходить пешком.

Международная группа врачей, психологов и диетологов разработала список рекомендаций для поддержания здоровья и продления жизни.

Он включает в себя такие советы:

  • для тренировки головного мозга изучать иностранные языки, разгадывать кроссворды, вычислять в уме;
  • для замедления процесса возрастных изменений в мозгу, активизации системы кровообращения заниматься деятельностью, приносящей радость, то есть иметь работу по душе — это помогает выглядеть моложе и долгие годы поддерживать активность и хорошее настроение;
  • не переедать, дневной рацион должен содержать примерно 1200 килокалорий, употреблять полезные продукты, содержащие витамины и микроэлементы согласно возрастным потребностям; — вести активную осознанную жизнь, иметь собственный взгляд на все во избежание депрессии и уныния;
  • постараться найти себе любимого человека и создать пару — гормоны счастья эндорфины укрепляют иммунитет;
  • регулировать обмен веществ сном в прохладном помещении с температурой не выше 17-18 градусов;
  • как можно чаще двигаться, чтобы продлить жизнь;
  • не пытаться постоянно сдерживаться и подавлять негативные чувства — люди, которые сохраняют все проблемы внутри себя, больше подвержены различным заболеваниям, включая онкологические.

На наше здоровье влияет оптимальное соотношение труда и отдыха, включающего двигательную активность и интеллектуальную нагрузку. Люди, занятые умственным трудом, во время отдыха нуждаются в физической встряске, тем же, у кого тяжелая физическая работа, показаны интеллектуальные разминки.

Распорядок дня, который так трудно соблюдать современному человеку, очень важен. Даже самый бешеный ритм жизни непременно обязан включать периоды труда и отдыха, полноценного сна. Очень многие в наши дни пренебрегают этим правилом, что ведет к переутомлению, стрессам, раздражительности, падению иммунитета. Особенно важен нормальный сон. У всех людей разная потребность в его количестве, но обычно рекомендуется посвящать ночному отдыху не менее восьми часов. Регулярное недосыпание — прямой путь к болезням. За час до «отбоя» требуется прекратить любую работу — как физическую, так и умственную — во избежание бессонницы. Укладываться спать следует в одни и те же часы в хорошо проверенной комнате не раньше, чем через 2 часа после ужина.

Читайте также:  Как молиться за здоровье родственников

Одно из самых главных средств укрепления здоровья — посильная физическая нагрузка. Даже если заниматься гимнастикой всего 20 минут в день, польза будет неоценимой. Для укрепления опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем полезны подвижные игры, гимнастика, легкая атлетика.

От лишнего веса помогает избавиться быстрая ходьба или легкий бег. Соразмерные физические нагрузки необходимы и для пожилых людей, у которых при недостаточной активности возникает ожирение и возрастает риск сахарного диабета.

В современном обществе наметились тревожные тенденции. Дети стали малоподвижными, урок физкультуры перестал быть любимым, с приходом в нашу жизнь Интернета, активные игры практически исчезли из досуга. День здоровья призван вернуть интерес молодежи и подросткам к физкультуре и активному образу жизни. Такой праздник может стать хорошей школьной традицией. Всегда найдутся заинтересованные и небезразличные педагоги и родители, способные стать организаторами мероприятия.

День здоровья — не просто развлечение. Этот праздник призван подтолкнуть детей к активным занятиям спортом или физкультурой. Если после завершения мероприятия у школьников возникает такое желание, цель можно считать достигнутой.

А что у малышей? Праздник отмечается не только в школах, но и в дошкольных образовательных учреждениях. Чаще всего день здоровья для детей в саду представляет собой целый комплекс мероприятий. Цель праздника — сформировать у малышей привычку к здоровому образу жизни, обеспечить меры по повышению защитных сил организма, а также привить почтительное и дружелюбное отношение к врачам. Главное — система! Все согласятся, что нам нужно здоровье каждый день, а не только по праздникам. Поэтому так важен системный подход.

Ежедневная работа с детьми включает профилактическую гимнастику, в том числе дыхательную и на улучшение осанки, закаливание, воздушные ванны, хождение босиком, самомассаж лица, пальцев рук и ушных раковин — в форме игры, пешие прогулки, музыкальную терапию. Воспитатель и методист проводят беседы о пользе витаминов, безопасных спортивных занятий, разучивают стишки и поговорки о здоровье и чистоте. В обязательном порядке проводятся физкультурные занятия на воздухе, особенно для старших дошкольников. С малышами занятия могут проводиться в форме сказки с участием любимых персонажей. В день здоровья в саду возможны экологические экскурсии со сбором лечебных трав и их зарисовкой. Дети могут играть в сюжетно-ролевые игры, например, в аптеку или поликлинику. Огромное значение имеют подвижные игры на воздухе — с мячом, скакалкой и так далее.

Наше здоровье бесценно. Его не купишь ни за какие деньги. В этот праздничный день стоит вспомнить, что здоровье – это не только отсутствие болезней, но и состояние нашей души. Поэтому желаем обрести единение между телом и духом, найти взаимопонимание с самим собой и другими людьми. Будьте здоровы!

В День здоровья пожелаю быть всегда в форме, питаться вкусными и полезными продуктами, не забывать о движении. Верьте в себя, любите спорт и приложите все силы для работы над собой. Ежедневно закаляйте характер и открывайте интересные возможности здоровой жизни.

Зав. отделением медицинской профилактики
ТОГБУЗ «Сосновская ЦРБ»
Галина Черкашина

Источник

Классный час. Тема: «Природа и здоровье человека»

Цель: (слайд 15)

  • формирование представлений о здоровье;
  • воспитывать экологическую культуру;
  • развивать познавательную активность детей, чувство уважения к окружающему миру.

На доске эпиграф: (слайд 2)

«Для того чтобы жить – человеку нужно солнце, свобода и маленький цветок». Г.Х. Андерсен

Ход классного часа

– Ребята, что вы считаете самым ценным для человека?

(свободное высказывание детей)

Да, это, конечно же, здоровье!

Народная мудрость гласит: «Здоровье всего дороже. Здоровье потеряешь – всё потеряешь».

Вы, наверное, уже догадались, о чём пойдёт речь.

– Сегодня мы побеседуем на тему, которая звучит так: «Природа и здоровье человека».

А сейчас давайте сядем поудобней и улыбнёмся друг другу. Вдохните и выдохните…

Выдохните все обиды, злобу, беспокойство. Забудьте о них!

Вдохнём в себя: (слайд 3 – 6)

  • свежесть и красоту белого снега;
  • всю нежность первых весенних цветов;
  • жажду знойного лета;
  • лёгкое шуршание последнего падающего листочка…

Целеполагание. (слайд 7)

– Прочитайте заголовок ещё раз и подумайте, какие вопросы могут вас заинтересовать при разговоре на эту тему?

(Всё фиксируется на доске.)

– Подводим итог:

  1. Вспомнить, что такое природа?
  2. Что такое здоровье?
  3. Как природа влияет на здоровье человека?
  4. Человек – часть природы.

1. Что такое природа? (слайд 8)

(Опираясь на свои знания, дети сами дают ответ на этот вопрос.)

ПРИРОДА
неживая живая
Солнце человек
воздух животные
вода растения
камни грибы
микробы

Природой нельзя назвать то, что сделано руками человека.

Читайте также:  Отношения для физического здоровья

2. Что такое здоровье?

(свободное высказывание детей)

– Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово здоровье?

Работа в группах: – Обсудите в группе, что же такое здоровье?

– Какие вы знаете выражения, связанные со словом здоровье? (Высказывания учащихся от каждой группы).

  • «Здоровье не купишь, его разум дарит».
  • «Здоровому врач не надобен».
  • «Болен – лечись, а здоров – берегись».
  • «Береги здоровье смолоду» и т. д.

Быть здоровым – это естественное желание и стремление каждого. Сохранение и поддержание здоровья помогает человеку вести полноценный образ жизни, добиваться успехов в учёбе и труде.

Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем.

Объединяем усилия и получаем запись:

Материал для учителя:

Понятие здоровье – неоднозначно трактуется в научной литературе. Определение здоровья, данное Всемирной организацией здоровья:

«Здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

3. Как природа влияет на здоровье человека?

В природе много докторов, которые дают здоровье ежедневно, бескорыстно и всем без выбора. Кто же это? Сейчас мы узнаем?

– Почему вы идёте гулять на улицу, а не сидите дома? (слайд 10)

(Нужен свежий воздух.)

Вот он первый доктор!

– Какое значение для здоровья человека имеют воздух и растения?

(свободное высказывание детей)

Материал для учителя:

В любое время года: в выходные дни, в каникулы, во время отпуска миллионы людей отправляются в лес, на луг, к морю. Отдых в природе снимает усталость, восстанавливает силы и бодрость, создаёт хорошее настроение.

Огромное разнообразие растений – настоящая фабрика чистого воздуха. Не было бы растений, не было бы жизни. Для людей и животных необходим кислород. При дыхании живые существа поглощают его из воздуха, а выдыхают углекислый газ. Расход кислорода огромен. А между тем состав воздуха не меняется, в нём остаётся достаточно кислорода для дыхания.

После душных городских улиц дыхание в природе приносит истинное наслаждение. Вместе с чистым воздухом в наш организм как бы входят новые силы. Воздух полезен тем ещё и тем, что является активным закаливающим фактором. Закаливание воздухом делает человека менее восприимчивым к простудным заболеваниям.

(свободное высказывание детей)

Например: Красота природы тоже благоприятно действует на наше самочувствие.

Обратная связь: дети говорят о вырубке и лесных пожарах; осушение болот, озер; человек вырывает лекарственные и красивоцветущие растения и т.д.

Учитель корректирует и дополняет ответы детей. (слайд 11)

Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты
Дружно соберём цветы, (Я делаю паузу, а дети ведут счёт сорванным цветам)
Опустеют все поляны –
И не будет красоты.

– Роль солнца в укреплении человеческого организма? (слайд 12)

(свободное высказывание детей)

Материал для учителя:

Солнце, как и воздух, укрепляет организм человека. Особенно хорошо понимают это те, кто живёт на севере, где зимой круглые сутки – ночь. Если человеку приходится быть долгое время без солнечного света при его недостатке, он быстро утомляется, начинают плохо себя чувствовать, у него могут развиться некоторые очень опасные болезни. Солнечные лучи укрепляют защитные силы организма, а значит, и здоровье человека. Даже когда солнце закрыто облаками, его лучи проходят сквозь них и оказывают благоприятное влияние.

– А без какого доктора засохли бы деревья, кусты и мы не смогли бы жить?

– Почему вода является союзником здоровья? (слайд13)

(свободное высказывание детей)

Материал для учителя:

Вода – это жизнь. Ещё Леонардо да Винчи сказал: «Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на земле». Вода – составная часть нашего питания. По расчётам специалистов на одного человека нужно 250 литров воды в сутки. Она также оказывает благоприятное влияние на все органы человека, особенно на нервную систему. Вода широко используется для закаливания организма.

Как видите, не случайна пословица: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».

– Прочитай внимательно эпиграф к нашему занятию.

– Какую роль, по вашему мнению, играет маленький цветок в жизни человека?

(свободное высказывание детей)

Вот и вспомнили вы ещё об одном удивительном свойстве природы. Это её красота. Многообразен мир звуков, красок, форм природы. И это вызывает у нас радость, восторг, удивление, заставляет быть добрее и ласковее, укрепляет наши силы, здоровье. Поэтому удивляйтесь и радуйтесь солнышку, пестрокрылой бабочке, хрустальному роднику и маленьком цветку. (слайд 14)

Читайте также:  Спортивно оздоровительного направление азбука здоровья

Это далеко не всё о том, как влияет природа на здоровье человека, как добра она к нему. Вы, наверное, ещё много сможете рассказать об этом при ответе на последний вопрос.

Физкультминутка

Солнце спит, небо спит, – (кладут голову на руки)
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало,
Всем лучи свои послало – (встают руки вверх с разведенными пальцами)
Вдруг повеял ветерок – (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища)
Небо тучей заволок – (круговые движения руками влево, затем вправо)
Дождь по крышам застучал.
Барабанит дождь по крыше – (барабанят пальцами по столу)
Солнце клонится всё ниже.
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик – (постепенно садятся и кладут голову на руки).

Человек – часть природы.

Человечество – лишь незначительная часть природы. Разум выделил человека из животного мира и дал ему огромное могущество. Только вот беда: не всегда люди понимают, что охрана природы – это необходимое условие сохранения его здоровья.

Вы, наверное, ребята, слышали от взрослых: «Ох, какая сегодня плохая экология» и по телевизору показывают, и в газетах пишут, что надо её исправлять.

Так, что же такое экология?

Слово «экология» образовалось из двух греческих слов: «экос» – дом, а «логос» – наука о доме. Дом этот необъятный, общий для всех людей! Имя ему – природа! Дом, без которого нам не прожить.

Живая и неживая природа тесно связаны между собой. Их взаимодействие друг на друга и изучает наука – экология.

Материал для учителя:

В настоящее время хозяйственная деятельность человека все чаще становится основным источником загрязнения среды.

В нашем районе лесные полосы подвергаются бесконтрольной рубке, захламляются бытовыми отходами, гибнут от недостатка влаги в почве. По материалам последнего землеустройства, проведённого в 1985 году, в районе числится 3 125га защитных лесных полос, а, сколько их сейчас осталось, не ответит никто.

Имеющиеся солёные озёра в районе тоже ищут нашей защиты. На озере Беленькое ведётся бесконтрольная заготовка яиц артемии (этой продукции было добыто около 30 тонн).

Рыбы в наших пресных водоёмах почти не осталось. Лебединское, Карпиловское и Новокиевское озёра высыхают, т.к. из-за отсутствия средств не работают скважины, которые подпитывали эти озёра водой. Наблюдаются случаи браконьерской ловли рыбы.

Озеро в с. Карпиловка превратили в болото, на нём предприниматели выращивают гусей.

Надо любить природу, ведь она так ранима.

Игра. «Ты – мне, я – тебе».

Построение на магнитной доске динамической схемы (модели). В центре человек. Дети по желанию выходят к доске, выбирают и демонстрируют рисунки. Объясняют, какое значение природы для человека в них «зашифровано» и прослеживают обратную связь (влияние человека на природу).

– Я знаю, ребята, что вы ещё много можете рассказать на тему, как природа и здоровье связаны между собой, но, к сожалению, время нашего классного часа подходит к концу.

– Какое маленькое открытие для себя сделал каждый из вас из всего услышанного? Кому удалось сегодня понять что-то новое о себе?

Дети сами приходят к выводу:

Губительно действуя на природу, человек, прежде всего, губит себя, своё здоровье.

– Взрослых экологических проблем детям не решить. Но кое-что, ребята, вы уже можете сделать: посадить деревья…

Дети подхватывают: ухаживать за ними, не ломать ветки, подкармливать птиц зимой и т.д.

Заключительное слово учителя:

Жил один мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».

Наше здоровье в наших руках!

Берегите природу!

Вспомните слова деда Кузьмы из рассказа К. Паустовского «Стальное кольцо»: «Наша земля – истинный рай и нету другой такой хорошей земли на белом свете!»

Рефлексия «Всё в твоих руках». (слайд 16)

–На листке бумаги обведите левую руку.

Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать своё мнение, закрасив пальчики в соответствующие цвета. Если какая-то позиция вас не заинтересовала – не красьте.

Большой – для меня тема была важной и интересной – красным.

Указательный – узнал много нового – жёлтым.

Средний – мне было трудно – зелёным.

Безымянный – для меня было – комфортно – синим.

Мизинец – для меня было недостаточно информации – фиолетовым.

Источник

Adblock
detector