Меню

Природа источник здоровья ребенка

Здоровьесбережение дошкольников средствами природы.
статья на тему

Природа дает не только нравственное и духовное развитие, но и благоприятно влияет на здоровье ребенка

Скачать:

Вложение Размер
zdorovesberezhenie_doshkolnikov_sredstvami_prirody.docx 17 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесбережение дошкольников средствами природы.

Природа — источник подъема всех духовных сил. Она лучше, чем что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств. Природа является важнейшим источником для развития речи ребенка. Дает не только нравственное и духовное развитие, но и благоприятно влияет на здоровье ребенка.

Огромную пользу здоровью оказывают наши леса. Выделяемый листьями деревьев кислород крайне необходим для дыхания. Например, тополь прекрасно очищает воздух и выделяет в атмосферу больше кислорода, чем другие деревья. Не зря деревья называют «зелеными легкими» планеты! Деревья и растения задерживают пыль и вредные вещества, приглушают шум, защищают от ветра, очищают и увлажняют воздух.

Многие растения и животные имеют лекарственные свойства и пользуются человеком для лечения (лекарственные травы, муравьи, пчелы, пиявки).

О пользе солнца известно еще с древних времен, особенно с закаливающей целью. В солнечном спектре наряду с видимыми световыми лучами присутствуют и невидимые инфракрасные и ультрафиолетовые лучи. Под влиянием инфракрасных лучей расширяются сосуды, усиливается кровообращение, улучшается питание тканей, что способствует устранению воспалительных процессов. Ультрафиолетовые лучи, в отличие от инфракрасных, не обладают согревающим действием, они не ощутимы телом и проникают в кожу на значительно меньшую глубину. Вместе с тем биологическая активность их значительно выше, так как под действием ультрафиолетовых лучей в коже образуется витамин Д, предупреждающий развитие рахита у детей. Кроме того, ультрафиолетовые лучи обладают бактерицидным (убивающим микробов) действием, оказывают благоприятное влияние не только на кожу, но и способствуют укреплению организма в целом.

Чистый морской воздух также обладает целебными свойствами. В нем большое содержание микрокристаллов солей (хлорида, сульфата, бромида, йодида натрия, кальция и магния), что улучшает восстановительные процессы в слизистой оболочке дыхательных путей, стимулирует местный иммунитет, способствует устранению воспалительных процессов в бронхах и легких. Более того, насыщенный йодидами и бромидами морской воздух способствует улучшению сна, уменьшению раздражительности ребенка.

Мир, окружающий ребёнка, это, прежде всего, мир природы. Необходимо помочь ребёнку войти в прекрасный мир природы, подружиться с ней, познакомиться с её особенностями, солнцем, воздухом, водой, почвой, растениями и животными. Общение детей с природой способствует не только всестороннему развитию, но и укрепляет здоровье.

Большое значение для укрепления здоровья детей имеет закаливание. Процесс закаливания — это воздействие на организм комплекса природных факторов: воды, воздуха, солнца. Они используются в разных вариантах, сочетаниях и дозировках. Воздух — жизненно важная среда для детей. Огромное значение для здоровья имеет проветривание помещений, т.к. свежий воздух влияет на умственную деятельность и сон дошкольников. Использовать свежий воздух в целях закаливания необходимо постоянно, в любое время года. Особенно благотворно влияет холодный зимний воздух в сочетании с активными физическими упражнениями и играми. Хорошее средство укрепления здоровья — закаливание водой. Дети любят играть с ней, такие занятия улучшают настроение, вызывают у ребенка радостные эмоции. Это надо использовать для оздоровления организма.

Наиболее сильным оздоравливающим средством является купание в водоеме. Оздоровительное направление реализуется через регулярные прогулки, экскурсии и походы в ближайшее природное окружение. Знакомя детей с лесом, рекой (прудом, озером), лугом (полянкой),рассматривая объекты природы сравнивая их, анализируя, делясь своими впечатлениями , ребенок не только развивает свою речь и т.д., он становится крепче физически, укрепляется его нервная система.

Посильный физический труд детей в уголке природы , на огороде и участке при правильной организации полезен для здоровья и физического развития , потому что он в большинстве случаев проходит на воздухе и разнообразен по своему характеру. В процессе труда одни движения и позы сменяются другими, попеременно активно действуют различные группы мышц. Знакомясь с животными, растениями, с предметами неживой природы — песком, глиной , камнями ,водой , снегом, льдом ребенок не ограничивается одним рассматриванием, ему обязательно нужно этот предмет взять в руки, пощупать, попробовать, послушать.

Мы видим, что природа влияет на здоровье ребенка положительно. Чтобы быть здоровым, ловким и выносливым при общении с природой необходимо знать и соблюдать правила безопасности:

1.Играть у реки только под наблюдением взрослых

2. Нельзя трогать незнакомые растения, срывать и пробовать на вкус незнакомые ягоды, собирать незнакомые грибы-некоторые из них могут быть ядовитыми.

3. Во время прогулке по лесу не следует находиться близко к упавшим, трухлявым деревьям, они могут быть опасны, быть внимательными при сборе ягод и грибов

4. Нельзя гладить и брать на руки незнакомое животное. Оно может укусить. Целовать кошек, собак и других животных не следует: они роются в земле и в их шерсти много микробов

Таким образом, при разумном использовании природных факторов – солнце, воздух и вода могут оказать большое оздоравливающе действие на ребенка и стать нашими «верными друзьями».

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Во время проведения НОД для снятия усталости с детьми проводятся динамические паузы, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика и гимнастика для глаз. Слушание звуков природы, как в НДО, так и в режимные моменты является релаксацией, так необходимой для детей. В течение всего дня с детьми необходимо проводить подвижные и спортивные игры.

Технологии обучения ЗОЖ:

Образовательная деятельность предполагает проведение НОД и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления с помощью природных факторов, о функционировании организма и правилах заботы о нем. Коммуникативные игры « Звери на болоте», «Выложи снежинку», «Рыбки» и другие обеспечивают социально- эмоциональное благополучие дошкольников.

В работе по экологическому воспитанию необходимо в интеграции использовать арттерапию, т.к. изобразительное творчество благоприятно воздействует на психоэмоциональное состояние детей. Технологии музыкального воздействия используются в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, изобразительной деятельности. Сказкотерапия помогает детям воспринимать подачу материала и решать проблемные ситуации.

Результаты здоровьесберегающих технологий:

— желание детей и их родителей вести здоровый образ жизни, поддерживать и

сохранять свое здоровье;

— знания о правилах поведения в природе использовать в повседневной жизни

и совершать разумные действия в непредвиденных ситуациях;

— формирование привычки повседневной физической активности;

— совершать оздоровление средствами закаливания с использованием природных факторов;

— тесное сотрудничество родителей с педагогами ДОУ.

Чтобы ребенок был здоровым, веселым и физически развитым необходимо охранять и укреплять здоровье детей, уметь согласовывать свое поведение с факторами природной среды.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация воспитателей по теме: «Эстетическое воспитание дошкольников средствами природы».

Консультация для родителей по эстетическому воспитанию дошкольников посредствам природы.

Забота о детях, их благополучии, счастье и здоровье всегда была и будет главной задачей, конечно же, семьи. Прочное место в режиме дня семьи должна занять физическая культура. Здоровье малыша, развити.

Усилия работников ДОУ направлены на оздоровление каждого ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Одним из средств решения обозначенных задач становится применение здоровьесб.

Игры с голосом дают возможность ребенку вернуться в доречевой период голосовой активности, помогают устранить неравномерности голосового развития. А звуковой.

Создание условий для сотрудничества воспитанников и их родителей, для их эмоционального и психологического сближения. Повышение интереса родителей к экологическому образованию детей и экологии в целом.

Эстетическое воспитание дошкольников средствами природы.Духовный мир человека формируется не только на основе знаний, логики, но и под влиянием эмоций, которые развиваются в процессе эстетическо.

Источник

Влияние природы на здоровье ребенка

Анна Мачнева
Влияние природы на здоровье ребенка

В наш век современного технического прогресса человека всё сильнее тянет к природе. Что может быть приятнее после городского шума и смога насладиться звуками и запахами леса, окунуться в тёплые воды речки, вдохнуть чистый хрустальный горный воздух.

Влияние природы на здоровье человека, а особенно ребёнка, трудно переоценить. Вспомним лишь, что здоровье – это не только физическое, но и психическое благополучие человека.

Общаясь с природой, мы можем избавиться от стресса, от негативного влияния городской среды, забыть, хотя бы на время, все горести и печали, которые неотъемлемо сопровождают нас на жизненном пути. Именно общение с природой позволяет нам стать спокойней, уверенней в себе, почувствовать силу и возможность в решении жизненных проблем.

Если обратиться к физической стороне здоровья, то природа – это главное его условие, один из важнейших здоровьеобразующих факторов.

И на первый план всплывают проблемы ухудшения состояния окружающей среды. К загрязнённым воде, воздуху, продуктам питания особенно чувствительны дети. Экологические проблемы непосредственно связаны с образованностью населения – её недостаточность или полное отсутствие и породили потребительское отношение к природе. Обретение экологической культуры, экологического сознания и мышления – единственный для человека выход из сложившейся ситуации. Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста. Ребёнку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу – значит творить добро, заставлять задумываться над тем, что можно сделать, чтобы наш Дом стал ещё краше и богаче.

Формируя гуманное отношение к природе, мы должны исходить из того, чтобы ребёнок понял: человек и природа взаимосвязаны, потому забота о природе есть забота о человеке, о его будущем. То, что наносит вред природе, наносит вред и самому человеку.

Несмотря на нависшие над человечеством экологические проблемы, давайте вспомним, что природа даёт человеку необозримую кладовую здоровья, и самыми первыми её посетителями её являются дети. Появляясь на свет, ребёнок уже в первые минуты сталкивается с природой – он начинает дышать. Неживая природа даёт ему воздух, воду для необходимых гигиенических процедур.

Итак, человек с первых минут жизни неразлучен с природой.

Неживая природа – это комплекс факторов, определяющих закаливание детского организма. Даже если не заниматься закаливанием планомерно, в системе, солнце, воздух, вода, земля оказывают своё влияние на здоровье ребёнка.

Бегая босиком по дорожке, дети массажируют стопы ног, тем самым осуществляя профилактику плоскостопия, активизируя точки, оказывающие влияние на работу многих внутренних органов. Организуя пребывание под солнышком летом, мы способствуем выработке в организме витамина D, который так необходим детскому организму. Купание в открытых водоёмах укрепляет мышцы ребёнка, делает его более выносливым, предупреждает частые простудные заболевания, оказывает лечебное воздействие на опорно-двигательную систему. Возможность подышать чистым воздухом соснового леса, морского побережья поможет оздоровить дыхательную систему ребёнка, а воздух богатый кислородом – залог нормального функционирования сердечно-сосудистой системы.

Рассматривая вопросы влияния природы на здоровье детей, нельзя не отметить богатство лекарственных средств, которые дарит нам природа: лекарственные растения, морская соль, лечебная глина, грязи, минеральная вода и многое другое.

Однако, нельзя бездумно окунуться в мир природы. Во всём нужно знать меру. Чтобы лечебные, оздоровительные свойства природы не обернулись бы против вас и вашего ребёнка.

Поведение маленького ребёнка в природеподчас бывает сложным и противоречивым: имея самые добрые намерения, дети иногда совершают отрицательные поступки. Познавая окружающий мир, могут сорвать ядовитые растения попробовать их на вкус, взять в руки и сильно сжать какое-нибудь насекомое, маленькое животное, а это может привести к травме животного, так и малыша. Поэтому мы должны не только дать детям знания о природе, воспитывать бережное отношение к ней, но и учить ориентироваться в окружающей природной среде – в нашем общем Доме – и обеспечивать своё безопасное проживание с разными соседями – животными и растениями.

Источник

Значение факторов окружающей живой природы в укреплении духовного здоровья дошкольников

Ольга Кузьмина
Значение факторов окружающей живой природы в укреплении духовного здоровья дошкольников

Мы вошли в третье тысячелетие, которое граничит с глобальной экологической катастрофой. И чтобы избежать экологическую катастрофу мы должны изменить свое отношение к природе, обрести разум, быть в единстве с окружающим миром, обернуться лицом к самим себе, обрести «духовность».

(слайд 1) «Забота о здоровье детей – важнейший труд воспитателя, а во главе педагогических мероприятий, должна стоять забота об укреплении здоровья ребенка» В. А. Сухомлинский. Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического, интеллектуального, нравственного и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем. (слайд 2)Величайший немецкий философ Шопенгауэр сказал: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля».

Ребёнок в отличие от животных не имеет врождённых форм поведения, он их приобретает в процессе обучения и воспитания, при этом развиваются и эмоционально – ценностные отношения к окружающему миру. И, чтобы помочь ребёнку в обучении, воспитании, в развитии экологической культуры надо объединиться всем взрослым – учителям, родителям, воспитателям. (слайд 3) Ведь, недаром, В. А. Сухомлинский заметил, что в природе вечный источник детского разума. Природа – настоящий храм красоты, это лечебница и могучий источник знаний о мире и человеке.

Вопросы сохранения и укрепления здоровья человека были актуальны во все времена. Здоровье, бесспорно, является самой главной ценностью и человека и общества, т. к. представляет основу для дальнейшего сохранения и развития жизни. Любое общество стремится сформировать человека физически, психически и социально здоровым в соответствии с моральными, интеллектуальными и физическими идеалами.

Так как понятие «духовности» не дается ни в одной образовательной программе дошкольного образования, но само содержание, целевые ориентиры программ раскрывает понятие «духовности» как систему моральных норм, нравственных установок и национальных ценностей.

(слайд 4) В педагогическом словаре «духовность»трактуется как:

1) высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся непереходящие человеческие ценности; 2) ориентированность личности на действия во благо окружающих, поиск ею нравственных абсолютов; 3) с христианской точки зрения – сопряженность человека в своих высших стремлениях с Богом.

Страшное поражение детству наносит подмена традиционных жизненных ценностей чуждыми нашей культуре либеральными установками. На что провоцируют наших детей современные игры и игрушки, чему и как учат мультфильмы? Миролюбие, доброжелательность, великодушие, устремленность не на удовлетворение своих желаний, а на служение другим в условиях современной культуры могут оказаться неведомы современным детям. В этой связи остро ощущается необходимость специальной педагогической работы по формированию гуманных отношений ребенка к миру — зафиксированного в эмоционально-визуальной форме отношения ребенка к природной и социальной окружающей действительности.

Важнейшим фактором становления человеческой личности является окружающая среда. Нельзя не согласиться с Амосовым Н. М. который утверждает, что «…сегодня с особой очевидностью необходима для нормального существования общества полноценная, многообразная, саморегулирующая среда. Именно она является важнейшим фактором духовного становления и совершенствования личности, ее идеалов, интересов, потребностей».

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней, а затем через это чувство и трудолюбие, заботу об окружающей среде, о своем здоровье поможет предметно-развивающая среда детского сада, где содержатся комнатные растения и животные, и другие объекты.

(слайд 6) На каждой возрастной ступени идет формирование духовной сферы путем ознакомления. В младшем дошкольном возрасте ознакомление происходит через игры с песком и водой, через слуховое восприятия, посредствам наблюдения. Также в этом возрасте идет потребность в познавательном общении ребенка со взрослым, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. Воспитатель поощряет познавательную активность каждого ребенка, развивает стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов.

В среднем дошкольном возрасте идет формирование и осознание «Я»,

Старший дошкольный возраст – время активного социального развития детей. В этот период начинает складываться личность с ее основными компонентами. По своим характеристикам головной мозг ребенка в этом возрасте приближается к показателям мозга взрослого человека – расширяются интеллектуальные возможности детей.

(слайд7) Методы и приемы развития дошкольников, делятся на словесные, наглядные, практические.К словесным относятся: рассказ, беседа, инструктажи, объяснение.К наглядным относятся: иллюстрации, показ, предъявление материала.К практическим методам относятся: опыты, труд, упражнение, «зоотерапия», фитотерапия.

Педагоги издавна считают природу вечным источником мыслей и добрых чувств детей, в школьной практике воспитательные и познавательные возможности общения с природой используются крайне неудовлетворительно. И, неудивительно, что большинство людей через всю жизнь, слово с завязанными глазами, проходят нечувствительными к красоте и чудесам созданий, безмолвно совершающих рядом с нами витки своих жизненных спиралей, безразличными к их неохватному многообразию и численности.

(слайд 8) Зоотерапия – общение ребёнка с животными и птицами, что благотворно влияет на его психическое состояние, воспитываются социально-значимые качества — заботливость, сопереживание, ответственность и др. В конце XX в. ученые подтвердили, что общение со здоровым животным порой более целебно, чем новейшие лекарства. Профессор В. Д. Ильичев считает, что пение птиц приводит в равновесие все процессы, происходящие в человеческом организме. Поэтому так важно создать детям условия для общения с домашними питомцами.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природекак средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу«, чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Красота и многообразие природы во всякое время года, изменения внутри каждого из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывает у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая за яркими, красочными явлениями, дети хотят постичь их, задают вопросы и постепенно подходят к их пониманию. Это создает благоприятные условия для развития интереса к окружающему.

(слайд 9) Природа — это наш родной край, земля, которая нас растила и кормит. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти качества с детства. Добрые чувства уходят своими корнями в детство, а «человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира«.

(слайд 10) Но чтобы дети полюбили и поняли природу, мало одних наблюдений. Для этого надо одушевить для них весь мир и всю природу, заставить говорить языком любви и жизни немой камень, и полевую былинку, и журчащий ручей, и тихо веющий ветер, и порхающую по цветам бабочку. Таким образом, экологическое воспитание в частности эколого-развивающая среда,играет немаловажную роль в достижение поставленной цели: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Ведь общение с природой в практической повседневной жизни – это прямой путь к сохранению и укреплению здоровья.

(слайд 12) Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней.

(слайд 13) Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения.Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения.

(слайд 14) В свое время в нашем городе, республике, стране активно стало развиваться сотрудничество православной церкви и школы. Издавалось много литературы, помогающей педагогам ориентироваться в обучающих программах, однако, все внимание было уделено духовно-нравственным проблемам именно школьников и молодежи. И сегодня мы уже бесспорно понимаем, что границы сотрудничества необходимо расширять и активно переходить на уровень дошкольного воспитания и образования, т. к. истоки начинаются в раннем детстве. Нравственное воспитание было и остается наиважнейшей задачей, которая стоит перед воспитателем детского сада.

Любовь к природе — великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею. Великий педагог В. А.Сухомлинский говорил: «К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность». (слайд 15)

Познавательная игра для детей старшего дошкольного возраста «Когда это бывает?» Цель:Обобщить и систематизировать знания детей старшего дошкольного возраста о временах года, интегрировать ознакомление с сезонными изменениями.

Электронное дидактическое пособие «В мире живой природы» Данное электронное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста и может быть использовано педагогами ДОУ в рамках непосредственно.

Источник

Читайте также:  Гафт валентин состояние здоровья 2020
Adblock
detector