Педагогический проект «Природа — источник доброты, познания, источник укрепления здоровья детей»
Зуева Оксана Игоревна
Педагогический проект «Природа — источник доброты, познания, источник укрепления здоровья детей»
Педагогический проект
Тема: «Природа- источник доброты, познания, источник укрепления здоровья детей»
Автор проекта: Зуева О. И.
«Что бы ребенок научился понимать природу,
чувствовать ее красоту,
читать ее язык, беречь ее богатства,
нужно прививать ему эти чувства с детства»
В. А. Сухомлинский.
1.1. Паспорт проекта.
Актуальность темы проекта.
Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть и катастрофа нависла над человечеством, и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стало жизненной необходимостью, одним из условий сохранение общего для всех нас дом – Земли.
Обретение экологической культуры, экологического сознания и мышления единственный для человека выход из сложившейся ситуации. Бережное отношение к природе должно быть нормой поведение людей любого возраста. Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу, значит творить добро, заставлять задумываться над тем, что можно сделать, что бы наш дом стал еще краше и богаче.
Формируя гуманное отношение к природе, мы должны исходить из того,что бы ребенок понял: человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, о его будущем. То, что наносит вред природе, наносит вред и самому человеку.
Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать ее. По словам В. А. Сухомлинского «Что бы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти чувства с детства».
Цель проекта.
Построение системы педагогической работы по формированию элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка, осознанно – правильного поведения в окружающем мире природы; выполнение детьми некоторых мероприятий по оказанию помощи природе; сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей.
Задачи проекта для детей.
1. Создать предметно – развивающую среду в группе для формирования элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка.
2. Развивать у детей устойчивый познавательных интерес к природе.
3. Использовать природу как не заменимый источник эмоционального развития ребенка, учитывая при этом, что эмоциональное и эстетическое воспитание начинается с развития культуры, ощущения и восприятия.
4. Формировать основы взаимодействия с природы, рассматривать растения, животных, не нанося им вред, одеваться по погоде.
5. Осуществлять целостный подход к оздоровлению детей средствами природы.
Задачи проекта для педагогов.
Разработать серию конспектов НОД, тематических дней, наблюдений и целевых прогулок.
Задачи проекта для родителей.
Повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей.
1. Появления у детей интереса к объектам и явлениям природы;
2. Расширение знаний об особенностях родной природы;
3. У детей сформированы представления о жизни растений;
4. Знания о жизни животных родного края в природных условиях;
5. дети знают и соблюдают элементарные правила поведения в природе, (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе).
6. Дети умеют применять полученные знания в продуктивной деятельности.
Предполагаемый результат для родителей в реализации проекта.
1. Сбор информации о растениях родного края в заповедниках Калужской области.
2. Активное участие родителей в совместных мероприятиях познавательного трудового и экскурсионного характера.
Форма итогового мероприятия:Тема итогового мероприятия: «Наш дом земля»
Продукты проекта.
— для детей: книга «От земли до неба»
— для педагогов: варианты мероприятий.
— для родителей: банк консультаций и бесед.
Результаты по проекту.
— для детей: итог показал,что существенно повысился уровень знаний и практических умений по теме: овладения детьми необходимыми критериями по мониторингу от 73% до 86%.
Результаты по проекту для педагогов: совершенствования профмастерства на основе опыта педагога по проекту.
Результаты по проекту для родителей: повысилась заинтересованность и компетентность родителей.
Перспективы на будущее:
Продолжать работу по данному направлению.
Разработать педагогический проект для детей старшей группы.
Учитывая веление времени, использовать в работе с детьми актуальное на сегодня проблемное обучение, которое позволяет развивать ребенка, ориентируясь на его зону ближайшего развития.
1. Бодуен де Куртене. Избр. Проблема по общему языкознанию — М. 2006 Т. П.
2. Бобылёва Л. Бобылёва О. К природе – с добротой // Дошкольное воспитание – 2010. — № 4. – С. 38-43.
3. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С. ,. Васильевой М. А. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»
4. Выготский Л. С. Психология искусства – М., 1986-3 издание.
5. Залкинд Э. Природа как средство эстетического и нравственного воспитания детей // Дошкольное воспитание – 2010. — № 1.
6. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2004.
7. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей – М. 1972
8. Мазурина А., Розина Т. Наблюдение и труд в природе – М. просвещение 1996
9. Рубинштеин С. Л. Психология речи – проблемы общей психологии. М. 1993
10. Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. – М. : Академия, 2008.
11. Сохин Ф. А, Развитие речи детей дошкольного возраста – М., 1964.-3изд.
12. Сохин Ф. А., Подъяков Н. Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста – М. 2001
13. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи – М., 2005
14. Ядэшко В. И. Развитие речи детей от трех до пяти лет – М., 1966
Источник красоты и вдохновения… Хотелось бы Вам предложить своеобразный мастер -класс. А именно, где и в чём найти для себя источник красоты и вдохновения!И так — » Зимняя.
Сюжетно-ролевая игра как источник познания Тема: Сюжетно-ролевая игра как источник познания. Автор: воспитатель СП «Детский сад № 2» ГБОУ ООШ № 2 г. о. Октябрьск • «Игра — это жизненная.
Фотоотчет моего путешествия «Святой источник» В Липецкой области много замечательных святых мест,которые посещают паломники. Об одном из таких мест,я хочу вам рассказать. Это святой.
Проект «Использование нестандартного оборудования для укрепления физического здоровья детей» Тип проекта: долгосрочный, практико-ориентированный; Актуальность. В современном мире, в эпоху 21 века, предъявляются новые, более высокие.
Проект «Вода — источник жизни» Актуальность темы данного проекта заключается в следующем: Вода является неотъемлемой частью флоры и фауны на планете. Без неё не может.
Проект «Вода — источник жизни» Развитие познавательной мотивации воспитанников дошкольного возраста в проектно-исследовательской деятельности Проект «Вода-источник жизни».
Проект «Книга — незаменимый источник знаний» Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь — в годы отрочества душа.
Проектная деятельность детей и педагогов как источник развития образовательной организации и повышения качества образования Детство – уникальный и волшебный мир. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.
Семейный экологический исследовательский проект «Вода — источник жизни на Земле» Вид проекта: исследовательский Продолжительность проекта: среднесрочный проект (3недели). Объект исследования: вода. Возраст: Старшая и.
Консультация «Закаливание-источник бодрости и здоровья» Под влиянием постоянного воздействия свежего воздуха, солнечных лучей и воды повышается сопротивляемость организма к влияниям окружающей.
Источник
«Природа — источник укрепления здоровья детей»
консультация на тему
Человек и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны, т.к. природа является естественной чредой обитания человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 16.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад : «Природа – источник укрепления здоровья детей»
Камаева Наталья Николаевна
Воспитатель МБДОУ д\с «Теремок» комбинированного вида
Г.Ардатов , Республика Мордовия
Человек и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. Природа является естественной средой обитания человека, он не может жить без условий неживой природы (воды,воздуха,земли и др.) «Воздух – наш отец, вода – мать, Земля – дом». Человек использует экосистемы в своей деятельности: растения и животные служат ему пищей, лес – для строительства и т.д.
Пребывание в природных сообществах поддерживает и укрепляет здоровье человека: снимает усталость,поднимает настроение. Люди закаляются с помощью воздуха, солнца и воды. Природные условия помогают человеку выполнять гигиенические правила, используя воду, содержать себя своё жилище и одежду в чистоте, употреблять в пищу чистые продукты. С их помощью человек сохраняет здоровье. Растения задерживают пыль и вредные вещества, приглушают шум, защищают от ветра, очищают и увлажняют воздух. Общение с домашними питомцами – животными и растениями – поднимает человеку настроение, помогает снять усталость. Многие растения и животные имеют лекарственные свойства и используются человеком для лечения (подорожник, мать-и-мачеха, ромашка,муравьи, пчёлы ,пиявки и др.) Прогулки в сосновом бору, купание в морской воде помогают предупредить и излечить болезни человека.
Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, весёлым, хорошо физически развитым. Наряду с совершенно естественной заботой о чистоте его тела, удовлетворении потребностей в пище крайне необходимо обеспечить и потребность в здоровом образе жизни, Здоровый образ жизни – это правильное распределение во времени и правильная последовательность в удовлетворении основных физиологических потребностей организма ребёнка : сна, приёма пищи, бодрствования. Режим – основа формирования биоритмов в деятельности организма. Формирование биоритмов пищевого возбуждения, сна и активного бодрствования способствует нормальному функционированию внутренних органов. В дошкольном учреждении дети получают полноценный уход, рациональное питание, систематический контроль за развитием и здоровьем, теплое, сердечное отношение обслуживающего персонала, обеспечивающее положительную эмоциональную настроенность ребёнка к оздоровительным и воспитательным воздействиям.
Итак, представления о здоровье и здоровом образе жизни детей я включаю в общий образовательный процесс по воспитанию дошкольников. На занятиях по познавательному развитию проводятся занятия о значении гигиенических процедур (для чего необходимо мыть рук, чистить зубы и пр.), закаливания, занятий спорта, утренней гимнастики, о необходимости пребывания на свежем воздухе для укрепления здоровья. Знакомство с правилами безопасного поведения; сведения о некоторых возможных травмирующих ситуациях, о важности охраны органов чувств (зрения,слуха), о некоторых приёмах первой помощи в случае травмы (ушиб, порез, ссадина), о правилах поведения в обществе в случае заболевания (при кашле, чихании прикрывать рот платком, отворачиваться, не пользоваться общей посудой с заболевшим), о некоторых правилах ухода за больным (не шуметь, выполнять просьбы, предложить чай, подать грелку, градусник и пр.) Углубление представлений о правилах гигиены и способах осуществления гигиенических процедур (ухода за телом, волосами, приёмы поддержания опрятности одежды, обуви), о правилах поведения за столом, в общественных местах.
Эффективным средством укрепления здоровья, снижения заболеваемости и повышения уровня работоспособности детей является закаливание организма. Природные факторы, такие как – солнце, воздух и вода – факторы, при систематическом воздействии которых повышается устойчивость организма к меняющимся погодным условиям (холод, жара, дождь и т.д.)
Воздух действует как комплексный раздражитель, усиливая процессы обмена веществ, увеличивая количество гемоглобина и эритроцитов, укрепляя нервную систему. Благоприятное его воздействие проявляется и в настроении ребёнка – он становится бодрым, жизнерадостным . Поэтому, если позволяют погодные условия, мы проветриваем помещение группы утром, днем ( когда уходим на прогулку), и перед сном . Организуем каждодневные прогулки детей на воздухе с обязательной двигательной активной деятельностью, игровыми упражнениями, подвижными играми, труд на прогулке. Движения оказывают всестороннее влияние на организм человека, интенсивная работа большого количества мышц при выполнении движений предъявляет высокие требования к основным функциональным системам организма и в то же время оказывает на них тренирующее влияние. Под воздействием движений улучшается функция сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических процессов. При активных движениях дыхание углубляется, улучшается легочная вентиляция. Активные движения повышают устойчивость ребёнка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма, повышает деятельность лейкоцитов. И напротив, недостаток движений (гиподинамия) вызывает изменения в центральной нервной и эндокринной системе, которые могут привести к эмоциональной напряженности и неустойчивости, к нарушению обмена веществ в организме, а также к уменьшению функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной систем и, следовательно, к снижению работоспособности организма. Для малышей потеря в движениях – это потеря в развитии, здоровье, знаниях. Физические упражнения способствуют развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений.
В ходе физкультурно-оздоровительных мероприятий в нашей группе проводятся физкультурные занятия и спортивные развлечения, так на базе ФОКа — физ.досуг «Папа, мама, я – спортивная семья», где семья Козловых заняла призовое 3-е место; в д/саду с папами соревнование, посвященное празднованию «Дня Российской Армии».
Расширяющий двигательный опыт увеличивает опыт наших детей и самостоятельно организовывать игры и упражнения.
Хорошее средство укрепления здоровья – это и закаливание водой. Умываясь, дети любят играть с нею; такие занятия улучшают настроение, вызывают радостные эмоции. Одним из эффективных способов закаливания является контрастное обливание ног : сначала холодной водой -24-25 градусов, , затем теплой -36 градусов и вновь холодной (перед сном).
Хождение босиком. Это один из древнейших приёмов закаливания. Он ценен ещё и тем, что тренирует мышцы стопы, а это предохраняет ребёнка от плоскостопия. После сна дети нашей группы ходят босиком по дорожке здоровья.
Дыхательно- голосовое упражнение «Цветы». Цель: тренировка удлиненного выдоха с одновременным произнесением фразы. Перед детьми ставится знакомый цветок, например, герань. Дети поочередно нюхают (вдох через нос) и на одном длительном выдохе произносят: «Герань пахнет» или «Герань очень хорошо пахнет» или «Красная герань очень хорошо пахнет».
Хочется сказать и о микроклимате , который создают комнатные растения в нашей группе. Подобраны растения –санитары, обильно выделяющие кислород и поглащающие загрязненный воздух – фикусы Бенджамина, папоротник и др. Растения, поддерживающие относительную влажность воздуха в норме, это –циперус и спатифиллиум. Растения «Врачи», способствующие хорошему самочувствию – это герань, кактусы, традесканция.
Чтобы предотвратить вспышку гриппа , мы применяли народные средства предупреждения заболевания – это лук и чеснок в виде луково-чесночной закуски во время обеда. Перед обедом, в качестве второго завтрака, использовали и фиточаи из лекарственных сборов ( зверобой, шиповник, мать-и-мачеха, душица, липовый цвет, ромашка).
Источник