Приоритетный национальный проект здоровье мероприятия
Ключевые цели нацпроекта — снижение смертности населения, снижение младенческой смертности, ликвидация кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, обеспечение охвата всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами не реже одного раза в год, обеспечение оптимальной доступности для населения медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, упрощение процедуры записи на прием к врачу, увеличение объема экспорта медицинских услуг.
Документ
Паспорт национального проекта «Здравоохранение»
Инфографика
Информационные материалы о национальном проекте «Здравоохранение»
Паспорт нацпроекта разработан Минздравом России во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и включает в себя восемь федеральных проектов: «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи», «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями», «Борьба с онкологическими заболеваниями», «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям», «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами», «Развитие сети национальных медицинских исследовательских центров и внедрение инновационных медицинских технологий», «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)» и «Развитие экспорта медицинских услуг».
Срок реализации нацпроекта: с января 2019 года по 2024 год (включительно).
Источник
Направления, основные мероприятия и параметры приоритетного национального проекта «Здоровье» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов (протокол N 2 от 21 декабря 2005 г.)
Приоритетный национальный проект «Здоровье» включает в себя направления: «Развитие первичной медико-санитарной помощи» и «Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью».
По направлению «Развитие первичной медико-санитарной помощи» основными показателями являются: повышение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи, в том числе:
повышение уровня квалификации врачей участковой службы (увеличение количества врачей, прошедших подготовку, на 13848); снижение коэффициента совместительства в учреждениях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, до 1,1; сокращение сроков ожидания диагностических исследований в поликлиниках до одной недели; обновление парка санитарного автотранспорта службы скорой медицинской помощи на 12120 машин; снижение числа заразившихся ВИЧ-инфекцией не менее чем на 1000 человек в год; снижение заболеваемости — гепатитом В не менее чем в 3 раза, краснухой не менее чем в 10 раз, гриппом в период эпидемии и снижение выраженности его проявления у заболевших; ликвидация врожденной краснухи; раннее выявление наследственных болезней не менее чем у 250 детей; снижение материнской смертности до 29 на 100 тысяч родившихся живыми, младенческой смертности до 10,6 на 1000 родившихся живыми; снижение частоты обострений и осложнений хронических заболеваний не менее чем на 30% и снижение временной нетрудоспособности не менее чем на 20%.
Основные мероприятия по направлению:
1. Дополнительная подготовка в 2006 — 2007 годах 13848 врачей, в том числе по 1500 врачей общей практики ежегодно. На эти цели предусматривается 0,5 млрд. рублей.
На 2006 год предусмотрено 0,2 млрд. рублей для подготовки 6318 врачей.
2. Повышение уровня оплаты труда врачей — терапевтов участковых и врачей — педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) и медицинских сестер участковых врачей — терапевтов участковых, медицинских сестер участковых врачей — педиатров участковых, медицинских сестер врачей общей практики (семейной медицины) путем осуществления ежемесячных денежных выплат врачам в размере 10 тыс. рублей и медицинским сестрам — 5,0 тыс. рублей за выполнение ими государственного задания по оказанию медицинской помощи. На эти цели на два года предусматривается 30,5 млрд. рублей. В 2006 году в федеральном бюджете предусмотрено 12,8 млрд. рублей для выплат 56145 врачам и 59433 медицинским сестрам.
С июля 2006 года будет осуществляться повышение уровня оплаты труда медицинским работникам фельдшерско-акушерских пунктов (52168 человек) и службы скорой медицинской помощи (105754 человека). На осуществление денежных выплат указанным специалистам в 2006 году предусматривается около 4,7 млрд. рублей.
3. Оснащение муниципальных учреждений здравоохранения диагностическим оборудованием и службы скорой медицинской помощи санитарным автотранспортом.
Организуется централизованная закупка диагностического оборудования для оснащения не менее 11024 муниципальных поликлиник и не менее 12120 машин скорой медицинской помощи, в том числе 480 реанимобилей и реанимобилей с кювезами.
На эти цели предусматривается 29,7 млрд. рублей на закупку диагностического оборудования и 7,5 млрд. рублей — санитарного автотранспорта, в том числе в 2006 году предусмотрено 14,3 млрд. рублей на оснащение 5512 поликлиник и 3,7 млрд. рублей на закупку 6060 машин скорой помощи.
4. Проведение мероприятий по профилактике, выявлению и лечению ВИЧ-инфицированных.
Правительством Российской Федерации определяется перечень лиц, подлежащих обязательному обследованию на ВИЧ-инфекцию. За два года будет обследовано 40 млн. человек и пролечено 30 тыс. ВИЧ-инфицированных. Будут проведены мероприятия по профилактике ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С в наиболее социально-уязвимых группах населения. На эти цели на два года предусматривается 10,8 млрд. рублей, в том числе в 2006 году — 3,1 млрд. рублей, из них 1,6 млрд. рублей на лечение 15 тыс. ВИЧ-инфицированных и инфицированных вирусом гепатита С.
5. Проведение дополнительной иммунизации в рамках Национального календаря профилактических прививок. За два года предусматривается провести иммунизацию 25 млн. человек против гепатита В, 15 млн. человек против краснухи, 300 тыс. ослабленных детей против полиомиелита, 44 млн. человек против гриппа.
Организуется централизованная закупка вакцин для субъектов Российской Федерации, исходя из численности лиц, входящих в группы риска. Вакцинация против гриппа включается в Национальный календарь профилактических прививок,
На эти цели предусматривается 10,3 млрд. рублей, в том числе в 2006 году — 4,2 млрд. рублей для закупки вакцины: против гриппа, гепатита В — 30 млн. доз, краснухи — 5 млн. доз, гриппа — 22 млн. доз, полиомиелита — 450 тыс. доз инактивированной вакцины для ослабленных детей.
6. Обследование новорожденных детей на галактеземию, муковисцидоз и адреногенитальный синдром (расширение неонатального скрининга).
Организуется централизованная закупка тест-систем и медицинского оборудования для оснащения медико-генетических консультаций и обучение медицинских работников специальным методикам проведения скрининга.
Обследование новорожденных детей в 2006 г. проводится в наиболее подготовленных субъектах Российской Федерации. Всего на обследование в течение двух лет 2 млн. 300 тыс. новорожденных предусматривается 0,9 млрд. рублей.
На 2006 г. на эти цели предусмотрено 0,4 млрд. рублей на обследование 1 млн. новорожденных.
7. Проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, проведение дополнительных медицинских осмотров работников, занятых на производствах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Программы дополнительной диспансеризации направлены на предупреждение и раннее выявление заболеваний, в том числе сердечно-сосудистых.
На эти цели в бюджете ФОМС предусматриваются 6,0 млрд. рублей, в том числе на 2006 год — 2,0 млрд. рублей, которые ФОМС направит в территориальные фонды обязательного медицинского страхования на оплату медицинской помощи, оказываемой поликлиниками в соответствии с договорами. По дополнительным программам диспансеризации, разрабатываемым Минздравсоцразвития России для различных групп населения, будут обследованы 12 млн. человек, в том числе в 2006 году — 4 млн. человек.
Порядок финансирования указанных расходов утверждается Правительством Российской Федерации.
В бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год предусматривается 1,9 млрд. рублей на оплату диспансеризации граждан, работающих в отраслях с вредными и опасными производственными факторами, будет обследовано 3568 тыс. человек.
8. Оплата медицинской помощи, оказываемой государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения женщинам в период беременности и родов.
Беременным женщинам будет выдаваться «родовый сертификат» — учетный документ для оплаты медицинской помощи, оказываемой женщинам женскими консультациями в период беременности и родильными домами в период родов.
На эти цели на два года предусматривается 21,8 млрд. рублей на оплату 1500 тыс. «родовых сертификатов» в год. В бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 г. предусмотрено 10,5 млрд. рублей, из расчета 7,0 тыс. рублей на беременную женщину.
9. Дополнительная оплата первичной медико-санитарной помощи, оказываемой работающим гражданам и неработающим пенсионерам.
В бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год предусматривается 7,0 млрд. рублей на эти цели, исходя из численности работающих граждан (55068 тыс. человек) и объема медицинской помощи.
В бюджете ФОМС предусмотрено 6,4 млрд. рублей на дополнительную оплату медицинской помощи, оказываемой неработающим пенсионерам, исходя из их численности — 30170 тыс. человек и объема медицинской помощи.
Целью направления «Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью» является повышение обеспеченности населения высокотехнологичной медицинской помощью к 2008 году до 45%.
Основные мероприятия по направлению:
1. Строительство 15 новых центров высоких медицинских технологий в субъектах Российской Федерации. С учетом потребности населения планируется создание центров по следующим направлениям: сердечно-сосудистой хирургии, травматологии, ортопедии и эндопротезированию, эндокринологии, нейрохирургии, трансплантологии и репродуктивным технологиям.
На эти цели предусматривается 32,0 млрд. рублей, в том числе в 2006 году — 12,6 млрд. рублей на строительство 8 таких центров в Республике Башкортостан, Чувашской Республике, Краснодарском, Красноярском, Хабаровском краях, Астраханской, Пензенской, Тюменской областях и ввод в эксплуатацию 4 центров.
2. Увеличение к 2008 году в 4 раза объема высокотехнологичной медицинской помощи, закупаемой за счет средств федерального бюджета, у существующих федеральных специализированных медицинских организаций и вновь создаваемых центров высоких медицинских технологий. За два года будет пролечено 298 тыс. человек с применением высокотехнологичной медицинской помощи, на эти цели предусматривается дополнительно 16,1 млрд. рублей.
Наряду с совершенствованием механизма оплаты такой помощи путем формирования государственного задания конкретному федеральному центру на эти виды медицинской помощи, модернизируется порядок ее предоставления, в том числе введение листов ожидания.
В 2006 году предусматривается дополнительно выделить 4,1 млрд. рублей на оплату высокотехнологичной медицинской помощи на лечение 128 тыс. человек.
I. Направления реализации приоритетного национального проекта «Здоровье»
Источник
Мероприятия по реализации приоритетного национального проекта «Здоровье»
Национальный проект «Здоровье» — программа по повышению качества медицинской помощи, объявленная президентом Российской Федерации В. В. Путиным, стартовавшая 1 января 2006 года в рамках реализации четырёх национальных проектов.
Мероприятия приоритетного национального проекта «Здоровье» разбиты на четыре основных направления.
1. Развитие первичной медико-санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний.
Реализация мероприятий проекта невозможна без наличия квалифицированных кадров. Поэтому одним из мероприятий проекта стало обучение медицинских кадров. Реализуемые мероприятия проекта возложили дополнительные обязанности на врачей первичного звена здравоохранения.
В рамках развития первичной медико-санитарной помощи предусмотрены мероприятия:
· подготовка и переподготовка врачей общей практики
· повышение размера оплаты труда медицинских работников первичного звена медицины.
С 1 января 2006 года врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым и врачам общей (семейной) практики дополнительно выплачивается 10 тыс. руб., медицинским сестрам, работающими с ними, — 5 тыс. руб.
С 1 июля 2006 года персонал Скорой медицинской помощи получает стимулирующие выплаты в размере: 5000 руб. для врачей, 3500 руб. для фельдшеров и 2500 руб. для медсестёр.
· укрепление материально-технической базы скорой медицинской помощи.
Часть мероприятий проекта были направлены на иммунизацию населения, что позволило резко снизить заболеваемость управляемыми инфекциями.
Кроме того, большое внимание было уделено профилактике и выявлению больных с ВИЧ-инфекцией, а также вирусными гепатитами В и С. Повысилась доступность лечения противовирусными препаратами для больных ВИЧ-инфекцией и больных вирусными гепатитами.
Начиная с 2006 года, были начаты мероприятия по дополнительной диспансеризации работающих граждан.
Поставлена цель снизить заболеваемость и смертность от социально-значимых инфекционных заболеваний, в первую очередь — от туберкулеза.
Среди всех причин смерти болезни системы кровообращения занимают первое место. И в первую очередь граждане России умирают от инфарктов и инсультов. Поэтому в ходе проекта уделяется особое внимание на организацию современной системы оказания помощи больным с сосудистыми заболеваниями. Особое внимание уделяется совершенствованию онкологической помощи населению, ведь в течение последних лет смертность от данного класса заболеваний продолжала расти.
2. Формирование здорового образа жизни.
Большое значение имеют мероприятия по здоровому образу жизни. Одна система здравоохранения не способна изменить образ жизни наших граждан. И здесь не обойтись без масштабной информационной компании.
3.Повышение доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.
В основном это оперативные вмешательства по причинам-лидерам в структуре смерти, но также и по офтальмологии, эндокринологии, урологии, акушерстве и гинекологии и других заболеваниях и состояниях.
В рамках нацпроекта было предусмотрено строительство в России 14 федеральных центров высоких медицинских технологий в регионах, из них:
7 по профилю «сердечно-сосудистая хирургия»
Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии (Астрахань)
Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии (Калининград)
Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии (Красноярск)
Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии (Пенза)
Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии (Пермь)
Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии (Хабаровск)
Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии (Челябинск)
5 по профилю «травматология, ортопедия и эндопротезирование»
Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования (Барнаул)
Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования (Владивосток)
Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования (Краснодар)
Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования (Смоленск)
Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования (Чебоксары)
2 по профилю «нейрохирургия»
Федеральный центр нейрохирургии (Новосибирск) — открыт в 2012 году.
Федеральный центр нейрохирургии (Тюмень) — открыт в 2011 году.
Помимо региональных центров, в Москве был построен Федеральный научно-клинический центр детской гематологии, онкологии и иммунологии (открыт в 2011 году).
4. Совершенствование медицинской помощи матерям и детям.
5. Качество оказания медицинской помощи матери и ребенку, снижение материнской, младенческой и детской смертности в последние годы стали одними из основных критериев оценки эффективности работы системы здравоохранения. На решение этих задач направлена программа «Родовый сертификат», которая с 2006 года реализуется в составе мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье».
Благодаря дополнительному финансированию по талонам родовых сертификатов женские консультации и учреждения родовспоможения приобретают современную диагностическую аппаратуру и лабораторное оборудование.
Важное направление — совершенствование оказания медико-генетической помощи детям и семьям, имеющим детей с наследственными и врожденными заболеваниями.
В рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» проводится неонатальный скрининг на пять наследственных заболеваний: адреногенитальный синдром, галактоземию, муковисцидоз, фенилкетонурию и врожденный гипотиреоз. Этот скрининг проводится на всей территории России.
С 2008 года в рамках национального проекта «Здоровье» осуществляется аудиологический скрининг детей первого года жизни. Это позволяет оказывать детям своевременную и грамотную медицинскую помощь, а при выявлении у ребенка полного нарушения слуха, направлять его на операцию по кохлеарной имплантации.
В 2006 году на реализацию проекта из федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов направлено 78,98 млрд руб. Кроме того, дополнительные средства были выделены субъектами РФ и муниципальными образованиями. В 2007 году предусмотрено выделение 131,3 млрд рублей.
На 2007—2009 годы запланированы расходы, связанные с реализацией проекта, в размере 346,3 млрд руб.
В 2012 – 2014 годах ряд мероприятий ПНП «Здоровье» предусматривается осуществлять как за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, так и за счет средств обязательного медицинского страхования.
Министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова подвела итоги реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в 2006-2010 годах.
За пять лет реализации проекта было израсходовано более 607 миллиардов рублей. Это составило 93,3% от утвержденного объема финансовых средств. Неисполненная часть – в основном невыплаты врачам первичного звена в 2006-2007 годах.
Татьяна Голикова назвала основным достижением в области профилактики и пропаганды здорового образа жизни создание в рамках национального проекта «Здоровье» 502 центров здоровья для взрослых и детей. За год работы в центры обратилось более 2,3 млн. человек, у 66,3 % из них выявлены факторы риска развития различных заболеваний.
В 2010 году введены в эксплуатацию 18 областных (краевых, республиканских) перинатальных центров: в Тверской области – «Областной клинический перинатальный центр»; в Петербурге – федеральный перинатальный центр ФГУ «Федеральный центр сердца, крови и эндокринологии имени В.А. Алмазова», а так же перинатальные центры в Ростове-на-Дону, Томске, Кирове и т.д. Они организованы с учетом перехода в 2011 году на трехуровневую систему оказания медицинской помощи беременным женщинам и новорожденным, и позволяют решить целый комплекс вопросов по охране здоровья семьи, начиная от подготовки к желанной беременности до рождения здорового ребенка.
Основные средства направлялись на лечение и профилактику социально-значимых заболеваний. Среди всех причин смерти болезни системы кровообращения занимают первое место. Это в первую инфаркты и инсульты. Поэтому в ходе выполнения проекта более 9,5 миллиардов рублей было затрачено на организацию современной системы оказания помощи больным с сосудистыми заболеваниями. Были открыты и оборудованы 39 региональных и 107 первичных сосудистых центров, обучено более 2 тысяч врачей.
Часть мероприятий программы была направлена на профилактику заболеваний. Иммунизация населения позволила снизить заболеваемость различными инфекциями. Большое внимание было уделено профилактике и выявлению больных с ВИЧ-инфекцией, а также вирусными гепатитами В и С. Благодаря своевременному обращению в медицинские учреждения у ВИЧ-инфицированных матерей родились 50 тысяч здоровых детей.
За два года программы по усовершенствованию онкологической помощи современным оборудованием были оснащены более 20 учреждений. Увеличилось количество обращений в онкологические кабинеты. Это способствовало и росту выявляемости заболеваний на 1-2 стадии.
В 50 регионах РФ в течение трех лет была создана современная система оказания медицинской помощи при травмах и ДТП, в Петербурге в рамках этой программы открылось отделение экстренной помощи для пострадавших в ДТП в Елизаветинской больнице.
Начиная с 2013 года расходы на денежные выплаты медицинскому персоналу, проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, будут осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования в результате увеличения с 2011 года тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование на 2 %. В этой связи средства федерального бюджета на 2013 — 2014 годы на указанные цели не предусматриваются.
В рамках направления по формированию здорового образа жизни у граждан России продолжится реализация коммуникационной программы «Здоровая Россия», объединяющей акции и мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни. Расходы федерального бюджета на 2012 — 2014 годы по указанному направлению предусматриваются по 0,8 млрд. рублей ежегодно. К концу 2014 года планируется снижение уровня смертности от случайных отравлений алкоголем на 100 тыс. населения до 10 человек (2009 год – 15 человек).
В рамках направления по развитию первичной медико-санитарной помощи и совершенствованию профилактики заболеваний осуществление стимулирующих ежемесячных денежных выплат медицинскому персоналу продолжится в 2012 году и составит 31,4 млрд. рублей; c 2013 года выплаты будут осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования в результате увеличения тарифа страховых взносов на 2 %.
Расходы на обследование населения с целью выявления инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С, включая их лечение и профилактику, предусматриваются на 2012 год в сумме 19,1 млрд. рублей, на 2013 — 2014 годы — по 19,5 млрд. рублей ежегодно. Продолжатся мероприятия по ежегодному обследованию не менее 22 млн. человек с целью выявления инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С, а также лечение указанной категории больных.
Расходы федерального бюджета на 2012 – 2014 годы на дополнительную подготовку врачей предусматриваются по 54,6 млн. рублей ежегодно.
На финансовое обеспечение мероприятий по созданию обучающих симуляционных центров предусматривается выделять из федерального бюджета по 150,0 млн. рублей ежегодно.
Расходы на дополнительную диспансеризацию в 2012 году составят 4,1 млрд. рублей. С 2013 года проведение дополнительной диспансеризации будет осуществляться в соответствии с тарифами на оплату медицинской помощи в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования.
В целом по Российской Федерации в 2010 году дополнительную диспансеризацию прошли 3 949 873 работающих гражданина, или 102,9 % прогнозируемой Минздравсоцразвития России численности (3 838 772 человека) и 98,1 % утвержденной Минздравсоцразвития России численности работающих граждан, согласно планам-графикам (4 027 000 человек).
Невыполнение прогнозных значений Минздравсоцразвития России отмечено в 20 субъектах Российской Федерации (24,1 % общего числа субъектов, проводивших дополнительную диспансеризацию работающих граждан в 2010 году).
Невыполнение утвержденных значений Минздравсоцразвития России, согласно планам-графикам, отмечено в 26 субъектах Российской Федерации (31,3 % общего числа регионов, проводивших дополнительную диспансеризацию работающих граждан в 2010 году).
В целях снижения инфекционной заболеваемости будут осуществляться меры по выполнению и совершенствованию Национального календаря профилактических прививок. Расходы на указанные цели составят на 2012 год 5,6 млрд. рублей, на 2013 – 2014 годы – по 6,1 млрд. рублей ежегодно.
Расходы на мероприятия по обследованию населения в целях выявления туберкулеза, а также на лечение больных туберкулезом и профилактику предусматриваются на 2012 год в сумме 4,9 млрд. рублей, на 2012 год – 5,3 млрд. рублей, на 2013 год – 5,6 млрд. рублей. По прогнозу, значение показателя смертности от туберкулеза на 100 тыс. человек населения в 2014 году составит 14,1 (в 2009 году — 16,8 на 100 тыс. населения), число больных с впервые в жизни установленным диагнозом на 100,0 тыс. населения — 80 (2009 год – 82,6).
В рамках направления по повышению доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, предусматривается, что до 2013 года во всех регионах будет осуществлена реализация мероприятий по совершенствованию медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями. Расходы федерального бюджета на указанные цели предусматриваются на 2012 год в сумме 5,9 млрд. рублей. Указанные средства будут направлены на оснащение современным медицинским оборудованием учреждений здравоохранения. Планируется снижение смертности от болезней системы кровообращения к концу 2014 года — до 768 случаев на 100 тыс. человек населения (в 2009 году — 801 случай на 100 тыс. человек населения).
Расходы федерального бюджета на мероприятия по совершенствованию медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях предусматриваются на 2012 — 2014 годы по 5,9 млрд. рублей ежегодно. Следует отметить, что с 2012 года финансовое обеспечение указанных мероприятий будет осуществляться только в рамках стационарной медицинской помощи (ранее такая помощь оказывалась и в рамках скорой медицинской помощи). К концу 2014 года прогнозируется снижение смертности от транспортных травм до 15,4 случаев на 100 тыс. человек населения (в 2009 году – 21,2 случаев на 100 тыс. человек населения).
Расходы федерального бюджета на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями на 2012 год предусматриваются в сумме 7,1 млрд. рублей, на 2013 — 2014 годы – по 6,9 млрд. рублей ежегодно. В ходе реализации мероприятия по совершенствованию медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями планируется оснащение современным медицинским оборудованием онкологических диспансеров. Смертность от новообразований прогнозируется к 2014 году до 196,8 случаев на 100 тыс. человек населения (в 2009 году – 206,9 случаев на 100 тыс. человек населения).
Расходы федерального бюджета на высокотехнологичные виды медицинской помощи на 2012 — 2014 годы предусматриваются в сумме по 50,6 млрд. рублей ежегодно и увеличатся на 8,4 млрд. рублей, или на 20 %, по сравнению с 2011 годом. Указанные расходы будут занимать наибольшую долю в общем объеме бюджетных ассигнований, предусмотренных на ПНП «Здоровье» на 2012 – 2014 годы, и в 2012 году составят 34,9 %, в 2013 году – 48,8 %, в 2014 году – 48,9 %. Плановое число больных, получающих высокотехнологичную медицинскую помощь, предусмотрено на 2012 год – 335 тыс. человек, или на 21,0 тыс. человек (на 6,7 %) больше по сравнению с 2011 годом (314 тыс. человек), на 2013 год – 369 тыс. человек, или на 34 тыс. человек (на 10,1 %) больше по сравнению с 2012 годом, на 2014 год – 406 тыс. человек, или на 37 тыс. человек (10 %) больше по сравнению с 2013 годом.
Расходы федерального бюджета на 2012 — 2014 годы на мероприятия по развитию службы крови предусматриваются по 5,0 млрд. рублей ежегодно.
В рамках направления по совершенствованию медицинской помощи матерям и детям расходы федерального бюджета на строительство медицинских центров по оказанию специализированной медицинской помощи в области акушерства, гинекологии и неонатологии (перинатальных центров) на 2012 год предусматриваются в сумме 0,8 млрд. рублей, на 2013 год – 1,0 млрд. рублей, на 2014 год – 0,4 млрд. рублей.
Продолжится развитие пренатальной диагностики, бюджетные ассигнования на указанные мероприятия на 2012 год предусматриваются в сумме 0,77 млрд. рублей, на 2012 – 2013 годы – по 0,85 млрд. рублей ежегодно.
С 2012 года в рамках ПНП «Здоровье» запланировано новое мероприятие по развитию неонатальной хирургии, в 2012 — 2014 годах бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение указанного мероприятия составят по 60,0 млн. рублей ежегодно. Средства федерального бюджета предусматриваются на приобретение технологического и медицинского оборудования для федеральных медицинских учреждений, подведомственных Минздравсоцразвития России и ФМБА России, которые будут производить закупку оборудования.
Расходы на реализацию комплекса мер по выхаживанию новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела предусмотрены на 2012 – 2014 годы по 40,0 млн. рублей ежегодно. Согласно прогнозным данным уровень младенческой смертности на конец 2014 года составит 7,6 на 1 тысячу родившихся живыми (2009 год – 8,1).
Расходы на проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, предусматриваются на 2012 годы в сумме 0,9 млрд. рублей.
6.4. В рамках мероприятий по улучшению демографической ситуации статьей 10 законопроекта размер материнского (семейного) капитала на 2012 год предусматривается в сумме 387 640,3 рубля, что на 21 941,9 рубля, или на 6 %, больше по сравнению с 2011 годом (365 698,4 рубля).
На предоставление материнского (семейного) капитала расходы федерального бюджета на 2012 год предусматриваются в сумме 162,7 млрд. рублей, на 2012 год – 164,1 млрд. рублей, на 2013 год – 171,3 млрд. рублей. Увеличение бюджетных ассигнований обусловливается увеличением размера материнского (семейного) капитала и численности получателей.
Сразу же после старта нацпроекта выяснилось, что при его разработке не было учтено финансирование нескольких важных статей расходов. Например, стимулирующие выплаты, получаемые медперсоналом, в противоречие ст. 139 Трудового кодекса не включили в средний заработок и, следовательно, эти выплаты не повлияли на размер «отпускных» и «больничных». В связи с этим в Министерство здравоохранения было направлено огромное количество обращений как от региональных руководителей здравоохранения, так и от рядовых сотрудников. Первым, кто добился справедливости по этому вопросу, стал терапевт Анатолий Попов из Владимирской области.
Гораздо тяжелее решался вопрос о так называемой «северной надбавке», которая является значительной частью зарплаты населения северных регионов. Эта надбавка должна распространяться на все виды заработка, вне зависимости от его источника, но ни в одном из бюджетов не было предусмотрено средств на эти цели. В ряде регионов после обращений медработников в суды задолженность по «северным надбавкам» на стимулирующие выплаты возмещается только тем, кто обращается за этим в суд[8][9]. Органы здравоохранения продолжают с переменным успехом оспаривать решения судов, в соответствии с которыми работодателей обязали выплатить задолженность по «северной надбавке». Проблемы с финансированием продолжались в 2008 и 2009 году, часть расходов была переложена на плечи региональных, городских и даже муниципальных властей, что не способствовало достижению целей проекта.
Несмотря на благие намерения кураторов национального проекта, существенно изменить ситуацию в здравоохранении не удалось. Некоторые эксперты называют нацпроект «Здоровье» провальным.
На поставленном оборудовании оказалось некому работать, расходные материалы быстро закончились, да и качество самого оборудования оставляет желать лучшего.
На фоне оптимистических отчётов министерства об успехах нацпроекта депутаты Государственной думы заявили, что положение с лекарственным обеспечением и кадровым составом медицинских учреждений оставляет желать много лучшего.
Генеральная прокуратура и прокуратуры на местах регулярно рапортует о многочисленных нарушениях, связанных с реализацией проекта. Наиболее распространенные: несвоевременная оплата труда медработников, простой оборудования, неправомерное расходование бюджетных средств. В 2009—2010 годах Счётная палата в ходе аудиторской проверки Минздравсоцразвития, возглавляемого в то время Татьяной Голиковой, выявила также нарушения в ходе строительства федеральных центров высоких медицинских технологий, финансирование которых осуществлялось в рамках реализации нацпроекта «Здоровье».
Источник