Приоритетный национальный проект здоровье эффективность
Ключевые цели нацпроекта — снижение смертности населения, снижение младенческой смертности, ликвидация кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, обеспечение охвата всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами не реже одного раза в год, обеспечение оптимальной доступности для населения медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, упрощение процедуры записи на прием к врачу, увеличение объема экспорта медицинских услуг.
Документ
Паспорт национального проекта «Здравоохранение»
Инфографика
Информационные материалы о национальном проекте «Здравоохранение»
Паспорт нацпроекта разработан Минздравом России во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и включает в себя восемь федеральных проектов: «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи», «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями», «Борьба с онкологическими заболеваниями», «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям», «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами», «Развитие сети национальных медицинских исследовательских центров и внедрение инновационных медицинских технологий», «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)» и «Развитие экспорта медицинских услуг».
Срок реализации нацпроекта: с января 2019 года по 2024 год (включительно).
Источник
Национальный проект в сфере охраны здоровья 2021 год
К 2006 году Российское здравоохранение пришло со следующими накопившимися проблемами:
устаревшая материально-техническая база лечебно-профилактических учреждений;
низкая заработная плата медицинских работников;
устаревшие методы управления лечебными учреждениями (неэффективное использование ресурсов отрасли).
Кроме того, существенным недостатком системы здравоохранения явилось ослабление профилактической направленности, медико-санитарного просвещения населения и формирования здорового образа жизни.
Отсутствие результатов реформ, проводимых в 80 – 90-е годы ХХ столетия и продолжающийся кризис общественного здоровья привели к необходимости пересмотра государственной политики в отношении здравоохранения.
Для исправления сложившейся ситуации по предложению Президента России Министерством здравоохранения и социального развития РФ был разработан, и 21 декабря 2005 года утвержден национальной проект «Здоровье», основными приоритетами которого являются:
1. Развитие первичной медико-санитарной помощи:
осуществление денежных выплат врачам общей (семейной) практики, участковым врачам-терапевтам, участковым врачам-педиатрам и медицинским сестрам участковых врачей-терапевтов и участковых врачей-педиатров с учетом объема и результатов их деятельности;
подготовка и переподготовка врачей общей (семейной практики, участковых врачей терапевтов и участковых врачей-педиатров;
организация открытия офисов врачей общей практики
оснащение диагностическим оборудованием амбулаторно-поликлинических учреждений
оказание медицинской помощи женщинам в период беременности и родов в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения на основе родовых сертификатов;
оснащение автомобилями скорой помощи, в том числе реанимобилями;
2. Усиление профилактической направленности здравоохранения:
формирование у значительной части населения культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению;
дополнительная диспансеризация работающего населения;
иммунизация населения в рамках национального календаря прививок;
профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение больных ВИЧ;
обследование новорожденных детей на галактоземию, адреногенитальный синдром и муковисцидоз;
3. Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью:
строительство федеральных центров высоких медицинских технологий;
увеличение доступности и объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи.
На встрече с членами правительства, руководством Федерального собрания и членами Президиума Государственного совета 5 сентября 2005 года Президентом России В.В. Путиным было сказано: «Особое внимание считаю необходимым уделить развитию первичного медицинского звена, первичной медицинской помощи, профилактике заболеваний, включая вакцинацию и эффективную диспансеризацию населения…».
Проектом «Здоровье» в качестве задач, которые будут решаться в ближайшие годы, определены:
— увеличение продолжительности жизни,
— уменьшение младенческой смертности и повышение эффективности помощи женщинам в период беременности и родов,
— уменьшение количества инфекционных заболеваний за счет вакцино-профилактики и вакцинации.
Отвечают за реализацию проекта:
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Министерство финансов Российской Федерации
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации.
Финансирование национального проекта в области здравоохранения составит 208,9 млрд. рублей, в том числе в 2006 году 88,4 млрд. рублей.
Основные мероприятия и ожидаемые результаты национального проекта «Здоровье»:
Предполагается реорганизация системы здравоохранения таким образом, чтобы стандартный набор качественных медицинских услуг предоставлялся всем нуждающимся. Возможности здравоохранения будут сбалансированы с имеющимися финансовыми ресурсами, а регионы получат равные финансовые возможности в социальной сфере;
Первичная медицинская помощь станет более доступной и качественной;
Пройдут повышение квалификации и профессиональную переподготовку врачи общей практики, участковые терапевты и участковые педиатры;
Повысится престиж труда медицинских работников первичного звена, в результате в участковую службу должны прийти молодые квалифицированные специалисты;
Амбулаторно-поликлинические учреждения будут оснащены необходимым диагностическим оборудованием, а значит, снизятся сроки ожидания и повысится качество диагностических исследований;
В регионы будут поставлены новые машины «Скорой помощи», это повысит эффективность работы службы скорой медицинской помощи;
Организация массового обследования новорожденных для выявления наследственных заболеваний (фенилкетонурии, врожденного гипотиреоза, адреногенитального синдрома, галактоземии, муковисцидоза) позволит предотвратить инвалидизацию детей;
Организация дополнительной бесплатной иммунизации населения приведет к снижению заболеваемости;
Станут возможными своевременное выявление и предупреждение заболеваний за счет массовой бесплатной диспансеризации работающих граждан (в возрасте 35 – 55 лет) и граждан, работающих в отраслях с вредными и опасными производственными условиями;
Увеличится выявление заболеваний в 1,5 раза и средняя длительность жизни больных после впервые установленного диагноза на 3,5 года (до 12 лет), снизится число дней временной нетрудоспособности на 30%;
Станет возможным снижение заболеваемости гепатитом В в 3 раза, краснухой – до 10 случаев на 100 тыс. населения, ликвидация врожденной краснухи; стабилизируется заболеваемость гриппом при отсутствии возникновения пандемического вируса; уменьшится частота инфицирования ВИЧ (на 1000 человек в год);
Благодаря строительству новых федеральных центров высоких медицинских технологий снизятся сроки ожидания и повысится доступность высокотехнологичной (дорогостоящей) медицинской помощи, особенно для жителей отдаленных районов;
Будет обеспечена прозрачность очереди на получение высокотехнологичных (дорогостоящих) видов медицинской помощи за счет введения системы «листов ожидания»;
Повысится качество медицинской помощи, оказываемой беременным женщинам, как в женских консультациях, так и в роддомах, за счет введения системы родовых сертификатов.
В перспективе в ходе успешной реализации проекта «Здоровье» ожидается:
* Снижение показателей смертности и инвалидности населения за счет повышения доступности и качества медицинской помощи;
* Удовлетворение потребности населения РФ в бесплатной высокотехнологичной (дорогостоящей) медицинской помощи;
* Приближение отечественного здравоохранения к европейским стандартам медицинской помощи населению;
* Снижение экономических потерь за счет укрепления и восстановления здоровья граждан, уменьшение финансовых затрат на выплаты пенсий по инвалидности и пособий по временной нетрудоспособности;
* Укрепление позиции России на внутреннем и международном рынках медицинских услуг и медицинских технологий (экономические и профессиональные стимулы для реализации отечественных разработок на международном уровне и привлечения иностранных пациентов в российские клиники).
Новые перспективы Национального проекта «Здравоохранение»
Материал опубликован 18 июля 2018 в 21:00.
Обновлён 23 июля 2018 в 20:11.
Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова провела брифинг по итогам заседания Президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Она рассказала, как на совещании рассматривались перспективы Национального проекта «Здравоохранение».
– Этот национальный проект межведомственный, в его реализации будут принимать участие 10 федеральных органов исполнительной власти, Российский экспортный центр и все 85 регионов страны, – сказала она. – Главная задача, которая стоит перед данным проектом, – исполнить те цели, которые были сформулированы Президентом Российской Федерации в Указе № 204 от 07.05.2018. Это снижение смертности трудоспособного населения от двух основных причин – сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, а также уменьшение младенческой смертности. Речь идёт о повышении качества и доступности медицинской помощи и в целом жизни, поскольку от здравоохранения напрямую зависит качество жизни людей.
Прежде всего федеральный проект посвящён улучшению доступности, качества и комфортности первичной медико-санитарной помощи. Для этого запланировано завершение формирования сети медицинских организаций в первичном звене, включая труднодоступные районы страны и сельскую местность. До 2021 г. запланировано строительство более 360 новых объектов сельского здравоохранения – ФАПы, врачебные сельские амбулатории, – обновление более 1,2 тыс. объектов и закупка мобильных медицинских комплексов для населённых пунктов, где проживают менее 100 человек.
Всё это делается для того, чтобы в населённых пунктах с численностью жителей более 100 человек первичная медицинская помощь была в шаговой доступности, то есть не более 6 км от места нахождения человека – это примерно час пешком или 15 минут на общественном транспорте.
Важно, чтобы при этом более чем в два раза увеличился охват населения профилактическими осмотрами. Задача, поставленная Президентом, – чтобы каждый россиянин мог раз в год пройти профилактический осмотр. Это очень серьёзная задача. Мы понимаем, что эти осмотры должны быть не формальными, количественный рост не должен формализовать профилактические осмотры и диспансеризации. В течение ряда лет мы боролись с этой формальностью, с приписками и сейчас от них ушли. Очень важно, чтобы и дальнейшее увеличение охвата было реальным.
Следующий момент – внедрение так называемых бережливых технологий, то есть создание комфортной среды в поликлиниках – и детских, и взрослых.
Мы надеемся, что более 7 тыс. поликлиник и поликлинических отделений до 2024 г. войдут в этот проект. Здесь должна быть удобно работающая регистратура, отсутствие очередей при записи на приём и у кабинетов врача, беспроблемное прохождение диспансеризации, разделение потоков здоровых и больных пациентов и т.д. – всё, что отработано в пилотном режиме в первых 300 объектах по проекту «Бережливая поликлиника». Кроме того, будет завершена региональная централизация диспетчерской службы скорой медицинской помощи, что очень важно для правильной маршрутизации пациентов, если случается какое-то острое состояние или заболевание. Должно произойти наращивание объёмов санитар-
ной авиации – это очень важно для удалённых труднодоступных районов страны.
Проект сопряжён с проектом по улучшению кадровой ситуации в российском здравоохранении, поэтому отдельный блок в нём посвящён доукомплектованию врачебных должностей, должностей среднего медицинского персонала в первичном звене. Целевой показатель установлен – достичь 95% укомплектования. Это очень высокий показатель и по врачам (ликвидация дефицита более 22 тыс. врачей), и по среднему медицинскому персоналу.
Федеральный проект далее посвящён снижению смертности от сердечно-сосудистых заболеваний и повышению качества и доступности помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями, начиная от профилактики, включая популяционную, развитие здорового образа жизни и индивидуальную профилактику. Безусловно, эти программы также тесно связаны с первой задачей – с прохождением профосмотров, диспансеризацией и коррекцией выявляемых факторов риска. В этом направлении министерство ставит перед собой задачу – внедрить современные клинические рекомендации и протоколы лечения всех пациентов и переоснастить всю сеть первичных сосудистых отделений и региональных центров. Их сейчас 609. Параллельно мы ставим перед собой задачу перевести часть первичных сосудистых отделений – около 30 – на уровень региональных сосудистых центров, дооснастив их дополнительно ангиографами. Это позволит нам примерно в два раза увеличить объём рентгеноэндоваскулярных вмешательств, стентирований, ангиопластик при остром коронарном синдроме, которые часто становятся жизнеспасающими операциями.
При переоснащении особое внимание будет уделено и оснащению ранней реабилитационной службы в рамках работы данных сосудистых подразделений. Планируется снизить смертность от болезней системы кровообращения с 587 до 450, то есть более чем на 130 тыс. Это значит, что в 2024 г. более чем на 200 тыс. сократится число смертей по сосудистым причинам. Это очень амбициозная задача. И решить её можно только комплексно – от профилактики до реабилитации.
Далее – задача по борьбе с онкологическими заболеваниями. Она комплексная и сложная. Суть её заключается в том, что формируется тотальная настороженность к онкологическим заболеваниям в первичном звене, для чего специальному обучению подлежат не только все участковые врачи, но и узкие специалисты, работающие в амбулаторных учреждениях. Разработана специальная иллюстрированная программа, информационная, дистанционная, которая позволяет пройти первичное тестирование и после этого повысить уровень своей квалификации по усвоению этого материала. В настоящее время уже 80% участковых терапевтов прошли эту программу и получили соответствующий сертификат. Нам необходимо
подключить к ней и участковых педиатров, узких специалистов и врачей общей практики, семейных врачей. Второй момент – это формирование амбулаторных онкологических служб на межрайонном,
межмуниципальном уровне. Третий момент – это переоснащение более 100 региональных учреждений, оказывающих помощь онкологическим больным. Соответственно, произойдёт повышение уровня, дальнейшее развитие федеральных онкологических центров с формированием сети протонных центров – наиболее инновационной части ядерной медицины. Параллельно мы создаём сеть референс-центров для второго экспертного мнения по таким самым сложным диагностическим методам, как морфология, иммуногистохимия, компьютерная и магнитно-резонансная томография. Планируется создать 18 таких центров.
Отдельная часть программы – это не просто устранение дефицита кадров в онкологической службе, а создание новой генерации кадров, включая не только медицинские кадры, но и инженерный персонал. Эта подготовка будет осуществляться в сотрудничестве с Министерством науки и высшего образования РФ. Совместно будут формироваться кластеры по подготовке радиохимиков, медицинских физиков, радиофизиков – тех специалистов, без которых не может развиваться радиология.
Четвёртое направление – совершенствование медицинской помощи детям, в том числе развитие детской инфраструктуры. Оно включает развитие профилактического движения и внедрение новых профилактических технологий. Исполнение поручения Президента по модернизации детских поликлиник и поликлинических отделов детских
стационаров – это 3,8 тыс. объектов. Мы должны это сделать в первые три года. Кроме того, это строительство и реконструкция корпусов детских стационаров. В настоящее время мы вместе с субъектами РФ по отработанным критериям определяем перечень необходимых к строительству объектов. Подобное направление должно позволить не просто снизить младенческую смертность до лучших мировых показателей (до 4,5 на 1000 родившихся живыми), но параллельно снизить детскую смертность. И, естественно, улучшить в целом состояние здоровья детского населения.
Пятое направление посвящено кадровой политике в здравоохранении. Прежде всего должен быть устранён дефицит кадров в первичном звене, об этом уже шла речь. Следующей стоит задача по развитию цифровой медицины. К 2022 г. в каждом из 85 регионов должна быть создана полноценная информационная система, соответствующая жёстким единым критериям, с подключением всех медицинских организаций к этой региональной информационной системе. Для этого внедряются единые централизованные серверы, цифровой архив изображений, лабораторных исследований, централизованные региональные диспетчерские скорой помощи, причём не только автодорожной, но и санитарно-авиационной – то есть те системы, которые позволяют обеспечивать преемственность оказания медицинской помощи и мониторировать её качество, маршрутизацию пациентов и т.д. Предусмотрено уже до конца этого года завершить формирование вертикально интегрированной телемедицины – между нашими ведущими национальными медицинскими исследовательскими центрами по профилям, за которые они отвечают, и региональными организациями третьего уровня. В течение ближайшего периода времени будет обеспечено под методологическим руководством национальных медицинских центров внедрение современных технологий, клинических рекомендаций, протоколов лечения во всех 750 региональных организациях третьего уровня.
Развивать вторую опцию телемедицины – «врач – пациент» – также планируется поэтапно, начиная с 2020 г.
Существует и проект по развитию экспорта медицинских услуг. Он поднимает имидж российской медицины, привлекает дополнительные ресурсы для развития клиник. Здесь потенциал очень большой – за последние два года серьёзно возросло число иностранных пациентов в больницах нашей страны – с 20 тыс. до более 110 тыс. Это направление позволило только в прошлом году лечебным учреждениям заработать около 250 млн долл. Задача, поставленная Президентом, – увеличить объём поступлений в четыре раза, до миллиарда долларов в год. Для этого будет разрабатываться специальная коммуникационная кампания.
В настоящее время все эти проекты покрыты финансово, и это тот случай, когда у Минздрава России практически нет разногласий с финансово-экономическим блоком. Общая сумма средств, которые потребуются для реализации вышеназванных направлений, достаточно велика, она превышает 1,3 трлн руб.
Безусловно, сложность реализации этого проекта связана с тем, что основные полномочия по реализации оказания медицинской помощи отданы в нашей стране субъектам РФ. Наша задача – так построить управление этим нацпроектом, чтобы не было искажений при его реализации в регионах. Для этого мы планируем на основе в целом одобренного национального проекта создать 85 региональных проектов. Они будут индивидуализированы по конкретным потребностям конкретного региона, в них будут понятны все показатели, выстроенные по годам. Мы будем не просто контролировать, но и очень активно помогать регионам, для того чтобы можно было добиться поставленных целей. Если это всё будет осуществлено так, как запланировано, российская медицина перейдёт на другой качественный уровень.
Каждый человек в нашей стране почувствует произошедшие изменения.
Приоритетный национальный проект «Здоровье»
Национальный проект в сфере здравоохранения подразумевает развитие первичной медицинской помощи (в том числе семейной медицины), повышение укомплектованности кадрами первичного звена здравоохранения, переход на новые формы оплаты труда в зависимости от объемов и качества оказываемой медицинской помощи, укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений.
На основе сетевого графика реализации Федерального Национального проекта «Здоровье» сформирован и утвержден «План реализации национального проекта в сфере здравоохранения в Санкт-Петербурге ». Комитетом по здравоохранению проведены обучающие семинары с руководителями отделов здраво-охранения районов и главными врачами стационаров и АПУ по изучению материалов и разъяснению решений Коллегии Министерства здравоохранения и социального развития. На его основе в каждом административном районе также сформированы соответствующие планы.
В соответствии с основными приоритетами и задачами Комитетом по здравоохранению созданы рабочие группы по контролю за реализацией каждого направления и подготовлен проект постановления Правительства Санкт-Петербурга о создании Координационного Совета во главе с вице-губернатором Санкт-Петербурга . Подготовлено и подписано Соглашение между Правительством Санкт-Петербурга и Министерством здравоохранения и социального развития России о порядке реализации Национального проекта «Здоровье».
В основу национального проекта в сфере здравоохранения Санкт-Петербурга были заложены мероприятия по развитию первичной медико-санитарной помощи, включая:
- повышение уровня оплаты труда участковых врачей-терапевтов и врачей-педиатров, врачей общей практики (семейных врачей) и медицинских сестер, работающих с ними.
- дополнительную подготовку врачей по специальностям «Терапия», «Педиатрия», «Общая врачебная практика (семейная медицина)». Одно из приоритетных направлений реализации национального проекта состоит в подготовке и переподготовке врачей общей практики, участковых терапев-тов и педиатров. В Санкт-Петербурге сформирован Территориальный реестр врачей общей практики, участковых терапевтов и педиатров, медсестер, акушеров-гинекологов, неонатологов, анестезиологов-реаниматологов, акушерок и детских медсестер женских консультаций, родильных домов (отделений) и перинатальных центров городских и районных учреждений здравоохранения.
- проведение мероприятий по профилактике, выявлению и лечению ряда за-болеваний (ВИЧ-инфекция, гепатит B, краснуха и др.),
- проведение дополнительной иммунизации в рамках Национального календаря профилактических прививок. Для проведения иммунизации определена численность населения города, подлежащего прививкам по плану национального календаря, а также численность населения, подлежащая дополнительной иммунизации против полиомиелита, краснухи, гепатита В и гриппа.
- проведение диспансеризации работающего населения по дополнительным программам. Основной задачей диспансеризации является раннее выявление заболеваний сердечно-сосудистой системы, туберкулеза, онкологических заболеваний, сахарного диабета, дегенеративно-дистрофических заболеваний крупных суставов и патологии позвоночника. В настоящее время внедряется компьютерная программа по мониторингу диспансеризации взрослого населения.
- дополнительную оплату первичной медикосанитарной помощи, оказываемой работающим гражданам и неработающим пенсионерам. В соответствии с указаниями Росздрава начата подготовка к заключению договоров между главными врачами АПУ и медработниками, участвующими в реализации проекта. Эти дополнительные соглашения будут оформляться на основе методических рекомендаций Министерства. Издано распоряжение Комитета о порядке дополнительных денежных выплат в рамках национального проекта в сфере здравоохранения. Согласно утвержденному Плану Комитет по здравоохранению, совместно с ТФ ОМС, будут осуществлять мониторинг результатов деятельности АПУ в соответствии с установленными показателями объемов, результатов и качества медицинской помощи. Следующий важнейший раздел работы – оснащение АПУ диагностическим оборудованием. Определён порядок оснащения диагностическим оборудованием и автомобилями скорой помощи медучреждений города.
Национальным проектом в сфере здравоохранения для Санкт-Петербурга предусмотрено улучшение обеспечения населения высокотехнологичной медицинской помощью, включая:
- модернизацию существующих федеральных специализированных медицинских учреждений (ФСМУ),
- совершенствование организации предоставления высокотехнологичной медицинской помощи (перевод ФСМУ на государственный заказ, введение «Листа учета», разработка стандартов высокотехнологичной медицинской помощи). Конкретным результатом мероприятий, реализуемых в рамках данной задачи, должно стать усиление профилактической направленности здравоохранения, предотвращение заболеваемости, повышение уровня удовлетворения потребности в высокотехнологичных видах медицинской помощи Для оперативного решения вопросов обеспечения населения высокотехноло-гичной медицинской помощью созданы комиссии Комитета и федеральных учреждений здравоохранения по отбору и направлению пациентов на дорогостоящие виды медицинской помощи.
- конкретные меры, направленные на реализацию задачи улучшения состояния здоровья детей и матерей в Санкт-Петербурге :
- внедрение новых организационных ресурсосберегающих, перинатальных и репродуктивных технологий;
- расширение диспансеризации детей, проведение массовых обследований новорожденных детей на наследственные заболевания; По разделу национального проекта, касающегося выявления врожденной патологии определены контингенты по обследованию новорожденных на галактоземию и адреногенитальный синдром. Ежегодно необходимо обследовать около 92 тыс. новорожденных, с учетом повторных уточняющих исследований. В соответствии с федеральной программой по проведению массового обследования новорожденных для ранней диагностики галактоземии и адреногенитального синдрома планируется обеспечение биохимической лаборатории Медико-генетического центра необходимым дополнительным оборудованием и соответствующими наборами реагентов за счет средств Федерального бюджета.
- развитие перинатальной помощи и специализированной высокотехнологичной медицинской помощи матерям и детям;
- введение «Родового сертификата» в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь женщинам в период беременности и родов. Для реализации программы родовых сертификатов подготовлен пофамильный электронный реестр врачей акушеров-гинекологов, неонатологов, анестезиологов-реаниматологов, акушерок и детских медсестер, работающих в 49 амбула-торных и 16 стационарных государственных учреждениях родовспоможения.
Основные задачи по реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» на 2012 год.
1. Продолжить реализацию всех основных направлений приоритетного национального проекта «Здоровье».
2. Обеспечить иммунизацию населения Санкт-Петербурга в соответствии с планом в 2012 году, уделяя особое внимание:
- завершению вакцинации против гепатита В 2011 года и обеспечение выполнения плана вакцинации декретированного контингента на текущий год
- -иммунизации против кори не менее 60 тыс. человек.
3. Продолжить проведение дополнительной диспансеризации.
4. Проводить мероприятия по профилактике и лечению ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов, в том числе у больных туберкулезом, сочетанного с ВИЧ- инфекцией.
5. Продолжить мероприятия, направленные на снижение материнской, младенческой и перинатальной смертности.
6. Реализовать развитие новых направлений по формированию здорового образа жизни у граждан Санкт-Петербурга .
7. Совершенствовать работу региональных сосудистых центров для оказания медицинской помощи на базе стационаров, подведомственных Комитету по здравоохранению, введенных в строй в 2011 году.
Определены пять приоритетных проектов в здравоохранении
Пять приоритетных проектов в здравоохранении определены в ходе прошедшего 31 августа заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Об этом сообщила министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова на брифинге по итогам заседания.
Выделено пять направлений, с реализацией которых в ближайшие годы Минздрав планирует достичь улучшения таких ключевых показателей, как доступность медицинской помощи и демографическая ситуация.
Первое направление – снижение материнской и младенческой смертности. В 27 регионах РФ будет сформирована трехуровневая система оказания медицинской помощи беременным женщинам, женщинам в период родов, после родов и новорожденным детям. Создадут 28 новых перинатальных центров и оснастят их хорошо подготовленными кадрами численностью более 3400 человек. Изменится логистика оказания медицинской помощи на первичном и вторичном уровнях. Это позволит снизить в 2018 году материнскую и младенческую смертность не ниже, чем на 11%.
Второй проект – повышение доступности оказания медицинской помощи в труднодоступных регионах. Это 34 субъекта РФ, где на существенном отдалении от региональных и муниципальных центров проживает более 8 млн человек. Сделанный Минздравом анализ показал, что среди них около 1 млн человек находятся в риске неполучения своевременной помощи, прежде всего скорой и экстренной специализированной помощи. Поэтому предложено развивать в этих районах вертолетную санитарную авиацию. Поставлена задача довести ежегодное количество вылетов с нынешних 17 тыс. (это примерно 80% от всех санитарных вылетов на территории страны) до 26 тыс. вылетов. Для этого необходимо будет создать дополнительно 34 вертолетные площадки и помочь регионам в получении авиационных технических услуг у соответствующих предприятий. Это поможет существенно увеличить число пациентов, в течение первых суток госпитализируемых при жизнеугрожающих состояниях, снизить летальность при таких состояниях.
Третье направление – ликвидация дефицита участковых терапевтов и педиатров в первичном звене здравоохранения по всей стране и повышение качества подготовки медработников, прежде всего врачей. Для их обеспечения необходимой квалификацией будет выстроена система непрерывного медицинского образования с использованием дистанционных модулей обучения. Минздрав планирует, что количество таких модулей в 2017 году достигнет 1 тыс., а в 2018 году – 2 тыс. Планируется наращивать число врачей, которые находятся в федеральной системе непрерывного медицинского образования. Параллельно ежегодно будут развиваться новые системы допуска к профессиональной деятельности. За несколько лет все врачи должны пройти через систему аккредитации и реаккредитации. Важно, что все образовательные программы и аккредитационные тесты основаны на уже созданных клинических руководствах и протоколах лечения больных, на профессиональных стандартах для всех основных специальностей, подчеркнула Вероника Скворцова.
Четвертое направление – широкое развитие цифровых технологий в медицине. Все государственные и муниципальные медицинские организации будут подсоединены к Единой государственной информационной системе здравоохранения (ЕГИСЗ). Это позволит внедрить электронный документооборот не только в отдельно взятом учреждении, но и между медицинскими организациями, сформировать на портале государственных услуг личный кабинет пациента «Мое здоровье». Через личный кабинет каждый пациент сможет узнавать о возможности получения медицинской помощи, записаться к врачу, вызвать врача на дом, получать доступ к собственным медицинским документам, а также оценивать уровень оказания медицинских услуг. С каждым годом будет увеличиваться количество активных пользователей системы. Этот проект осуществляется совместно с Министерством связи, которое должно обеспечить широкополосную интернет-связь на всей территории страны, для всех медицинских организаций.
Кроме того, реализация данного проекта даст возможность в течение нескольких лет тотально присоединить автоматизированные рабочие места врачей к ЕГИСЗ, что позволит сократить время, расходуемое врачом на заполнение документации, и высвободить не менее 30% его рабочего времени на непосредственную работу с больным. Врач получит неограниченный доступ ко всем информационным базам, к электронной медицинской библиотеке, к системам помощи в принятии решений, а кроме того, к возможности телемедицинских консультаций с федеральными и региональными организациями необходимого профиля.
Министр отметила, что комплекс этих мер скажется на качестве оказания медпомощи, сроках ожидания и устранении очередей в медучреждениях. «У пациента должно быть ощущение партнерства с медицинскими организациями. Для нас очень важно, чтобы упростилось взаимодействие человека с медицинским сообществом, с медицинской организацией, в том числе по дистанционным направлениям работы. Скажем, мы хотели бы резко снизить такой показатель, как снижение обращений за медицинскими документами. Это можно будет сделать, если выписки, справки, все необходимые документы можно будет получать через личный кабинет пациента».
Пятое направление – новый уровень контроля за государственными и муниципальными закупками лекарственных препаратов. Предполагается переход на референтное ценообразование для государственных закупок лекарственных препаратов и уменьшение при закупках отклонений от рефернтной цены. Как показывают прогнозные расчеты, это позволит государству существенно экономить, а сэкономленные ресурсы направить на увеличение охвата всех групп населения, нуждающихся в лекарственном обеспечении.
Кроме того, в рамках данного проекта планируется введение маркировки лекарственных препаратов – не только для того, чтобы прослеживать их путь от производителя к покупателю, но и для выявления контрафакта и фальсификата. «За последние годы мы резко, во много раз, уменьшили количество фальсификата на российском рынке. У нас сейчас фальсификата всего одна сотая процента, наша задача – превратить этот показатель в ноль процентов. Для полного вытеснения фальсификата с рынка предлагаются разные методы. Например, чтобы любой покупатель с мобильного телефона мог фиксировать код и проверить истинность препарата», — сказала глава Минздрава.
Все отобранные проекты планируется реализовать в два этапа: первый этап – до 2018 года включительно, второй этап – до 2025 года. Финансировать их собираются за счет перераспределения средств внутри государственной программы «Развитие здравоохранения» с концентрацией этих средств на наиболее важных приоритетах. Для развития санитарной авиации будут изысканы дополнительные ресурсы. Вероника Скворцова воздержалась от озвучивания конкретных сумм. «Коллеги не возражали против этих данных, они должны быть дополнительно обоснованы и представлены на рассмотрение председателя правительства и президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам», — сказала она.
Источник