Использование здоровьесберегающих технологий как приоритетное направление образовательной деятельности с дошкольниками
Светлана Переверзина
Использование здоровьесберегающих технологий как приоритетное направление образовательной деятельности с дошкольниками
Использование здоровьесберегающих технологий как приоритетное
направление образовательной деятельности с дошкольниками
Охрана и укрепление здоровья одна из важнейших задач дошкольного образования. Здоровье в настоящее время рассматривается как условие и базис для формирования и совершенствования социальных, духовных и интеллектуальных достижений человека.
Такой взгляд требует серьезного внимания к ребенку, так как ключевые вопросы количества и качества жизни человека сконцентрированы в периоде детства. Понимая под здоровьем дошкольника интеграцию разнообразных характеристик его физического, психического и социально-нравственного развития, обеспечивающих определенный уровень умственной и физической работоспособности и быстрой, адекватной адаптации к социальной среде, работу по здоровьесбережению детей дошкольного возраста можно рассматривать в нескольких аспектах: коррекция, сохранение и приумножение.
Однако, по данным системы здравоохранения, в настоящее время состояние здоровья детей дошкольного возраста снижается. Поэтому актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях.
Усилия работников МБДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Поэтому именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования.
Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий в детском саду зависит от: конкретных условий дошкольного образовательной организации; организации здоровьесберегающей среды; от основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения (далее ООП ДО); от показателей здоровья детей; профессиональной компетентности педагогов.
Целью, которых является обеспечение возможности сохранения здоровья детей за период нахождения в детском саду; формирование необходимых знаний и навыков и использование полученных знаний в повседневной жизни.
Чтобы результативно реализовать здоровьесберегающие технологии в образовательной деятельности, необходимо применять некоторые технологии по их здоровьесберегающей направленности.
1) личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставится личность ребенка, где необходимо обеспечить комфортные условия его развития и реализация природных возможностей.
2) педагогика сотрудничества. Приоритет воспитания над обучением позволяет в рамках формирования общей культуры личности, последовательно воспитывать культуру здоровья дошкольника и их родителей. [/i]
3) технологии развивающего обучения, которые строятся на идеях Л. С. Выготского, в частности — его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития детей.
Ориентация на “зону ближайшего развития” дошкольника позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий.
Приоритетными направлениями для детей дошкольного возраста является воспитание потребности в здоровье и здоровом образе жизни.
Работая с детьми дошкольного возраста необходимо использовать следующие принципы:
— Принцип «Не навреди!», учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, в конкретных условиях.
—Принцип сознательности, нацеливать на формирование глубокого понимания, устойчивого интереса.
—Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи в совместной деятельности педагога с детьми.
—Принцип повторения является одним из важнейших, в результате многократного повторения вырабатываются динамические стереотипы.
—Принцип постепенности важен для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребенка, предполагает преемственность ступеней обучения — Принцип индивидуализации и доступности, опираясь на индивидуальные особенности каждого ребенка, необходимо планировать и прогнозировать его развитие.
—Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.
—Принцип наглядности обязывает строить образовательный процесс с максимальным использованием форм привлечения органов чувств, к процессу познания.
— Принцип активности предполагает высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества дошкольников.
К факторам образовательной среды, которые значимы для сохранения здоровья дошкольника, относятся:
— методы и формы обучения;
— психологический фон совместной деятельности;
— санитарно-гигиенические условия; двигательный режим дня;
— рациональное питание; медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры в течение дня.
Важной составной частью здоровьесберегающей работы дошкольного образовательного учреждения является рациональная организация образовательной деятельности с детьми в течение всего пребывания ребенка в саду. Показателем, которой является правильная организация совместной деятельности педагога с детьми это и время проведения деятельности, и включение занятий активно-двигательного характера: (динамические паузы, занятия физической культурой, различные спортивные мероприятия).
В образовательном процессе с детьми важно использовать оздоровительную технологию преодоления воздействия информационно-психогенных факторов, которая включает в себя: щадящий режим подачи информации; правильная дозировка заданий; использование элементов релаксации; проведение эмоциональной зарядки; определение и фиксирование психологического климата; организация контроля за соблюдением правильной осанки, позы, за её соответствием виду работы.
Важнейшей задачей совершенствования воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении является организация двигательной активности детей дошкольного возраста. Недостаток двигательной активности одна из наиболее распространенных причин снижения адаптационных ресурсов организма воспитанников. Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи и мышлением.
Таким образом, используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Применение в работе ДОО здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОО, если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку, то будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОО и родителей детей.
Литература:
1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7.№ 2. С. 21–28. Алямовская В. Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении /В. Г. Алямовская //Дошкольное образование. — 2004. — № 17–24.
2. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие — М. ; Сфера, 2008.
3. Зедгенидзе В. Я. Формирование здоровья ребенка /В. Я. Зедгенидзе //Современный детский сад. — 2007. — № 1.
4. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. — М. :АРКТИ, 1999. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3–7 лет). — М. : ВЛАДОС, 2002.
5. Паршина И. В., Левыкина Л. В. Использование здоровьесберегающих технологий как приоритетное направление образовательной деятельности с дошкольниками // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — №3. — С. 37-39.
6. Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. — М. : Мозаика — Синтез, 2002.
7. СергиенкоТ. Е. Работа с педагогами по повышению их компетентности в области здорового образа жизни дошкольников /Т. Е. Сергиенко //Методист. — 2006. — № 10.
Конспект сюжетно-игровой образовательной деятельности с элементами здоровьесберегающих технологий «Поиск целебного источника» Тема: «Поиск целебного источника» (региональный компонент КМВ) Форма проведения: сюжетно-игровая образовательная деятельность с элементами.
Эффективное использование здоровьесберегающих технологий в музыкально-игровой деятельности Детский сад «Солнышко» структурного подразделения МАОУ Южно-Дубровинской СОШ Автор : Раскенова Асель Магижановна музыкальный руководитель.
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Берегите глазки» с использованием здоровьесберегающих технологий Тема: «Берегите глазки!» (для детей старшего дошкольного возраста) Цель: обогащение знаний детей о важном органе, с помощью которого мы.
Конспект образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий «Птицы зимой» Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе с использованием здоровьесберегающих технологий «Птицы зимой» Составила.
Конспект образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий «Уроки Мойдодыра» Конспект ОД с применением здоровьесберегающих технологий «Уроки Мойдодыра» Составила воспитатель МБДОУ д/с №37 г. Ельца Попова Е. М.
Принципы внедрения и реализации здоровьесберегающих технологий в деятельности ДОО. Виды здоровьесберегающих технологий Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 комбинированного вида» ДОКЛАД на тему: «Принципы внедрения.
Консультация для родителей «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с детьми-дошкольниками» С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который предъявляет ряд.
Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной области «физическое развитие» с учетом ФГОС» Сценарий мастер — класса: Ведущий: Добрый день уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас. «Психологическое вхождение» Цель: Снять напряжение,.
Использование здоровьесберегающих технологий в разных видах детской деятельности Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кукуйский центр образования» структурное подразделение Кукуйский детский сад Обобщенный.
Применение здоровьесберегающих технологий в музыкально-образовательной деятельности ДОУ Музыкально-оздоровительная работу в ДОУ считается новым направлением в музыкальном воспитании дошкольников. Наряду с образовательными и.
Источник
Здоровьесбережение детей в дошкольных учреждениях
Ольга Ермакова
Здоровьесбережение детей в дошкольных учреждениях
Если человек воспринимает
свое здоровье как «долг» перед кем-то,
если смысл своего здоровья он видит
в возможности осуществить какое- то
важное дело, он сможет стать значительно
здоровее, чем тот, для кого здоровье
Здоровьесбережение в ДОУ применительно к ребенку — обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанников и воспитание валеологической культуры, т,е, совокупность осознанного отношения к здоровью ребенка и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, сохранять и поддерживать его, применительно к взрослым — содействие становлению культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ, и валеологическому просвещению родителей.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании — это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровьясубъектов педагогического процесса в детском саду: (детей, педагогов, родителей).
По целевому признаку здоровьесберегающие технологии применяются для поддержания и укрепления физического и психического здоровья дошкольников. Обеспеченность технологии диагностическими средствами помогает педагогам отслеживать процесс и результаты педагогических воздействий.
Другим важным свойством педтехнологии является ее оптимальность.
Педтехнология будет оптимальной,если:
• ее применение способствует достижению каждым ребенком уровня здоровья, развитости и воспитанности в зоне его ближайшего развития;
• ее применение не превышает научно обоснованных затрат времени воспитателя и воспитуемого, т. е. дает максимально возможные в данных условиях результаты за промежуток времени, определенные стандартом образования и Уставом ДОУ.
Важно обратить внимание и на такие свойства технологии, как ее результативность, применимость и воспроизводимость. Специфика педагогической технологии состоит в том, что построенный на ее основе педагогический процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. Второе отличие технологии заключается в алгоритме процесса взаимодействия педагога и воспитанников, что не находит отражения ни в дидактике, ни в теории воспитания, ни в методиках преподавания. Технология отличается от методики своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих «если» (если талантливый педагог, если способные дети, если хорошие родители и т. п.)
Педагогические условия здоровьесберегающей деятельности определяются средой, которая может быть разделена на внешнюю (природную, социальную, экономическую и собственно педагогическую (образовательного учреждения). Возможности влияния педагогов на первую весьма ограничены, в то время как изменение и создание коррекционно — развивающей среды является потенциалом здоровьесберегающей системы.
Здоровьесберегающаясреда представляется как трехкомпонентная структура:
1. Предметная среда — хозяйственная ифраструктура, организация питания, материальное обеспечение учебной и и оздоровительной деятельности.
2. Коммуникативная среда — межличностные отношения между субъектами педагогического процесса, комплектование групп, их наполняемость, индивидуальные и типологические особенности детей, качество подготовки специалистов, взаимоотношения родителей и педагогов, их представление о здоровом образе жизни.
3. Кррекционно — развивающая среда, оздоровительная среда — формы и принципы учебной и оздоровительной деятельности.
Чтобы предметная среда не была дискомфортной по отношению к ребенку, необходимо оберегать его здоровье, организовывая такие педагогические условия в ДОУ, которые будут соответствовать всем рекомендациям гигиенистов и медиков на это и направлен процесс здоровьесбережения. Процесс оздоровления ориентирован на преобразование коррекционно — развивающей среды, которая может быть агрессивной, если подобраны несоответствующие возрасту и возможностям ребенка средства и методы воздействия на него. Конфликтная коммуникативная среда наносит вред духовно- нравственному здоровью ребенка.
Сохранение и укрепление здоровья воспитанников — одно из основных задач детского сада.
В детском саду мы сталкиваемся с такой проблемой, как слабое физическое развитие детей при поступлении в дошкольное учреждение.Общая картина такова: дети испытывают «двигательный дефицит», т. е.Количество движений в течении дня ниже возрастной нормы из-за чего задерживаются : возрастное развитие быстроты, ловкости, коррекции движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушение осанки. Одной из основных причин таких нарушений в физическом развитии дошкольников является неосведомленность родителей в вопросах здоровьесберегающих технологий и их внедрение в воспитательный процесс.
Здоровьесберегающий педагогический процесс в детском саду — это процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения, процесс направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия детей.
Наиболее эффективными формами оздоровления являются:
• строгое соблюдение режима дня;
• динамические паузы (физкультминутки);
• обеспечение условий для реализации двигательной активности в течении дня;
• спортивные праздники, развлечения, подвижные игры;
Современные научные данные доказывают, что для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Когда окружающие с пониманием относятся к ребенку, признают и не нарушают его права, он испытывает эмоциональное благополучие — чувство уверенности, защищенности. Это, в свою очередь, способствует гармоничному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Невнимание или недостаточное внимание к эмоциональной жизни детей, напротив, приводит к к негативным последствиям.
Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстановление силы, увеличивает запас энергии.
Как известно, эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым надо помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или неожиданными для них детскими эмоциями. Чувства ребенка в таких острых ситуациях лучше не оценивать, т. к. это повлечет за собой лишь непонимание или негативизм. Нельзя требовать от ребенка не переживать того, что он переживает, чувствует; можно ограничить лишь форму проявления его негативных эмоций. Кроме того, наша задача стоит в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело.
С этой целью в работе с дошкольниками необходимо использовать специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Их можно рассматривать как часть занятия и как самостоятельную тренинговую систему.
Для удобства применения данных упражнений их можно классифицировать по следующим направлениям:
*Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхание;
*Упражнения на расслабление мышц лица;
*Упражнения на расслабление мышц шеи;
*Упражнения на расслабление мышц рук;
*Упражнения на расслабление мышц ног;
*Упражнения на расслабление всего организма.
Выполнение таких упражнений очень нравится малышам, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.
Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток.Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести свое тело к равновесию и гармонии.
Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражениях своих чувств и мыслей. Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.
Игротерапия (вид коррекционных технологий, часто применяемый воспитателями ДОУ)— это игра, в которой ребенок чувствует себя комфортно, непринужденно, развиваются его мыслительные, организаторские способности, воображение, фантазия и обеспечивается полноценное психическое развитие.
Вывод: Основное направление здоровьесбережения в ДОУ — движение вперед на пути личносто- ориентированного отношения к ребенку. Главной заботой учреждения является обеспечение таких условий и методов образовательного процесса, при которых не будет нанесен ущерб здоровью детей. Наша общая задача состоит в том, чтобы обеспечить детям радость детства, радость, а не обременительный труд познания мира, радость общения и жизни.
Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях Начинать работу по физическому воспитанию необходимо с определения уровня развития двигательных умений и навыков, то есть с диагностики.
Физкультминутки в дошкольных образовательных учреждениях Назначение физкультминуток в том, чтобы обеспечить активный отдых, умственную работоспособность на занятии. Комплексы физкультминуток подбираются.
Проект «Сохранение здоровья участников образовательного процесса в дошкольных учреждениях» ПРАКТИКО-ЗНАЧИМАЯ РАБОТА на тему: «Характеристика основ здорового образа жизни» по курсу «Сохранение здоровья участников образовательного.
Здоровьесбережение детей младшего дошкольного возраста посредством цветотерапии Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 412 г. Челябинска» «Здоровьесбережение детей младшего.
Здоровьесберегающая деятельность в дошкольных образовательных учреждениях. Консультация для родителей Уважаемые коллеги! Разрешите поделиться информацией по проблеме здоровьесбережения в системе дошкольного образования. Я выбрала эту тему.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях К настоящему времени в науке сложилось более 79 понятий «здоровье». Оказалось, не так просто дать ему исчерпывающее определение. Рассмотрим.
Здоровьесбережение Здоровьесберегающие технологии-это целостная система воспитательно — оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые.
Здоровьесбережение дошкольников «Для соразмерности, красоты и здоровья требуется не только образование в области наук и искусства, но и занятия всю жизнь физическими упражнениями,.
Здоровьесбережение и образовательный процесс в ДОУ Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека. Здоровьесберегающие педагогические технологии нашего ДОУ реализуются.
Здоровьесбережение в ДОУ методом закаливания Закаливание – фактор укрепления и сохранения здоровья детей. Самым эффективным способом для укрепления и сохранения здоровья является закаливание.
Источник