Меню

Приоритет охраны здоровья детей является одним

Статья 7. Приоритет охраны здоровья детей

ГАРАНТ:

Статья 7 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2012 г.

Статья 7 . Приоритет охраны здоровья детей

1. Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.

2. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

3. Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.

4. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями.

5. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями создают и развивают медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь детям, с учетом обеспечения благоприятных условий для пребывания в них детей, в том числе детей-инвалидов, и возможности пребывания с ними родителей и (или) иных членов семьи, а также социальную инфраструктуру, ориентированную на организованный отдых, оздоровление детей и восстановление их здоровья.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 7 настоящего Федерального закона

Источник

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

О Генпрокуратуре России

Документы

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

Правовое просвещение

Контакты

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Права детей на бесплатное оказание медицинской помощи и предоставление лекарственных средств

Основополагающим правовым актом в сфере охраны здоровья является Конституция Российской Федерации. В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч.1).

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (ч. 2).

Право человека на охрану здоровья и медицинскую помощь, обязанность государств развивать систему медицинской помощи и обеспечивать ее доступность для населения предусмотрены в важнейших международных правовых актах (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 24 Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной ассамблеей ООН в 1989 году).

С учетом важнейших конституционных положений принят системообразующий Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №323-ФЗ).

Согласно ст. 4 указанного Федерального закона №323-ФЗ одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет охраны здоровья детей.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона №323-ФЗ государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей (ч.1). Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями (ч. 4).

В силу ст. 10 Федерального закона от №323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе, предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (п.5).

Согласно ч. 2 ст. 19 названного Федерального закона каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Для осуществления предоставляемых несовершеннолетним прав на бесплатное получение медицинской помощи одной из ключевых гарантий является правовая регламентация финансового обеспечения, источники которого также обозначены Федеральным законом №323-ФЗ, Федеральный закон от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» формирует систему обязательного медицинского страхования, которое является одним из видов обязательного социального страхования. Средства, аккумулируемые в рамках обязательного медицинского страхования, составляют финансовую основу государственной системы здравоохранения.

В соответствии со ст. 80 Федерального закона №323-ФЗ Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее – Программа) устанавливает перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также устанавливает требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

Читайте также:  Моральный ущерб при дтп легкий вред здоровью судебная практика

Согласно ст. 81 Федерального закона №323-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации, разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее – Территориальные программы).

В соответствии со ст. 29 Федерального закона №323-ФЗ организация охраны здоровья осуществляется, в том числе, путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ч. 3 ст. 80 Федерального закона №323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках Программы и Территориальных программ не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи, ежегодно утверждаемый Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утверждён Перечень групп населения и категории заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (далее – Перечень групп населения).

Согласно указанному Перечню групп населения дети первых трех лет жизни, а также дети из многодетных семей в возрасте до 6 лет и дети-инвалиды в возрасте до 18 лет имеют право на бесплатное получение всех лекарственных средств, включенных в Перечень лекарственных препаратов. Кроме того, дети-инвалиды в возрасте до 18 лет имеют право на бесплатное получение средств медицинской реабилитации (по медицинским показаниям).

В соответствии с п. 7 Порядка назначения лекарственных препаратов, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.01.2019 №4н (приложение № 1 к приказу) факт выдачи рецепта на лекарственный препарат законному представителю или уполномоченному лицу фиксируется в медицинской документации пациента.

Таким образом, для бесплатного получения лекарственного препарата, включенного в Перечень лекарственных препаратов, лечащий врач обязан выписать рецепт на соответствующем бланке установленного образца. Сведения о назначенном лекарственном препарате (наименование лекарственного препарата, дозировка, способ введения и применения, режим дозирования, продолжительность лечения и обоснование назначения лекарственного препарата) врач должен внести в медицинскую документацию.

Правовое регулирование в сфере здравоохранения детей осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение; осуществление мер по борьбе с эпидемиями, ликвидация их последствий. Поэтому по вопросам медицинской помощи и лечения принимаются законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Органы государственной власти субъектов РФ по вопросам здравоохранения принимают свои законы, в которых также закреплено право на бесплатное получение медицинской помощи.

Таким образом, право на получение бесплатной медицинской помощи детям предусмотрено нормативными правовыми актами всех уровней власти.

Источник

Основные принципы охраны здоровья

Основные идеи

Согласно действующему законодательству, для поддержания состояния физического, психического, а также социального благополучия, гражданам требуется как самостоятельно следить за собственным здоровьем (ведение здорового образа жизни — неотъемлемая часть которого отказ от злоупотребления алкогольными напитками, табаком и наркотическими веществами), так и осуществление целого комплекса мер в рамках системы охраны здоровья граждан.

Для этих целей законодатель разработал ряд принципов — т.е. основных идей, предазначенных для регулирования отношений в сфере охраны здоровья людей. Принципы охраны здоровья граждан РФ содержатся в ФЗ №323 от 21 ноября 2011 года. Подробнее принципы охраны здоровья населения будут рассмотрены ниже.

Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий

Согласно действующему законодательству, государство обязано обеспечивать людям, проживающим на его территории, охрану их здоровья. При этом не имеет значение их пол, возраст, социальное положение, религиозные взгляды и иные факторы. При наличии у гражданина какого-либо заболевания, государство обязано гарантировать ему защиту от любых дискриминаций — в противном случае виновные лица могут быть подвергнуты как административной, так и уголовной ответственности (в зависимости от обстоятельств). Если говорить о лицах, страдающих различными психическими заболеваниями и признанными недееспособными, то к дискриминации это ни коим образом не относится — в первую очередь данная мера введена для защиты самого больного.

Читайте также:  Мантры для здоровья нервной системы

Кроме того, в мероприятия по охране здоровья населения должно включаться решение следующих вопросов:

  • снижение мертворождаемости и детских смертей;
  • обеспечение здорового и полноценного развития детей;
  • улучшение гигиены внешней среды и санитарно-гигиенической обстановки на производстве;
  • предупреждение различных болезней и борьбы с ними;
  • создание специальных условий, при которых возможно надлежащее обеспечение необходимой медицинской помощью и уходом.

Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи

При оказании данного вида помощи лицу — его интересы должны быть приоритетны, также:

  • к нему обязаны относиться вежливо и гуманно, соблюдая этические и моральные нормы;
  • при оказании медицинской помощи должно учитываться состояние больного и его физические особенности;
  • по возможности необходимо соблюдать культурные и религиозные традиции гражданина, которому предоставляется медицинская помощь (но, учитывая то, что РФ — многонациональная страна и традиции у разных народов отличаются, а, порой, могут и навредить — это не является обязательным условием — все зависит от конкретной ситуации);
  • обеспечение надлежащего ухода (ведь достаточно часто от качественного ухода зависит выздоровление);
  • при нахождении лица в медицинском учреждении, его пребывание должно быть комфортным;
  • медицинские организации должны быть оборудованы с учетом действующих санитарно-гигиенических норм;
  • в зависимости от состояния больного, должны быть созданы условия, которые бы давали возможность посещать его родным и близким, но, одновременно с этим, это не должно отражаться на сотрудниках больницы и других пациентах.

Приоритет охраны здоровья детей

Забота о детях (лиц, не достигших 18-летнего возраста), в том числе их психическом, физическом, а также социальном благополучии, обязанность не только государства, но и общества. Это связано с тем, что организм ребенка только формируется и упущения в этой области (как психические, так и физические) могут нанести непоправимый вред его здоровью и, как следствие, отразиться на его дальнейшей судьбе. В частности, данные положения закреплены в Конвенции о правах ребенка.

С целью сохранения здоровья ребенка уполномоченными органами разрабатываются и внедряются специализированные программы, включающие в себя ряд мероприятий, направленных на выявление, лечение и профилактику различных заболеваний у детского населения. В данные программы входит — обеспечение необходимыми лекарственными препаратами и медицинским изделиями.

Для охраны здоровья ребенка, государством создаются специализированные лечебные учреждения — поликлиники, санатории и т. д.

Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья

В случае, если гражданин по тем или иным причинам утратил здоровье, государство обязано оказать лицу поддержку для его восстановления. Для этих целей государством создаются специальные службы, оказывающие помощь в реабилитации.

Кроме того, лицо, утратившее здоровье, имеет право получать пособие, которое может быть временным либо постоянным — в зависимости от того, какое заболевание у него было выявлено.

В качестве примера можно привести назначение пособия по беременности и родам, когда потеря трудоспособности является временной.

Ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья

Государственные органы (естественно только в пределах своей компетенции) несут ответственность за надлежащее обеспечение гарантий в области охраны здоровья людей. В случае выявления нарушений, виновные (это могут быть должностные лица либо уполномоченные органы) привлекаются к ответственности — она может быть, как гражданская и уголовная, так и административная. Если в результате действий (либо, напротив, бездействий), гражданину был причинен вред, то он в полном объеме подлежит возмещению. Но, даже если вред был возмещен, это не освобождает виновных от привлечения их к ответственности.

  • за причинение смерти по неосторожности (либо причинение здоровью пациента тяжкого вреда);
  • заражение инфекциями;
  • отказ от оказания помощи (неоказание);
  • халатность.

В этом случае, возбуждается уголовное дело, а объем наказания определяет суд, с учетом всех обстоятельств. Максимальный размер наказания — 5 лет лишения свободы. Кроме того, виновное лицо может быть лишено права осуществлять некоторые виды деятельности либо занимать определенные должности.

Важно знать, что существуют специальные организации, предоставляющие юридическую помощь на безвозмездной основе определенным категориям лиц (перечень которых также установлен законодательно, к ним относятся — инвалид 1 и 2 группы, ветераны войны, малоимущие, дети-инвалиды, дети-сироты, пенсионеры по возрасту, недееспособные лица и их представители). В каждом городе находится такая государственная консультация, юрист которой оказывает помощь вышеперечисленным категориям.

Читайте также:  Прием бад сибирского здоровья

Доступность и качество медицинской помощи

Медицинская помощь должна быть доступна — это связано с тем, что она может потребоваться гражданину в любой момент, а также с тем, что существуют люди, обладающие ограниченными возможностями, которым достаточно проблематично добираться до медицинского учреждения без посторонней помощи. С целью обеспечения доступности, законодательством разработан ряд правил, к которым относятся:

  • возможность выбора медицинского учреждения, которое будет оказывать помощь (важно знать, что закон дает возможность не только выбрать учреждение, но и лечащего врача);
  • стандарты медицинской помощи, разрабатываемые Минздравом России по т.н. нозологическим формам (определенным болезням). В случае, если сотрудниками медицинской организации они не соблюдаются, то контролирующая организация (Росздравнадзор, страховая медицинская компания), уполномочена привлечь виновных к ответственности.

Помимо доступности, медицинская помощь должна быть оказана качественно. С этой целью установлены требования к квалификации работников медицинских учреждений. Штат сотрудников учреждения также должен быть сформирован с учетом количества лиц, в них обращающихся.

Недопустимость отказа в оказании медицинской помощи

Как уже было сказано, правом на получение медицинской помощи обладают все категории граждан нашей страны. Отказ в предоставлении необходимой человеку помощи либо взимание платы за услуги, которые должны быть бесплатными, не допускается.

В связи с тем, что отказ в помощи может не только нанести непоправимый вред здоровью, но и повлечь смерть лица, законодательство предусматривает привлечение виновных лиц к уголовной ответственности по ст. 124 УК РФ. Если неоказание мед. помощи уполномоченными лицами повлекло за собой вред здоровью средней тяжести, то виновным грозит наказание в виде — штрафа, обязательных работ, исправительных работ, ареста. В случае, когда отказ в предоставлении помощи повлек тяжкий вред здоровью или смерть, то в качестве наказания обвиняемый может получить — принудительные работы либо лишение свободы. При назначении наказания судом учитываются все обстоятельства дела, а также наличие судимостей у виновного. Также возможно привлечение к гражданской ответственности (одно не исключает другое).

Необходимо знать, что граждане, в рамках специализированной программы, вправе получить следующие виды бесплатной медицинской помощи:

Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья

Благодаря профилактике можно предотвратить появление множества заболеваний. Именно поэтому профилактике уделяется немаловажная роль. С целью профилактики, проводятся следующие мероприятия:

  • разработка и внедрение программ, направленных на формирование здорового образа жизни у людей (в т. ч. программ, направленных на снижение употребления гражданами табачных изделий и алкоголя, чрезмерное употребление которых может повлечь за собой ряд негативных последствий не только для физического, но и для психического здоровья);
  • проведение профилактических мероприятий;

В качестве примера таких мероприятий можно привести — прививки и карантин.

· проведение мед. осмотров и диспансеризаций.

Для прохождения диспансеризации гражданин может обратиться в медицинское учреждение, в котором он обслуживается. Как правило, на диспансеризации пациент проходит осмотр у врачей (терапевт, гинеколог, офтальмолог, ЛОР, невролог, хирург) и сдает анализы.

Соблюдение врачебной тайны

Важным вопросом при обращении в медицинское учреждение является соблюдение тайны, т.е. неразглашение сведений не только о факте обращения к врачу, но и информации о заболеваниях, а также другой, полученной в больнице (к примеру, персональные данные — контакты больного). Разглашение подобных сведений о гражданине может негативно отразиться на нем — именно поэтому эта информация строго охраняется законодательством (даже если это данные о наличии у лица венерических заболеваний. Но, если лицо, воспользовавшись тем, что данные сведения не подлежат разглашению заразило другое лицо венерическим заболеванием, то уже оно будет привлечено к уголовной ответственности).

Но в некоторых случаях врачебная тайна может быть разглашена, в частности:

  • если гражданин сам даст на это свое письменное разрешение (для обследования, научных исследований, публикации в научных журналах, учебного процесса);
  • в иных, предусмотренных законом случаях.

К иным случаям относятся:

  • случай, когда требуется осуществить обследование и/или лечение лица, которое не может, в силу своего состояния, изъявить волю;
  • если существует угроза распространения инфекций либо отравлений, имеющих массовый характер;
  • когда эти сведения запрашивают следственные органы в связи с расследованием уголовного дела;
  • при оказании помощи лицу, не достигшему совершеннолетия;
  • когда лицо обращается в лечебное учреждение с травмами, которые могли быть получены в результате противоправных действий;
  • если данную информацию запрашивает военкомат;
  • при расследовании несчастных случаев;
  • для отчета по обязательному соц. страхованию;
  • для проведения контроля в отношении качества, а также безопасности медицинской деятельности.

В остальных случаях разглашение сведений считается незаконным и виновные привлекаются к ответственности (дисциплинарной, административной, гражданско-правовой либо уголовной).

Вышеперечисленные принципы важно знать не только медицинским работникам, работающим в данной сфере, но и гражданам, которые, в случае их несоблюдения, вправе направить соответствующую жалобу в контрольно-надзорный орган.

Источник

Adblock
detector