Меню

Принципы зож для детей дошкольного возраста

Основные принципы формирования здорового образа жизни дошкольников. Работа с семьей по пропаганде здорового образа жизни
консультация на тему

Здоровье это главный дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять легко, вернуть же его очень трудно.

Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает все предъявляемые к нему требования. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования детского характера, развития воли, природных способностей.

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать.

Скачать:

Вложение Размер
konsultatsiya_dlya_vospitateley_i_roditeley.doc 60 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 56 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт – Петербурга

Консультация для воспитателей

Тема: « Основные принципы формирования здорового образа жизни дошкольников.»

Работа с семьей по пропаганде здорового образа жизни»

Здоровье это главный дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять легко, вернуть же его очень трудно.

Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает все предъявляемые к нему требования. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования детского характера, развития воли, природных способностей.

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическим упражнениями.

Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.

Вместе с тем по прежнему «перекос» образовательных программ дошкольных учреждений в сторону предметной подготовки к школе, что не обеспечивает формирование тех качеств личности, которые помогают ребенку учиться: в школу приходят дети читающие, считающие, но имеющие скудный сенсорный опыт. Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств ( усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), от есть тех показателей которые тесно связаны с самовоспитание.

Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую учебно-тельную среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера. Это приведет к формированию потребности вести ЗОЖ, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями.

Таким образом, сформированные традиции ЗОЖ становятся достоянием нации, государства, неотъемлемой частью жизни людей.

Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, воспитателям, необходимо знать, прежде всего, что само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних ( природных и социальных) и внутренних ( наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:

1.Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

2.Физическое развитие – уровень роста и развития органов и систем организма.

3. Психическое развитие – состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

4. Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе..

От чего же зависит здоровье ребенка?

Здоровье зависит на 20% от наследственных факторов, на 20% — от условий внешней среды, т.е. экологии, на 10% — от деятельности системы здравоохранения, а на 50% — от самого человека, от того, образа жизни, который он ведет.

Если на первые 50% здоровья мы, воспитатели, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.

По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:

— оптимальный двигательный режим;

Купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Но для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его ( родителей, воспитателей, врачей, учителей и до.) с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни.

Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, развития двигательных навыков. Поэтому очень важно оказывать необходимую помощь родителям, привлекать их к участию в совместных физкультурных мероприятиях – физкультурные досуги и праздники, походы.

Для совместной деятельности педагогов детского сада и родителей воспитанников предлагаются следующие направления.

1 направление. «Я познаю себя»

Обучающий компонент. Формирование представлений у детей о себе и других детях..

Формирование представлений о половых различиях. Части тела: о правилах гигиены тела.

Воспитывающий компонент . Бережное отношение к своему здоровью. Воспитывать желание быть здоровым.

2 направление. «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».

Обучающий компонент. Значение закаливания на состояние организма человека; о значении физической нагрузки на развитие детского организма.

Воспитывающий компонент. Положительное отношение к культурно-гигиеническим процедурам.

3 направление. «Азбука движений».

Обучающий компонент. О двигательных умениях человека; о значении двигательной активности в жизни людей; о приемах самомассажа.

Воспитывающий компонент. Воспитывать интерес к движению, к совместным подвижным играм детей с родителями.

4 направление. «Школа моего питания».

Обучающий компонент. О режиме питания; о полезной и вредной пище; о витаминах.

Воспитывающий компонент. Воспитывать положительное отношение к овощам и фруктам, блюдам из них приготовленных.

Учитывая активно развивающиеся потребности в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, для работы со старшими детьми по формированию здорового образа жизни совместно с семьей.

1 направление «Самопознание».

Обучающий компонент. Строение организма человека. О симптомах заболевания. О критериях здоровья.

Воспитывающий компонент. Воспитывать желание быть здоровым.

2 направление. «Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний.»

Обучающий компонент. О функции кожи. Строение зубов. Микробы.

Взаимодействие человека с микробами.

Воспитывающий компонент. Воспитывать устойчивые культурно-гигиенические привычки.

3 направление. «Питание и здоровье.»

Обучающий компонент. О полезных и вредных для здоровья продуктах. О содержании витаминов в продуктах. Использование фруктов, овощей в приготовлении пищи.

Воспитывающий компонент. Традиции в семье, в организации семейного стола.

4 направление. «Основы личной безопасности и профилактики травматизма».

Обучающий компонент. Правила безопасного поведения в быту, на улице.

Воспитывающий компонент. Сознательное отношение у дошкольников по безопасности жизнедеятельности.

5 направление. «Культура потребления медицинских услуг».

Обучающий компонент. Обращение с лекарственными препаратами. Знание о пользе и вреде медикаментов.

Воспитывающий компонент. Устойчивые знания по применению лекарства только по назначению врача, родителей и в присутствии родителей..

Формы и методы работы с семьей:

* родительские собрания «Мы за здоровый образ жизни», «День открытых дверей».

* семейные спортивные соревнования;

* акция «Здоровый образ жизни»;

* вечера развлечений «В гостях у доктора Айболита».

* использование СМИ для освещения деятельности ДОУ по формированию ЗОЖ

* организация клуба «Здоровая семья»;

* выпуск бюллетеней, информационных листков;

* стенд «Здоровье с детства»;

* уголок в группах.

Одной из главных задач дошкольного учреждения является усиление связи между повседневной воспитательно-образовательной работы с детьми и процессом воспитания ребенка в семье.

Разумные поручения, задания, которые дошкольники должны выполнять дома ( но не повторять, не копировать, что делалось в группе), направлены на повышение самостоятельности, творческой активности детей и активизацию взрослых членов семьи.

Неповторимая эмоциональная атмосфера семейных отношений, постоянство и длительность общения детей и взрослых в самых разных жизненных ситуациях, все это оказывает сильнейшее воздействие на впечатлительного, склонного к подражанию дошкольника.

Очень важными для формирования личности ребенка являются общественные убеждения взрослых членов семьи, отношения дружбы и взаимоуважения между ними, умение родителей организовывать содержательную жизнь и деятельность детей. На этой основе создается педагогически ценное общение взрослых и детей.

Задачи и общая стратегия по созданию здоровьесберегающей среды в детском саду и дома.

1.По мере материальной возможности позаботиться о создании условий для физического развития детей.

1.В группе создавать условия для свободной двигательной деятельности детей.

2.Желательно приобрести несколько настольно-печатных игр ( учитывая возраст детей) по формированию привычки к здоровому образу жизни.

2.Пропагандировать среди родителей игры и игрушки, являющиеся педагогически ценными. Разъяснять родителям негативное воздействие отдельных видов игрушек на психику и развитие детей.

3.Заранее согласовывать выполнение режима дня дома в выходные дни.

3.Пропогандировать опыт по воспитанию полезных привычек – как основу становления характера ребенка.

4.Вспоминать о своем детстве и рассказывать какими видами спорта вы любили заниматься, в какие подвижные игры вы играли со сверстниками.

4.Оказывать постоянное внимание и проявлять уважение к выбору подвижных игр. Привлекать детей, обучающихся в различных спортивных секциях \к взаимообучению сверстников.

5.Создавать благоприятную гигиеническую обстановку, предусматривающую систематическое проветривание и поддержание температуры воздуха +20 *22

6.Дома оборудовать рабочее место ребенка, правильно расположив его по отношению к освещению.

6.Соблюдение требований СанПин по организации жизни детей в ДОУ.

7.Добиваться самостоятельного выполнения детьми всех гигиенических процедур.

8.Уделять особое внимание культуре поведения ребенка за столом.

9.Осуществлять закаливающие процедуры с использованием воды, воздуха, солнечных лучей в соответствии с состоянием здоровья, рекомендации врача:

— условиями образовательного учреждения.

10.Создание библиотеки детской и энциклопедической литературы, содержание которой способствует формированию у детей привычки к здоровому образу жизни.

10.Пропагандировать среди родителей детскую литературу, являющуюся педагогически ценной.

11.личный пример взрослых, родителей и педагогов – мы за здоровый образ жизни: отказ от вредных привычек; участие в спортивных соревнованиях; пешеходные прогулки; здоровое питание; соблюдение режима дня; двигательная активность и.т.д.

12.По мере возможности расширять сферу реальных контактов с людьми, ведущими здоровый образ жизни.

12. Обогащать знания детей о жизни и деятельности людей, ведущих здоровый образ жизни.

Одним из основных приоритетов для работы ДОУ являются сохранение и укрепление здоровья детей и формирование у детей навыков здорового образа жизни, в формировании которых важная роль отводится работе с родителями, взаимодействие с которыми строится в форме сотрудничества.

Источник

Принципы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях современного детского сада

ИРИНА КУЗНЕЦОВА
Принципы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях современного детского сада

Слово «здоровье» является одним из самых частых, которое использует человек.Даже приветствие при встречах и расставаниях мы связываем с этим словом: «здравствуйте», «будьте здоровы» и другие. Но что же такое «здоровье»? По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; состояние полного телесного, душевного и социального благополучия. Задача детского сада – научить каждого ребенка бережно относиться к своему здоровью.

Давно известно, что здоровье человека на 10 -20 % зависит от наследственности, 10-2-% от состояния окружающей среды,8-12% от уровня здравоохранения и 50-70% от образа жизни. Что же такое здоровый образ жизни? Это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия.

Поэтому именно в период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать потребность в здоровом образе жизни.

Мы знаем, что дошкольный период – чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладываются основа черт характера и моральных качеств личности. На этой стадии развития у ребенка формируются самые глубокие и важные человеческие чувства, хотя и в очень наивной и примитивной форме: чувство долга, собственного достоинства, самостоятельности, независимости, понимание прекрасного и безобразного и другие.

В дошкольном возрасте, по мнению А. С. Макаренко, закладываются основы корни воспитания.

В условиях современной природно-социальной и экологической ситуации проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер. Разнообразные медицинские, социологически,демографические и другие данные свидетельствуют о том, что 14 % детей России можно считать практически здоровыми, 50% имеет те или иные отклонения в состоянии здоровья, 35 % хронически больны. (Данные материалы Всероссийского совещания «Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в дошкольных образовательных учреждениях»). Остро эта задача стоит в дошкольных учреждениях. По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам жизни ребенка. Термин «критический возраст» введен учеными для характеристики тех фаз жизни ребенка, когда он особенно чувствителен к повреждающим влияниям, что приводит к формированию отклонений здоровья, формирования аллергических реакций и хронических соматических заболеваний.

Настоящее время достаточно быстро характеризуется изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека.

Дошкольное детство – очень короткий период в жизни человека. Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни. И это вполне объяснимо – только здоровый ребенок может развиваться гармонично.

В. А.Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторить : забота о здоровье ребенка – это важнейший труд воспитателя».

Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности.

Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства.

Очень важными на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.

Здоровье и развитие ребенка напрямую зависит от того, в каких условиях он живет, как организован процесс его воспитания, какие люди его окружают.

Мы строим свою систему работы, исходя из особенностей психического развития детей, так как именно в дошкольном возрасте возможно и необходимо заложить основы здорового образа жизни. Это благодаря тому, что именно в этот период накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, закладывается фундамент правильного отношения к своему здоровью.

Выстраивая систему по формированию основ здорового образа жизни, необходимо опираться на существующие принципы.

Принцип научности предлагает подкрепление всех оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками.

Принцип целостности, комплексности педагогических процессов выражается в непрерывности процесса оздоровления и предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников ДОУ.

Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.

Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.

Принцип комплексности и интегративности-решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса всех видов деятельности.

Принцип адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего развития и состояния здоровья.

Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.

Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применить свои знания по сохранению здоровья в повседневной жизни.

Принцип повторения умений и навыков – один из самых важных,так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

Принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания предполагается то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Мы опираясь на и индивидуальные особенности ребенка, планируем его развитие, намечаем пути совершенствования умений навыков, построения двигательного режима.

Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.

Принцип успешности заключается в том, что на первом этапе формирования здоровья ребенок получает задания, которые он успел успешно выполнить.

Принцип целостно-смыслового равенства взрослого и ребенка подразумевает, что в нашей группе создаются условия для наиболее полного раскрытия личности каждого ребенка, а мы стараемся максимально развить способности детей.

Принцип индивидуального выбора решает задачу формирования у ребенка делать сознательный и правильный для себя выбор.

Принцип взаимодействия детского сада и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.

Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.

Мы считаем,что проблема формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста – это целенаправленная деятельность, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.

Забота о здоровье ребенка начинается с благоприятного психического климата в коллективе, который бережно поддерживается и охраняется всеми сотрудниками без исключения. Каждый взрослый, начиная от руководителя, проявляет доброжелательное отношение, внимание и заботу ко всем детям, к их настроению, эмоциональному самочувствию, личностному благополучию, успешности и комфортности.

Список литературы,используемой при создании статьи:

Голицина Н. С., Шумова И. М. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей».

автор – составитель Феоктистова В. Ф. «Образовательные здоровье сберегающие технологии».

Программа «Здоровый малыш» НИИ гигиены и охраны здоровья подростков ГУНЦЗД РАМН «Азбука здоровья».

Чупаха И. В., Пужаева Е. З. «Здоровье сберегающие технологии в образовательном процессе».

авторы составители: Антонов Ю. Е., Кузнецова М. Н. «Здоровый дошкольник. Социально – оздоровительная технология ХХI века».

«Здоровье ребенка». Консультация для педагогов Здоровье ребенка Одним из основных критериев благополучия общества является состояние здоровья (физического, психического, социального).

Роль семьи и детского сада в укреплении здоровья детей Здоровье детей определяется уровнем здоровья родителей, общества, состоянием окружающей среды. Выдающийся ученый, философ, врач Авиценна.

Источник

Читайте также:  Проекты по зож для подростков
Adblock
detector