Диспансеризация детей: зачем и когда она необходима?
Организм ребенка — это, пожалуй, одна из самых хрупких систем в природе. В течение тех лет, пока малыш активно растет и развивается, его то и дело «атакуют» детские недуги. Большая их часть исчезнет из жизни ребенка ближе к совершеннолетию, но до тех пор родителям придется безустанно изучать особенности течения и лечения самых разных патологий — от кишечных колик и ветрянки до плоскостопия, близорукости или пролапса митрального клапана. Ничего не поделаешь: забота о здоровье ребенка — первостепенная задача мам и пап. Облегчить ее поможет диспансеризация. О том, что это такое, расскажем в статье.
Каждый гражданин России имеет право на бесплатную диспансеризацию [1] , но может по своему усмотрению пройти ее в частном порядке в любой клинике, имеющей соответствующую лицензию.
Цели детской диспансеризации: предупрежден — значит вооружен
Что же представляет собой любая детская «болячка»? Некоторые считают, что это непредсказуемое явление. И все же встретить детские недуги во всеоружии вполне реально. Современная медицина предоставляет такую возможность. Именно с этой целью в здравоохранении введена система диспансеризации для детей, подразумевающая регулярные профилактические осмотры и использование дополнительных методов обследования маленьких пациентов — начиная с первых дней их жизни и заканчивая этапом перевода во «взрослую» поликлинику.
Как известно, не все заболевания проявляются сразу, особенно у детей младшего возраста, которые не в силах подробно объяснить родителям и врачам, что именно их беспокоит. Поэтому главная задача диспансеризации — выявить скрыто протекающие патологии, а также установить предрасположенность к ним. Кроме того, доктор должен оценить соответствие физического и психологического развития малыша возрастным нормам и при необходимости дать рекомендации родителям о том, как скорректировать то или иное отклонение. Бояться этого не надо, ведь все дети растут в своем темпе, самое важное — не пропустить серьезную болезнь, скрывающуюся под маской мнимого благополучия.
В повседневной практике педиатры часто обнаруживают у детей патологии опорно-двигательного аппарата, болезни органов ЖКТ, различные виды аллергий и, разумеется, острые и хронические инфекционные заболевания. Также врачи нередко выявляют у своих юных пациентов избыточный вес — следствие неправильного питания в семье. Распространенной проблемой среди детей является и снижение зрения. Объясняется это их чрезмерной увлеченностью всевозможными гаджетами и длительным просмотром фильмов и видеороликов.
Основным документом, регламентирующим прохождение детской диспансеризации, является приказ Минздрава РФ № 1346н от 21 декабря 2012 года [2] . В нем обозначен порядок обследования ребенка — с перечислением специалистов, рекомендованных в зависимости от возраста видов анализов и процедур, а также всех необходимых бумаг, которые оформляет врач-педиатр после завершения этого мероприятия.
Из приказа родители детей школьного возраста могут узнать, по каким принципам формируются «группы здоровья» для занятий физической культурой и какие обследования ребенок будет проходить в рамках школьных медосмотров.
Когда ребенку необходимо пройти процедуру?
Нет ничего зазорного в том, чтобы часто показывать малыша врачам, но важно соблюдать определенную периодичность прохождения углубленных осмотров в рамках детской диспансеризации. Так, на первом году жизни такое мероприятие должно проводиться каждые три месяца: помимо педиатра пациента осмотрят невролог, детский хирург, ортопед и офтальмолог. Плановые же посещения проходят ежемесячно.
Масштабное обследование ожидает кроху по достижении им 12 месяцев. Ему сделают первую электрокардиографию, и свои заключения по поводу состояния здоровья малыша дадут не только основные специалисты (невролог, офтальмолог, хирург-ортопед, педиатр), но и детский стоматолог, лор, а также психиатр.
После этого до трех лет никаких «крупных» осмотров, если нет веских причин для беспокойства, не предвидится. В период от года до двух лет малыша нужно будет показать врачам четырежды, в течение промежутка с двух до трех лет — всего два раза. В три года потребуется очередной основательный осмотр с участием детского гинеколога и уролога-андролога, а еще логопеда и психолога. Это нужно, чтобы оценить готовность ребенка посещать детский сад.
Потом до самой школы достаточно раз в год водить ребенка на осмотр в поликлинику. За несколько месяцев до первой «линейки» здоровье будущего первоклассника вновь оценят узкие специалисты, а диагностические процедуры помогут выявить возможные хронические заболевания. После этого развернутая диспансеризация проводится в 10, 14, 15, 16 и 17 лет. Необходимость такого внимания со стороны врачей в последние годы перед совершеннолетием обусловлена огромной ролью переходного возраста в процессе становления организма. Ведь именно в этот период он претерпевает большую часть всех важных внутренних и внешних изменений.
Как формируется программа диспансеризации
Как видно, на каждом этапе взросления ребенка осматривают разные врачи, да и набор анализов, которые ему предстоит сдать, различается в зависимости от возраста ребенка. Почему так происходит? Разрабатывая программу диспансеризации, врачи отталкиваются от статистики патологий, которые чаще выявляются на той или иной стадии развития организма, и от того, какие ключевые изменения в результатах лабораторных и инструментальных методов обследования позволят сделать заключения о возможных отклонениях от нормы.
К примеру, чаще всего проблемы со слухом у детей выявляются на первом году жизни, поэтому в это время врачи неоднократно проводят аудиологический скрининг. А вот оценивать развитие половой системы до трех лет при отсутствии очевидных пороков развития, как правило, нецелесообразно. Следовательно, гинеколог и уролог привлекаются к участию в диспансеризации только у детей от трех лет.
Несмотря на то что каждый диспансерный осмотр имеет свою программу, при выявлении у малыша какого-либо заболевания она может быть значительно расширена и дополнена. Сейчас, когда многие нарушения в развитии диагностируются еще на этапе внутриутробного развития, врачи могут скорректировать подход к ведению ребенка в зависимости от ситуации. Так, крох с аномалиями в строении сердца необходимо регулярно показывать детскому кардиологу, а малыши с неврологическими симптомами чаще, чем другие, бывают на осмотрах у невролога.
Порядок диспансеризации детей разных возрастов
Родителям не стоит беспокоиться по поводу того, что они забудут показать свое чадо кому-то из специалистов — за выполнением программы диспансеризации будет следить педиатр. Он же должен вовремя напомнить мамам и папам о том, что пришло время для очередного развернутого обследования, и пригласить к врачам и на сдачу анализов.
Обычно диспансеризацию можно пройти за пару дней (в зависимости от того, сколько времени займет подготовка результатов анализов), но никаких дедлайнов здесь нет. Родители могут водить своих детей ко всем врачам без особой спешки. В то же время, в соответствии с законом, общая продолжительность основного этапа диспансеризации в поликлинике не должна превышать 10 дней, а при необходимости пройти дополнительные процедуры в других медицинских учреждениях — 30 дней. Это означает, что медикам нельзя затягивать осмотр, даже ссылаясь на отсутствие на местах узких специалистов или большие очереди на обследования. В таких случаях даже можно пожаловаться на нарушение регламента главному врачу поликлиники, в страховую компанию или местный департамент здравоохранения.
Напоследок еще раз уточним, в каком возрасте и с какой целью рекомендуется проходить детскую диспансеризацию.
В возрасте до трех лет:
- задачи: оценить риск развития той или иной проблемы;
- особенности: упор делается на обследования у педиатра и невролога;
- посещение каких врачей предполагается: педиатра, невролога, детского хирурга, офтальмолога, ортопеда, оториноларинголога, психиатра (для детей старше года), детского стоматолога;
- основные исследования: скрининговые тесты на врожденные заболевания (в роддоме), проверка слуха, УЗИ брюшной полости, сердца и тазобедренных суставов, нейросонография, анализы крови и мочи.
От трех до семи лет:
- задачи: подготовка ребенка к посещению детского садика и школы, контроль лечения ранее диагностированных заболеваний;
- особенности: выявление и коррекция нарушений речи, оценка психического развития, стрессоустойчивости, готовности к занятиям в коллективе;
- врачи: в этот возрастной период детей дополнительно осматривают психолог и логопед, а также гинеколог и уролог. Не стоит забывать, что перед школой каждый ребенок должен получить справку по форме 026/у, которая включает заключения хирурга, логопеда, невролога, лора, дерматолога, психолога, офтальмолога, стоматолога и педиатра, а также результаты анализов и сведения о вакцинации.
Школьный возраст:
- задачи: контроль за влиянием учебных нагрузок на здоровье и отслеживание динамики полового созревания;
- особенности: в этот период некоторым детям назначают углубленное обследование у эндокринолога и офтальмолога, а чтобы подобрать ребенку подходящую спортивную нагрузку, определяют его группу здоровья;
- врачи и исследования: в школьные годы учащихся должен осматривать педиатр, а также невролог, гастроэнтеролог, лор, окулист, ортопед, стоматолог, психолог и эндокринолог, гинеколог или уролог. Может потребоваться сдача анализа крови на гормоны. С 15 лет школьникам показана флюорография органов грудной клетки.
Мало кто любит посещать больницы, а уж дети в большинстве своем и вовсе с особой осторожностью относятся к людям в белых халатах. Однако современные реалии таковы, что профилактика заболеваний — куда более выгодная альтернатива их лечению. Мысль, что регулярные визиты к доктору позволяют удостовериться в том, что все в порядке, стоит прививать ребенку с ранних лет. Это позволит ему научиться ответственному отношению к здоровью и во взрослой жизни.
В какой детской поликлинике Москвы можно пройти диспансеризацию?
Несмотря на очевидную пользу диспансеризации, некоторые родители скептически относятся к этому мероприятию, предпочитая избегать посещения детской поликлиники. Однако работа частных клиник организована иначе — с ориентиром на комфорт посетителей и высокое качество медицинской помощи. Так, здесь можно попасть на прием без очереди, выбрав удобное время, записаться сразу к узким специалистам, да и в целом достаточно быстро получить любую медицинскую услугу, в том числе пройти диспансеризацию.
Об одном из таких частных заведений в Москве и рассказала Ольга Сергеевна Нестеренко — руководитель отделения педиатрии клиники «К+31»:
«Ведение детей — это большое количество звонков, СМС-сообщений, обмен фотографиями в мессенджерах, практически круглосуточное общение врача с родителями. Даже простой на первый взгляд вопрос встает очень остро, если это касается здоровья ребенка. И детский доктор может быть настоящим профессионалом, только если он, помимо опыта и знаний, обладает любовью к людям и желанием помогать. Впрочем, в педиатрии попросту невозможно быть отстраненным или вовсе равнодушным.
Доверие ребенка нельзя терять — оно играет большую роль во время лечения. Все дети разные, и каждый по-своему реагирует на осмотр, беседу и проведение прочих манипуляций. Очень важно не испугать маленького пациента, чтобы у него, ко всему прочему, не сложилось ложного представления о диспансеризации как о чем-то неприятном и непонятном. И для этого нужно искать подход к каждому ребенку. Одному достаточно все спокойно и обстоятельно объяснить, другому необходимо рассказать, что будет, если не сделать какую-либо процедуру, а в случае с третьим понадобится, например, переключить его внимание.
В клиниках «К+31» работает более 30 врачей по детскому профилю. Среди них немало кандидатов и даже докторов медицинских наук. Специалисты «К+31» знают, как находить общий язык с любым ребенком, и профессионально выполняют свои обязанности.
«К+31» — сеть многопрофильных медицинских центров в Москве, в которой готовы оказать всестороннюю помощь в поддержании здоровья ребенка любого возраста, будь то новорожденный, грудничок, детсадовец, младшеклассник или подросток. Для комфорта родителей в клинике созданы программы годового сопровождения с возможностью выезда доктора на дом и даже курации личным врачом-педиатром. В этих программах учтены не только российские, но и международные рекомендации для детей всех возрастов».
P. S. Уже много лет специалисты «К+31» оказывают профессиональную медицинскую помощь не только детям, но и взрослым. В медцентрах, помимо диспансеризации, доступны отдельные виды обследований, программы ведения беременности, ЭКО и прочие медицинские услуги — узнать о них больше можно на сайте.
* Лицензия № ЛО-77-01-020707 на осуществление медицинской деятельности АО «К+31» выдана Департаментом здравоохранения города Москвы 11 ноября 2020 года.
** Лицензия № ФС-99-01-009449 на осуществление медицинской деятельности АО «К+31» выдана Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения 29 ноября 2017 года.
Вся информация, касающаяся здоровья и медицины, представлена исключительно в ознакомительных целях и не является поводом для самодиагностики или самолечения.
Источник
Основные принципы диспансеризации детей
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 07:27, реферат
Краткое описание
Основной метод профилактики в педиатрии – диспансеризация здоровых детей. К 1997 г. педиатры наблюдали детей с рождения до 15-летнего возраста, а в настоящее время – до 18-летнего. Во время диспансеризации проводится комплексная оценка здоровья с определением группы здоровья. Соответственно определяется объем и характер оздоровительных и лечебных мероприятий детям с выявленной патологией или склонностью к ней. В современных условиях диспансеризация являются основной формой работы детских поликлиник.
Вложенные файлы: 1 файл
5диспасеризация детей.docx
Основные принципы диспансеризации детей
Диспансеризация здоровых детей
Общие принципы диспансеризации
Профилактическая работа фельдшера должна занимать 80 % рабочего времени. Если в прошлом главное внимание было привлечено к тяжелым острым заболеваниям инфекционной и неинфекционной природы, то в настоящее время, по мере социальных преобразований, улучшения лечебного и профилактического процессов, снижения детской заболеваемости и смертности, наибольшую активность приобретает предупреждение возникновения, развития заболеваний и перехода их в хроническую форму. Для успешного осуществления этого врач должен быть вооружен эффективными методами работы, основу которых составляет диспансерное обслуживание населения.
Под диспансеризацией понимается такая система активных мероприятий, которая обеспечивает регулярное наблюдение медицинских работников за здоровыми детьми с проведением соответствующих профилактических мероприятий, раннее выявление заболеваний и их лечение до полного восстановления функции пораженного органа, оздоровления окружающей среды. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как «состояние полного телесного, душевного и социального благополучия».
Задачи фельдшера на ФАПе
Перед фельдшером на ФАПе стоят задачи — воспитание здорового ребенка, обеспечение оптимального физического и нервно-психического его развития, дальнейшие снижение заболеваемости и смертности детей. При проведении диспансеризации детского населения выделяют два этапа: осуществление комплексных медицинских осмотров; организация лечебных и оздоровительных мероприятий детям с выявленной патологией.
Главный врач поликлиники и заведующий педиатрическим отделением составляют план проведения профилактических осмотров детей. При организации и осуществлении этой работы педиатрическая медицинская служба руководствуется приказом МЗ СССР № 60 «О дальнейшем совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи детскому населению в городах».
Частота осмотра детей, посещающих детские дошкольные учреждения: в возрасте от 1 года до 3-х лет — 1 раз в месяц; от 3 лет и старше — 1 раз в 3 месяца. Дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья, осматриваются по показаниям. Осмотры другими специалистами проводятся в отмеченные в таблице сроки.
Комплексная оценка состояния здоровья
При осмотре ребенка фельдшер должен не только выявить у него заболевания, но и оценить уровень физического и нервно-психического развития, резистентность организма, функциональное состояние органов и систем, определить группу здоровья, дать рекомендации по проведению профилактических, воспитательных, оздоровительных и лечебных мероприятий с установлением группы по физкультуре и группы закаливания.
Диспансеризация здоровых и больных осуществляется согласно положению о диспансеризации, утвержденному МЗ СССР № 1000 1.10.1981 г.
Отбор больных для диспансерного обслуживания проводится фельдшером. В обязательном порядке диспансерному наблюдению подлежат больные туберкулезом, кожно-венерическими, онкологическими, сердечно-сосудистыми, психоневрологическими болезнями, заболеваниями зобом, глаукомой и рядом других не эпидемических и инфекционных заболеваний.
Основными элементами диспансеризации в работе являются:
• активное выявление больных с начальными стадиями патологического процесса;
• полное клиническое обследование;
• динамическое наблюдение за состоянием здоровья;
• осуществление комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий, включающего амбулаторное лечение, госпитализацию, санатарно-курортное лечение, диетическое питание, трудоустройство;
• знакомство с условиями труда и быта с целью установления связи между ними и выявленными заболеваниями, разработка мер по устранению вредных факторов среды и обеспечению наиболее благоприятных условий жизни человека;
пропаганда среди диспансерных контингентов рационального режима питания, труда и отдыха;
• периодическое обобщение данных об эффективности диспансеризации.
Основные документы по диспансеризации
Основными документами, которые надлежит завести на больных, состоящих на диспансерном учете, является медицинская карта амбулаторного больного и контрольная карта диспансерного наблюдения.
Диспансеризация взрослого населения страны проводится в соответствии с приказом МЗ СССР № 770 от 30.05.86 г. «О порядке проведения всеобщей диспансеризации населения». Основной ее целью является осуществление комплекса мероприятий, направленных на формирование, сохранение и укрепление здоровья населения, предупреждение развития заболевания, снижение заболеваемости.
• ежегодный медицинский осмотр всего населения с проведением лабораторных и инструментальных исследований;
• дообследование нуждающихся с использованием всех современных методов диагностики;
• выявление заболеваний на ранних стадиях;
• определение и индивидуальную оценку состояния здоровья;
• разработку и проведение комплекса необходимых медицинских и социальных мероприятий, динамическое наблюдение за состоянием здоровья населения.
Диспансеризация включает в себя 4 последовательных этапа:
• определение диспансеризуемых контингентов населения;
• активное выявление больных и правильная организация их учета;
• активное систематическое наблюдение за диспансеризуемыми лицами, комплексное лечение, патронаж;
• организация общественных профилактических мероприятий;
• диспансерная работа контролируется заведующим отделением.
ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПО СКРИНИНГ-ПРОГРАММЕ
По приказу МИНЗДРАВА СССР ОТ 30.05.84 г. №. 610 От 30.05.86 №780 диспансеризация детей и подростков должна проводиться с использованием специальной скрининг-программы, разработанной НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи Госкомсанэпиднадзора РФ.
Дети с предмиопией и нарушениями опорно-двигательного аппарата
Дети с предмиопией и нарушениями опорно-двигательного аппарата осматриваются ежегодно.
Вся скрининг-программа состоит из 10 тестов и дифференцирован-на для обследования детей и подростков разного возраста. Включенные в нее тесты позволяют выявить отклонения со стороны нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, мочевыделительной, эндокринной систем, ЛОР-органов, органов зрения, опорно-двигательного аппарата, физического развития, а также аллергические заболевания и реакции.
Заключительный диагноз устанавливается врачом школы или специалистами поликлиники.
Этапность обследования по скрининг-программе
• 1-й этап — доврачебное обследование — выполняется медсестрой школы;
• 2-й этап — осмотр детей, выявленных с помощью тестов врачом школы;
• 3-й этап — осмотр специалистами поликлиники учащихся, направленных врачом школы на консультацию.
При данной организации осмотров медсестра школы выполняет полное доврачебное обследование самостоятельно. При этом повышается роль среднего медперсонала, персонально используется рабочее время врача школы и специалистов поликлиники.
Врач школы получает возможность уделить особое внимание не только учащимся с хроническими заболеваниями, но и учащихся со значительными отклонениями функционального характера, выявленными в результате тестовых исследований.
Источник